МАРТИНИАН
Том XLIV, С. 193-196
опубликовано: 16 апреля 2021г.

МАРТИНИАН

Содержание
Прп. Мартиниан. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30–40-е гг. XI в.Прп. Мартиниан. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30–40-е гг. XI в.

[Греч. Μαρτινιανός] († между 399 и 413), прп. Кесарийский (пам. 13 февр.). Единственный источник сведений о М.- ранневизант. Житие (BHG, N 1179), сохранившееся в большом количестве списков (известно как минимум 37) и представленное неск. редакциями, взаимоотношения между которыми не изучены. Автор Жития сообщает, что лично знал М. Согласно этому тексту, с детства возлюбивший Бога М. в 18 лет ушел из родного города (вероятно, Кесарии Палестинской) в пустыню рядом с горой Топос Кивоту (букв. перевод с греческого (κιβώτου τόπος) - «Место ковчега»; из др. источников неизвестна, в этом названии, возможно, сохр. воспоминание о пребывании в тех краях ковчега завета, который в XII-XI вв. до Р. Х. переносили по территории Самарии, гора, видимо, входит в состав гряды Кармила (в 10-15 км от Кесарии)). Там М., получив от Бога дар исцеления и изгнания бесов, прожил 25 лет (согласно прп. Симеону Метафрасту - 26). Все эти годы он переносил бесовские нападения. Однажды нечистый дух в виде огромного змея сделал вид, что подкапывает основание кельи, но М. лишь посмеялся над бесом. Видя, что подвижник не испугался, бес задумал более изощренное искушение. Он внушил некой блуднице замысел соблазнить М. Она случайно услышала о святом в Кесарии от людей, к-рые восхищались его подвигами и добродетелями, особенно ее задели похвалы целомудрию пустынника, живущего вдали от людей, и женщина вызвалась доказать, что как только он встретится с искушением в виде красавицы, то не устоит. Переодевшись в рубище и спрятав в суме свои наряды и украшения, она в грозовую ночь подошла к келье М. и смиренно попросила у него убежища. Сжалившись над женщиной, М. пустил ее внутрь, но, опасаясь за свое целомудрие, удалился в дальнюю комнату. Ночью диавол смутил М. блудным помыслом, и он вышел утром с намерением выпроводить женщину, но увидел уже не промокшую странницу, а великолепно одетую красавицу. Ошеломленный этой переменой, подвижник стал внимать льстивым речам распутницы, к-рая уверяла, что влюблена в него и не видит причины, чтобы им не сочетаться браком, ведь Свящ. Писание не требует от человека вести столь суровый образ жизни. М. поддался уговорам и согласился вступить с ней в связь, но, опасаясь, как бы их не застали приходившие к нему люди, вышел осмотреться. Оставшись наедине со своими мыслями, он по обыкновению начал молиться и вдруг почувствовал горькое раскаяние. М. разжег костер и дважды вошел в него, напоминая себе об адском пламени. Увидев обожженного М., к-рый предпочел телесную муку наслаждению, женщина тоже почувствовала страх Божий и раскаялась. Она бросила в костер, разожженный М., свои украшения и попросила у него прощения. М. отправил ее в мон-рь прп. Павлы († 404) в Вифлееме, где она подвизалась 12 лет (по нек-рым спискам - 10) в строгом воздержании. В знак того, что ее покаяние принято, Бог наделил ее даром исцелять людей.

Через 7 месяцев ожоги прошли и М. решил спасаться от плотских искушений подальше от людей. Придя в гавань (Кесарии Палестинской?), он нашел корабельщика, который отвез его на необитаемую скалу посреди моря, точнее не локализуемую. Живя там под открытым небом и плетя корзины из пальмовых ветвей, М. отдавал сделанное на продажу корабельщику, который взамен привозил ему еду 2-3 раза в год. Диавол продолжал нападения на святого, пытаясь устрашить его огромными, в 15 локтей высотой волнами, грозящими захлестнуть остров, но М. не испугался стихии. Тогда бес сделал так, что через 6 лет (в нек-рых списках - 10) пребывания М. на острове у его берегов разбился корабль, с которого спаслась, уцепившись за доску, очень красивая девица 25 лет (по нек-рым спискам - 20). Поняв ухищрение диавола и то, что его ожидает новое испытание, М. все же не оставил девушку без помощи. Он вытащил ее и рассказал о своей договоренности с корабельщиком, к-рый сможет забрать ее с острова, когда приедет за корзинами. Оставив спасенной все свои запасы еды, М. бросился в бушующее море, но его подхватил дельфин и довез до берега (согласно BHG, N 1179e - к некоему храму св. Киприана).

Прп. Мартиниан. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 371)Прп. Мартиниан. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 371)

Оказавшись на берегу, М., чтобы избежать искушений, решил переходить из города в город, нигде не задерживаясь. Так он обошел 164 города (возможно, это заняло ок. 2 лет), пока не оказался в Афинах. Там он вошел в церковь, лег на каменную скамью и, предчувствуя близкую кончину, попросил привести к нему епископа, к-рому было видение о М. После архиерейского благословения М. мирно скончался.

Девушка же, дождавшись корабельщика, поняла, что уже не хочет покидать остров. Она попросила его заботиться о ней так же, как он заботился о М. Жена корабельщика переодела девушку в муж. монашескую одежду и вместе с мужем приезжала к ней раз в 3 месяца, привозя еду и пряжу для рукоделия. Отшельница жила там в строгом постничестве и молитвах 6 лет. Она скончалась за 2 месяца (по нек-рым спискам - за 2 дня) до очередного приезда корабельщика и его жены, к-рые перевезли ее останки в Кесарию, где местный епископ с почестями похоронил их.

Житие М. представляет собой один из интереснейших образцов монашеской лит-ры, близкий к жанру сказания. Оно состоит из 2 равных частей, сюжеты в к-рых повторяются в одинаковом порядке: искушение природной силой, искушение женщиной, духовная победа и дальнейший подвиг святого, обращение женщины к монашеской жизни и ее кончина. В частности, именно такая схема объясняет, почему Житие заканчивается смертью не М., а девушки, оставшейся на о-ве. В Житии сравнительно мало географических реалий, а те немногие, к-рые имеются, либо слишком общи (Кесария Палестинская, Афины), либо не подтверждаются другими источниками (гора Место ковчега), что отличает его от прочих памятников палестинской агиографии и приближает к жанру романа. Житие послужило основой для сокращенного Жития (BHG, N 1179c), анонимных редакций (BHG, N 1179d-e) и текстов прп. Симеона Метафраста (BHG, N 1178); от него зависят Житие в Императорском Минологии (BHG, N 1179b) и новогреческое (Cantabr. S. Trin. 1360 (O.7.32). F. 67-100v), а также энкомий Михаила Хониата (XII-XIII вв.) (BHG, N 1180). Оно было переведено на славянский (Творогов О. В. Переводные жития в рус. книжности XI-XV вв.: Кат. М.; СПб., 2008. С. 82; Иванова. Biblioth. hagiogr. С. 467-468) и грузинский (см.: Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 158) языки.

Имена обращенных М. женщин в оригинале Жития, по всей видимости, отсутствовали. Они появляются значительно позднее (их нет в К-польском синаксаре) и имеют, вероятно, символический характер: имя 1-й женщины - Зоя - Жизнь (как знак новой, благой жизни бывш. распутницы) и имя 2-й - Фотиния - Светлая (как знак спасительного просветления девушки). Имя Фотиния впервые появляется в редакции BHG, N 1179e, датируемой XIV в., однако в этом тексте имя 1-й женщины не Зоя, а Ерминиона.

Упоминание прп. Павлы и ее монастыря (построен ок. 390) позволяет сделать нек-рые хронологические выкладки: так, раскаявшаяся блудница, видимо, прибыла в обитель не ранее 390 г. (возможно, несколькими годами позднее, т. к. об обители уже говорится, как об известном месте) и, поскольку она застала прп. Павлу живой († 404), не позднее 404 г. Соответственно она скончалась между 402 и 416 гг. М., к-рый после расставания с ней, согласно основной версии Жития, прожил ок. 9 лет, скончался между 399 и 413 гг.

Впервые память М. встречается в Палестинском грузинском Синаксаре под 13 февр. (Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 158). Под тем же числом он упоминается и в К-польском Синаксаре (SynCP. Col. 825), где уточняется, что его синаксис в Константинополе совершался в храме ап. Петра при Св. Софии. Частицы мощей М. хранятся в храме Воскресения Христова в Иерусалиме (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 213).

Ист.: Rabbow P. Die Legende des Martinians // WSt. 1895. Bd. 17. S. 253-293; Παπαδόπουλος-Κεραμεύς ᾿Α. Συλλογὴ παλαιστινῆς καὶ συριακῆς ἁγιολογίας // ППС. 1907. Т. 19. Вып. 3(57). С. 85-103; ActaSS. Febr. T. 2. Col. 666-671; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 3. Σ. 256-259.
Лит.: ЖСв. Февр. С. 256-273; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 71; Janin R. Martiniano // BiblSS. Vol. 8. Col. 1226-1228; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 305; Бугаевский А. В. Святые преподобные Мартиниан, Зоя и Фотиния (Светлана). М., 2002.
А. Ю. Виноградов

Иконография

Прп. Мартиниан. Роспись ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино. 1317–1318 гг.Прп. Мартиниан. Роспись ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино. 1317–1318 гг.

Единоличный образ М. входит в программу росписей монастырских храмов, занимая свое место в чине преподобных. Наиболее ранний вариант храмового декора, включающий сонм монашеских изображений, представлен мозаиками кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-40-е гг. XI в.). Полуфигура М. помещена в медальоне в юго-зап. части наоса в числе 13 преподобных, среди к-рых - Пахомий Великий, Иоанн Лествичник, Макарий Великий; он изображен фронтально, в правой руке держит крест, ладонь левой раскрыта перед грудью; волосы с сильной проседью расчесаны на прямой пробор, борода клиновидная, чуть короче средней длины, облачен в темно-коричневую полумантию (из-под нее видны охристые поручи подрясника и схима), голова не покрыта. В храмах Св. Горы Афон единоличное изображение М. в чине преподобных встречается в росписи неоднократно начиная с XIV в.: в великой паперти (лити) кафоликона монастыря Хиландар (1321/22) - на сев. стене в 1-й зоне росписи, между прп. Алексием, человеком Божиим, и прп. Нестором; в кафоликоне мон-ря Дионисиат (1546/7, мастер Дзордзис Критский) - руки разведены в стороны, в левой развернутый вверх свиток, между преподобными Онуфрием и Дорофеем; в наосе кафоликона мон-ря Дохиар (1567/68) - на сев. стене; на юж. стене в зап. части трапезной церкви Великой Лавры (1-я четв. XVI в.) - в 1-м ярусе вместе с образами др. преподобных отцов, между Макарием Великим и Максимом Исповедником; в трапезной церкви мон-ря Дохиар (1700, мастер иером. Дамаскин с Яннины) - на юго-зап. стене при входе, рядом с образами преподобных Марии Египетской и Зосимы Палестинского. В целом образ святого соответствует описанию его облика в греч. руководстве для иконописцев - Ерминии, составленной художником-афонитом иером. Дионисием Фурноаграфиотом (ок. 1730-1733). Так, в разд. «Преподобные отцы наши отшельники: Внешний вид их и надписания» содержится следующий текст: «Святой Мартиниан, старец с остроконечной бородой, говорит: беги, монах в пустыню и спасайся» (Ерминия ДФ. С. 171).

Прп. Мартиниан. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 100)Прп. Мартиниан. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 100)

Образ М. включен в минейные циклы (под 13 февр.) в миниатюрах рукописей и в настенной росписи храмов. Одно из ранних сохранившихся изображений представлено на миниатюре, предваряющей Житие святого в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 371, 1-я четв. XI в.). М.- средовек с темными волосами и короткой бородой - показан вполоборота влево, преклоняющим колена в молитве, его взор обращен к небесному сегменту с благословляющей Десницей Господа (в левом верхнем углу), руки протянуты в молении; святой изображен на фоне пустынного гористого пейзажа с редкими растениями, в отдалении виднеется скромное архитектурное сооружение; облачение М. составляют мантия и хитон, голова не покрыта. В лицевых рукописях образ М. представлен также в Минологии (ГИМ. Греч. № 376 (Син. греч. № 183). Fol. 50v, 2-я четв. XI в.); в Октоихе из университетской б-ки в Мессине (Италия; Mess. Salvad. 51. Fol. 141r, кон. XII в.); в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 100, кон. XV в.) - фронтально в рост, средовеком с темными волосами и короткой клиновидной бородой, на нем серо-коричневая мантия, светлый с сиреневым оттенком подрясник, коричневая схима, аналав, куколь лежит на плечах; правая рука перед грудью в молении, в опущенной левой закрытый свиток. Образ М. в минейных циклах настенных росписей ряда балканских храмов: в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318) - в рост, орант, по облику, составу и цвету одежд (схима темно-синяя, под ней аналав) - напоминает образ на мозаике в кафоликоне Осиос Лукас, но здесь меньше проседи в темных волосах; в нартексе ц. Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (1390-1391),- в рост; в ц. свт. Николая в Пелинове (1717-1718) - погрудно. В росписи афонских храмов: в трапезных мон-рей Вел. Лавра (2-я четв. XVI в., мастер Феофан Стрелицас Вафас) и Дионисиат (1602/03, мастер мон. Даниил).

Устойчивость изображения М. в рус. минейных циклах на февр., а также выбор образа именно этого святого из списка др. святых, чья память празднуется в тот же день, обусловлены тем, что в наиболее раннем иконописном подлиннике новгородской редакции по Софийскому списку (кон. XVI в.) под 13 февр. приведено имя только М. с кратким описанием облика: «Преподобнаго отца нашего Мартиана. Преподобный Мартиан сед, брада Власьева [сщмч. Власия Севастийского]; наконцы не остра. Манатья [мантия] багор бел, ряска вохра с белилы» (Иконописный подлинник новгородской ред. по Софийскому списку кон. XVI в.: С вариантами из списков Забелина и Филимонова // СбОДИ. 1873. Отд. 2. С. 22); в Забелинском списке подлинника облик М. уподоблен облику св. Маркиана (пресвитера К-польского; «…брада короче Афанасьевы [свт. Афанасия Великого]»; Там же. С. 19), память к-рого отсутствует в Софийском списке (Там же. С. 22. Примеч. 1). Еще один вариант уподобления облика М. дан в иконописном подлиннике сводной редакции XVIII в.: «…подобием сед, брада и власы аки Климентовы [свт. Климента, папы Римского], кудреват, ризы преподобническия, мантия багряная, исподняя вохра с белилом» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 270; Большаков. Подлинник иконописный. С. 73). В руководстве для иконописцев, составленном в 1910 г. акад. В. Д. Фартусовым, описание облика М. имеет признаки смешения неск. источников. Так, несмотря на уподобление облику свт. Климента, характерной чертой к-рого является короткая клиновидная борода, в руководстве о бороде М. сказано: «...более [длиннее] средней величины»; его изображают «с большой проседью, волосы кудрявы… очень худ от поста, но красив; в одной грубой монашеской одежде. Можно писать ему хартию с надписью: «Воюй на страсти покаянием, да тако возможеши посрамити лукавого»» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 184-185). Образ святого представлен на отдельных иконах на февр. из комплекта годовых миней (кон. XVI в., ВГИАХМЗ; нач. XVII в., ЦАК МДА; икона кон. XIX в. с образами Пресв. Богородицы на полях (частное собрание; см.: Бенчев. 2007. С. 69)); на иконах «Минея годовая» (нач. XIX в., УКМ)) и др.- как правило, везде старец монах с недлинной седой бородой, в руке держит закрытый свиток. На гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1714, 1722; оттиски 2-й четв. XVIII в., РГБ) на листе на февр. М. представлен на фоне перспективного пейзажа (частично утрачен), с горками и облаками, старцем в монашеском облачении, голова покрыта куколем, у него длинная седая борода, правая рука опущена, левую прижимает к груди (см.: Ермакова, Хромов. Рус. гравюра на меди. 2004. С. 41. Кат. 33. 6). На миниатюре Молитвенника кнг. М. П. Волконской, созданного под руководством и при участии акад. живописи проф. Ф. Г. Солнцева в 50-х гг. XIX в. (РГБ ОР. Ф. 218. № 812. Л. 100), М. изображен вполоборота влево, старцем с округлой бородой до середины груди, куколь на голове, левая рука в молении, в правой - свиток.

Лит.: Миjовић. Менолог. С. 275, 356, 385; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 36. Кат. 58; С. 63. Кат. 140; Евсеева. Афонская книга. С. 277; Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007; Τούτος Ν., Θουστέρης Γ. Ευρετήριον της μνμειακής ζωγραφικής του Αγίου ´Ορους, 10ος - 17ος αιώνας. Αθήναι, 2010. Σ. 92, 93, 189, 244, 264, 342, 348, 356, 405.
Э. В. Шевченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также