НАБЕДРЕННИК
Том XLVIII, С. 217-219
опубликовано: 29 апреля 2022г.

НАБЕДРЕННИК

В РПЦ наградной элемент богослужебного облачения священников, представляет собой матерчатый плат прямоугольной формы, украшенный изображением креста, крепится за 2 угла к длинной ленте, накинутой через плечо, и носится на правом бедре (если же надета палица, то на левом). Символизирует «меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф 6. 17). В отличие от палицы Н. используется только в правосл. Церквах, зависящих от рус. традиции (прежде всего получивших автокефалию от РПЦ), в греч. же Церквах Н. никогда не было (иногда Н. встречаются у священников Грузинской Православной Церкви, но все они получены в качестве награды от патриарха или епископов РПЦ).

Существует неск. гипотез появления Н. По мнению нек-рых исследователей, он является производным от палицы (греч. ἐπιγονάτιον, букв.- «наколенник»; такой перевод дан и в принятом ныне «Чиновнике архиерейского служения»; в древнерус. источниках чаще называется «полица», т. е. небольшой кусок ткани или то, что находится возле полы платья; созвучие с палицей, т. е. «дубинкой», вероятно, появилось под влиянием символического образа «меча»). Палица изначально была частью архиерейского облачения (Theod. Balsam. Responsa. 37 (1193 г.) // PG. 138. Col. 988-989), но вскоре стала даваться ставрофорам (архонтам Великой ц.), некоторым протоиереям и архимандритам (Sym. Thessal. De Sacra Liturgia. 83 // PG. 155. Col. 261, 264). К кон. XIV в. все греч. архимандриты имели эту привилегию (Miklosich, Müller. Vol. 2. P. 22 (1381 г.), 568 (1397 г.)). На Руси палица впервые упоминается в «Сказании о черноризском чине» свт. Кирилла II, еп. Туровского (ТОДРЛ. Т. 12. С. 360; этот текст в последующей традиции входил в состав Кормчих книг). В XVI в. палицу носили архимандриты крупнейших монастырей (сначала - Киево-Печерской лавры, с 1561 - Троице-Сергиевой лавры, а позже и нек-рых других). В южнорус. традиции в кон. XVI в. вручение палицы вошло в состав чина на поставление архимандрита. Однако в Архиерейском служебнике 1665 г. (архиеп. Лазаря (Барановича)) вместо палицы говорится о вручении Н. (ГИМ. Син. № 370 (271). Л. 239; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 126). Возможно, целью введения в обиход Н. было стремление оставить палицу только как элемент архиерейского облачения и знак высокого отличия, а для более массового употребления среди священников использовать иную форму - Н. При этом молитва, к-рая читается при надевании Н., осталась та же, что и при надевании палицы (Пс 44. 4-5).

В старообрядческой традиции Н. неизвестен, т. е. в период раскола он был еще достаточно новым элементом. При этом у старообрядческих священников принято носить пояс с 4 прикрепленными к нему лентами с крестами (т. н. источники, истоки или елени), к-рые символизируют 4 евангелистов (нижний край лент может быть украшен кистями или бубенчиками). Их происхождение также неизвестно. В отличие от Н. они не являются наградой (по крайней мере в наст. время). Поскольку их также называют «гаматы» (от γάμματα, γαμμάτιον), некоторые предполагают, что они происходят от нашивных полос («рек») на архиерейском стихаре (подризнике или подсаккоснике) (особо упом. в гл. 33 «Скрижали» (1655); см. также в ст. Источники (струи) архиерейские).

Старообрядческий пояс с гаматамиСтарообрядческий пояс с гаматамиОднако, согласно др. гипотезе, как старообрядческие «источники», так и Н. в РПЦ представляют собой модифицировавшийся со временем энхирий (ἐγχείριον) - ручной плат, который было принято затыкать за пояс (PG. 98. Col. 396). У греков энхирий вышел из употребления в XII в. Считается, что ему на смену пришла палица. На связь палицы с энхирием указывает их одинаковое символическое толкование как лентиона (полотенца), к-рым препоясался Иисус Христос для умовения ног ученикам (Ин 13. 4) (Ps.-Sophr. Hieros. Comment. liturg. // PG. 87. Col. 3988; ср. толкование Феодора IV Вальсамона). Однако, по мнению Дж. У. Легга, палица происходит от тавлия (ταβλίον от лат. tabula), представлявшего собой кусок ткани ромбовидной формы (как и палица), к-рый нашивался на хламиду или др. верхнюю одежду (при ношении он оказывался с правой стороны) и служил сначала символом сенаторского ранга, а затем вообще знатности (из женщин его могла носить только императрица) (Legg. 1917). В IV в. тавлий носили на уровне колен, но в VI-VII вв. он сместился на уровень груди (см., напр., мозаики в базиликах Сан-Витале и Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне) (см. также: Ebersolt J. Mélanges d'histoire et d'archéologie byzantines. P., 1917. P. 55-56). В таком случае прямым продолжением традиции ношения энхирия является не палица, а «источники» и Н. На сохранение этой традиции на Руси могла оказать влияние лат. практика ношения священниками манипула.

Термин «набедренник» фиксируется в источниках начиная с XVII в. Если Н. появился до этого времени, он мог изначально называться иначе. Напр., в описи Николо-Корельского мон-ря 1551 г. среди богослужебных облачений (между поясом и поручами) упоминается «ширинка шитая с тряпками с шолковыми служебная» (АИ. Т. 1. С. 286. № 158). В Описи Успенского собора Московского Кремля 1627 г. присутствует «сулок протопоповский» (РИБ. Т. 3. Стб. 472), а в следующей за ней Описи ризницы протопопа 1638 г. «сулок» перечисляется между поясом и поручами (Там же. Стб. 551). В Описи новгородского Спасо-Хутынского мон-ря 1642 г. после описания поручей и архимандричьих «шапок» идут следующие категории предметов: «полица», «подполок», «сулок», «полотенце» и «ширинка» (Записки имп. Археол. об-ва. СПб., 1857. Т. 9. С. 497-500). Старец Арсений (Суханов), сравнивая богослужебные одеяния греч. патриархов и епископов с русскими, помимо «погонатиона» упоминает «набедренный сулок», к-рого, по его словам, у греков нет (Проскинитарий Арсения Суханова / Под ред. Н. И. Ивановского. СПб., 1889. С. 253-254. (ППС; Т. 7. Вып. 3(21))).

В источниках 60-х гг. XVII в. «сулок» уже четко отличается от «набедерника» и «ширинки» (напр., в Описи ризницы Саввинова Сторожевского мон-ря 1667 г., см.: Описи Саввина Сторожевского монастыря XVII в. / Сост.: С. Н. Кистерев, Л. А. Тимошина. М., 1994. С. 43; см. также Опись Успенского собора 1701 г.: РИБ. Т. 3. Стб. 767, 788-789; ср. стб. 812). Однако в постановлении Московского Собора 1674 г. об облачениях Н. не фигурирует (ИРИ. Ч. 1. С. 321-351). Возможно, это было связано с общей установкой на согласование рус. практики с греч. традицией, в к-рой Н. нет. При этом в соч. «О чиноположении древнем со времен Российских Патриархов» говорится, что Н. носят архимандриты, игумены и протопопы (ДРВ. Ч. 16. С. 311; ИРИ. Ч. 1. С. 320).

Известны неск. образцов Н., датируемых XVII в. (напр., необычный Н. с изображениями свт. Иоанна Златоуста и ап. Тимофея, вероятно переделанный из пелены, к-рая была изготовлена в кон. XVI в. в мастерской в доме Д. И. Годунова († 1606) и упоминается в Описи Успенского собора Московского Кремля 1701 г. как сударь (РИБ. Т. 3. Стб. 722-723; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004. С. 166-167; см. также образцы: Игнашина Е. В. Древнерус. лицевое и орнаментальное шитье в собр. Новгородского музея: Кат. Вел. Новг., 2003. С. 81-82)).

Одновременное ношение архимандритами палицы и Н. фиксируется в документах лишь с нач. XVIII в. (ИРИ. Ч. 2. С. 427; Ч. 1. С. 382). Хотя встречается утверждение, что Н. в качестве награды для белого духовенства был введен по указу имп. Павла I в 1797 г., однако в тексте указа упоминаются только наперсный крест, фиолетовая камилавка (или скуфья) и митра (ПСЗ. 1830. Т. 24. С. 822 (№ 18.273)). Обязательным при возведении в сан протоиерея вручение Н. стало, видимо, только во 2-й пол. XIX в. (ЦВ. 1884. № 13/14. С. 62-63).

Согласно «Положению о наградах», принятому Архиерейским Собором РПЦ в 2013 г., награждение Н. производится указом епархиального архиерея не ранее чем через 3 года после хиротонии награждаемого. Н. получают священники, окончившие семинарию или получившие степень бакалавра. Награждение происходит на Божественной литургии во время малого входа.

Лит.: Дмитриевский А. А. Ист.-археол. сведения о знаках отличий, жалуемых священным лицам черного и белого духовенства // РукСП. 1902. № 8. С. 209-220; Braun J. Die liturgische Gewandung im Occident u. Orient. Freiburg i. Br., 1907; Legg J. W. Church Ornaments and Their Civil Antecedents. Camb., 1917; Papas T. Studien zur Geschichte der Messgewänder im byzantinischen Ritus. Münch., 1965.
А. А. Ткаченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ЕПИТРАХИЛЬ одно из главных облачений священнослужителей христианской Церкви, возлагаемое священниками и епископами на шею во время совершения церковных служб
  • МИТРА головной убор, элемент богослужебного облачения христ. духовенства на Востоке и на Западе
  • ОРАРЬ в правосл. традиции богослужебное облачение
  • ПАЛИЦА в правосл. Церкви один из элементов богослужебного облачения епископа; правом ношения П. в качестве привилегии также могут наделяться лица в пресвитерском сане (архимандриты, протоиереи, игумены)