МОЗЫРСКАЯ ЕПАРХИЯ
Том XLVI, С. 263-266
опубликовано: 8 ноября 2021г.

МОЗЫРСКАЯ ЕПАРХИЯ

Содержание

Вид на Мозырь с собором во имя арх. Михаила. Фотография. Нач. XX в.Вид на Мозырь с собором во имя арх. Михаила. Фотография. Нач. XX в. Существовала в 1942-1947 гг. (в 1942-1943 Мозырская и Речицкая, в 1943-1944 Мозырская и Гомельская, в 1945-1947 Мозырская и Полесская). Центр - Мозырь (Гомельская обл., Белоруссия; в 1938-1954 центр Полесской обл.). В 1922-1929 гг. существовало Мозырско-Туровское викариатство Минской епархии. Викариатство было образовано в связи с провозглашением 23 июля 1922 г. в границах Белорусской ССР автономной Белорусской Церкви во главе с митр. Мелхиседеком (Паевским). Тогда же было решено восстановить епископские кафедры в «Слуцке, древнем Турове, Бобруйске и Борисове». Весной 1923 г. митр. Мелхиседек вместе с епископами Вяземским Венедиктом (Алентовым) и Гжатским Феофаном (Берёзкиным) хиротонисал на викарные кафедры 3 священнослужителей. 13 марта (по др. данным, 7 апр.) 1923 г. во епископа Мозырско-Туровского после пострижения в монашество был хиротонисан вдовый прот. Иоанн Пашин (см. Иоанн (Пашин), сщмч.). Местом постоянного пребывания еп. Иоанн избрал мест. Петриков (ныне город Гомельской обл.); он посещал приходы вик-ства, много служил, препятствовал распространению в Полесье обновленчества. 26 марта 1926 г. еп. Иоанн был выслан из Петрикова и лишен на 3 года права проживания в крупных городах. Он продолжал управлять Мозырско-Туровским вик-ством из мест. Лоев (ныне поселок Гомельской обл.). 18 сент. 1926 г. архиерей был приговорен к ссылке в Коми (Зырян) автономную обл. Формально он оставался епископом Мозырско-Туровским до осени 1929 г., когда был назначен епископом Рыльским, викарием Курской епархии. Впосл. Мозырско-Туровское вик-ство не замещалось.

Свящ. Гордей Щеглов

Обновленчество на территории Белорусского Полесья

Первым в регионе к «Живой церкви» примкнул свящ. Г. Бедрицкий, ставший обновленческим уполномоченным по Мозырскому округу. ОГПУ предоставило ему списки священников, к-рые могли бы поддержать раскол. Выбор остановили на мозырском свящ. Пешковском, к-рый возглавил в нач. 1923 г. группу из 30 мирян; в нач. марта того же года Пешковский уехал в Москву. Живоцерковникам удалось склонить на свою сторону 2 священников в Мозыре и настоятелей 3 сельских приходов: в селах Балажевичи, Скородном и Буйновичи. Провал обновленцев был вызван активной деятельностью еп. Иоанна (Пашина), не дававшего раскольникам возможности закрепиться в пределах епархии.

В 1927 г. для захвата прихода в с. Марковичи туда приехал обновленческий «Минский архиепископ» Даниил Громовенко. Он посетил также Мозырь; ему сообщили, что верующие относятся к расколу враждебно, в городе имеется 3 автокефалистских прихода (в юрисдикции еп. Филарета (Раменского)). Были начаты переговоры с духовенством мозырского Михайловского собора о присоединении к обновленчеству, результата они не имели. Даниил потребовал расторжения договора на пользование храмом тихоновской общиной, и в янв. 1928 г. собор перешел к обновленцам. Обновленческий синод принял решение об учреждении при соборе епископской кафедры. 10 февр. 1928 г. в собор был назначен вдовый прот. Успенской ц. в Череске (Оршанской епархии) Петр Авдашкевич, поставленный во «епископа». Он писал в обновленческий Белорусский синод: «В епархии в священники нет подходящих кандидатов. Доходность в приходах плохая, так как похороны народ совершает сам, а младенцев крестят у тихоновцев. Нас душат налоги. Мне нет прохода на улице от издевательств солдатни. Мой карман пуст, поэтому я рад уйти отсюда». Позднее Петр сообщал: «Членов управления не назначили. Вот и остается работать в приходе и епархии одному… Соборяне на службу являются очень неаккуратно». На июль 1928 г. был назначен съезд обновленцев, на него из 8 сельских приходов собрались 6 священников, псаломщик и 3 мирянина, но «Могилёвский митрополит» Иосиф, который должен был возглавить собрание, к тому времени уже уехал на новое место назначения, и съезд не состоялся.

В дек. 1928 г. новый председатель обновленческого Белорусского синода «митрополит» Даниил Громовенко в распоряжение Мозырской епархии командировал гомельского свящ. Николая Дудкина. Иерей захватил церковь в Домановичах, стал ее настоятелем и благочинным церквей округа. С этого времени «епископ» Петр только совершал богослужения, а всю адм. работу вел Дудкин. Под напором Дудкина в обновленчество перешел ряд сельских церквей. 4 июля 1929 г. за увеличение числа приходов в епархии до 20 Мозырскому обновленческому «архиерею» был пожалован сан «архиепископа».

9 сент. 1930 г. умер «архиепископ» Петр Авдашкевич (был сброшен с соборной колокольни). В окт. 1930 г. настоятелем мозырского Михайловского собора стал приехавший из Симферополя прот. Иоанн Витвицкий. В нояб. того же года в Мозыре была закрыта тихоновская Пятницкая ц. В том же году захвачены Ильинский приход в Турове (там служил священник-автокефалист Иоанн Вернулевский), Николаевская ц. в Копоткевичах. Летом 1930 г. власти передали обновленцам Свято-Духовский храм в Ельске, настоятелем к-рого стал Дудкин. В 1931 г. решался вопрос о принадлежности 3 храмов в Петрикове. Дудкин писал: «В Петрикове обстановка... значительно хуже, чем в Мозыре... Там очаг церквей оппозиции и цитадель «сергиевщины». Там резиденция «епископа-мученика Иоанна», страшно озлобленного против нас». Дудкин начал переговоры с настоятелем Николаевской ц. прот. Лукой Пигулевским, к-рый поддержал раскол, но прихожане не приняли присоединившегося к обновленчеству настоятеля. Пигулевский перешел в принявшую обновленчество Вознесенскую ц. Воскресенский храм в Петрикове принадлежал к григорианскому расколу.

После нового административно-территориального деления в нояб. 1933 г. в обновленческую Мозырскую епархию вошли Мозырь, Паричи, Лельчицы, Любань, Туров, Ельск, Житковичи, Наровля и Петриков.

20 июля 1934 г. обновленческий Белорусский синод перевел из Гомеля на Мозырскую кафедру Варлаама (Покровского), Дудкин уехал в Гомель. 16 нояб. того же года за 30-летнее служение в священном сане Варлаам получил сан «архиепископа». Скончался в сент. 1935 г. Впосл. раскольническая кафедра не замещалась.

Свящ. Димитрий Шилёнок

М. е. в 1942-1948 гг.

В Автономной Украинской Православной Церкви с дек. 1942 г. существовала М. е., включавшая возрожденные в период нем. оккупации приходы Гомельской и Полесской областей. В 1942 г. был открыт и заново освящен кафедральный Михайловский собор в Мозыре. По указу митр. Алексия (Громадского) от 3 янв. 1943 г. епархию возглавил Николай (Автономов) с титулом «архиепископ Мозырский и Речицкий» (ранее состоял в обновленческом расколе, покаяния не приносил). Архиеп. Николай открыл при соборе в Речице духовное учебное заведение («семинарию»), однако основным направлением в обучении студентов стало не духовное образование, а музыкальная и физкультурная подготовка, а также воспитание молодежи в «фашистском духе», как об этом сообщалось в донесении Наркомата госбезопасности Белорусской ССР от 6 апр. 1944 г. (Органы государственной безопасности СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 2007. Т. 5. Кн. 1 (1.01.1944 г.- 30.06.1944 г.). С. 296). Решением 3 архиереев Автономной Украинской Церкви от 5 июня 1943 г. Николай (Автономов) был запрещен в священнослужении, к янв. 1944 г. переехал в Варшаву. 24 окт. 1943 г. во епископа Гомельского и Мозырского архиереями Русской Православной Церкви за границей был хиротонисан Григорий (Боришкевич), в епархии он не был из-за близости фронта, в июле 1944 г. уехал в Германию.

После освобождения Вост. Белоруссии от нем. войск ЕУ в Мозыре продолжало функционировать. Восстановления епархии добивался переведенный в 1944 г. в Мозырь бывш. настоятель прихода в с. М. Плотница Логишинского р-на Пинской обл. прот. Александр Романушко, имевший в 1944-1947 гг. регистрацию как «временно управляющий Мозырской и Полесской епархией» и как секретарь «Полесского областного епархиального управления» в Мозыре. Судя по всему, эти должности были предоставлены прот. Александру архиеп. Минским и Белорусским Василием (Ратмировым), который предлагал Патриархии создать Белорусский экзархат с подчиненными ему епархиями в границах каждой области.

После изгнания оккупантов в Вост. Белоруссии начались аресты священнослужителей. В числе первых в 1944 г. были арестованы благочинный Тереховского окр. свящ. Михаил Карнадудов, помощник архиеп. Николая (Автономова) свящ. Алексий Баженов. 25 янв. 1947 г. был осужден благочинный Гомельского окр. свящ. Николай Гейхрох. В нач. 1946 г. арестовали настоятеля приходской церкви в пос. Наровля свящ. Некрашевича, храм закрыли. В 1945-1946 гг. в крае закрывали церкви. В 1945 г. власти заняли храм: в пос. Василевичи под швейную артель. В Хойниках община РПЦ была снята с учета в связи с высылкой из края не пожелавшего подчиниться Московской Патриархии свящ.-обновленца Василия Цитовича. Местные власти до 1947 г. не позволяли общине приобрести новое помещение для богослужений. В 1945 г. были закрыты храмы в дер. Просмычи Брагинского р-на и в с. Лажин Наровлянского р-на, как отмечал уполномоченный, «по причине их нежизнеспособности». Попытка изъять у общины единственную в Турове кладбищенскую церковь не увенчалась успехом из-за того, что настоятель свящ. Порфирий Костко стал жаловаться в различные учреждения и объединил вокруг себя большинство прихожан. В 1946 г. были закрыты храмы в селениях Гажин Наровлянского р-на и Головчицы Копаткевичского р-на. В Головчицах вместо изъятой церкви общине передали часовню, при к-рой в 1947 г. был зарегистрирован приход. К 1947 г. на регистрации состояли 22 храма (11 церквей и 11 молитвенных домов), 2 кладбищенские часовни. В 1947 г. были зарегистрированы еще 3 приписные часовни. В марте 1947 г. прицерковный дом в Мозыре, где располагалось ЕУ, был занят отд-нием милиции. Несмотря на жалобы прот. Романушко в Минск и в Москву, помещение не было возвращено. В нояб. 1947 г. был закрыт храм в с. Ломыш Хойникского р-на, в то же время в Хойниках местной общине по просьбе свящ. Димитрия Пушко позволили вновь зарегистрироваться и получить временное молитвенное помещение. Попытки властей закрыть приписной кладбищенский храм в г. Петрикове не увенчались успехом, поскольку настоятель свящ. Илия Невмержицкий и прихожане выступили с активным протестом. В 1948 г. были изъяты под клубы храмы в селах Селец, Острогляды и Микуличи Брагинского р-на, Тульговичи Хойникского р-на. Протесты благочинного Брагинского округа прот. Феодора Проневича результатов не дали, однако власти позволили общинам обустроить храмы в частных домах и не стали снимать их с регистрации. В том же году зарегистрировались в качестве отдельных церковных двадцаток прихожане приписных храмов в селах Борисковичи Мозырского р-на и Горочицы Василевичского р-на, в итоге число учтенных в аппарате уполномоченного храмов возросло до 25.

В регионе в тот период активно развивалось движение истинно православных христиан, распространявшееся из Гомельской обл. В дер. Глушкевичи Лельчицкого р-на Полесской обл. служил незарегистрированный свящ. Феодор Комаревич, по-видимому самозванец. Катакомбная община была зафиксирована в дер. Чемерисы Брагинского р-на.

Указом Минского архиеп. Питирима (Свиридова) от 1 июля 1947 г. М. е. была упразднена, прот. Романушко уволен с должности «управляющего церковными делами по Полесской обл.». ЕУ в Мозыре и Полесский областной благочиннический округ, к-рыми руководил прот. Александр Романушко, были реорганизованы в 3 благочиннических округа: Мозырский, Брагинский и Житковичский. Романушко стал благочинным Мозырского округа, был утвержден в должности «секретаря архиеп. Минского для связей с уполномоченным Совета по делам РПЦ по Полесской обл.» (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 556. Л. 4). В дек. 1948 г. территория Полесской обл. вошла в состав Пинской епархии, после чего архиеп. Пинский и Лунинецкий Даниил (Юзвьюк) получил титул «Пинский и Полесский», Мозырь стал 2-м кафедральным городом. Архиеп. Даниил возобновил должность надобластного благочинного по Полесской обл.

Собор во имя арх. Михаила в Мозыре. 1760–1775 гг. Фотография. 2012 г.Собор во имя арх. Михаила в Мозыре. 1760–1775 гг. Фотография. 2012 г.В этот период вновь начались нападки властей на прот. Романушко, не устраивавшего их протестами против закрытия храмов, а также жесткими мерами против тех клириков и церковных старост, к-рые слишком активно сотрудничали с властями. Результатом конфликтов стало отношение уполномоченного по делам РПЦ по Белорусской ССР В. Менькова от 12 марта 1949 г. о снятии с регистрации прот. Романушко, после чего уполномоченный по делам РПЦ по Полесской обл. В. Назарчук запретил последнему служить, архиеп. Пинский Даниил отправил клирика за штат. Прот. Романушко поехал в Москву, опротестовал свое отстранение в Совете по делам РПЦ и в Московской Патриархии. Председатель Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпов 28 марта 1949 г. направил в Мозырь рекомендацию о восстановлении регистрации прот. Романушко, уполномоченный по Полесской обл. Назарчук был уволен.

Вскоре после ареста 24 марта 1950 г. архиеп. Даниила началось снятие с приходов наиболее активных священников. 18 июля 1950 г. указом архиеп. Питирима прот. Александр Романушко был уволен с должности благочинного Мозырского округа под предлогом неуплаты взносов в фонд ЕУ. Однако новый обл. уполномоченный нейтрально отнесся к конфликту между архиереем и благочинным. 26 июля того же года архиеп. Питирим отменил постановление об увольнении прот. Романушко и назначил его на должности благочинного Полесского округа и «представителя архиепископа Пинского и Полесского перед уполномоченным по Полесской обл.». 30 нояб. 1950 г. протоиерей был арестован. Основной причиной ареста стало противодействие священнослужителя закрытию храмов в Полесской обл. В кон. 40-х гг. XX в. были сняты с регистрации приходы в деревнях Алексеевка Брагинского р-на (1948), Борисковичи Мозырского р-на (1949), в с. Юровичи Калинковичского р-на (1950). В последнем случае причинами закрытия храма стали плохое состояние здания и несанкционированный крестный ход, проведенный в день Рождества Пресв. Богородицы в 1949 г. с местночтимой чудотворной иконой Божией Матери. Число действующих храмов в Полесской обл. уменьшилось с 24 до 20.

В дер. Глушкевичи Лельчицкого р-на вместо приходского храма верующим в 1950 г. передали кладбищенскую часовню. В дер. Микуличи, где в 1950 г. предполагалось закрыть и снести приходскую церковь, верующие по совету прот. Романушко установили дежурство возле храма и не допустили туда представителей властей, в Москву и в Минск были посланы жалобы на действия местного уполномоченного Совета по делам РПЦ. Еп. Пинский и Полесский Паисий (Образцов), назначенный 31 окт. 1950 г., также встал на защиту прихода. Приход не был упразднен, в 1951 г. община в селе снова получила регистрацию, опечатанный храм открыли.

В нач. 50-х гг. XX в. в Полесской обл. состоял на регистрации 21 приход (11 типовых церквей и 10 молитвенных домов).

Мозырь перестал быть кафедральным городом после фактического упразднения 15 нояб. 1952 г. Пинской и Полесской епархии, когда Пинский еп. Паисий (Образцов) был переведен в Ульяновск. Статус Мозыря как кафедрального города был восстановлен после возрождения 20 июля 1990 г. Гомельской и Мозырской епархии. В наст. время Мозырь является 2-м кафедральным городом (кафедральный собор - во имя арх. Михаила) Туровской и Мозырской епархии, возрожденной 17 июля 1992 г. (отделена от Гомельской епархии).

В. Г. Пидгайко
Арх.: НИАБ. Ф. 2786. Оп. 1. Д. 390, 393, 475, 516, 580; ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 556, 925, 1045.
Лит.: Навiцкi Ул. Палiтыка расколу РПЦ ў Беларусi (1920-я гг.) // Беларускi гiстарычны часопiс. 2003. № 2. С. 40-48; Мазыр. 850 год: у 3 т. Т. 1: Мазыр: гiсторыя i сучаснасць / Пад рэд. I. Ф. Штэйнера. Гомель, 2005; Тысячелетие Туровской епархии: Мат-лы XI Минских епархиальных чт. 24 июня 2005 г., посвящ. 1000-летию Туровской епархии. Мн., 2005; Тураўшчына: Мiнулае, сучаснасць, будучыня. Вып. 6: 1000-годдзю Тураўскай епархii, 1025-годдзю горада Турава прысвячаецца. Мн., 2007; Щеглов Г. Э., свящ. Светильник Христов: [Жизнеописание сщмч. Иоанна (Пашина)]. Мн., 20082; Гурко А. В., Чаквин И. В., Касперович Г. И., Белявина В. Н. Этнокультурные процессы Вост. Полесья в прошлом и настоящем. Мн., 2010; Сказание об истории и чудесах чудотв. иконы Божией Матери Юровичской Милосердной. Мн., 2010; Автономия Белорусской Православной Церкви 1922 г. / Вступ. ст., публ. и примеч.: Г. Э. Щеглов // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2011. Вып. 3(40). С. 99-116.
Рубрики
Ключевые слова
См.также