МЕФОДИЙ I
Том XLV, С. 131-138
опубликовано: 15 июля 2021г.

МЕФОДИЙ I

Содержание
Свт. Мефодий, патриарх К-польский. Роспись ц. Богородицы Перивлепты в Охриде, Македония. 1294/95 г.Свт. Мефодий, патриарх К-польский. Роспись ц. Богородицы Перивлепты в Охриде, Македония. 1294/95 г.

(ок. 790, Сиракузы, Сицилия - 14.06.847, К-поль), свт. (пам. 14 июня), патриарх К-польский (4 марта 843 - 14 июня 847).

Источники

Житие М. (BHG, 1278) сохранилось во мн. рукописях, древнейшая из к-рых, Vaticanus gr. 1667, происходит из Студийского монастыря в К-поле и принадлежит к комплекту Четьих-Миней 1-й четв. X в. Текст представляет собой тенденциозную студийскую переработку более раннего Жития, написанного Григорием Асвестой, ближайшим сподвижником М. и свт. Фотия I. О существовании этого сочинения есть свидетельства в текстах Никиты Хониата (PG. 140. Col. 281-282), а также пометы в рукописях. Патриарх Фотий составил канон в честь М. Сведения о нем содержатся у визант. хронистов X в. (Симеон Магистр, Продолжатель Феофана и Генесий) и в ряде Житий (Давида, Симеона и Георгия, BHG, 494; Михаила Синкелла, BHG, 1296; Иоанникия, BHG, 935 и 936, и др.). Очень важную биографическую информацию предоставляют также произведения самого М., особенно Житие Евфимия Сардского (BHG, 2145).

Биография

Свт. Мефодий в заточении. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.151. Л. 904 об.)Свт. Мефодий в заточении. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.151. Л. 904 об.)

М. род. в богатой и знатной семье; его мирское имя неизвестно. Отец М. Иоанн, возможно, занимался морской торговлей (Laus Nicolai. 169-171). По словам М., в 787 г. его мать еще не была замужем. Ок. 803-804 гг. он познакомился со сщмч. Евфимием Сардским, к-рый находился тогда в ссылке на о-ве Пантеллерия или же по дороге туда проезжал через Сиракузы. После 806 г. М. отправился в К-поль, намереваясь поступить на гос. службу. Однако встреча с неким подвижником заставила его изменить решение и избрать монашеское поприще. Он принял постриг в тесно связанном с Патриархией мон-ре Хинолакк (букв. «Гусиный ров») на Олимпе Вифинском. Не позднее 813 г. (скорее всего в 811) он вернулся в столицу и стал архидиаконом св. патриарха Никифора I. В это же время он стал игуменом (Theod. Stud. Ep. 274, 3-4), по-видимому, к-польского монастыря Хинолакк или Элегмон. После насильственного низложения патриарха 13 мар. 815 г. имп. Львом V (813-820), возобновившим иконоборчество, М. нек-рое время пребывал в своем мон-ре, а весной или летом 817 г. отправился в Рим. Никифор поручил М. (очевидно, как уроженцу Запада) и еп. Иоанну Монемвасийскому важную миссию: убедить Римского папу Пасхалия I не признавать утвердившуюся в Вост. империи иконоборческую иерархию, к-рую патриарх объявил низложенной независимо от рукоположения. С этой задачей М. справился блестяще. В Риме он жил «у св. Петра», т. е. в одном из многочисленных мон-рей, примыкавших к кафедральной Ватиканской базилике (Usener. Acta S. Marinae. 48), и занимался перепиской рукописей. Там же он был рукоположен во пресвитера (Афиногенов. 1997. С. 86). По этому поводу М. обратился к прп. Феодору Студиту с тем, чтобы избежать в будущем сомнений в каноничности своего сана. Феодор признал правомерность хиротоний, осуществленных за пределами Византии, в то время, пока в К-поле господствует ересь (Theod. Stud. Ep. 549, 15-23). Зимой 821 г. до Рима дошла весть об убийстве имп. Льва V (25 дек. 820) и М. отправился обратно в К-поль, увозя с собой послание папы Пасхалия, в к-ром тот требовал восстановить иконопочитание и вернуть патриарший престол Никифору. Между тем за 8 месяцев до гибели имп. Льва в Византии получило распространение пророчество, подписанное именем М. и предсказывавшее смерть императора. Возможно, наряду с деятельностью М. в Риме, объективно направленной против правительства, это стало одной из причин, по которым новый имп. Михаил II Травл (820-829) рассматривал его как гос. преступника. В К-поле М. подвергли бичеванию. В Житии Давида, Симеона и Георгия упоминается, что М. было нанесено 700 ударов, что, несомненно, является преувеличением (ActaSS Davidis, Symeonis et Georgii. 1899. 237, 10). После этого М. провел нек-рое время в тюрьме Преторий. Сведения в источниках о дальнейших перипетиях судьбы М. крайне запутаны. Если опираться только на его слова (Gouillard. La vie d'Euthyme de Sardes. 1987. Cap. 13), к тому времени, когда в апр.-мае 829 г. появилось анонимное пророчество о смерти Михаила II, М. уже давно находился в заточении, вероятно, на о-ве Антигони (Принцевы о-ва). Обвинение в том, что М. был автором пророчества, привело к новому бичеванию и резкому ухудшению условий содержания. М. перевели на о-в Св. Андрея у мыса Акрит в Мраморном м. и заключили в подземное помещение без окон вместе с 2 заговорщиками. Еду им подавали через единственное узкое отверстие. Когда один из узников умер, его тело так и осталось непогребенным в той же келье. Пребывание в темнице серьезно сказалось на здоровье М.: у него выпали все волосы и атрофировались лицевые мышцы, так что ему впосл. приходилось подвязывать челюсть платком (так его изображали и на иконах). Вместе с тем в Житии М. говорится о том, что он на какое-то время вышел на свободу еще при имп. Михаиле. В любом случае между 832 и 841 (скорее ближе к последней дате) имп. Феофил (829-842) выпустил М. из заточения на острове и поселил под надзором в Большом дворце в К-поле. Считая необходимым постоянно контролировать М. как общепризнанного лидера сопротивления иконоборчеству, император даже брал его с собой в военные походы. М. также будто бы отвечал на некие вопросы императора, к-рые не мог разрешить учитель Феофила патриарх Иоанн VII Грамматик. В той же полулегендарной традиции отмечено, что М. удалось вернуть к иконопочитанию многих приближенных императора.

Патриаршество

После смерти имп. Феофила 20 янв. 842 г. М. получил полную свободу. Однако еще в течение года между возглавляемой им правосл. оппозицией и правительством имп. Феодоры шли переговоры о том, как можно восстановить иконопочитание, одновременно избежав признания покойного Феофила еретиком, что подорвало бы легитимность династии. В результате была выработана сложная процедура, долженствующая убедить визант. общество в том, что император покаялся на смертном одре. В легенде говорилось о сновидениях, в к-рых императрица видела покойного мужа получающим прощение, приводились свидетельские показания о последних минутах жизни Феофила, о возложении на престол Св. Софии запечатанной грамоты с именами императоров-еретиков. Когда грамоту наутро распечатали, имени Феофила там не оказалось. 4 марта 843 г. состоялся Собор, на к-ром Иоанн Грамматик был смещен, а М. возведен в патриархи. В первое воскресенье Великого поста 11 марта 843 г., после торжественной процессии, была отслужена литургия, на которой Феофила поминали среди правосл. императоров.

Великая чистка

Имп. Феодоре и регенту Феоктисту пришлось пойти на значительные уступки М. и его сподвижникам. Самой главной было согласие на проведение в жизнь решений, инициированных патриархом Никифором и утвержденных в 821 (814?) г. собранием православных исповедников (в т. ч. прп. Феодора Студита). Согласно этим установкам, всякий епископ, священник или диакон, вступивший в евхаристическое общение с иконоборцами, лишался сана окончательно и бесповоротно как клятвопреступник (имелось в виду нарушение присяги, приносимой при рукоположении после VII Вселенского Собора). Иконоборческие рукоположения признавались недействительными безусловно. В результате в 843 г. М. пришлось извергнуть из сана более 20 тыс. чел. (Vita Methodii // PG. 100. Col. 1260D - 1261A). Столь резкая мера вызвала вопросы, в частности, у патриарха Сергия I Иерусалимского. Отвечая ему, в 846 г. М. утверждал, что за прошедшие 3 года никто из низложенных не изъявил искреннего покаяния. Последним масштабным мероприятием М. было торжественное перенесение мощей патриарха Никифора с о-ва Св. Феодора в К-поль, состоявшееся 13 марта 847 г. и оформленное как символическое возвращение покойного патриарха на кафедру, с к-рой тот был незаконно изгнан светской властью.

Столкновение со студитами

После восстановления Православия вновь начались распри между 2 фракциями в визант. Церкви - той, к-рую возглавляли патриархи Тарасий, Никифор и теперь М., и студитской монашеской «федерацией». Не ранее 1-й пол. 844 г. М. предал анафеме сочинения против святителей Тарасия и Никифора, написанные прп. Феодором Студитом во время михианской схизмы, и приказал предавать их сожжению. Будучи информирован своим осведомителем в Студийском мон-ре, что эти сочинения хранятся в б-ке обители, М. прямо потребовал от студитов анафематствовать и уничтожить их. Те, хотя и никак не использовали и не распространяли упомянутые произведения, не подчинились требованию патриарха, поскольку благоговение перед учителем не позволяло им предавать проклятию или уничтожать что-либо, вышедшее из-под его пера. Против М. выступили также нек-рые епископы и влиятельные придворные. Версия студийской стороны конфликта, отраженная в сохранившемся Житии М., заключалась в том, что М. якобы в некоторых случаях рукополагал в архиереи недостойных кандидатов, против чего студиты протестовали. Воспользовавшись помощью императрицы, М. лишил своих противников сана, монахам Студийского мон-ря, а также мон-рей Саккудион и Ката-Савва запретил выходить из обителей. Мощную поддержку М. оказывал прп. Иоанникий Великий, однако он умер 3 нояб. 846 г. До конца патриаршества М. кризис так и не был урегулирован, следующий патриарх свт. Игнатий просто отменил прещения, наложенные М. По-видимому, именно с этими событиями было связано выдвинутое против М. обвинение в прелюбодеянии. Жертвой преступления выставили мать Митрофана (впосл. епископ Смирнский) и одного из лидеров игнатиан, расследование вели тесно связанный со студитами протомагистр Мануил и фактический правитель империи Феоктист. М. рассказал о том, как, будучи в Риме, был одолеваем блудной бранью, но после горячей молитвы ему явился во сне ап. Петр и, прикоснувшись к его чреслам, иссушил их. Свои слова М. подтвердил наглядной демонстрацией, после чего был оправдан. Основным содержанием конфликта стало стремление М. всемерно утвердить авторитет патриаршей власти в Церкви. Следуя Ареопагитскому корпусу, М. утверждал, что «преемники апостолов, то есть патриархи», относятся к прочим епископам так же, как те - к простым иереям. Окончательно достичь своих целей М. не удалось, но в Синодике в Неделю Православия появилась формула: «Все написанное и сказанное против св. патриархов Тарасия и Никифора - анафема» (Syn. Orth. P. 53, 114-116).

М. как писатель и переписчик

М. работал в жанрах агиографии, церковной поэзии, изучал каноническое право и догматическое богословие.

Агиография

М. написаны 2 текста, посвященные свт. Николаю Мирликийскому, к-рый особо почитался в семье М.: Похвала (BHG 1347-1364m) и Житие к Феодору (BHG 1352y), причем Житие является сокращенным переложением Похвалы. В 880 г. Житие было переведено еп. Иоанном Неапольским на латынь и положило начало почитанию свт. Николая в Зап. Европе (Anrich. 1917. Bd. 2. S. 84, 178-179). В рукописном предании часто воспроизводился не весь текст Похвалы, а описание чудес из нее, что привело к возникновению множества вариантов этого текста. Патрону родного города М. Сиракуз, вмц. Агафии, посвящено др. Похвальное слово BHG, 38, вероятно, составленное в Риме в 815-820 гг. В это же время в рим. храме св. Цецилии появилась мозаика, изображающая вмц. Агафию. Также в Риме М. написал Похвальное слово сщмч. Дионисию Ареопагиту (BHG, 554d), к-рое в 875 г. перевел на лат. яз. Анастасий Библиотекарь. В период правления Михаила II (820-829) было создано Житие прп. Феофана Исповедника (BHG, 1787z), в к-ром уже в полной мере проявились характерные черты стилистической манеры М.: усложненный синтаксис, риторичность, любовь к перифрастическим выражениям, внимание к ритмическому строю речи (некоторые фрагменты Жития написаны ритмизованной прозой). Это произведение М. писал, находясь в заключении. В правление имп. Феофила М. создал в тюрьме Житие сщмч. Евфимия Сардского (BHG, 2145). В тексте приводится точная дата его завершения - 3 февр. 832 г., через 40 дней после смерти Евфимия (26 дек. 831). М. был очевидцем допросов и бичевания святого, ухаживал за ним. Житие содержит много автобиографических деталей, а также обличения иконоборцев, в т. ч. правившего императора. М. также писал схолии к более древним агиографическим памятникам, напр., к Мученичеству св. Марины (BHG, 1167m), отличающиеся обилием аллегорий в рассказе, и к Мученичеству святых Космы и Дамиана (BHG, 377a).

Литургическая поэзия

М. был плодовитым гимнографом. Его перу принадлежат каноны прп. Иоанникию Великому, мц. Лукии, прор. Даниилу, молебный Пресв. Богородице, на Торжество Православия (изданные); каноны покаянный, исп. Феофану Начертанному, мч. Фалалею, молебный Христу, молебный «Честнейшую херувим» (неизданные). Каноны исп. Феофану и прп. Иоаникию посвящены ближайшим соратникам М., тема канона на Торжество Православия - событие, в котором М. играл главную роль. Ж.-Б. Питра также приписывает М. каноны свт. Николаю (AHG. Vol. 4. P. 52-75) и свт. Василию Великому (не изд., см.: Pitra. Juris ecclesiastici. Vol. 2. P. 354). М. принадлежат отдельные тропари и стихиры: 2 богородичных, написанных двенадцатисложником, самогласен 42 мученикам Аморийским, св. Константину и Елене, а также в честь Преображения. Сохранились также написанные 12-сложным стихом (визант. ямбом) эпиграммы Честному Кресту и иконе Христа на к-польских дворцовых воротах Халки. Икона Христа Халкита была своего рода символом борьбы за почитание икон. В 726 г. ее приказал убрать имп. Лев III, имп. Ирина восстановила образ после VII Вселенского Собора, а имп. Лев V опять снял его в 814 г. В 843 г. икона была вновь помещена на прежнее место. Для 2 стихотворных загадок, дошедших в кодексе Lauren. Plut. V X. Fol. 214, авторство М. сомнительно. Особое место занимает чинопоследование «О различных лицах разного возраста, возвращающихся в православную и истинную веру». Этот литургический текст содержит молитвы, составленные самим М., но к-рый близок к каноническому и содержит постановления о том, как принимать в Церковь тех, кто, находясь в плену, были вынуждены принять ислам. Чинопоследование создано, вероятно, после сент. 845 г. Совр. ученые приписывают М. и неизданное сочинение «Против мелхиседекиан, феодотиан и афинган» (старейшая рукопись Paris. Coislin. 213, 1027 г.), поскольку оно тесно по теме примыкает к предыдущему сочинению. В нем описана процедура принятия в Православие еретиков, обратившихся к Христу.

Догматические и гомилетические труды

«Слово о святых иконах», основным источником к-рого послужило сочинение VIII в., приписанное прп. Иоанну Дамаскину и известное под заглавием «Против Константина Каваллина». Оно было написано, видимо, между 821 и 841 гг.; содержит исповедание веры и полемику с иконоборчеством в достаточно традиц. манере. Бог прост, несложен и не может быть описан, но воспринятая Христом плоть может изображаться, причем Божество, хотя и не изображается, но пребывает неотделимым от плоти. М. приводит сравнение с образом Божиим в человеке, недоступным взору, но умопостигаемым. Иконы не идолы, потому изображают не языческих богов, а Христа, Богородицу и святых. Имеется обличение членов Иерийского Собора 754 г., к-рое вполне можно отнести и к участникам собора 815 г. Сщмч. Мефодию Патарскому приписана и среди его сочинений издана пространная гомилия Слово на Сретение, в к-рой разбираются мессианские пророчества, роль Симеона Богоприимца, и развивается богословское учение о Богоматери. Известно приписанное также Мефодию Патарскому Слово на Распятие.

Канонические сочинения и патриаршие акты

Именно М. был автором основного текста в «Синодике в Неделю Православия», включавшего соборное проклятие разного рода еретикам, в особенности иконоборцам, а также перечисление главных православных исповедников. Выше упоминалось послание к патриарху Иерусалимскому. Ряд сочинений (1-е и 2-е Послания к студитам, Отлучение и различные фрагменты) посвящены конфликту патриарха с учениками Феодора Студита Афанасием и Навкратием и их сторонниками. М. приводит канонические обоснования своих действий и налагаемых на студитов прещений. В сочинениях Никиты Ираклийского и Иоанна Эфесского сохранились фрагменты «Завещания» М., написанного весной 847 г., в котором затрагиваются вопросы о низложении иконоборческого духовенства и об извержении из сана епископов, выступивших против М. в ходе столкновения со студитами. М. настаивает на правильности и необратимости всеобщего низложения клириков, запятнавших себя общением с иконоборцами, ссылаясь на поддержку этого решения со стороны признанных духовных авторитетов, таких как прп. Иоанникий. Долгое время в историографии М. считался главой «умеренной» партии в противоположность «крайним» студитам, однако содержание его сочинений противоречит этому утверждению: именно по его инициативе были предприняты самые жесткие дисциплинарные меры против епископов, священников и диаконов, имевших правосл. рукоположение, но вступивших в литургическое общение с еретиками. М. приписывается также ряд кратких канонических текстов и фрагментов.

Переписка книг

Житие М. свидетельствует о том, что в течение Великого поста он переписывал по одной книге Псалтири в неделю (Vita Methodii. Cap. 11. Col. 1253BC). Вопрос о том, как с этими книгами соотносятся сохранившиеся иллюстрированные Псалтири IX в. (Хлудовская, Пантократора и др.), остается открытым. По рукописным пометам и схолиям известно, что в Риме М. копировал мартирологи, а также сочинения св. Дионисия Ареопагита.

Соч.: Anrich G. A. Hagios Nikolaos: Der heilige Nikolaos in der griechischen Kirche. B., 1913. Bd. 1. S. 140-150; 1917. Bd. 2. S. 277-288, 546-556 [Житие свт. Николая к Феодору]; Bd. 1. S. 153-182 [Похвала свт. Николаю]; Gouillard J. La vie d'Euthyme de Sardes († 831) // TM. 1987. T. 10. 1-101 (рус. пер.: Мефодий, патр. К-польский. Житие Евфимия Сардского // Жития визант. святых эпохи иконоборчества / Под ред. Т. А. Сениной; предисл., пер. с греч.: Д. Е. Афиногенов; примеч.: Д. Е. Афиногенов, Т. А. Сенина. СПб., 2015. Т. 1. С. 335-372); Мефодий, патр. К-польский. Житие прп. Феофана Исповедника: По Моск. ркп. № 159 / Изд., введ., примеч.: В. В. Латышев. Пг., 1918. (ЗИАН. ИФО; Т. 13. Ч. 4) (рус. пер.: Мефодий, патр. К-польский. Житие Феофана Исповедника // Жития визант. святых эпохи иконоборчества. СПб., 2015. С. 146-209); Mioni E. L'Encomio di S. Agatha di Metodio Patriarca // AnBoll. 1950. Vol. 68. P. 58-93; Westerbrink J. С. Passio S. Dionysii Areopagitae, Rustici et Eleutherii: Diss. Leiden, 1937; Usener H. K. Acta S. Marinae et S. Christophori. Bonn, 1886. P. 48-53 [Схолии к муч. св. Марины]; Deubner L. Kosmas und Damian: Texte und Einleitung. Lpz., 1907. S. 41-42 [Схолии к муч. св. Косьмы и Дамиана]; AHG. 1972. Vol. 3. P. 134-145 [Канон Лукии]; 1976. Vol. 4. P. 279-287 [Канон Иоанникию]; P. 279-287 [Канон Даниилу]; Μπάκος Η. Μεθοδίου πατριάρχου «Κανών» ἱκετήριος εἰς τὴν ὑπεραγίαν Θεοτόκον // ΕΕΒΣ. 1998. Τ. 33. Σ. 729-757 [Канон молебный Богородице]; Sinait. gr. 562. Fol. 54-56 [Феофану Начертанному] (ср.: Παπαηλιοπούλου-Θωτοπούλου Ε. Ταμεῖον ἀνεκδότων βυζαντινῶν σματικῶν κανόνων. ᾿Αθῆναι, 1996. Σ. 58); Angel. 43 (B.3.8). Fol. 224v - 225v [Честнейшей Херувим]; Sinait. gr. 617. Fol. 53-55 [мч. Фалалею] (ср.: Παπαηλιοπούλου-Θωτοπούλου. 1996. Σ. 201); Crypt. Δ. Γ. I. Fol. 20v - 24v [молебный Христу] (ср.: Τωμαδάκης Ε. Ι. Κανόνες τῆς Παρακλητικῆς // ΕΕΒΣ. 1972/1973. Τ. 39/40. Σ. 257); Mercati S. G. Note d'epigrafia bizantina // Bessarione. R., 1920. T. 36. P. 198-199 [Эпиграммы]; PG. 100. Col. 1300-1316 [Чинопоследование «О различных лицах»]; Афиногенов. Константинопольский патриархат. 1997. 182-195 (с рус. пер.) [Слово о св. иконах]; PG. 18. Col. 348-381 [Слово на Сретение]; Col. 397-404 [Слово на Распятие]; Gouillard J. Le Synodikon de l'Orthodoxie, texte et commentaire // TM. 1967. T. 2. P. 1-316 [Синодик в Неделю Православия]; Pitra. Juris ecclesiastici. 1868. Vol. 2. P. 355-357; Афиногенов. Константинопольский патриархат. 1997. C. 179-181 [Послание патриарху Иерусалимскому] (c рус. пер.); Darrouzès J. Le patriarche Méthode contre les iconoclastes et les Stoudites // REB. 1987. Vol. 45. P. 15-57; Doens I., Hannick Chr. Das Periorismos-Dekret des Patriarchen Methodios I. gegen die Studiten Naukratios und Athanasios // JÖB. 1973. Bd. 22. S. 93-102 [Послания к студитам и Завещание].
Ист.: Vita Methodii Patriarchae // PG. 100. Col. 1243-1261 (рус. пер.: Афиногенов. 2004. 153-161); ActaSS. Davidis, Symeonis et Georgii // AnBoll. 1899. Vol. 18. P. 209-259; Βίος τῆς αὐτοκράτειρας Θεοδώρας / ῎Εκδ. Α. Μαρκοπούλου // Σύμμεικτα. 1983. Τ. 5. Σ. 249-285; GIosephi Genesii Regum Libri Quattuor / Ed. A. Lesmuller-Werner, J. Thurn. B., 1978. IV 3. P. 58; Georg. Mon. Chron. P. 802-803; The Life of Michael the Synkellos / Ed. M. Cunningham. Belfast, 1991; Narratio de Theophili absolutione // Афиногенов. 2004. P. 89-115 (с рус. пер.); Petri Vita Ioannicii / Ed. J. van den Gheyn // ActaSS. Nov. Vol. 1. P. 384-435; Photii Canon in S. Methodium // AHG. Vol. 10. P. 50-62; idem. Epistulae et Amphilochia / Ed. B. Laourdas, L. G. Westerink. Lpz., 1987. Vol. 6. Fasc. 1. P. 136-137; Rosenqvist J. O. The Life of St. Irene, Abbess of Chrysobalanton. Uppsala etc., 1986; Matantseva T. La Vie d'Hilarion, higoumène de Dalmatos, par Sabas (BHG 2177) // RSBN. N. S. 1993. Vol. 30. P. 17-29; Sabae Vita Ioannicii / Ed. J. van den Gheyn // ActaSS. Nov. Vol. 1. P. 332-384; Sym. Log. Chron. 131.2; Synodicon Vetus / Ed. J. Duffy, J. Parker. Wash., 1979. Cap. 156-157; Theoph. Contin. II 8, III 24, IV 10; Theophanis Presbyteri Narratio de translatione Nicephori // Μνημεία ἁγιολογικά / ῎Εκδ. Θ. ᾿Ιωάννη. Βενετία, 1884. Σ. 115-128; Vita Theodori Grapti a Symeone Metaphrasto // PG. 116. Col. 653-684.
Лит.: Pargoire J. St. Méthode de Constantinople avant 821 // EO. 1903. Vol. 6. N 39. P. 126-131; idem. St. Méthode et la persécution // Ibid. N 40. P. 183-191; Dobschütz E. von. Methodius und die Studiten // BZ. 1909. Bd. 18. S. 41-105; Σπυρίδωνος Δ. Πρόλογος τοῦ ὑπὸ τοῦ ἁγ. πατριάρχου Μεθοδίου συγγραφέντος βίου τοῦ ὁσίου Θεοφάνους τοῦ ὁμολογητοῦ // ᾿Εκκλησιαστικὸς Θάρος. 1913. Τ. 12. Σ. 88-94; Grumel V. La politique religieuse du patriarche saint Méthode // EO. 1935. Vol. 34. N 180. P. 385-401; idem. Les relations politico-religieuses entre Byzance et Rome sous le règne de Léon V Arménien // REB. 1960. Vol. 18. P. P. 19-44; Alexander P. Religious Persecution and Resistance in the Byzantine Empire of the VIIIth and IXth Cent.: Methods and Justifications // Speculum. Camb. (Mass.), 1977. Vol. 52. P. 238-264; Canart P. Le Patriarche Méthode de Constantinople Copiste à Rome // Palaeographica, Diplomatica et Archivistica: Studi in onore di Giulio Batelli. R., 1979. Vol. 1. P. 343-353; Sansterre J.-M. Les moins grecs et orientaux а Rome aux époques byzantine et carolingienne (milieu du VIe fin du IXe s.). Brux., 1982. 2 vol.; Speck P. Iconoclasmus und die Anfänge der Makedonischen Renaissance // Varia I. Bonn, 1984. S. 175-241. (Ποικίλα βυζαντινά; 4); Marino S. Considerazioni sulla personalità di Metodio I, patriarca di Constantinopoli // Culto degli imagini e crisi iconoclasta: Atti del Convegno di studi Catania, 16-17 Maggio 1984. Palermo, 1986. P. 117-126; Treadgold W. T. The Byzantine Revival: 780-842. Stanford, 1988; ODB. Vol. 2. P. 1355; Signes Codoñer J. El periodo del segundo Iconoclasmo en Theophanes Continuatus. Amst., 1995; Афиногенов Д. Е. Тактика правосл. сопротивления в начале 2-го периода иконоборчества // Традиции и наследие Христ. Востока / Ред.: Д. Е. Афиногенов, А. В. Муравьев. М., 1996. С. 63-84; idem (Afinogenov D. E.). The Great Purge of 843: A Re-Examination // ΛΕΙΜΩΝ: Studies presented to L. Rydén on His 65th Birthday / Ed. J. O. Rosenquist. Uppsala, 1996. P. 79-91. (Studia Byzantina Upsaliensia; 6); idem. Κωνσταντινούπολις ἐπίσκοπον ἔχει: The Rise of the Patriarchal Power in Byzantium from Nicaenum II to Epanagoga. Pt. 2: From the Second Outbreak of Iconoclasm to the Death of Patriarch Methodios (847) // Erytheia. Madrid, 1996. T. 17. P. 43-71; он же. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии: 784-847. М., 1997; oн же. Патриаршество св. Мефодия I (843-847): Борьба за преемственность в Визант. Церкви // ВВ. 1997. Т. 57. С. 130-156; idem. Imperial Repentance: The Solemn Procession in Constantinople on March 11, 843 // Eranos. Oslo, 1999. Vol. 97. P. 1-10; oн же. «Повесть о прощении императора Феофила» и Торжество Православия. М., 2004; idem. Did the Patriarchal Archive End up in the Monastery of Studios?: IXth Cent. Vicissitudes of Some Important Document Collections // Monastères, images, pouvoirs et société a Byzance / Ed. M. Kaplan. P., 2006. P. 125-134; Krausmüller D. Divine Sex: Patriarch Methodios' Concept of Virginity // Desire and Denial in Byzantium / Ed. L. James. Aldershot, 1999. P. 57-65; idem. Being, Seeming and Becoming: Patriarch Methodius on Divine Impersonation of Angels and Souls and the Origenist Alternative // Byz. 2009. T. 79. P. 168-207; idem. Exegeting the «Passio» of St. Agatha: Patriarch Methodios († 847) on Sexual Differentiation and the Perfect «Man» // BMGS. 2009. Vol. 33. N 1. P. 1-16; idem. From «Homoousion» to «Homohypostaton»: Patriarch Methodius of Constantinople and Post-Patristic Trinitarian Theology // JLARC. 2009. Vol. 3. P. 1-20; idem. Sleeping Souls and Living Corpses: Patriarch Methodius' Defense of the Cult of Saints // Byz. 2015. T. 85. P. 143-155; idem. Showing Оne's True Colours: Patriarch Methodios on the Morally Improving Effect of Sacred Images // BMGS. 2016. Vol. 40. N 2. P. 298-306; Zielke B. Methodios I. (843-847) // Die Patriarchen der ikonoklastischer Zeit, Germanos I.- Methodios I. (715-843) / Hrsg. R.-J. Lilie. Frankfurt a. M., 1999. S. 183-260. (Berliner Byzantinische Studien; 5); Maksimovic K. Patriarch Methodios I. (843-847) und das Studitische Schisma: Quellenkritische Bemerkungen // Byz. 2000. T. 70. P. 422-446; он же (Максимович К. А.). Патриарх Мефодий I (843-847) и теория «Пентархии» // ЕжБК. 2010. Т. 1. С. 173-178; Παναγιωτόπουλος Ι. Α. ῾Ο οἰκουμενικὸς πατριάρχης Μεθόδιος Α´ ὁ ὁμολογητὴς καὶ τὸ ἔργο του. ᾿Αθῆναι, 2003; Hinterberger M. Wortschöpfung und literarischer Stil bei Methodios I. // Lexicologica byzantina: Beiträge zum Kolloqium zur byzantinischen Lexikographie, Bonn 13-15 Juli 2007 / Hrsg. E. Trapp, S. Schönauer. Bonn, 2008. S. 119-150; Sénina T. A. Remarques sur les canons en l'honneur des saints patriarches Taraise et Méthode de Constantinople // Scrinium. St.-Pb., 2012. T. 8: Ars Christiana. Pt. 2. P. 69-81.
Д. Е. Афиногенов

Гимнография

Свт. Мефодий сопровождает имп. Феофила в военном походе. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 55 об.)Свт. Мефодий сопровождает имп. Феофила в военном походе. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 55 об.)

Память М. отмечается 14 июня в Типиконе Великой церкви, отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв.; назначаются прокимен Пс 31. 11, Апостол - Иак 5. 7-20, аллилуиарий Пс 96. 12, Евангелие - Лк 4. 22b - 30, причастен Пс 32. 1 (Mateos. Typicon. T. 1. P. 314).

В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, М. не упоминается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., в ГИМ. Син. № 167, XII в.- 14 июня содержится служба М., состоящая из канона, цикла стихир и седальна (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 67).

В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава, М. не упоминается, но в Мессинском Типиконе 1131 г., являющемся южноиталийской редакцией Студийского устава, память М. отмечается 14 июня; хотя приоритет на службе в этот день отдается песнопениям прор. Елисея, М. назначаются цикл стихир-подобнов на «Господи, воззвах», самогласная стихира на стиховне утрени, канон на полунощнице и седален (Arranz. Typicon. P. 158-159).

В древнейших греч. и слав. редакциях Иерусалимского устава - напр., в Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв., и в Типиконе серб. архиеп. Никодима 1319 г.,- под 14 июня излагается устав соединения богослужебного последования М., службы прор. Елисею и будничной службы Октоиха; М. назначаются отпустительный тропарь Κανόνα πίστεως̇ (  ), канон, цикл стихир-подобнов, самогласная стихира и седален (см.: Lossky. Typicon. P. 218-219; Миркович. Типикон. Л. 110а). Такой же состав богослужебного последования М. зафиксирован в первопечатном греч. Типиконе 1545 г. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. (и последующих изданиях, в т. ч. современных) М. назначаются также кондак 2-го гласа      и светилен.

Свт. Мефодий, патриарх К-польский. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1547 г.Свт. Мефодий, патриарх К-польский. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1547 г.

Последование М., содержащееся в совр. греческих и рус. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа ᾿Ορθοδοξίας ὁδηγέ̇ (  ) (Μηναῖον. ᾿Ιούνιος. Σ. 92); др. отпустительный тропарь 4-го гласа -   (Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 499); кондак 2-го гласа     с икосом (Там же. С. 502; ср.: Амфилохий. Кондакарий. С. 225); анонимный канон с акростихом ᾿Αρχιερῆα Θεοῖο, Μεθόδιον, ᾄσμασι μέλπω (Архиерея божественного, Мефодия, в песнях воспеваю), 2-го гласа, ирмос: Δεῦτε λαοὶ ᾄσωμεν̇ (   ), нач.: ᾿Αφ᾿ ἁρπαγῆς, καὶ προνομῆς, καὶ δουλείας με, τῆς ἁμαρτίας λύτρωσαι (От напасти, и нахождения, и рабства меня греховного избави) (Μηναῖον. ᾿Ιούνιος. Σ. 92-99); анонимный канон без акростиха 4-го гласа, ирмос:   нач.:    (Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 500-508; греч. оригинал этого канона известен по рукописям - см.: Ταμεῖον. Σ. 218); цикл стихир-подобнов, 2 самогласные стихиры; седален; светилен.

По рукописям известны песнопения М., не вошедшие в совр. богослужебные книги: иной кондак плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа - Τῆς θεαρχικῆς τριάδος ὁ θεομύστης̇ (Богоначальной Троицы божественный таинник...) с икосами; дополнительные икосы (Амфилохий. Кондакарий. С. 122, 186; 85 (доп. паг.)); канон, составленный свт. Фотием, патриархом К-польским, с акростихом Μεθοδίῳ Θώτιος ὕμνον προσφέρω (Мефодию я, Фотий, песнь приношу) плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: ῾Ως ἐν ἠπείρῳ πεζεύσας̇ (    ), нач.: Μαρμαρυγὰς ἀπαστράπτων τῶν ἀρετῶν (Светлости излучая добродетелей) (AHG. T. 10. P. 50-62); 2 цикла стихир-подобнов, седальны, ексапостиларий (см.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), μητρ. Ταμεῖον ᾿Εκκλησιαστικῆς ποιήσεως // ᾿Εκκλησιαστικὸς Θάρος. 1951. Τ. 50. Σ. 326-328).

Е. Е. Макаров

Иконография

История обретения свт. Мефодием свитка с «заглаженным от Бога» именем имп. Феофила. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.151. Л. 926)История обретения свт. Мефодием свитка с «заглаженным от Бога» именем имп. Феофила. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.151. Л. 926)

В искусстве визант. времени типичная для изображений святителей иконография М. (в подризнике, фелони, с омофором, с палицей, в руках - Евангелие) отражена в Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - имя М. включено в разд. «Святые иерархи: внешний вид их и надписания»: «…старец с окладистой бородою» (Ерминия ДФ. С. 161). Там же в разд. «Святые Вселенские Соборы» о М. сказано в описании изображения торжества «Восстановления святых икон»: «У храма стоят святой Мефодий, патриарх, в архиерейском облачении, с жезлом в руке, и другие архиереи с иконами; впереди них два диакона держат икону Христа, а другие два - икону Богоматери, называемую Одигитрия. От этих икон ниспускаются златотканые пелены. Немного сзади, по одну сторону патриарха,- царица Феодора и сын ее, царь Михаил, отроки держат иконы, а по другую сторону стоят иереи с кадильницами и свечами и святые подвижники…» (Там же. С. 180-181).

Одним из ранних примеров включения образа М. в состав изображений святителей является несохранившаяся мозаика в сев. тимпане собора Св. Софии К-польской (ок. 878; известна по акварели Г. Фоссати, см.: Mango C. Materials for the Study of the Mosaics of St. Sophia at Istanbul. Wash., 1962. P. 52. Pl. 61, 74. (DOS; 8); LCI. Bd. 8. Sp. 14). М. представлен в рост, на нем фелонь, Y-образно лежащий омофор, в покровенной фелонью левой руке он держит кодекс, правая в жесте благословения - перед грудью. В этом раннем памятнике иконографии святого запечатлена характерная черта его облика - головной убор в виде шапочки-куколя с завязками, стянутыми плотным узлом под подбородком; своеобразие этого более ни у кого не встречающегося элемента одежды, видимо, связано с особенностью приобретенного М. в заключении увечья, в результате к-рого он был вынужден поддерживать (подвязывать) нижнюю челюсть. Эта деталь, известная по др. достаточно ранним памятникам (напр., на фреске в ц. Богородицы Перивлепты в Охриде, Македония, 1294/95, мастера Михаил Астрапа и Евтихий; на плате по центру небольшой равноконечный крест), не нашла отражения в поздней иконографии святого и соответственно не зафиксирована в иконописных подлинниках. В программе росписи визант. храмов образ М. обычно занимает место в зоне вимы среди др. св. отцов Церкви. Напр., в афонских стенописях фигура святого представлена: в сев.-вост. компартименте кафоликона Протата (1290, мастер Мануил Панселин); в алтаре кафоликонов мон-рей Ватопед (1311/12) и Дохиар (1567/68, мастер Дзордзис Критский). Вместе с 4 др. патриархами К-польскими образ М. помещен на вост. подпружной арке в парекклисионе Панагии Парамифии мон-ря Ватопед (1677/78).

История оклеветания свт. Мефодия. Лист из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 66)История оклеветания свт. Мефодия. Лист из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 66)

Событие восстановления иконопочитания нашло отражение в отдельной композиции на иконах праздника Торжества Православия. Наиболее ранняя сохранившаяся икона датируется ок. 1400 г. (Британский музей, Лондон) - М. представлен в верхнем ряду, справа от престола, на котором лежит образ Божией Матери «Одигитрия», рядом с патриархом - игумен Студийского мон-ря, защитник иконопочитания прп. Феодор Студит. М. изображен в крещатом саккосе, левой рукой он прижимает к себе Евангелие, в правой держит крест; кресты также в руках у стоящих слева от престола св. имп. Феодоры и отрока имп. Михаила III. Основная схема иконы, зафиксированая в т. ч. в Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота, практически без изменений повторялась в поствизант. период. Напр., кисти иконописца Э. Дзанфурнариса принадлежат 2 иконы, посвященные празднику Торжества Православия кон. XVI - нач. XVII в. (Музей греч. ин-та визант. и поствизант. исследований в Венеции; Музей Бенаки, Афины); сохранилась надпись с именем М. (Казанаки-Лаппа М. Наследие Византии: Коллекция Музея греч. ин-та визант. и поствизант. исследований в Венеции. М.; Венеция, 2009. Кат. 58. С. 140-141).

В минейных циклах образ М. помещен под 14 июня. Его изображение представлено в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 43v, 1322-1340 гг.) во 2-м клейме 4-частной листовой миниатюры: М. с короткими седыми волосами и короткой же округлой бородой напоминает ап. Петра, облачен в фелонь, с омофором, в покровенной левой руке держит Евангелие. В настенных минологиях в притворах ряда храмов образ М. сохранился: в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317/18),- в рост, вместе со свт. Кириллом, еп. Гортины, и с прор. Елисеем, облачен в полиставрий (крещатую фелонь), обеими руками (левая скрыта под фелонью) держит Евангелие; седой, волосы вьющиеся, высокий лоб с проплешинами, борода клиновидная, длинная; в соборе Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (между 1390 и 1391),- в рост, вместе с прор. Елисеем; в ц. св. Апостолов (св. Спаса) в Печской Патриархии, Сербия (1561),- погрудно.

Цикл миниатюр с изображением М., к-рый отражает отдельные события противостояния иконопочитателей иконоборцам в т. ч. сквозь призму жизни святого, представлен в неск. хронографических сводах. Так, в рукопись Хроники Иоанна Скилицы (Matrit. gr. 2, XII в.) включены 4 миниатюры. В 1-й сцене (Fol. 55 об., внизу) М. показан едущим верхом вместе с конниками императора и самим имп. Феофилом, к-рый обращен к нему в беседе; святой с нимбом (сохр. надпись с именем), облачен в темную фелонь, на плечах омофор, голова не покрыта, волосы светлые, короткие. Затем следует сцена архиерейской хиротонии (Fol. 64). Далее в 2 сценах представлена история оклеветания М. (Fol. 66, вверху, внизу), в каждой он узнается по крещатой ризе; вверху перед императрицей представлены 2 группами иерархи с М., и чуть поодаль - клеветники с женой-лжесвидетельницей; внизу - также, перед императрицей, стоят, прикованные взором к находящемуся в центре М., очевидцы его чистой простоты и невинности, святой показан с поднятыми подолами подризника и фелони, обнажившими уды. В рус. Хронографе - Лицевом летописном своде (РНБ. F. IV. 151, 70-е гг. XVI в.) М. является действующим лицом в целом ряде миниатюр, начиная с иллюстраций событий правления имп. Феофила (в основе текста лежит «Повесть о прощении имп. Феофила»). Цикл открывается миниатюрой с изображением начала гонений имп. Феофилом иконопочитателей и сведе́ния М. с престола (Л. 901 об.). Здесь и далее характеристика образа М. неизменна: у него каштанового цвета короткие вьющиеся волосы, короткая округлая борода, облачен в подризник, саккос (цвет варьируется от голубого на 1-й миниатюре, светло-зеленого в сценах заключения, розового в сценах восстановления иконопочитания, до охристого в сцене успения), омофор (на Л. 906 об. ошибочно без крестов), с нимбом. В рассказе о заключении М. проиллюстрированы: его изгнание «в некий островец» и заключение в пещере с 2 разбойниками (Л. 94); пребывание в пещере с истлевающим телом одного из разбойников и другим разбойником, к-рый добровольно остался при М. и «ревнител быв великаго Божественному житию» (904 об.); святые Феофан и Феодор пишут и отправляют послание М. (Л. 906 об.), он им отвечает (л. 907) - М. представлен сидящим в пещере перед столиком, на котором развернут свиток, левой рукой святой придерживает свиток, правой пишет в нем; мучения М. (Л. 907 об.; «…сокрушеном челюстем и весь иный понес мучный образ») - к сидящему в пещере святому приближаются 2 мужа с дубинами; имп. Феофил через чтение книг прозревает свое неразумие (Л. 911 об.) - внизу образом обличения в нечестивых деяниях императора представлен заключенный в пещеру М.; освобождение М. (Л. 912 об.) - посланник императора, указывая перстом на фигуру имп. Феофила (в верхней части), выводит святого из пещеры; М. в К-поле сидит перед императором и беседует с ним (Л. 913). События, связанные с восстановлением иконопочитания, изложены в контексте обретения имп. Феофилом прощения от Господа, фигура М. представлена в следующих сценах: возведение на патриарший престол (Л. 919 об.) - М. стоит с кодексом в руке перед храмовым престолом; беседа преподобных Иоанникия Великого, Исаии Никомедийского и Арсакия с М. (Л. 920 об.); М. с сонмом архиепископов, священников и монахов уверяются в благочестии имп. Феодоры (Л. 920-921 об.); имп. Феодора просит патриарха молиться за имп. Феофила (Л. 922); М. собирает духовенство и монахов «по всей области греческой» в Великую церковь (Л. 922 об.); М. с собором духовных лиц в присутствии имп. Феодоры совершает моление о имп. Феофиле (Л. 923); в сновидении имп. Феодоры М. с собором изображены как просители за имп. Феофила, представшего перед Спасителем (Л. 924); имп. Феодора рассказывает сон патриарху, М. пишет имена еретиков и имп. Феофила в свиток и кладет его «под святою трапезою» (Л. 925); ангел возвещает в храме М., что его молитва услышана Господом и имп. Феофил помилован (Л. 925 об.); М. берет свиток с именами из-под престола (слева) и сообщает имп. Феодоре, что имя Феофила «заглажено от Бога» (справа) (Л. 926); второе удостоверение М. о помиловании имп. Феофила во время богослужения (Л. 926 об.); имп. Феодора отправляет к М. людей с повелением собрать Собор (Л. 927); подготовка к Собору (шествия с «честными образы») (Л. 927, об., 928); сцены Собора (Л. 929, 930 об) - М. первый перед сидящей во главе стола имп. Феодорой. Далее на 2 миниатюрах представлен сюжет оклеветания М.: заговорщики убеждают женщину оболгать патриарха (слева вверху, здесь же, справа, М. изображен прозирающим эту сцену), перед сидящим на троне М. стоит женщина-клеветница, позади нее обличающие патриарха заговорщики (Л. 930 об.); М. свидетельствует перед архиереями и монахами о своей невиновности (приподнял края саккоса), наверху проиллюстрирован рассказ М. о явлении ему в Риме ап. Петра, умертвившего его плоть (Л. 931). На л. 947 (вверху) показано преставление М. (лежит во гробе), над ним совершают каждение.

Свт. Мефодий, патриарх К-польский. Роспись апсиды кафоликона мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.Свт. Мефодий, патриарх К-польский. Роспись апсиды кафоликона мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.

В русских иконописных подлинниках описание облика М. представлено под 12 июня: «Мефодий, патриарх Цареграда, рус аки Златоустъ, сак лазорь; кресты лазорь» (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 32). В подлинниках сводной редакции XVIII в. сохранено уподобление облика святого облику свт. Иоанна Златоуста («рус, аки Златоуст», «брада аки Златоустова») (Большаков. Подлинник иконописный. С. 107; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 364). Составитель руководства для иконописцев (1910) акад. В. Д. Фартусов, использовав сведения подлинников и сохранив в характеристике черт уподобление свт. Иоанну Златоусту, предложил пространное описание облика М. «…типа греческого, преклонных лет, волосы просты, ниже ушей коротки, борода очень мала и очень редка, с проседью; на нем саккос, омофор, палица» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 316). Кроме того, как у участника процесса восстановления почитания икон, в руках у святителя - образ Божией Матери.

14 июня 1629 г. патриарх Московский Филарет поручил иконописцу Назарию Истомину Савину «написати вновь на одной цке осьмилистовой образ Елисея пророка да Нефодия (Мефодия) патриарха Царяграда да Устина философа» (МАМЮ. Дела Патриаршего Казенного приказа. Кн. № 3. Л. 11; цит. по: Кочетков. Словарь иконописцев. С. 571). По справедливому замечанию А. Л. Баталова, заказ может быть связан с памятью патриарха о «розмене пленными» с польской стороной 1 июня 1619 г. и о его возвращении из плена в Москву 14 июня. Т. о., заказом этой небольшой иконы (пядницы) патриарх Филарет почтил память святых этих дней, прор. Елисея, М. (пам. 14 июня) и Иустина Философа (пам. 1 июня); в наст. время отреставрированную икону предполагается включить в местный ряд реконструированного иконостаса Ризоположенской ц. Московского Кремля.

Сложная по композиции икона «Седьмой Вселенский Собор» (70-е гг. XVII в., филиал ГИМ «Новодевичий монастырь», иконописец Симон Ушаков) отображает события Соборов 787 и 842 гг. Образ М. представлен вверху в сценах установления и сложения церковного празднования Торжества Православия.

Образ М. известен на рус. минейных иконах на июнь (как правило, с прор. Елисеем): напр. на иконе на год нач. XIX в. (УКМ); на правой створке 3-створчатого складня («Минея годовая», 2-я пол. XIX в., собрание В. А. Бондаренко) - в крещатом саккосе. В гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1713, 1722) на листе на июнь М.- старец с короткой бородой, в саккосе, с митрой на голове, правой, отведенной в сторону рукой благословляет, в левой держит посох; на гравированном листе святцев на июнь работы И. К. Любецкого (1730) - правая рука М. прижата к груди, в левой - Евангелие. На миниатюре из Молитвенника кнг. М. П. Волконской, созданного под рук. и при участии акад. живописи проф. Ф. Г. Солнцева (РГБ ОР. Ф. 218. № 812, 50-е гг. XIX в., июнь), традиц. образ М. соответствует описанию в ранних подлинниках - патриарх с темно-русыми короткими волосами и с короткой округлой бородой, облачен в саккос с крупным растительным орнаментом.

В монументальной росписи храмов образ М. включался в программу декорации пространства алтаря, напр., в ц. Воскресения в Ростове (ок. 1670), в ц. Воскресения в Тутаеве (1678-1679).

Лит.: Миjовић. Менолог. С. 280, 359, 373; LCI. Bd. 8. Sp. 13-14; «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко. М., 2003. Кат. 59. С. 512-520; Τούτος Ν., Θουστέρης Γ. Ευρετήριον ζωγραφικής του Αγίου ´Ορους, 10ος - 17ος αιώνας. Αθήναι, 2010. Σ. 55, 120, 146, 152, 341, 398.
Э. В. Шевченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНАТОЛИЙ (кон. IV в.-458), Патриарх К-польский (с 449), свт. (пам. 3 июля, пам. греч.7 июля, 20 нояб.)
  • НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк
  • АМВРОСИЙ Аврелий (ок. 339-397), еп. Медиоланский, один из великих зап. отцов Церкви, свт. (пам. 7 дек.)
  • АМФИЛОХИЙ (ок. 340 или 345 - после 394), еп. Иконийский, свт. (пам. 23 нояб.)
  • АНТОНИЙ II КАВЛЕЙ Патриарх К-польский (893-901), свт. (пам. 12 февр.)
  • АРСЕНИЙ (IX-X вв.), архиеп. Керкирский, святитель (пам. 19 янв.)
  • АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)
  • АРТЕМОН (Артемий; I в.), еп., свт. (пам. 24 марта, греч. 22 марта)
  • АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293)
  • АФАНАСИЙ III ПАТЕЛЛАРИЙ (1597-1654), Патриарх К-польский (1634-1652), свт. (пам. 2 мая и в Соборе Афонских преподобных)
  • АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ (ок. 295 - 373), еп. Александрийский (с 328 г.), свт. ( пам. 18 янв., 2 мая)
  • ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)