МОИСЕЙ
Том XLVI, С. 321-323
опубликовано: 11 ноября 2021г.

МОИСЕЙ

Сщмч. Моисей (Мэчиник). Икона. XXI в.Сщмч. Моисей (Мэчиник). Икона. XXI в. (Мэчиник) [румын. Moise] (с. Сибьел близ Сибиу - тюрьма-цитадель Куфштайн в горах Тироля, после 1752 г.), сщмч. (пам. румын. 21 окт., вместе со священномучениками Виссарионом Сараем, Софронием из Чоары и Иоанном из Галеша, мч. Опрей Миклэушем) Румынской Православной Церкви, священник, пострадавший за защиту Православия и прав правосл. населения Трансильвании. Некоторые данные о жизни М. сохранились в показаниях (записаны на немецком и латинском языках), которые он дал на следствии и на суде в Вене 14-15 апр. 1752 г. (Lupaş. Doi percursori. 1944. P. 459-464; Despre Biserica românilor din Transilvania. 2009. P. 261-263). Также сохранились документы, связанные с ходатайствами правосл. румын о праве исповедовать свою веру, в к-рых упоминается М. Ок. 1762 г. в мон-ре Прислоп была составлена верифицированная хроника «Плач святого Силвашского монастыря из епархии Хацег, из Прислопа» (Plângerea sfintei mănăstiri a Silvaşului din eparhia Haţegului, din Prislop), в к-рой были отражены события, связанные с сопротивлением правосл. румын Трансильвании церковному объединению с Римом, рассказано о посольствах в Вену, заточении послов, в т. ч. М., и о др. (Cronici şi povestiri româneşti versificate. 1967. P. 83).

Румын. вариант фамилии М.- Măcinic - не является его прозвищем, данным М. за его страдания за веру, как это ошибочно трактуют нек-рые исследователи. Несмотря на то что этимологически măcinic может означать и mucenic, martir (мученик), это фамилия святого, что доказывают многочисленные прижизненные ее упоминания в различных документах, касающихся М.: напр., в показаниях, записанных на лат. языке 14 апр. 1752 г. в Вене, он упомянут как Moißi Motsinik; в нем. варианте тех же показаний - как popa (священник) Matsinik Moissi; в хронике «Плач святого Силвашского монастыря...» - как preotul (священник) Măcinic; в документе 1756 г. на венгерском языке - как Matsinik Mojszi и др. Фамилия Măcinic встречается в Трансильвании (но не в Молдавии и в Валахии) и этимологически обозначает человека, пришедшего на мельницу делать муку.

Скорее всего М. имел крестьянское происхождение. Ок. 1745 г. православное население Сибьела направило молодого односельчанина в Бухарест для принятия священного сана, и М. был рукоположен митр. Унгро-Влахийским Неофитом (Кретаном). Зимой 1745/46 г. русинский униатский еп. Михаил Мануил Ольшавский из Мукачева с мандатом от венского правительства и от архиепископа Стригонского совершил путешествие в Трансильванию. Решение об этой поездке было принято в Вене министерской конференцией 18 мая 1745 г., декрет подписан имп. Марией Терезией 20 окт. 1745 г. (опубл.: Dragomir. 1920. Vol. 1. P. 46-47). В задачи Ольшавского как лица, нейтрального в отношении церковной иерархии румын, входило составление реалистичного отчета о кризисе, возникшем в Фэгэрашской (Трансильванской) епархии после ссылки еп. Фэгэрашского Румынской греко-католической Церкви Мику-Кляйна в Рим. От Ольшавского также ждали, что он будет влиять на румынских представителей Церкви, поскольку светские власти утратили контроль за ситуацией в регионе. В фонде Розенфельда б-ки Брукенталя в Сибиу хранятся описания 2 отчетов Ольшавского о поездке (от 26 февр. и 20 марта 1746), в которых указаны имена 55 православных священников, находящихся под влиянием «impostoris Pseudo-Monachi» (самозванца псевдомонаха), которых он встретил в Сибиу, Фэгэраше и Алба-Юлии, и среди них - «popa Mecinic din Sibiel» (Nilles. 1885. P. 571-573; Bogdan-Duică. 1896. P. 21-24). Там же хранятся 2 рескрипта имп. Марии Терезии от 15 апр. 1746 г., в которых она подтверждала, что ознакомилась с отчетами Ольшавского и намерена выработать инструкции для принятия мер «по восстановлению мира» в Трансильвании (опубл.: Dragomir. 1920. P. 49-52).

Ольшавский пришел к выводу, что М. относится к числу лиц, особенно активно сопротивлявшихся унии. Священник был арестован и провел в тюрьме в Сибиу 17 месяцев. Затем его освободили с условием, что он не будет совершать богослужения и станет зарабатывать себе на жизнь крестьянским трудом до тех пор, «пока не придет... в село какой-нибудь епископ и не даст... указания, что делать дальше» (Păcurariu. 2013. P. 266). М. выполнял эти условия, пока в Сибьел не приехал униатский епископ из Блажа Петру Павел Арон, к-рый предложил ему поддержать унию - «принять священническую присягу». М. отказался. Узнав, что его вновь намерены арестовать, он бежал в Банат, в Бечкерек, где встретил единомышленника, пастуха мч. Опрю Миклэуша из с. Сэлиште близ Сибиу. Нек-рое время он жил там «и кормился ручным трудом». В нач. 1749 г. М. вместе с неск. священниками («Ioan Oance, popa Bucur, popa Ion, popa Vasiu, popa Macinic, popa Ion») подписал меморандум, адресованный архиерею Сербской Православной Церкви митр. Карловацкому Павлу (Ненадовичу), в к-ром описывалось положение правосл. населения Трансильвании (опубл.: Dragomir. 1920. Vol. 1. P. 86-88). Православные румыны просили юрисдикционного окормления Карловацкой митрополии над ними: несмотря на пытки и уловки правительства, они принципиально не хотели признавать унию. В др. меморандуме 1749 г. к Карловацкому митрополиту, подписанном 3 лицами, в их числе мч. Опрей Миклэушем, говорится о том, что правосл. румыны также представили 3 меморандума в Вену - имп. Марии Терезии, фельдмаршалу Й. Л. Д. фон Кёнигсегг-Ротенфельсу и русскому посланнику М. П. Бестужеву-Рюмину (опубл.: Ibid. P. 89).

В 1752 г., за 2 недели до Пасхи, в Бечкерек пришли свящ. Иоанн из Пояны (ныне Пояна-Сибиулуй), сщмч. Иоанн из Галеша и др. правосл. верующие с очередным меморандумом имп. Марии Терезии, составленным представителями правосл. населения Фэгэраша, Сибиу, Себеша и Орэштие. Они попросили мч. Опрю и М. передать документ в Вену. В Тимишоаре текст был переведен на нем. язык. В отличие от мч. Опри, посещавшего Вену с аналогичной миссией в 3-й раз, М. был в столице впервые. Посланцы были приняты при дворе императрицей и канцлером В. А. Кауницем. Затем их арестовали, были проведены следственные мероприятия и состоялся суд (14-15 апр.), после к-рого их отправили в тюрьму Куфштайн в горах Тироля.

Об освобождении святых неоднократно ходатайствовали. В 1755 г. (документ опубл.: Ibid. P. 153) и 4 дек. 1756 г. (документ опубл.: Ibid. P. 161-162) представители правосл. населения Юж. Трансильвании отправили 2 письма митр. Павлу (Ненадовичу), в которых описывали трудности, с которыми они сталкиваются, отстаивая свое право на исповедание Православия (священники-униаты и представители местных властей мучают их, арестовывают, опустошают дома и земли, верующие скрываются в лесах); они также просили обратиться с ходатайством к властям об освобождении святых Опри и М. 14 февр. 1761 г. в Алба-Юлии сщмч. иером. Софроний из Чоары провел собрание, на к-ром было решено вновь обратиться с просьбой об освобождении святых Опри, М. и свящ. Иоанна из Саду. 3 марта был составлен соответствующий документ, речь шла об освобождении не только 2 узников Куфштайна, но и православных священников из других тюрем: «...nominanter Opre Miklos ex Szelistye, popa Matsinik ex Sibiel, popa Janos ex Gales, popa Iuon ex Szad et popa Iuon ex Etselo» (опубл.: Ibid. P. 222-223). 7 апр. 1761 г. новый меморандум вручили только что прибывшему к месту службы ген. Н. А. фон Букову, который был назначен имп. Марией Терезией военным комендантом и губернатором Трансильвании и активно насаждал унию. 24 июля 1784 г. супруга мч. Опри Стана ходатайствовала перед имп. Иосифом II об освобождении мужа, однако администрация тюрьмы ответила на запрос правительства, что о нем ничего не известно (опубл.: Dragomir. 1930. Vol. 2. P. 308). На основании этих сведений исследователями были высказаны соображения, что оба арестанта, очевидно, погибли в Куфштайне до 1784 г. 21 июня 1992 г. на Соборе Румынской Православной Церкви они были причислены к лику святых с общим днем почитания (21 окт.) православных священников и мирян из Трансильвании, пострадавших за веру.

Ист.: Nilles N. Symbolae ad illustrandum historiam Ecclesiae Orientalis in terris Coronae S. Stephani. Oeniponte, 1885. Vol. 2. P. 571-573; Bogdan-Duică G. Călugerul Visarion Sarai (1744): Studiu istoric din istoria Transilvaniei. Caransebeş, 1896; Dragomir S. Istoria, desrobirei religioase a românilor din Ardeal în secolul XVIII. Sibiu, 1920. Vol. 1; 1930. Vol. 2; Cronici şi povestiri româneşti versificate: Sec. XVII-XVIII / Ed. D. Simonescu. Bucur., 1967. P. 69-90; Săsăujan M. Habsburgii şi Biserica Ortodoxă din imperiul Austriac, 1740-1761: Documente. Cluj-Napoca, 2003; Despre Biserica românilor din Transilvania: Documente externe, 1744-1754 / Ed. L. Stanciu, K. Hitchins, D. Dumitran. Cluj-Napoca, 2009. P. 261-263.
Лит.: Iorga N. Istoria românilor din Ardeal şi Ungaria. Bucur., 1915. Vol. 1: Până la mişcarea lui Horea, 1784. P. 398-435; idem. Istoria literaturii româneşti. Bucur., 19332. Vol. 3. Pt. 1. P. 163-166; Lupaş I. Contribuţii documentare la istoria satelor transilvănene. Sibiu, 1944; idem. Doi percursori ai lui Horia în audienţă la Curtea împărătească din Viena. Bucur., 1944. P. 459-464. (Analele Academiei Române. Sect. Istorice. Ser. 3; Vol. 24. N 14); idem. Studii istorice. Sibiu-Cluj, 1945/1946. Vol. 5. P. 97-128; Popovici D. La littérature roumaine à l'epoque des lumiéres. Sibiu, 1945. P. 137-139; Suttner E. Ch. Die Toleranzgesetzgebung Joseph II und die Orthodoxie im Habsbugerreich // Im Zeichen der Toleranz: Aufsätze zur Toleranzgesetzgebung des 18. Jr. in den Reichen Joseph II., ihren Voraussetzungen und ihren Folgen / Ed. P. F. Barton. W., 1981. Bd. 8. S. 90-100; idem. Visarion Sarai im Kontext der Theologiegeschichte // Annales Universitatis Apulensis. Ser. Historica. Vol. 11. N 2. 2007. Р. 161-179; Hitchins K. Religia şi conştiinţa naţională românească în Transilvania în secolul XVIII // Idem. Conştiinţă naţională şi acţiune politică la românii din Transilvania. Cluj-Napoca, 1987. Vol. 1: 1700-1868. P. 30-61; idem. Tradiţie religioasă şi conştiinţă naţională la românii din Transilvania, 1730-1780 // Idem. Mit şi realitate în istoriografia românească. Bucur., 1997. P. 11-32; idem. The Court of Vienna and Confessional Problems in Transylvania, 1744-1759 // Annales Universitatis Apulensis. Ser. Historica. 2007. Vol. 11. N 2. P. 252-268; Păcurariu M. Preotul mărturisitor Moise Măcinic din Sibiel // Idem. Sfinţi români şi apărători ai legii strămoşeşti. Bucur., 1987. P. 447-450; idem. Mucenici ai ortodoxiei românaşti: Preotul mărturisitor Moise Măcinic din Sibiel // Idem. Sfinţi daco-romani şi români. Bucur., 2013. P. 265-268, 364; Săsăujan M. Politica bisericească a Curţii din Viena în Transilvania, 1740-1761. Cluj-Napoca, 2002.
М. Антон
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.)
  • АНТОНИЙ († нач. XVIII в.), схим. из скита Езеру (Рымникская епископия Румын. Пр. Ц.), прп. (пам. 23 нояб.)
  • БРЫНКОВЯНУ КОНСТАНТИН см. Константин (Брынковяну), св.
  • ВАСИЛИЙ Назарович Завгородний (1893-1937), свящ., сщмч. (пам 28 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)