МИЛЕШЕВА
Том XLV, С. 212-216
опубликовано: 22 июля 2021г.

МИЛЕШЕВА

Содержание
Церковь Вознесения Господня. Нач. XIII в.Церковь Вознесения Господня. Нач. XIII в.

(Милешево), муж. мон-рь в честь Вознесения Господня Милешевской епархии Сербской Православной Церкви. Находится при слиянии рек Косаничка и Милешевка в горной долине близ г. Приеполе (Сербия).

История

М. как свою задужбину основал представитель серб. династии Неманичей Владислав (с 1234 - король Сербии). Ранее возведение обители датировали периодом правления Владислава, но ряд данных и детали фресок позволяют отнести начало ее возведения к периоду с 1 сент. 1218 по 31 авг. 1219 г., когда Владислав был королевичем и управлял жупой Црна-Стена (развалины крепости Црна-Стена находятся над обителью на холме). Владислав украсил мон-рь «всеми божественными и человеческими красотами» и одарил его селами и землями. Обитель имела статус ставропигии, ее игумен занимал 2-е место среди настоятелей сербских мон-рей после главы Студеницы. В 1237 г. в монастырском соборе Владислав поместил мощи своего дяди свт. Саввы I († 1235), архиеп. Сербского, там же позже был похоронен и он. Обитель стала центром почитания 1-го Сербского святителя и часто именовалась монастырем свт. Саввы. Вероятно, вскоре после основания в М. появилась кафедра епархии, к-рая неск. раз меняла название (Милешевская, Милешевская-Дабро-Боснийская, Полимская, Герцеговинская), иногда упразднялась.

После начала распада Сербского царства, вызванного смертью в 1355 г. серб. царя Стефана IV Душана, земли, на которых находился М., перешли под власть хумского кн. Воислава Войновича, после его смерти в 1363 г.- к его племяннику жупану Николе Алтомановичу, осенью 1373 г.- к боснийскому бану Твртко I Котроманичу (ум. в 1391). Правнук серб. кор. Драгутина (см. Феоктист, прп.) Твртко считал себя наследником серб. престола: его коронация состоялась 26 окт. 1377 г. в соборе возле гробницы свт. Саввы. С целью утвердить легитимность Твртко на престоле, вероятно, именно в М. был составлен 1-й серб. родослов, претерпевший впосл. множество редакций и дополнений, напр., при деспоте Стефане Лазаревиче (1402-1427), давшем обители повелью-грамоту (датируется 1413-1415) на владение 5 селами. В 1446 г. в М. воевода Стефан Вукчич Косача, бывш. противник боснийских королей Твртко II и Стефана Томаша, взял титул Святосаввского герцога. В 1459 г. турки сожгли мон-рь, но вскоре он был восстановлен.

Моление о чаше. Роспись нартекса ц. Вознесения Господня. 1-я пол. XIII в.Моление о чаше. Роспись нартекса ц. Вознесения Господня. 1-я пол. XIII в.

С момента основания обитель была не только духовным, но и просветительским центром. Первое упоминание о написанной здесь «повелением игумена Спасова Спиридона» книге (Прологе) относится к 1264 г. (Cтоjановић. Записи. Књ. 1. С. 11. Бр. 22). В целом в милешевском скриптории и его б-ке хранились многочисленные рукописи разных периодов. В сер. XVI в. обитель поддерживала связи с печатником Б. Вуковичем. Специально купленная для М. в Венеции при игум. Данииле типография издала Псалтирь с восследованием (1544), Требник (1546) и после перерыва повторно Псалтирь (1557; см. Немировский Е. Л. Славянские издания кирилловского (церковнославянского) шрифта, 1491-2000: Инвентарь сохранившихся экземпляров и указатель литературы. Т. 1. С. 159-165, 513-515, 519-521; Т. 2. Кн. 1. С. 10-12, 106-108).

В сложные времена османского владычества мон-рь часто получал помощь благодаря широко распространенному почитанию свт. Саввы. Венецианские послы, о посещении к-рых сохранились известия от 1499, 1533, 1550 и 1580 гг., подчеркивали, что обитель уважают как православные, так и мусульм. местные жители. Итальянский путешественник К. Дзено сообщал, что в 1550 г. в М. жили 50 монахов, ему подчинялись 20 расположенных поблизости мон-рей. М. фон Зейдлиц, посетивший М. в 1556-1559 гг., писал, что в нем проживают ок. 60 монахов и что обитель очень красива и богата. В 1558 г. русский царь Иоанн Грозный подарил М. серебряную чашу. Богатые вклады в обитель делали валашский воевода Александру Лэпушняну с супругой Роксаной, происходившей из сербского рода Бранковичей, молдавские правители Раду XII Леон и Георге II Дука. Уроженцы расположенных близ М. мест великий османский везир (1565-1579) Мехмед-паша Соколлу (перед тем как его забрали в Стамбул как «подать в крови», был чтецом в монастыре) и патриарх Печский Макарий (1557-1570/71; вероятно, до Патриаршества был настоятелем М.) способствовали восстановлению обители.

В 1594 г. турки забрали из М. мощи свт. Саввы и сожгли их в Белграде. Считается, что османский гнев был вызван восстанием местных сербов и деятельностью обители по возвращению принявших ранее ислам сербов (потурченцев) в Православие и крещению турок. Но среди местного населения распространены легенды, что мощи святителя подменили (или сохранили от них частицу) и они продолжают находиться в обители или где-то поблизости.

XVII век стал периодом наиболее тесных связей М. с Московской Русью. О контактах обители в более ранние века с восточнослав. землями говорят как размещение ростовых изображений благоверных князей Бориса и Глеба на вост. стороне пилястры в милешевском соборе (одно из первых свидетельств почитания восточнослав. святых в южнослав. землях в XIII в.), так и упоминание перенесения в М. мощей свт. Саввы в рус. «Лицевом летописном своде» (70-80-е гг. XVI в.). Представители М. неоднократно приезжали в Москву за милостыней (1627/28, 1635, 1638 и 1642/43 - архим. Афанасий), в 1647 г. они получили разрешительную грамоту на приезды за милостыней раз в 6 лет (в 1646 и 1647 - архим. Василий), в 1653 г.- раз в 4 года (в 1652, 1653 и 1657 - архим. Виссарион; в 1659; в 1688 - архим. Досифей; затем в 1712; см.: Москва - Србиjа, Београд - Русиjа: Док-та и мат-ли. Београд; М., 2009. Т. 1: Друштвене и политичке везе XVI-XVIII в.). В челобитных братия жаловалась на трудности жизни среди мусульман и просила помощи в различных нуждах - в ремонте зданий, пострадавших при разливе реки (1624), в «поправке святой большой церкви, которая внутри расписана золотом и мозаикой» (1627; в 1635 на рус. деньги храм был покрыт), в покупке покрова для раки свт. Саввы и богослужебных книг. В одном из посланий сообщаются подробности разорения обители в 1658 г. боснийским Сейди Ахмет-пашой. Тогда паша бросил 8 милешевских монахов на 4 месяца в темницу, 2 из них в заключении умерли. Чтобы освободить собратьев монахи заложили монастырское подворье с ц. свт. Николая, выплатили паше 4 тыс. «тарелей» и потом просили рус. царя оказать им помощь в выкупе подворья.

В 1688 г. мон-рь вновь был разорен. Часть братии в 50 милях от него, в урочище Пакар, основала Знаменский мон-рь, а др. монахи, забрав ценные вещи из монастырской ризницы, ушли в австро-венг. земли. В XVIII в. жизнь в мон-ре возродилась. М. упоминается в числе 7 серб. мон-рей в т. н. палестинских штатах Свящ. Синода РПЦ (1735) - списке правосл. обителей Османской империи. Согласно списку, М. выплачивалось по 35 р. серебром ежегодно. В 1782 г. мон-рь снова подвергся разорению, были сожжены иконы в храме и все кельи.

В 1857 г. посетивший М. российский консул А. Ф. Гильфердинг констатировал, что турки разобрали крышу храма, 4 мраморные колонны из храма перенесли в мечеть г. Приеполе, а также нанесли урон росписям. Консул отметил, что, несмотря на разорение, обитель посещает множество паломников. В 1860 г. мон-рь лежал в развалинах, возле стен храма и зданий из-за сильных половодий образовались земляные наносы, достигавшие высоты 1-го этажа и покрытые порослью. В 1863-1868 гг. благодаря усилиям митр. Белградского Михаила (Йовановича), босанского Топала Шерифа Осман-паши, настоятеля Баньского мон-ря Макария (Вуича) и торговцев из Приеполе храм был восстановлен и принял совр. вид. Тогда, вероятно в силу ветхости, была снесена стена между наосом и притвором, на к-рой находилась сцена «Успение Пресв. Богородицы», и пострадали неск. фресок.

Во время первой мировой войны австро-венг. войска устроили в храме конюшню. В 1913 г. в мон-ре находились органы управления местного муниципалитета, в т. ч. суда. В описи монастырского имущества, составленной в этот период настоятелем архим. Гедеоном (Маричем), упоминаются 50 га пахотной земли, 70 га лесов и фруктовых деревьев, в библиотечном каталоге значатся 77 церковных и 16 поучительных книг, в т. ч. рукописный печатный Октоих 1493 г. Богатая ризница М. была постепенно разграблена турками, нек-рые предметы в наст. время хранятся в Музее Сербской Православной Церкви, в Церковном музее в Загребе и в др. собраниях.

6 июня 1935 г. в М. прошли торжества в честь 700-летия со дня смерти свт. Саввы Сербского, к-рые возглавил патриарх Сербский Варнава (Росич). В них приняли участие еп. Охридский Николай (Велимирович) и митр. Дабро-Босанский Петр (Зимонич), члены серб. правительства и местные власти. В честь торжеств был освящен колокол, подаренный обители кор. Александром Карагеоргиевичем.

Во время второй мировой войны в окт. 1941 г. возле монастырских стен партизаны расстреляли настоятеля игум. Нестора (Тркулю), ныне он почитается как местночтимый святой. После проведения аграрной реформы в 1946 г. вместо 181 га угодий М. было оставлено 30 га пашни и 30 га леса. В 1948 г. близ храма построили здание управления местной задруги (сельскохозяйственные кооперативы в Югославии). Монастырь фактически превратился в музей и памятник архитектуры, его посещали многочисленные экскурсии, во время которых о свт. Савве даже не упоминалось. Главными ценностями М. считались его уникальные фрески, прежде всего «Белый Ангел». В 60-х гг. XX в., 1974, 1980-1981, 1990, 1994 и 1998-2005 гг. в мон-ре были проведены реставрационные работы и археологические раскопки, во время к-рых вокруг храма открылись фундаменты зданий разных периодов, были обнаружены захоронения и неск. пустых гробниц. Результаты этих исследований позволили предположить, что собор был построен на месте древнего храма.

В 1992 г. в связи с восстановлением Милешевской епархии возродилась и духовная жизнь в обители. М. вновь стал центром почитания свт. Саввы, а в соборе была поставлена символическая рака (кивот), в к-рой, по преданию, его мощи хранились ранее. 6-8 сент. 2012 г. в М. прошел международный научный симпозиум «Восемь веков монастыря Милешево» при участии исследователей из Сербии, России, Италии, Греции, Болгарии, Румынии, Хорватии и Черногории.

И. Войводич, И. И. Стойичевич

Архитектура и живопись

Ктиторская композиция. Роспись наоса ц. Вознесения Господня. 1-я пол. XIII в.Ктиторская композиция. Роспись наоса ц. Вознесения Господня. 1-я пол. XIII в.

Ц. Вознесения Господня представляет собой однонефную базилику с куполом над наосом; вост. часть завершается 3-частным алтарем с выявленной снаружи полукруглой центральной апсидой с 2 пониженными боковыми постафориями; по типу принадлежит к рашской школе архитектуры. Купольный экзонартекс пристроен к основному объему позднее (ок. 1236) в связи с размещением в этой части храма мощей свт. Саввы и устройством здесь усыпальницы кор. Владислава. При перестройке в 1863-1868 гг. зап. стена первоначального храма была разрушена, утрачена часть росписи. Храм возведен из камня, внешние стены оштукатурены; в его облике соединены черты византийской, романской и серб. архитектуры.

Фресковые росписи М. считаются самым значительным образцом сербско-визант. живописи. Они покрывают стены алтаря, основного объема храма, внутреннего и внешнего нартекса (экзонартекса) обладают рядом иконографических и художественных особенностей. По сравнению с классической системой росписи визант. храма расположение нек-рых композиций изменено. Так, сцена «Вознесение Господне» (изображение храмового праздника) находится в куполе, а в основании купола на 4 полуциркульных стенах представлены «Благословение апостолов перед Вознесением» (на вост. стене, редкий сюжет), «Причащение апостолов» (на зап. стене), «Рождество Христово» (на сев. стене, сохр. фрагменты), «Снятие с креста» (на юж. стене). Вероятно, такая схема расположения композиций возникла в связи с необходимостью приспособить традиц. систему росписи крестово-купольного храма к архитектуре рашского типа.

Страшный Суд. Роспись экзонартекса ц. Вознесения Господня. 1-я пол. XIII в.Страшный Суд. Роспись экзонартекса ц. Вознесения Господня. 1-я пол. XIII в.

В алтаре в конхе апсиды находилась фигура Божией Матери «Оранта» с поклоняющимися архангелами (не сохр.), ниже помещалась композиция «Поклонение Жертве» (сохр. частично). Традиционная для этого места «Евхаристия» перенесена в подкупольное пространство. «Благовещение» помещено на вост. гранях сев.-вост. и юго-вост. пилястр. Напротив, на зап. гранях юго-зап. и сев.-зап. пилястр, расположено «Сретение». Эта композиция имеет необычную трактовку: сцена разделена на 2 части - Божия Матерь с Младенцем и прав. Иосиф с одной стороны, старец Симеон и пророчица Анна - с другой.

В. Джурич считал, что нарушение традиц. порядка сцен повлекло за собой изменения в расположении основных евангельских праздников. В росписи большое место уделено циклу Страстей Христа; отдельные сцены находятся в наосе и нартексе церкви: «Вход Господень в Иерусалим» и «Жены у гроба Господня» - на сев. и юж. стенах в зап. травее наоса, «Тайная вечеря», «Омовение ног», «Моление о чаше», «Поцелуй Иуды», «Уверение Фомы» - на зап. стене в нартексе. Кроме того, в М. впервые в серб. средневек. живописи представлены т. н. портреты представителей династии Неманичей: в наосе - кор. Владислав, ктитор храма, с моделью церкви в руках, к-рого Божия Матерь подводит ко Христу, восседающему на престоле; в нартексе - свт. Савва Сербский и его отец св. Симеон Неманя, Савва Освященный, кор. Стефан Первовенчанный с сыновьями Радославом и Владиславом. Представители правящего дома изображены в молитвенном обращении к святым Савве и Симеону Немане, фигуры которых в свою очередь развернуты ко Христу (фигура утрачена; находилась на зап. стене над входом),- мн. портреты являются прижизненными, поэтому, как предполагается, передают портретное сходство. В росписи нартекса кор. Владислав снова представлен с моделью храма в руках. На противоположной юж. стене помещены образы равноап. имп. Константина Великого и неизвестного императора, предположительно Иоанна III Дуки Ватаца. Позднее изображение представителей династии Неманичей трансформируется в генеалогическое древо (лозу) правящей серб. династии (с кон. XIII - нач. XIV в.; присутствует в росписи ц. Пресв. Богородицы и Радославовой капеллы в мон-ре Студеница (ок. 1235), ц. Пресв. Троицы в мон-ре Сопочани (ок. 1265), ц. Благовещения в мон-ре Градац (ок. 1275), в Драгутиновой капелле в мон-ре Джурджеви Ступови (1282-1283), ц. св. Ахиллия в Арилье (ок. 1295), ц. Пресв. Богородицы Левишки (1310-1313).

В экзонартексе помещена развернутая композиция «Страшный Суд», занимающая все пространство - свод и 4 стены (уникальный случай для серб. живописи). Лит. основой для этого изображения стало «Слово на Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа» прп. Ефрема Сирина. Бо́льшая часть композиции сохранилась, за исключением полностью утраченной группы праведников на сев. стене. К необычным художественным особенностям живописи М. относится имитация мастерами, расписавшими наос храма и создавшими композицию «Страшный Суд», мозаичной кладки. Росписи в алтарной части сделаны на темно-синем фоне, без подражания мозаике.

Стенописи М. были выполнены при жизни кор. Владислава, в 1-й пол. XIII в., в 2 этапа: сначала росписи в основном объеме церкви и нартексе, затем в экзонартексе. Но у исследователей нет единого мнения относительно датировки этих частей росписи и происхождения мастеров. Джурич относил фрески наоса и нартекса ко времени до 1228 г., т. е. до коронации кор. Владислава, а росписи экзонартекса датировал периодом после 1236 г. В. Н. Лазарев наиболее вероятным временем росписи всего храма считал 30-е гг. XIII в. (до 1234). С. Радойчич выделял 2 этапа в работе над росписями: выполненную на золотых фонах стенопись в центральном пространстве он датировал началом правления кор. Владислава (30-е гг. XIII в.), роспись в нартексе на синих фонах - более поздним временем, считая, что в ней проявился строгий монастырский характер заказа, а роспись экзонартекса - после 1243 г.

Стиль росписи М.- тяжеловесный, «архаичный»; возможно, художники ориентировались на древние ранневизант. монументальные ансамбли, напр. мозаики ротонды св. Георгия (ок. 400) и базилики св. Димитрия в Фессалонике (VII в.). Джурич считал, что художники М. могли приехать из Византии, К-поля или Фессалоники; Радойчич полагал, что авторами фресок были местные серб. художники.

В монастырский комплекс также входят 3 конака и колокольня. Недалеко от мон-ря находится скит (испосница) свт. Саввы. М. внесен в Список Всемирного культурного наследия Юнеско.

С. П. Заиграйкина
Лит.: Окунев Н. Л. Сербские средневек. стенописи. Прага, 1923; он же. Милешева: Памятник серб. искусства XIII в. // Bsl. 1938. Т. 7. С. 33-107; Радоjчић С. Милешева. Београд, 1963; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 136-137; Милешева у историjи српског народа: Међународни научни скуп поводом седам и по векова постоjања, Jуни 1985. Београд, 1987; Живковић Б. Милешева. Београд, 1992; Николић Д. Европски путописи о Милешеви. Приjепоље, 1994; Кандић О., Поповић С., Зарић Р. Манастир Милешева. Београд, 1995; Милешевски записи. Приjепоље, 1995-[2015]. Бр. 1-10; Пузовић П. Прилози за историjу Српске Православне Цркве. Ниш, 1997. С. 20-44; Джурич В. Визант. фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония. М., 2000. С. 96-102; Мандић С., Љуjић М. Манастир Милешева. Приjепоље, 2004; Милосављевић Д. Изгубљена ризница манастира Милешеве. Београд, 2010; Манастир Милешева. Приjепоље, 2012; Осам векова манастира Милешеве: Међунар. научни скуп: Зб. радова. Приjепоље, 2013. 2 књ.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БОДЖЯНИ МОНАСТЫРЬ Сербской Православной Церкви
  • БРЧЕЛЕ МОНАСТЫРИ Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви
  • ДЕЧАНЫ муж. мон-рь во имя Христа Пантократора Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ)
  • ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви
  • ЖИЧА жен. мон-рь в честь Вознесения Господня Жичской епархии Сербской Православной Церкви
  • КАЛЕНИЧ жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви