МОРДОВЦЕВ
Том XLVII, С. 33-35
опубликовано: 11 января 2022г.

МОРДОВЦЕВ

Д. Л. Мордовцев. Фотография. Кон. XIX в.Д. Л. Мордовцев. Фотография. Кон. XIX в.Даниил Лукич (7.12.1830, слобода Даниловка Усть-Медведицкого окр. земли Войска Донского - 10.06.1905, г. Кисловодск Пятигорского отдела Терской обл.), публицист, представитель рус. и укр. лит-ры, историк народных движений, в т. ч. религиозных, автор исторических романов. М. одним из первых привлек внимание рус. общества к истории и совр. положению старообрядчества.

Отец М. был представителем казацкого рода Слипченко-Мордовцевых, мать - дочерью священника. Первые рассказы М. написал в детстве на укр. языке. Окончил гимназию в Саратове. В 1850 г. поступил в Казанский ун-т, в следующем году по совету гимназического товарища А. Н. Пыпина перевелся на историко-филологический фак-т С.-Петербургского ун-та, на 3-м курсе получил золотую медаль за диссертацию «О языке Русской Правды», участвовал в составлении «Материалов для словаря древнерусского языка по письменным памятникам» И. И. Срезневского. В 1854 г. женился на А. Н. Пасхаловой (1823-1885). По возвращении в Саратов был принят на должность редактора «Саратовских губернских ведомостей», позже по совместительству занял пост помощника делопроизводителя статистической комиссии. Работал под рук. историка Н. И. Костомарова, оказавшего большое влияние на М. В 1859 г. за обличение в «Саратовских губернских ведомостях» местных порядков М. был подвергнут аресту. В 1864-1867 гг. жил в С.-Петербурге, из-за болезни супруги вернулся в Саратов. В 1867 г. получил место чиновника при канцелярии губернатора, затем был помощником по делам земских учреждений, вышел в отставку в 1872 г. В 1873 г. вернулся в столицу, в 1875-1886 гг. трудился в отделе статистики Мин-ва путей сообщения, являлся редактором «Журнала Министерства путей сообщения» (1876-1881). В 1886 г. ушел на пенсию. Похоронен на Братском кладбище в Ростове-на-Дону, сохранился мемориал Мордовцевых.

В 1859 г. М. опубликовал «Малорусский сборник» (на укр. языке), в состав к-рого вошли поэтические произведения М., его переводы на «малорусское наречие» укр. повестей Н. В. Гоголя, народные песни и сказки. Позднее М. публиковал на укр. языке рассказы из укр. жизни. Благодаря работе в отделе статистики М. собрал значительный документальный материал о народных движениях в Ср. и Н. Поволжье. Широкую известность получили его работы по истории протестных движений и старообрядчества в XVII-XIX вв., опубликованные в 1860-1875 гг. в журналах «Русское слово», «Вестник Европы», «Дело» и др. В 1872 г. М. напечатал в ж. «Дело» 1-ю ч. соч. «Русское крестьянство накануне воли» о положении крестьян накануне отмены крепостного права, созданного на материалах из саратовских архивов. По требованию цензуры публикация очерков прекратилась. Посвященная той же теме книга М. «Накануне воли: Архивные силуэты» (СПб., 1889) в 1890 г. была запрещена, тираж уничтожен. В 1875 г. в ж. «Дело» М. выступил с обращением «Печать в провинции», вызвавшим дискуссию с участием известных литераторов, в т. ч. Ф. М. Достоевского. М. принял активное участие в работе газ. «Голос», в к-рой публиковались его передовицы за ускорение темпов реформ, за расширение земского движения. В 1875-1876 гг. М. опубликовал цикл очерков «Десятилетие русского земства». По приглашению Н. А. Некрасова М. стал постоянным автором «Отечественных записок».

В кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. М. написал романы «Знамения времени» и «Новые русские люди», посвященные исканиям молодежи времен «великих реформ». Критики встретили их прохладно, отмечая преобладание публицистичности над психологизмом. В 1878 г. по настоянию А. С. Суворина М. обратился к жанру исторического романа. На рубеже 70-х и 80-х гг. им был создан ряд произведений на темы рус. истории, в т. ч. посвященных расколу Русской Церкви и старообрядчеству: «Идеалисты и реалисты» (1876), «Сидение раскольников на Соловках» (1880), «Великий раскол» (1881), «Социалист прошлого века» (1882). Во 2-й пол. 80-х гг. М. обратился к сюжетам из мировой истории, этому способствовали заграничные путешествия писателя - в Египет, Палестину, Армению, Испанию, Италию, во Францию, в страны Балканского п-ова. Впечатлениями о зарубежных поездках М. делился в очерках, пользовавшихся большой популярностью. Одна из таких публикаций - очерк «Поездка в Иерусалим» в ж. «Исторический вестник» (1881. № 6) - дала возможность М. А. Булгакову не только включить в роман «Мастер и Маргарита» детали расположения иерусалимских улиц, но и представить город глазами М., о чем можно судить, сравнив пометы, сделанные Булгаковым в номере «Исторического вестника» с очерком М. (РГБ ОР. Ф. 562 (Булгаков М. А.). К. 25. Ед. хр. 1. С. 470, 471, 474), с соответствующими описаниями в знаменитом романе.

В 80-90-х гг. XIX в. М. написал повести «Мамаево побоище» (1881), «Сагайдачный» (1882), романы «Наш Одиссей» (1887), «Замурованная царица» (1890), «За чьи грехи?» (1891), «Прометеево потомство» (1897), оставшийся незаконченным посвященный Костомарову биографический роман «Профессор Ратмиров» (1889).

М. поддерживал отношения с рядом православных деятелей. Писатель встречался с Сербским патриархом, с Черногорским архиереем, высказавшим желание черногорского народа «предаться России на вечное подданство с переселением на Кавказ», о чем М. сообщил Киевскому митр. Арсению (Москвину) (РГАЛИ. Ф. 320. Оп. 1. Ед. хр. 7).

Большое значение в идейном становлении М. сыграло увлечение «славянским вопросом». Под влиянием публицистики И. С. Аксакова и К. С. Аксакова М. считал «славянскую взаимность» одним из важнейших факторов общественно-политической жизни Вост. Европы в XIX в. Демократические взгляды М. сформировались под влиянием творчества А. И. Герцена и Т. Г. Шевченко. В диспутах с Костомаровым и Некрасовым о способах изображения исторических лиц и событий в лит. произведении были заложены основы художественного метода М., краеугольным камнем к-рого стало стремление осмыслить историческую роль и историческую психологию отдельных социальных групп.

Писатель стремился преодолеть узконациональные представления об исторических явлениях. Так, в событиях раскола XVII в. едва ли не первым среди представителей рус. общественной мысли М. увидел проявление общемировых процессов: секуляризации сознания, разрушения средневекового мировоззрения, трансформации социальных связей, изменения способов распространения информации и роли книжной культуры в обществе. Новаторство М. в этой области значительно: писатель ярко обрисовал позитивные стороны рус. старообрядчества, его высокие идеалы, присущий последователям «старой веры» религиозно-нравственный ригоризм. М. преодолел представления своего времени о невежестве допетровской эпохи, высветил лучшие стороны древнерусского об-ва, такие как стремление к религиозному идеалу, подвижничество, стойкость в вере, готовность к самопожертвованию. М. создал особый лит. тип, самим писателем определенный как тип «идеалиста». Наиболее ярко этот тип проявился в образах боярыни Морозовой и протопопа Аввакума («Великий раскол»), Василия Левина («Идеалисты и реалисты»), Евдокима Кравкова («Социалист прошлого века»).

Взгляды М. на старообрядчество стали причиной резкой критики его произведений, в частности романа «Великий раскол», со стороны Н. И. Субботина; они были высоко оценены старообрядческим сообществом. Роман «Великий раскол» стал документальной основой для картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» (1887). Из произведения М. живописец почерпнул пестроту и неоднозначность отношения москвичей к именитой раскольнице.

Изображая трагические последствия раскола, М. описал пути возможного воссоединения рус. общественных сил. Пафос сочинений М. о рус. истории состоит в стремлении восстановить полноту национальной жизни, полноправными участниками к-рой, по мысли писателя, являются не только представители правосл. Церкви и признанные исторические и гос. деятели Московской Руси и Российской империи, но и носители иных идеологий - граждане Псковской и Новгородской средневек. республик, герои старообрядческого движения. Неск. произведений М. посвятил теме конфликта гос-ва и личности.

Несмотря на существенное влияние позитивистского мировоззрения, М. до конца жизни остался человеком, для к-рого религ. идеалы представлялись едва ли не важнейшими для понимания всей истории человечества. (Н. Н. Ге высоко оценил раскрытие замысла своей картины «Что есть истина?» в отзыве М. в газ. «Новости» (1890).) Созданные М. образы христиан - от первых рим. мучеников до представителей рус. старообрядчества - вошли в рус. лит-ру как примеры духовного подвига, самоотречения во имя идеалов, главным из к-рых неизменно оставалась идея христ. спасения.

Арх. РГАЛИ. Ф. 320; Ф. 459. Оп. 1. Ед. хр. 2778 [Письма А. С. Суворину]; ИРЛИ РО. Ф. 273. Оп. 2. № 18 [Автобиография М.]; Ф. 202. Оп. 2. №. 146 [Письма Н. А. Некрасову].
Соч.: Политические движения русского народа: В 2 т. СПб., 1871; Борьба с расколом в Поволжье. СПб., 1901; Собр. соч.: В 50 т. СПб., 1902. Собр. соч.: В 14 т. М., 1995.
Лит.: Субботин Н. И. Историк-беллетрист // РВ. 1881. Т. 253. № 5. С. 149-216; Правдин. Старообрядчество в произведениях Мордовцева // Церковь. 1906. № 49, 50; Момот В. С. Даниил Лукич Мордовцев: очерк жизни и творчества. Р.-н/Д., 1978; Сорочан А. Ю. «Квазиисторический роман» в рус. литературе XIX в.: Д. Л. Мордовцев. Тверь, 2007; Устинов А. В. Образ боярыни Морозовой в романе Д. Л. Мордовцева «Великий раскол» // РЛ. 2015. № 4. С. 105-116.
А. В. Устинов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АКСАКОВ Иван Сергеевич (1823-1886), писатель, публицист, издатель, идеолог славянофильства
  • АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860), писатель, лит. критик, публицист и историк, один из главных теоретиков славянофильства
  • АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик
  • АМФИТЕАТРОВ Александр Валентинович (1862-1938), писатель, лит. критик, драматург, публицист револ.-демокр. направл.
  • АНДРЕЕВ Леонид Николаевич (1871-1919), писатель антихрист. направления, драматург, публицист
  • БЕЗОБРАЗОВ Павел Владимирович (1859-1918), русский византинист, прозаик, публицист