МИХАИЛ ПАРЕХЕЛИ
Том XLV, С. 746-748
опубликовано: 28 сентября 2021г.

МИХАИЛ ПАРЕХЕЛИ

[Микел, Микаел; груз. მიჟელ, მიჟაელ პარეხელი] (IХ в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 27 мая и 5 окт., в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен), отшельник. Прозвище святого Парехели происходит от груз. პარეხი - пещера. Сведения о М. П. сохранились в памятниках Х в.: в Житии прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), написанном прп. Георгием Мерчуле, и в Житии прп. Серапиона Зарзмского, созданном прп. Василием Зарзмским. По мнению большинства ученых (И. А. Джавахишвили, прав. Евфимий Такаишвили, К. С. Кекелидзе, Л. Менабде, Н. Вачнадзе, К. Гаприндашвили, Э. Габидзашвили), речь в них идет об одном и том же святом. Однако нек-рые исследователи (М. Г. Джанашвили, П. И. Ингороква, А. Богверадзе) считают их разными историческими деятелями. Отдельное Житие М. П. не сохранилось, однако в обоих упомянутых источниках говорится о том, что после кончины М. П. его учеником прп. Василием Парехели (Житие прп. Григория) или несколькими учениками (Житие прп. Серапиона) было создано Житие учителя. На основе известных сведений о М. П. акад. Кекелидзе составил жизнеописание святого и опубликовал текст в 1974 г.

Прп. Михаил Парехели. Икона. XXI в.Прп. Михаил Парехели. Икона. XXI в.

У ученых нет единого мнения о периоде деятельности М. П. Первая группа ученых (Джавахишвили и др.) считает, что время деятельности М. П.- IX в.; 2-я группа (Джанашвили и др.) утверждала, что он жил в VI-VII вв., т. к. был учеником «великого Шио чудотворца, который действовал в Картли» (Василий Зарзмели. 1963. С. 322; Кекелидзе. Этюды. 1974. Т. 13. С. 142) и к-рого отождествили с прп. Шио Мгвимским, одним из 12 сир. отцов, под предводительством прп. Иоанна Зедазнийского пришедших в Грузию в VI в. К тому же периоду ученые относили и деятельность прп. Серапиона Зарзмского. Джавахишвили указал на то, что, если различать этих 2 Михаилов, следует воспринимать как 2 разных лиц и архиеп. Ацкурского Георгия Мацкверели, фигурирующего в обоих Житиях, «что совершенно лишено основания» (Джавахишвили. 1977. С. 140). Кекелидзе, изучив этот вопрос, писал о М. П. в сочинении о прп. Василии Зарзмском (Груз. лит-ра. 1935. С. 100-121). По его хронологии прп. Серапион «начал монастырскую деятельность в Парехи близ 850-х годов, Зарзму построил в 861-868 годах, а скончался не ранее 900 года» (Там же. С. 116). Житие прп. Серапиона как исторический источник исследовала Вачнадзе. Она определила период деятельности М. П. также IX в., осуществив лингвистический анализ памятника (морфология, синтаксис, лексика, в т. ч. поздняя социальная терминология и топонимика, напр., მამული (родина), ერი (народ), ჟუეჟანა (страна, край), სოფელი (страна)) и указав на некоторые исторические аспекты текста: сравнительно позднее распространение праздника Преображения Господня (IX в.), усиление власти в Самцхе Ацкурского архиерея и др. (Вачнадзе. 1975. С. 190-195). Также аргументом может служить икона Преображения Господня из мон-ря Зарзма, датированная 886 г. (Сакварелидзе. 2007. С. 123-126), которой, по преданию, М. П. благословил прп. Серапиона на основание новой обители. По мнению Кекелидзе, имя Шио как учителя М. П.- поздняя вставка или ошибка переписчика, поскольку эта часть Жития прп. Серапиона повреждена (Груз. лит-ра. 1935. С. 115; Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 146-152). Гаприндашвили считал, что, даже если принять отождествление Шио из Жития прп. Серапиона с прп. Шио Мгвимским, можно трактовать эту часть текста как указание на духовную преемственность, поскольку оба святых: прп. Шио и М. П.- подвизались в пещере (Гаприндашвили. 2005. С. 42-47).

М. П. был уроженцем с. Норгиали в южногруз. пров. Шавшети (ныне на территории Турции). Вначале он подвизался в мон-ре Опиза Кларджетской пуст., затем - в монастыре Мидзнадзори, где принял постриг. Позже, когда был основан мон-рь Хандзта (Ханцта), он стал сподвижником и другом прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели). Желая принять подвиг отшельничества, он по совету прп. Григория вместе с учениками Василием и Маркелом «нашел для себя местопребывание в пещерах Берты» (близ Ханцты) и выстроил там маленькую церковь. В Житии прп. Григория (главы 31-32) рассказывается, что «диавол сильно печалился, видя уменьшение своего успеха от умножения святых мужей. Явно и тайно вызывал он призраки перед Михаилом, чтобы обратить его в бегство из пустыни», но безрезультатно. Однажды, воспользовавшись тем, что М. П. «в некотором нерадении» стоял на высокой скале вдали от своей кельи, бес напал на него и сбросил вниз. С Божией помощью М. П. остался невредим, однако он «обеспокоился постоянною борьбою [с диаволом] изо дня в день» и послал ученика к прп. Григорию. Святой поспешил на помощь, «ободрил его духом» и собственноручно сделал 2 деревянных креста - «печати Христа, дарующие победу». С их помощью он очертил территорию и поставил кресты с 2 сторон от кельи, сказав М. П., что он может безбоязненно находиться среди крестов, но, если выйдет за границу, будет искушаем «хуже прежнего» (цит. по: Георгий Мерчуле. 1911. С. 113-115; То же. 1963. С. 280-281). Как сказано далее в источнике, М. П. «нашел полный покой», т. к. больше не надеялся на свою праведность, а «возложил упование на единого Бога».

Позже к М. П. пришли прп. Серапион Зарзмский и его брат Иоанн и стали его учениками - преподобный «приобщил их к монашеской жизни». Однажды во время молитвы М. П. был вознесен на небо, где муж, облеченный в прекрасные священнические ризы, повелел ему отправить прп. Серапиона и его брата основывать монастырь. М. П. получил подробные указания о месте строительства буд. мон-ря. Преподобный описал ученикам увиденное и, благословив их иконой Преображения Господня, отправил в южногруз. историческую пров. Самцхе, где прп. Серапион с 4 др. братьями основал мон-рь Зарзма.

В сочинении прп. Василия Зарзмского больше сведений о М. П., чем в др. Житии. В отличие от прп. Георгия Мерчуле прп. Василий нигде не указывает на то, что М. П. искал уединения и стремился к подвигу отшельничества; он не называет его Парехели, именуя чудотворцем и Великим Микаелом; в тексте есть аллюзии на библейских персонажей. Агиограф описал неск. чудес М. П. По его сведениям, преподобные Серапион и Василий находились в постоянном общении с М. П., прп. Серапион всегда указывал на то, что он ученик М. П. (Василий Зарзмели. 1963. С. 322-323, 326; Кекелидзе. Этюды. 1974. С. 142, 143, 145).

Почувствовав приближение кончины, М. П. отправил в Зарзму, строительство которой уже было закончено к этому времени, 2 учеников и просил прп. Серапиона навестить его в Парехи. Когда тот пришел, М. П. подробно расспросил его о Зарзме, благословил преподобного, братию мон-ря и самцхийского атабага (князя) Георгия Чорчанели, оказавшего материальную помощь в строительстве. Прощаясь, М. П. передал прп. Серапиону засохший росток лютика и посоветовал посадить его близ церкви, предсказав, что он оживет, как жезл Аарона, и это будет свидетельством грядущего процветания Зарзмы. Также М. П. предсказал прп. Серапиону, что его младший брат Иоанн станет основателем др. монастыря (не идентифицирован), посвященного св. Иоанну Предтече. Агиограф описал еще одно духовное прозрение М. П.: святой предвидел, что вскоре в Зарзме случится несчастье, и посоветовал прп. Серапиону не медлить с возвращением. Вернувшись, преподобный стал свидетелем междоусобной брани, которую устроили племянники бездетного кн. Георгия Чорчанели в борьбе за власть.

М. П. был похоронен на месте подвижничества, в мон-ре Парехи. Его мощи покоятся рядом с мощами прп. Василия Парехели.

Ист.: Георгий Мерчуле. Житие св. Григория Хандзтийского / Текст, введ., изд.: Н. Я. Марр. СПб., 1911. (ТРАГФ; 7); То же // ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 248-319; Груз. лит-ра раннефеод. эпохи / Сост.: К. Кекелидзе. Тифлис, 1935. С. 48-91 (на груз. яз.); Василий Зарзмели. Житие прп. Серапиона Зарзмели // ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 319-347; Вачнадзе Н. Житие Серапиона Зарзмели как ист. источник. Тб., 1975 (на груз. яз.).
Лит.: Джанашвили М. Груз. письменность. Тифлис, 1909. Т. 2. С. XXXXIV-LXIV (на груз. яз.); Какабадзе С. Исторические исследования. Тифлис, 1924 (на груз. яз.); Ингороква П. Георгий Мерчуле. Тб., 1954. С. 324-339 (на груз. яз.); Богверадзе А. К датировке Жития Серапиона Зарзмели // Мацне (Вестник). Тб., 1964. Вып. 3. С. 50-69 (на груз. яз.); Лордкипанидзе М. Груз. ист. письменность раннефеод. эпохи. Тб., 1966. С. 71-81 (на груз. яз.); Кекелидзе. Этюды. 1974. Т. 13. С. 6-10; Джавахишвили И. Избр. труды. Тб., 1977. Т. 8. Ч. 1: Древнегруз. ист. письменность. С. 133-140 (на груз. яз.); Гаприндашвили К. Микаел Парехели по Житиям Григола Ханцтели и Серапиона Зарзмели // Классическая и современная груз. лит-ра. Тб., 2005. Т. 8. С. 42-47 (на груз. яз.); Сакварелидзе Т. Сохранившиеся от древностей Зарзмы памятники златокузнечества // Зарзма: Сб. Тб., 2007. С. 121-125 (на груз. яз.).
Э. Габидзашвили, Н. Сулава
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНТОНИЙ МАРТКОПСКИЙ (сер. VI в), столпник, основатель Марткопского мон-ря (Грузия), прп. (пам. 19 янв., 7 мая)
  • АНТОНИЙ МЕСХ (2-я пол. XIII в.), просветитель лезгин, прп. Грузинской Правосл. Церкви (пам. 16 марта)
  • АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт
  • АРСЕНИЙ УЛУМБОЙСКИЙ (IX в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 3 мая)
  • ГАВРИИЛ ИВЕРСКИЙ (Святогорец) (ХI в.), прп. (пам. 13 мая, 12 июля и в Соборе Афонских святых; пам. груз. 12 июля)
  • ГЕОРГИЙ ЗАРЗМСКИЙ прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 5 окт.- в Соборе Тао-Кларджетских преподобных)