МИХАИЛ
Том XLV, С. 642-643
опубликовано: 8 сентября 2021г.

МИХАИЛ

Михаил (Мельник), еп. Дрогобычский и Самборский. Фотография. 1-я пол. 50-х гг. ХХ в.Михаил (Мельник), еп. Дрогобычский и Самборский. Фотография. 1-я пол. 50-х гг. ХХ в.

(Мельник Михаил Иванович; 21.10.1903, с. Суха-Воля, Галиция, Австро-Венгрия (ныне Суховоля Любачувского повята Подкарпатского воеводства, Польша) - 9.10.1955, Киев), еп. Дрогобычский и Самборский. Из западноукр. греко-католической семьи. В 1925 г. окончил гимназию в г. Перемышле (польск. Пшемысль) и поступил в Перемышльскую униат. епархиальную семинарию, в 1927 г.- на богословский фак-т ун-та в г. Инсбруке (Австрия). Во время учебы в 1928 г. униат. Перемышльским еп. Иоасафатом Коциловским рукоположен целибатом во диакона, в 1929 г.- в клирика Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ). В 1931 г. окончил Инсбрукский ун-т, получил ученое звание д-ра богословских наук. В 1932 г. назначен настоятелем прихода в мест. Нижанковичи (ныне поселок Старосамборского р-на Львовской обл., Украина). Кроме того, с 1933 г. преподавал моральное богословие в униат. Перемышльской ДС. С 1937 г. был деканом (благочинным) Нижанковичского церковного округа Перемышльской епархии УГКЦ. В связи с переходом по советско-польск. соглашению зап. части Дрогобычской обл. Украинской ССР с г. Перемышлем к Польше свящ. Михаил Мельник в окт. 1944 г. был назначен генеральным викарием вост. части Перемышльской епархии, оставшейся в составе УССР. Продолжал вплоть до 1946 г. исполнять обязанности настоятеля храма в Нижанковичах и декана местного благочиния.

С мая 1945 г., после арестов греко-католич. епископов, униат. клирики Г. Костельник, М. Мельник и А. Пельвецкий (впосл. архиепископ Антоний), как представители Львовской, Дрогобычской и Станиславской епархий УГКЦ, возглавили Инициативную группу по воссоединению с РПЦ. В конце того же года священники М. Мельник и А. Пельвецкий были избраны Инициативной группой и Московским Патриархатом для архиерейского служения на Дрогобычскую и Станиславскую православные епископские кафедры. 23 февр. 1946 г. в Киеве в Воздвиженской Малой ц. Киево-Печерской лавры Киевский и Галицкий митр. Иоанн (Соколов) провел воссоединение с правосл. Церковью членов Инициативной группы, в т. ч. свящ. М. Мельника. В тот же день он и свящ. А. Пельвецкий приняли монашеский постриг с сохранением мирских имен. 25 февр. в кафедральном Владимирском соборе Киева митр. Иоанн возглавил хиротонию М. во епископа Дрогобычского и Самборского. Вместе с прот. Гавриилом Костельником и еп. Антонием М. был одним из организаторов и руководителей Львовского Собора 8-10 марта 1946 г., принявшего решение об упразднении Брестской унии 1596 г. и о воссоединении с правосл. Церковью.

М. не сразу смог приступить к выполнению своих архиерейских обязанностей. Основным координатором церковной жизни на Зап. Украине оставался Львовский и Тернопольский еп. Макарий (Оксиюк; впосл. митрополит), а у М. и Станиславского еп. Антония (Пельвецкого) первоначально были почти номинальные полномочия. К моменту образования Дрогобычской и Самборской епархии на ее территории действовали всего 4 прихода РПЦ и 658 приходов УГКЦ. Процесс перехода униат. приходов в Православие занял достаточно продолжительное время. Только в авг. 1946 г. было образовано Дрогобычское епархиальное управление. 29 июля 1947 г. в Дрогобыче прошло 1-е совещание благочинных епархии, на котором были намечены основные направления объединительной деятельности. К нач. 1948 г. в епархии было уже 406 зарегистрированных православных приходов; из 336 униатских клириков перешли в Православие 302, 34 клирика остались в унии. На 1955 г. в Дрогобычской епархии насчитывалось уже 634 правосл. прихода.

Процесс ликвидации унии встретил сопротивление со стороны подпольного националистического движения. Националисты требовали от перешедших из унии священников отказаться от служения на Зап. Украине либо возвратиться в унию. Те, кто отказывались, нередко становились жертвами националистов. Так, были убиты благочинный Журавненского окр. свящ. Николай Бобыляк, один из ближайших соратников М., и прот. Феодор Немилович вместе с супругой. Националисты устроили ночной погром в здании Дрогобычского епархиального управления, при этом исчезли мн. документы, а также был похищен сотрудник управления свящ. Василий Хробак (вскоре стало известно о его гибели). Из-за террора националистов из Дрогобычской обл. (в основном из сельской местности) выехали в др. регионы или перешли на гражданскую службу 25 священнослужителей. Правосл. клир Дрогобычской епархии затронули и репрессии советских властей, развязанные под предлогом борьбы с националистическим подпольем на Зап. Украине. В 1946-1954 гг. 49 правосл. священников из числа бывш. униатов были арестованы или высланы по подозрению в связях с антисоветским подпольем. В 1954-1955 гг. в Дрогобычскую обл. стали возвращаться из лагерей бывш. униат. священники, однако только половина из них согласились воссоединиться с Православием. М. лично убеждал некоторых из них в необходимости этого поступка.

М. проявлял твердость в своей деятельности по воссоединению с Православием, но в то же время последовательно выступал против проведения ускоренного «оправославливания» зап. украинцев и ликвидации национально-религ. особенностей их церковной жизни. За время архиерейства М. известно лишь о 2 случаях запрещения им в служении клириков за их прямой отказ устранить особенности ритуала, характерные для униат. богослужений, хотя гражданские и церковные власти требовали от М. активного применения подобной практики. Он открыто поднимал перед властями вопросы о массовых арестах священнослужителей, уничтожении св. мест, экономической и социальной дискриминации духовенства. 7 окт. 1955 г. М. выехал поездом из Львова в Киев. Во время поездки М. и сопровождавшему его секретарю Дрогобычского епархиального управления прот. Владимиру Куновскому внезапно стало плохо. Прот. В. Куновский умер еще в поезде, М. был доставлен в тяжелом состоянии в Киев, где на следующий день скончался в гостинице «Украина». Официальной причиной смерти архиерея был объявлен сердечный приступ. Но обстоятельства кончины М. дают все основания предполагать его преднамеренное отравление (видимо, в буфете на вокзале во Львове, где М. и прот. В. Куновский обедали перед отъездом). Однако версии о причастности к преступлению сотрудников госбезопасности, якобы недовольных недостаточной активностью М. в искоренении остатков унии в епархии, активистов националистического подполья или же недоброжелателей архиерея в его церковном окружении не нашли документального подтверждения. Отпевание М. 13 окт. 1955 г. в Дрогобыче возглавил Станиславский еп. Антоний (Пельвецкий). В похоронной процессии приняли участие 140 священнослужителей и многочисленные миряне. М. был похоронен на старом кладбище Дрогобыча.

Арх.: ЦГАВОВУ. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 175.
Лит.: Хроника [наречение и хиротония иером. Михаила (Мельника) во еп. Самборо-Дрогобычского] // ЖМП. 1946. № 5. С. 15; Николаев К. Н. Восточный обряд. П., 1950. С. 292; Маринович И., прот. Епископ Дрогобычский и Самборский Михаил: (Некр.) // ЖМП. 1956. № 1. С. 16-17; Польский. Ч. 2. С. 94-96; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 375-377; Бриндак I. Трагiчна доля єпископа Михаïла Мельника // Слово. Дрогобич, 2006. № 2(27). С. 11-12.
В. Г. Пидгайко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БОЦЯН Иосиф (1879-1926), униатский еп. Луцкий
  • ГУЗАР Любомир (род. 1933), кард., верховный архиеп. Киевский и Галицкий, глава Украинской греко-католической Церкви
  • КИШКА Лев (мирское имя Лука; ок. 1668 - 1728), греко-католич. митр. Киевский, Галицкий и всея Руси
  • ЛЕМКОВЩИНЫ АПОСТОЛЬСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ особая единица в составе Галицко-Львовской униатской митрополии (Львовской церковной провинции), созданная для лемков Польши; существовала в 1934-1947 гг.