МИХАИЛ ФЕОДОРОВИЧ
Том XLVI, С. 24-29
опубликовано: 5 октября 2021г.

МИХАИЛ ФЕОДОРОВИЧ

(12.07.1596, Москва - 13.07.1645, там же), первый рус. царь из династии Романовых (1613-1645). Сын боярина Федора Никитича Романова (буд. Московского патриарха Филарета) и Ксении Ивановны Шестовой. Двоюродный племянник царя Феодора Иоанновича (правил в 1584-1598). В 1600/01 г. разлучен с родителями после их пострига в монашество в результате опалы на род Романовых. В июне 1601 г. сослан на Белоозеро; в сент. 1602 г. переведен в с. Клины Юрьев-Польского у. (ныне Кольчугинского р-на Владимирской обл.). В царствование Василия Иоанновича Шуйского получил чин стольника (1606/07). В 1610-1612 гг. жил с матерью в Москве; покинул столицу вместе с др. боярами и членами их семей, удерживаемыми в городе во время присутствия там польско-литов. гарнизона. После освобождения Москвы войсками Второго ополчения 1611-1612 гг. в кон. 1612 - нач. 1613 г. находился в с. Домнине Костромского у. или в самой Костроме. С этим временем связана история подвига местного крестьянина Ивана Сусанина, к-рый, согласно грамоте, врученной его родственникам в 1619 г., не выдал местопребывание буд. царя. Согласно нек-рым преданиям, М. Ф. разыскивал польско-литов. отряд, заведенный Сусаниным в находящееся поблизости от с. Домнина огромное «Чистое болото». Возможно, это были «черкасы» - запорожские казаки, пришедшие вместе с кор. Сигизмундом III Вазой под Волок (ныне Волоколамск) и направившиеся оттуда в поход на сев. уезды Русского гос-ва в кон. 1612 г.

На Земском соборе, созванном руководителями объединенных ополчений 1611-1612 гг., планировалось рассмотреть ряд кандидатур на рус. престол, в частности швед. принца Карла Филиппа, договор о призвании к-рого на Русское царство был заключен с Новгородом во время стояния ополчения в Ярославле в 1612 г. Однако затем на соборе постановили выбрать царя «из русских родов». Рассматривались кандидатуры главных воевод ополчения кн. Д. Т. Трубецкого и кн. Д. М. Пожарского, представителей родов князей Шуйских, Голицыных, Черкасских и Пронских. Кандидатура М. Ф. была выдвинута на Земском соборе служившими в подмосковных «таборах» вольными казаками, ее поддержали влиятельные родственники и приближенные самих бояр Романовых. После избрания 21 февр. 1613 г. М. Ф. царем к нему и его матери в Кострому из Москвы от Земского собора было направлено посольство во главе с архиеп. Рязанским Феодоритом и боярином Ф. И. Шереметевым с просьбой дать согласие на свое избрание на рус. престол. 14 марта того же года М. Ф. согласился занять рус. трон. 11 июля 1613 г. его венчал на царство в Успенском соборе Московского Кремля Казанский и Свияжский митр. Ефрем.

Царь Михаил Феодорович. Гравюра А. Олеария из кн.: «Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию» (Schlesswig, 1656)Царь Михаил Феодорович. Гравюра А. Олеария из кн.: «Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию» (Schlesswig, 1656)После вступления на престол перед М. Ф. встали задачи по преодолению последствий Смутного времени. Благодаря усилиям кн. И. Н. Одоевского в 1613-1614 гг. И. М. Заруцкий, М. Мнишек и ее сын от Лжедмитрия II «царевич» Иван были схвачены и доставлены в Москву. Летом 1615 г. кн. Б. М. Лыков-Оболенский разбил казачье войско атамана М. И. Баловнева, подошедшее к Москве для поступления на государеву службу, но отказавшееся подчиниться правительству в связи с разбором «вин» казаков. В авг. (сент.) того же года кн. Пожарский разгромил А. Ю. Лисовского, с весны разорявшего Чернигово-Северскую землю.

В первые годы царствования М. Ф. постоянно созывал Земские соборы, где обсуждались важные вопросы военной и финансовой политики, утверждались экстраординарные налоги (сборы запросных и пятинных денег), ставшие основным финансовым инструментом в пополнении казны. Восстанавливалась разрушенная система учета поместий и окладов служилых людей путем проверки их прежних поместных и денежных окладов, проведения нового верстания и раздачи жалованья. Однако в это время М. Ф. находился под влиянием «временщиков» бояр Б. М. и М. М. Салтыковых, племянников матери царя, а также самой «великой старицы» инокини Марфы (Шестовой), сказавшимся, в частности, в том, что царь в 1616 г. не смог вступить в брак со своей избранницей М. И. Хлоповой.

Женился в 1624 г. на кнж. Марии Владимировне Долгорукой († 1625), а после ее смерти в 1626 г.- на Евдокии Лукьяновне Стрешневой (1608-1645). В последнем браке родился буд. царь Алексей Михайлович (1629-1676).

М. Ф. продолжил боевые действия с Речью Посполитой и со Швецией, стремившимися подчинить себе Русское гос-во (так, швед. король Густав Адольф II осаждал Псков). В 1617 г. был заключен русско-швед. Столбовский мир, по к-рому Новгород вернулся в состав Русского гос-ва, но были утрачены Карелия и новгородские пригороды. Критическая ситуация сложилась во время похода в Московское гос-во претендовавшего на рус. трон королевича Владислава (буд. польск. кор. Владислава IV Вазы) в 1617-1618 гг. Однако штурм Москвы его войсками 1 окт. 1618 г. был отбит, и в том же году с Речью Посполитой царь заключил Деулинское перемирие на 14,5 лет, по к-рому Речи Посполитой отошли Смоленщина и Северская земля.

В начале правления М. Ф. его основной заботой в области государственно-церковных отношений было возвращение из польск. плена на родину нареченного патриархом Ростовского митр. Филарета. Это означало восстановление института Патриаршества, также пострадавшего в период Смуты.

До возвращения Филарета при местоблюстительстве Казанского и Свияжского митр. Ефрема и Сарского и Подонского митр. Ионы (Архангельского) (1613-1619) одним из центральных для гос-ва и Церкви был вопрос об отношении к правосл. населению в восточнослав. землях. Ему уделил внимание церковный Собор 1616 г., к-рый принял обращение к православным восточнослав. земель порвать с польско-литов. властью и перейти под власть М. Ф. Собор также поддержал решение Земского собора о денежном сборе с мон-рей на ратных людей в условиях продолжавшихся военных действий.

После прибытия в Москву в июне 1619 г. Филарет был возведен на Патриарший престол. Совместное правление царя и патриарха, сына и отца, воспринималось как «премудрая двоица» и оценивалось как воплощение визант. идеала «симфонии священства и царства». Вместе с тем Филарет, выходец из боярской среды, соблюдал осторожность в области церковного управления, сохраняя баланс интересов и полномочий светской и духовной властей.

При патриархе Филарете вопрос об отношении к зап. христианству был поставлен в центр государственной и церковной политики. Собор 1620 г. принял решение об обязательном перекрещивании католиков вместо ранее допускавшегося чина миропомазания, утвердив чины принятия в Православие; эти решения касались и православных, приходящих из Речи Посполитой; следовало выяснять, правильно ли они были крещены, кем и т. д.

Время совместного правления М. Ф. и патриарха Филарета можно определить как добровольно принятое М. Ф. «двоевластие» с опорой на советы отца. Упоминая о патриархе Филарете, почти сразу стали называть его не просто «отцом» и «богомольцем», как полагалось по отношению к Московским патриархам свт. Иову и сщмч. Ермогену, а писали «великий государь» и «святейший патриарх». Несмотря на придание двору патриарха Филарета нек-рых внешних атрибутов вроде чина патриарших стольников, служба у них не была столь почетной, как у государевых стольников. Патриарх участвовал в принятии мн. решений по делам внутренней и внешней политики, но фактически верховное значение власти царя оставалось неизменным.

В 20-х гг. XVII в. были достигнуты наибольшие успехи в «устроении» земли, совершился переход от чрезвычайных условий Смуты к постепенному мирному развитию. Было начато строительство городов, восстановлена система налогового учета, упорядочена служба дворян и детей боярских, составлена смета русского войска. Братья Б. М. и М. М. Салтыковы в 1623 г. были отстранены от гос. дел и отправлены в ссылку в вологодские и галичские деревни, их лишили боярских и дворцовых чинов и записали в службу в московских дворянах. В 1622 г. был произведен «большой сыск» поместных и денежных окладов служилых людей, в 1626/27 г.- начато «валовое» писцовое описание поместных и вотчинных земель, продлившееся до 30-х гг. XVII в. (а в отдельных случаях - и до нач. 40-х гг.). Оно установило новые нормы для фискальных сборов по сошному письму с посадов и уездов Русского гос-ва. Упорядочение сборов, отказ от практики чрезвычайных займов у населения, переход от прямого к косвенному обложению с изменением структуры налогов в пользу сборов с таможен и кабаков позволили наполнить казну. Принимались меры по усовершенствованию местного управления, повышению роли губных старост, выполнявших полицейские функции в уездах. Впрочем, план повсеместного введения в 1627 г. выборных губных старост из «дворян добрых» и отказа от посылки сыщиков в уезды по разбойным делам в полной мере не удался. В Москве и др. городах возобновилось каменное церковное и светское строительство. Одними из первых каменных храмов, построенных в это время, стали царская ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в дворцовом с. Рубцове (ныне в черте Москвы) и ярославская ц. во имя свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина), построенная «гостем» (купцом) Надеей Андреевичем Светешниковым.

В 1625 г. титул «самодержец» был внесен в офиц. именование царя, что свидетельствовало об упрочении царской власти. Сосредоточение власти в руках М. Ф. привело к отказу от практики частого созыва Земских соборов (они не созывались с 1622 по 1632 г.). В результате «земля», земские силы, представлявшие города и уезды Русского гос-ва, сыгравшие главную роль в освободительном движении в период Смутного времени, оказались отстранены от влияния на дела по управлению страной.

В годы правления М. Ф. происходит постепенный уход со сцены старых княжеско-боярских родов, Боярская дума превращается к сер. XVII в совет придворных-родственников и приближенных Романовых. Представители старой знати входили в него благодаря родственным связям с романовским кланом. Возрастает роль этой придворной знати в управлении страной, ее члены становятся во главе большинства приказов. Произошло значительное увеличение размеров «Государева двора» - особой организации верхушки формирующегося дворянского сословия за счет притока в его состав представителей верхушки уездного дворянства. Этот процесс сопровождался, однако, обособлением этого нового расширенного двора от уездных дворянских организаций. С начала 30-х гг. XVII в. из боярских списков исчезают списки выборных дворян. Сам чин сохраняется, но его представителей перестают вызывать на службу в Москву. Тем самым утрачивался важный канал связей между центром и дворянской массой. Уездное дворянство начинает проявлять склонность к контактам с недовольными (по иным причинам) положением дел посадскими людьми (см. ряд претензий к привилегированным верхам в выступлениях дворянских представителей на Соборе 1642 г.).

В кон. 20-х гг. XVII в. Русское государство, вступив в союзнические отношения со Швецией, начало подготовку к войне с Речью Посполитой с целью возвращения рус. земель, потерянных в годы Смуты. Русское гос-во искало союзников в Европе среди протестант. государств - противников Габсбургов, а также вело переговоры о союзе с Крымским ханством. Особое место в рус. внешней политике 2-й пол. 20-х - нач. 30-х гг. XVII в. заняли переговоры о союзе с такими гос-вами, как Османская империя и Швеция. При личном участии патриарха Филарета и османского посла Фомы Кантакузина в дек. 1627 г. был составлен проект договора о союзе, осуществить к-рый не удалось. После этого был заключен договор о союзе со Швецией, который предусматривал, что одновременно с рус. войсками Речь Посполитую будет атаковать швед. армия с запада. Однако кор. Густав Адольф II погиб в войне на территории Германии в кон. 1632 г. и договор не был осуществлен, что и стало одной из причин неудачи Смоленской войны (капитуляция армии М. Б. Шеина под Смоленском и проч.).

В нач. 30-х гг. XVII в. в протестант. гос-вах Европы при содействии шведов был осуществлен первый набор полков «нового строя», не имевших еще большого значения для армии, формировавшейся на прежних принципах и состоявшей преимущественно из поместной конницы. В 20-е гг. XVII в. были установлены связи с Киевской митрополичьей кафедрой. Имели место и контакты с запорожским казачеством. В Москве рассчитывали, что казачество выступит на русской стороне во время Смоленской войны, но осуществить эти планы не удалось. После поражения в Смоленской войне 1632-1634 гг. был заключен Поляновский мир 1634 г., по к-рому кор. Владислав IV окончательно отказался от своих претензий на рус. престол.

Автограф царя Михаила Феодоровича. 1621 г. (РГАДА. Ф. 135. I отд. Рубр. IV. № 32. Л. 2)Автограф царя Михаила Феодоровича. 1621 г. (РГАДА. Ф. 135. I отд. Рубр. IV. № 32. Л. 2)Одной из причин неудачи Смоленской войны стали происшедшие в эти годы набеги крымских татар, оказавшиеся успешными в условиях слабой обороны юж. границ. Были приняты серьезные меры для строительства городов на юж. границах, для чего устанавливались новые денежные сборы. В течение 30-х гг. XVII в. были построены 10 новых городов (Козлов (ныне Мичуринск), Тамбов и др.), заново отстроен Орёл, были начаты работы по восстановлению старой засечной черты. Позднее заселение юж. окраин усилилось с уходом на рус. территорию большого количества «черкас» после поражения казацкого восстания 1637-1638 гг. Переселенцам была оказана серьезная помощь для обустройства на новом месте. Несмотря на имевшие место конфликты (подчас достаточно серьезные), значительная часть переселенцев освоилась на новом месте. «Черкасы» вместе с донскими казаками участвовали в захвате и обороне Азова. В нач. 40-х гг. XVII в. был основан еще ряд новых городов, эти действия подготавливали строительство Белгородской засечной черты.

Поражение в Смоленской войне привело к ухудшению положения дворянства и посадских людей. В коллективных дворянских челобитных к М. Ф. содержались требования устранить влияние «сильных людей» из числа бояр, приказных судей и думных дьяков, искоренить взятки, сделать суд более справедливым и увеличить срок урочных лет для сыска беглых крестьян. Посады вели борьбу с «беломестцами» - выходцами из других чинов, жившими и торговавшими на посаде, но не платившими посадских податей. Во главе Боярской думы, своеобразного правительства той эпохи, стоял близкий родственник М. Ф., его двоюродный брат кн. И. Б. Черкасский. Ему были поручены Приказ Большой казны, Аптекарский, Стрелецкий и Иноземский приказы. Возобновилась практика созыва Земских соборов, гл. обр. рассматривавших вопросы обороны и взимания чрезвычайных налогов («пятины»). Cобор 1642 г. решал вопрос о возможности включения крепости Азов в состав Русского гос-ва в связи с «Азовским сидением» донских казаков в 1637-1642 гг.

В царствование М. Ф. продолжилось освоение земель в Вост. Сибири, началось строительство городов и острогов Енисейска (1619), Красноярска (1628), Якутска (1632), были отправлены экспедиции за ясаком в Приамурье в 40-х гг. XVII в., способствовавшие наполнению казны пушниной и другими товарами. В 1620 г. была учреждена Тобольская епархия (см. Тобольская и Тюменская епархия), охватившая отдаленный край страны. Архиеп. Киприану (Старорусенкову) были выделены немалые средства, организован его двор, кафедра наделена владениями, царь и патриарх поддерживали его миссионерскую деятельность среди народов Сибири. В 30-х гг. XVII в. с помощью иноземных купцов - А. Д. Виниуса, Ф. Ф. Акемы, П. Г. Марселиса - организованы первые железоделательные и медеплавильные заводы под Тулой, Каширой и Калугой. В России была осуществлена попытка начать добычу золота и серебра.

Острый дефицит финансовых средств в условиях военных действий вызвал к жизни ряд царских распоряжений о ревизии церковного имущества и налаживании процесса денежных сборов в казну в первую очередь с монастырских имений. Эти меры отчасти были продиктованы и недовольством посадских общин ростом числа частных владений, освобожденных от налогов. В 1613-1619 гг. начался пересмотр жалованных грамот, сыск «закладчиков» (посадских людей, перешедших под покровительство церковных владельцев). Но с возвращением патриарха Филарета эти меры были остановлены, а царские пожалования патриаршему двору увеличились. В Патриаршую область вошли около 40 городов с пригородами и уездами, духовенство к-рых было подчинено не только духовной, но и светской юрисдикции патриарха (гражданские подати, суд по мирским делам). Вместе с тем жалобы на духовных лиц в др. епархиях рассматривались по-прежнему в гос. учреждении - в Приказе Большого дворца, при этом были установлены определенные сроки для разбора таких дел.

В 1628 г. были отменены царские указы 1580-1584 гг., ограничивавшие рост церковного имущества за счет пожалований родовых и выслуженных вотчин светских феодалов «на помин души». Было провозглашено право Церкви на все земли, приобретенные до 1613 г.; лишь для владений, купленных после этого года, отмечалась возможность родового выкупа. При этом духовные учреждения, как правило, не получали освобождения от главных гос. налогов. Даже Троице-Сергиев монастырь пользовался только привилегией платить налоги по ставке, установленной для поместных земель.

Царь Михаил Феодорович. Портрет. 2-я пол. 70-х — 1-я пол. 80-х гг. XVII в. (?)Царь Михаил Феодорович. Портрет. 2-я пол. 70-х — 1-я пол. 80-х гг. XVII в. (?)В 30-х - нач. 40-х гг. XVII в. в России наблюдается рост враждебного отношения светских сословий дворянства и горожан к правам и привилегиям Церкви. Так, в 1634 г. гости и члены «гостиной» и «суконной» сотен подали роспись наиболее богатых крестьян из владений патриарха и мон-рей для зачисления их в эти привилегированные «сотни», а в 1637 г. была передана коллективная дворянская челобитная с утверждением, что судебные привилегии мон-рей не дают дворянам возможности для возвращения беглых крестьян. На Земском соборе 1642 г. дворянские представители предлагали собрать для войны с османами «даточных людей» «со всего священнического чину вотчин» и взять у церковных иерархов и монастырей «лежачую домовую казну». Был предпринят ряд шагов для удовлетворения требований недовольных. Так, было принято решение, что судебные привилегии монастырей не распространяются на дела о сыске беглых крестьян. По челобитным московского купечества были взяты на службу в «сотни» 55 семей. В 1636 г. последовал приказ переписать всех людей на церковных подворьях в Кремле и Китай-городе, затем их «взять в тяглые слободы и хоромы их сломать». Был возобновлен по всему гос-ву сыск закладчиков, для чего был вновь создан Приказ сыскных дел.

В Москве при М. Ф. был построен Большой Теремной дворец в Кремле (1635-1636), возведен «каменный город» (т. е. стены, ограда) в родовой усыпальнице Романовых у Спаса на Новом - в Новоспасском монастыре (1641-1644). М. Ф. заботился о внешнем благолепии храмов, делал крупные вклады во мн. мон-ри для украшения рак святых и особо почитаемых икон, посылал богатую утварь и книги в церкви. Напр., в царских мастерских по заказу М. Ф. были изготовлены крышка серебряной раки для мощей св. царевича Димитрия (1630) в Архангельском соборе Московского Кремля (ныне в Оружейной палате, ГММК), а также крышка раки для мощей прп. Александра Свирского (1643, ныне в Русском музее). В 1625 г. царь получил в дар от персид. шаха Аббаса I частицу Ризы Господней. 16 окт. 1636 г. в ознаменование окончания Смутного времени и в честь прославления Казанской иконы Божией Матери был освящен Казанский собор на Красной пл. в Москве.

Опыт, вынесенный из потрясений Смутного времени, привел к оформлению такого государственного и церковного представления об отечественном Православии, согласно которому единственной хранительницей истинной веры признавалась Москва. Стали недопустимы малейшие попытки переосмысления религ. практики. Любые внешние, включая южнорусские, влияния трактовались как опасные (лишь в нач. 40-х гг. XVII в. возобновились контакты между Московской и Киевской митрополичьей кафедрами, прерванные в годы Смоленской войны). Настороженность вызывали даже сочинения правосл. авторов, особенно полемические по отношению к католичеству и протестантизму (напр., «Катехизис» Лаврентия Зизания (см. Зизании)). Возобновление работы Печатного двора (1613) в первую очередь сопровождалось ревизией большого корпуса бытовавших книг, среди к-рых было много изданий западной и южнорусской печати. В первые годы работы Печатного двора были переизданы Часослов (1614), Псалтирь (1615), трижды Служебник (1616-1617), Октоих (1618) и Минея общая (1618). В 1616-1619 гг. произведена сверка печатных Служебников, исправлены Требник, Цветная Триодь, Октоих, общие и месячные Минеи, Псалтирь, Канонник, Устав. Позднее, в условиях обострения антипротестант. полемики, были изданы такие сочинения, как «Сборник о почитании икон» (1642) и «Кириллова книга» (1644) (собр. западнорус. полемических произведений). В 1634 и 1637 гг. издана «Азбука» В. Ф. Бурцова.

После смерти в 1642 г. много лет возглавлявшего Боярскую думу боярина кн. Черкасского дела по управлению вверенными ему приказами перешли к боярину Ф. И. Шереметеву, скоро отошедшему от дел из-за старости. На смену уходящему поколению деятелей Смутного времени в окружении М. Ф. стали приходить в нач. 40-х гг. XVII в. новые бояре: князья Н. И. Одоевский, А. М. Львов, Ю. А. Сицкий, Б. А. Репнин. Большей частью это были дети тех, кто давно входили в ближний романовский круг и были связаны родством с М. Ф.

В последние годы жизни у М. Ф. возник план выдачи замуж царевны Ирины Михайловны за дат. королевича Вальдемара, сына дат. короля Кристиана IV. Царь М. Ф. традиционно поддерживал дружественные связи с дат. двором и повторял действия Бориса Феодоровича Годунова, искавшего в Дании жениха для своей дочери Ксении (в иночестве Ольга). Вальдемар приехал в Московское гос-во для заключения мирного договора и свадьбы с царевной в 1644 г. Ему были обещаны уделы в Суздале и Ярославле, а, возможно, также в Новгороде и во Пскове. В Москве от королевича вопреки предварительным договоренностям потребовали сменить веру и перейти в Православие из протестантизма. Однако королевич отказался от всех новых требований, и переговоры не увенчались успехом.

М. Ф. был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Фигура юного М. Ф. помещена в скульптурной композиции памятника «Тысячелетие России» в Вел. Новгороде (1862, скульптор М. О. Микешин). Бюст, изображающий молодого М. Ф., стоял на колонне памятника Ивану Сусанину в Костроме (1841-1843, скульптор В. И. Демут-Малиновский, открыт в 1851, разрушен в первые годы Советской власти). Парное изображение царя М. Ф. и имп. св. Николая II Александровича было помещено на юбилейном рубле, выпущенном в 1913 г. в честь 300-летия династии Романовых.

Ист.: Книга об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича. М., 1856; АИ. Т. 3; ААЭ. Т. 3; ДАИ. Т. 2; Дело о присылке шахом Аббасом ризы Господней царю Михаилу Федоровичу в 1625 г. / Публ.: С. А. Белокуров. М., 1891; Голубцов А. П. Памятники прений о вере, возникших по делу королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны. М., 1892; Утвержденная грамота об избрании на Московское гос-во Михаила Федоровича Романова / Предисл.: С. А. Белокуров. М., 19062; Законодат. акты Рус. гос-ва 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в. / Подгот. текстов: Р. Б. Мюллер. Л., 1986; Грамота Иерусалимского патр. Феофана об утверждении Московским патриархом Филарета Никитича // Фонкич Б. Л. Греч. рукописи и док-ты в России в XIV - нач. XVIII в. М., 2003. С. 400-410; Булычев А. А. История одной полит. кампании XVII в.: Законодат. акты 2-й пол. 1620-х гг. о запрете свободного распространения «литовской» печ. и рукоп. книги в России. М., 2004; Книга о избрании на превысочайший престол Великого Российского царствия великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича, всея Великия России самодержца: Рукопись, коммент., текст / Отв. ред. и сост.: А. Л. Баталов, И. А. Воротникова. М., 2014.
Лит.: Берх В. Н. Царствование царя Михаила Федоровича и взгляд на междуцарствие. СПб., 1832. 2 ч.; Беляев И. Д. О рус. войске в царствование Михаила Феодоровича и после его, до преобразований, сделанных Петром Великим. М., 1846; Костомаров Н. И. Ист. монографии и исслед. СПб., 1868. Т. 6; Васенко П. Г., Платонов С. Ф., Тураева-Церетели Е. Ф. Начало династии Романовых: Ист. очерки. СПб., 1912; Васенко П. Г. Бояре Романовы и воцарение Михаила Федоровича. СПб., 1913; Сташевский Е. Д. Очерки по истории царствования Михаила Федоровича. К., 1913; Соловьёв. История. 1990. Т. 9 (по указ.); Станиславский А. Л. Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории. М., 1990; Морозова Л. Е. Михаил Федорович // ВИ. 1992. № 1. С. 32-47; Каган М. Д. Повесть о кончине царя Михаила Федоровича // СККДР. 1998. Вып. 3. Ч. 3. С. 138-141; Правящая элита Рус. гос-ва IX - нач. XVIII вв.: Очерки истории. СПб., 2006. С. 308-373; Преображенский A. A., Морозова Л. E., Демидова Н. Ф. Первые Романовы на Российском престоле. М., 2000, 20072; Козляков В. Н. Михаил Федорович. М., 2004, 20102. (ЖЗЛ); Скрынников Р. Г. Михаил Романов. М., 2005; Опарина Т. А. Иноземцы в России XVI-XVII вв. М., 2007. Кн. 1 (по указ.); Замятин Г. А. Россия и Швеция в нач. XVII в. СПб., 2008.
В. Н. Козляков, Д. Ф. Полознев
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНАСТАСИЯ РОМАНОВНА (ок. 1531-1560), рус. царица, первая жена Иоанна IV Васильевича Грозного
  • АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (1629-1676), русский царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых, сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны
  • АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1690–1718), царевич, старший сын царя Петра I Алексеевича от брака с царицей Евдокией Феодоровной Лопухиной
  • АМОС († 1611), протопоп новгородского Св. Софии собора, герой обороны Новгорода от шведской армии под командованием Я. Делагарди
  • АНАСТАСИЯ КИЕВСКАЯ (Александра Петровна; 1838-1900), мон., основательница киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря, вел. кн.
  • АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО ОРДЕН Российской империи, утвержден в 1698 г. (?) Петром I
  • АННА ИОАННОВНА (1693-1740), российская императрица
  • АННА ЛЕОПОЛЬДОВНА (1718-1746), правительница Российской империи