МИХАИЛ II ТРАВЛ
Том XLV, С. 686-687
опубликовано: 17 сентября 2021г.

МИХАИЛ II ТРАВЛ

Содержание
Захват и наказание Фомы Славянина имп. Михаилом II Травлом. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 37v)Захват и наказание Фомы Славянина имп. Михаилом II Травлом. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 37v)

[Греч. Μιχαὴλ ὁ Τραυλός] (между 770 и 780, Аморий - 2.10.829), визант. имп. (с 25 дек. 820). Прозвище Травл переводится с греческого как «заика» (лат. Balbus). Также упоминается в источниках как Амориец (᾿Αμορ(ρ)αῖος - от названия г. Аморий, иногда с намеренной аллюзией на аморреев - библейский народ). Основатель Аморийской, или Фригийской, династии.

Источники

Источники сведений о М. Т. можно разделить на 2 группы: сохранившиеся современные событиям визант. тексты, в т. ч. агиографические; несохранившиеся тексты, которыми пользовались визант. историки X в., т. н. Продолжатель Феофана и Генесий (объединяются в т. н. Общий источник). Иконопочитательские источники 1-й группы (Житие сщмч. Евфимия Сардского, Житие патриарха К-польского Мефодия I, Хроника Георгия Амартола) относятся к М. Т. с неприязнью, хотя и с меньшей, чем к его предшественнику Льву V (813-820). В памятниках 2-й группы можно выявить 2 диаметрально противоположные тенденции по отношению к М. Т., поскольку в числе источников, использованных историками X в., были полемические памфлеты, направленные как против Льва V, так и против М. Т. Особое место занимает «Послание трех Восточных патриархов имп. Феофилу» (836), где о М. Т. говорится в самых хвалебных тонах (Afinogenov. 2014. P. 234).

Биография

М. Т. род. в г. Аморий, столице фемы Анатолик, в незнатной семье фемного стратиота. Утверждения о его происхождении из афинган или субботников, несомненно, являются инсинуациями. Впервые М. Т. появляется в источниках в 802 г. в свите Вардана Турка, стратига фемы Анатолик. В это время, согласно легенде, он получил в жены Феклу, дочь некоего вышестоящего начальника (источники говорят о стратиге, но это явное преувеличение). Однако существенно карьера М. Т. продвинулась, когда в следующем году Вардан поднял мятеж против имп. Никифора I (802-811), а М. Т. перешел на сторону властей вместе со старшим по чину товарищем Львом (впосл. император Лев V). В награду он был назначен «комитом шатра» (κόμης τῆς κόρτης; должность 3-го ранга), возможно, в той же феме Анатолик. Когда при Михаиле I (811-813) Лев был назначен стратигом этой фемы, он возобновил дружбу с М. Т. и сделал его своим доверенным приближенным в чине протостратора, а сам стал крестным отцом его сына (Chronographiae quae Theophanis Continuati. 2015. P. 22, 38), по-видимому буд. имп. Феофила. Независимо от позиции источников они единогласно признаю́т крайне важную роль, которую сыграл М. Т. в провозглашении Льва императором после битвы при Версиникии. Благодаря этому карьера М. Т. стремительно развивалась: вначале турмарх федератов в сане патрикия, а затем - доместик экскувитов. Однако в дек. 820 г. М. Т. арестовали и приговорили к смерти. Казнь была отложена до праздника Рождества Христова. Тем временем М. Т. дал знать своим друзьям, остававшимся на свободе, что донесет на них императору, если те не попытаются его выручить. В результате Лев был убит в рождественскую ночь 820 г., а М. Т. прямо в оковах возвели на престол. Весной 821 г. соправителем М. Т. был провозглашен его сын Феофил. Ок. 823 г. умерла Фекла, и М. Т. женился (возможно, фиктивно) на дочери имп. Константина VI Евфросинии, к-рая была монахиней. Хотя нарушение канонов вызвало протесты, гораздо важнее была легитимация новых властителей через матримониальную связь с Исаврийской династией.

Правление

Имп. Михаил II Травл и его сын Феофил. Золотой солид. Аверс. Реверс (Дамбартон-Окс, Вашингтон)Имп. Михаил II Травл и его сын Феофил. Золотой солид. Аверс. Реверс (Дамбартон-Окс, Вашингтон)

Осенью 820 г. против Льва V восстал Фома Славянин. Выдав себя за Константина VI и короновавшись в Антиохии (т. е. в араб. владениях), он собрал большую армию и двинулся на столицу осенью 821 г. Фома переправился во Фракию и смог блокировать К-поль с обоих берегов. Однако на помощь М. Т. пришел болг. хан Омуртаг, и к 823 г. восстание удалось подавить. При этом у М. Т. не осталось средств предотвратить захват арабами о-ва Крит (между 824 и 827) и части о-ва Сицилия. Став императором, М. Т. немедленно отменил все репрессивные меры против иконопочитателей, введенные его предшественником, и освободил заключенных из тюрем и вернул ссыльных. Уже в нач. 821 г. во дворце состоялась аудиенция с участием большого числа правосл. исповедников, включая прп. Феодора Студита и сщмч. Евфимия Сардского. Их требования (возвращение на престол патриарха Никифора I, смещение существующей иерархии, офиц. восстановление иконопочитания) показались М. Т. чрезмерными. Он принял решение не уступать им, но и не возобновлять репрессии, запретив при этом какие бы то ни было споры об иконах. На место умершего тогда же патриарха Феодота I Касситеры (815-821) был поставлен иконоборец Антоний I Кассимата (821-837). Вместе с тем М. Т. воздерживался от репрессий по религ. мотивам. Исключением стал буд. патриарх Мефодий I (843-847), к-рый был обвинен в гос. измене. По личным взглядам М. Т. был умеренным иконоборцем, что явствует из его послания к императору франков Людовику Благочестивому 824 г.

Соч.: Michaelis et Theophili imperatorum Constantinopolitanorum Epistola ad Hludowicum imperatorem directa / Rec. A. Werminghoff. Hannover; Lpz., 1908. P. 475-480. (MGH. Conc. Kar.; 2).
Ист.: Vita Methodii patriarchae // PG. 100. Col. 1244-1261; Gheyn I., van den, ed. Acta graeca ss. Davidis, Symeonis et Georgii, Mitylenae in insula Lesbo // AnBoll. 1899. Vol. 18. P. 209-259; Scyl. Hist. P. 24-48; Joseph. Reg. lib. P. 22-35; Gouillard J. La vie d'Euthyme de Sardes († 831) // TM. 1987. Vol. 10. P. 1-101; Theod. Stud. Ep. 1992. Pt. 2. P. 584-586, 600-601, 795-804; Sym. Log. Chron. P. 214-216; Afinogenov D. E. Mnogosložnyj Svitok: The Slavonic Letter of the Three Patriarchs to Emperor Theophilos. P., 2014; Chronographiae quae Theophanis Continuati nomine fertur libri I-IV / Ed. M. Featherstone, J. Signes Codon er. Boston; B., 2015. (CFHB; 53).
Лит.: RegImp, N 401-419; Treadgold W. The Byzantine Revival, 780-842. Stanford, 1988; Афиногенов Д. Е. К-польский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784-847). М., 1997; idem. (Afinogenov D.) The Conspiracy of Michael Traulos and the Assassination of Leo V: History and Fiction // DOP. 2001. Vol. 55. P. 329-338; он же. «Повесть о прощении императора Феофила» и Торжество Православия. М., 2004. С. 16-45; Pratsch Th. Theodoros Studites (759-826) - zwischen Dogma und Pragma: Der Abt des Studiosklosters in Konstantinopel im Spannungsfeld von Patriarch, Kaiser und eigenem Anspruch. Fr./M. etc., 1998; PMBZ, N 4990; Sode C. Der Brief der Kaiser Michael II. und Theophilos an Kaiser Ludwig den Frommen // Zwischen Polis, Provinz und Peripherie: Beitr. zur byzant. Geschichte und Kultur / Hrsg. L.-M. Hoffmann, A. Monchizadeh. Wiesbaden, 2005. S. 141-158; Baranov V. Constructing the Underground Community: The Letters of Theodore the Studite and the Letter of Emperors Michael II and Theophilos to Louis the Pious // Scrinium. St.-Pb., 2010. Vol. 6. P. 230-259; Brubaker L., Haldon J. Byzantium in the Iconoclast Era, c. 680-850: A History. Camb., 2011. P. 386-392; Signes Codon er J. The Emperor Theophilos and the East, 829-842: Court and Frontier in Byzantium during the Last Phase of Iconoclasm. Farnham; Burlington, 2014. P. 63-72, 103-105, 200-208.
Д. Е. Афиногенов
Рубрики
Ключевые слова
См.также