МУКАЧЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том XLVII, С. 632-637
опубликовано: 1 марта 2022г.

МУКАЧЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Содержание

(Мукачевской и Ужгородской епархии УПЦ), находится в г. Мукачево Закарпатской обл. (Украина). Первоначально мужской.

1360-1646 гг.

Монастырь во имя свт. Николая Чудотворца в Мукачеве. Фотография. 2012 г.Монастырь во имя свт. Николая Чудотворца в Мукачеве. Фотография. 2012 г. Основан в 1360 г. кн. Феодором Кориатовичем. Грамоту князя от 8 марта 1360 г. впервые опубликовал историк И. Базилович (Bazilovits. 1799. P. 28). На Чернечьей горе, на правом берегу р. Латорица, кн. Феодор построил деревянную церковь, а также небольшой корпус, возможно для переселения монахов из некой пещерной обители. Грамотой от 8 марта 1360 г. Кориатович закрепил за М. Н. м. села Бобовище и Лавки, а также виноградники и мельницу. Некоторые исследователи считали эту грамоту фальсификатом, изготовленным в XV в. (Петров. О подложности грамоты. 1906), либо ставили под сомнение ее датировку (Фенич. 2005; Кiчера. 2008). Авторитет кн. Феодора был настолько велик, что в течение веков права М. Н. м. были т. о. защищены от посягательств со стороны вельмож и помещиков. Где именно располагался 1-й храм, неизвестно, но при входе в современный мон-рь стоит крест, по преданию на месте алтаря древней церкви. По легенде, кн. Феодор построил обитель в благодарность за чудесное спасение от змея через заступничество свт. Николая Чудотворца. Место для устроения М. Н. м. указал князю ангел.

Кн. Феодор Кориатович. Гравюра. XVIII в.Кн. Феодор Кориатович. Гравюра. XVIII в.В 1444 г. венг. кор. Владислав (Уласло) I Ягеллон ввел в М. Н. м. архимандритию. Возможно, это произошло по ходатайству Киевского митр. Исидора. Уже в 1456 г. бывший регент Венгерского королевства Янош Хуньяди и его сын Матвей Корвин (впосл. кор. Венгрии Матьяш I Корвин) обязали местных христиан, в т. ч. лат. обряда, платить десятину обители на Чернечьей горе. Грамотой от 1 мая 1458 г. мон-рю предписывалось отдавать в казну десятину вина с винниц с. Ивановцы, а 14 авг. 1458 г. за М. Н. м. были закреплены села Бобовище и Лавки (Петров. 1930. С. 158-159). Первый известный настоятель мон-ря Лука упомянут в грамоте 1458 г. кор. Венгрии Матьяша I Корвина. Др. сведения о нем имеются и в грамоте от 1 мая 1488 г., причем Лука упоминается как настоятель храма свт. Николая Чудотворца и владелец «плебании» (приходского здания) на Чернечьей горе, о самом мон-ре упоминания нет, что может свидетельствовать об упадке монашеской жизни в обители (Там же. С. 141).

С 1491 г. М. Н. м. известен как резиденция Мукачевских епископов. Не только монахи, но и многие епископы похоронены на монастырском кладбище на Чернечьей горе, рядом с современной обителью. В 1491 г. настоятель мон-ря игум. Иоанн был избран епископом Мукачевским. Считалось, что кор. Владислав (Уласло) II Ягеллон своей грамотой от 31 июля 1491 г. назначил его и утвердил в качестве епископа и настоятеля обители, к-рой «по древнему обычаю были подчинены все русины греческого обряда». Однако, как доказал историк-славист А. Л. Петров, данная грамота является поздней подделкой (Там же. С. 166-167; Лучкай. 1999. С. 45). Еп. Иоанн признал митр. Киевского Иосифа (Болгариновича) и Нифонта II, патриарха К-польского.

В XVI в. Мукачевские епископы и настоятели попали в зависимость от венгерских магнатов-протестантов. В частности, Мукачевский еп. Василий I (в миру Владислав) поддерживал Габсбургов, а имп. Свящ. Римской империи и кор. Венгрии и Богемии Фердинанд I утвердил его полномочия и монастырские доходы, о чем свидетельствует его грамота от 15 марта 1552 г. (Hodinka A. A munkácsi görög szertartásü püspökseg okmánytára. Ungvár, 1911. P. 14-15).

В 1556 г. вслед. Венгерского восстания в Трансильвании епископская резиденция в Мукачеве была опустошена. Преемник еп. Василия - еп. Иларион (в миру Иларий) - ориентировался уже на семиградских князей. Временной его резиденцией после выезда из Мукачева перед наступлением имп. войск стал Михаила архангела Грушевский Мараморошский мужской монастырь, который по грамоте кн. Юрия Батория от 19 февр. 1556 г. номинально подчинялся власти настоятеля М. Н. м. и по совместительству епископа Мукачевского. Иногда его резиденцией являлся Бычковский Крестовоздвиженский мон-рь (ныне в пос. Вел. Бычков Раховского р-на). В 1558 г. правительница Трансильвании и владелица Мукачевской доминии кнг. Изабелла Ягеллонка освободила Мукачевского епископа от налогов и барщины.

Во время войны между австр. Габсбургами и трансильванскими (семиградскими) князьями, в 1537 г., М. Н. м. был разрушен, погибла бо́льшая часть монастырских документов и архивов. В 1538-1550 гг., при еп. Мукачевском Василии I, как свидетельствует грамота кор. Фердинанда I от 15 марта 1552 г., мон-рь вновь был восстановлен. В 1558 г. М. Н. м. посетили послы царя Иоанна IV Васильевича Грозного.

В 1567 г. имп. войска заняли Мукачево и еп. Василию II удалось расположить к себе Габсбургов. Имп. Свящ. Римской империи кор. Венгрии Максимилиан II подтвердил старинные привилегии М. Н. м., но семиградские князья начали грабить обитель. В частности, Жигимонд (Сигизмунд) Ракоци конфисковал все монастырские имения и лишил епископов права собирать десятину. Мукачевский еп. Василий II пожаловался на беспредел императору, но Ракоци сумел оправдаться. Магнат посадил епископа в тюрьму и отпустил, когда тот заплатил 700 золотых. Вскоре Ракоци назначил нового епископа - Гавриила. Ок. 1601-1616 (1623?) гг. настоятелем М. Н. м. и епископом был Сергий (Тисмянский). Позже монастырь возглавил Петроний (Каминский), подчинившийся Киевскому униатскому митр. Иосифу Вельямину Рутскому без к.-л. соборного решения местного духовенства и по ходатайству Рутского утвержденный семиградским кн. Габором Бетленом в 1623 г. на Мукачевской кафедре. Он же воспитал преемников униатских епископов И. Г. Григоровича и Василия Тарасовича.

При Григоровиче в М. Н. м. начала работу школа для детей, в которой к 1671 г. учились 20 чел. Религиозная борьба на закарпатских землях продолжалась и во 2-й пол. XVII в. Воспользовавшись смертью Григоровича, семиградский кн. Дьёрдь I Ракоци, правитель Трансильвании, в 1633 г. захватил монастырские имения, а когда еп. Тарасович решил вернуть их, его арестовали в Мукачеве.

1646-1947 гг.

Новый этап истории М. Н. м. начался после провозглашения 24 апр. 1646 г. в Ужгороде унии Мукачевской епархии с Римско-католической Церковью. Преемник еп. Тарасовича униат Парфений Петрович после рукоположения нашел поддержку у мукачевской василианской братии. Но против него выступила вдова кн. Ракоци Жужанна Лорантфи, ревностная кальвинистска, враждебно относившаяся к католикам и униатам. Она назначила настоятелем и епископом активного борца с унией правосл. настоятеля и основателя Имстичевского во имя арх. Михаила мон-ря Иоанникия (Зейкана), при котором в обители началось строительство новой церкви. 8 июня 1655 г. папа Римский Александр VII утвердил еп. Парфения на Мукачевской кафедре. В 1657 г. мон-рь разрушили войска польск. гетмана коронного Ежи Себастьяна Любомирского. Они разоряли и имения Ракоци, союзника гетмана Б. Хмельницкого. В 1659 г. господарь Валахии Константин Щербан Басараб поддержал строительство каменной монастырской ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Храм возводили по проекту львовского архит. С. Пьяменса. Смерть в 1660 г. протестант. владельцев Мукачевской доминии Лорантфи и ее сына Дьёрдя II Ракоци изменила положение обители. Владелицей близлежащих земель стала вдова кн. Дьёрдя II католичка кнг. София Батори. Под предлогом возведения церкви, освященной в 1661 г., она заставила Зейкана уехать в основанный им ранее Имстичевский монастырь, а сама обратилась к униат. Киевскому митрополиту с просьбой о посвящении нового епископа. В 1663 г. на униат. Синоде в Жировицком (Жировичском) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре епископы согласились посвятить владыку на Мукачевскую кафедру, но с условием, что епархия войдет в состав Киевской митрополии. Учитывая протесты лат. духовенства против этого, кнг. София в 1664 г. поспешно утвердила кандидатуру еп. П. Петровича, хотя не вернула ему монастырские владения.

Еп. Парфений скончался в 1665 г., последующие настоятели в 1665-80-х гг. XVII в. не смогли должным образом отстоять права епархии и мон-ря. Более того, междоусобицами духовенства воспользовались соседи. Еще в 1688 г. Каминский, желая стать архимандритом М. Н. м., просил Эгерского епископа, чтобы тот отозвал к себе в качестве викария ставленника венг. повстанцев еп. Мефодия Раковецкого. Смещения не последовало. Новый еп. Иоанн Иосиф де Камелис сначала оставил Раковецкого настоятелем в Мукачеве, а затем выгнал его за отход от унии. Стремясь усилить позиции православных в крае, Раковецкий объявил в 1689 г. об основании Николаевского муж. мон-ря в с. Заречье, а сам переехал в Угольский (Углянский) Заневский Воскресенский мон-рь. Но именно в это время римско-католические епископы начали посягать на Мукачевскую епархию. В конце концов по инициативе примаса Венгрии кард. Леопольда Коллонича номинально еп. де Камелиса подчинили на правах викария (суффрагана) римско-католическому епископу Эгерского диоцеза.

К кон. XVII в. монастырская община владела землями и виноградниками на территории населенных пунктов Бобовище, Лохово, Скамейки и Росвигово. В обители были построены каменный храм, кельи и ряд хозяйственных помещений. При М. Н. м. велась летопись, благодаря к-рой стали известны интересные факты из истории Закарпатья. Здесь в 1799 г. была написана «Краткая заметка» (1-й т. выходил в 1804-1805) И. Базиловича, в которой рассказывалось об основании кн. Кориатовичем мон-ря.

В XVII в. при М. Н. м. была основана б-ка, в к-рой хранились книги, изданные в Остроге, Киеве, во Львове, в Чернигове и др. городах. Среди редких памятников письменности следует выделить т. н. Закарпатское Евангелие (1401), Библию (1581) Ивана Фёдорова, Псалтирь, к-рую И. И. Срезневский относит к кон. XV в. (Соколов И. И. Мукачевская Псалтырь XV в. // Сб. ст. по славяноведению, сост. и изд. учениками В. И. Ламанского. СПб., 1883. С. 450-468), Триодь Цветную на македонско-болг. языке (Македония, 1563), Устав свт. Василия Великого, напечатанный в Остроге в 1594 г. (Петров. 1891; Он же. Старопечатные церк. книги. 1906). Последнее издание свидетельствует о возможном использовании монахами правил свт. Василия Великого (Кiчера. 2008).

В XVIII в. из Мукачевской духовной школы вышли десятки монахов - просветителей Закарпатья. Среди них - историки И. Базилович и А. Кралицкий, филолог А. Коцак.

Уже после смерти еп. И. де Камелиса обострилась борьба за кафедру, следствием чего стало даже разъединение должностей: епископом стал Геннадий Бизанц (Византий), архимандритом М. Н. м.- Иоанн Годермарский. И только в 1717 г. произошло примирение в связи с назначением Годермарского викарием. После его кончины в 1729 г. монахи избрали игуменом Бизанция с условием, что он будет руководить обителью не как епископ, а «именем монастыря». В 1733 г., согласно решениям Собора игуменов Мукачевского, Малоберезнянского, Имстичевского и Заречского мон-рей, все мон-ри были подчинены настоятелю М. Н. м. Григорию Було (Булко), получившему звание протоигумена. С этого времени существовала отдельная монашеская провинция, объединившая мон-ри ордена василиан в пределах Закарпатья (офиц. название до 20-х гг. XX в.- провинция Угорской Руси), с посвящением свт. Николаю. Следующим протоигуменом провинции свт. Николая и настоятелем М. Н. м. стал протоигум. Гедеон Пазина, присоединивший к своей юрисдикции остальные мелкие закарпатские обители, сохранявшие относительную самостоятельность. Последний стал оспаривать полномочия униат. Мукачевского еп. Мануила Ольшавского, обвиняя его в незаконном вмешательстве во внутренние дела мон-рей.

Собор во имя свт. Николая Чудотворца. 1804 гг. Фотография. 2016 г.Собор во имя свт. Николая Чудотворца. 1804 гг. Фотография. 2016 г.В сер. XVIII в. монашеская провинция Угорской Руси с центром в Мукачеве включала более 20 обителей, в к-рых подвизалось более 100 монахов. 17 мая 1738 г. папа Римский Климент XII предоставил М. Н. м. право отпускать насельников из мон-ря на праздники свт. Николая Чудотворца и Успения Пресв. Богородицы.

Еще с нач. XVIII в. в обители существовала иконописная школа. В 1744-1747 гг. на средства Мукачевской епархии на основе монастырской школы построили и открыли богословскую семинарию. Еп. Мукачевский Михаил (Мануил) Ольшавский активно отстаивал независимость Мукачевской епархии от Эгерских епископов, обращаясь как в Вену, так и в Рим. Однако кор. Венгрии Мария Терезия в 1766 г. вынудила его покинуть М. Н. м. и поселиться при приходском храме в Мукачеве. Мукачевская епархия стала самостоятельной только в 1771 г. при еп. Иоанне Брадаче.

1 июня 1770 г. сын Марии Терезии имп. Свящ. Римской империи Иосиф II посетил школу в М. Н. м. Во время визита присутствовали еп. Иоанн Брадач и протоигум. василиан Сильвестр Ковейчак. На 3-й день пребывания буд. император даже посетил богослужение, которое возглавил епископ.

В 1766-1772 гг. под рук. архит. Д. Раца (Ɨ 1782) в мон-ре были перестроены нек-рые здания, в 1798 г. началось возведение 4-ярусной башни-колокольни и сохранившегося собора свт. Николая Чудотворца (1804). Строительство велось за счет городской казны и пожертвований Раца, о чем свидетельствуют грамоты и приказы. Останки Раца перенесли в построенный собор.

Рац пользовался авторитетом в Вене и добился, чтобы епископскую резиденцию перенесли из Мукачева в Ужгород, т. к. Ф. Кориатович основал мон-рь для проживания монахов. По решению (1775) имп. Марии Терезии в 1780 г. еп. Андрей Бачинский перенес резиденцию с Чернечьей горы в Ужгород. В 1777-1778 гг. в Ужгород была переведена и богословская школа.

Монастырский корпус с домовой ц. в честь Всех святых. 1766–1772 гг. Фотография. 2013 г.Монастырский корпус с домовой ц. в честь Всех святых. 1766–1772 гг. Фотография. 2013 г.Несмотря на активную деятельность василиан в Венгрии, имп. Иосиф II в мае 1788 г. ликвидировал все мон-ри Марамороша (Вост. Закарпатье). Всего было закрыто 13 мон-рей, в т. ч. в Бороняве, Драгове, Кричеве, Ольховке, Бедевле, Белой Церкви, Бычкове, Барсанове, Джулешти, Вишеу-де-Сус, Угле. Все они были приписными к М. Н. м. Основными причинами закрытия были отсутствие богословских школ, благотворительности и, что самое главное, малое количество насельников. Окончательное закрытие затянулось до 1790 г., к к-рому относится последнее описание Угольского мон-ря. После реформы имп. Иосифа II на территории Угорской Руси действующими оставались 7 мон-рей василианского ордена - Мукачевский, Краснобродский, Буковский, Мария-Повчанский, Малоберезнянский, Имстичевский и Биксадский. В 1795 г. протоигуменом ордена и настоятелем М. Н. м. был И. Базилович. В обители проживало 16 монахов.

В 1862 г., во время пожара в М. Н. м., сгорели все деревянные перекрытия. Ремонтные работы были завершены в 1865 г. Игум. Анатолий Кралицкий в 1874 г. обнаружил в обители и опубликовал фрагмент древней Мукачевской летописи (Кралицкий А. Важная находка: Летопись Мукачевскаго мон-ря // Слово: Газ. Львов, 1874. № 69).

К нач. 20-х гг. XX в. деятельность ордена василиан в Закарпатье пришла в упадок. 4 сент. 1920 г. в М. Н. м. был подписан «меморандум» о реформе ордена, в к-рой наряду с протоигум. Иоакимом Хомой из Мукачева обязался участвовать протоигум. Галицкой пров. Анастасий Калиш. Он фактически и руководил реформой. В «меморандуме» отмечалось, что Венгерская провинция ордена объединяется с Галицкой пров. Венгерская пров. в буд. решениях именовалась Карпаторусской, центром ее оставался М. Н. м. Непосредственным поводом к реформе стало письмо протоигум. Калиша от 30 окт. 1920 г. Для создания аспирантуры и школы послушников (новициата) он предложил назначить игуменом М. Н. м. о. Иеронима Малицкого, магистром новициата - Глеба Кинаха, зам. игумена и помощником магистра - Поликарпа Булыка; об о. Стефане в этом письме речь не шла - вероятно, он вскоре присоединился к реформаторам.

Официально школа по подготовке послушников к принятию монашества и священства (новициат) была открыта 28 февр. 1921 г. Для обучения приняли 8 послушников, из к-рых 2 стали кандидатами на священство. После этих событий восстановилась переписка 2 протоигуменов по поводу реформы. В письме от 11 апр. 1921 г. протоигумен Венгерской (Карпаторусской) пров. Иоаким Хома выражал благодарность главе Галицкой пров. за успешное начало реформы и сообщал о своем переселении в Ужгород, где с 1912 г. действовал новый мон-рь василиан. При этом центр провинции формально вплоть до 1932 г. оставался при М. Н. м.

Несмотря на финансовые трудности, реформа принесла свои результаты: к 1921 г. в М. Н. м. проживало 25 чел.,- втрое больше, чем до начала реформы. К галицким монахам благосклонно относился Мукачевский епископ унгорофил о. Антоний Пап, к-рый в распоряжении от 8 нояб. 1920 г. в границах своей епархии позволил им исповедовать и совершать Евхаристию, следов., монахи в религиозных вопросах подчинялись епископу соответствующей епархии. Малицкий, будучи уже игуменом М. Н. м., просил благословения у Мукачевского епископа перенести монастырскую часовню в келью. Примечательно, что еп. А. Пап предвзято относился к монахам - выходцам с Галичины. В тайном отчете школьного отдела Гражданской управы Подкарпатской Руси (11 дек. 1923) высказывалась просьба мукачевского игумена позволить назначить приезжего монаха-галичанина префектом Ужгородского интерната (на что предоставлено соответствующее разрешение). Уже из письма епископа в школьный отдел на следующий день (от 12 дек. 1923) становится понятно, что владыка отрицает необходимость приезда буд. префекта «из-за границы», а если игумен не найдет подходящей кандидатуры среди «своих», то его могла бы назначить епархия.

В расширенном тайном отчете для полицейских управлений Подкарпатской Руси (от 27 апр. 1926) говорится о разделении василианских мон-рей на 2 провинции: Галицко-Украинскую с размещением протоигумена во Львове и Венгерскую с размещением в Ужгороде. Однако бывш. Венгерская пров. находилась в процессе реформы и официально существовала как Карпаторусская до тех пор, пока в 1932 г. не стала полноценной, с соответствующим количеством монахов.

На время проведения реформы нереформированные мон-ри подчинялись старому протоигуменату в Ужгороде, а обители, в к-рых произошли изменения,- Львову. К тому же Венгерская пров. де-юре не существовала и подлежала упразднению, поскольку уже в 1920 г. не хватало соответствующего количества монахов. В Карпаторусской пров. числилось 7 мон-рей - Ужгородский, Мукачевский, Малоберезнянский, Имстичевский, Боронявский, Биксадский и Мария-Повчанский, в них проживало в общей сложности 19 монахов, что было крайне мало для полноценной провинции.

В янв. 1926 г. полиция увидела угрозу гос. безопасности в изданной в М. Н. м. кн. «Государственные соревнования Подкарпатской Руси». В том же году по просьбе братии папа Римский Пий XI подарил обители старинную чудотворную икону Пресв. Богородицы (1453?). В 1928 г. монахи василианского М. Н. м. стали регулярно служить близ с. Грушева, на месте, где ранее находился Грушевский Мараморошский муж. мон-рь во имя арх. Михаила, и ходатайствовали о восстановлении обители, но власти не дали разрешения (ГА Закарпатской обл. Ф. 131. Оп. 7. Д. 1130).

Декретом Конгрегации Вост. Церквей от 2 апр. 1932 г. и распоряжением архимандрита василиан Дионисия Ткачука от 8 апр. 1932 г. для мон-рей Чехословакии, Венгрии, Румынии и Югославии создавалась единая провинция Святого Николая. Так, реформа перешла в заключительную стадию, а завершение ее должно было состояться с избранием провинциального руководства. Однако резиденция протоигумена с тех пор находилась уже не в Мукачеве, а в Ужгороде. В 1935 г. в М. Н. м. проживали 54 монаха - максимальное число в василианском ордене Закарпатья. Из Мукачевского новициата вышли такие известные василиане, как канонизированный в униат. Церкви Павел Гойдич, еп. Прешовский, Иосиф Мартынец, 1-й епископ греко-католиков Канады, Николай Дудаш, еп. Хайдудорогский в Венгрии, Павел Мисво, многолетний протоархимандрит ордена, Севастиан Сабол (псевдоним Зореслав), писатель.

24 марта 1947 г. Мукачевский василианский мон-рь был ликвидирован, все 33 монаха переселены в Имстичевский мон-рь.

1947-2017 гг.

Настоятельница мон-ря игум. Параскева (Прокоп). Фотография. До 1967 г.Настоятельница мон-ря игум. Параскева (Прокоп). Фотография. До 1967 г. В апр. 1947 г. постройки М. Н. м. перешли в ведение РПЦ, обитель возрождена как женская, в ней поселились монахини православного Липчанского Вознесенского жен. мон-ря. Первой настоятельницей в апр. 1947 г. была назначена игум. Параскева (Прокоп; 1896-1967). Когда в кон. 60-х гг. XX в. планировалось закрытие более десятка мон-рей в СССР, в т. ч. М. Н. м. и Вознесения Господня монастыря в с. Чумалеве Закарпатской обл., тяжелобольной патриарх Московский и всея Руси Алексий I прибыл в Кремль и убедил власти не упразднять часть обителей. Из закрытых монастырей на территории Закарпатья монахинь переводили именно в М. Н. м. и Чумалевский жен. мон-рь. Патриарх, зная о тяжелом положении М. Н. м., направлял в мон-рь материальную помощь для ремонта зданий и технику для обработки земли, дарил богослужебные книги. В 60-70-х гг. XX в. в мон-ре были проведены водопровод, газопровод, построена котельная, установлено паровое отопление, восстановлены хозяйственные помещения. По каталогу 1951 г. б-ка обители насчитывала 5400 книг на 17 языках.

Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. 2004 г. Фотография. 2016 г.Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. 2004 г. Фотография. 2016 г.

При настоятельнице (1967-1984) игум. Афанасии (Багуряк) Николаевский храм был реставрирован, проведен капитальный ремонт монастырских зданий. В 1985-1993 гг. М. Н. м. управляла игум. Феофания (Бобёр; 1919-2002). В 2004 г. был построен храм (часовня) в честь Успения Пресв. Богородицы. Третьим монастырским храмом является домовая ц. во имя Всех святых с жилым корпусом (1766-1772). Сохранились ограда с башнями XVII в. и древняя винокурня. В М. Н. м. работает швейная мастерская, имеется большое хозяйство: сады, поля, виноградники, пчельники.

Среди почитаемых святынь - икона Божией Матери «Скоропослушница», список Иверской иконы Божией Матери, привезенный с Афона, крест с частицей Животворящего Креста Господня, икона с частицей мощей свт. Николая Чудотворца, ковчег с частицами мощей преподобных Моисея Угрина, схиархим. Алексия (Кабалюка), Гавриила (Зырянова) и др. Сохранилось архивное собрание документов М. Н. м., включая грамоты XV-XVI вв. (ГА Закарпатской обл. Ф. 64, 131).

К 2010 г. в М. Н. м. проживали 65 насельниц, в т. ч. 2 схимонахини, к 2017 г.- ок. 70 сестер, настоятельница с 1993 г. игум. Епистимия (Щербан).

Ист.: Bazilovits J. Brevis notitia fundationis Theodori Koriatovits, olim ducis de Munkacs, pro religiosis ruthenis ordini S. Basilii Magni, in monte Csernek ad Munkacz, anno 1360 factae. Cassoviae, 1799. Vol. 1; Петров А. Л. О подложности грамоты Фёдора Корятовича 1360 г. // Статьи по славяноведению. СПб., 1906. Вып. 2. С. 270-299; он же. Древнейшие грамоты по истории Карпаторусской Церкви и иерархии: 1391-1498 гг. Прага, 1930.
Лит.: Кралицкий А. Ф. Мон-рь св. Николая на горе Чернечей близ Мукачева // Временник Ин-та ставропигийского за 1891 г. Львов, 1890. С. 156; Петров А. Л. Старопечатные церк. книги в Мукачеве и Ужгороде // ЖМНП. 1891. Ч. 275. № 6. Отд. 2. С. 209-215; он же. Старопечатные церк. книги в Мукачеве и Унгваре // Он же. Мат-лы для истории Угорской Руси. СПб., 1906. Кн. 4. С. 65-71; Кiнах Г. I. Монаший собор у Мукачевi 1749 р. // Analecta OSBM. Ser. 1. 1925. Vol. 1. Fasc. 2/3. P. 273-278; Гаджега В. Н. Iсторiя катедральноï капiтули греко-католицькоï єпархiï Мукачевськоï // Подкарпатська Русь. Ужгород, 1927. Т. 4. № 7-10; Hodinka A. Documenta Koriatovisciana et fundatio monasterii Munkacsiensis // Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 2. 1950. Vol. 1. Fasc. 2/3. P. 339-359; 1953. Fasc. 4. P. 525-551; 1954. Vol. 2. Fasc. 1 /2. P. 165-189; Лучкай М. М. Iсторiя карпатських русинiв церковна i свiтська: (Давня i нова аж по наш час). Ужгород, 1999. Т. 1; Фенич В. I. Заснування Iмстичiвського мон-ря та його дiяльнiсть в австрiйськi та австро-угорськi часи // Carpatika=Карпатика. Ужгород, 2001. Вип. 12: Проблеми вiтчизняноï та заруб. iсторiï. С. 11-21; он же. Мiж окциденталiзмом та орiєнталiзмом: Ordo Sancti Basilii Magni Ruthenorum в релiгiйному та культурном життi Мукачiвськоï єпархiï (до початку ХХ ст.) // Там же. 2003. Вип. 24: Iст. та iсторiогр. студiï. С. 87-140; он же. Заснування Мукачiвськоï єпархiï у XV ст.: Iсторiогр. мiфи та iст. реалiï // Там же. 2005. Вип. 32: Наук. зб., присвячений пам'ятi Т. Сопка. С. 168-184; Данилець Ю. В. Обмеження дiяльностi правосл. мон-рiв Закарпаття в 1945-1961 рр. // Наук. вiсник Ужгородського ун-ту. Сер.: Iсторiя. 2005. Вип. 13. С. 161-165; он же. Правосл. Церква на Закарпаттi у 1-й пол. ХХ ст. Ужгород, 2009; Кiчера В. В. Заснування i дiяльнiсть мон-рiв чину св. Василiя Великого на Закарпаттi (1733-1950 рр.): АКД. Ужгород, 2008; он же. Культурно-освiтня дiяльнiсть монахiв Мукачiвського мон-ря на Закарпаттi // Русин. 2009. № 3(17). С. 90-95; он же. Основнi вiхи релiгiйного розвитку Мукачiвського мон-ря // Наук. вiсник Ужгородського ун-ту. Сер.: Iсторiя. 2010. Вип. 24. С. 3-6; Пагиря В. В. Мукачевский Иерусалим: Короткие очерки. Ужгород, 2012; Пекар А. Нариси iсторiï Церкви Закарпаття. Ужгород, 2014. Т. 3: Монаше життя.
В. Г. Пидгайко
Рубрики
Ключевые слова
См.также