МЕНЬ
Том XLIV, С. 715-719
опубликовано: 22 июня 2021г.

МЕНЬ

Прот. Александр Мень. Фотография. 80-е гг. XX в.Прот. Александр Мень. Фотография. 80-е гг. XX в.

Александр Владимирович (Вольфович) (22.01.1935, Москва - 9.09.1990, близ ст. Семхоз (ныне в черте г. Сергиев Посад Московской обл.)), прот., религиозный писатель. Из семьи служащих. Отец Владимир Григорьевич (Вольф Гершлейбович) Мень занимал должности главного инженера на крупных текстильных производствах, мать Елена Семеновна работала чертежником. Глубоко верующие мать и ее двоюродная сестра В. Я. Василевская, примыкавшие к одному из оппозиционных течений в РПЦ (см. Катакомбное движение), оказали большое влияние на духовное становление М. Младенцем он был тайно крещен 3 сент. 1935 г. в Загорске (ныне Сергиев Посад) схиархим. Серафимом (Битюковым; 1880-1942), духовным руководителем нелегальной общины закрытого московского храма во имя святых Кира и Иоанна на ул. Солянке. С 1943 г. М. учился в московской муж. школе № 554 (ныне № 1060) в Стремянном пер., сочинял стихи, увлекался биологией и живописью, много читал по древней истории, философии и религии. С 1945 г., после избрания патриарха Московского и всея Руси Алексия I и воссоединения с Патриаршей Церковью большинства общин «непоминающих», М. вместе с матерью стал ходить в храмы РПЦ. С 11 лет посещал домашний кружок, основанный духовными детьми прот. сщмч. Сергия Мечёва. Члены кружка устраивали лекции по культуре и религии, совместные чтения и обсуждения Свящ. Писания. Занятия обычно проходили на квартире Б. А. Васильева (1899-1976), тайного иерея и ученого-антрополога, который поощрял юношеские стремления М. согласовывать научные знания с верой (впосл. стал его духовником).

По настоянию матери М. с 12 лет ежедневно читал Библию, старался каждый день по пути в школу заходить в храм Иоанна Воина на ул. Б. Якиманка. С 15 лет он помогал в храме в честь Рождества Иоанна Предтечи на ул. Красная Пресня: читал на клиросе, пел в церковном хоре, прислуживал в алтаре. С 18 лет его духовником был свящ. Николай Голубцов (1900-1963) из храма Ризоположения на Донской ул., который до самой своей смерти оказывал сильное влияние на духовное развитие М., привел его на путь священства. В 1953 г., после окончания средней школы, М. поступил на заочное отделение охотоведческого фак-та Московского пушно-мехового ин-та, после 1-го семестра 1-го курса перешел на очную форму обучения. В 1955 г. в связи с расформированием института московские студенты-охотоведы были переведены на зоотехнический фак-т Иркутского сельскохозяйственного ин-та. В Иркутске одновременно с учебой в ин-те М. прислуживал в храмах, работал истопником в епархиальном управлении. Во время учебы самостоятельно освоил курс духовной семинарии и приступил к изучению курса духовной академии; начал подготовительную работу над трудами по истории христ. Церкви и мировых религий. 12 марта 1958 г. был отчислен из ин-та за религиозные убеждения под предлогом дисциплинарного нарушения (опоздание на несколько дней на занятия с летней практики). Вернулся в Москву и 24 апр. того же года при посредничестве ответственного секретаря «Журнала Московской Патриархии» (ЖМП) А. В. Ведерникова обратился к управляющему Московской епархией Крутицкому и Коломенскому митр. Николаю (Ярушевичу) с прошением о посвящении в сан диакона.

1 июня 1958 г. в московском Ризоположенском храме на Донской ул. М. был рукоположен Можайским архиеп. Макарием (Даевым) во диакона. Получил назначение к храму в честь Покрова Пресв. Богородицы в с. Акулове (ныне Одинцовского р-на Московской обл.). В том же году поступил на 3-й курс заочного отд-ния Ленинградской ДС (окончил семинарию в 1960). В 1959 г. был подготовлен 1-й вариант кн. «Сын Человеческий» - его самой известной книги, в которой в яркой и доступной для широкого круга читателей форме рассказывал о земной жизни Иисуса Христа. В том же году начал активное сотрудничество с ЖМП, опубликовал более 20 статей, в т. ч. отрывки кн. «Сын Человеческий». 1 сент. 1960 г. в малом соборе московского Донского мон-ря Можайским еп. Стефаном (Никитиным) рукоположен во иерея. Назначен 2-м священником к храму в честь Покрова Пресв. Богородицы в с. Петровском Наро-Фоминского р-на Московской обл. (близ ст. Алабино Киевской железной дороги). В 1961 г. назначен настоятелем Покровского храма. Под его руководством был произведен полный капитальный ремонт здания, обновлена храмовая роспись, устроено центральное отопление.

В 1964 г. по требованию уполномоченного Совета по делам РПЦ был вынужден уйти с должности настоятеля Покровского храма и перейти 2-м священником к храму в честь Рождества Пресв. Богородицы в с. Тарасовка Пушкинского р-на Московской обл. С этого времени жил в доме на ст. Семхоз, ездил на церковные службы на электричке. В 1965 г. заочно окончил МДА, в 1969 г. был удостоен звания кандидата богословских наук за соч. «Элементы монотеизма в дохристианской религии и философии». В 1970 г. переведен 2-м священником к храму в честь Сретения Господня в с. Нов. Деревня (ныне в черте г. Пушкино), где служил до конца жизни. В том же году был возведен в сан протоиерея. С самого начала своей пастырской деятельности М. практиковал вероучительные беседы с прихожанами. При действовавшем фактическом запрете на к.-л. собрания верующих, помимо присутствия в храме на церковных службах, М. старался использовать для миссионерских целей различные формы общения своих прихожан, т. н. малые группы. Там собравшиеся изучали Свящ. Писание, им давали советы по молитвенной практике и христ. образу жизни. Мн. людям это открывало дорогу к вере. Постепенно вокруг М. сформировалась значительная община, преимущественно из числа новообращенных представителей московской интеллигенции. В числе его духовных детей были и жители отдаленных от Москвы городов.

Одновременно с исполнением пастырских обязанностей М. продолжал плодотворную научно-богословскую деятельность, стал одним из выдающихся популяризаторов христ. учения. В 60-х гг. ХХ в., завершив в основном работу над кн. «Сын Человеческий», он приступил к созданию серии из 6 книг по духовной эволюции человечества, посвященных истории дохрист. вероучений, под общим названием «История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни». После 1966 г. работы М. прекратили печатать в изданиях Московской Патриархии на территории СССР (неск. статей было опубликовано в 70-х гг. XX в. в ж. «Голос православия» (Stimme der Orthodoxie), печатном органе Среднеевропейского экзархата РПЦ, выходившем в Берлине на нем. языке). Книги М., рукописные тексты его проповедей и бесед (впосл. также и записи на аудиокассетах) широко распространялись его духовными детьми в самиздате. Не имея возможности опубликовать свои сочинения в СССР, М. передавал их рукописи за границу, в основном для публикации в рус. католич. изд-ве «Жизнь с Богом» в Брюсселе. В 1968 г. в Брюсселе была впервые издана под псевдонимом Андрей Боголюбов книга М. «Сын Человеческий» (2-е изд. 1969; 3-е изд. 1976; 4-е изд., переработанное и дополненное, с указанием наст. имени автора, 1983). В 1969 г. без указания авторства была опубликована книга М. о правосл. богослужении «Небо на земле» (после значительной переработки переиздана в 1980 под названием «Таинство, слово и образ: Богослужение Восточной Церкви»). Под псевдонимом Эммануил Светлов в Брюсселе выходили книги М. из сер. «История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни»; Т. 1. Истоки религии: В поисках Пути, Истины и Жизни (1970; 2-е изд., с указанием наст. имени автора, 1981); Т. 2. Магизм и единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих учителей (1971, 2-е изд. 1986); Т. 3. У врат молчания: Духовная жизнь Китая и Индии в середине I-го тысячелетия до н. э. (1971, 2-е изд. 1986); Т. 4. Дионис, логос, судьба: Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра (1972); Т. 5. Вестники царства Божия: Библейские пророки от Амоса до Реставрации VIII-IV вв. до н. э. (1972, 2-е изд. 1986); Т. 6. На пороге Нового Завета: От эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя (1983, с указанием наст. имени автора). В 1981 г. в Брюсселе была опубликована книга М. «Как читать Библию: Руководство к чтению книг Ветхого Завета». Также статьи М. публиковались в некоторых зарубежных периодических изданиях.

М. был близко знаком со многими участниками религ. правозащитного движения (см. Диссиденты), однако сам воздерживался от участия в их мероприятиях, считая своим призванием пастырский труд среди верующих и ищущих веру и их духовное просвещение. В 1970 г. в связи с 5-летием публикации открытого письма священников Г. П. Якунина и Н. Н. Эшлимана в адрес патриарха Алексия I с критикой непротивления Московской Патриархии антирелиг. политике Советского гос-ва М. (под псевдонимом Аркадьев) выступил со статьей в «Вестнике Русского Студенческого Христианского движения» (Несколько слов о деле двух моск. священников // ВРСХД. 1970. № 95/96. С. 99-106). М. подробно и объективно описал события, связанные с появлением письма и последующим запрещением его авторов в служении,- «печальной, если не сказать трагической истории двух мужественных священников, сказавших правду вслух». Называя получившее широкую известность (прежде всего на Западе) письмо Якунина и Эшлимана «значительным нравственным актом, вдохновившим верующих и духовенство», М. тем не менее отметил, что послание было написано в неуместном резко обличительном и поучающем тоне, в нем была дана спорная интерпретация рус. церковной истории, не содержалось конкретных конструктивных предложений и что оно не принесло в конечном итоге практического результата. При этом М. признавал правоту архиереев Московской Патриархии, к-рые не поддержали радикальных требований 2 московских священников, но считал запрещение авторов письма в служении слишком строгим наказанием. По мнению М., обе стороны должны сделать шаги к примирению и преодолению взаимного непонимания.

Несмотря на то что М. дистанцировался от любой политической деятельности, представители советской власти считали его политически нелояльным, М. находился под пристальным наблюдением. Многие его духовные дети подвергались преследованиям, от них добивались обличительных показаний против своего пастыря. В отношении М. неоднократно устраивали провокации, в газетах и журналах регулярно публиковали статьи с клеветническими измышлениями в его адрес. М. вызывали на допросы в КГБ и в Совет по делам религий, от него требовали под угрозой ареста прекращения церковно-просветительской работы. Несмотря на давление со стороны гос. органов, М. продолжал пастырскую и научно-богословскую деятельность. В кон. 70-х гг. он приступил к работе над книгой об апостолах - продолжением кн. «Сын Человеческий» (первоначальное условное название «Первые сто лет»). Впосл. книгу уже под новым названием - «Первые апостолы» М. рассматривал как начало сер. «Лики святых», к-рая должна была воссоздать живые образы подвижников христианства, показать их на фоне эпохи и окружения. Однако в нач. 80-х гг. работа над кн. «Первые апостолы» была приостановлена, и более М. к ней не вернулся (опубл. в незавершенном виде в 1998), т. к. приступил к составлению многотомного Библиологического словаря. В 1982-1983 гг. он также работал над учебником по исагогике для духовных академий («Опыт изложения основ ветхозаветной исагогики в свете работ русской библейско-исторической школы и новейших исследований»). Учебник был представлен в МДА как диссертация на соискание ученой степени доктора богословия, но отклонен Ученым советом. В издании Московской Патриархии впервые за долгое время была опубликована научная работа М. (О русской православной библеистике // БТ. 1987. Сб. 28. С. 272-289). В 1988 г. он представил в ЛДА 7-томный Словарь по библеистике на соискание ученой степени магистра богословия, но при его жизни эта работа не была рассмотрена Ученым советом.

После изменения религиозной политики в СССР и ослабления гос. контроля над Церковью М. получил возможность широкой проповеднической деятельности. В апр. 1988 г. он провел 1-ю публичную лекцию (на тему о 1000-летии Крещения Руси) в Доме культуры Московского ин-та стали и сплавов, в том же году была опубликована 1-я статья М. в отечественном светском издании («Не сводить счеты, а начать свободный диалог» // Горизонт. М., 1988. № 10. С. 51-55). Вскоре М. стал одним из самых известных в стране христианских проповедников. В дек. 1989 г. он был назначен настоятелем Сретенского храма в Нов. Деревне. В 1989-1990 гг. в различных периодических изданиях было опубликовано ок. 30 его статей и интервью; он провел ок. 200 лекций, выступлений, бесед; участвовал в радио- и телепередачах. В сент. 1989 г. был в числе учредителей литературно-концертного объединения «Русское слово» - духовного учебного заведения, преобразованного в сент. 1990 г. в Православный ун-т (с 1991 Общедоступный православный ун-т им. А. Меня). В янв. 1990 г. стал одним из основателей и членом правления Библейского об-ва (с 1991 Российское библейское об-во), участвовал в организации ж. «Мир Библии». Активно поддерживал благотворительную деятельность, участвовал в создании Группы милосердия при Российской детской клинической больнице, к-рая впосл. была названа его именем. В 1990 г. его главная работа «Сын Человеческий» была опубликована в № 6-12 московского ж. «Смена», однако полноценное издание книг М. на родине началось уже после его смерти.

Был награжден наперсным крестом (1963), палицей (1975), крестом с украшениями (1980) и митрой (1988).

Ранним утром 9 сент. 1990 г. М. шел по дороге из дома к железнодорожной платформе, чтобы ехать в храм на воскресную службу, и был смертельно ранен (предположительно топором) неизвестным преступником. Отпевание М. в ограде Сретенского храма Нов. Деревни совершил 11 сент. того же года Крутицкий и Коломенский митр. Ювеналий (Поярков) при стечении мн. верующих. М. был похоронен рядом со Сретенским храмом. На месте его гибели впосл. поставили часовню в честь Усекновения главы прор. Иоанна Предтечи и храм во имя прп. Сергия Радонежского. В наст. время действует фонд прот. А. Меня, занимающийся издательской и благотворительной деятельностью. С 2006 г. проходят ежегодные научные конференции «Меневские чтения».

В жанровом отношении творческое наследие М. включает как научные и научно-популярные тексты, так и записи лекций и выступлений, сборники проповедей и духовных поучений. Стоит особо отметить блестящую литературно-художественную форму всех его сочинений. М. стремился соединить идеи рус. религ. философов XIX-XX вв., прежде всего Вл. С. Соловьёва и Н. А. Бердяева, с традициями русской духовно-академической науки, учитывая достижения зап. науки о религии и библеистики XX в. Мировоззрение М. базировалось на убеждении, что данные в Свящ. Писании традиц. христ. идеи творения мира и человека, богоподобия человека, его свободы и падения, спасения через воплощение Бога в Иисусе Христе при правильном их понимании не противоречат положениям современной науки, в частности эволюционизму (но не в дарвинистском его понимании) в космологии, биологии и антропологии. Принимающая основные данные совр. науки апологетика М. критически направлена как против их атеистической интерпретации (гл. обр. советской), так и против их обскурантистского отрицания христ. фундаментализма и преувеличения их мировоззренческой значимости некоторыми учеными-христианами (в частности, П. Тейяром де Шарденом).

Тематически научные произведения М. могут быть разделены на следующие группы: труды по истории и философии религии (прежде всего 6 томов сер. «История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни» вместе со считающимся завершающим цикл в качестве 7-го тома «Сыном Человеческим»), работы по библеистике («Исагогика», «Как читать Библию», Библиологический словарь), произведения по истории Церкви, апологетике, истории мысли и духовной культуре. Звеном, связующим творчество М. в единое целое, выступает наиболее известная его книга «Сын Человеческий», представляющая собой художественно-историческую реконструкцию земной жизни Иисуса Христа.

В сер. «В поисках Пути, Истины и Жизни», гл. обр. в первых томах - «Истоки религии» и «Магизм и единобожие», М. сформулировал свои представления о природе и об истории религии. Интуицию богоподобия и одновременно греховность человека М. ставил в центр человеческой истории и истории религии, называя их главными двигателями развития. Религию М. понимал как «преломление Бытия», в основе к-рого лежат «Божественная сущность» в сознании людей и «ответ» человека на проявления этой Сущности. В истоках религии М. видел 3 элемента: мировоззрение, жизненные нормативы и мистическое чувство, внешне выраженное в религ. культе. История религии определяется как противостояние и взаимодействие в человеческой истории изначального единобожия, обретающего «второе дыхание» в религии ВЗ и находящего завершение в христ. откровении, и магизма, широко распространившегося в первобытных культах, шаманизме, древнем и новом язычестве, лежащего в основе совр. тоталитарных идеологий. Если магизм давит на человека идеей жесткой причинно-следственной связи, охватывающей в т. ч. и Божественное бытие, то интуиция Единого, следы которой сохраняются во всех развитых религиях, освобождает его для восприятия откровения трансцендентного Бога и Его любви.

В кн. «Сын Человеческий» и в трудах по истории Церкви М. представлял христианство завершением религ. исканий человечества и «новой жизнью, которая приводит человека в непосредственное соприкосновение с Богом». В работе «История религии. Пути христианства» он интерпретировал историю Церкви как историю распространения жизни, включавшую ряд компромиссов и неудач, наиболее трагической из к-рых М. считал разделение Церквей, нарушавшее «основной принцип жизни Церкви - ее единство». С его т. зр., «вина в равной степени лежала на обеих сторонах, точнее говоря, на Церкви в целом». С подобным видением тесно связана последовательно экуменическая позиция М., в рамках к-рой разделение христ. исповеданий было условным, внесенным людьми. Большое внимание М. уделял проблематике иудео-христ. диалога.

Исследования М. в области библеистики связаны прежде всего с его стремлением показать совр. образованному человеку смысл Свящ. Писания, снабдить кружки по изучению Библии и духовные школы составленным с православной т. зр. пособием, учитывающим основные достижения совр. библеистики. Он акцентировал историческое значение Библии и ее роли в становлении интеллектуальной и художественной культуры, привлекал внимание к истории библейского текста, его переводов и изданий, к особенностям его поэтики и семантики, жанровому разнообразию, связям с жизнью и историей Израиля, культурой и мировоззрением соседних народов. Выявление этих особенностей не противоречит, с т. зр. М., идее богодухновенности Свящ. Писания, но, наоборот, призвано служить демонстрации его уникальности и единственности, его особой «богочеловеческой» структуры, в к-рой «Слово Божие возвещено нам через избранных людей».

Как писал патриарх Московский и всея Руси Алексий II в обращении к верующим в связи с трагической кончиной М., «в своем богословском дерзновении отец Александр иногда высказывал суждения, которые без специального рассмотрения нельзя охарактеризовать как безусловно разделяемые всей Полнотой Церкви». Многие идеи, высказанные М. в трудах и выступлениях, были неоднозначно встречены читателями и слушателями и вызывали острые дискуссии среди православных верующих. Критики ставили в вину М. чрезвычайную открытость неправославным исповеданиям, терпимость к модернизму и вместе с тем некорректный прозелитизм в иудейской среде. Несмотря на богословскую спорность некоторых высказываний М. и детерминированность его творчества социально-историческим и культурным контекстом советского времени, труды М. по-прежнему востребованы обществом и пользуются большой популярностью.

Соч.: Сын Человеческий. М., 1991; История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. М., 1991-1992. Т. 1-7; Православное богослужение: Таинство, слово и образ. М., 1991; Свет во тьме светит: Проповеди. М., 1991; Радостная весть. М., 1992; Трудный путь к диалогу. М., 1992; Домашние беседы о Христе и Церкви. М., 1995; Мировая духовная культура. Христианство. Церковь: Лекции и беседы. М., 1995; Практическое руководство к молитве. Рига, 1991. М., 19952; Магия, оккультизм, христианство. М., 1996; История религии. М., 1997. Т. 1-2; Первые апостолы. М., 1998; Читая Апокалипсис: Беседы об Откровении святого Иоанна Богослова. М., 2000, 20072; Исагогика: Курс по изучению Священного Писания. М., 2000; Библиологический словарь. М., 2002. Т. 1-3; Русская религиозная философия: Лекции. М., 2003; Как читать Библию: Руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета. М., 2005. Т. 1-3; «Верую...»: Беседы о Никео-Цареградском Символе веры. М., 2007; Почему нам трудно поверить в Бога? М., 2008; «О себе...»: Воспоминания, интервью, беседы, письма. М., 2007; Собр. соч. М., 2015. Т. 1-3; «Благослови молитву мою»: Из молитвенного опыта. М., 2016.
Лит.: Прот. А. Мень: [Некр.] // ЖМП. 1991. № 1. С. 44-47; Aequinox: Сб. памяти отца А. Меня. М., 1991; «И было утро...»: Восп. об отце А. Мене. М., 1992; Зорин А. Ангел-чернорабочий. М., 1993; Файнберг В. Л. Скрижали: Воспоминания об отце А. Мене. М., 1993; Аман И. Отец Александр Мень: Христов свидетель в наше время. М., 1995; Масленикова З. А. Жизнь отца Александра Меня. М., 1995; Лёзов С. В. Очерки современного правосл. либерализма // Он же. Попытка понимания. М., 1998. С. 192-219; О богословии прот. Александра Меня. Житомир, 1999; В защиту имени отца Александра Меня. М., 1999; Ерёмин А. А. Отец Александр Мень: Пастырь на рубеже веков. М., 2001; Файнберг В., Леви В. и др. Реки воды живой: Восп. об о. Александре Мене. М., 2003; Илюшенко В. И. Отец Александр Мень: Жизнь, смерть, бессмертие. М., 2013; Тавров А. М. Сын человеческий: Об отце Александре Мене. М., 2014; Предеин Д., прот. Прот. Александр Мень как выдающийся правосл. катехизатор и миссионер 2-й пол. ХХ века. Од., 2015; Рашковский Е. Б. Прот. А. Мень: Жизнь, труды, наследие // Мень А., прот. Собр. соч. М., 2015. Т. 1. С. 13-43.
К. М. Антонов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БАЗАРОВ Иоанн Иоаннович (1819 - 1895), прот., проф. словесности СПбДС, автор трудов по библ. истории
  • КАЛЕДА Глеб Александрович (1921-1994), прот., церковный писатель, ученый-геолог
  • НИКОЛАЙ Иванович Виноградов (1876-1937), прот., церковный писатель, сщмч. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • АБРЮЦКИЙ Дмитрий Степанович (1796 - 1860), протоиерей
  • АВРААМИЙ (Палицын Аверкий Иванович; ок. 1550–1626), келарь Троице-Сергиева монастыря, писатель
  • АВРААМИЙ БЕЛОКОПЫТОВСКИЙ (Щёголев Андрей Семенович; 1829 - 1902), прот.