МАРТИН V
Том XLIV, С. 168-174
опубликовано: 15 апреля 2021г.

МАРТИН V

Объявление об избрании папы Римского Мартина V. Миниатюра из «Хроники...» У. фон Рихенталя. Сер. XV в. (Konstanz. Rosgartenmuseum. 1. Fol. 96r)Объявление об избрании папы Римского Мартина V. Миниатюра из «Хроники...» У. фон Рихенталя. Сер. XV в. (Konstanz. Rosgartenmuseum. 1. Fol. 96r)

(25.01.1369 или 1370, Дженаццано, Лацио - 20.02.1431, Рим; до избрания папой Оддоне Колонна), папа Римский (с 11 нояб. 1417). Считается, что его избрание положило конец схизме в католической Церкви, начавшейся после переезда пап из Авиньона в Италию (1378), хотя антипапы действовали в правление этого понтифика и позднее. Происходил из влиятельного рим. рода Колонна, ветви Дженаццано; его родители - Агапито Колонна и Катерина Конти, принадлежавшая к др. ветви того же рода. Известно, что при папе Римском Урбане VI (1378-1389) Колонна занимал должности референдария (докладчика прошений) и протонотария в Римской курии, т. е. он, по-видимому, получил университетское образование в области права (вероятно, в Павии или в Перудже). В 1380-1409 гг. носил титул епископа Урбино (без епископского рукоположения); владел неск. церковными бенефициями, в т. ч. в Льежском еп-стве во Фландрии. В 1401-1405 гг. апостольский администратор субурбикарной кафедры Палестрины, древнего владения семейства Колонна.

Сложное положение католич. Церкви в нач. XV в. было связано с обстоятельствами схизмы, начавшейся вскоре после смерти папы Римского Григория XI (1370-1378), к-рый вернул папскую кафедру из Авиньона в Рим и завершил тем самым период «Авиньонского пленения пап» (1309-1378). Его преемник Урбан VI стремился любыми средствами упрочить папскую власть, но, имея вспыльчивый и резкий характер и проводя проитал. политику, он восстановил против себя франц., испан. и некоторых влиятельных итал. кардиналов, а также многих европ. правителей. В кон. 1378 г. недовольные кардиналы собрались в Фонди, где объявили о низложении Урбана VI и избрали папой Роберта, гр. Женевского (антипапа Климент VII (1378-1394)), к-рый сделал местом своего пребывания Авиньон. Т. о., в Европе появились 2 папы, которые отлучали друг друга от Церкви и настаивали на законности собственного избрания. Европ. правители заявляли о поддержке Урбана VI и его преемников Бонифация IX (1389-1404), Иннокентия VII (1404-1406) и Григория XII (1406-1415) (рим. линия) или Климента VII и его преемника антипапу Бенедикта XIII (1394-1423) (авиньонская линия), руководствуясь преимущественно политическими интересами. Мн. светские правители, католич. иерархи и влиятельные университетские теологи видели главной задачей прекращение схизмы и восстановление церковного единства.

12 июня 1405 г. папа Иннокентий VII возвел О. Колонну в достоинство кардинала-диакона рим. ц. Сан-Джорджо-ин-Велабро. Кардинал участвовал в переговорах по подготовке примирительного Собора, открывшегося (без папской санкции) в Пизе в 1409 г., затем в заседаниях Собора (см. Пизанские Соборы). В ходе соборных заседаний Григорий XII и Бенедикт XIII, отказавшиеся явиться на Собор лично или направить своих офиц. представителей, были признаны раскольниками, низложены и отлучены от Церкви. Колонна, прибыв на Собор как сторонник Григория XII, в Пизе присоединился к кардиналам, избравшим антипапу Александра V (1409-1410), преемником которого стал антипапа Иоанн XXIII (1410-1415) (пизанская линия). Александр V и Иоанн XXIII даровали семье Колонны ряд привилегий; братья Колонны были назначены викариями городов Кастро и Рипи. В 1412 г. кард. О. Колонна был назначен генеральным викарием Рима и архипресвитером ц. Сан-Джованни-ин-Латерано (Латеранская базилика, см. Латеранский комплекс), в 1413 г.- легатом в герц-стве Сполето, в Перудже, Тоди, Терни и Амелии. За поддержку Иоанна XXIII папа Григорий XII отлучил его от Церкви (1411). Вместе с Иоанном XXIII Колонна приехал на Констанцский Собор (1414-1418). В ночь на 21 марта 1415 г. он бежал с антипапой из города, но затем вернулся в Констанц. После низложения Иоанна XXIII (29 мая 1415) и Бенедикта XIII (26 июля 1417; низложен Собором, но до конца жизни считал себя законным понтификом) и отречения от Папского престола Григория XII (4 июля 1415) избрание нового папы, «единственного, истинного и несомненного Римского понтифика», должно было положить конец церковной схизме. В результате компромисса между кардиналами, настаивавшими на своем каноническом праве избирать понтифика, и герм. кор. Сигизмундом I Люксембургом (1410-1437; император с 1433) и его сторонниками, считавшими, что право избрания папы Римского принадлежит Вселенскому Собору, была выработана особая процедура избрания папы: участие в избрании принимают представители 5 соборных наций (итальянской, французской, германской, английской и испанской; по 6 епископов или клириков от каждой нации), законно избранным папой Римским может считаться лишь кандидат, который получит 2/3 голосов кардиналов и 2/3 голосов выборщиков от каждой нации.

8 нояб. 1417 г. начались заседания конклава (состоял из 23 кардиналов и 30 представителей наций). Согласно решению членов конклава, голосование было открытым и письменным. Первая подача голосов (scrutinium) состоялась 10 нояб., 2-я - 11 нояб. Поскольку ни один из кандидатов не получил 2/3 голосов, было решено следовать процедуре «присоединения» (accessus), в ходе к-рой каждый из выборщиков мог изменить свой голос в пользу одного из 4 кандидатов, набравших наибольшее число голосов: Амедео ди Салуццо (ок. 1361-1419), Жана Алларме де Броньи (ок. 1342-1426), Франческо Ландо (ок. 1350-1427) или Оддоне Колонны. Большинство голосов было пересмотрено в пользу кард. О. Колонны; остальные члены конклава не стали возражать против его кандидатуры, вследствие чего было объявлено, что избрание совершилось «единодушно и единогласно» (unanimiter et concorditer). Впоследствии отмечалось, что столь быстрый переход от разногласий и споров к полному согласию может быть объяснен лишь благодатным воздействием Св. Духа (см.: Brandmüller W. Das Konzil von Konstanz: 1414-1418. Paderborn etc., 1997. Bd. 2. S. 366-370). Понтифик принял имя Мартин в честь св. Мартина, еп. г. Туроны (ныне Тур) († 397), память которого совершалась в день избрания. Через 2 дня в кафедральном соборе Констанца кард.-еп. Остии и Веллетри Ж. Алларме де Броньи рукоположил М. во пресвитера; на следующий день, 14 нояб., состоялось епископское рукоположение М. (его также провел кард. Ж. Алларме де Броньи), а 21 нояб. прошла церемония папской коронации.

Своими первыми буллами М. утвердил принятые до его избрания декреты Констанцского Собора. Буллой «Inter cunctas» от 22 февр. 1418 г. он подтвердил приговоры осужденным Собором еретикам Джону Уиклифу, Яну Гусу и Иерониму Пражскому. 21 марта 1418 г. на 43-й сессии Констанцского Собора были одобрены 7 папских декретов, относящихся к церковным реформам in membris (букв.- «в членах»), т. е. устанавливавших надлежащее соотношение центральной и местной церковной властей, определявших принципы взаимодействия церковных и светских властей на разных уровнях, исправлявших недостатки в работе местных церковных институтов (тексты см.: CCCOGD. Vol. 2. Pt. 1. P. 623-628; Mansi. T. 27. Col. 1174-1176). Отменялись все экземпции, дарованные папами и антипапами мон-рям, церквам и проч. соборным владениям во время церковной схизмы; папа обещал впредь не пользоваться правом экземпции (декрет «Attendentes quod»). Недействительными объявлялись все произвольные объединения бенефициев периода схизмы (декрет «Uniones et incorporationes»). Папа Римский отказывался от права на изъятие fructus medii temporis, т. е. доходов от бенефиция, получаемых во время его вакантности (декрет «Item fructus»). Под угрозой церковного отлучения запрещалась симония, т. е. покупка или продажа церковных должностей и посвящений в сан; действие декрета распространялось и на лиц, имевших папское или кардинальское достоинство (etiam si pontificali aut cardinalatus praefulgeant dignitate) (декрет «Multae contra simoniacam»). Отменялись папские диспенсации держателям бенефициев, за исключением диспенсаций на время обучения в ун-тах; держатели бенефициев, к-рые в течение 6 месяцев после издания декрета не приняли посвящения в сан и не начали заниматься пастырским окормлением прихожан, должны были лишиться права на бенефиций (декрет «Quoniam beneficia»). Папа Римский заявил об отказе от взимаемой со всех клириков десятины (decima); она могла собираться лишь однократно «ради пользы всей Церкви» в случае «великой и острой нужды», с согласия кардиналов и епископов (декрет «Praecipimus et mandamus»). Прелатам и клирикам предписывалось даже в обиходе носить одеяния, полагавшиеся им по сану, и не облачаться в мирские одежды (декрет «Inter ceteros clericorum»).

Медаль с изображением папы Римского Мартина V. Аверс. Реверс. 1417 г.Медаль с изображением папы Римского Мартина V. Аверс. Реверс. 1417 г.

Для урегулирования разногласий с соборными нациями были заключены соглашения (concordata). Сохранились тексты соглашений, заключенных от имени М. вице-канцлером кард. Ж. Алларме де Броньи с 4 нациями (тексты см.: Concordati di Costanza / Ed. A. Mercati // Raccolta di Concordati su materie ecclesiastiche tra la Santa Sede e le autorità civili. R., 1919. P. 144-168); было ли заключено соглашение с итал. нацией - неизвестно. Согласно этим договоренностям, устанавливалось постоянное число кардиналов - 24; новых кардиналов папа должен был назначать с учетом рекомендаций коллегии кардиналов; ограничивались возможности папы принимать решения, касающиеся распределения бенефициев, без консультации с представителями национальных Церквей и местными епископами; определялся порядок выплаты аннатов; выделялся круг вопросов, относящихся к юрисдикции папской курии; кардиналам запрещалась коммендация епархиальных храмов и мон-рей; допускалось владение лишь 1 бенефицием. В соглашении с герм. нацией особо оговаривалось, что все виновные в симонии или незаконном приобретении бенефициев в период схизмы после принесения покаяния получат полное прощение и будут освобождены от церковных наказаний.

19 апр. 1418 г. во исполнение решения о регулярном проведении вселенских Соборов (следующий должен был состояться через 5 лет, 2-й - через 7 лет, а далее Соборы надлежало созывать через каждые 10 лет) папа объявил, что очередной Собор соберется в г. Павии. 22 апр. Констанцский Собор был завершен. Кор. Сигизмунд I и франц. кор. Карл VI предлагали М. обосноваться в их владениях, соответственно в Базеле или в Авиньоне, но он предпочел вернуться в Италию. В мае папа покинул Констанц; из-за того, что за время отсутствия в Риме понтифика его власть в подчиненных Папскому престолу владениях сильно ослабла, а также из-за недостатка средств возвращение в Рим затянулось больше чем на 2 года. На момент избрания папе не подчинялись города обл. Романья и главный из них - Болонья (городские власти отказались принять папского легата). Стремясь упрочить свою власть в регионе, являвшемся папским владением, но где правили фактически независимые местные князья, М. пытался ограничить их власть и в янв. 1418 г. распорядился поручать управление городами в папских владениях священнослужителям.

Нек-рое время М. провел в Женеве, 3 сент. 1418 г. он прибыл в Мантую, по дороге посетил Павию и Милан, где в его честь были устроены празднества. В Милане папа освятил главный алтарь кафедрального собора (в память об этом событии после смерти М. там была воздвигнута статуя). С февр. 1419 г. М. находился во Флоренции; 10 мая 1419 г. он возвысил статус Флорентийского диоцеза до архиеп-ства.

Чтобы вернуться в Рим, который в 1413 г. был захвачен войсками Владислава I Дураццо, кор. Неаполя (1386-1414), а с 1417 г. контролировался кондотьером Браччо да Монтоне, М. пришлось вести переговоры с наследовавшей брату Джованной II, кор. Неаполя (1414-1435). Папа, формально являвшийся сюзереном Неаполитанского королевства, признал права королевы на престол и встал на ее сторону в конфликте с мужем, Жаком II де Бурбоном, графом де Ла Маршем (1393-1438); также М. добился возвращения Беневенто в состав Патримония св. Петра. Брат М., Джордано Колонна, еще с авг. 1417 г. участвовал в борьбе за Рим между кондотьерами Браччо да Монтоне и Муцио Аттендоло Сфорцей на стороне последнего. Кор. Джованна II приказала своему кондотьеру Сфорце покинуть Рим. Папа же со своей стороны секретной буллой (нояб. 1419) пресек претензии арагонской династии на неаполитанский престол и признал наследником бездетной Джованны II герц. Людовика III Анжуйского (1417-1434). 25 сент. 1420 г. М. вернулся в Рим. Однако там он периодически менял место своего пребывания, выбирая между главными рим. церквами, а летом переезжал во владения своей семьи в окрестностях Рима, в т. ч. в Дженаццано, где построил замок.

После нового конфликта с Людовиком III Анжуйским в 1420 г. Джованна II усыновила и назначила своим преемником Альфонса V, кор. Арагона; отношения папы с королевой ухудшились. С Браччо да Монтоне, соперником Сфорцы, наоборот, М. удалось заключить союз: кондотьер вернул Папскому престолу герц-ство Сполето, города Орвието, Нарни и Орте и был назначен правителем Перуджи, Тоди и Ези. В 1423 г. его полномочия были продлены, но затем ситуация снова изменилась: Джованна II порвала отношения с Альфонсом Арагонским, и 2 июня 1424 г. ее войска совместно с папскими разгромили Браччо да Монтоне при Л'Акуиле; через неск. дней могущественный военачальник умер. Этот успех привел к окончательному подчинению Папскому престолу Перуджи: городом с этого времени должен был управлять легат, назначаемый папой и одобренный коммуной; также была изменена система сбора налогов.

В 1419 г. при посредничестве Болонского еп. Никколо Альбергати (1417-1443) начались переговоры о примирении папы с городскими властями Болоньи. Было заключено соглашение, по к-рому коммуна Болоньи сохраняла право самостоятельно избирать должностных лиц, кроме подеста́ - его утверждал папа Римский, а в его отсутствие епископ. Также коммуна обязалась внести крупные суммы на военные расходы папы в конфликте с кондотьером Браччо да Монтоне. Почти через 10 лет, в 1428 г., в Болонье вспыхнуло восстание, папский легат бежал, и были избраны собственные правители («реформаторы»); в 1429 г. папа признал их власть.

Хотя М. был избран на Папский престол на Констанцском Соборе, он сразу стал защищать прерогативы Римского понтифика перед Собором: на последних соборных сессиях он неоднократно отмечал, что папа обладает высшим и безусловным авторитетом в вопросах веры и церковных реформ. В мае 1418 г. М. осудил попытку представителей польск. делегации, недовольных ситуацией, сложившейся по делу доминиканца Иоганна Фалькенберга, подать апелляцию Собору на решение папы Римского (подробнее см. в ст. Констанцский Собор). Тем не менее, выполняя соборные решения, в 1423 г. М. созвал Собор в Павии, на котором планировалось обсудить основные текущие проблемы, в частности взаимоотношения с гуситами и возможность заключения унии с правосл. Церковью. Открывшийся 23 апр. Собор не смог собрать представительные делегации, а папа и большинство кардиналов из-за продолжавшихся на территории Италии войн находились все это время в Риме. В июне в связи с начавшейся эпидемией чумы Собор был перенесен в Сиену (заседания возобновились в июле). На Соборе остро проявились концилиаристские тенденции, особенно в деятельности делегатов из Франции, к-рые призывали приступить к более радикальному реформированию церковного устройства. Папа в Сиену не приехал, и Собор ограничился подтверждением решений Констанцского Собора, осуждением еретиков и антипапы Бенедикта XIII, находившегося в укрепленном замке Пеньискола в Испании. В февр. 1424 г. Собор был распущен; местом созыва следующего Собора был намечен Базель.

Завершение схизмы в католической Церкви и возвращение Папского престола в Рим мало способствовало разрешению одного из крупнейших международных конфликтов средневек. Европы - Столетней войны (1337-1453). Триумфальные кампании англ. кор. Генриха V (1413-1422) в Нормандии, подкрепленные его дипломатическим успехом, привели к подписанию мира в Труа (1420), по к-рому англ. монарх признавался законным наследником франц. короны и регентом при больном франц. кор. Карле VI Безумном (1380-1422). Отказ М. признать условия этого договора позволил впосл. его преемнику папе Римскому Евгению IV (1431-1447) на Базельском Соборе провозгласить Карла VII законным королем Франции (1434).

После смерти антипапы Бенедикта XIII в мае 1423 г. при поддержке Альфонса V, кор. Арагона, был избран др. испанец, антипапа Климент VIII (1423-1429). Ввиду того что М. отверг условия Альфонса V, предусматривавшие расширение королевских полномочий по распоряжению бенефициями и церковными доходами в его владениях, король отказался принять при дворе папского легата и запретил подданным обращаться в Рим. В результате переговоров (с 1427) папскому легату кард. Пьеру де Фуа удалось склонить Альфонса V к соглашению; значительную помощь в переговорах ему оказал королевский секретарь каноник Альфонсо (Алонсо) де Борха (папа Римский Каллист III в 1455-1458). После этого Альфонс V принудил Климента VIII отказаться от претензий на папскую тиару; поддерживавшие его кардиналы и гр. Жан IV д'Арманьяк также признали главенство М.

Одной из важнейших задач М. была реформа папской курии, прежде всего объединение 3 курий, действовавших во время схизмы,- римской, авиньонской и пизанской. В целом папа стремился выполнять требования, выдвинутые Констанцским Собором: уменьшить число куриальных чиновников, исправить нравы в курии, отказаться от продажи должностей, исключить из курии мирян и т. д. Так, если в кон. 10-х гг. XV в. среди персонала 3 курий насчитывалось 18 секретарей, то к кон. 30-х гг. их осталось 4. Количество референдариев, ограниченное Констанцским Собором, при М., напротив, заметно выросло; утвердилось распределение референдариев между канцелярией милости (cancellaria gratiae) и канцелярией правосудия (cancellaria iusticiae), отвечавшими соответственно за разбор просьб и жалоб. В 1418-1420 гг. М. учредил в качестве самостоятельного органа датарию апостольскую, занимавшуюся распределением бенефициев и выдачей папских диспенсаций, а также реформировал апостольскую пенитенциарию и установил требование для адвокатов консистории не менее 3 лет преподавать право в ун-те. Буллой «In apostolicae dignitatis specula» от 1 сент. 1418 г. папа начал преобразования служб курии (писцов, аббревиаторов и т. д.) и трибунала Римской Роты (см. Rota Romana); др. меры по упорядочению деятельности Римской курии, прежде всего в сфере судебных дел, были зафиксированы в буллах «Statuimus» (от 7 апр. 1421) и «Romani Pontificis providentia» (от 1424).

М. привлекал к работе в курии гл. обр. итальянцев, занимавших ключевые посты, хотя сразу после окончания схизмы и объединения курий значительным было число представителей др. регионов.

Согласно заключенным на Констанцском Соборе соглашениям, М. не должен был увеличивать число кардиналов (24) и, по-видимому, к этому не стремился. В 1419 г. в порядке компенсации он возвел в достоинство кардинала ранее отказавшегося от претензий на Папский престол Бальтазара Коссу (антипапа Иоанн XXIII), к-рому когда-то служил. 23 июля 1423 г. М. тайно назначил 2 кардиналов (их имена были объявлены лишь 8 нояб. 1430), 24 мая 1426 г.- 12 (в т. ч. двоих из них - Просперо Колонну, племянника М., и Джулиано Чезарини - in pectore), объявив их также 8 нояб. 1430 г. В тот день состоялось 3-е назначение, но назначенные тогда кардиналы Хуан Касанова, еп. Эльна (совр. деп. Вост. Пиренеи, Франция), и Гийом де Монфор, еп. Сен-Мало, были объявлены таковыми уже после смерти М. папой Евгением IV. Но в целом М. хотел ослабить влияние коллегии кардиналов и, по свидетельству современников, не очень считался с мнением ее членов.

Надгробие папы Римского Мартина V. Ок. сер. XV в. (Латеранская базилика, Рим)Надгробие папы Римского Мартина V. Ок. сер. XV в. (Латеранская базилика, Рим)

В историографии принято рассматривать переговоры М. с православными иерархами в контексте заключенной позднее Флорентийской унии (1439) (см. Ферраро-Флорентийский Собор). 18 янв. 1418 г. в Констанц прибыл правосл. митр. Киевский Григорий Цамблак; 25 февр. он был принят М. Инициатором этой поездки был польск. кор. Владислав (Ягайло). Митрополит должен был подтвердить намерение короля осуществить объединение католиков и православных на подвластных ему территориях (подробнее см. в ст. Констанцский Собор). Весной 1420 г. папа назначил легата на предстоящий Собор в К-поле, который должен был состояться по предложению имп. Мануила II Палеолога (1391-1425). В июне 1422 г. в К-поль был направлен папский посланник Антонио да Масса Мариттима. Он заручился согласием фактического правителя Иоанна VIII Палеолога (император в 1425-1448) на проведение Собора, где планировалось обсудить разногласия между католическими и православными Церквами и определить пути разрешения церковного раскола. В 1426-1430 гг. папа и визант. император обменялись посольствами; в ходе переговоров были рассмотрены спорные вопросы, касавшиеся догматов о пресуществлении и об исхождении Св. Духа.

Согласно распоряжению папы Урбана VI, 1423 год по прошествии 33 лет после предыдущего юбилея стал новым юбилейным годом (см. «Annus sanctus»). Ввиду того что в Италии в это время шла война между Миланом с одной стороны и Венецией и Флоренцией - с другой, среди паломников преобладали выходцы из др. европ. регионов. Секретарь папы итал. гуманист Джованни Франческо Поджо Браччолини (1380-1459) сравнивал появление паломников (их насчитывалось несколько десятков тысяч человек) с нашествием варваров и жаловался на принесенные ими грязь, вшей и болезни.

Осуждение со стороны понтифика вызвало празднование в 1420 г. очередного юбилея католич. св. Фомы Бекета, отмечавшегося с 1220 г. 20 марта 1423 г. М. издал буллу «Ad hoc potissimum», согласно которой право принимать решение о проведении местных юбилеев сохранялось только за понтификом. Все иные юбилеи упразднялись. Однако с 1418 по 1429 г. с разрешения папы устраивались традиц. юбилеи на юге Франции, в Рокамадуре и Ле-Пюи-ан-Веле.

В отношении нищенствующих орденов М. придерживался политики умеренной поддержки обновленческих движений. В 1418 г. он отменил все привилегии, дарованные предыдущими понтификами ордену Святейшего Спасителя (см. Биргиттинский орден), основанному католич. св. Биргиттой Шведской, но 7 апр. 1419 г. все-таки утвердил деятельность ордена. В 1422 г. папа запретил основывать смешанные мон-ри, предусмотренные уставом этого ордена. В нояб. 1418 г. М. признал тосканский орден Слуг Пресв. Девы Марии нищенствующим и буллой «Sedis Apostolicae providentia» от 16 марта 1424 г. утвердил орденскую ветвь терциариев. М. выступал против ереси «малых братьев», радикального течения францисканских спиритуалов (см. Фратичелли), распространившегося в это время в Марке. Обвинениям в ереси идолопоклонства подвергался при М. францисканец-обсервант католич. св. Бернардин Сиенский: он призывал народ почитать Святейшее Имя Христово, используя в проповедях таблички с монограммой Христа (IHS). В 1427 г. монах был вызван в Рим. Во время диспута (нач. июня) в присутствии папы Бернардин Сиенский не только сумел опровергнуть обвинения, но и получил разрешение проповедовать в рим. церквах на протяжении 80 дней.

В понтификат М. в Чехии начались беспорядки, спровоцированные казнью Яна Гуса на Констанцском Соборе. 1 марта 1420 г. папа призвал верующих участвовать в крестовом походе против гуситов, к-рый закончился, впрочем, неудачей. 12 июля 1420 г. М. даровал отпущение грехов участникам буд. крестового похода под рук. имп. Сигизмунда I против турок, поручил архиепископам Майнца, Трира и Кёльна собирать деньги на это предприятие.

В 1418 г. съезд раввинов, собравшихся в Форли, обратился к понтифику с просьбой отменить антииудейские законы, введенные в 1415 г. буллой «Etsi doctoribus gentium» антипапы Бенедикта XIII. 10 февр. 1422 г. М. подтвердил буллу «Sicut Judaeis» (ок. 1120) папы Римского Каллиста II, к-рая на условиях признания евреями «своего вечного рабства» гарантировала им защиту (в т. ч. от принуждения к принятию крещения), свободу совершения обрядов, сохранение собственности и проч. М. подтвердил разрешение евреям заниматься любой деятельностью, отдыхать во время иудейских праздников и работать во время христианских. Папа повторил запрет на насильственное крещение евр. детей и чтение враждебных евреям проповедей. В 1430 г. М. подтвердил освобождение евреев от ношения особых знаков, данное в 1402 г. папой Римским Бонифацием IX.

В 1425 г. папа даровал герц. Жану IV Брабантскому право основать в Лувене (ныне Лёвен, Бельгия) ун-т (тогда он не имел богословского фак-та). В 1427 г. М. одобрил планы создания при ц. Сант-Аполлинаре в Риме коллегии для обучения бедных студентов (не была основана), поддерживал деятельность ун-тов в Перудже, Болонье, Турине, а за пределами Италии - в Монпелье, Нанте, Саламанке, Вальядолиде и др.

Папа стремился подчеркнуть главенство Рима и возродить его величие, т. к. за годы церковной схизмы город пришел в запустение: на рим. форуме паслись коровы, развалины античных зданий служили источником материалов для построек. При М. впервые за 100 с лишним лет Рим стал постоянной резиденцией папской курии. Понтифик признал ряд учреждений, символизировавших самоуправление города, назначил начальника полиции и приступил к уничтожению разбойничьих притонов. Современные М. авторы говорят о сохранявшихся при нем в Риме спокойствии и безопасности. Подобные меры принимались и в др. городах Патримония св. Петра.

В 1419 г. М. учредил ряд должностей для восстановления порядка в Риме и создал комиссию для наблюдения за реставрацией рим. храмов, на что были выделены значительные средства. В 1425 г. папа подтвердил городские статуты 1363 г. и принял закон против роскоши. Тогда же он принял меры по упорядочению деятельности мясников, торговцев рыбой и скорняков, а также по урегулированию торговли зерном.

В 1430 г. по случаю перенесения в Рим мощей св. Моники, матери блж. Августина, папа произнес речь: «Поскольку у нас есть св. Августин, что нам до остроумия Аристотеля, красноречия Платона, мудрости Варрона, удивительной серьезности Сократа, авторитета Пифагора, умения Эмпедокла? Нам эти люди не нужны, нам достаточно Августина… Если мы ищем истины, учености и страха Божия, кто будет для нас поучительнее, мудрее и, так сказать, святее, чем Августин?» (цит. по: Pastor. 1901. S. 230). Эти слова свидетельствуют не только о благочестии понтифика, но и о том, что произведения античных писателей были хорошо известны в то время и входили в образовательный стандарт; во многом это была заслуга деятелей итал. гуманизма. М., как и большинство др. пап эпохи Ренессанса, охотно пользовался услугами гуманистов; за годы работы Констанцского Собора многие из них получили европ. признание. Секретарями курии были поэт и гуманист Антонио Лоски (ок. 1368-1441) и собиратель рукописей флорентинец Поджо Браччолини, к-рый в годы куриальной службы написал диалог «О скупости» (De avaritia), посвященный племяннику папы кард. П. Колонне. Филолог и лексикограф Гаспарино Барцицца (1360-1431) с 1418 г. числился секретарем без обязательства находиться при Римской курии. Известно, что понтифик хотел возвести в достоинство кардинала итал. ученого, богослова Леонардо Дати (1360-1425), генерального магистра ордена доминиканцев, но не успел этого сделать из-за его кончины. По поручению М. папский посланник А. да Масса Мариттима привез из К-поля греч. рукописи «Биографий философов» Диогена Лаэртского и соч. «Против греческих заблуждений» Мануила Калеки; по заказу папы эти произведения были переведены монахом-камальдулом Амброджо Траверсари (1386-1439).

В 1425 г. М. стал сам назначать лиц, руководивших работами по строительству и благоустройству города (магистров строений и улиц), к-рые отвечали за разрешение территориальных и имущественных споров, следили за соблюдением чистоты, состоянием проездов, водоснабжением и т. д. В Риме при М. частично были реставрированы Латеранская базилика, базилика св. Петра, Ватиканский дворец, Пантеон и замок Св. ангела, церкви Санта-Мария-Маджоре и Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. Были отремонтированы мосты через Тибр, некоторые городские ворота укреплены башнями. Дворец сенаторов на Капитолии был украшен башней, которая носит имя М. Папа оказал помощь в реставрации церквей в Авиньоне, Венеции, Орвието и Веллетри.

В 1427 г. М. поручил Джентиле да Фабриано (ок. 1370-1427) написать в Латеранской базилике фрески со сценами жития Иоанна Предтечи. Среди этих фресок (не сохр.) было и изображение понтифика с 10 кардиналами. После смерти Дж. да Фабриано роспись закончил Антонио Пизанелло († 1455). В 1428 г. Мазолино да Паникале (ок. 1383 или 1381 - ок. 1440) и Мазаччо (1401-1428) получили папский заказ на 2-сторонний полиптих для рим. базилики Санта-Мария-Маджоре (в наст. время панно из него находятся в разных музеях).

Папа уделял внимание прикладному искусству; находясь во Флоренции, он заказал для себя тиару, украшенную 8 фигурами ангелов работы скульптора и ювелира Лоренцо Гиберти (ок. 1378-1455). М. часто дарил прелатам, государям и военачальникам роскошные предметы облачения, оружие, драгоценности.

В окт. 1428 г. в папскую капеллу поступил выдающийся музыкант и композитор фламандец Гийом Дюфаи (1397-1474), к-рый продолжил службу и при папе Римском Евгении IV (подробнее о деятельности Дюфаи см. в ст. Италия).

М. собирал богослужебные и другие книги, занимался их реставрацией, заботился о сохранности церковных архивов. В Ватиканской библиотеке сохранилась происходившая из Авиньона рукопись бревиария, к-рая принадлежала М.

М. покровительствовал своей семье в более скромных масштабах по сравнению с др. папами эпохи Ренессанса. Возможно, причина в том, что род Колонна, как и семейство Орсини, был одним из самых влиятельных и богатых в обл. Лацио. Тем не менее папский секретарь Поджо Браччолини в своих записках упрекал М. в непотизме. Возвышение семьи Колонна в Риме при М. привело к конфликту этого рода со следующим понтификом, венецианцем Евгением IV, к-рый даже был вынужден на неск. лет покинуть город. Брат М., Джордано Колонна, участвовавший в переговорах с неаполитанской кор. Джованной II, получил титулы князя Салерно и герцога Венозы в ее владениях, др. брат, Лоренцо Колонна,- титул графа Амальфи. Свою сестру Паолу М. выдал замуж за правителя Пьомбино Герардо д'Аппиано, племянницу Катерину - за Гвидантонио да Монтефельтро, синьора Урбино. Др. племянницу, Анну, он выдал замуж за князя Тарантского Джованни Антонио Орсини, представителя рода, соперничавшего с родом Колонна.

Буллами «Dum onus universalis gregis» и «Nuper siquidem cupientes» от 1 февр. 1431 г. М. объявил о созыве Базельского Собора и назначил легатом на нем кард. Джулиано Чезарини, однако вскоре скончался. Он был похоронен в Латеранской базилике в Риме. Надпись на надгробии составил А. Лоски, в ней папа назван «утешением своего времени» (temporum suorum foelicitas). В 1853 г. захоронение было перенесено на др. место внутри храма.

М. был одним из первых пап эпохи Ренессанса, в правление к-рого выявились первостепенные для того времени проблемы. После завершения церковной схизмы главной целью понтификата М. было сохранение примата папы Римского над Соборами, утверждение абсолютной власти понтифика. Те качества, которые впосл. станут рассматриваться как характерные для пап XV - 1-й пол. XVI в.,- тенденция к обмирщению, преобладание политических и светских интересов, непотизм - наметились в правление М. Главными успехами деятельности М. считаются преодоление последствий церковной схизмы и восстановление роли Рима. Кардинальные церковные преобразования произошли позже, уже в ходе Контрреформации.

Ист.: Contelori F. Martini V vita: Ex legitimis documentis collecta. R., 1641; Ottenthal E., von. Die Bullenregister Martins V. und Eugens IV. Innsbruck 1885; Le «Liber officialium» de Martin V / Ed. F.-Ch. Uginet. R., 1975; Acta Martini Papae V: (1417-1431) / A cura di A. L. Tăutu. R., 1980; Guglielminetti M. Lettera del prete Gianni a papa Martino V (1426): Testo e commento // Studi politici in onore di L. Firpo / A cura di S. R. Ghibaudi, F. Barcia. Mil.,1990. Vol. 1. P. 87-108.
Лит.: Volta Z. Papa Martino V a Milano // Archivio storico lombardo. Mil., 1886. Vol. 13. P. 837-865; Fromme B. Die Wahl des Papstes Martins V. // RQS. 1896. Bd. 10. S. 133-162; Pastor L., von. Geschichte der Päpste seit dem Ausgang des Mittelalters. Freiburg i. Br., 1901. Bd. 1. S. 209-279; Haller J. England und Rom unter Martin V. // QFIAB. 1905. Bd. 8. S. 249-304; Zaoli G. Lo studio bolognese e papa Martino V // Studi e Memorie per la Storia dell'Università di Bologna. 1912. N 3. P. 107-188; idem. Libertas Bononie e papa Martino V. Bologna, 1916; Mengozzi N. Papa Martino V e il concilio ecumenico di Siena. Firenze, 1918; Valentini R. Lo Stato di Braccio e la guerra aquilana nella politica di Martino V (1421-1424) // ARSRSP. 1929. Vol. 52. P. 223-380; Fink K. A. Martin V. und Bologna (1428-1429) // QFIAB. 1931/1932. Bd. 23. S. 182-217; idem. Die politische Korrespondenz Martins V. nach den Brevenregistern // Ibid. 1935/1936. Bd. 26. S. 172-244; Loenertz R. Les dominicains byzantins Théodore et André Chrysobergés et les négociations pour l'union des églises grecque et latin de 1415 à 1430 // AFP. 1939. T. 9. P. 5-61; Baix F. La Chambre apostolique et les «Libri annatarum» de Martin V (1417-1431). Brux.; R., 1947-1960. 2 vol. in 3 pt.; Partner P. The Papal State under Martin V: The Administration and Government of the Temporal Power in the Early XVth Cent. L., 1958; idem. Comuni e vicariati nello Stato pontificio al tempo di Martino V // La crisi degli ordinamenti comunali e le origini dello stato nel Rinascimento / A cura di G. Chittolini. Bologna, 1979. P. 227-261; Laurent V. Les préliminaires du Concile de Florence: Les neuf articles du pape Martin V et la réponse inédite du patriarche de Constantinople Joseph II (oct. 1422) // REB. 1962. T. 20. P. 5-60; Kennedy R. W. The Contribution of Martin V to the Rebuilding of Rome, 1420-1431 // The Renaissance Reconsidered: A Symposium. Northampton (Mass.), 1964. P. 27-52; Dykmans M. D'Avignon à Rome: Martin V et le cortège apostolique // Bull. de l'Institut Historique Belge de Rome. 1968. T. 39. P. 203-310; Lombardo M. L. La Camera Urbis: Premesse per uno studio sulla organizzazione amministrativa della città di Roma durante il pontificato di Martino V. R., 1970. P. 365-409; Annibaldi G. L'azione repressiva di Martino V contro i ribelli di Jesie i fraticelli di Maiolati, Masaccio e Mergo // Picenum Seraphicum. Falconara Masittima, 1974. Vol. 11. P. 405-430; Bedont E. M. La bolla «Sedis apostolicae» di Martino V e i laici dei Servi di Maria // Studi Storici dell'Ordine dei Servi di Maria. R., 1978. Vol. 28. P. 273-303; Harvey M. M. Martin V and Henry V // AHPont. 1986. T. 24. P. 49-70; eadem. Martin V and the English, 1422-1431 // Religious Belief and Ecclesiastical Careers in Late Medieval England: Proc. of the Conference held at Strawberry Hill, Easter 1989. Woodbridge etc., 1991. P. 59-86; Laurioux B. Le «Registre de cuisine» de Jean de Buckenheim, cuisinier du pape Martin V // MEFR.MA. 1988. T. 100. P. 709-760; Brandmüller W. Papst und Konzil im Grossen Schisma (1378-1431): Studien und Quellen. Paderborn etc., 1990; idem. Martin V. und die Griechenunion: Der «Sermo in presentacione cuiusdam episcopi Ruteni» des Mag. Mauricius Rvacka in Konstanz, 25. Febr. 1418 // Life, Law and Letters: Hist. Studies in Honour of A. García y García. R., 1998. Vol. 1. P. 133-148; Barone G. La presenza degli ordini religiosi nella Roma di Martino V // Alle origini della nuova Roma: Martino V (1417-1431) / A cura di M. Chiabò e. a. R., 1992. P. 353-365; Walsh K. J. An Augustinian Gift to Pope Martin V // Analecta Augustiniana. R., 1992. Vol. 55. P. 163-179; Nieto Soria J. M. El pontificado de Martín V y la ampliación de la soberanía real sobre la iglesia castellana (1417-1431) // En la España medieval. Madrid, 1994. Vol. 17. P. 113-132; Weiss S. Kurie und Ortskirche: Die Beziehungen zwischen Salzburg und dem päpstlichen Hof unter Martin V (1417-1431). Tüb., 1994; De Vincentiis A. Religiosità, politica e memoria agli del Quatrocento: Il giubileo di Martino V // La storia dei giubilei / A cura di G. Fossi. Firenze, 1997. Vol. 1. P. 294-311; O'Foghludha R. M. Roma Nova: The Santa Maria Maggiore Altarpiece and the Rome of Martin V: Diss. N. Y., 1998; Drabina J. Kontakty listowne papieża Marcina V z królem Władyslawem Jagiełłą // Studia historyczne. Kraków, 2002. Rocz. 45. Zesz. 1. S. 3-16; Poeschke J. Martin V. als Restaurator Urbis // Rom und das Reich von der Reformation / Hrsg. N. Staubach. Frankfurt a. M. etc., 2004. S. 9-20; Studt B. Papst Martin V. (1417-1431) und die Kirchenreform in Deutschland. Köln etc., 2004; Uginet F.-Ch. Une carrière sous le pontificat de Martin V: Le vice-camérier Benedetto Guidalotti // Offices et papauté (XIVe-XVIIe siècle): Charges, hommes, destins. R., 2005. P. 783-791; Pöpper T. Zur ursprünglichen Aufstellung und zum «idealen» Betrachter des Grabdenkmals Papst Martin V. in S. Giovanni in Laterano // ZfK. 2007. Bd. 70. N 1. S. 55-68; Concetta B. Martino V // DBI. 2008. Vol. 71. P. 280-282; Albl S. Zwei Grabmäler des 15. Jh. in San Giovanni in Laterano: Das Grabmal von Papst Martin V. und das des Kardinals Antonio Martinez de Chaviez // Mitteilungen der Gesellschaft für Vergleichende Kunstforschung in Wien. W., 2011. Bd. 63. N 1/2. S. 16-25; Nesselrath A. Martin V. «Restaurator urbis»: Konstanz und die Folgen für die Ewige Stadt // Das Konstanzer Konzil, 1414-1418: Weltereignis des Mittelalters. Stuttg., 2013. S. 219-223.
М. А. Юсим
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • МАРТИН I [Мартин Исповедник] († 16.09.655), папа Римский (с 5 июля 649), исп. (пам. 14 апр.; пам. зап. 13 апр.)