МИХАИЛ VI
Том XLV, С. 684-685
опубликовано: 15 сентября 2021г.

МИХАИЛ VI

Католикос-патриарх всей Грузии (1419-1426). В сочинении Бери Эгнаташвили «Новая Картлис Цховреба» М. упомянут после католикоса-патриарха Елиоза (Гобирахисдзе) (90-е гг. XIV в.- 1419) (Бери Эгнаташвили. 1959. С. 339, 473). В грамоте пожертвований (1419), данной мцхетскому кафедральному патриаршему собору Светицховели царем Грузии Александром I (1412-1442), М. упомянут одновременно с Елиозом: «...Вы, святые католикос Елиоз и возлюбленный им... лекарь и утешитель души моей католикос и архиепископ Микел...» (Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 220). Очевидно, к этому времени уже было решено уволить на покой Елиоза и поставить на его место М. (либо М. уже взошел на Патриарший престол, а Елиоз оставался на покое). В грамоте, данной Светицховели царем Александром I в 1420 г., подчеркнута заслуга М. в обновлении собора. В документе указано, что Тамерлан (Темур-Ленг) «разгромил церкви и Мцхету» до царствования Александра I и царь в возрасте 24 лет «принялся за обновление Мцхетского собора... и в этот же период стал патриархом католикос Микел, который много трудился... для обновления этого собора». Оттуда же становится известно, что царь попросил М. рукоположить его сына, мон. Давида (Там же. С. 224). В документе за 1422 г. Давид, сын Александра I, упомянут как монах и «будущий патриарх Мцхеты», а действующим патриархом назван М. В грамоте 1426 г., данной царем Александром I представителям рода Зедгенидзе, предстоятелем Грузинской Церкви назван уже его сын, католикос-патриарх всей Грузии Давид II (Багратиони) (1425/26-1428) (Там же. С. 229).

В кон. XIV в. в южногруз. исторической пров. Самцхе имели место проявления церковного сепаратизма, к-рые инициировали Ацкурские епископы, поддерживаемые мтаварами (князьями) провинции Джавахети. Они не поминали католикосов-патриархов всей Грузии и присвоили мон-рь Вардзиа, принадлежавший Светицховели. В 20-х гг. XV в. энергичные действия Александра I временно приостановили этот процесс, еп. Ацкурский Герасим принес ему и М. клятву в Книге верности (между 1420 и 1428 гг.), пообещав «молиться за царей и поминать Вас. Не будем поминать Антиохийского патриарха, не будем принимать человека, посланного им, и не будем посвящать вардзийского диакона» (Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 226-227; ПГП. Т. 3. С. 183).

Ист.: Бери Эгнаташвили. Новая Картлис Цховреба // КЦ. 1959. Т. 2. С. 326-442.
Лит.: Абашидзе З. Микел VI // Католикосы-патриархи Грузии. Тб., 2000. С. 68-69 (на груз. яз.).
З. Абашидзе
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВРААМ I Католикос-Патриарх Грузии (1282-1310)
  • АВРААМ II АБАЛАКИ Католикос-Патриарх Грузии (ок. 1492-1497)
  • АМВРОСИЙ (Хелая Виссарион; 1861-1927), Католикос-Патриарх Грузии, исп. (пам. груз. 16 марта)
  • АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)