МАТФЕЙ
Том XLIV, С. 367
опубликовано: 11 мая 2021г.

МАТФЕЙ

Содержание
Прп. Матфей Прозорливый, со сценами жития. Гравюра монаха Илии. Патерик, или Отечник Печерский. К., 1661. Л. 168 об. (РГБ)Прп. Матфей Прозорливый, со сценами жития. Гравюра монаха Илии. Патерик, или Отечник Печерский. К., 1661. Л. 168 об. (РГБ)

(† не ранее 1077/78, после 1088 (?), Киево-Печерский мон-рь), прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, Прозорливый. Сведения о М. содержатся в сказании «О первых черноризцах Печерских», которое помещено в ПВЛ под 6682 (1074) г. (нач.: «Стефану же предержащю манастырь и блаженое стадо, еже бе совокупил Феодосий»), и в Киево-Печерском патерике (в Арсеньевской редакции рассказ о М. опущен). Летописный вариант рассказа является изначальным: сравнение 2 версий показало, что сказание было извлечено из ПВЛ и внесено в Киево-Печерский патерик без к.-л. существенных изменений (Бугославский С. А. К вопросу о характере и объеме лит. деятельности прп. Нестора // ИОРЯС. 1914. Т. 19. Кн. 3. С. 171). Вместе с посланиями свт. Симона, еп. Владимиро-Суздальского, и киево-печерского инока Поликарпа оно составило основу патерика, к-рый впосл. продолжал пополняться агиографическими и летописными текстами преимущественно печерского происхождения. Есть основания полагать, что краткий рассказ о М. входил в состав не дошедшего до нас древнего Жития прп. Антония Печерского (кон. XI в.). На это указывают слова Поликарпа, который в рассказе «О блаженем Агапите лечци» (нач. 30-х гг. XIII в.), обращаясь к киево-печерскому архим. прп. Акиндину, пишет: «Якоже блаженый Нестер в Летописци написа о блаженых отцих: о Демиане, и Еремеи, и Матфеи, и Исакыи, в Житии святаго Антониа вся си вписана суть житиа их, аще и вкратце» (Древнерус. патерики. 1999. С. 42).

Повествование о старце М., наделенном даром прозорливости, представляет собой описание 3 его чудесных видений. Первое произошло во время богослужения в Успенском соборе Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра). Старец увидел беса в образе поляка («ляха»), который ходил между монахами и бросал на них цветки; те, к кому цветки приставали, начинали дремать, а затем под каким-нибудь предлогом покидали церковь, уходили в кельи и засыпали; те же, от кого они отпадали, оставались в храме до завершения службы. Данный сюжет не имеет аналогов в христианской агиографии. Схожий мотив испытания духовной чистоты и крепости с помощью цветов содержится в одной из популярных буддийских сутр (Вималакирти нирдеша сутра), первоначально написанной на санскрите в I-II вв. В кит. переводе этой сутры («Веймоцзе со шо цзин») читаем: «И была среди нас Небесная Дева, сыплющая цветы. Она раскидывала их среди святых - и все цветы падали на землю. Когда же она стала бросать их на учеников, то цветы пристали к ним и уже не падали. Небесная Дева сказала тогда: «Земные привязанности, овладевшие вами, еще живут, вот почему цветы к вам пристали. Они не пристают только к тому, у кого привязанности к земле совсем исчезли»» (Пу Сун-Лин (Ляо Чжай, псевд.). Монахи-волшебники: Рассказы о людях необычайных / Пер., коммент.: В. М. Алексеев. М., 1957. С. 537).

Видение прп. Матфеем осла на месте игумена. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 111)Видение прп. Матфеем осла на месте игумена. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 111)

Второе видение случилось, когда М. отдыхал после заутрени, сидя под монастырским билом. Его взору предстала идущая от ворот толпа во главе с бесом верхом на свинье. На вопрос старца, куда они идут, бес ответил: «За Михалем Тольбековичем». Поначалу М. не придал особого значения увиденному. Только спустя время он обеспокоился судьбой брата и отправил к нему своего келейника, к-рый узнал, что Михаль после заутрени бежал из обители. Третье видение, как и 1-е, произошло во время утренней службы в монастырском соборе. На месте игумена прп. Никона старец увидел осла и «разуме, яко не встал есть игумен». Отношение к этому рассказу не было однозначным, он не включен в Кассиановские редакции Киево-Печерского патерика (1460 и 1462). Вероятно, по этой причине повествование о М. отсутствует в Арсеньевской редакции памятника. По всей видимости, составители исходили из того, что рассказ о 3-м видении М. оскорбляет память игум. Никона (ср.: в Феодосьевской редакции: «Стоящю ему на заутренеи, возрев, виде беса, на игумене месте стояща…» (Абрамович. С. 97)). Между тем в Житии прп. Феодосия Печерского (кон. XI или нач. XII в.) прп. Нестор называет Никона великим и уподобляет его одному из 3 светил (наряду с Антонием и Феодосием), стоявших у истоков Киево-Печерской обители. В историографии также утвердилось мнение, что рассказ, в котором прп. Никон изображен в виде ленивого и упрямого животного, оскорбляет его память (М. Д. Присёлков, Д. С. Лихачёв, Н. И. Милютенко и др.). Однако образ осла может трактоваться и как символ перехода от жизни земной к жизни вечной (Фрейденберг О. М. Въезд в Иерусалим на осле: Из евангельской мифологии // Она же. Миф и лит-ра древности. М., 1978. С. 522). Такая интерпретация образа восходит, вероятно, к древнеинд. почитанию осла как божества смерти (Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы: Реконструкция и ист.-типологич. анализ праязыка и протокультуры. Тб., 1984. Т. 2. С. 563). Видение можно интерпретировать как знамение скорой кончины настоятеля, о к-рой М. (как и положено прозорливцу) был извещен ранее всех в мон-ре.

Время жизни М. в обители следует относить к сер.- кон. XI в. На это указывают слова летописи о том, что «при сем бо старци (М.- Ю. А.) Феодосии преставися, и бысть Стефан игумен, и по Стефане Никон, сему и еще сущю старцю» (ПВЛ. СПб., 1996. С. 82). Преставление Феодосия датируется 3 мая 1074 г., игуменство прп. Стефана приходится на 1074-1077/78 гг., прп. Никона - на 1077/78-1088 гг. Встречающаяся в литературе датировка успения М. 1085 г. не находит подтверждения в источниках. Если рассматривать 3-е видение как знамение скорого преставления игум. Никона († 1088), то кончину М. можно отнести ко времени после 1088 г.

М. с прозвищем Прозорливый упоминается Афанасием Кальнофойским в «Тератургиме» среди святых, мощи которых находятся в Ближних пещерах рядом с мощами прп. Иеремии Прозорливого (К., 1638. Л. 17; Описание Киево-Печерской лавры. С. 290). Ок. 1643 г. по благословению Киевского митр. свт. Петра (Могилы) протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг составил «Канон печерским святым», где М. прославляется вместе с преподобными Онисифором и Иеремией во 2-м тропаре 3-й песни канона. Общецерковное почитание установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., по которым разрешалось печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. был определен день празднования Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших.

Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 190-191; Т. 2. Стб. 181-182; Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. К., 1991р. С. 96-97; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик / Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 76-77.
Лит.: Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 20; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 43-44; Лихачев Д. С. Комментарии // ПВЛ. СПб., 1996. С. 501; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ.); Артамонов Ю. А. Проблема реконструкции древнейшего Жития Антония Печерского // Средневек. Русь. М., 2001. Вып. 3. С. 70-72; он же. К вопросу о внетекстологических параллелях агиогр. легенд Повести временных лет // Sacrum et Profanum: Сб. науч. тр. Севаст., 2007. Вып. 3. С. 17-20; Присёлков М. Д. Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 20032. С. 125-126; Милютенко Н. И. Святые князья-мученики Борис и Глеб. СПб., 2006. С. 256; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 564-565.
Ю. А. Артамонов

Иконография

Видение прп. Матфея Прозорливого шествия бесов. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 110 об.)Видение прп. Матфея Прозорливого шествия бесов. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 110 об.)

Описание облика М. содержится в неск. иконописных подлинниках кон. XVIII-XIX в. Без указания памяти в Соборе Киево-Печерских святых он представлен в Строгановском толковом иконописном подлиннике (т. н. Клинцовском подлиннике). Почитание святого с домонг. времени и местонахождение его св. мощей в Ближних (Антониевых) пещерах лавры позволили составителю подлинника уподобить его облик облику прп. Антония: «Сед, брада Антониева, на главе клабук черн, риза преподобническая, испод празелень, правою рукою держит за ризу, левую прижал к сердцу» (кон. XVIII в.; БАН. Строг. № 66. Л. 312 - «правая страна», 28-й). В подлиннике из собрания М. П. Погодина в описании М. под 5 окт. дано следующее описание: «Подобием стар, изчерна сед, брада аки Власиева, в клобуке черном, риза преподобническая, руки прижаты к сердцу» (20-е гг. XIX в.; РНБ. Погод. № 1931. Л. 44 об.). В пособии для иконописцев 1910 г., составленном акад. В. Д. Фартусовым, отмечено, что М.- «глубокий старец русскаго типа, прозорливый, с большой, широкой, седой с черноватостью бородой; лицом худощав; во власянице, короткой мантии и круглом клобуке. В руке можно писать хартию с изречением: «Возлюбленне брате, сиди в келлии, воспоминая Бога присно и молися о гресех своих»» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 38).

Одно из ранних изображений М. представлено в лицевой рукописи кон. XV в., включающей текст ПВЛ, т. н. Радзивиловской летописи (БАН. 34.5.30). На миниатюре на л. 100 об. проиллюстрирован рассказ о 2-м видении старца, узревшего толпу бесов, один из к-рых восседал верхом на свинье. М. (без нимба) изображен в левой части миниатюры на фоне архитектурной колонки, обозначающей его келью. Перед ним на фоне лещадок фигуры 5 бесов, идущих от архитектурной колонки справа в направлении старца, наделенный крыльями бес показан сидящим на свинье. М. представлен в рост, в 3/4-ном повороте вправо, голова - фронтально, перстом опущенной правой руки повелительно указывает на землю, левая - поднесена к голове (вероятно, защитительный жест). Монашеские одежды святого составляют охристая ряса, коричневая мантия и такого же цвета схима, голова не покрыта; возраст святого определяется как преклонный благодаря седым, слегка вьющимся волосам, оставляющим открытой большую проплешину надо лбом, и короткой клиновидной бороде, разделенной на 3 «космочки». Вторая миниатюра (л. 111) иллюстрирует 3-е видение старца, узревшего осла на месте игумена. Действие показано в храме во время богослужения (монах и певчие), в центре стоит М. с указующим перстом правой руки, перед ним рядом с группой монахов осел.

На выполненной мастером мон. Илией в 1656 г. ксилографии из цикла гравюр для 1-го издания Киево-Печерского патерика единоличное изображение М. с 2 житийными сценами на том же листе предваряет текст Жития святого (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 168 об. (те же доски в изд. 1678 и 1701 гг.; Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. № 1519. С. 763-764). Преподобный изображен в рост, в развороте вправо, правая рука протянута вперед в жесте моления, левая приложена к груди; вверху - небесный сегмент с лучами; на пейзажном фоне с горками и деревом позади М. слева показана пещерная келья святого, за ней виден храм. Внизу в 2 клеймах проиллюстрированы эпизоды видений. В клейме слева - видение шествия бесов: М. сидит у кельи, правой рукой опирается на посох, левая, как на миниатюре в Радзивиловской летописи, поднесена к лицу, мимо в направлении слева направо (от святого) проходят бесы; за холмом видны монастырские строения. Справа - сцена в храме: М. взирает на беса, который стоит посреди церкви и бросает цветы на группу монахов. Во всех случаях М. изображен с нимбом, по сторонам фигуры на центральном изображении надпись: «       ». Он одет в рясу, мантию, на голове куколь. На клейме со сценой в храме в состав облачения М. гравер включил епитрахиль, указав т. о. на иерейский сан святого.

Взятая за основу в издании Патерика 1702 г. гравюра мастера мон. Илии была переработана гравером Леонтием Тарасевичем и композиционно, и стилистически в соответствии с требованиями новой эпохи с ее стремлением к «живоподобию» (К., 1702. Л. 180 об.; гравюры с тех же досок - К., 1768. Л. 130 об.). Центральное изображение приобрело характер зарисовки из монастырской жизни: в отдалении на фоне Великой лаврской церкви видны фигурки 2 монахов, слева - поросший кустарником и деревцами холм, в котором за закрытой дверью находится вход в келью святого. М. словно вышел из кельи, опираясь на посох в правой руке, он направляется влево, голова обращена назад. У ног преподобного - пара зайцев. М.- сурового вида старец с длинной клиновидной бородой, в глубоком остроконечном куколе, надвинутом по самые брови, в рясе и мантии, спадающих тяжелыми складками; в правой руке держит четки (надпись слева от головы: «       ». Сцены видений расположены в соответствии с очередностью изложения в Житии, слева - видение в храме, справа - ход бесов. Изображение хорошо детализировано особенно в 1-м клейме: показано убранство храма с иконостасом, в котором отчетливо видны иконы местного ряда, резные царские врата, светильники; монашеская братия изображена в момент богослужения - иерей совершает каждение перед солеей; в центре храма стоят 2 группы монахов, нек-рые из них разговаривают, а бес осыпает цветами иноков (надпись: «     »). Образ М. угадывается в правой группе монахов только благодаря наличию нимба. Во 2-м клейме наиболее всего сохранена композиция первоначальной гравюры, но при этом акцентировано бесовское шествие, тогда как образ сидящего у своей кельи М. (с нимбом) показан в профиль, словно в тени строения (надпись: «     »). Близкий вариант этой гравюры, выполненный Яковом Кончаковским, вошел в следующие издания Патерика (К., 1762. Л. 130 об.- инициалы гравера I. C., рисунок и детали сцен упрощены, напр., из центральной композиции исключены изображения зайцев; то же - К., 1791. Л. 104).

Образ М. включен в ранние композиции Собора Киево-Печерских святых краткого их состава, известного по сказанию «О первых черноризцах Печерских» и Житий Патерика XVII в. Так, в композиции Собора «Древо Киево-Печерского монастыря» М. представлен на киевской гравюре мастера Акима (монограмма «АК») (1643-1676, ДМКДУ), а также на ее иконописных повторениях: на иконах 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ; см.: Горстка. 2006. Ил. 110) и 1686 г. из ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери Рождественского мон-ря в Ростове (ГМЗРК) - полуфигура М. изображена в 3/4-ном повороте влево в чаше из листьев лозы, образующей справа границу среднего картуша с композицией «Первые святые земли Русской» (4-й снизу образ); на голове куколь, руки у груди, в правой - закрытый свиток, левая - в молении (надпись: «  »). На иконе «Богоматерь Печерская, с Киево-Печерскими святыми» письма игум. Корнилия (Уланова) (1724, ГВСМЗ; происходит из Ризоположенского мон-ря в Суздале) М. изображен в Соборе вместе с «преподобными отцы, яже обретаются напечатаны в патерике киевопечерском» в молении Пресв. Богородице Печерской, в левой группе, в «троице» преподобных (3-й снизу ряд), крайним, вместе с Дамианом и Иеремией Прозорливым. У М. длинная с проседью борода, он представлен в коричневой мантии, черной с красными крестами схиме, на голове черный клобук (в нимбе надпись: «    »; см.: Иконы Владимира и Суздаля / ГВСМЗ. М., 20082. С. 528-533. Кат. 111). Вариант подобного извода с избранными печерскими святыми в коленопреклоненном молении Богоматери Печерской изображен на иконе 1786 г. (собрание Ф. Р. Комарова) - М. в правой группе святых, 1-й во 2-м ряду (вместе с прп. Евстаратием), голова не покрыта (в нимбе рядом с именем указан эпитет «Прозорливый»).

Прп. Матфей Прозорливый, со сценами жития. Гравюра Леонтия Тарасевича. Патерик, или Отечник Печерский. К., 1702. Л. 180 об. (РГБ)Прп. Матфей Прозорливый, со сценами жития. Гравюра Леонтия Тарасевича. Патерик, или Отечник Печерский. К., 1702. Л. 180 об. (РГБ)

В полном варианте композиции «Собор Киево-Печерских святых», на к-ром 2 группы святых, почивающих в Ближних и Дальних пещерах, фланкируют изображения в центре Киево-Печерской иконы Успения Пресв. Богородицы и Великой лаврской церкви, образ М. получает свое постоянное место в левой группе чудотворцев Ближних пещер, стоящих за прп. Антонием Киево-Печерским. Он, как правило, изображается 2-м от края в 9-м ряду, вместе с прп. Иеремией Прозорливым (слева) и прп. Дамианом Целебником, память к-рых празднуется в один день (5 окт.), и рядом с прп. Агапитом Целебником (справа), открывает «пятерицу» святых прп. Никон Сухой. Композиция такого извода известна на гравюрах, начиная с произведений Иосифа Гочемского (кон. XVII - нач. XVIII в.), Василия Белецкого (1751), Мартина Нехорошевского (XVIII в.), Кончаковского (1771, 1774), Герасима Проценко (1821) и др. (РНБ, ГМИИ и др.; см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. № 1505. С. 620; № 1506-1518. С. 623-625; Кн. 4. № 1517. С. 761-763 (на бумаге 1800 г.)). Та же иконографическая схема представлена на иконах 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117); посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ; см.: Иркутские иконы: Кат. / ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР; см.: Алёхина и др. 2006. С. 33. Кат. № 61); сер. XIX в. из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове) посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария); на большом эмалевом образе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии) и др. Примеры изображения М. того же извода в печатной графике: раскрашенные гравюры 1-й четв. XIX в. (РГБ; см.: Алёхина и др. 2006. С. 63. Кат. № 121) и 1-й трети XIX в. (ГЛМ), цветные литографии мастерской Киево-Печерской лавры 1893 (ГЛМ) и 1894 (РГБ; см.: Там же. С. 64. Кат. № 135) и др.

В Ближних пещерах рядом с окошком у места затвора М. находится икона с его поясным изображением.

Ко 2-й пол. XIX - нач. XX в. относятся изображения М., выполненные в академической или близкой к ней манере. В росписи интерьера храма Христа Спасителя образы М. и прп. Иеремии Прозорливого представлены в ряду 34 Киево-Печерских святых на стене лестницы, ведущей из нижнего коридора на хоры юж. части зап. крыла, в нижнем ряду (70-е гг. XIX в., худож. К. А. Горбунов, см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 85-86). В росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновлена в 70-х гг. XX в., ок. 2010; художники - иеродиаконы Паисий и Анатолий), М. входит в группу святых XI в. В росписи Всехсвятской ц. Киево-Печерской лавры, выполненной в 1906 г. под рук. И. С. Ижакевича учеником лаврской иконописной школы Ф. З. Коновалюком, парные образы М. и Иеремии Прозорливого помещены на откосе одного из окон в зап. части храма.

В композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова), на иконах 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (2 в ризнице ТСЛ, СДМ) и на списках иконописцев кон. XX - нач. XXI в. (храм Христа Спасителя, ц. свт. Николая в Клённиках и др.) образ М. показан в нижней части композиции в группе чудотворцев Ближних пещер.

Киево-Печерский инок Афанасий Кальнофойский в «Тератургиме» (К., 1638. Л. 18) среди мощей святых, почивающих в Ближних пещерах, упоминает имя еще одного М.: также «…чудотворный монах, который имел дар пророчества». На последующих планах Ближних пещер имя этого святого не встречается; его церковное почитание неизвестно. Однако существование 2 преподобных с именем Матфей нашло отражение и утвердилось в иконографии Собора Киево-Печерских святых, известной как минимум c кон. XVII - нач. XVIII в. Каждый из преподобных занял свое неизменное для классической схемы этой иконографии место в соответствующем ряду «пятериц» святых. Немаловажным является то, что в иерархии изображений образу 2-го М. отведено более важное место, нежели первому. Он показан в 4-м снизу ряду, замыкающим «пятерицу» с преподобными Кукшей, Илией Муромцем, Марком Гробокопателем и Григорием Чудотворцем. Как правило, в нимбе указано только имя («  » - напр., на гравюре Белецкого, 1756, РГБ; на иконе 1-й трети XIX в., КБМЗ). Вариант извода - на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР): последним в ряду изображен прп. Лука, перед ним М., образ прп. Григория отсутствует, остальные без изменений. В кон. XIX в. встречаются примеры замены образа М. образом др. святого, напр., на литографии 1893 г. (ГЛМ) вместо М. представлен прп. Савва.

Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633. № 1505-1520; Т. 4. С. 761-763. № 1505а, 1517; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 453; Т. 2. С. 164-165; Гончарук В. М., Кабанець Є. П. Дереворит сер. XVII ст. «Родословне древо Киево-Печерського монастиря» як джерело з исторiï Печерськой канонизацiï // Могилянськi читання, 1999. К., 2000. С. 56-63; Горстка А. Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича // ПКНО, 1999. М., 2000. С. 300-314; он же. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006. С. 130-131, 190. Кат. 67; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр. / Авт.-сост.: И. В. Тарноградский. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87; Алёхина Л. И. и др., сост. Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: [Кат.]. М., 2006; Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея / ГРМ. СПб., 2008.
Э. В. Шевченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Cобор всех святых, в Малой России просиявших)
  • АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)
  • ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
  • ИСАИЯ (XI-XII вв.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 15 мая, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих и в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
  • ЛУКА (XII-XIII вв.?), эконом, прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 6 нояб., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
  • НЕКТАРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп. , Киево-Печерский, Послушливый (пам. 29 нояб., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
  • НИКОЛАЙ (Святоша, Святослав Давидович; † ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский
  • НИКОН ВЕЛИКИЙ († 1088), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, игум., прп. (пам. 23 марта, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
  • НИКОН СУХОЙ (2-я пол. XI - 1-я четв. XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 11 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-ППечерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
  • ОНИСИМ (XIII-XVI вв.?), прп. (пам. 21 июля, 4 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе Всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, затворник
  • ОНУФРИЙ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 21 июля, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, Молчаливый
  • АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
  • АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
  • АЛЕКСИЙ ЗАТВОРНИК Киево-Печерский, прп., в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 апр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, в неделю 2-ю Великого поста – в Соборе святых, в Малой России просиявших)