НАТЛИСМЦЕМЕЛИ
Том XLVIII, С. 430-438
опубликовано: 6 июня 2022г.

НАТЛИСМЦЕМЕЛИ

Содержание

Монастырь Натлисмцемели. Вид с юго-востокаМонастырь Натлисмцемели. Вид с юго-востока [Груз. ნათლისმცემელი - Креститель], муж. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи (VI - кон. XIV в.; посл. четв. XVI в.- не позже лета 1923; с 2000) в пуст. Гареджи (Многогорье, Гареджийское монашеское объединение) Сагареджойско-Ниноцминдской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположен в 6 км к западу от лавры прп. Давида Гареджийского (Давидгареджи) в Тбилельской долине (край Кахети). Основная часть комплекса находится на юж. склоне хребта; на сев. склоне есть неск. пещер и резервуаров для воды, на прилегающей с севера к мон-рю территории террасами расположены угодья. Вместе с лаврой прп. Давида Н. являлся значительным духовным центром Грузии.

История

Н. в период средневековья

Церковное предание связывает основание Н. с именем прп. Лукиана Гареджийского (см. в ст. Давид и Лукиан Гареджийские), первого ученика прп. Давида Гареджийского, сведения о чем сохранились в редакции X в. Жития прп. Давида (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 239). Предание об основании обители жило еще в XIX в., настоятель мон-ря передал его А. Н. Муравьёву в 1840 г. (Муравьёв. 1848. Ч. 1. С. 68). Опираясь на эти сведения и на известные на сегодняшний день вещественные материалы, Г. Чубинашвили предполагал, что лавра прп. Давида и Н. были основаны в одно время (Чубинашвили. 1948. С. 31-33).

Исследования последних десятилетий выявили документальные, эпиграфические и археологические материалы, связанные с разными этапами жизни Н. Вещественные материалы времен основания монастыря (VI-VIII вв.) на территории комплекса сохранились скудно: культурные слои раннего периода были утрачены в результате непрерывной на протяжении веков интенсивной монастырской жизни. На стеле Н. с изображением чуда вмч. Евстафия Плакиды (VI-VII вв.; была встроена в паперть главного храма, ныне в Национальном музее Грузии) сохранилась надпись, содержащая наиболее раннее упоминание имени ктитора Н.: «Этот крест воздвиг я, Марвуво, для молитвы за себя, мою супругу и моих детей».

Видение вмч. Евстафия Плакиды. Ктиторская надпись. Стела из мон-ря Натлисмцеме-ли. VI–VII вв. (Национальный музей Грузии, Тбилиси)Видение вмч. Евстафия Плакиды. Ктиторская надпись. Стела из мон-ря Натлисмцеме-ли. VI–VII вв. (Национальный музей Грузии, Тбилиси)Небольшой мон-рь, созданный в раннее средневековье, постепенно развивался с востока на запад. В IX-X вв. в жизни Гареджийского монастырского объединения наступил перелом, в ходе которого постепенно произошли существенные изменения: особенно строгий аскетизм египто-сирийского течения, характерный для раннего периода монашества в Грузии, уступил место новым принципам монастырской организации в Многогорье - на передний план вышли популяризация идеи института святых и взаимоотношения Гареджи с другими монастырскими центрами вост. христианства. Изменения выразились в планировке комплекса Н. и в архитектуре и оформлении отдельных структур. Рядом с пещерами появились каменные строения хозяйственного назначения, в быту помимо простой глиняной керамики стали использовать обливную. По-видимому, в этот же период начался процесс формирования литературно-просветительского центра Гареджи и его превращения в составную часть церковной сеньории. По фресковым надписям известен настоятель раннего периода деятельности Н.- Иоанн (кон. X в.) (Схиртладзе. 2000. С. 133-166).

Важнейшим этапом расширения и обновления Н. считаются XI-XIII вв., что было обусловлено вхождением Кахети в состав единой Грузии и переходом объединения мон-рей Гареджи под покровительство царского дома. Пик возрождения обители пришелся на рубеж XII и XIII вв., Н. превратился в культурно-просветительский центр страны, что нашло отражение в архитектуре и живописи мон-ря. В этот период в центре комплекса был создан кафоликон Н.- большой пещерный храм во имя Рождества св. Иоанна Предтечи, украшенный росписью значительной художественной ценности. Фрагменты фресок соборного храма подтверждают, что его расширили и расписали в XI в.; в кон. XII в. по распоряжению царицы св. Тамары храм еще раз был расписан высокохудожественными фресками, среди которых - обширный групповой портрет династии царского двора XI-XII вв. Фрески были выполнены и в других церквах Н., также была создана система туннелей и лестниц, соединявших пещеры комплекса, усовершенствована сеть водоснабжения, с целью защиты имущества и безопасности мон-ря создана оборонительная система: построена ограда центральных и вост. секторов комплекса. В то время Н. являлся еще и центром ремесленничества, что подтверждают находки - металлическая и обливная посуда местного производства. Также была выявлена продукция, характерная для вост. керамических центров, что свидетельствует о торгово-культурных отношениях Н. с др. странами региона. На рост торгово-экономических отношений с внешним миром указывает и обнаруженный в Н. нумизматический материал, в частности монеты цариц св. Тамары и Русудан и царя Георгия IV Лаши.

Иисус Христос и Богоматерь. Фрагмент Деисуса в росписи кафоликона ц. мон-ря Натлисмцемели. Кон. XII в.Иисус Христос и Богоматерь. Фрагмент Деисуса в росписи кафоликона ц. мон-ря Натлисмцемели. Кон. XII в.Во 2-й пол. XIII в. и в XIV в. нашествие монголов отразилось на монастырях Гареджи, так же как и на Грузии в целом. Монашеская жизнь в обителях Многогорья сохранялась, на что указывает упоминание 3 гареджийских мон-рей (лавры прп. Давида, мон-ря прп. Додо и Н.) в грамотах пожертвования мон-рю Шиомгвиме (1247/1250) Григола Сурамели и в грамотах мон-рю Ркони (1259) Кахи Торели (Корпус груз. 1980. Т. 1. С. 127, 154). После особенно разрушительных набегов хана Берке (1265) монашеская жизнь в нек-рых мон-рях Гареджи была прекращена. Обнаружение небольших вещественных материалов этого периода в Н. (в частности, имитация обливной посуды) показывает, что жизнь в мон-ре находилась в упадке, но все же продолжалась. Археологические данные, подтвержденные письменными источниками, свидетельствуют, что с кон. XIV в. до посл. четв. XVI в. монашеская жизнь в Н. была прекращена: наиболее тяжелыми оказались нашествия Тамерлана (1386-1403/04).

XVII-XVIII вв. датируется период возрождения Гареджийского монастырского объединения и вместе с ним Н. Археологические раскопки, проведенные в комплексе, подтвердили, что после нашествия иран. шаха Аббаса II (1-я четв. XVII в.) в Н. с сер. XVII в. начался процесс восстановления и укрепления, которому способствовал царский двор, в частности цари Кахети Теймураз I (1606-1616, 1634-1648; царь Картли и Кахети в 1623-1632) и Арчил II (1664-1675). Во время правления царей Картли Ираклия I (1688-1703) и Кахети Давида II (Имамкули-хана) (1703-1722) гареджийским мон-рям, в т. ч. Н., было пожаловано значительное земельное имущество, что сказалось как на монастырском быте, строительстве и художественном творчестве, так и на книжной и лит. деятельности обители. Значительные изменения претерпел архитектурный облик мон-ря: были переделаны старые и высечены новые группы пещер, среди них - церкви, жилые и хозяйственные пещеры, трапезная; приведено в порядок хозяйство, системы водоснабжения, к сети которых добавились новые участки; осуществлен новый этап строительства и реставрации ограды - укрепленная башнями и опорами, ограда в XVII-XVIII вв. охватила всю территорию комплекса; часовни и кельи были оформлены в стиле ампир и расписаны орнаментальным декором, созданным по восточным мотивам; в монастырском быту ведущее место заняли изделия из стекла, фаянса и металла. Изменилось и устройство: часть пещер, в которых они располагались, по-прежнему имели скромные формы, их обстановка отличалась скудостью; в другой части келий, созданных на рубеже XVIII и XIX вв. (особенно в западной части Н.), был интерьер в стиле светского жилья: широкие кровати с деталями декоративной живописи (форма и решение которых отмечена вост. художественным вкусом), многочисленные ниши, колонны и полуколонны.

З. Схиртладзе

Н. в 70-х гг. XVIII - нач. XX в.

В нач. 70-х гг. XVIII в. Н. вновь находился в значительном упадке. По сведениям царя Картли-Кахети Ираклия II и митр. Ниноцминдского Саввы, другие монастыри помогали восстанавливать Н. и возрождать там монашескую жизнь. При настоятеле Н. архим. прп. Евфимии (Мчеделашвили/Мчедлишвили; 1775 - март/апр. 1804) мон-рь обрел свое значение. Духовным сыном прп. Евфимия был царевич Георгий (впосл. царь Картли-Кахети Георгий XII), что сделало настоятеля Н. приближенным царского двора. Прп. Евфимий занялся процессом восстановления утраченного имущества Н. и приобретением новых земель и крестьян, это способствовало экономическому развитию обители. Увеличились число и размеры пожертвований. В этот период Н. принадлежали: 1/3 с. Самачвети (с 1784), 1/2 царского кодиспури (хлебная подать размером в 2 ц), подать в размере 60 ц хлеба с с. Вепхвисцихе (с 1798), поместья и крепостные упраздненной Кацаретской епархии (с 1780; в источнике 1791 г. прп. Евфимий упомянут как управляющий хозяйством Кацаретской епархии), мон-рь в с. Ходашени с принадлежавшими ему поместьями и крепостными и красильни в селах Хашми, Манави и Машнаари (Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. С. 296-297). Прп. Евфимий скончался в глубокой старости. После восстановления автокефалии ГПЦ (1917) он был причислен к лику святых как прп. Евфимий Многотрудный (Гареджели, Натлисмцемели; пам. груз. 8 авг.).

В 1801 г. Вост. Грузия включена в состав Российской империи. Несоответствие церковно-административного устройства Русской (управлявшейся светским лицом, обер-прокурором Святейшего Синода, и Синодом) и Грузинской (управлявшейся католикосом-патриархом) Православных Церквей вызывало многочисленные сложности, к-рые в полной мере отражены в процессе назначения нового настоятеля Н. Из письма от 10 апр. 1804 г. главнокомандующего Грузии кн. П. Д. Цицианова католикосу-патриарху Вост. Грузии (Мцхетскому) Антонию II (Багратиони) известно, что Антоний II по представлению еп. Ниноцминдского и Руставского Стефана (Джорджадзе) поставил на место настоятеля Н. архим. Доментия (Давиташвили-Багратиони), возглавлявшего мон-рь Шиомгвиме, и известил главнокомандующего о смерти прп. Евфимия и о новом назначении. Католикос-патриарх также просил Цицианова «предписать кап.-исправнику о приведении в послушание помянутому архимандриту крестьян, той пустыне принадлежащих». Цицианов расценил подобные действия как самоуправство. Он указал католикосу-патриарху на то, что раньше «на таковые важные места поступали всегда настоятели с согласия светского начальства» (очевидно, имея в виду груз. царей). Далее он писал Антонию II о том, что к нему «уже вошел с просьбой» еп. Никозский Афанасий (Мачавариани), который в силу преклонного возраста затруднялся управлять епархией и просил место настоятеля Н. либо право проживать в мон-ре на пенсии в 120 р. в год. Цицианов счел эту просьбу «богоугодной» и был намерен назначить еп. Афанасия настоятелем Н. (и епархию присоединить к Самтаврской), а архим. Доментия - его викарием. Если же католикос-патриарх не согласится с назначением, Цицианов просил выделить епископу в Н. «приличные по сану его келлии» и уведомить главнокомандующего о причинах несогласия с его решением, чтобы он мог донести об этом императору, «не скрывая неустройств здешнего духовенства и небрежения оным пользы церковной» (Отношение кн. Цицианова к католикосу Антонию от 10 апр. 1804 г., № 296 // АКавАК. Т. 2. С. 268-269). Антоний II не изменил своего решения и оставил настоятелем архим. Доментия. Обстоятельства этого дела проясняет доклад прокурора Верховного груз. правительства Плахотина главнокомандующему в Грузии А. П. Тормасову, посвященный раздаче католикосом-патриархом церковных земель, которую российское правительство считало незаконной. В частности, в пункте 52 Плахотин писал, что Антоний II «архимандриту Доментию отдал монастырь Иоанна Крестителя со всеми принадлежащими к оному крестьянами; за сие в подарок с него взял 150 р с (рублей серебром.- Авт.), а за ходатайство племянник его (Цицианов.- Авт.) получил 100 р с», на основании чего император «повелеть соизволил, дабы е свят (Его Святейшество.- Авт.) впредь не смел посвящать ни в который сан никого» (Донесение прокурора Верховного груз. правительства Плахотина ген. Тормасову, от 23 июля 1810, № 108 // АКавАК. Т. 4. С. 154. № 52).

В кратком описании Н. известный церковный деятель сер. XIX в., крестник католикоса-патриарха Антония II и настоятель мон-ря Кватахеви архим. Тарасий (Алекси-Месхишвили; см. в ст. Алекси-Месхишвили), писал, что при архим. Доментии в Н. «служили образцовые монахи, пожилые и молодые, в количестве 25, которые ничего не видели, кроме полей Караи», поскольку кельи в Н. были расположены т. о., что насельники не видели друг друга и целый день проводили в молитвах, за чтением книг, были заняты переписыванием старых рукописей и др. делами. Они встречались только в трапезной, где «сидели молча и почтительно обращались друг с другом». Также архим. Тарасий отмечал, что кельи Н. были более сухими по сравнению с кельями лавры Давидгареджи, потому что солнце с 10 часов утра до захода целый день светило на пещеры (Тарасий (Алекси-Месхишвили), архим. Пустынь Предтечи св. Иоанна Крестителя // Груз. духовный вестн. 1864. Сент. С. 74-76).

Во время настоятельства архим. Доментия в 1812 г. произошло известное восстание в Кахети против российской власти. По словам кн. Д. И. Бебуташвили, находившегося в то время с рус. отрядом, когда полковник П. П. Загряжский 19 февр. атаковал с. Хашми, архим. Доментий вышел с крестом и Евангелием навстречу российским войскам и попросил полковника пощадить село и мон-рь. Загряжский встретил его грубо и непристойно ругался; Бебуташвили не решился переводить его слова архимандриту и сказал лишь, что полковник - человек неверующий и не может видеть крест и Евангелие. Архим. Доментий вернулся в мон-рь. На следующий день пятерых мятежников приговорили к казни через повешение. В этот же день в Хашми прибыл главноуправляющий Грузией ген. Паулич, к-рого архим. Доментий уговорил помиловать мятежников. Архим. Доментий скончался 21 марта 1815 г. и похоронен во дворе Н., надгробный камень возложил митр. Стефан (Джорджадзе) (Бердзенишвили. 1980. Т. 1. С. 216-217).

29 сент. 1815 г. настоятелем Н. стал архим. Афанасий (Петриашвили), настоятель мон-ря Кватахеви. В том же году он составил опись имущества Н. В Н. на тот момент действовали 3 церкви: кафоликон в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, ц. во имя вмч. Димитрия Солунского, ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. В Тифлисе Н. принадлежали 16 крестьян, монастырское подворье на берегу р. Куры (на месте каменной церкви, разрушенной в 1795 Агой Мухаммед-ханом) с 4 домами, в которых проживали монастырские крепостные, а также сад и огород на берегу Куры, приносившие доход 370 р. в год; в Тифлисском у. в сел. Дигоми - 2 крестьянина и 7 земельных участков, в сел. Накулбакеви - земли, принадлежавшие собору Светицховели, и 2 крестьянина. В Телавском у.: в с. Хашми - 76 крестьян (среди них 5 духовных), большинство из к-рых владели землей и большими виноградниками, окруженная каменной оградой крепость с 5 башнями, ц. во имя Иоанна Предтечи, винное хранилище, большой виноградник (из-за неухоженности и вслед. засухи 1814 г. значительно поврежденный), мельница (закрыта за несколько лет до этого), покосные поля; в с. Уджарма - 14 земельных участков (заняты крестьянами и не приносили дохода); в с. Балбиани - 8 крестьян (среди них один духовный), мельница и пашня; в с. Сагареджо - 15 крестьян (среди них один духовный), большинство владели виноградниками и пашнями, подворье мон-ря - каменная ц. во имя св. Иоанна Предтечи; в с. Ахмета - 4 крестьянина, виноградник и 4 участка; в с. Сабуе - 49 крестьян, пашни и виноградники, покосные поля, 20 свиней; в с. Вепхвисцихе - 3 крестьянина, а также живущие на монастырской земле и выплачивающие оброк хлебом 53 семьи казенных крестьян; в с. Курдгелаури - 2 крестьянина. В Сигнахском у.: в с. Машнаари - 61 крестьянин (среди них 2 духовных), большинство владели виноградниками, а также пашни; в с. Манави - 3 крестьянина, подворье Н.- каменная купольная ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы, большой монастырский виноградник (запущенный); в с. Зиари - крестьянин и небольшая пашня. В Горийском у.: в с. Чврири - крестьянин и небольшая пашня; в с. Сасирети - крестьянин. Основной доход Н. приносило с. Хашми, однако к 1815 г. р. Иори размыла ок. 30 виноградников, принадлежавших монастырским крестьянам, и 1/3 монастырских виноградников; были утрачены многие пахотные земли, разрушено несколько мельниц. Крестьяне Хашми под руководством архимандрита смогли привести в порядок берег реки. В 1815 г. братию Н. (кроме архим. Афанасия) составляли архим. Димитрий (Лионидзе), 7 иеромонахов, иеродиакон, 2 мантийных монаха, 4 рясофорных монаха, 4 послушника, в т. ч. известные подвижники - иером. Рафаил (Буниатишвили; 1756-1832) и мон. Геннадий (Тулашвили; 1737-1820) (НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 460. Л. 5-9). В 1818 г. экзарх Грузии архиеп. Феофилакт (Русанов) осуществил в Вост. Грузии церковную реорганизацию: в частности, в мон-рях и церквах была введена система церковного штата. Для Н. был установлен следующий штат: настоятель, 3 иеромонаха, 2 иеродиакона и 4 монаха или послушника (НА Грузии. Ф. 488. Оп. 1. Д. 8667. Л. 3). В 1819 г. в Н. подвизались 18 чел., в 1838 г.- 13, в 1847 г.- 10, в 1865 г.- 10, в 1887 г.- 10, в 1910 г.- 8, в 1917 г.- 6 чел.

19 янв. 1819 г. архим. Афанасий был переведен настоятелем в тифлисский Преображенский мужской мон-рь (в мае переехал в Россию, где умер в 1832). Настоятелем Н. в тот же день был назначен архим. Димитрий (Лионидзе), брат известного дипломата, гос. деятеля и ближайшего советника царя Ираклия II. С 8 лет (1773) он воспитывался в Н. под рук. прп. Евфимия. 21 авг. 1819 г. архим. Димитрий по неизвестным причинам попросил Грузино-Имеретинскую синодальную контору освободить его от должности настоятеля (НА Грузии. Ф. 488. Оп. 1. Д. 1183. Л. 3; Ф. 489. Оп. 1. Д. 930. Л. 6).

Известным церковным деятелем был настоятель Н. архим. Феодосий (Хелашвили; 2 февр. 1827 - 24 февр. 1844; в миру прот. Николай). Его отец, прот. Георгий, был придворным священником в Телави. До пострига прот. Николай, приближенный царского двора, в течение ряда лет был смотрителем и педагогом Тифлисского и Телавского духовных училищ, управляющим церковного имущества Кахети. Он вел активную переписку с находящимися в России груз. царевичами. В 1829 г. усмирил крестьянский мятеж в Сагареджо. Исследователь истории ГПЦ прот. исп. Полиевкт Карбелашвили (см. в ст. Карбелашвили) упоминает его в связи с делом об устройстве временной церкви во дворце с. Ниноцминда. Экзарх Грузии архиеп. Моисей (Богданов-Платонов-Антипов), объезжавший Карталино-Кахетинскую епархию в 1833 г., получил от ниноцминдских жителей ходатайство об устройстве церкви и поручил вести дело Грузино-Имеретинской синодальной конторе, которая 13 янв. 1834 г. направила архит. Рокову запрос на составление сметы. Согласно подсчетам Рокова, устройство церкви должно было обойтись в сумму 13 069 р. 80 к. Дело было доверено архим. Феодосию, управляющему церковными землями бывш. Ниноцминдской епархии. Архим. Феодосий с минимальными затратами произвел восстановление храма, половину суммы заплатила синодальная контора, половину - 70 семей из числа паствы. 10 марта 1835 г. строительство было завершено (НА Грузии. Ф. 488. Оп. 1. Д. 3837. Л. 72-73; Иверия. Тифлис, 1886. № 243. С. 3-4 (на груз. яз.)).

Монастырь Натлисмцемели. Фотография Д. Ермакова. 80-е гг. XIX в. (Национальный музей Грузии, Тбилиси)Монастырь Натлисмцемели. Фотография Д. Ермакова. 80-е гг. XIX в. (Национальный музей Грузии, Тбилиси)

Настоятель Н. архим. Иоанн (Джорджадзе Бидзина Зурабович) принадлежал к княжескому роду, отличался аскетичностью и особое внимание уделял сохранению монашеского делания в обители. Он был настоятелем Н. в течение 21 года (15 июля 1844 - 1865), занимал также должность управляющего церковными землями бывш. Алавердской, Марткопской и Ниноцминдской епархий и их мон-рей, собора Светицховели и Н. Сведения об Иоанне известны из его письма экзарху Грузии архиеп. Исидору (Никольскому) (16 окт. 1849). Будучи уже глубоко пожилым человеком, он писал, что 30 лет находится на церковной службе, подвизался на столпе в мон-ре Марткопи, по представлению митр. Горийского Стефана (Джорджадзе) 14 апр. 1822 г. награжден нагрудным золотым крестом, в 1839 г. назначен заведующим церковными землями; 30 апр. 1843 и 31 мая 1844 г. ему была объявлена благодарность Синода «за честную службу» с внесением в личное дело; 6 мая 1845 г. ему объявил благодарность «за быстрый и честный сбор доходов с земель» экзарх Грузии митр. Исидор (Никольский). В письме архим. Иоанн также отмечал, что вынужден объезжать земли, находящиеся под его попечением и расположенные в Тифлисском, Телавском и Сигнахском уездах, по большей части верхом, что ввиду его возраста выполнять ему уже затруднительно (НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 12 845. Л. 3). Сведения о нем и о Н. в сер. XIX в. также оставил груз. историк П. Иоселиани, лично знакомый с ним. Основываясь на рассказах 78-летнего архим. Иоанна, уже вышедшего на покой, Иоселиани писал, что «до него и при нем... в Натлисмцемельской пустыне были 8 вышедших в отставку архимандритов, 18 иеромонахов, 6 архидиаконов и 30 служителей и послушников. Среди них отличался Геннадий, монах Натлисмцемели, фамилия Тулашвили, большой деятель, сохраняющий посты, бывший сахлтухуцеси (заведующий хозяйственной частью.- Авт.) Давида Эристави. 60 лет он не видел мир, не показывался никому пришедшему в монастырь, кроме епископов и царей» (Иоселиани. 1978. С. 43, 119).

В XIX в. в Н. подвизался прп. Христесий (в схиме Христофор; † 1871; пам. груз. 11 мая), причисленный ГПЦ к лику святых после восстановления автокефалии, его житие в 1880 г. описал иером. Симеон (Грдзелишвили) из лавры Давидгареджи, к-рый лично был знаком с ним (Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. Ч. 1. С. 316).

В 1871 г. в синодальной конторе рассматривалось дело о хищении ценностей Н.: послушник и ключарь мон-ря Иоанн Бердзенишвили, сын священника, подал жалобу на настоятеля Н. архим. Макария (Маташвили), будто бы тот вынес из обители золотую и серебряную утварь, драгоценные митры и древние книги и послал их своей сестре Нино в Тифлис. Расследование вели еп. Горийский свт. Александр (Окропиридзе), настоятель лавры Давидгареджи архим. Софроний (Абелишвили) и протоиерей тифлисского кафедрального собора Сиони Иоанн Масхарашвили. При описи выяснилось, что все предметы находились на месте, а одну из книг и икону Божией Матери унес сам послушник Иоанн и не вернул. Областной суд приговорил его за клевету к 4 месяцам тюремного заключения (Дроеба (Времена). Тифлис, 1878. № 93. С. 3-4).

Фрагменты росписи на сев. стене зала кафоликонаФрагменты росписи на сев. стене зала кафоликона

При Н. с древности существовала монастырская школа, где обучали чтению, пению, письму, церковному типикону, богословским предметам. Особенно высок был уровень обучения пению. В школе получили воспитание мн. церковные деятели, оставившие след в истории ГПЦ. В 1891 г. под рук. архим. Макария в Н. на средства мон-ря была открыта церковная школа, рассчитанная на 20 учеников, учителем был назначен С. Хелсупашвили (Иверия. 1891. № 32. С. 2).

В XIX в. был осуществлен последний этап реставрационно-строительных работ архитектурного ансамбля Н.: были высечены новые кельи, расписанные вост. мотивами и украшенные архитектурными формами тех времен, проведена реконструкция фортификационной системы мон-ря, построены каменные здания бытового и хозяйственного назначения. В 1898 г. с благословения еп. Горийского Леонида (Окропиридзе; впосл. католикос-патриарх всей Грузии) казначей Н. иером. Дидим (Микиашвили) обновил и благоустроил для жилья ок. 30 поврежденных от дождей старых келий. Кроме того, в Н. можно было подвизаться в кельях, устроенных в пещерах (ок. 10) (Цнобис пурцели (Новостной лист): Газ. Тифлис, 1899. № 849. С. 2). Прот. исп. Полиевкт Карбелашвили, посетивший в 1906 г. Н., писал: «Мы осмотрели комнаты иеромонахов. Видели высеченную комнату, высеченную и обустроенную иеромонахом Рафаилом (Буниатишвили). Здесь наглядна келья, устроенная Иоанном Бодбели (митр. Бодбийско-Сигнахский Иоанн (Макашвили).- Авт.) и замечательная церковь св. Димитрия Солунского. Все это перекрыл деревянной балкой и крышей архимандрит Иоанн (Джорджадзе). Несколько лет назад все это перекрыл железом уважаемый архимандрит Амвросий (Хелая) (исп., впосл. католикос-патриарх.- Авт.) и обезопасил обитателей от дождей» (Тбилисская духовная академия и семинария: Газ. Тб., 2000. № 6(18). С. 4).

12 марта 1917 г. в патриаршем соборе Светицховели была самопровозглашена автокефалия ГПЦ. 5 мая настоятель Н. архим. сщмч. Назарий (Лежава) был поставлен настоятелем мон-ря Гелати. Причт выбрал на должность настоятеля Н. игум. Иоанна (Карселадзе), управлявшего мон-рем Зедазени, однако местоблюститель Патриаршего престола еп. Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропиридзе) не утвердил его. 23 авг. 1917 г. временно управляющим Н. был назначен архим. исп. Амвросий (Хелая) (НА Грузии. Ф. 1. Д. 505. С. 1-2; Д. 523. С. 1). 8-17 сент. 1917 г. на Первом церковном Соборе ГПЦ был избран католикос-патриарх сщмч. Кирион III (II) (Садзаглишвили), назначивший настоятелем Н. свое доверенное лицо - иером. Тарасия (Канделаки), с возведением его в сан архимандрита.

Н. после 1917 г.

В мае 1918 г. меньшевистское правительство Грузии произвело секуляризацию церковного имущества, в результате чего экономическое положение мон-рей и в целом Церкви значительно ухудшилось. 12 нояб. 1918 г. митр. Тифлисский Леонид (Окропиридзе) писал в Католикосский Совет, что архим. Тарасий уже полгода как по своей воле оставил пустынь и никто не знает, где он находится. Братия Н. рассеялась, остались только двое монахов, к-рые на тот момент проживали в с. Хашми. Один из них за неделю до этого приходил к митр. Леониду и жаловался, что жители Хашми отняли у них все монастырское имущество (виноградники, мельницы, дома, скот). Митр. Леонид писал, что ввиду этих обстоятельств он освобождает архим. Тарасия от должности управления мон-рем и просит Совет ходатайствовать о возвращении монастырского имущества. Известно, что на тот момент Н. официально принадлежало в Тифлисском у. 3584 десятины (2779 десятин - пастбища, пашня и др., 695 десятин - непригодные места, десятина - двор мон-ря, 10 десятин - виноградники в с. Хашми) (НА Грузии. Ф. 1. Оп. 1. Д. 343. С. 80-81). Эти земли за Н. утвердила в нояб. 1886 г., при архим. Макарии (Мататашвили), Генеральная комиссия размежевания земель (Иверия. 1886. № 264. С. 2).

Последний настоятель Н. иером. Михаил (Мандария) приложил все усилия для восстановления в обители монастырской жизни, но это оказалось невозможным. Положение усугубляли неоднократные разбои татар. пастухов и др. грабителей. В 1921 г. груз. историк прав. Евфимий Такаишвили писал о том, что ученые неоднократно обращались в правительство и МВД с просьбой выделить охрану главным церквам и мон-рям Гареджи, разъясняли властям значение Н. и лавры Давидгареджи «не только в религиозном и культурном смысле, но и политическом», писали, что «эти монастыри являются аванпостами грузинской колонии и населения на границе с татарами, и если их не будет, богатое и красивейшее место останется толпе татаров» (Сакартвело (Грузия): Газ. Тифлис, 1921. № 34. С. 3-4). Однако меры по сохранению мон-рей приняты не были, в скором времени (до лета 1923) в Н. прекратилось богослужение.

15 янв. 1925 г. на заседании Президиума ЦИК Грузии был выслушан вопрос о мон-рях Гареджи. «Древнейшие комплексы древностей пустынь Давида Гареджи с их историческими и художественными надписями, также крепостями, которые расположены в долине Карая приблизительно длиной в 20 км и шириной в 8 км» были признаны «имеющими большое научное значение не только в масштабах Грузии, но и всего мира». Было решено «организовать защиту этих древностей. Эта территория является безводной пустыней, здесь нет населения и сами древности превратились в укрытие бандитов» (ЦГА новейшей истории Грузии. Ф. 284. Оп. 1. Д. 153. С. 2). Однако никаких реальных мер за этим решением не последовало.

В 1980-1981 и 1983-1987 гг. археологическая экспедиция Спелеистической лаборатории Гос. музея Грузии осуществила в Н. археологические работы небольших масштабов с целью изучения культурных слоев и стратиграфии на территории мон-ря; было выделено 3 археологических участка, заложено неск. шурфов (Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1988. № 2. С. 15 (на груз. яз.)).

В 2000 г. с благословения Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) в Н. восстановлена монастырская жизнь, настоятелем назначен архим. Иоанн (Киквадзе), также являющийся настоятелем церкви Мамадавити (во имя прп. Давида Гареджийского) на горе Мтацминда в Тбилиси. В Н. постоянно живет иеродиак. Неофит (Джобава).

Г. Мачуришвили

Настоятели Н.

Иоанн (кон. X в.), Онуфрий (Мачутадзе; 1690 - нач. XVIII в.), Харитон (1702-1718), Серапион (с 1724), Симеон (Орбелишвили; 1742-1746), Авраам (1749-1751), Зенон (1752-1760), Симеон (Инауридзе; 1760-1772), Николай (Кипиани; 1773-1775), архим. прп. Евфимий (Мчедлишвили; 1775 - март/апр. 1804), архим. Доментий (Давиташвили-Багратиони; апр. 1804 - † 21 марта 1815), архим. Афанасий (Петриашвили; 29 сент. 1815 - 19 янв. 1819), архим. Димитрий (Лионидзе; 19 янв. 1819 - 21 авг. 1819), архим. Ириней (Ключарёв; 21 авг. 1819 - 1 июня 1821), архим. Елевферий (Элептер) (Зукакишвили; авг. 1821 - окт. 1822), архим. Евгений (30 нояб. 1822 - 2 июня 1826), архим. Феодосий (Хелашвили; 2 февр. 1827 - 24 февр. 1844), игум. Феофан (Мачабели; 27 февр. 1844 - 15 июля 1844), архим. Иоанн (Джорджадзе; 15 июля 1844 - 1865), архим. Макарий (Мататашвили; 10 сент. 1865 - 7 июня 1892), архим. Евсевий (Цабадзе; 4 сент. 1892 - 14 июля 1897), еп. Леонид (Окропиридзе; 14 июля 1897 - 12 авг. 1900), архим. Георгий (Аладашвили; 12 марта 1902 - 29 авг. 1905), архим. исп. Амвросий (Хелая; 24 нояб. 1905 - 22 янв. 1909; 23 авг.- 14 окт. 1917), еп. Давид (Качахидзе; 1909-1910), архим. Антоний (Гиоргадзе; 30 янв. 1910 - 7 июня 1911), архим. сщмч. Назарий (Лежава; 17 нояб. 1911 - 5 мая 1917), архим. Тарасий (Канделаки; окт. 1917 - май (?) (официально с 12 нояб.) 1918), иером. Михаил (Мандария; нояб. 1918 - 1919), архим. Иоанн (Киквадзе; с 2000).

Г. Мачуришвили, З. Схиртладзе

Святыни

Прот. Михаил Хелашвили, побывавший в Н. в 80-х гг. XIX в., составил небольшое описание Н. и особое внимание уделил церковной утвари, древним иконам и рукописям обители. Главным храмовым образом была икона «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи», украшенная золотом и камнями (18 яхонтов и 21 камень бирюзы). В надписи на иконе указано, что ее пожертвовали в мон-рь царь Кахети Александр II и царица Тинатин. В какой-то момент икона была утрачена и затем найдена 2 пастухами и возвращена в мон-рь. Среди проч. святынь Н. прот. Михаил упоминал следующие иконы: другую икону «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи», также пожертвованную царем Александром; икону Божией Матери, «сравнительно меньших размеров», которую украсил и пожертвовал мон-рю Ростом Каитмазашвили. Также он описал манускрипт, созданный «на 2 пергаментах на 41 бумажном листе». В 1889 г. нек-рые святыни (иконы, рукописи, архиерейские облачения, вышитые золотом и разноцветными шелковыми нитками) были доставлены в Тифлис в Церковный музей. Перевозкой рукописей занимались председатель Совета Церковного музея историк Д. З. Бакрадзе и секретарь прот. Каллистрат Цинцадзе (впосл. католикос-патриарх Грузии Калистрат (Цинцадзе) (Иверия. 1889. № 68. С. 1). В 1906 г. по постановлению Церковного комитета прот. исп. Полиевкт Карбелашвили, историки прав. Евфимий Такаишвили, М. Джанашвили, Д. Каричашвили и С. Горгадзе занимались изданием грамот (гуджаров) из коллекции Церковного музея. В целях ознакомления со святынями, хранившимися в Н. и лавре Давидгареджи, исп. Полиевкт посетил Гареджи. Он также описал икону «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи», добавив сведения о том, что образ был утерян «во время переселения» (т. е. после разгрома мон-ря войском шаха Аббаса I в нач. XVII в.) и найден в Гомбори в XVIII в. По его сведениям, «в пустыни Натлисмцемели осталось немного из древних пожертвованных вещей. Остальные предметы были пожертвованы в XVIII в. и позднее. Много трапезных (напрестольных.- Авт.) крестов; также потиры и дискосы и другая необходимая утварь. Здесь же иконы с надписями» (Схиртладзе. 2000. С. 4).

Г. Мачуришвили

Литературная школа Н.

В мон-ре с раннего периода его существования имелась б-ка, к-рая предположительно была одной из древнейших и богатейших среди груз. монастырских б-к. Это подтверждает один из списков книгохранилища и сокровищ Н., внесенных в рукопись груз. коллекции мон-ря вмц. Екатерины на Синае (Sinait. iber. N 50). В списке перечислены рукописи, пожертвованные мон-рю с VI до X в. Долгое время рукописное собрание монастырей Гареджи было единым. В 1702 г. его поделили между 3 монастырями: Н., лаврой Давидгареджи и монастырем Додос-Рка. В рукописи НЦРГ. Q 1040 (XIX в.) указано, что в это время в лавре прп. Давида хранилось 26 древних рукописей, в Н.- 32. Еще один список рукописей Н. сохранился в коллекции Национального архива Грузии (НА Грузии. Ф. 1448. Оп. 1. Д. 3118) и предположительно был составлен в 1811 г. Несмотря на то что большая часть б-ки была уничтожена, на масштабы местных книгохранилищ указывает множество рукописей и документов, созданных в Н. и находящихся в хранилищах древностей по всему миру.

По документам видно, что в ранний период своей истории Н., как и др. мон-ри Гареджийского Многогорья, не участвовал в активной лит. жизни, по существу ограничиваясь лишь копированием рукописей, для чего были созданы значительные хранилища. Лит. школа в Н. стала развиваться в XVII-XVIII вв. В Н. находились интеллектуальные силы Гареджи, переводческая работа здесь не осуществлялась. Известны имена мн. деятелей лит. школы Н. этого периода: Гавриил (Сагинашвили) (НЦРГ. A 100, A 130, A 624, Q 1142), Давид (Вачнадзе) (НЦРГ. A 415), Иосиф (Арагвисэристави) (НЦРГ. A 100), Роман (НЦРГ. A 914), Порфирий (НЦРГ. H 2436, H 1433, H 902), Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили; католикос-патриарх Вост. Грузии в 1724-1737/38 или 1735), Сулхан-Саба (Орбелиани), Евфимий (Бараташвили) (НЦРГ. A 111, A 515) и др. Отдельно среди произведений, созданных в Н., стоит соч. «Грдемли» Виссариона (Орбелишвили-Бараташвили), которое вместе с сочинениями «Марцухи» Тимофея (Габашвили) и «Мзаметквелеба» католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони) относится к развившемуся в Гареджи в XVII-XVIII вв. полемическому жанру и отражает настроения и стремления деятелей пустыни Гареджи (подробнее см. разд. «Гареджийская литературная школа» в ст. Грузинская Православная Церковь).

М. Кавтария, З. Схиртладзе

Архитектурный ансамбль

Мон-рь и его древности привлекли внимание исследователей в 30-х гг. XIX в. О Н. писали Г. Гордеев, побывавший здесь в 1832 г. (Тифлисские вед. 1832. № 1. С. 14), А. Муравьёв в 1846 г. (Муравьёв. 1848. Ч. 1. С. 68), архим. Тарасий (Алекси-Месхишвили) в 1868 г. (Тарасий (Алекси-Месхишвили). 1869). В 1921 и 1929 гг. Н. изучал Г. Чубинашвили (Чубинашвили. 1948. С. 102, 104). Имеют ценность фотографии: 2 были сделаны Д. Ермаковым в кон. XIX в. (негативы хранятся в фототеке Музея искусства Национального музея Грузии), одну фотографию в 1913 г. выполнил Т. Кюне во время экспедиции груз. историка прав. Евфимия Такаишвили (НЦРГ. Фонд Е. Такаишвили. Д. 296).

Пещерные часовниПещерные часовни

На протяжении длительного существования Н., как и другие мон-ри Гареджи, неоднократно восстанавливался и обновлялся. В результате сформировался комплекс, включающий в себя мн. хронологические слои. Он состоит из более чем 30 пещерных помещений, расположенных в неск. ярусов (церкви-молельни, трапезные, кельи, захоронения и др.). Ансамбль, высеченный в песчаном скалистом массиве, под воздействием природных факторов (ветер, мороз, жара) интенсивно разрушается. Этот процесс усугублялся существованием на протяжении десятилетий в Гареджи полигона советской армии. Реставрационные работы в мон-ре начались в 80-х гг. XX в. Была укреплена только одна часть защитных стен комплекса; очищены и укреплены фрески главного храма. С возрождением в Н. монашеской жизни (2000) возобновился процесс реставрации комплекса: восстановлен гостевой дом за оградой мон-ря; в юго-зап. части осуществлена реставрация кельи в верхнем ярусе мон-ря, очищены и приведены в порядок хозяйственные помещения рядом с главным храмом и трапезной; в церкви установлен иконостас.

Из пещер-часовен раннего этапа существования мон-ря (VI-X вв.) до наст. времени дошла лишь небольшая часть. Малые часовни находятся в верхнем ярусе комплекса, к востоку от главного храма, некоторые из них были расписаны (Схиртладзе. 2001). Со времени возведения кафоликона (XI-XIII вв.) в Н., как и в большинстве гареджийских мон-рей, центром комплекса стал просторный соборный храм. Рядом к западу расположена такая же просторная трапезная, основная часть которой была выстроена из дробленого камня (кроме сев. и сев.-вост. части). Над папертью из дробленого камня как юж. пристройка к храму была сложена келья настоятеля, состоящая из 2 частей, над трапезной возведена колокольня.

Вид на алтарь кафоликонаВид на алтарь кафоликонаВ вост. части комплекса сохранились церкви и часовни раннего периода, среди них есть и расписанные: церковь в самой вост. части комплекса (XI в.), часовня, созданная при содействии предводителя Иоанна (рубеж X и XI вв.) и находящаяся рядом с ней зальная церковь (XII в.). В зап. части монастырского ансамбля уцелели жилые кельи XVII-XIX вв., а также кузница и мастерские, хозяйственные строения, конюшня, кухонный комплекс с пекарней, печью и защитным строением; в течение веков комплекс имел резервуары, высеченные в скале, каналы, фильтровальный бассейн с каменными строениями, регулирующими течение и уровень воды, выполненные на высоком инженерном уровне. Н. был защищен стенами: в XI-XIII вв. возведена ограда в центральной и вост. части мон-ря; в XVII-XVIII вв. ограда включала в себя всю территорию мон-ря; в XIX в. оградой были ограничены только центральная и зап. части мон-ря.

Трапезная была выстроена вплотную к главной церкви с зап. стороны в XVII-XVIII вв. Ее основание предположительно связано с деятельностью настоятеля мон-ря Онуфрия (Мачутадзе; 1690-1732). Интерьер трапезной, по-видимому, в последний раз оштукатурили в XIX в. Над трапезной находится колокольня, строительство к-рой, а также обновление главной оборонительной башни в верхней части мон-ря связано с деятельностью митр. Бодбийского Иоанна (Макашвили).

В центральной части комплекса на протяжении веков существовал могильник, где хоронили братию Н. Археологическими раскопками было подтверждено 15 могильников позднего средневековья. Были выделены 3 типологические группы погребений: каменные ящики, могильники, высеченные в скале, и грунтовые погребения. В результате археологических раскопок был выявлен также разнообразный археологический материал широкого хронологического диапазона (IX-XVIII вв.): керамика, металл, стекло, украшения, монеты.

В отличие от центральной части мон-ря, пещеры на востоке и западе комплекса полностью заброшены, нек-рые из них покрыты землей. В результате постепенного разрушения скалистой породы пещеры вост. массива значительно повреждены. Основная часть келий зап. массива сильно пострадала во время функционирования полигона - стены исцарапаны, сломаны лепные формы, обрушены стены и своды.

Кафоликон Н

- храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (XI-XIII вв.) - находится в центре комплекса. Особенности архитектуры этой церкви в определенной степени предопределяли характер восприятия ансамбля: через низкий полутемный проход входящий внезапно попадал в просторное высокое величественное помещение зального типа - пещерный храм. Роспись поражала необычайной парадностью, сверкающей красотой колорита, с щедрым применением дорогих материалов, лазури и золота.

Кафоликон больших размеров. Храм, по-видимому, на протяжении долгого времени существовал без юж. пристройки. На это указывают широкие окна, встроенные в его юж. стену, 2 из к-рых - в алтаре и в вост. части юж. стены зала, остальные - в зап. части той же стены. Пристройка датируется поздним средневековьем. Она имела неск. функций. Непосредственно центральная часть 1-го этажа - паперть храма; в сев. стене у нее устроена пазуха (к западу от входной низкой двери), к-рая связана проемом с верхним этажом. К западу от паперти находится небольшая келья; к востоку, намного выше, связанная лестницей с папертью, расположена часовня вмч. Димитрия, где в позднее средневековье и до XIX в. включительно хоронили членов царского дома, знать и духовных лиц.

Храм расписан в XI и в кон. XII в. Наиболее примечателен ктиторский портрет царского дома XI-XII вв. Перед благословляющим прп. Давидом Гареджийским изображены цари Грузии Баграт IV (1027-1072), св. Давид IV Строитель (1089-1125), Димитрий III (1125-1156), Георгий III (1156-1184) (на сев. стене), а также правившая в то время царица св. Тамара, ее супруг Давид Сослан и между родителями - их сын, юный царевич Георгий Лаша (на сев. части зап. стены). Подобный состав ктиторского портрета не характерен для груз. церковной живописи. Фрески сильно повреждены и фрагментарны. Несмотря на плохую сохранность росписи, все же можно представить характер оформления интерьера живописным декором. Роспись храма резко отличается от росписей др. церквей Гареджи. В ее оформлении ярко выступают особенности светского искусства, что наряду с историческими портретами позволяет считать росписи заказом царской семьи (Схиртладзе. 1983. С. 96-110; Он же. 1987. С. 108-113; Idem. 1993. P. 5-14).

З. Схиртладзе
Ист.: Муравьёв А. Грузия и Армения. СПб., 1848. Ч. 1; Тарасий (Алекси-Месхишвили), архим. Краткое описание мон-рей Грузии: Пустынь прп. отца нашего Давида Гареджели // Груз. духовный вестник. 1869. № 8. С. 36-50 (на груз. яз.); Гавриил Мцире. Жития гареджийских преподобных / Сост.: З. Схиртладзе. Тб., 2002 (на груз. яз.); Исторические документы Гареджи, XIII-XVIII вв. / Сост.: Д. Ломидзе, М. Чумбуридзе, З. Схиртладзе и др. Тб., 2008. Т. 1; 2011. Т. 2 (на груз. яз.).
Лит.: Чубинашвили Г. Пещерные мон-ри Давид-Гареджи: Очерк по истории искусства Грузии / Акварели и рис.: Е. Лансере. Тб., 1948; Амиранашвили Ш. История груз. монументальной живописи. Тб., 1957. Т. 1; Кавтария М. Давидгареджийская лит. школа. Тб., 1965 (на груз. яз.); Ломинадзе Б. Из истории отношений груз. феод. сеньорий. Тб., 1966. Т. 1 (на груз. яз.); Чубинашвили Н. Хандиси: Проблема рельефа на примере одной группы груз. стел посл. четв. V, VI и 1-й пол. VII в. Тб., 1972; Иоселиани П. Житие Георгия Тринадцатого. Тб., 1978 (на груз. яз.); Бердзенишвили М. Материалы к истории груз. общественности 1-й пол. XVIII-XIX вв. Тб., 1980. Т. 1 (на груз. яз.); Схиртладзе З. Царский ктиторский портрет в главном храме гареджийского мон-ря Натлисмцемели // Сабчота хеловнеба (Советское искусство). Тб., 1983. № 11. С. 96-110 (на груз. яз.); он же. Опять о ктиторском изображении Натлисмцемели // Там же. 1987. № 3. С. 108-113 (на груз. яз.); idem. Les portraits de l'église principale du monastere Natlismtsemeli à Garedja // Зограф. Београд, 1993. Т. 23. P. 5-14; он же. Фреска монаха в гареджийском мон-ре Натлисмцемели // Груз. Патриархия. Тб., 1999. Вып. 1. С. 33-39 (на груз. яз.); он же. Неизвестный очерк о Гареджийском Многогорье // Тбилисская духовная академия и семинария: Газ. Тб., 2000. № 6(18) (на груз. яз.); он же. Деятельность ктитора мон-ря Натлисмцемели на Гареджийском Многогорье мамасахлиси Иоанна // Монашеская жизнь в пустыни: Гареджа и Христ. Восток. Тб., 2001. С. 133-166 (на груз. яз.); Вольская А. Росписи пещерных мон-рей Давид-Гареджи // Гареджи: Тр. Кахетинской археол. экспедиции. Тб., 1988. Вып. 8. С. 130-155 (на груз. яз.).
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АРМАЗИ мон-рь во имя Пресвятой Богородицы неподалеку от г. Мцхета (Грузия)
  • АРТОЗАНИ село с монастырем во имя святого Шио Мгвимского, Грузия, VII-VIII вв.
  • АХТАЛА крепость и монастырь в Армении
  • ВАРДЗИА пещерный муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, Грузия