МОСИНОПОЛЬ
Том XLVII, С. 50
опубликовано: 14 января 2022г.

МОСИНОПОЛЬ

[Максимианополь; греч. Μοσινούπολις, Μαξιμιανούπολις; близ совр. г. Комотини, Греция], позднеантичный и средневек. город в Зап. Фракии (подобласть Родопи). В позднерим. период близ М. находился населенный пункт, упоминаемый в Певтингеровой карте (Tabula Peutingeriana) под названием «Порсулис» (Porsulis). Город был основан в нач. IV в. и до VIII в. носил название «Максимианополь», полученное в честь имп. Максимиана Галерия (293-311). Для того чтобы отличить город от одноименных населенных пунктов, в источниках его часто именовали также Максимианополем Родопским (Μαξιμιανούπολις ῾Ροδόπης). О распространении в Максимианополе христианства свидетельствуют сохранившиеся раннехрист. гробницы. В V в. в городе появилась епископская кафедра. Известны имена епископов Максимианопольских, которые участвовали в III, IV и V Вселенских Соборах: соответственно Еннепий (ACO. T. 1. Vol. 1(2). P. 5; T. 1. Vol. 1(7). P. 86; ДВС. Т. 1. С. 337), Серин (ACO. T. 2. Vol. 1(1). P. 60; ДВС. Т. 3. С. 61) и Евстафий (ACO. T. 4. Vol. 1. P. 5, 226; ДВС. Т. 5. С. 13, 218).

В правление имп. Юстиниана I (527-565) укрепления Максимианополя были обновлены, что обусловило его важность как военного центра. После заселения Фракии славянами (кон. VI в.) сведения о городе на некоторое время исчезают из источников. В VII в. Максимианополь, как и находившийся рядом г. Марония (в 3 км от совр. Маронии), стал центром автокефальной архиепископии, подчиненной непосредственно патриарху К-польскому. Упоминание об этом статусе Родопской епархии содержится уже в самом раннем перечне патриархатов и подчиненных им епископских кафедр (CPG, N 3787; Darrouzès. Notitiae. N 1. P. 205). Составление данного перечня приписывается свт. Епифанию Кипрскому († 403), хотя, по всей видимости, он относится ко времени имп. Ираклия (610-641). Родопская автокефальная архиепископия имеется и в других, более поздних, перечнях епископских кафедр Константинопольской Православной Церкви (Ibid. N 2. Р. 217; N 3. P. 232; N 4. P. 250; N 5. P. 265). Тем не менее в нач. X в. епископ М. стал суффраганом митрополита Траянопольского (Ibid. N 7. Р. 285).

Во время Болгарской войны, которую вел имп. Василий II Болгаробойца (976-1025), М. использовался в качестве опорного пункта визант. войск, где они восстанавливали силы перед началом основных боевых действий. Подобную роль М. играл и во время подавления восстания болгар, к-рыми руководил Петр II Делян, провозгласивший себя царем. Согласно Кекавмену, именно из М. в 1041 г. выступил со своей армией имп. Михаил IV Пафлагон, сюда же он вернулся после успешного окончания кампании. В М. император также раздавал награды военачальникам, отличившимся в походе, в т. ч. Харальду Сигурдссону (Суровому; впосл. кор. Норвегии Харальд III), возглавлявшему норманнский корпус (Кекавмен, Советы и рассказы. 20142. Гл. 5. § 81. С. 298-299). Здесь же Михаил IV пожаловал чин магистра визант. придворному Алусиану, к-рый первоначально выступил на стороне Петра Деляна, однако после поражения подчиненных ему сил под Фессалоникой, стремясь заслужить прощение императора, ослепил Деляна и бежал в М. (Scyl. Hist. P. 414; см. также: Кекавмен. Советы и рассказы. 20142. Гл. 2. § 27. С. 176-179).

Как сообщает Анна Комнина в «Алексиаде», в М. проживали павликиане, чьи предки еще в сер. VIII в. переселились во Фракию из Армении (в данном источнике павликиане отождествляются со сторонниками манихейства, что было характерно для визант. лит-ры того времени). В «Алексиаде» повествуется о том, что имп. Алексей I Комнин (1081-1118), находившийся в кон. 1083 г. в М., пригласил в город сторонников лжеучения, после чего заточил их в темницу (Ann. Comn. Alex. 6. 2).

В XI в. М. стал центром округа в рамках фемы Волерон. В 1185 г. М. был завоеван норманнами. Продвижение в данном регионе Латинской империи вызвало сопротивление греч. населения, а также соседнего Болгарского царства. 4 сент. 1207 г. правивший там царь Калоян одержал победу над войсками Латинской империи в сражении в Родопах, в ходе к-рого был убит кор. Фессалоники Бонифаций Монферратский. М. захватили и разграбили болгары. Через нек-рое время город был восстановлен, однако в XIV в. пришел в упадок.

В наст. время г. Комотини входит в состав Маронийской и Комотинийской митрополии, находящейся в юрисдикции Элладской Православной Церкви.

Ист.: Darrouzès. Notitiae. N 1. P. 205; N 2. P. 217; N 3. P. 232; N 4. P. 250; N 5. P. 265; N 7. P. 285; ACO. T. 1. Vol. 1(2). P. 5; T. 1. Vol. 1(7). P. 86; T. 2. Vol. 1(1). P. 60; ACO. T. 4. Vol. 1. P. 5, 226; ДВС. Т. 1. С. 337; Т. 3. С. 61; Т. 5. С. 13, 218; Кекавмен. Советы и рассказы: Поучение визант. полководца XI в. / Изд., пер., коммент.: Г. Г. Литаврин. СПб., 20142. Гл. 5. § 81. С. 298-299; Ann. Comn. Alex. 6. 2; Scyl. Hist. P. 414.
Лит.: Fedalto. Hierarchia. T. 1. P. 336-337; ODB. Vol. 2. P. 1418-1419.
Е. А. Заболотный
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АРЕОПАГ холм на Афинском акрополе
  • АРТА г. в обл. Эпир и митрополия Элладской Православной Церкви
  • АФИНЫ столица Греческой Республики
  • АФОН крупнейшее в мире средоточие православного монашества