НАМИБИЯ
Том XLVIII, С. 356-366
опубликовано: 10 мая 2022г.

НАМИБИЯ

Содержание

[Республика Намибия; англ. Republic of Namibia], гос-во на юго-западе Африки. С запада омывается Атлантическим океаном, на севере граничит с Анголой, на северо-востоке - с Замбией, на востоке - с Ботсваной, на юге и юго-востоке - с Южно-Африканской Республикой (ЮАР). Площадь - 824,3 тыс. кв. км. Столица - Виндхук (325,9 тыс. чел.; перепись 2011 г.). Крупные города - Рунду (63,4 тыс. чел.), Уолфиш-Бей (62,1 тыс. чел.), Свакопмунд (44,7 тыс. чел.). Офиц. язык - английский. Административно-территориальное деление: 14 областей, включающих 121 округ. Н.- член ООН (1990), МВФ (1990), МБРР (1990), АС (1990; до 2002 - ОАЕ), Движения неприсоединения (1990), Содружества (1990), Сообщества развития Юга Африки (САДК; 1992), ВТО (1995). География. Природный ландшафт Н. состоит из 3 географических зон: прибрежной пустыни Намиб, Центрального плато и пустыни Калахари. Намиб тянется в зап. части страны вдоль всего атлантического побережья с севера на юг. Это одна из старейших пустынь в мире, представляющая собой галечные равнины и созданные береговыми ветрами дюны (самые высокие в мире), которые уходят вглубь материка на расстояние от 80 до 200 км. На севере, где к морю подступает зап. уступ Центрального плато - плоскогорье Каоко, Намиб сужается. Зона перехода между Намибом и Каоко (ширина 50 км) является самой засушливой областью в Юж. Африке. С востока Намиб ограничен подножиями Б. Уступа, горы которого поднимаются более чем на 2 тыс. м. Рельеф данной области сильно рассеченный, каменистый, на плохо развитых почвах растут саванновые редколесья. В летние месяцы влага атлантических ветров, продуваемых через Б. Уступ, активно выпадает в виде осадков. Б. Уступ служит зап. границей Центрального плато (средняя высота ок. 1500 м), занимающего пространство от р. Оранжевой на юге до границы с Анголой на севере. Долины рек и тектонические впадины разделяют Центральное плато на неск. участков: на севере - плоскогорье Каоко, в центре - плато Дамара (гора Брандберг (2,573 м) - самая высокая точка Н.), на юге - сглаженное плоскогорье Намакваленд. Центральное плато переходит на востоке в обширную пустынную впадину Калахари, в рельефе к-рой чередуются песчаные дюны и междюнные понижения. Природа данного региона местами представляет не пустыню, а саванну c опустыненными степями. Также имеются зеленые зоны и оазисы. Самые крупные реки страны - Оранжевая, Фиш (Фис), Окаванго. Климат Н. сухой, тропический. Сезонные колебания ярко выражены: влажное лето длится с сент. по март, сухая зима - с апр. по июль. Их чередование наиболее выражено на юго-востоке страны и менее всего - в прибрежной полосе, где годовая сумма осадков составляет 25-100 мм. Воздействие холодных атлантических вод формирует характерные для прибрежного региона густые холодные туманы. Средние температуры самого теплого месяца (янв.) составляют 18°C на побережье океана и 27°C во внутренних районах, самого холодного месяца (июля) - 12°C на юге и 16°C на севере. На большей части территории Н. осадки выпадают преимущественно летом, достигая максимума на крайнем северо-востоке страны (500-700 мм).

Население

По переписи 2011 г. численность населения Н. составляла 2 113 077 чел. (по оценкам ООН на кон. 2016 - 2 542 тыс. чел.). В этно-лингвистическом отношении подавляющее большинство (ок. 70,8%) относится к народам банту: овамбо (племена куамбу, ндонга, нжера и др. - 48,8%), гереро (племена зап. гереро, каоко-химба и мбандиеру - 8,5%), каванго (племена куангали, мбукуши, мбунза и др.- 8,4%), каприви - 4,8%, тсвана - 0,3% и др. Койсанские народы составляют ок. 12,2% населения: нама и дамара - 11,4%, сан (бушмены) - 0,8% и др. На других языках говорят 15,6% населения, в т. ч. на африкаанс - 10,5%, на английском - 3,5%, на немецком - 0,9%.

6% населения составляют метисы (цветные), в т. ч. бастеры (потомки смешанных браков первых нидерландских поселенцев с местным населением, живущие гл. обр. в районе г. Рехобот). 5% составляют прямые потомки голл., англ., португ., франц. и нем. поселенцев. Большинство белых (потомков европейцев) и почти все цветные в Н. говорят на африкаанс или европейских языках. Белое население проживает гл. обр. в юж. и центр. регионах страны. Количество иностранцев незначительно (ок. 0,8%), в основном - граждане ЮАР и зап. стран, находящиеся в Н. на работе.

Согласно оценке ООН на 2016 г., средняя ожидаемая продолжительность жизни составляет 63,6 года (мужчины - 62,1, женщины - 65,1). Естественный прирост населения - 1,98%, рождаемость - 27,9 чел. на 1 тыс. жителей, смертность - 8,1 чел. на 1 тыс. жителей. Средний возраст - 21,1 года. Доля детей до 14 лет составляет 34,2%, лиц в возрасте от 15 до 64 лет - 61,7, лиц 65 лет и старше - 4,1%. Средняя плотность населения самая низкая на Африканском континенте - 3,1 чел. на кв. км. Уровень урбанизации - 53,1%. Уровень грамотности - 76,5% (2013).

Государственное устройство

Согласно Конституции 1990 г., Н.- унитарное гос-во, форма правления - президентская республика. Главой гос-ва и правительства является президент, избираемый всеобщим прямым голосованием сроком на 5 лет с правом занимать пост не более 2 сроков. Президент назначает премьер-министра и членов правительства из числа членов Национальной ассамблеи, чиновников высокого ранга в судебной, финансовой, силовой сферах.

Законодательная власть принадлежит 2-палатному парламенту, состоящему из Национальной ассамблеи (104 депутата; 96 избираются всеобщим прямым голосованием сроком на 5 лет, 8 назначает президент) и Национального совета (42 представителя назначаются обл. советами (по 3 от каждой области), избираемыми населением в ходе прямого голосования сроком на 6 лет). Национальная ассамблея может быть распущена президентом по запросу правительства, что влечет за собой проведение досрочных парламентских и президентских выборов.

Исполнительную власть осуществляет правительство (кабинет), в состав к-рого входят президент, премьер-министр и министры. Члены кабинета полностью подотчетны президенту и парламенту, президент в свою очередь обязан координировать свои действия с кабинетом. Премьер-министр представляет правительство в парламенте, контролирует взаимодействие всех звеньев кабинета. В случае вынесения Национальным собранием решения о недоверии к.-л. члену кабинета президент обязан его уволить.

Правовая система Н. представляет смесь римско-голл. и англ. общего права; в нек-рых областях частично продолжает действовать обычное право коренных народов. Судебная система Н. имеет 3 уровня: магистратские суды, Высокий суд и Верховный суд, к-рый выступает также в качестве апелляционного суда и органа конституционного контроля.

В Н. существует многопартийная система. Ведущие политические партии: Народная орг-ция Юго-Западной Африки (СВАПО), Демократический альянс Турнхалле, Объединенный демократический фронт, Конгресс демократов и др.

Религия

Подавляющее большинство жителей Н. (ок. 90%) - христиане. 70% населения составляют протестанты, включая приверженцев Независимых африканских церквей (НАЦ) и афрохрист. культов. Большинство христиан (ок. 50% жителей) принадлежат к лютеран. Церквам. Католики составляют ок. 20% населения. Ок. 8% намибийцев остаются приверженцами традиционных племенных культов, 2% исповедуют проч. религии (ислам, иудаизм, новые религ. движения и др.) или не исповедуют ни одной.

Православие

Православная церковь св. Марка в Виндхуке. Фотография. 2017 г.Православная церковь св. Марка в Виндхуке. Фотография. 2017 г. В Н. представлено общинами в городах Виндхук и Уолфиш-Бей, находящимися в юрисдикции митрополии мыса Доброй Надежды Александрийской Православной Церкви с центром в Кейптауне (ЮАР) и состоящими в основном из проживающих в стране русских и греков (ок. 200 чел.- по данным на 2016). Единственный действующий правосл. храм во имя апостола и евангелиста Марка расположен в Виндхуке.

Восточные нехалкидонские Церкви

Коптская Церковь, присутствующая в Н. с 1998 г., имеет 2 прихода - в Виндхуке и Ондангве. Оба храма освящены во имя апостола и евангелиста Марка. Общее количество прихожан в Н. составляет ок. 1 тыс. чел.

Римско-католическая Церковь

Католический собор Пресв. Девы Марии в Виндхуке. Ок. 1903–1931 гг., освящен в 1932 г.Католический собор Пресв. Девы Марии в Виндхуке. Ок. 1903–1931 гг., освящен в 1932 г. Представлена архиеп-ством Виндхук (72 общины, 293,9 тыс. чел.; 2014), к-рому подчинены еп-ство Китмансхуп (11 общин, 41,4 тыс. чел.) и викариат Рунду (10 общин, 109 тыс. чел.). Действует Конференция католических епископов Намибии.

Протестантские церкви, деноминации и секты

Англиканская Церковь Представлена диоцезом Намибия, основанным в 1924 г. как диоцез Дамараленд (с 1978 - совр. название). Он входит в состав Церкви провинции Южной Африки, являющейся членом Англиканского содружества. Большинство верующих (77%) принадлежат к этносу овамбо, 18% - белые, 5% - цветные. Диоцез разделен на 6 архидиаконств, насчитывающих 70 приходов. Общее количество верующих - ок. 30 тыс. чел. В Н. также действуют 7 общин Реформатско-евангелической англиканской церкви Южной Африки (Reformed Evangelical Anglican Church of South Africa), объединившей общины Южноафриканского региона, не пожелавшие стать членами созданной в 1870 г. Церкви провинции Южной Африки и позднее не вошедшие в состав Англиканского содружества.

Евангелическо-лютеранская церковь в Людерице. 1912 г. Архит. А. БаузеЕвангелическо-лютеранская церковь в Людерице. 1912 г. Архит. А. БаузеЛютеранство является самой крупной христ. деноминацией в Н. В стране действуют 3 основные лютеран. орг-ции. Евангелическо-лютеранская церковь в Республике Намибии (Evangelical Lutheran Church in the Republic of Namibia) и Евангелическо-лютеранская церковь в Намибии - Немецкая евангелическо-лютеранская церковь (ЕЛЦН - НЕЛЦ) (Evangelical Lutheran Church in Namibia - German Evangelical Lutheran Church) возникли в результате работы нем. миссионеров-лютеран Рейнского миссионерского об-ва (РМО), прибывших в Н. в 1842 г. Первая из них объединила созданные РМО общины, состоявшие из коренных жителей. В 1957 г. данная орг-ция обрела самостоятельность под названием Евангелическо-лютеранская церковь в Юго-Западной Африке (Рейнская миссия). В 1990 г., после провозглашения независимости Н., она получила совр. название. В 2006 г. насчитывалось 350 тыс. чел. в 54 приходах. ЕЛЦН - НЕЛЦ, созданная в 1960 г. как Немецкая евангелическо-лютеранская церковь в Юго-Западной Африке, объединяет лютеран. общины нем. поселенцев, первая из которых была основана в 1896 г. в Виндхуке. В 2001 г. ЕЛЦН - НЕЛЦ имела 20 церквей, прихожанами которых были 7 тыс. чел. Третья лютеран. орг-ция - Евангелическо-лютеранская церковь в Намибии (Evangelical Lutheran Church in Namibia) - была образована в результате миссии лютеран. проповедников из Финляндии, начавших работу среди этноса овамбо в 1869 г., в 1926 г.- среди народа каванго. Стала самостоятельной в 1957 г. как Евангелическо-лютеранская церковь овамбо-каванго, с 1984 г. носит совр. название. В 2006 г. насчитывалось 609 тыс. прихожан в 123 приходах. В 2007 г. был создан Объединенный совет лютеранских церквей Намибии (United Church Council - Namibia Evangelical Lutheran Churches), членами которого стали 3 перечисленные орг-ции.

В Н. действует ряд независимых лютеран. орг-ций. В 1955 г. в результате отделения от РМО была основана Церковь Орууано (Oruuano Church), сочетающая черты лютеран. богословия с традиц. религ. обрядами этнической группы гереро. В нач. XXI в. в 60 общинах насчитывалось 9 тыс. чел. От Церкви Орууано в разные годы отделялись НАЦ синкретического характера, в большей или меньшей степени сохранявшие черты лютеранства. Так, в 60-х гг. XX в. возникли Церковь протестантского единства (Protestant Unity Church; 210 общин, 26 тыс. чел.), Африканская церковь (African Church; 12 общин, 4 тыс. чел.), Церковь Африки (Church of Africa; 25 общин, 6 тыс. чел.).

В 1959 г. рехоботские бастеры, отвергавшие процессы туземной инкультурации, основали Независимую рейнскую миссию Южной Африки (Independent Rhenish Mission of South Africa), к-рая в нач. XXI в. насчитывала 15 тыс. верующих в 10 приходах. Параллельно возникла Рейнская евангелическо-лютеранская церковь (Rhenish Evangelical Lutheran Church), объединившая потомков нем. поселенцев, не пожелавших вступать в к.-л. из вышеуказанных орг-ций. В нач. XXI в. эта церковь насчитывала 4 тыс. верующих в 25 общинах.

Реформатская церковь в Очиваронго. 1929 г.Реформатская церковь в Очиваронго. 1929 г.Кальвинизм представлен в Н. рядом церквей. Самой многочисленной кальвинист. орг-цией в стране является Объединяющая реформатская церковь Южной Африки (Uniting Reformed Church of Southern Africa), возникшая в 1994 г. в результате слияния 2 «дочерних» церквей Нидерландской реформатской церкви - Нидерландской реформатской церкви в Африке (Dutch Reformed Church in Africa) и Нидерландской реформатской миссионерской церкви в Южной Африке (Dutch Reformed Mission Church in South Africa). В Н. действуют ок. 88 общин (ок. 44 тыс. чел.), которые объединены в один из 7 региональных синодов этой церкви.

Нидерландская реформатская церковь в Намибии (Dutch Reformed Church in Namibia) возникла в 1898 г. (основание 1-го прихода) благодаря переселению буров из Трансвааля (с 80-х гг. XIX в.), до 1957 г. называлась Нидерландская реформатская церковь в Юго-Западной Африке. Является 10-м синодом Нидерландской реформатской церкви в Южной Африке. В нач. XXI в. объединяла 22,5 тыс. чел. в 44 приходах.

Реформатская церковь в Намибии (Reformed Church in Namibia) возникла в 30-х гг. ХХ в. в результате переселения буров из Анголы в Н. (1928-1929) и последующего присоединения к ним новых поселенцев из Трансвааля. В 1930 г. в стране образованы 3 первые общины. С 1969 г. эта церковь начала активную миссионерскую деятельность среди сан. В наст. время насчитывается 14 общин (2,8 тыс. чел., гл. обр. африканеры).

В Н. есть ок. 2 тыс. прихожан Протестантской церкви африкаансговорящих (Africaans Protestant Church), созданной в 1987 г. белыми прихожанами, несогласными с общим курсом Нидерландской реформатской церкви в Южной Африке.

Реформатская церковь в Мариентале. 1920 г.Реформатская церковь в Мариентале. 1920 г.Христианская реформатская церковь (Christian Reformed Church), являющаяся дочерней орг-цией Нидерландской реформатской церкви в Африке, насчитывает в Н. 4 общины (1,5 тыс. чел., гл. обр. африканеры).

Объединяющая пресвитерианская церковь Южной Африки (Uniting Presbyterian Church of Southern Africa) со штаб-квартирой в Йоханнесбурге имеет на территории Н., по данным на нач. XXI в., 3 общины (ок. 1 тыс. чел., гл. обр. белые).

Баптисты представлены в Н. 2 организациями. Первые баптист. общины возникли в Н. в 1961 г. благодаря усилиям южноафрикан. баптистов, к к-рым позднее присоединились амер. миссионеры. Основные центры баптистов располагались в Цумебе, Ошакати и обл. Окаванго (ныне Вост. Каванго и Зап. Каванго). В 1984 г. с одобрения Баптистского союза Южной Африки (Baptist Union of South Africa) была основана Баптистская конвенция Намибии. В наст. время она насчитывает 3,5 тыс. верующих в 49 приходах, а Баптистский союз Южной Африки имеет в крупных городах 4 общины, объединяющие ок. 400 белых прихожан.

Методисты представлены 2 основными орг-циями. Общины Методистской церкви Южной Африки (Methodist Church of South Africa) были основаны в Н. уэслианскими миссионерами в сер. XIX в. В нач. XXI в. в стране насчитывалось в 12 общинах ок. 3 тыс. прихожан этой орг-ции. Общины Африканской методистской епископальной церкви (African Methodist Episcopal Church) появились на территории Н. в 1946 г. в результате перехода части прихожан РМО (этнических нама и дамара) под управление данной орг-ции. В нач. XXI в. церковь объединяла ок. 10 тыс. чел. в 39 приходах.

Движение святости представлено Церковью Назарянина, миссионеры к-рой прибыли в М. в 1973 г.; в наст. время орг-ция состоит из 50 общин, объединяющих 4 тыс. чел.

Адвентисты седьмого дня (АСД) начали работу в Н. в кон. 30-х гг. XX в. В наст. время их приходы выделены в автономную Конференцию Намибии в составе Конференции Союза Южной Африки, находящейся в подчинении Отд-ния Южной Африки и Индийского океана Генеральной конференции АСД. По данным на 2016 г., в Н. 102 общины АСД объединяют 20 тыс. чел.

Пятидесятники двух и трех кризисов представлены неск. орг-циями: Божией церковью полного Евангелия в Южной Африке (Full Gospel Church of God in Southern Africa; 44 общины, 13 тыс. чел.; основана в нач. ХХ в. намибийцами, вернувшимися с заработков из ЮАР), Апостольской миссией веры Южной Африки (Apostolic Faith Mission of South Africa; 29 общин, 5 тыс. чел., гл. обр. африканеры; основана в 1919 проповедниками из Южно-Африканского Союза), Ассамблеями Бога (6 общин, 725 чел. (2008); основаны в 1979).

Помимо этого в Н. действуют такие пятидесятнические орг-ции, как Христианские ассамблеи (Christian Assemblies; 22 общины, ок. 11 тыс. чел., гл. обр. цветные, основаны в 1950), Ассоциация церквей виноградника (Association of Vineyard Churches; 5 общин, ок. 1 тыс. чел. (2008); основана ок. 1982 в ЮАР, в Н.- приблизительно с 1990), Евангелическая библейская церковь (Evangelical Bible Church; 25 общин, 7,5 тыс. чел.; основана ок. 1981 ангольскими беженцами).

Новоапостольская церковь с центром в Цюрихе (Швейцария), присутствующая в Н. с 1910 г., в наст. время насчитывает здесь 30 общин и 12 тыс. прихожан.

Иеговы свидетели, действующие в Н. с сер. 40-х гг. XX в., насчитывают 4,5 тыс. адептов в 44 собраниях.

Мормоны, присутствующие в стране с 1979 г., образовали 4 собрания, объединенные в регион Намибия-Виндхук.

В 50-80-х гг. ХХ в. появился ряд орг-ций, относившихся к категории т. н. сионских, или апостолических, африкан. церквей, напр. Апостольская миссия веры св. Иоанна в Намибии (St. John's Apostolic Faith Mission in Namibia) и Апостольская миссия исцеления св. Иоиля (St Joel Apostolic Healing Mission Church in Africa). Многие из них возникли благодаря деятельности миссионеров из др. африкан. стран, в первую очередь из ЮАР и Ботсваны.

Межденоминационные организации

Совет Церквей в Намибии (Council of Churches in Namibia), основанный в 1978 г. для координации работы христ. конфессий и межконфессиональных орг-ций, в наст. время объединяет 14 христ. Церквей (Римско-католическую Церковь, Англиканскую Церковь, основные лютеранские, кальвинистские и методистские Церкви). В него также входят Коптская Церковь как ассоциированный член и 5 членов-наблюдателей (кальвинистские, пятидесятнические и межденоминационные орг-ции). Нек-рые крайние пятидесятнические орг-ции и НАЦ входят в состав Федерации независимых африканских церквей (Federation of African Independent Churches).

Ислам

Исповедует ок. 1% населения Н. (по данным мусульманских орг-ций - до 3%). Верующие придерживаются гл. обр. суннитского направления шафиитского мазхаба, в меньшей степени - ханафитского или маликитского мазхаба. Большинство мусульман принадлежат к этнической группе нама, среди которой проповедь ислама вел Якуб Салман Дамир, принявший мусульманство в 1980 г. Первая мечеть в стране, названная Исламским центром Соуэто, основана в 1986 г. в Катутуре. По состоянию на 2009 г. в стране было 12 мечетей, 6 из к-рых находились в Виндхуке. Мусульмане Н. поддерживают контакты с образовательными учреждениями Саудовской Аравии и ЮАР. Исламский судебный совет Намибии базируется в Ондобе (обл. Охангвена).

Иудаизм

В Н. представлен незначительной евр. диаспорой, история к-рой восходит к сер. XIX в., когда первые евр. купцы из Юж. Африки прибыли на территорию совр. Н. Установление в кон. XIX в. нем. господства в Н. способствовало оживлению деловой активности евр. предпринимателей в стране. Центром евр. общины в Н. был Свакопмунд. Численность евр. населения Н. начала увеличиваться после первой мировой войны, когда мандат на управление Н. получила Юж. Африка, в экономике к-рой значительную роль играла евр. диаспора. Первая евр. община в Н. была официально зарегистрирована в 1917 г., а 1-я синагога построена в Виндхуке в 1925 г. К 1965 г. в Н. проживало ок. 400-500 евреев. В 60-90-х гг. ХХ в. наблюдался резкий отток евр. населения из страны. В наст. время в Н. проживают от 60 до 100 евреев, гл. обр. в Виндхуке и Китмансхупе.

Новые религиозные движения

Представлены последователями Бахаи религии, к-рые основали первые общины благодаря усилиям англичанина Э. Карделла, приехавшего в Н. в 1953 г. Он способствовал переводу бахаистских текстов на диалект кваньяма. Вначале адептами бахаизма в стране были европейцы, затем движение начало приобретать сторонников среди коренного населения. В 90-х гг. ХХ в. наблюдался заметный рост числа приверженцев бахаизма. В наст. время в стране существуют 25 локальных духовных собраний, объединяющих ок. 8 тыс. чел.

Традиционные африканские верования

Распространены преимущественно в сельских районах. Несмотря на влияние христианства, сложная система традиц. верований, ритуалов и практик сохраняет свое место в жизни общества. Для племенных культов характерны анимизм, культ предков, в значительной степени распространено знахарство, использование заговоров, амулетов и т. д. Более 80% сан и койкоинов (готтентотов), обитающих в пустынных частях страны, остаются приверженцами африкан. верований. Племенные культы оказывают воздействие на христианство: в сионских и апостолических НАЦ христ. учение сочетается с элементами африкан. верований. Синкретизм и двоеверие затрудняют точный подсчет числа приверженцев племенных культов, к-рое оценивается по-разному (от 5 до 15% населения). Согласно офиц. переписи населения, количество приверженцев традиц. племенных культов не превышает 150 тыс. чел.

Религиозное законодательство

Н. является светским гос-вом и не предоставляет благоприятствующего режима ни одной религии. В преамбуле Конституции Н. оговорено равенство прав всех граждан независимо от расы, этнического происхождения, пола, религии, социального или экономического статуса. Основной закон, подтверждая равенство всех людей в правах, защищает граждан от дискриминации по признакам расы, этнического происхождения, пола, вероисповедания, социального или экономического статуса (ст. 10). Каждый человек имеет право исповедовать, поддерживать и пропагандировать любую культуру, язык, традицию или религию при условии, что это не противоречит национальным интересам и не затрагивает прав др. граждан (ст. 19). Конституция признаёт свободу слова, совести и убеждений, право открыто исповедовать любую религию (ст. 21). Гос-во не устанавливает ограничений на формирование религ. общин, к-рые могут получить от него офиц. признание посредством регистрации (не является обязательной). Религ. общины для получения налоговых льгот должны быть зарегистрированы в качестве благотворительных орг-ций в Мин-ве здравоохранения и социальной защиты, для участия в коммерческих проектах - в Мин-ве торговли и промышленности.

История

С древнейших времен до рубежа XIX и XX вв.

Наскальные изображения в долине ТвифелфонтейнНаскальные изображения в долине Твифелфонтейн Начало освоения территории Н. древнейшим человеком относится к среднему плейстоцену. В эпоху среднего каменного века Н. населяли охотники и собиратели - предки совр. сан. Они оставили после себя многочисленные петроглифы и ценные образцы наскальной живописи, изображающие людей (танцующих, с луками и копьями), животных (жирафов, гиппопотамов, шакалов, носорогов и проч.), а также мифических существ. В эпоху позднего каменного века здесь расселились скотоводы и торговцы, предки совр. народов дамара и нама. С их появлением связано начало производящего хозяйства и металлургии на территории Н.

В 1485 г. португ. первооткрыватели впервые столкнулись с племенами, проживающими вдоль побережья совр. Н. Вместе с португ. мореплавателями появились и первые миссионеры Римско-католической Церкви, но их работа в то время не принесла ощутимых результатов. На протяжении XVI в. территория совр. Н. подверглась вторжению народов банту, гл. обр. гереро, тсвана и овамбо, занимавшихся скотоводством и частично земледелием.

Копия подрана, установленного в 1486 г. португ. мореплавателем Д. Каном на мысе Кросс. 1895 г.Копия подрана, установленного в 1486 г. португ. мореплавателем Д. Каном на мысе Кросс. 1895 г.В кон. XVIII - нач. XIX в. из Капской колонии на юго-вост. территории совр. Н. началось переселение этноклановой группы орлам (метисированный субэтнос нама, потомки койкоинов, европейцев и рабов из Мадагаскара, Индии и Индонезии), возглавляемой Класом Африканером, а затем его сыном Ягером. На занятых ими территориях межденоминационным Лондонским миссионерским об-вом (ЛМО) были созданы первые протестант. миссии. В янв. 1806 г. в юж. регионы совр. Н. прибыли посланные ЛМО нем. миссионеры - братья Кристиан и Эйбрахам Албрект, специально для работы в Африке окончившие миссионерскую школу Йоханнеса Енике. Они организовали 2 миссионерских стана на юж. берегу р. Оранжевой (совр. ЮАР), а в 1808 г. при помощи Бастиана Тромпа еще один - на сев. берегу, в Вармбаде (на территории совр. Н.), где они проповедовали этническим нама. Сначала Я. Африканер, контролирующий эту территорию, был благосклонен к миссионерам, но затем их отношения испортились. В 1810 г. умер Эйбрахам, в 1811 г. Кристиан принял решение покинуть миссию, впосл. разрушенную Я. Африканером. Вскоре последний вновь изменил отношение к христианству: в 1815 г. по его инициативе миссионер ЛМО немец Йоханн Леонхард Эбнер прибыл в Блидевервахт (юго-восток совр. Н.) и начал проповедь среди нама. В июле того же года Ягер и члены его семьи были крещены. Позднее Эбнер вернулся в Юж. Африку. В 20-х гг. XIX в. группы орлам, возглавляемые сыном Ягера Йонкером Африканером, пытаясь освоить свободные от контроля европейцев территории, продвинулись севернее и захватили центральные области совр. Н. В течение короткого времени Й. Африканер смог создать сильное территориальное образование, центром к-рого стало поселение на месте совр. г. Виндхук. В подчинении Йонкера находились 1,5 тыс. нама, 2 тыс. гереро и 2 тыс. дамара.

Евангелическо-лютеранская церковь в г. Бетани. 1859 г.Евангелическо-лютеранская церковь в г. Бетани. 1859 г.В 1814 г. миссионер ЛМО Йоханн Хайнрих Шмелен основал миссию в Бетаниене в Намакваленде. В 20-х гг. XIX в. он работал в поселениях на месте совр. Виндхука и Уолфиш-Бея, в 1828 г. побывал в Окахандье и основал постоянный миссионерский стан в Комаггасе, где он пробыл до своей кончины (1848). Шмелен первым из европейцев приступил к изучению языка нама, к 1831 г. перевел на этот язык и издал 4 Евангелия. ЛМО заложили основу для постоянной работы в стране лютеран. Рейнского миссионерского об-ва (РМО) и миссионеров Уэслианского методистского миссионерского об-ва (УММО). Представители уэслианцев предприняли первые попытки проповеди в Н. еще в 1825 г., но они были убиты племенем сан при продвижении на север страны. В 1832 г. в Н. прибыл уэслианец Эдвард Кук. В 1834 г. ему удалось восстановить миссию в Вармбаде. В 1842 г. миссионеры РМО Ханс Кристиан Кнудсен, Карл Хуго Хан и Франц Генрих Клайншмидт основали и возглавили миссию в Конкордиавилле (на месте совр. Виндхука) и впервые организовали здесь школу. Й. Африканер одобрил основание этой миссии и инициировал постройку каменной церкви, вмещавшей 500 чел. Их деятельность заложила основу для образования общины нем. лютеран в Н. В 1844 г. эту миссию возглавили 2 методиста-уэслианца - Ричард Хадди и Джозеф Тиндалл, к-рые проводили просветительскую работу среди племен нама и гереро. Однако войны между этими народами осложнили положение проповедников. К 1850 г. обострились отношения миссии с Й. Африканером, в июле того же года Хадди был вынужден покинуть миссию в Конкордиавилле. После многолетнего запустения в 1867 г. РМО по просьбе уэслианцев приняло руководство миссией в Конкордиавилле.

Церковь Рейнской миссии в Китмансхупе. 1895 г.Церковь Рейнской миссии в Китмансхупе. 1895 г.Работа РМО была весьма успешной: к 1880 г. было крещено 1417 представителей народа гереро, действовали 7 миссионерских школ, работали 11 миссионеров. По инициативе РМО в Н. были привлечены миссионеры-лютеране из Финского миссионерского об-ва (ФМО). В февр. 1869 г. прибыли 5 фин. миссионеров под рук. Клеменса Юхана Габриэля Сирелиуса. В 1871 г. еще одна группа фин. миссионеров приступила к работе в миссии РМО; они находились в Очимбингве в течение года, изучали обычаи, языки и культуру местного населения. Затем отправились в Омандонго (в совр. обл. Ошикото) и проповедовали среди племени овамбо. Миссионеры ФМО предприняли попытки создать систему образования местного населения. Кроме того, члены РМО и ФМО стремились примирить конфликтующие племена овамбо и гереро. К нач. ХХ в. они смогли распространить христианство не только на центральные, но и на сев. территории страны.

Реформатская церковь в Усакосе.1936 г.Реформатская церковь в Усакосе.1936 г.В 80-х гг. XIX в. в юж. районах Н. начали оседать белые поселенцы-кальвинисты из Юж. Африки, принадлежавшие гл. обр. к Нидерландской реформатской церкви. Деятельность южноафрикан. кальвинист. церквей была разнонаправленной: нек-рые активно работали среди африкан. племен, в то время как другие окормляли исключительно белых африканеров, не допуская привлечения местного населения к христ. жизни. Частично такой избирательный подход миссионеров к выбору окормляемых был связан с превратной трактовкой кальвинист. тезиса о предопределении, укоренившейся в Нидерландской реформатской церкви в Юж. Африке, что впосл. стало богословским обоснованием системы апартеида как в ЮАР, так и в Н.

В посл. четв. XIX в. Великобритания и Германия вели соперничество за обладание территорией совр. Н. В 1876 г. Великобритания первой смогла договориться с вождями гереро о протекторате, закрепившись в стратегически важном порте Уолфиш-Бей. В 1884 г. Германия объявила своим протекторатом приобретенную торговцем А. Людерицем бухту Ангра-Пекена. К 1890 г. вся территория Н. стала протекторатом Германии. Великобритания сохранила за собой Уолфиш-Бей и согласно англо-герм. договору 1890 г. признала господство Германии над остальными территориями, к-рые были объединены в гос. образование Германская Юго-Западная Африка. В окт. 1890 г. заложен форт Альте-Фесте, что считается офиц. основанием г. Виндхук - центра герм. колонии. В Н. в массовом порядке стали переселяться немцы-лютеране, к-рые, последовав примеру африканеров-кальвинистов, жили в религ. отношении обособленно от африкан. общин РМО, хотя их окормляли одни и те же священники.

В 1879 г. в Омаруру представители Конгрегации Св. Духа впервые основали на территории совр. Н. миссию Римско-католической Церкви, но католич. миссионерам не удалось здесь закрепиться. В 1892 г. было принято решение о создании апостолической префектуры Нижняя Цимбебазия с центром в Виндхуке. В 1896 г. на север страны прибыли миссионеры-облаты Непорочной Девы Марии (OMI), а 2 годами позже в юж. областях начали работу миссионеры-облаты св. Франциска Сальского (OSFS). Они получили от герм. колониальных властей разрешение на миссионерскую деятельность среди европейцев и африканцев, не вовлеченных в сферу влияния протестант. миссий. С 1905 г. католич. миссионеры проповедовали племенам гереро и дамара. В 1909 г. основана апостолическая префектура Великий Намакваленд с центром в Китмансхупе. В 1910 г. построен миссионерский стан в Ньянгане, позже (до первой мировой войны) были открыты миссии в Вармбаде, Габисе, Людерице и Гибеоне.

С рубежа XIX и XX вв. по настоящее время

Евангелическо-лютеранская церковь Христа в Виндхуке. 1910 г. Архит. Г. Ребекер. Фотография. 1910 г.Евангелическо-лютеранская церковь Христа в Виндхуке. 1910 г. Архит. Г. Ребекер. Фотография. 1910 г. С кон. XIX в. колониальная политика Германии выражалась в постепенном захвате территорий африкан. племен. Регулярные выступления местного населения против установившихся порядков в стране жестоко подавлялись. Восстания 1893-1894 и 1904-1907 гг. переросли в полномасштабную войну народов нама и гереро против колониальной администрации. В результате эти племена были вытеснены с лучших земель, к-рые достались европейцам - немцам, африканерам, англичанам. Во время первой мировой войны, в 1915 г., войска Южно-Африканского Союза (ЮАС) нанесли поражение военным силам Германии, а в 1920 г. правительство ЮАС получило мандат Лиги Наций на управление Н. Это способствовало активной работе миссий из Юж. Африки. В 1915 г. в Н. прибыли методисты и англикане. Англикан. свящ. Н. У. Фоугарти основал в Н. англикан. миссию для окормления южноафрикан. войск и гражданских лиц. После первой мировой войны Фоугарти стремился сделать англикан. присутствие в регионе постоянным. В 1924 г. по решению епископов Церкви провинции Южной Африки был создан миссионерский диоцез в Юго-Зап. Африке с центром в Виндхуке, во главе к-рого стал Фоугарти в сане епископа. Англикане сосредоточились на проповеди среди народа кваньяма в Овамболенде (сев. часть совр. Н. и юг совр. Анголы), ранее не затронутого христ. миссиями. Англиканский миссионер Дж. Тобайас организовал в Овамболенде миссию Св. Марии, расположенную в Одибо, на границе с Анголой. Впосл. в Одибо, ставшем англикан. центром, были построены церковь, школа и больница. Затем восточнее были созданы приходы, гл. обр. находившиеся южнее границы совр. Н. и Анголы.

В 1-й четв. XX в. в Н. появились пятидесятнические орг-ции. В нач. века намибийцами, вернувшимися с заработков из ЮАС, была основана Божия церковь полного Евангелия в Южной Африке. В 1910 г. появились представители Новоапостольской церкви. В 1919 г. из ЮАС в Н. прибыли проповедники Апостольской миссии веры Южной Африки.

Католическая церковь апостолов Петра и Павла в Людерице. 1958 г. Архит. А. ХабокКатолическая церковь апостолов Петра и Павла в Людерице. 1958 г. Архит. А. ХабокВ 20-х гг. XX в. католич. миссионеры основали миссии в Укуамби, Умбуланту и Окатане. В 1921 г. апостолическая префектура Нижняя Цимбебазия была переименована в префектуру Цимбебазия, в 1926 г. ее статус повышен до апостолического викариата Виндхук. В 1930 г. префектура Великий Намакваленд получила статус викариата, к-рый в 1949 г. был переименован в викариат Китмансхуп. Успеху католичества в Н. способствовала большая просветительская и каритативная работа монашеских орденов.

Х. Феддер. Фотография. 1970 г.Х. Феддер. Фотография. 1970 г.В период между мировыми войнами возник конфликт РМО с коренным населением, вызванный нежеланием нем. руководства миссии удовлетворить требование африканцев расширить их права и полномочия в общинной жизни. Толчком к конфликту послужил отказ руководства нем. миссии поддержать просьбу представителей гереро о возвращении в Н. изгнанного лидера восстания 1904-1907 гг. Самуэля Магареро. После его смерти (1923), несмотря на просьбы гереро совместить христ. и африкан. традиции погребения, глава РМО Г. Феддер совершил только христ. обряд, запретив проведение традиц. ритуала гереро. Это привело к обострению ситуации и волнениям среди верующих гереро, к-рые стали массово покидать миссию. В 1923 г. численность прихожан РМО сократилась с 1200 до 240 чел. в Окахандье и с 1750 до 560 чел. в Виндхуке. Несмотря на растущий разрыв между РМО и гереро после похорон Магареро, офиц. раскола не произошло, однако в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. разногласия между конфликтующими сторонами завели их отношения в тупик.

На севере Н. влияние РМО было не столь сильным, как в центральной и юж. областях страны. В 1920 г. все миссии РМО в «королевстве» овамбо Укваньяма (в т. ч. и на территориях, отошедших Анголе) были официально переданы в юрисдикцию ФМО. В структуре орг-ции в 20-30-х гг. XX в. зарождались харизматические церковные движения, возглавляемые лидерами из числа мирян-африканцев, их целью было расширение прав местного населения в управлении церковными общинами. Наиболее известными из них были Симсон Шитува и Вильгельм Кафита, к-рые взяли на себя заботу о лютеран. общинах, оставшихся без окормления и организационного руководства после отъезда из региона рейнских миссионеров. Усиление активности мирянских движений было ответной реакцией на систему апартеида и политику расовой дискриминации. Южноафрикан. администрация жестко ограничивала в правах местное население, используя труд жителей Н. как дешевую рабочую силу в ЮАС на плантациях, рудниках, строительстве дорог. Из-за того, что мн. намибийцы оказались на долгие годы оторванными от родных мест, семей и привычных условий жизни, в стране разрушались традиц. устои и формы жизни, насаждались культура и ценности, чуждые коренному населению. Неизбежной ответной реакцией на политику южноафрикан. администрации стал поиск африканцами новых форм выражения своей религиозности. Однако РМО сопротивлялось религ. поиску африканцев, что было обусловлено в т. ч. и тем, что возглавлявший в межвоенные годы РМО Феддер придерживался консервативных взглядов. РМО отказывалось рукополагать африкан. пасторов и решительно препятствовало созданию НАЦ. В ЮАС такая позиция поддерживалась. Феддер втайне от прихожан-африканцев попросил Нидерландскую реформатскую церковь в Южной Африке взять на себя управление намибийскими общинами РМО. Тайные попытки Феддера объединить общины РМО с Нидерландской реформатской церковью, о к-рых намибийцы узнали из статьи в южноафрикан. газете в окт. 1945 г., привели к глубокому расколу христ. общины в Н. Прихожане из племен нама и дамара в юж. части Н. решительно протестовали против возможного перехода в юрисдикцию Нидерландской реформатской церкви, выражая возмущение расовой дискриминацией и тем, что РМО продолжало настаивать на доминировании белых в иерархии. Еще больше усугубило их недовольство назначение на вакантную должность руководителя РМО В. Ноймайстера, миссионера-немца, поскольку большинство прихожан считали, что этот пост должен занять лидер из числа коренных народов. В нояб. 1946 г. в знак протеста против этого решения более 4,5 тыс. нама и дамара вышли из состава Рейнской миссии и основали собственную независимую церковную орг-цию, к-рая в янв. 1947 г. присоединилась к Африканской методистской епископальной церкви - амер. орг-ции в Юж. Африке, проводившей политику терпимости по отношению к местному населению.

В 1946 г., после роспуска Лиги Наций, мандат ЮАС на владение территориями Н. потерял силу, однако ЮАС отказался передавать страну под опеку ООН. В 1949 г. в стремлении инкорпорировать Н. в состав ЮАС в Конституцию ЮАС была внесена поправка, согласно к-рой население Н. должно было быть представлено в парламенте ЮАС. В 1950-1951 гг. Международный суд ООН, выступая против принятой поправки, вел с ЮАС переговоры о возможной опеке ООН над Н., но они зашли в тупик. Власти ЮАС проводили жесткую политику дискриминации по отношению к коренному населению Н. Попытки африканцев бороться за свои права привели к зарождению в 50-х гг. XX в. политических орг-ций. В 1957-1958 гг. действовал Конгресс народов Овамболенда, затем в 1958 г. на его основе возникла Орг-ция народа Овамболенда. В 1960 г. борьбу народа Н. за независимость возглавила Народная орг-ция Юго-Западной Африки (СВАПО), лидером которой стал Самьюэл Нуйома, воспитанник миссионерской начальной школы ФМО в Окахао.

Конфирмация в церкви Рейнской миссии в Виндхуке. Фотография. 1956 г.Конфирмация в церкви Рейнской миссии в Виндхуке. Фотография. 1956 г.Во 2-й пол. 40-х - нач. 60-х гг. XX в. старые миссионерские церкви в Н. претерпевали структурные изменения и возникали новые христ. орг-ции. С 1952 г. начался процесс перехода управления в руки африканцев в общинах ФМО и было принято решение о создании собственного синода, независимого от Финской евангелическо-лютеранской церкви. В 1957 г. на основе общин ФМО была создана Евангелическо-лютеранская церковь овамбо-каванго, названная так в связи с тем, что большинство прихожан церкви были из этих племен. Ее возглавил африканец Леонард Нанголо Ауала, с 1951 г. секретарь этой Церкви, активный участник борьбы за независимость Н. В 1963 г. он стал 1-м епископом-африканцем в Н.

Евангелическо-лютеранская церковь в Свакопмунде. 1912 г. Архит. О. ЭртльЕвангелическо-лютеранская церковь в Свакопмунде. 1912 г. Архит. О. ЭртльВо 2-й пол. 50-х гг. XX в. сохранявшийся в РМО внутренний конфликт привел к окончательному расколу. В 1955 г. большая часть прихожан из народности гереро вышла из подчинения РМО и основала независимую Церковь Орууано (на языке гереро - братство), которая изначально находилась под сильным влиянием харизматических проповедников из числа народа гереро в Бечуаналенде (ныне Ботсвана). В Церкви Орууано черты лютеран. вероучения сочетались с традиц. религ. обрядами гереро. Синкретический харизматический характер Церкви Орууано повлиял на облик ряда религ. групп, впосл. отколовшихся от данной организации. В 1957 г. оставшиеся в подчинении РМО общины африканцев объединились в Евангелическо-лютеранскую церковь в Юго-Западной Африке (Рейнская миссия). В 1959 г., отвергнув необходимость приспособления к африкан. формам религиозной жизни, рехоботские бастеры создали Независимую рейнскую миссию Южной Африки. В 1960 г. аналогичным образом поступили немецкоговорящие общины РМО, объединившись в Немецкую евангелическо-лютеранскую церковь в Юго-Западной Африке.

Крепость Альте Фесте в Виндхуке. Фотография. 1990 г.Крепость Альте Фесте в Виндхуке. Фотография. 1990 г.В 50-60-х гг. XX в. усилили работу и кальвинист. орг-ции. Благодаря этому существенно увеличилось количество верующих африканцев. В 1957 г. Нидерландская реформатская церковь в Юго-Западной Африке стала самоуправляемой и получила название Нидерландская реформатская церковь в Намибии, сохранив при этом связь с Нидерландской реформатской церковью в Южной Африке. Характерной чертой послевоенной эпохи стала активизация пятидесятнических орг-ций: в 1942 г. в Н. прибыли миссионеры из США, к-рые инициировали процесс обретения самостоятельности Апостольской миссии веры. В 1952 г. Божия церковь полного Евангелия также обрела самостоятельность.

В послевоенный период африканцы, недовольные европ. и амер. миссионерскими церквами и увлеченные идеями харизматических проповедников из разных племен, покидали свои общины и основывали НАЦ. С кон. 50-х по кон. 70-х гг. XX в. в Н. было создано не менее 20 НАЦ преимущественно неопятидесятнического харизматического толка. Наиболее известные из них - Целительская церковь св. Филиппа (St. Philip's Faith Healing Church; 1957), Апостольская миссия веры св. Иоанна Богослова (St. John's Apostolic Faith Mission; 1960), Церковь Африки (Church of Africa; 1964), Церковь духовного исцеления (Spiritual Healing Church; 1966), Церковь Йоруяно (Jorujano Church; 1968), Евангелическая церковь протестантского религиозного единства (Evangelical Religious Protestant Unity Church; 1972), Апостольская миссия св. Стефана (St. Stephan's Apostolic Mission; 1972), Апостольская церковь св. Иакова (St. Jacob's Apostolic Church; 1977).

В 60-х гг. XX в. националисты овамбо, поддержанные представителями южноафрикан. правительства и воодушевленные англикан. диак. Питером Калангулой, пытались выйти из англикан. Церкви с целью сформировать независимую Англиканскую церковь Овамболенда. Однако англикане-овамбо, составлявшие большинство прихожан англиканской Церкви, не поддержали эту идею и остались верны еп. Колину Уинтеру, рукоположенному в 1968 г.

В годы второй мировой войны католич. Церковь распространила влияние на территории Каприви, в Стамприте, Виткрансе, Ароабе и Мариентале. После войны власти ЮАС не поддерживали католич. Церковь ввиду ее несогласия с политикой апартеида и расовой сегрегации. В отличие от большинства протестант. орг-ций внутри католич. Церкви, открытой для инкультурации и ведущей борьбу за гражданское равноправие коренного населения, предпосылок для расколов не было.

На протяжении 60-70-х гг. XX в. продолжались попытки создать независимое государство на юго-западе Африки. В 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН отменила мандат ЮАР на управление этой территорией, и СВАПО перешла к вооруженной борьбе против оккупационного режима ЮАР (ООН подтвердила законность вооруженной борьбы за независимость и в 1973 признала СВАПО единственным представителем народа Н.). В 1967 г. был создан Совет ООН по юго-западу Африки, к-рый должен был подготовить страну к независимости. В 1968 г. ООН переименовала Юго-Зап. Африку в Н. Правительство ЮАР не признавало данных решений.

Католическая церковь св. Варвары в Цумебе. 1914 г.Католическая церковь св. Варвары в Цумебе. 1914 г.В 1971 г. Международный суд ООН объявил контроль ЮАР над данной территорией незаконным и передал Н. под опеку ООН. Правительство ЮАР в очередной раз не признало это решение и, пытаясь заручиться поддержкой религ. орг-ций, попросило лютеран. Церкви публично высказать несогласие с решениями ООН. Однако лютеран. лидеры обвинили правительство ЮАР в нарушении прав человека и незаконной оккупации страны. Такой ответ стал неожиданностью для южноафрикан. властей, поскольку они воспринимали лютеран как союзников и не подвергали их такой критике, как членов католической и англиканской Церквей. Англикан. еп. Уинтер и католич. епископы поддержали позицию лютеран. Церквей. В 1972 г. Уинтер был выдворен властями из страны, викарным епископом был избран Ричард Вуд, однако и он был депортирован в 1975 г. Эдвард Морроу, спешно рукоположенный после него, также получил приказ о депортации в 1978 г. После этого викарным епископом был избран Джеймс Каулума, покинувший Н. 12 годами ранее и обучавшийся за границей. Поскольку он род. в Н., то по закону он не мог быть депортирован. В 1978 г. создан самостоятельный англикан. диоцез Намибия в составе Церкви провинции Южной Африки. После смерти Уинтера в 1981 г. Каулума был избран правящим епископом диоцеза и стал 1-м англикан. епископом-африканцем. В 1978 г. организован Совет Церквей Намибии, объединивший основные христ. конфессии, за исключением тех орг-ций, члены к-рых говорили на африкаанс и поддерживали политику апартеида.

Южноафрикан. власти удерживали власть в Н. при помощи местных сторонников апартеида, напр. созданной в 1977 г. партии Демократический альянс Турнхалле. В 1977 г. стратегически важный порт Уолфиш-Бей был включен в состав Капской пров. ЮАР. В 1978 г. в соответствии с резолюцией № 435 Совета Безопасности ООН был составлен план действий по предоставлению Н. независимости, изначально одобренный ЮАР и др. соседними гос-вами, а также СВАПО. Однако на практике ЮАР противилась исполнению решений ООН. В дек. 1978 г. власти ЮАР провели в Н. выборы в Учредительную ассамблею, подавляя национально-освободительное движение, они стремились сохранить управление страной в руках белого меньшинства. Это вызвало протесты африканцев. СВАПО, ООН и ОАЕ не признали результаты выборов. В 1979 г. Учредительная ассамблея была переименована в Национальную, а в 1983 г. распущена. Власть вновь перешла к генеральному администратору ЮАР. В 1985 г. создано переходное правительство национального единства под контролем ЮАР.

Большую роль в продвижении мирного процесса сыграли представители христ. конфессий. Всемирная лютеранская федерация, Ватикан и Англиканское сообщество неоднократно организовывали совместные молитвы, встречи и консультации в разных городах (Ганновер, Лондон, Рим) с участием лютеран, англикан и католиков из Н. с целью найти точки соприкосновения и сближения сторон. В дек. 1988 г. в ходе переговоров в Нью-Йорке между всеми вовлеченными сторонами были подписаны договоры о поэтапном предоставлении Н. независимости. В соответствии с достигнутыми соглашениями переходное правительство передало власть генеральному администратору ЮАР, к-рый в течение 11 месяцев действовал под контролем представителя Генерального секретаря ООН. В 1989 г. при содействии ООН ЮАР вывела свои войска из Н. В нояб. того же года прошли выборы в Учредительное собрание, большинство мест в к-ром получила СВАПО. 9 февр. 1990 г. Учредительное собрание приняло Конституцию Н. и избрало лидера СВАПО Нуйому 1-м президентом страны. 21 марта 1990 г. была официально провозглашена независимая Республика Намибия.

Встреча митр. Смоленского и Калининград-ского Кирилла (Гундяева; ныне Патриарх Московский и всея Руси) с президентом Намибии Х. Л. Похамбой в Виндхуке. Фотография. 2008 г.Встреча митр. Смоленского и Калининград-ского Кирилла (Гундяева; ныне Патриарх Московский и всея Руси) с президентом Намибии Х. Л. Похамбой в Виндхуке. Фотография. 2008 г.В расчете на помощь религ. организаций СВАПО стремилась установить хорошие отношения со всеми христ. конфессиями, особенно с теми, к-рые поддерживали национально-освободительное движение. В 1990 г. был создан Союз пятидесятнических церквей Намибии. Католич. миссия, поддержанная правительством независимой Н., успешно продолжала работу и создала церковную иерархию. В марте 1994 г. апостолический викариат Виндхук был преобразован в архиеп-ство, из него был выделен викариат Рунду, викариат Китмансхуп получил статус еп-ства.

В кон. ХХ - нач. XXI в. СВАПО удерживала власть. На президентских выборах 1994 и 1999 гг. победу одержал Нуйома, в 2004 и 2009 гг.- Х. Л. Похамба. Правительство Н. стремилось решить земельный вопрос, снизить уровень безработицы, развивать дорожную инфраструктуру и промышленность, создать системы здравоохранения и образования. Основной задачей внешней политики являлось урегулирование отношений с ЮАР и др. соседними странами. 21 марта 1990 г. были установлены дипломатические отношения между Н. и СССР. В 1991 г. Н. признала РФ правопреемницей СССР. В 2007 г. в Виндхуке с офиц. визитом побывал Председатель Правительства РФ М. Е. Фрадков. В нояб. 2008 г. в Виндхуке председатель ОВЦС МП митр. Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев; в наст. время Патриарх Московский и всея Руси) в рамках поездки по странам Юга Африки встретился с президентом Похамбой и представителями Совета Церквей Намибии. В 1998 и 2010 гг. состоялись офиц. визиты президентов Н. в Россию (Нуйомы и Похамбы соответственно). В 2009 г. впервые в истории двусторонних отношений Президент РФ Д. А. Медведев посетил Н.

В наст. время Н. остается страной с наивысшей для Африки долей христиан и единственным африкан. гос-вом с лютеран. большинством. Действующий с 21 марта 2015 г. президент страны Х. Гейнгоб - лютеранин. В 1990 г., когда Н. стала независимой страной, лишь ок. 10% населения были пятидесятниками, неохаризматами и евангеликами. В кон. XX - нач. XXI в. наблюдался приток пятидесятнических и неохаризматических миссионеров из др. африканских стран, но доля сторонников данных конфессий существенно не увеличивалась.

Большую роль христ. организации и Церкви играют в развитии образования в Н. В стране работают такие центры, как лютеран. «Паулинум», основанный РМО в 1866 г. и с 1963 г. расположенный в Очимбингве; «Аугустинеум», учрежденный Карлом Хьюго Ханом как семинария в Очимбингве в 1866 г. и с 1968 г. расположенный в Виндхуке; католич. Высшая школа св. Иосифа Дёбра начала работу в 1905 г. в Виндхуке.

Лит.: Schlosser K. Eingeborenenkirchen in Süd- und Südwestafrika: Ihre Geschichte und Sozialstruktur. Kiel, 1958; Шаревская Б. И. Старые и новые религии Тропической и Юж. Африки. М., 1964; Галыбин А. И. Намибия (Юго-Западная Африка) в планах колонизаторов, 1946-1970 гг. М., 1971; Winter O. C. Namibia. L., 1977; De Vries J. L. Mission and Colonialism in Namibia. Johannesburg, 1978; Урнов А. Ю. Политика ЮАР в Африке. М., 1982; Улановская И. А. Намибия. М., 1983; Горбунов Ю. И., Притворов А. В. Намибия: Проблемы достижения независимости. М., 1983; Шпажников Г. А. Религии стран Африки: Справ. М., 19882; Church and liberation in Namibia / Ed. P. H. Katjavivi, P. Frostin, K. Mbuende. L., 1990; Притворов А. В. Намибия: Справ. М., 1991; Балезин А. С., Притворов А. В., Слипченко С. А. История Намибии в новое и новейшее время. М., 1993; Amukugo E. M. Education and Politics in Namibia: Past Trends and Future Prospects. Windhoek, 1993; Nashihanga H. From Mission to Church in Mission: The Ongoing Story of The Evangelical Lutheran Church in Namibia (ELCIN). St. Paul (Minn.), 1993; Hastings A. The Church in Africa: 1450-1950. Oxf., 1994; Isichei E. A History of Christianity in Africa: From Antiquity to the Present. Grand Rapids (Mich.); Lawrenceville (N. J.), 1995; Leys C., Saul J. S. Namibia's Liberation Struggle: The Two-Edged Sword. Athens (Ohio), 1995; Hellberg C.-J. Mission, Colonialism, and Liberation: The Lutheran Church in Namibia, 1840-1966. Windhoek, 1997; Опанасенко О. В. Намибия: История и современность // УЗ Ин-та Африки РАН. М., 2000. Вып. 20: Африканский Юго-Запад: Опыт миротворчества. С. 32-38; Evangelical Lutheran Church in the Republic of Namibia in the 21st Cent. / Ed. P. J. Isaak. Windhoek, 2000; Sundkler B., Steed Ch. A History of the Church in Africa. Camb., 2000; Kaulich U. Die Geschichte der ehemaligen Kolonie Deutsch-Südwestafrika, 1884-1914: Eine Gesamtdarstellung. Fr./M.; N. Y., 2001; Kinahan J. Pastoral Nomads of the Namib Desert: The People History Forgot. Windhoek, 20012; McKittrick M. To Dwell Secure: Generation, Christianity, and Colonialism in Ovamboland. Oxf., 2002; Buys G. L., Nambala S. History of the Church in Namibia, 1805-1990. Windhoek, 2003; Thornberry C. A Nation is Born: The Inside Story of Namibia's Independence. Windhoek, 2004; Becker B. Speaking out: Namibians share their perspectives on independence. Windhoek, 2005; Kössler R. In search of survival and dignity: two traditional communities in southern Namibia under South African rule. Windhoek, 2005; idem. Namibia and Germany: Negotiating the Past. Windhoek, 2015; Miettinen K. On the Way to Whiteness: Christianization, Conflict and Change in Colonial Ovamboland, 1910-1965. Helsinki, 2005; Salokoski M. How Kings are Made, How Kinship Changes: A Study of Rituals and Ritual Change in Pre-Colonial and Colonial Owamboland, Namibia. Helsinki, 2006; Dieckmann U. Haiom in the Etоsha Region: a History of Colonial Settlement, Ethnicity and Nature Conservation. Basel, 2007; Eberhardt M. Zwischen Nationalsozialismus und Apartheid: Die Deutsche Bevölkerungsgruppe Südwestafrikas, 1915-1965. Münster, 2007; Genocide in German South-West Africa / Ed. J. Zimmer, J. Zeller. [Monmouth], 2008; Kandovazu E. The Origin and History of the Oruuano Church in Namibia. Windhoek, 2009; Gockel K. Mission und Apartheid: Heinrich Vedder und Hans Karl Diehl. Köln, 2010; idem. Mission und Apartheid: Hans Georg Scholz und Werner Andreas Wienecke. Köln, 2012; Tötemeyer G. Church and State in Namibia: The Politics of Reconciliation. Freiburg, 2010; Mission - Namibia: Challenges and Opportunities for the Church in the 21st Cent. / Ed. T. Prill. Norderstedt, 2012.
Э. Небольсин
Рубрики
Ключевые слова
См.также