МИТРОФАН
Том XLV, С. 476-477
опубликовано: 13 августа 2021г.

МИТРОФАН

Поставление Митрофана во епископа Суздальского и Владимирского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 685 об.)Поставление Митрофана во епископа Суздальского и Владимирского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 685 об.)

(† до 1436), еп. Суздальский (1406 - до 1436). 9 сент. 1406 г. был поставлен во епископа Суздальского, хиротонию в ц. во имя Трех святителей в с. Голенищеве (подмосковной митрополичьей резиденции) возглавил митр. Киевский и всея Руси свт. Киприан († 16 сент. 1406), в то время уже тяжело болевший; М. стал последним владыкой, хиротонисанным при этом первосвятителе. Новопоставленный епископ участвовал в погребении свт. Киприана в московском Успенском соборе. Следует отметить, что если предшественники М., свт. Дионисий (1374-1385) и Евфросин (ок. 1389 г.- нач. XV в.), имели титул архиепископов Суздальских, Нижегородских и Городецких, восходящий к пожалованию К-польского патриарха Нила в 1382 г., то М. был поставлен с титулом епископа Суздальского. Связано это было как с общим неприятием свт. Киприаном действий патриарха Нила в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XIV в. (в частности, поставления им на Киевскую кафедру митр. Пимена), так и с давним стремлением первосвятителя вернуть в состав Митрополичьей области города Н. Новгород и Городец (что, скорее всего, произошло в 1393 г. после разбирательства с участием уполномоченных К-польского патриарха Антония IV). Евфросин в момент хиротонии М. был еще жив († 25 марта 1407), но оставил свою кафедру, вероятно, вынужденно.

Начало епископства М. приходится на время правления в Суздале кн. Даниила Борисовича (1394-1408, впосл. вел. кн. Нижегородский). В результате московско-нижегородского конфликта в 1408/09 г. контроль над Суздалем установил вел. кн. Московский Василий I Димитриевич. В дальнейшем суздальский стол во время архиерейства М. занимали лояльные к Москве представители суздальского княжеского дома (см.: Горский А. А. Судьбы Нижегородского и Суздальского княжеств в кон. XIV - сер. XV в. // Средневек. Русь. М., 2004. Вып. 4. С. 140-170). В кон. 10-20-х гг. XV в., «поговоря по духовному делу» с М., суздальские соправители князья Иван Борисович Тугой Лук и его сын Александр Иванович дали сохранившуюся в подлиннике жалованную грамоту на с. Переборовское на р. Нерли Евфимиеву суздальскому в честь Преображения Господня мужскому монастырю; к грамоте была привешена черновосковая печать М. (АСЭИ. Т. 2. С. 480. № 436; датировка издателей грамоты - ок. 1424-1425 г.; см. также: Каштанов С. М. Исследования по истории княжеских канцелярий средневек. Руси. М., 2014. С. 179, 186).

Согласно т. н. Тверскому сборнику (памятник летописания XVI в.), в кон. 1408 г. М. (видимо, в качестве старшего архиерея в отсутствие на Руси митрополита) наряду с князьями и боярами находился в осажденной ордынскими войсками эмира Едигея Москве, оборону к-рой возглавил удельный кн. Боровский и Серпуховской Владимир Андреевич Храбрый (Донской) (ПСРЛ. Т. 15. С. 483).

В 1411 г. М. вместе с митр. Киевским и всея Руси свт. Фотием в присутствии вел. кн. Тверского Иоанна Михайловича и удельных тверских князей участвовал в избрании и хиротонии Тверского еп. Антония, который ранее был «игумен Илинскыи» (настоятелем московского Ильинского мон-ря). При этом было применено редкое в то время (за исключением Новгорода) избрание по жребию. Именно М. «служил по митрополичью слову и благословению в соборной церкви в Святом Спасе», после литургии он «такы в ризах взял один жребии, и принесл к митрополиту... и распечаташа жребии, и обретеся жребии Антоньев», который и был поставлен, несмотря на то, что тверичи не хотели видеть своим владыкой «москвитина» (ПСРЛ. Т. 17. Стб. 54-55).

22 марта 1416 г. в Москве М. вместе с др. 4 епископами (Антонием Тверским, Тимофеем Сарским, Исаакием Пермским и свт. Григорием Ростовским) участвовал в хиротонии Новгородского архиеп. Симеона, возглавленной митр. Фотием, в присутствии вел. кн. Московского Василия I Димитриевича и его братьев удельных князей Георгия (Юрия) Димитриевича и Константина Димитриевича. Своим присутствием в Москве рус. архиереи, в т. ч. М., засвидетельствовали верность митр. Фотию и продемонстрировали непризнание выдвинутых годом ранее претензий Григория Цамблака на Киевскую митрополию.

Кончину М. (год ее неизвестен) предположительно связывают с эпидемией, поразившей во 2-й пол. 20-х гг. XV в. Сев.-Вост. Русь. Следующий после М. Суздальский и Тарусский еп. Авраамий упоминается впервые в 1437 г. (по нек-рым предположениям, поставлен в 1431 г.).

Ист.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 400, 415; Т. 6. Вып. 2. Стб. 15-16, 41-42; Т. 18. С. 23, 151, 163; Т. 23. С. 140; Т. 24. С. 170, 178; Т. 25. С. 234, 242; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 461, 462; НПЛ. С. 406.
Лит.: ИРИ. Ч. 1. С. 177; Строев. Списки иерархов. Стб. 654; Диев М. Я., прот. Суздальская иерархия / Публ., предисл.: А. А. Титов. М., 1892. С. 42-43. (Мат-лы по истории Рус. Церкви; 4); Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 61, 75.
М. В. Печников
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
  • ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
  • АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
  • АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский