НАРСАЙ
Том XLVIII, С. 402
опубликовано: 17 мая 2022г.

НАРСАЙ

[Нарсе, Нарсет; сир.  ] († 419/20), мч. (пам. сир. 20 нояб.), пострадавший в Селевкии-Ктесифоне. Сведения о святом содержатся в Мученичестве (BHO, N 786; изд.: Bedjan. Acta. T. 4. P. 170-180), составленном между 422 и 424 гг., вскоре после окончания гонений на христиан, инициированных персидским шаханшахом Вахрамом V, сыном Йездигерда I (399-420). Исследователи отмечали стилистическое сходство и многочисленные совпадения в изложении событий, в т. ч. в подробностях при описании пыток, между Мученичеством Н. и агиографическими произведениями о др. мучениках, пострадавших на территории сасанидского Ирана: Татаке (BHO, N 1139), Хормизде и 9 мучениках Бет-Гармайских (Ibid. N 387), казненных при Йездигерде I, Иакове Нотарии, претерпевшем мученическую кончину в правление Вахрама V (Ibid. N 412). Вероятно, автором всех этих агиографических сочинений, отличающихся высокой степенью достоверности, являлся Авгарь, к-рый упомянул себя в конце Мученичества Хормизда (Bedjan. Acta. T. 4. P. 188; см.: Devos. 1965; Sauget. 1967).

Н. род. в пров. Бет-Разикайе (Рей; ныне Сев. Иран) при Йездигерде I, отличавшемся весьма терпимым отношением к христианам на протяжении большей части своего правления. Н., как и Авгарь, принадлежал к «сынам Завета» (  ) - аскетической группе, которая представляла собой церковную форму раннего сир. аскетизма или протомонашества. Друг Н., пресв. Шапур, избавил от нечистого духа знатного человека по имени Адарпарва (Адурфарнбаг), после чего тот обратился в христианство. Адарпарва попросил Шапура вместе с ним посетить его поместье и основать там церковь. Пресвитер согласился, однако принял необходимые меры предосторожности: Адарпарва должен был предварительно передать ему документ о праве собственности на землю. После того как вельможа выполнил данную просьбу, Шапур построил храм.

В последний год правления Йездигерда I политика в отношении христиан резко изменилась (см. в ст. Гонения на христиан в доисламском Иране). Это было связано с ростом влияния христианства и переходом из зороастрийства значительного числа придворных. Поводом к преследованиям могли также послужить случаи разрушения христианами зороастрийских храмов огня. Согласно Мученичеству, мобедан (глава зороастрийских жрецов) Адарбози (Адурбозе) сообщил Йездигерду об обращении Адарпарвы в христианство, после чего шаханшах разрешил использовать любые средства, чтобы вернуть вельможу к прежней вере. Адарпарва был вынужден отречься от Христа, заявил, что по-прежнему владеет землей, на к-рой пресв. Шапур возвел церковь, и потребовал вернуть документ о праве собственности. По совету Н., посетившего в те дни своего друга, Шапур поспешно уехал из владений Адарпарвы, забрав с собой документ; возможно, он надеялся впосл. с помощью него доказать, что является законным хозяином земельного участка. Однако сразу после бегства Шапура церковь была превращена в зороастрийский храм огня.

Через нек-рое время Н. прибыл в бывшее поместье Адарпарвы, вошел в церковь и, затушив священный огонь, совершил там литургию. Узнав о случившемся, местный мобед приказал схватить Н., после чего тот был доставлен в Селевкию-Ктесифон. Мобедан Адарбози обещал Н. простить его преступление в случае, если тот заново построит храм огня. Н. не согласился и был брошен в тюрьму. После повторного отказа мученику отрубили голову. Ж. М. Фие датирует казнь святого 421 г. (Fiey. 2004. P. 146. N 327), однако более вероятно, что она произошла в последний год правления Йездигерда I, т. е. в 419/20 г. В западно-сир. церковных календарях память Н. отмечена под 20 нояб.

Ист.: Hoffmann G. Auszüge aus syrischen Akten persischer Märtyrer. Lpz., 1880. S. 36-38 [нем. пер. сокр. версии].
Лит.: Labourt. Christianisme dans l'empire Perse. 1904. P. 107-109; Devos P. Abgar, hagiographe perse méconnu (début du Ve siècle) // AnBoll. 1965. Vol. 83. N 3/4. P. 303-328; Sauget J.-M. Narsete // BiblSS. 1967. Vol. 9. Col. 740-742; Fiey J. M. Saints syriaques. Princeton (N. J.), 2004. P. 145-146. N 327.
Е. А. Заболотный
Рубрики
Ключевые слова
См.также