МУСТИОЛА И ИРИНЕЙ
Том XLVIII, С. 44-45
опубликовано: 5 апреля 2022г.

МУСТИОЛА И ИРИНЕЙ

Катакомбы св. Мустиолы в Кьюси (Италия)Катакомбы св. Мустиолы в Кьюси (Италия) [Лат. Мustiola et Irenaeus] († между 270 и 275), мученики (пам. зап. 3 июля), пострадали в г. Клузий (совр. Кьюси, Италия). Мученичество М. и ее спутников (BHL, N 4455-4456) было составлено в нач. VIII в. в связи с перенесением мощей М. из катакомб в посвященную ей базилику по инициативе лангобардского герц. Беневентского Григория I (733-740) и его матери Аустрегонды. Мученичество содержит ряд анахронизмов, однако в нем есть факты, подтвержденные археологическими данными.

Согласно Мученичеству, святые пострадали во времена правления имп. Аврелиана (270-275). Диак. И., член церковной общины г. Сутрий в Этрурии (ныне Сутри, обл. Лацио), был арестован и посажен в темницу г. Клузий за то, что похоронил казненного мч. Феликса. В темнице о нем, равно как и о др. находившихся там исповедниках, заботилась некая матрона М., христианка, принадлежавшая к знатному роду и приходившаяся родственницей имп. Клавдию II Готскому (268-270). Узнав о ее благотворительной помощи заключенным христианам, викарий Тусции Туркий (Турций) приказал схватить М. и стал склонять ее к отступничеству от Христа. Жесткая отповедь женщины вызвала ярость у викария, и он приказал обезглавить многих, содержавшихся в темнице. И. подвергся изощренным пыткам. Но М. продолжала обличать язычника. Тогда Туркий решил подвергнуть пыткам М., ее били до тех пор, пока она не скончалась. Тело святой было погребено неким христианином Марком (впосл., возможно, епископ Клузия) в христ. катакомбах у городской стены.

Имя Туркий фигурирует во мн. Мученичествах святых из Этрурии, при этом его деятельность относят ко времени правления императоров Аврелиана или Клавдия II Готского. Однако должность викария в Италии была учреждена позже, в результате реформ имп. Диоклетиана (284-305). Несмотря на анахронизмы, можно считать фактом историческое существование М. На то, что ее почитали в Клузии уже в IV в., а также то, что она была благотворительницей недавно возникшей (2-я пол. III в.) церковной общины в этом городе, есть указания в Мартирологе Иеронима 1-й италийской редакции нач. V в. Воздвигнутый в IV в. 1-й кафедральный храм этого города был посвящен М. Это была базилика, находившаяся за городскими стенами к востоку от города, над катакомбами. Возможно, храм возник на месте имения М., к-рое она предоставила в распоряжение христ. общины.

Обнаруженная в катакомбах надпись IV в. свидетельствует о том, что потомки М. проживали в Клузии и в V в., принимая активное участие в жизни города. В этой надписи упомянута некая знатная женщина Юлия Анисия Фелициссима «из рода святой Мустиолы» (ex genere Mustiolae sanctae) (Lanzoni. Diocesi. Vol. 1. P. 552). В VI в. еп. Флорентин сделал кафедральным собором основанную им ц. св. Секундина. Однако в загородной базилике почитание М. продолжалось. В нач. VIII в. герцог Беневента Григорий отреставрировал базилику, и тогда же мощи святой были перенесены из катакомб в пристройку к алтарю базилики. Нет сведений, подтверждающих тот факт, что Григорий, будучи арианином, сделал эту базилику центром арианства в Клузии. В любом случае после падения Лангобардского королевства и перехода Италии под власть Карла Великого (774) арианство было упразднено. В средние века при этой церкви существовала община регулярных каноников. В 1474 г. она была ликвидирована, и церковь вместе с землей приписали к кафедральному собору г. Кьюси; тогда же провели освидетельствование мощей М. Через некоторое время при ц. М. был учрежден конвент францисканцев, в 1784 г. был распущен по распоряжению еп. Кьюси и Пьенцы Джузеппе Паннилини. Тогда же мощи святой были перенесены в кафедральный собор св. Секундина и помещены в реликварии на главном алтаре. Ветхая базилика за городскими стенами разобрана в нач. XX в.

М. за пределами Кьюси почитали в Ареццо, Сиене, Перудже, Пистое. В Пезаро (адриатическое побережье Италии) статуты городской коммуны 1327 г. предписывали совершать ежегодное празднование с процессиями в память святой, заступничество к-рой, по мнению жителей Пезаро, помогло им одержать победу над врагами, атаковавшими город в день ее памяти.

В Мученичестве 3 июля указано как день кончины М., 23 июля - как день погребения. 3 июля как день памяти мучеников отмечен в Мартирологе Узуарда (IX в.), данные к-рого совпадают с текстом Мученичества, и в Римском Мартирологе Цезаря Барония (60-е гг. XVI в.). Однако в Мартирологе Иеронима ее память помещена под 23 нояб., и она названа Дольциссима (Сладчайшая). Появление этого эпитета дало Ф. Ланцони основание утверждать, что св. Дольциссима, почитаемая в г. Сутри, и М.- одно лицо. Культ М. перешел в этот город, ее память отмечается 16 сент. Историческое существование диак. И. остается под вопросом. Отдельного его почитания ни в Клузии, ни в Сутрии не прослеживается.

Ист.: ActaSS. Iulii. T. 1. P. 638-641; MartRom. Comment. P. 268; MartHieron. Comment. P. 617.
Лит.: Lanzoni. Diocesi. Vol. 1. P. 423, 480, 531, 552-553; Ferrali S. Mustiola e Ireneo // BiblSS. Vol. 9. Col. 681-685.
Д. В. Зайцев
Рубрики
Ключевые слова
См.также