НАРВСКАЯ И ПРИЧУДСКАЯ ЕПАРХИЯ
Том XLVIII, С. 384-385
опубликовано: 13 мая 2022г.

НАРВСКАЯ И ПРИЧУДСКАЯ ЕПАРХИЯ

Эстонской Православной Церкви (ЭПЦ). 30 мая 2011 г. Синод РПЦ, принимая во внимание прошение митр. Таллинского и всея Эстонии Корнилия (Якобса) и Синода ЭПЦ, постановил образовать в составе ЭПЦ Н. и П. е. в адм. границах г. Нарвы, волостей Вайвара, Иллука, Алайыэ, Ийзаку, Тудулинна, Лохусуу уезда Ида-Вирумаа, волостей Торма, Казепя, Пала уезда Йыгевамаа и волости Алатскиви уезда Тартумаа. Правящий архиерей - еп. Лазарь (Гуркин; 30 мая 2011 викарию Таллинской епархии Нарвскому еп. Лазарю определено быть епископом Нарвским и Причудским). Кафедральный город - Нарва. Кафедральный собор - нарвский в честь Воскресения Христова. Епархия разделена на 2 благочиннических округа: Нарвский и Причудский. К сент. 2017 г. в Н. и П. е. насчитывалось 14 приходов, в клире состояли 19 священников и 2 диакона. При ЕУ работают следующие отделы: религ. образования и катехизации, социального служения, информационный, молодежный, по связям с общественностью, паломнический. На территории епархии в дер. Куремяэ вол. Иллука расположен ставропигиальный Пюхтицкий в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь.

Земли Н. и П. е. с нач. XVIII в. по 1718 г. входили в состав Новгородской епархии, в 1718-1764 гг.- Псковской епархии (архиереи в тот период именовались Псковскими и Нарвскими), в 1764-1920 гг.- С.-Петербургской (Петроградской) епархии. В 1887-1927 гг. существовало Нарвское викариатство С.-Петербургской (Петроградской, Ленинградской) епархии. В 1920-1923 гг. территория Н. и П. е. входила в состав автономной Эстонской Церкви Московского Патриархата. После неканоничного перехода в 1923 г. автономной Эстонской Церкви в юрисдикцию К-польского Патриархата в качестве автономного церковного округа (митрополии) во главе с Таллинским митр. Александром (Паулусом) представители рус. приходов Эстонии высказались за образование самостоятельной Нарвской епархии и 10 сент. 1924 г. избрали на кафедру бывш. Псковского архиеп. Евсевия (Гроздова). 1 дек. 1925 г. Собор ЭПЦ утвердил его избрание архиепископом Нарвским и Изборским с условием принятия им эст. гражданства и согласия Московского Патриархата на его переход в Эстонскую митрополию (с 1926 Эстонская Апостольская Православная Церковь (ЭАПЦ)). В состав автономной Нарвской епархии вошли рус. приходы Нарвы, Таллина, Тарту, Пярну и отошедших Эстонии земель Печорского у.

Кафедральный собор в честь Воскресения Христова в Нарве. 1890–1896 гг. Архит. П. Алиш. Фотография. 2014 г.Кафедральный собор в честь Воскресения Христова в Нарве. 1890–1896 гг. Архит. П. Алиш. Фотография. 2014 г.После смерти 12 авг. 1929 г. архиеп. Евсевия кафедра неск. лет не замещалась, до 1932 г. ею управлял настоятель Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря Печерский викарный еп. Иоанн (Булин). Несмотря на то что в 1932 г. рус. приходы Нарвской епархии на вдовствующую Нарвскую кафедру единогласно избрали настоятеля тартуского Успенского собора прот. А. Ф. Остроумова, 16 июня того же года на Соборе ЭАПЦ в Таллине на эту кафедру благодаря перевесу голосов эст. делегатов вопреки его желанию был избран еп. Иоанн. Он отказался покидать Псково-Печерский мон-рь, указом Таллинского митр. Александра (Паулуса) от 2 авг. 1932 г. был запрещен в священнослужении, а указом от 11 авг. официально отстранен от должности настоятеля мон-ря. В нояб. того же года еп. Иоанн был выселен из обители. В резолюции митр. Александра от 17 дек. об условиях вступления еп. Иоанна на Нарвскую кафедру содержались ограничения свободы совершения богослужений в нарвском кафедральном соборе. В послании к митр. Александру от 28 дек. 1932 г. еп. Иоанн выразил согласие ради «скорейшего умиротворения церковных недоразумений» на временное управление Нарвской епархией до получения ответа на обращение об аннулировании постановления Таллинского Собора об избрании его на Нарвскую кафедру, направленное епископом К-польскому патриарху. В указе митр. Александра от 30 дек. было сказано, что еп. Иоанн на службе ЭАПЦ больше не состоит и является по отношению к ней частным лицом.

3 окт. 1937 г. во епископа Нарвского был хиротонисан Павел (Дмитровский). В 1940 г. в Нарвской епархии насчитывалось 24 прихода.

В июле 1940 г. в Эстонию вступили советские войска, а 6 авг. того же года республика вошла в состав СССР. По определению патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси) от 28 февр. 1941 г. Эстонская Церковь была воссоединена с РПЦ. Тем же определением было решено Нарвского еп. Павла по принесении им покаяния «принять в архиерейском сане с правом архиерейского священнодействия и участия в церковном управлении в качестве викарного епископа, где ему будет указано церковной властью». Нарвская епископия под управлением еп. Павла вошла в состав Экзархата Латвии и Эстонии, возглавляемого Виленским митр. Сергием (Воскресенским).

После оккупации летом 1941 г. Эстонии нем. войсками в ходе Великой Отечественной войны Таллинский митр. Александр (Паулус), еще 30 марта 1941 г. приносивший публичное покаяние в грехе раскола, вновь заявил о своем разрыве с РПЦ и о повторном переходе в юрисдикцию К-польского Патриархата. Нарвский еп. Павел остался верен Матери-Церкви. Указом от 25 июля 1942 г. экзарх митр. Сергий (Воскресенский) поручил еп. Павлу «управление православными приходами Нарвской епархии, включая в нее приходы Печерского благочиния, на правах самостоятельного епископа» с непосредственным подчинением экзарху. Нарвская епархия в офиц. документах нередко именовалась вик-ством. Так, в заявке от 14 авг. 1942 г. митр. Сергия (Воскресенского) о регистрации Прибалтийского Экзархата, поданной рейхскомиссару Остланда, сказано, что в состав Экзархата входит епархия «Эстляндская с Нарвским викариатством», а еп. Павел назван «викарием епархиального архиерея Эстляндской епархии» и ему «предоставлены все права епархиального архиерея». Полномочия Таллинского (Ревельского) и Нарвского архиереев разграничивались: Таллинский епископ не мог принимать решения в отношении Нарвской епархии. Он управлял эст. общинами и общинами сету, не присоединившимися к Нарвской епархии. 15 сент. 1942 г. Нарвский еп. Павел подал оккупационным властям заявку о регистрации «Нарвской епархии (викариатства)», в к-рой указывал, что епархия «организована не по территориальному, а по этническому принципу: к епархии относятся все православные общины Эстонии, члены которых являются исключительно или преимущественно русскими, а также общины сету, которые добровольно присоединились к епархии». Нарвский епископ имеет «все права, которые даются епархиальному архиерею в Русской Православной Церкви, епархия которого включена в митрополичий округ». Еп. Павел неоднократно призывал митр. Александра воссоединиться с РПЦ. Священно- и церковнослужители Нарвской епархии во главе с еп. Павлом осуществляли духовное окормление советских военнопленных и перемещенных лиц, содержавшихся на территории Эстонии, организовывали для помощи им сбор продуктов и одежды. Указом митр. Сергия (Воскресенского) от 21 дек. 1942 г. еп. Павел был возведен в сан архиепископа. В ходе военных действий в 1944 г. был разрушен нарвский Преображенский собор (руины разобраны в 50-х гг. XX в.). Перед освобождением советскими войсками Таллина (22 сент. 1944) Эстонию покинул митр. Александр (Паулус). В Прибалтике остался единственный правосл. архиерей - Нарвский архиеп. Павел. Он принял на себя временное управление Таллинской и Эстонской епархией и переехал в Таллин. Патриарший местоблюститель Ленинградский митр. Алексий (Симанский; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий I) утвердил его в должности временно управляющего епархией. 8 марта 1945 г. в связи с болезнью архиеп. Павла временное управление всеми правосл. приходами Эстонии было поручено временному епархиальному совету под председательством прот. И. Я. Богоявленского (см. ст. Исидор (Богоявленский), еп.). 16 апр. того же года архиеп. Павел был назначен на Таллинскую кафедру, после этого Нарвская кафедра долго не замещалась.

27 мая 2009 г. было образовано Нарвское вик-ство ЭПЦ, его возглавил еп. Лазарь (Гуркин; архиерейская хиротония состоялась 21 июля того же года). После возобновления в 2011 г. Н. и П. е. вик-ство прекратило существование.

На землях Н. и П. е. служили либо приняли мученическую кончину протоиереи священномученики Иоанн Кочуров и Димитрий Чистосердов, свящ. сщмч. Александр Волков.

В нарвском Воскресенском соборе хранятся особо почитаемые иконы: список Нарвской иконы Божией Матери, икона Божией Матери «Знамение», образ свт. Николая Чудотворца. Там же находится деревянное Нарвское распятие XVII в. работы Э. Тилле, до 1944 г. хранившееся в Преображенском соборе.

Ист.: Определения Свящ. Синода // ЖМП. 2009. № 7. С. 13; 2011. № 7. С. 6.
Лит.: Цыпин. История РЦ. 1997. С. 218-219, 291; Алексий (Ридигер), патр. Православие в Эстонии. М., 1999; У «пещер, Богом зданных»: Псково-Печерские подвижники благочестия ХХ в. / Сост.: Ю. Г. Малков, П. Ю. Малков. М., 1999. С. 297-300, 496-497, 505-506; Архиеп. Павел (Дмитровский) // Мир Православия: Газ. Таллин, 2002. № 1(46); Синякова Г. А. «Хороших людей забывать нельзя»: Архиеп. Павел (Дмитровский) Таллинский и Эстонский // Там же. 2005. № 1(94); она же. Архиеп. Евсевий (1866-1929) // Там же. 2006. № 5(98); Зотова-Печерская Т. П. Когда увозят в Вечность: Жизнеописание еп. Печерского Иоанна (Булина). М., 2006. С. 101, 105-118, 121, 129-155; Мальцев Ю. П. Краткое жизнеописание архиеп. Нарвского и Изборского Евсевия (Гроздова) и его потомков // Мир Православия. 2006. № 5(98); Шор Т. Крестный путь еп. Иоанна Печерского (Булина, 1893-1941) // Seminarium Hortus Humanitatis: Альманах. № 15: Русский мир и Латвия: Гуманистические аспекты проблемы будущего. Рига, 2008. С. 59-61; Наречение и хиротония архим. Лазаря (Гуркина) во еп. Нарвского, вик. Таллинской епархии // ЖМП. 2009. № 9. С. 58-62; Православие в Эстонии: Исслед. и док-ты: В 2 т. / Ред.: прот. Н. Балашов, С. Л. Кравец. М., 2010.
Рубрики
Ключевые слова
См.также