МУЗЫЧЕСКУ
Том XLVII, С. 623-625
опубликовано: 25 февраля 2022г.

МУЗЫЧЕСКУ

[Музическу; молдав. Musicescu, Muzicescu; наст. фам. Музыченко] Гавриил Вакулович (20.03.1847, Измаил Бессарабской губ. (ныне Одесская обл., Украина) - 8.12.1903, Яссы Бессарабской губ. (ныне Румыния)), молдав. и румын. композитор укр. происхождения, хормейстер, музыковед, педагог, музыкально-общественный деятель. С детства пел в церковном хоре в Измаиле. В возрасте 13 лет при содействии архим. Мелхиседека (Стефанеску; впосл. епископ Нижнедунайский) направлен в столицу Молдавии г. Яссы; в 1864 г. окончил Хушскую ДС, в 1866 г. (за 2 года) - Ясскую консерваторию (теория, сольфеджио, гармония, пение, игра на альте), одновременно пел в хоре Национального театра и в митрополичьем хоре. С 1866 г. преподавал пение в ДС в Измаиле, организовал архиерейский хор. В это время начал писать церковную музыку гармонического характера на румын. тексты с использованием румын. церковных напевов. Первым его произведением стала обработка песнопений литургии (Бухарест, 1869). В предисловии к сб. М. «Песнопения Божественной литургии» (Op. 3), изданному в 1870 г. в бухарестской тип. Йоана Карту, еп. Мелхиседек писал, что цель публикации - «облегчить распространение гармонических песнопений по церквям Румынии» (Кишиневские ЕВ. 1907. № 38. С. 1232).

В 1871 г. М. был принят в Придворную певческую капеллу «на казенный счет» для усовершенствования в церковном пении, изучал теоретические предметы под рук. проф. И. К. Гунке; по окончании (1872) получил аттестат 1-го разряда, дававший право обучать певчих и сочинять музыку для церкви; также посещал лекции в С.-Петербургской консерватории, по ходатайству директора капеллы Н. И. Бахметева был допущен до публичных экзаменов, выдержав которые, получил свидетельство. К этому периоду относятся теоретические труды М. «Скромная работа о церковной музыке» (1871) и «Наблюдения над гласами» (о ладовой природе церковных мелодий) (Брязул. 1979. С. 152).

По возвращении в Яссы М. получил место преподавателя гармонии в консерватории. Составил учебники по элементарной теории и сольфеджио с использованием церковных напевов и народных песен, одобренные Мин-вом просвещения Румынии для всех уч-щ и др. учебных заведений. В сент. 1901 г. был назначен директором консерватории.

С янв. 1876 по 1903 г. был регентом митрополичьего хора в Яссах; в 1895 г., следуя примеру А. А. Архангельского, ввел в состав хора женщин. Благодаря деятельности М. хор стал крупным исполнительским коллективом, известным и за границей.

Г. В. Музыческу. Фотография. Кон. XIX в.Г. В. Музыческу. Фотография. Кон. XIX в.М. занимался изучением румын. церковных напевов. В 1885 г. вступил в переписку с прот. Димитрием Разумовским, в к-рой сообщал об упадке церковного пения в Румынии, причинами упадка, по его мнению, были плохое знание певчими новогреч. нотации (см. в статьях Византийская нотация, Новый метод), несоответствие исполняемых песнопений нотной записи.

Синод Румынской Православной Церкви дал согласие на предложение М. переложить церковные напевы на 5-линейную систему вместо греч. нотации. Обширный репертуар обихода М. дополнил собственными композициями и обработками, к-рые вошли в сб. «Песнопения литургии» (1900) (см.: Пожар. 1991). Херувимская песнь М. неоднократно исполнялась московским Синодальным хором (РДМДМ. 1998. Т. 1; 2002-2004. Т. 2 (по указ.)), в частности под упр. Н. М. Данилина в Успенском соборе Московского Кремля в день Кириопасхи, 25 марта 1912 г. (см.: Пасхальное богослужение в Московском Успенском соборе: Восп. очевидца, Варшава, 1937 г. // Мир Православия: Ежемес. газ. Таллин, 2003. № 4(61) (www.baltwillinfo.com/4_03.htm) [Электр. ресурс]). Это сочинение, как и некоторые другие песнопения М., выдержано в стиле петербургской школы XIX в. и напоминает торжественные композиции Д. С. Бортнянского, А. Ф. Львова, Архангельского. В репертуар Синодального хора входило также песнопение М. «Тебе поем» (РДМДМ. Т. 2. Кн. 2. С. 740).

Духовные песнопения М., составлявшие репертуар молдав. хоровой капеллы «Дойна», звучали в СССР; во время гастролей капеллы в 1960 г. в Москве был исполнен концерт № 1 «Cine se va sui în muntele Domnului » («Кто взыдет на гору Господню?»; на стихи из псалмов 23, 150, 142) с новым текстом на слова поэта А. А. Бусуйока; в рецензии упоминается, что этот концерт был одним из 3 хоровых концертов М. на библейский текст (см.: Ткач Е. Молдавская хоровая капелла «Дойна» // Сов. музыка. 1960. № 3. С. 116).

С 1883 г. М. выступал в печати со статьями о ценности румын. фольклора, необходимости его собирания, научного изучения, многоголосной обработки. В 1889 г. издал «12 национальных мелодий» в своей аранжировке, создал ряд песен патриотического характера (см.: Брязул. 1979). М. является автором фортепианных переложений народных мелодий.

В 1957 г. имя М. было присвоено Кишинёвской консерватории (ныне Академия музыки, театра и изобразительных искусств Республики Молдова; в честь М. названы ее студенческие смешанный и муж. хоры), в 1959 г.- одной из улиц Кишинёва; улицы, носящие его имя, есть и в др. городах Молдовы (Бэлць, Кэлэрашь, Флорешты, Буюканы, Рышканы, Страшены), а также на его родине, в Измаиле.

Арх.: РГИА. Ф. 499: Придворная певч. капелла. № 2944: Дело о заведующем архиерейским хором гор. Измаила Г. Музыческу, принятом на казенный счет в капеллу для усовершенствования в церк. пении; ОПИ ГИМ. Ф. 379 (Смоленский С. В.). № 4: Письма Г. В. Музыческу В. С. Орлову от 22 авг. 1898 г.; РГБ НИОР. Ф. 380. К. 14. № 93. Л. 1-2: Письма Г. В. Музыческо Д. В. Разумовскому; Ф. 148. К. 8. № 6: Письмо Г. В. Музыческо архим. Леониду (Кавелину) от 26 июля 1888 г.
Соч.: Întâmpinare la Raportul Comisiunei Sf. Sinod discutat în şedinţa de la 25 Maiu 1899 relativ la înlocuirea semnelor psaltichiei prin notaţiunea liniară de Gavriil Musicescu. Iaşi, 1900; Curs practic de musică vocală. Iaşi, 1912; Cîntările bisericeşti şi muzică poporană / Conferinţă sosţinută la Societate universitară din Iaşi (1901) // Musicescu G. Opere alese / Ed. G. Breazul. Bucur., 1958.
Муз. соч.: Imnele dumnezeieştii liturghii: Op. 1. Bucur., 1869; Imnurile dumnezeieştii liturgh ii accommodate la serviciul arhieresc: Op. 3. Bucur., 1870; Rînduiala vecerniei de sîmbătă seara. Lpz., 1883; Anastasimatariu. Lpz., 1884-1889; Rînduiala sfintei liturghii. Lpz., 1885; 17 Axioane intrebuinţate în serviciul Bisericii Ortodoxe. Lpz., 1897; Херувимская песнь: Для 8-голосн. смеш. хора: C-dur. Б. м., 1899; Catavasiile serbătorilor de peste an prelucrate. Lpz., 1899; Imnele sfintei liturghii. Lpz.; Iaşi, 1900. Bucur., 19272; «Înnoieşte-te noule Ierusalime»: Concertul N 2 (1887). Lpz., 1900; Херувимская песнь // Церковно-певч. сб. СПб., 19043. Т. 2. Ч. 1. № 82; Opere alese / Ed. G. Breazul. Bucur., 1958; Херувимская песнь: [Нотн. сб.]: Для смеш. хора. М., 2016. Ч. 2. С. 29-31.
Лит.: Рубец А. И. Биографический лексикон рус. композиторов и муз. деятелей. СПб., 1886; Atanasiu A. Gavriil Musicescu. Iaşi, 1904; Stoicescu S. Lui Gavriil Musicescu: Omagiu. Bucur., 1934; Аксьонова Л. Гавриил Музическу: Вяца ши опера. Кишинэу, 1960; Вrеаzul G. Gavriil Musicesсu: Schiţa monografică. Вuсur., 1962; он же (Брязул Дж.). Гавриил Музыческу // Страницы истории румын. музыки. М., 1979. С. 150-157; Vancea Z. Crea ţia musical ă rom âneasc ă, sec. XIX-XX. Bucur., 1968. Vol. 1. P. 121-127; Пожар С. «Литургия» Г. Музическу: связь времен и культур // Сов. музыка. 1991. № 11. С. 41-42; он же. Все сущее он почерпнул в России: К 150-летию Г. Музическу // Кодры: Молдова литературная. 1997. № 11/12. С. 237-239; он же. Патриот и первопроходец // Moldova. 2007. N 7/8; Barnea A. Mari muzicieni ai secolului al XIX-lea la Catedrala mitropolitan ă din Ia şi: D. Suceveanu şi G. Musicescu // Teologie şi viaţă. Iaşi, 2003. N 7-12: Iulie-decembrie. P. 195-211; Плотникова Н. Ю. Русские корни // Она же. Русская духовная музыка XIX - нач. XX в.: страницы истории. М., 2007. С. 97-101, 270 [публ. фрагм. херувимской М.]; Тетеля М. Педагогические идеи в творческом наследии Г. Музическу // Annuar ştiin ţific: muzic ă, teatru, arte plastice. Arta musical ă. Chi şin ău, 2011. N 1/2(12/13). P. 211-217.
Н. Ю. Плотникова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ЕКМАЛЯН Макар Григорьевич (1856 - 1905), армянский композитор, хормейстер, педагог
  • ЗУБАЧЕВСКИЙ Сергей Иванович (1881 - 1969), учитель пения, хормейстер, регент, композитор
  • АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог
  • АНИСИМОВ Иван Никифорович (нач. 80-х гг. XIX в.-1942), композитор, автор духовно-муз. сочинений, педагог
  • АРЕНСКИЙ Антон Степанович (1861-1906), русский композитор, дирижер, педагог
  • АРНОЛЬД Юрий Карлович (1811-1898), русский музыкальный теоретик, критик, композитор, педагог
  • АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Андреевич (1846-1924), русский хоровой дирижер, композитор, педагог
  • АСТАФЬЕВ Алексей Михайлович (1873-1956), автор церковных песнопений, регент, педагог, помощник дирижера Русского хорового общества в Москве
  • БАГРЕЦОВ Федор Алексеевич (1812-1874), регент Чудова мон-ря, автор духовно-муз. сочинений
  • БАДЕВ Атанас (1860–1908) болг. хорорвой дирижер, композитор