МЕЖИГОРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том XLIV, С. 454-460
опубликовано: 27 мая 2021г.

МЕЖИГОРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Содержание
Межигорский в честь Преображения Господня мон-рь. Акварель Ф. Солнцева. 1843 г.Межигорский в честь Преображения Господня мон-рь. Акварель Ф. Солнцева. 1843 г.

Располагался близ г. Киева, на правом берегу Днепра (совр. с. Нов. Петровцы Вышгородского р-на Киевской обл.). Согласно описанию 1888 г., урочище Межигорье имело «восхитительный вид на Днепр и широко раскинувшееся Заднепровье. Местность, занятая монастырскими постройками и огородом, возвышаясь над уровнем Днепра сажень на десять, лежит длинною полосою между двух высоких и крутых гор, упирающихся боковыми фасами в правый берег Днепра». Т. о., территория мон-ря представляла «собою балку, лежащую в поперечном направлении к Днепру» (Межигiр'я в 1888 р. 2006. С. 189).

Время основания М. м. неизвестно. По монастырской легенде, обитель была основана греч. монахами в 988 г. или св. блгв. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским в 1164 г. Во 2-й пол. ХIХ в. киевские историки Н. В. Закревский и Н. И. Петров датировали появление этих легенд нач. XVII в. (Закревский. 1868; Петров. 1884). Так, согласно монастырскому синодику, заведенному в 1625 г., кн. Андрей Боголюбский основал на месте М. м. храм «Белый Спас».

XVI в.

Первые достоверные сведения о М. м. относятся к нач. XVI в. В первые десятилетия XVI в. в обители имелся храм во имя свт. Николая Чудотворца, а братия получала медовую дань с сел Вышгород (2 кади), Петровское (2 кади), Толстый Лес (1 кадь), Ораное (2 ведра), Козаровичи (5 ведер) и Веремье (4 ведра). Первыми настоятелями были Нифонтий (Вонифатий), Автоном, Адриан и Сильвестр. 12 марта 1523 г. польск. кор. Сигизмунд I дал игум. Мисаилу (Щербине) привилей на «манастырь, прозываемый Межигорскiй, зложене святого Спаса и приделы до него належачiе Святого Николы и Святыхъ Апостолъ Петра и Павла». Мон-рь освобождался от различных повинностей. Киевским воеводам и митрополиту запрещалось вмешиваться в дела обители, «бо мы берем то на нас, Господаря».

В сент. 1555 г., при игум. Онуфрии, Киевским митр. Макарием II были освящены 3 новых деревянных храма: в честь Преображения Господня, во имя свт. Николая Чудотворца и апостолов Петра и Павла; построены деревянные монашеские кельи, хозяйственные помещения и ограда. Возможно, эти церкви на протяжении XVI-XVIII вв., несмотря на позднейшие реконструкции и перестройки, сохраняли то же функциональное назначение: большой Преображенский собор находился в центре монастырской территории, Николаевская ц. была трапезной, а Петропавловская - надвратной.

После Люблинской унии 1569 г. польск. короли стали передавать М. м. во владение писарям коронной «канцелярии руських дел». 1 сент. 1571 г. и 10 мая 1572 г. М. м. и Вышгородское городище были отданы в пожизненное владение королевскому писарю Евтику Васильевичу Высоцкому. После его смерти 12 июля 1580 г. М. м. получил в пожизненное владение Яким Высоцкий (владел до 1595).

О хозяйстве мон-ря в XVI в. известно мало. Земельные угодья располагались непосредственно рядом с обителью, их границы были определены в привилее игум. Мисаилу (Щербине) и впосл. неоднократно подтверждались польск. королями, укр. гетманами и московскими царями. В описании Киевского замка 1552 г. сказано, что жители замкового с. Петровцы Опанас Семибокович и Гаврило Малышкович дают на М. м. по 4 и по 2 ведра меда (Описание Киевского замка. 1886. С. 118). В привилее 1571 г. упоминаются мельница близ мон-ря, пасеки, «медовые дани», «бобровые гоны», рыбные озера, виноградник и сады (Закревский. 1868. С. 463). В последние десятилетия XVI в. земельные угодья М. м. подвергались нападениям местной шляхты и киевских мещан. В результате жалоб игум. Онуфрия М. м. получил несколько королевских охранных привилеев и листов. В 1577 и 1580 гг. польск. кор. Стефан Баторий выдал М. м. привилей на беспошлинный проезд через р. Днепр. В 1578 г. король писал чернобыльскому старосте Ф. С. Кмите по поводу жалоб игум. Онуфрия о невыдаче медовой дани из сел Толстый Лес и Сидоровичи за 6 лет. В 1580 г. кор. Стефан Баторий писал киевским мещанам о разрешении М. м. трижды в году «делать канун», «сытить и продавать мед». В том же году король приказал киевскому ротмистру Касперу Стружчинскому защищать М. м. от «мещанских обид». В 1580 г. игум. Онуфрий жаловался киевскому воеводе кн. Константину Константиновичу Острожскому на притеснения со стороны подвоеводы Матеуша Воронецкого. Регулярными были невыплаты жителями сел Вышгород и Петровцы медовой дани, пошлины за лов рыбы в монастырских озерах и рубку леса. В 1585 г. кн. Константин Острожский выдал охранную грамоту на монастырские земли, леса, озера и виноградники от петровчан, вышгородцев и киевлян.

Дважды, в 1589 и 1592 гг., киевский мещанин Ярмола Опалиха захватывал монастырскую ниву и озера Заподь и Божатин. В 1592 г. М. м. подвергся нападению казаков-повстанцев во главе с писарем Иваном Гренковичем, которые избили игум. Иосифа (Бобровича) и «пошарпали» королевские грамоты на земельные угодья. Вероятно, нападение было инспирировано жителями сел Вышгород, Петровцы и Стрижов. В кон. XVI в. кн. Константин Острожский выдал охранные листы М. м., по его приказам начали уточнять границы земельных угодий и поставили во главе обители игуменов: в 1595 г.- Иосифа (Герасимовича), в 1599 г.- Афанасия (Московитянина; † 1612). Князь выдал им листы на игуменство, хотя предыдущие настоятели получали такие документы только от короля. В XVI в. мон-рь не играл значительной роли в церковной жизни Киева.

XVII в.

Буд. игум. Афанасий в отрочестве воспитывался при дворе кн. Константина Острожского. В 1609 г. Афанасий получил королевскую грамоту на игуменство. В 1610 г. архиеп. Мирликийский Матфей, экзарх К-польского патриарха, выдал игум. Афанасию грамоту на патриаршую ставропигию обители. В 1616-1617 гг. право монастыря на ставропигию подтвердил Монемвасийский митр. Иосиф, экзарх Иерусалимского патриарха. Хлопоты о. Афанасия свидетельствуют об амбициях игумена, претендовавшего на то, чтобы значение его обители не уступало положению Киево-Печерской лавры. При нем распространилось влияние М. м. на Левобережье. Так, «по благословению» игум. Афанасия был основан Густынский во имя Святой Троицы монастырь, к-рый находился под патронатом Межигорской обители.

Во время настоятельства игум. Афанасия в М. м. были построены церкви апостолов Петра и Павла (1607), свт. Николая Чудотворца при трапезе (1609) и Преображения Господня (1611). Все храмы и мон-рь были освящены в апр. 1612 г. Софийским архиеп. Неофитом. В том же году братия М. м. вместе с братиями др. киевских обителей отказалась подчиняться униат. Киевскому митр. Ипатию Потею и признала своим пастырем Софийского митр. Неофита. В марте-апр. 1613 г. игумен и иноки мон-ря были вызваны на суд коронного трибунала в Люблине (Макарий (Булгаков). Т. 6. С. 222, 599).

Межигорский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. 1912 г.Межигорский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. 1912 г.

После кончины игум. Афанасия М. м. возглавлял в 1612-1623 гг. Гедеон (Галичанин). В 20-х гг. XVII в. в обители подвизался буд. прмч. Афанасий (Филиппович). Наибольшего расцвета М. м. достиг при игуменах Варнаве (Лебедевиче) (1630-1663) и Феодосии (Васьковском) (1669-1703). Согласно летописи Густынского мон-ря, на протяжении 3 лет (ок. 1617-1619-1620 (?)) настоятелем М. м. по требованию киево-печерского архим. Елисея (Плетенецкого) был игум. Исаия (Копинский). В 1620 г. Иерусалимский патриарх Феофан IV посетил М. м. и выдал грамоту на ставропигию. 6 окт. того же года патриарх Феофан в сослужении Софийского митр. Неофита и Стагонского еп. Авраамия совершил хиротонию игум. Исаии во епископа Перемышльского и Самборского. Однако поставление игум. Исаии настоятелем М. м. вызвало протест со стороны братии во главе с игум. Герасимом. Согласно летописи Густынского монастыря, в 1620 г., после возвращения еп. Исаии из Густыни, межигорцы не пустили его в обитель. Возможно, происходила борьба между игум. Герасимом и киево-печерским архим. Елисеем (Плетенецким), ставленником которого был игум. Исаия (Кузьмук. 2006. С. 36-37).

В 1625 г., во время казацкого восстания Марка Жмайло, в М. м. был захвачен и убит бывш. киевский войт Федор Ходыка, скрывавшийся в обители и подозревавшийся в связях с униатами (Док-ти до iсторiï унiï. 2001. С. 306-308, 370). В целом если в 1625 г. у братии мон-ря были скорее враждебные отношения с казаками, то позднее, в 30-х гг. XVII в., положение изменилось. В 1630 г., во время казацкого восстания Тараса Федоровича (Трясило), М. м. успешно пережил осаду нем. наемников. К этому году относится 1-е упоминание Межигорья как особого, «казачьего», мон-ря. Во Львовской летописи под 1630 г. говорится, что нем. наемники разграбили Иорданский мон-рь и подступили к М. м., однако монахам удалось подготовиться к обороне (Бевзо. 1971. С. 109). Шляхтич Симеон Окольский принимал участие в подавлении казацкого восстания Якова Острянина в 1638 г. и описал встречу казаков-повстанцев (см. подробнее: Окольский. 1864. С. 195). М. м. обеспечивал переправу для повстанцев и, вероятно, за определенную плату принимал на хранение от казаков награбленное имущество.

Во время национально-освободительной войны Б. М. Хмельницкого М. м. уцелел, но прилегающие угодья и села были разорены. Однако именно на 2-ю пол. XVII в. приходятся основные земельные приобретения обители. 25 июня 1665 г., при игум. Иове (Станиславском), М. м. сгорел. По Андрусовскому перемирию 1667 г. М. м. отошел Речи Посполитой (см.: Мицик. 2000. С. 169-170). В связи с этим мон-рь, напр., должен был поддерживать дружеские отношения с гетманом правобережного казачества О. Гоголем, к-рый в 1676 г. был поселен с казацким войском недалеко от Киева, в Дымерской вол. После подписания «Вечного мира» между Варшавой и Москвой в 1686 г. Киев и М. м. окончательно вошли в состав Гетманщины и Московского царства.

Со 2-й трети XVII в. М. м. получал из Москвы значительную материальную поддержку. В Москву за милостыней регулярно ездили игумены Варнава (Лебедович), в 1647 г. получивший в российской столице книги и соболей на 100 р., Иов (Станиславский) и особенно часто Феодосий (Васьковский). В нач. 1655 г. в М. м. игум. Варнава постриг в монашество И. П. Савёлова (впоследствии Иоаким, патриарх Московский и всея Руси). После пострига мон. Иоаким служил келейником у «благоговейного старца» иером. Маркиана. В апр. 1657 г. царь Алексей Михайлович послал в М. м. через «старца» Иоакима 100 р. До конца жизни патриарх Иоаким с благодарностью вспоминал о месте своего пострига, помогал М. м. во время строительства каменного Преображенского собора, присылал деньги, кровельное железо, иконописцев, а также жаловал церковную утварь и книги. Перед кончиной патриарх завещал межигорцам 3 тыс. р. на церковное строительство; хотел быть погребенным в обители (Савелов Л. М. Грамоты рода Савёловых. М., 1912. С. 63).

Согласно биографии Ф. М. Ртищева, в основанный им московский Андреевский училищный мон-рь наряду с иноками киевского Братского мон-ря приглашали и межигорских монахов (Житие милостивого мужа Феодора званием Ртищева // ДРВ. М., 1791. Ч. 18. С. 396-422).

Игум. Феодосий ездил в Москву в 1670, 1676, 1680, 1681, 1690 гг., а межигорские монахи в последней трети XVII в. бывали в Москве почти ежегодно. В 1670 г. игум. Феодосий получил из царской казны 135 р. деньгами и соболями, 30 р. из патриаршей казны, ризы, ладан, сукно - все это в размере гораздо большем, чем получали др. мон-ри. В 1688 г. иером. Иродион (Жураковский) возглавил посольство к патриарху Московскому Иоакиму для подтверждения права М. м. на ставропигию и для закрепления Запорожской Сечи в качестве парафии за этим мон-рем. В нач. 1689 г., уже будучи межигорским наместником, игум. Иродион ездил в Батурин к гетману И. С. Мазепе для подтверждения имущественных прав мон-ря. В 1698 г. игум. Иродион пребывал в Москве для «испрошения» милостыни.

Межигорский мон-рь. Рисунок Т. Г. Шевченко. 1843 г. (Национальный музей Т. Г. Шевченко, Киев)Межигорский мон-рь. Рисунок Т. Г. Шевченко. 1843 г. (Национальный музей Т. Г. Шевченко, Киев)

Указом царя Петра I от 12 февр. 1703 г. мон-рь лишился ставропигии и стал подчиняться Киевскому митр. Варлааму (Ясинскому). Но уже 6 янв. 1709 г. настоятель Иродион (Жураковский) благодаря личным заслугам (в составе посольства царя Петра I был командирован в Запорожскую Сечь, чтобы убедить запорожцев отказаться от поддержки гетмана Мазепы и призвать их служить царю) получил от царя Петра I сан архимандрита и грамоту на возобновление ставропигии (указом Синода от 1 июня 1722 этот статус был подтвержден). В 1714 г. архим. Иродиону были пожалованы с. Русаново, дер. Плоское и мельницы, доходы от к-рых поступали в казну обители. В апр. 1721 г. архим. Иродион испросил в Синоде книгу для сбора пожертвований на восстановление мон-ря, пострадавшего от пожара 1717 г.

Настоятель (1722-1729) архим. Арсений (Берло) добился разрешения Синода собирать милостыню на строительство монастырских зданий, сгоревших во время пожара. Он активно защищал монастырские земли от посягательств как киевских мещан, так и киевского во имя святых Флора и Лавра женского монастыря, обращаясь за покровительством к имп. Петру I. В 1726 г. архим. Арсений получил разрешение Синода на постриг в обители «ученых людей», одним из них был Сильвестр (Кулябка; впосл. архиепископ С.-Петербургский).

В 1723 г. в М. м. поступил Иоаким Андреевич Горленко (впосл. свт. Иоасаф, еп. Белгородский и Обоянский). В обители он вел строгий образ жизни, более года питался только невареной растительной пищей. 27 окт. 1725 г. в пещерном храме преподобных Онуфрия и Петра Афонских иеросхим. Феодором Горленко был пострижен в рясофор с именем Иларион, а в 1727 г. переведен в Киево-Братский монастырь. В 1747 г., будучи наместником Троице-Сергиевой лавры, архим. Иоасаф вызвал из М. м. иером. Павла (Казановича), который расписал лаврские храмы и преобразовал лаврскую иконописную мастерскую. В 1726 г. в М. м. был пострижен в монашество Т. И. Щербацкий (впосл. митрополит Московский и Калужский Тимофей).

В 1729-1733 (?) гг. монастырь возглавлял архим. Каллист (Зеленский), в 1736-1740 гг.- архим. Алексий (Петрина), в 1741-1745 гг.- архим. Герасим (Завадовский), в 1745 (?) - 1753 гг.- архим. Иоасаф (Маевский), с 1 нояб. 1753 г.- архим. Никанор († 1768), в 1768-1772 гг.- библеист архим. Гедеон (Сломинский), в 1772-1775 гг.- архим. Иларион (Кондратковский), в 1775-1785 (?) гг.- архим. Гавриил (Гуляницкий), в 1786 г.- архим. Амфилохий (Леонтович). 2 июля 1744 г. имп. Елизавета Петровна подтвердила указ имп. Петра I о ставропигиальном статусе обители, а 7 сент. 1744 г. посетила М. м., беседовала и обедала с архим. Герасимом (Завадовским).

В кн. «Лифос» (К., 40-е гг. XVII в.) сообщается, что в М. м. проживало 150 иноков. Считается, что в именитый «казацкий» мон-рь приходили принимать постриг старые запорожцы. Монастырские ведомости корректируют это утверждение. За 9 лет (1765-1773) здесь приняли постриг 47 чел. Из них 11 были «козачьими сынами», но все занимались мирным трудом. В 1774 г. в М. м. и в вотчинах проживало 23 иеромонаха, 12 иеродиаконов, 36 монахов; в Запорожской Сечи и приписном Самарском Пустынном во имя святителя Николая Чудотворца монастыре - 17 иеромонахов, 8 иеродиаконов, 16 монахов. К 1786 г. насельниками в обители были наместник, архимандрит, 25 иеромонахов, 13 иеродиаконов, 33 монаха (без учета проживавших в Сечи и в приписном мон-ре).

В 1786 г. М. м. был упразднен. В апр. 1787 г. в Киев прибыла имп. Екатерина II, которая собиралась осмотреть строения бывш. мон-ря. Однако 23 апр., накануне ее визита, в М. м. произошел пожар, сгорели 3 деревянные церкви. По местному преданию, М. м. сожгли сами монахи в знак протеста против ликвидации Запорожской Сечи и упразднения мон-ря в 1786 г. (Короленко. 1898. С. 26).

Запорожская парафия

Братия М. м. осуществляла духовное окормление запорожских казаков. В 1672-1686 гг. игум. Феодосий (Васьковский) переписывался с кошевыми атаманами Низового Запорожского войска об опекунстве над сечевой ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы, М. м. обязывался присылать на Сечь ежегодно 2 иеромонахов, 2 иеродиаконов и уставщика. К М. м. был приписан Самарский Пустынный мон-рь, расположенный на землях запорожцев. В кон. 1708 г., после перехода на сторону шведов гетмана Мазепы, на Сечь прибыло посольство от Петра I, гетмана И. И. Скоропадского и Киевского митр. Иоасафа (Кроковского) к-рое должно было привлечь сечевиков на сторону царя. Посольская миссия не удалась, запорожцы перешли на татар. территорию, и М. м. утратил сечевую парафию до 1734 г. После возвращения запорожцев в российское подданство М. м. восстановил опекунство над запорожской парафией и стал присылать своих монахов на Сечь каждые 1-2 года. Межигорских монахов возглавлял начальник сечевых церквей - настоятель Покровской ц. Сечевые пастыри служили в храме, принимали у запорожцев присягу на верность императорам, зачитывали царские и синодальные указы, крестили неофитов, опечатывали сечевую Покровскую ц. во время казацких бунтов. При начальнике были помощники: 2 иеромонаха, 2 иеродиакона и монах. Один из иеромонахов назывался подначальным, второй - третяком, иеродиакон служил уставщиком, монах изготавливал свечи. Пономарь, повар и др. служители набирались из казаков. Все они жили за пределами Сечи, в т. н. чернечем дворе. При сечевом начальнике служили монахи, которых он направлял на хутора и зимовники («запорожские дачи») для выполнения пастырских обязанностей и сбора милостыни. Количество межигорцев в Сечи колебалось от 5 чел. в 1742 до 16 в 1774 г.

В теплое время года межигорские монахи служили также в походных церквах, расположенных на границах Низового Запорожского войска: на переправе в Никитином Перевозе (ныне Никополь), в урочищах Вербовом на р. Ингул, Омеловое, Кальмиус и Гард на р. Юж. Буг. При сечевой церкви существовала школа, в к-рой учительствовал иеромонах или иеродиакон-уставщик. Дети (от 30 до 100 чел.) учились петь, читать, писать, помогали в храме. М. м. содержал госпиталь для старых казаков. По монастырским ведомостям 60-80-х гг. XVIII в. количество «больничных» колебалось от 5 до 10 чел.

В 1774 г., за год до ликвидации Запорожской Сечи, кошевой атаман П. И. Калнышевский с войском испросил у имп. Екатерины II указ о присвоении сана архимандрита последнему сечевому начальнику Владимиру (Сокальскому) и Сечь перестала быть парафией обители.

Храмы и другие постройки

После пожаров 1665, 1717, 1764 и 1787 гг. мон-рь неоднократно перестраивался. Собор в честь Преображения Господня, изначально деревянный, вновь был построен в 1611 г., но сгорел 25 июня 1665 г. В 1676 г. межигорцы обратились к патриарху Московскому Иоакиму с просьбой помочь возвести храм; при финансовой поддержке патриарха был выстроен каменный 5-главый Преображенский храм (1690). В описи 1777 г. он назван ветхим. Помимо утвари в соборе висели портреты патриарха Иоакима, архим. Иродиона (Жураковского), блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского, имп. Елизаветы Петровны и наследника вел. кн. Петра Феодоровича (впосл. имп. Петр III). В 30-х гг. ХХ в. собор был разрушен.

Пятиглавая деревянная ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов (1675), сгоревшая в 1717 г., была отстроена и освящена архим. Иродионом. В ней имелись портреты имп. Петра I, гетманов Хмельницкого, Гоголя, подстаросты Дымерского Смоцка Скорупского, игум. Филарета (Кощаковского), полковника С. Палия, а также хранились сабля и пернач Палия. Свято-Духовский храм сгорел в 1787 г. Деревянная ц. свт. Николая Чудотворца (1609) при трапезе сгорела в 1787 г., храм в честь Благовещения Пресв. Богородицы, построенный в 1776 г. на месте больничного,- в 1787 г. В 1772-1774 гг. вместо деревянной надвратной ц. во имя апостолов Петра и Павла (1607) на средства кошевого атамана Запорожской Сечи Калнышевского была возведена одноименная каменная с колокольней. На колокольне висели 7 колоколов XVII-XVIII вв. и часы. В 30-х гг. ХХ в. храм был разрушен.

В XVII-XVIII вв. в М. м. существовала пещерная ц. преподобных Онуфрия и Петра Афонских. Пещера, подобная Киево-Печерским, имела «узкий и низкий дугообразный проход, только с большею сыростию». К кон. XIX в. уже невозможно было «определить, где был первоначальный вход в пещеру, потому что отверстие имело начало с полугоры; на одном месте заметны большие обвалы с утеса в реку, разрушившие начальный пещерный вход, который, по преданию, начинался у самой поверхности реки, куда запорожцы въезжали на лодке по воде. «Существует мнение, что вода из Днепра проникала в самый ход, что давало возможность пройти туда казачьим чолнам», а затем ход пещеры поднимался в гору, а челн оставался на месте. Какой-то старик не очень давно говорил в монастыре, что казачья лодка и теперь находится в пещере, заваленная землею. По преданиям, в Межигорских пещерах скрыто много запорожских денег и разных драгоценностей» (Короленко. 1898. С. 25-26). Братский корпус (1766), построенный по проекту архит. И. Г. Григоровича-Барского, в 1816-1817 гг. был реконструирован по проекту архит. И. С. Кедрина.

Библиотека

Библиотека монастыря, по описи 1777 г., насчитывала 391 книгу (841 том), в т. ч. 53 рукописные (80 томов), 124 напечатанные «церковной печатью» (443 тома), 46 - «гражданской печатью» (71 том), 114 - на лат. языке (176 томов), 54 - на польск. языке. Книги хранились в ризнице, отдельного помещения для б-ки и библиотекаря не было. После упразднения М. м., по сведениям М. А. Максимовича, часть ризницы поступила в Александро-Невскую в честь Святой Троицы лавру и, вероятно, в полтавский в честь Воздвижения Креста Господня монастырь. По другим данным, часть межигорской ризницы была передана в Екатеринославский архиерейский дом, часть - в киевский Софийский монастырь. Впосл. нек-рые межигорские книги оказались на Кубани. К 2016 г. рукописные книги из М. м. хранятся в Ин-те рукописи Национальной б-ки Украины им. В. И. Вернадского. Выявлены и описаны 33 рукописные книги: 8 книг XVI в., 16 книг XVII в. и 9 книг XVIII в. Неск. книг хранится в Краснодарской краевой универсальной научной б-ке им. А. С. Пушкина, в частности Евангелие, подаренное М. м. гетманом Гоголем. Сохранившиеся документы монастырского архива находятся в Центральном гос. историческом архиве Украины (Ф. 132. 118 дел) и в Ин-те рукописи Национальной б-ки Украины им. В. И. Вернадского.

Некрополь

Некрополь М. м. формировался в XVI-XIХ вв. вокруг Преображенского собора. В притворе деревянного Преображенского храма были похоронены игумены Афанасий (Московитянин; † 7 мая 1612), Гедеон (Галичанин; † 16 сент. 1623), Варнава (Лебедевич; † 14 нояб. 1663). После пожара 25 июня 1665 г. могилы игуменов были утрачены. Впосл. на территории обители были похоронены игум. Феодосий (Васьковский; † 1703), архиеп. Иродион (Жураковский; † 18 сент. 1735 (по др. данным, 29 сент. 1735)), архимандриты Никанор († 1768), Гавриил (Гуляницкий; † 30 дек. 1785). В XVII в. в М. м. были похоронены ктиторы черкасские подстаросты Дионисий Луцкович Богуш, Борис Маркевичев, Ипполит Родкевич (киевский мечный), Михаил Стеткевич (сын Феодора Стеткевича, каштеляна Мстиславского), Константин Хрептович (киевский стольник), а также представители рода панов Трипольских. В мон-ре была могила казачьего гетмана Гоголя († 5 янв. 1679), предка писателя Н. В. Гоголя.

Материальное обеспечение

Все монастырское хозяйство концентрировалось в основном в селах, расположенных вокруг обители. Земли межевались в 1523 и 1604 гг. Основным источником формирования земельных владений были пожалования князя Острожского, а позднее укр. гетманов и московских царей. Митр. Киевский свт. Петр (Могила) писал о чуде, происшедшем в 1614 г.: киевский земский писарь В. А. Воронич отобрал у братии оз. Косиор и рыболовецкие сети. Вскоре он заболел и, несмотря на возвращение монастырского имущества и молитвы межигорского игум. Гедеона, умер. В завещании митр. Петра, а также в кн. «Лифос» М. м. упоминается в ряду «бездоходных» обителей, не имевших «фундушей».

Точные данные о характере хозяйства М. м. относятся только ко 2-й пол. XVIII в. Монастырские ведомости 1774 г. дают описание существовавшего на тот момент хозяйства. Послушники в мон-ре и по вотчинам (105 чел.) получали пищу, холст на рубашки, сапоги, ботинки, тулупы, шапки, пояса и рукавицы на зиму. Наемным работникам (45 чел.) выдавали тулупы, свитки, 2 рубашки, двое штанов, пояса, шапки, рукавицы, сапоги, постолы ременные и жалованье по 4 р. каждому. На содержание монахов, послушников и работников ежегодно расходовалось до 4281 р. 35 к. На покупку жита, гречки, овса, проса, пшеницы на просфоры, солода на пиво, а также ладана и воска ежегодно расходовали до 1702 р. 85 к.

Межигорский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. 1933 г.Межигорский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. 1933 г.

К 1774 г. при М. м. на 5 огородах выращивали для нужд обители капусту, лук, чеснок, морковь, пастернак, репу, брюкву, огурцы, фасоль, насельники обрабатывали виноградники, яблоневые, грушевые, сливовые и черешневые сады. Монастырь владел 39 рыболовными озерами у Днепра, 12 из них отдавались в откуп монастырским подданным (каждое озеро по 10 р. в год). Также М. м. владел лесом на правом берегу Днепра, к-рый братия использовала при строительстве. Жители Киева рубили лес для своих нужд, и обитель получала доход ок. 150 р. в год. На территории др. лесного участка, на левом берегу Днепра, именовавшегося Гористань, изготавливали борти для пчел. Близ мон-ря 350 дес. пашни засевали гречихой, ячменем, горохом и овсом. Но урожайность была невысокой из-за песчаных и глеевых грунтов. На покосах собирали до 13,2 тыс. копен сена, в неурожайные годы - втрое меньше; в 1774 г. монастырь потратил на покупку сена 113 р. Рядом с М. м. имелось 7 мельниц. Две были устроены на плотинах и на ручьях, текущих с гор, одна - на ручье Мощун, 4 мельницы располагались на р. Горенке.

Монастырская вотчина в Киевской сотне Киевского полка включала села Вышгород (12 дворов, 25 бездворных хат), Нов. Петровцы (62 двора и 1 бездворная хата), Лютеж (18 дворов и 1 бездворная хата), деревни Ст. Петровцы (23 двора и 3 бездворные хаты) и Борки (21 двор и 4 бездворные хаты). Обитель также владела селами Чернин (35 дворов, 4 бездворные хаты), Евминка со слободкой Красулька (135 дворов, 4 бездворные хаты) и слободкой Юсковая Гребля (9 дворов и бездворная хата) в Остёрской сотне Киевского полка. Во всех селах и слободках М. м. в шинках продавали «горячее вино», мед и пиво. Со всех монастырских угодий поступило доходов: в 1771 г.- 3378 р. 29 к., в 1772 г.- 2722 р. 17 к., в 1773 г.- 2593 р. 54 к.

В 1771 г. в Запорожской Сечи М. м. доходов не получил из-за эпидемии чумы. В 1772 г. монахи собрали пожертвований на 2447 р. и 34 червонца, а также 910 рун овечьей «вовны», рыбу. Т. о., годовая финансовая помощь Сечи почти равнялась годовой прибыли М. м. от использования своих угодий. М. м. получал доходы и из приписного Самарского монастыря, расположенного на землях Низового Запорожского войска. В 70-х гг. XVIII в. в этом мон-ре содержалось 155 коней, 266 волов и коров, овцы, бараны, козы; имелись 4 пасеки с 503 ульями, 4 мельницы. В 1771 г. М. м. получил из Самарского монастыря 900 рун овечьей «вовны», 60 «чорних смушков», 12 пудов воска, 2 бочки сыра, бочку масла, в 1773 г.- 18 пудов воска, 22 вола, 3 бочки сыра, бочку масла, 4 бочки меда, 16 четв. пшена, 611 рун овечьей «вовны».

Монастырские подворья находились в Киеве, Переяславе, Козельце и Остре. Наиболее известно Киевское подворье, основанное в 1615 г. на Подоле во дворе мещанина Б. Гребениковича. На протяжении XVII-XVIII вв. подворье увеличивалось благодаря присоединению окружающих земельных участков. В 1631 г. бывш. настоятель Воскресенской ц. Киевский митр. Иов (Борецкий), поддерживавший связи с казачеством, завещал М. м. Черкашенковский двор, купленный им в 1617 г. Из-за этого двора в 1637 г. его дочь инициировала судебное дело против монастыря. В 1636 г. вдова киевского бургомистра И. Мошенна завещала М. м. усадьбу, расположенную рядом с подворьем. В 1663 г. к подворью присоединился еще один двор, купленный у мещанки Кравцовой. В 1765 г. калужский купец Афонович передал М. м. др. двор со строениями.

К 1768 г. относится 1-е упоминание деревянной на кирпичном фундаменте ц. во имя вмч. Пантелеимона, построенная для старых запорожцев, останавливавшихся на подворье. При церкви в деревянных кельях проживали иеромонах и 3 послушника. Однако храм посещали не только запорожцы, но и киевские мещане. Подольское приходское духовенство жаловалось Киевскому митрополиту на колокольный звон, торговлю свечами и «переманивание» прихожан в эту дворовую церковь. На городских планах 1774 и 1786 гг. усадьба М. м. располагалась на Межигорской ул.- на углу совр. улиц Спасской и Волошской.

Кон. XVIII-XXI в.

В 1789 г. бывш. подворье М. м. было передано жителям Подола под частную застройку (Попельницька. 2004. С. 192) и Киевскому магистрату для устройства фаянсовой фабрики. К фабрике, начавшей работу в 1801 г., были приписаны неск. сот крестьян из окрестных сел. С 1822 г. фабрика перешла в ведомство Императорского кабинета. На фабрике производили чайную и столовую посуду, вазы, скульптурные изделия; продукция экспонировалась на промышленных выставках в Москве (1830), Киеве (1834), С.-Петербурге (1849). В 1826 г. при фабрике открылась художественная школа. В 1858-1874 гг. фабрика передана в аренду частным предпринимателям, впоследствии была закрыта.

В 1884 г. в М. м. был возобновлен муж. мон-рь, а в 1894-1918 гг.- женский. В 1923 г. в постройках обители открыли художественно-керамический техникум, в 1930 г.- ин-т. С 1935 г., после переноса столицы Украины из Харькова в Киев, на месте разрушенных помещений строили правительственные дачи.

14 июня 2011 г. Синод УПЦ благословил начать возрождение М. м. в с. Нов. Петровцы и назначил наместником архим. Никона (Русина).

Арх.: ЦГИАК Украины. Ф. 132. Оп. 1. Д. 1-24; Оп. 2. Д. 1-94.
Ист.: Окольский С. Дневник Симеона Окольского о войне гетмана Острянина с поляками 1638 г. // Летопись событий в Юго-Зап. России в XVII в. / Сост.: С. Величко. К., 1864. Т. 4. Прил. С. 183-296; Описание Киевского замка. 1552 г., февр.-март // АЮЗР. 1886. Ч. 7. Т. 1: Акты о заселении Юго-Зап. России: (1386-1700). С. 106-122; Бевзо О. А. Львiвський лiтопис i Острозький лiтописець. К., 1971; Мицик Ю. А. Кiлька листiв з архiву козацького полковника Iллi Новицького // Рукописна та книжкова спадщина Украïни. К., 2000. Вип. 6. С. 169-170; Док-ти до iсторiï унiï на Волинi i Киïвщинi кiн. XVI - першоï пол. ХVII ст. К., 2001; Межигiр'я в 1888 р.: (Публ. тексту) // Охорона культурноï спадщини Киïвськоï областi: Проблеми, мат-ли, дослiдження: Зб. наук. праць. К., 2006. C. 188-192.
Лит.: Ист. сведение о бывшем ставропигиальном Киево-Межигорском мон-ре. К., 1830; Крыжановский Е. М. Киево-Межигорский монастырь // Киевские ЕВ. 1863. № 23. С. 702-715; № 24. С. 740-750; Закревский Н. Описание Киева. М., 1868. Т. 2. С. 455-498; Максимович М. А. Сказание о Межигорском мон-ре // Собр. соч. К., 1877. Т. 2. С. 282-283; Петров Н. О 2 древних помянниках упраздненного Киево-Межигорского мон-ря // Киевские ЕВ. 1884. № 6. С. 261-270; № 7. С. 303-312; Андриевский А. А. По поводу восстановления Киево-Межигорского мон-ря, неск. сведений к его истории // Киевская старина. 1885. № 9. С. 178-183; Орловский П., прот. Киево-Межигорский ставропигиальный мон-рь в 1774 г., во время учреждения архимандрии в Запорожской Сечи // Киевские ЕВ. 1895. № 18. С. 840-855; Короленко П. П. Древние сведения о Межигорском мон-ре // Кубанский сб. Екатеринодар, 1898. Т. 4. С. 1-30; Стрижевский Н. Киево-Межигорский Спасо-Преображенский жен. общежит. мон-рь: (Его прошлое и настоящее). К., 1899; Герасименко Н. О. До iсторiï Межигiр'я // Укр. iст. журн. 1990. № 12. С. 90-99; она же. Межигiр'я: Сторiнки iсторiï // Киïвська старовина. 1996. № 4/5. С. 35-48; она же. Про стан вивчення iсторiï Межигiр'я // Iсторiографiчнi дослiдження в Украïнi. К., 2002. Вип. 11. С. 258-269; Бреяк О. Будiвлi Києво-Межигiрського мон-ря // Новi дослiдження пам'яток козацькоï доби в Украïнi. К., 1999. Вип. 8. С. 123-129; она же. Там же. 2000. Вип. 9. С. 122-127; она же. Дерев'янi будiвлi Межигiрського мон-ря першоï половини XVII cт. // Украïнська культова архiтектура у свiтовому контекстi: Мат-ли мiжнар. наук. конф. К., 2001. С. 202-207; Кузьмук О. С. Поменник Межигiрського мон-ря: Спроба системного аналiзу // Просемiнарiй: Медiєвiстика. Iсторiя Церкви, науки i культури / Ред.: В. Ульяновський. К., 2000. Вип. 4. С. 80-100; он же. Ставропiгiя Києво-Межигiрського мон-ря: Спроба компаративного аналiзу // Там же. 2003. Вип. 5. С. 165-191; он же. Межигiрський мон-р - Запорозька Сiч // Киïвська старовина. 2003. № 3. С. 21-44; он же. «Козацьке благочестя»: Вiйсько Запорозьке Низове i киïвськi чоловiчi монастирi в XVII-XVIII ст.: Еволюцiя взаємовiдносин. К., 2006; он же. Межигiрський монастир у XVI ст. // Болховiтiновський щорiчник, 2008. К., 2009. С. 107-110; он же. Некрополь Межигiрського мон-ря // Охорона культурноï спадщини Киïвськоï обл.: Проблеми, матерiали, дослiдження: Зб. наук. праць. К., 2006. C. 193-200; Попельницька О. «Козацькi» церкви i монастирi Києва у XVII та XVIII ст. // Новi дослiдження пам'яток козацькоï доби в Украïнi: Зб. наук. ст. К., 2004. Вип. 13. С. 188-192; Доля украïнськоï святинi: З iсторiï Межигiр'я. К., 2005; Слуцкий А. Судьба б-ки Межигорского мон-ря на Кубани // Донецький вiсн. Наукового товариства iм. Т. Шевченка. Донецьк, 2005. Т. 8. С. 98-114.
А. С. Кузьмук
Рубрики
Ключевые слова
См.также