НАУМ ОХРИДСКИЙ
Том XLVIII, С. 453-456
опубликовано: 20 июня 2022г.

НАУМ ОХРИДСКИЙ

Содержание

Равноап. Наум Охридский. Икона. Посл. четв. XIV в. (Галерея икон, Охрид)Равноап. Наум Охридский. Икона. Посл. четв. XIV в. (Галерея икон, Охрид) (Ок. 830 - 23.12.910), равноап. (пам. 23 дек., 20 июня, 27 июля - в Соборе болгарских просветителей), слав. просветитель, ученик равноапостольных Кирилла и Мефодия. Основной источник сведений о Н. О.- его Жития и службы ему. Поскольку Н. О. был одним из ближайших учеников славянских первоучителей и духовным братом равноап. Климента Охридского, возможно, что он происходил из Солуни (совр. Фессалоники) или ее окрестностей. Согласно позднему, т. н. Второму славянскому, Житию (ХVI в.), Н. О. род. в Болгарии («Мисии») в благородной семье. Впосл. присоединился к солунским братьям, «когда они обходили и поучали мисийцев и далматинцев» (во время Моравской миссии). Н. О. был рукоположен во священника одновременно с Климентом и др. учениками в период пребывания равноапостольных Кирилла и Мефодия в Риме, в кон. 867 - нач. 868 г. После смерти Кирилла Н. О. стал помощником Мефодия и, по-видимому, занимался книжным делом. С. Кожухаров предположил, что Н. О. составил канон ап. Андрею еще во время пребывания в Риме для проведения слав. службы в храме ап. Андрея. Судя по отсутствию имени Н. О. в помяннике («Братской книге») мон-ря Райхенау, он, вероятно, не был пленен вместе с архиеп. Мефодием либо содержался в др. месте. После смерти равноап. Мефодия (885) Н. О. был изгнан из Моравии вместе с учениками первоучителей, и, по сообщению Феофилакта Болгарского, автора Жития св. Климента, вместе с Климентом и со св. Ангеларием Охридским (по др. источникам, с Саввой) они «устремились к Болгарии». В Белграде, тогда входившем в Болгарское княжество, они были приняты наместником и направлены ко двору болг. кн. Бориса в Плиску. Вместе с учениками, разными путями попавшими в Плиску, здесь Н. О. занимался книжной деятельностью. После отъезда св. Климента на юго-зап. земли Болгарского гос-ва (в обл. Македония) ок. 886 г. Н. О. остался в Плиске и, вероятно, руководил работой переводчиков и переписчиков. Об этом свидетельствует предисловие Учительного Евангелия, составленное Константином Преславским по просьбам «брата Наума». Нек-рые исследователи (М. Вайнгарт, А. Мазон и др.) без веских аргументов отождествляли Н. О. с Храбром Черноризцем.

После возведения св. Климента в сан «первого епископа болгарского языка» (893/4) царь Симеон (893-927) отправил Н. О. в Македонию продолжать учительское служение. Согласно источникам, Н. О., будучи священником, следовал обетам целибата и нестяжания; ок. 900 г. он принял монашество и, благодаря ктиторам, кн. Борису и царю Симеону, на Охридском оз. основал монастырь во имя арх. Михаила (с XVII в. посвящен основателю, см. Наума Охридского монастырь). В притворе храма этого мон-ря он и был похоронен.

Литературная деятельность

В исторических источниках нет сведений о лит. деятельности Н. О. В 1978 г. Кожухаров в серб. Минее Служебной XIII в. (Ath. Zogr. N 88, серб. правописание) нашел канон ап. Андрею с акростихом «првааго хрстова сла хвалёё нёшчёё наyм» (первого апостола Христова восхваляет нищий Наум). Позднее словац. исследователь Л. Матейко (Matejko. 1998) выдвинул и убедительно обосновал гипотезу о том, что первоначально канон имел 2-ю песнь и начало акростиха читалось как «прво[званн]аго» (это подтверждает единственный рус. список канона, где это слово, составляющее устойчивый эпитет ап. Андрея, помещено в начале 1-го тропаря 1-й песни (Турилов. 2006. С. 31); все известные южнослав. списки дают явно ошибочное написание «прьвозданнаго»). Язык текста отличается архаичностью, нет сомнений, что он принадлежит Н. О. На основе стилистического и лингвистического анализа (в т. ч. примеров передачи звука [tj*] буквами «шч») Кожухаров предположил, что Н. О. был и автором канона на перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста с акростихом «Перенесение мощей [мошчёё] Златоуста воспеваю», который находится в т. н. Скопской праздничной минее ХIII в. (НБКМ. № 522; см.: Кожухаров. 2004. С. 33-44). Эту гипотезу оспаривал болг. исследователь Г. Попов; он считал, что автор данного канона - Климент Охридский (Станчев, Попов. 1988. С. 145-147). Не исключено, что в будущем может быть установлено авторство Н. О. одного из минейных канонов с анонимным фразовым акростихом, атрибуция к-рого уточняется.

Почитание

Почитание Н. О. в чине преподобных возникло на юго-западе Болгарии в X в., до завоевания страны Византией. В XI-XIII вв. оно развивалось на территории Охридcкой архиепископии, а после возобновилось в Болгарском царстве Иоанна Аcеня II (1218-1241). Его память вместе с памятями Кирилла и Мефодия и их самых известных учеников включена в Борила царя синодик. В XIV-XVIII вв. Н. О. вместе с равноап. Климентом почитался в Охридской архиепископии как чудотворец и целитель, с XVII в.- в составе Седмочисленников, учеников слав. первоучителей. Рассказы о деяниях Н. О. как «великого чудотворца и лечителя» еще при его жизни распространились в областях вокруг Охрида. Нек-рые из рассказов вошли в славянские и греческие Жития. В устных местных преданиях он представлен более ярко по сравнению с письменной традицией, к-рая отдает предпочтение равноап. Клименту.

Центром почитания Н. О. стал основанный им мон-рь. Среди паломников, стремившихся получить исцеление у мощей Н. О., прежде всего от «душевных» болезней, были болгары, албанцы, греки, валахи и много мусульман, о чем свидетельствуют дарственные записи. После упразднения Охридской архиепископии его почитание сохранилось в Македонии, Греции, Албании и Болгарии. Целебные свойства мощей святого обусловили его широкое почитание не только на Балканах, но и в империи Габсбургов, где переселенцами в его честь был основан храм в г. Мишкольц (совр. Венгрия). Болг. издания о Седмочисленниках ХVIII-ХIХ вв. способствовали распространению почитания в Болгарии. В контексте почитания равноапостольных Кирилла и Мефодия и их учеников Н. О. стал известен в XIX в. в России и др. странах.

Агиография и гимнография

В балканской книжности о Н. О. сохранились агиографические и гимнографические тексты. По наказу ученика равноап. Климента - Марка, «четвертого епископа славянского языка» г. Девола, вероятно, уже в X в. было составлено краткое Житие Н. О., к-рое большинство исследователей считают извлечением из несохранившегося обширного Жития равноап. Климента. Это Житие рассказывает и о судьбе учеников первоучителей после смерти равноап. Мефодия. По словам автора Жития, оно было написано после кончины Н. О., «чтобы не остался без почитания брат сего блаженного Климента, и сподвижник, и сострадалец, с которым пресвитер Наум перенес многие беды и страсти от еретиков». Его единственный список сохранился в стишном Прологе нач. XVI в. (Ath. Zogr. Slav. 47), но текст Жития не является частью Пролога, а был прибавлен к концу рукописи свящ. Иоанном Милошевым из Дебра. Существование текста Жития в этой местности в нач. ХVI в. указывает на длительное почитание здесь святого.

Второе слав. Житие Н. О., типа проложного, где он именуется «преподобный и богоносный наш отец Наум, великий чудотворец из Ливания Деволского близ города Охрида», известно лишь по утраченному во время второй мировой войны списку из Народной б-ки в Белграде, предположительно XVI в. Кроме заимствований из греч. Жития равноап. Климента архиеп. Феофилакта Болгарского в этом Житии сохранились сведения из др. источников, напр. об основании обители арх. Михаила, о смерти и погребении Н. О.

Пространное греч. Житие Н. О., «постника, пастыря и учителя… в Мизийской земле», составлено на основе славянских и греческих текстов в XII или XIII в. в Охриде и сохранилось в списке XVII в., обнаружено в 1938 г. И. Дуйчевым и издано Е. Траппом (Trapp. 1974). Исследователи считают, что его автором является архиеп. Охридский Константин II Кавасила. В сокращенном виде в 1695 г. оно переиздано вместе с греч. службой святому в Венеции, в 1740 и 1742 гг.- в Мосхополе (ныне Воскопоя, Албания). Во 2-й пол. XVIII в. это Житие переведено на церковнослав. язык.

Вероятно, одновременно с 1-м слав. Житием Н. О. была составлена и несохранившаяся слав. служба ему (И. Снегаров, К. Нихоритис, С. Николова). Другие известные гимнографические произведения в честь Н. О. (службы, паннихис и молебное последование) были написаны на греч. языке. Древнейшая греч. служба написана ок. 1255-1260 гг. Константином Кавасилой, имя которого указано в акростихе. Служба известна в 3 редакциях по 2 рукописным спискам (Афинскому и Софийскому) и 7 старопечатным изданиям. Остальные греч. и слав. службы составлены в XVII-XIX вв. на ее основе. В 2 изданиях (1695 и 1740) и в церковнослав. переводе к тексту службы прибавлена паннихис с акростихом, в к-ром указано имя автора Григория, вероятно архиепископа Охридского нач. ХIV в. Новогреч. анонимное молебное последование, возникшее ок. 1800 г., отражает почитание Н. О. в то время. В ХХ в. на болг. языке ему составлен акафист.

Иконография

Равноап. Наум Охридский. Икона. 2-я пол. XIV в. (Галерея икон, Охрид)Равноап. Наум Охридский. Икона. 2-я пол. XIV в. (Галерея икон, Охрид)Cохранилось относительно немного средневек. изображений Н. О., самые ранние из к-рых относятся ко 2-й пол. XIV в. и локализованы в Охриде и его окрестностях: литийная двусторонняя икона XIV в. из храма Пресв. Богородицы Перивлепты, или «старой церкви св. Климента», в Охриде (на обратной стороне - равноап. Климент), икона из храма Пресв. Богородицы Больничной в Охриде, фрески храма Св. Софии в Охриде (1355-1368), «малого» храма св. Климента в Охриде (1378), Пресв. Богородицы Захумской (1361) и Пресв. Богородицы в с. Пещани (Пештани, 1370). На них Н. О. изображается в монашеском одеянии, с темными волосами и окладистой бородой.

Равноап. Наум Охридский. Роспись часовни кафоликона мон-ря Наума Охридского. 1800 г.Равноап. Наум Охридский. Роспись часовни кафоликона мон-ря Наума Охридского. 1800 г.Кроме спорной идентификации Н. О. на иконе архиерея в храме свт. Николая Больничного в Охриде (1480-1481), в XV в. изображения святого неизвестны, а следующая по времени икона (2-я пол. XVI в.) в «старой церкви св. Климента» является списком с упомянутой иконы XIV в. В храме вмч. Георгия в с. Врбяни в Македонии (1602) Н. О. изображен как архиерей вместе с почитаемыми святыми Саввой Сербским, Ахиллием Ларисским, Прохором Пшинским и Кириллом Философом. Кон. XV - нач. XVI в. датирован образ Н. О. с архангелами Михаилом и Гавриилом на большом кресте из охридского «малого» храма св. Врачей (Космы и Дамиана), к-рый мог быть изготовлен в Охридском мон-ре св. Наума.

В нач. XVIII в. Константин Зограф написал икону Н. О. и Климента Охридского (1711) для мон-ря св. Наума; по ее образцу Х. Жефарович в 1737 г. создал образ «Св. Наум и св. Григорий Синаит» для мон-ря Боджяни и гравюру «Св. Наум и св. Никодим» для своей «Стематографии» (1741). По сообщению В. И. Григоровича, в храме вмч. Димитрия в Битоле (1830) в 2 приделах, посвященных равноапостольным Н. О. и Клименту, находились их древние иконы.

На печати мон-ря св. Наума 2-й пол. XVII в. (ЦИАМ. № 6071) образ Н. О. окружен сценами его чудес, изображением мон-ря и греческой надписью: «Святой Наум чудотворец». Известные из устных преданий чудеса Н. О. (святой запрягает медведя в плуг вместе с волом; возвращение украденных котла и чаши; исцеление мусульманина; наказание пытавшихся похитить его мощи и проч.) представлены и на хранящейся в мон-ре иконе 1711 г. Иконография чудес получила развитие на иконе и гравюре Жефаровича «Св. Наум с житием» (1741-1743), на иконе для ц. во имя Н. О. в Мишкольце и на заказанной купцом Наумом Бикерацем из Мосхополя иконе для мон-ря св. Наума. Известны многочисленные живописные реплики этой иконографии в XIX в. в храмах Будимской епархии и Карловацкой митрополии Сербской Православной Церкви, Бератской митрополии Албанской Православной Церкви и Болгарии. Одна из таких икон, хранящаяся в Народном музее Сербии, написана рус. мастерами.

В XVII-XIX вв. Н. О. в основном изображается среди Седмочисленников, почитание к-рых с XVI в. известно на Афоне, с XVII в.- в Македонии (напр., фрески храма Пресв. Богородицы в Сливнице 1612 г.): в ц. свт. Николая Чудотворца в г. Крагуевац (1735, ныне в Сербии), в храме мон-ря Арденица (1743, ныне в Албании). В 1869 г. литография «Св. Седмочисленники», где указан и «Св. Наум, чудотворец Охридский», напечатана в Москве и получила широкое распространение на Балканах. Образы Н. О. среди св. Седмочисленников в сер.- 2-й пол. XIX в. создавали мастера Самоковской художественной школы в Болгарии. В 1899 г. мастера Марко и Теофил Миновы написали икону св. Седмочисленников, к-рая хранится в ц. апостолов Петра и Павла в Софии. Седмочисленники представлены в росписях храма в их честь (1903) и патриаршего собора блгв. кн. Александра Невского (1912) в Софии.

Храмы и монастыри

Надгробная плита над захоронением равноап. Наума Охридского в мон-ре Наума ОхридскогоНадгробная плита над захоронением равноап. Наума Охридского в мон-ре Наума Охридского Древний храм в основанном Н. О. мон-ре, где находились его мощи, был разрушен, на его фундаменте в османское время возвели храм во имя основателя. Остатки древнего храма и место погребения святого раскрыты в 1955 г. при раскопках под церковью. Во имя Н. О. возведены храмы в с. Асамати, близ оз. Преспа (вероятно, XVII в.), и в квартале «Дружба-1» в Софии (2002).

Память

Память Н. О. была установлена в день его кончины - 23 дек. Ранее считалось, что при архиеп. Охридском Иоасафе II, в 1720, 1727 или 1740 г., она была перенесена на 20 июня. Но С. Николова привела аргументы, обосновав, что эта память существовала и ранее, возможно и при архиеп. Константине Кавасиле (Николова. 2001). В Болгарской Православной Церкви память Н. О. отмечается и 23 дек., и 20 июня, а также в день памяти Седмочисленников - 27 июля, в Бератской митрополии Албанской Православной Церкви - 26 нояб., в РПЦ - в день Седмочисленников - 27 июля.

Ист.: Лавров П. А. Жития св. Наума и служба ему // ИОРЯС. 1908. Т. 12. Кн. 4. С. 1-51; Trapp E. Die Viten des Hl. Naum von Ochrid // Bsl. 1974. Vol. 35. N 2. P. 161-185.
Лит.: Мирковић Л. Свети Наум Охридски // Гласник Српске Православне Патриjаршиjе. Београд, 1924. С. 17-21; Гошев И. Старите печати на манастира св. Наум в Македония // Сб. в памет на проф. П. Ников. София, 1940. С. 91-108. (ИБИД; 16(18)); Киселков В. С. Проуки и очерти по старобълг. лит-ра. София, 1956. С. 51-56; Jовановић М. Икона св. Наума из Народног Музеjа у Београду // Рад воjвођанских музеjа. Нови Сад, 1959. Књ. 8. С. 240-242; Георгиев Е. Разцветът на бълг. лит-ра в IX-X в. София, 1962. С. 155-160; Павловић Л. Култови лица код Срба и Македонаца: Ист.-етногр. расправа. Смедерево, 1965. С. 17-20; Кожухаров С. Хилядолетното българско слово: Новооткрити произведения от Наум Преславско-Охридски и Константин Преславски // АБВ: Еженед. София, 1979. № 21. С. 1-2; он же. Песенното творчество на старобългарския книжовник Наум Охридски // Литературна история. София, 1984. № 12. С. 3-19; он же. Мефодий и Наум Охридский и формирование слав. гимнографической традиции // Symposium Methodianum: Beiträge der Internationalen Tagung in Regensburg (17. bis 24. April 1985) zum Gedenken an den 1100. Todestag des hl. Method. Neurid, 1988. С. 425-428, 430; он же. Наум Охридски // КМЕ. 1995. Т. 2. С. 795-798; он же. Химнописецът Наум Охридски // Он же. Проблеми на старобългарската поезия. София, 2004. Т. 1. С. 33-44; Стоjчевска-Антиќ В. Климент и Наум Охридски в народната традициjа. Скопjе, 1982; она же. Свети Наум Охридски. Скопjе, 1997; Иванова К. Жития на св. Климент Охридски // КМЕ. 1985. Т. 1. С. 698-704; Станчев К., Попов Г. Климент Охридски: Живот и творчество. София, 1988. С. 147-149; Ристески С. Легенди и преданиjа за св. Наум. Скопjе, 1990; Гергова Е. Агиографските произведения за Наум: Литературни източници и текстови взаимоотношения // КМС. 1991. Кн. 8. С. 165-177; Бакалова Е. Една неизвестна житийна икона на св. Наум от Софийския Археологически музей // Проблеми на изкуството. София, 1993. № 4. С. 12-20; она же. Седмочислениците в изобразителното изкуство // КМЕ. 2003. Т. 3. С. 580-585; Николова С. За един непознат препис от Службата на св. Наум Охридски // Хиляда осемдесет години от смъртта на св. Наум Охридки. София, 1993. С. 31-57; она же. Охрид като център на богослужебната прослава на св. Наум Охридски // Светите Климент и Наум Охридски и придонесот на Охридскиот духовен центар за словенската просвета и култура. Скопjе, 1995. С. 261-271; она же. Установяване на датите за честване на св. Наум Охридски и архиеп. Иоасаф // Palaeobulgarica. София, 2001. Год. 25. № 3. С. 5-30; Хиляда и осемдесет години от смъртта на св. Наум Охридски. София, 1993; Попов Г. Следи от разпространението на Наумовия канон за св. ап. Андрей // Старобългарска лит-ра. София, 1994. Кн. 28/29. С. 10-22; он же. Канонът за св. ап. Андрей от Наум Охридски в Хлудовия празничен миней № 166 // Пѣти достоитъ: Сб. в памет на С. Кожухаров. София, 2003. С. 15-24; Грозданов Ц. Свети Наум Охридски. Скопjе, 1995; Светите Климент и Наум Охридски и придонесот на Охридскиот духовен центар за словенската просвета и култура: Прилози от Науч. собир одржан на 13-15 септ. 1993. Скопjе, 1995; Миљковиќ-Пепек П. Големиот крст од Охридската црква Мали св. Врачи: Првобитно во обновената Наумова манастирска црква // Тематски зб. на трудови: Икони, иконопис, иконостас, иконографиja. Скопjе, 1996. С. 151-162; Целакоски Н. Свети Наум Охридски чудотворец. Прилеп, 1997; Matejko L. K poézii Zlatého veka // Slovensko-bulharské jazykové a literárne vztahy. Brat., 1998. S. 25-31; Кръстев А. Още веднъж за житията, службите, образите и творчеството на св. Наум Охридски // Преславска книжовна школа. София, 2000. Т. 5. С. 321-326; Флоря Б. Н., Турилов А. А., Иванов С. А. Судьбы кирилло-мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия. СПб., 2000; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien, 865-1459. Münch., 2000 (по указ.); Йовчева М. Служби за св. Наум Охридски // КМЕ. 2003. Кн. 3. С. 676-680; Чешмеджиев Д. Бележки върху култа на св. Седмочисленици в средновек. България // Пѣти достоитъ. София, 2003. С. 425-444; Свети Наум Охридски: Живот и дело: Зб. на трудови од Меѓународ. науч. собир. Скопjе, 2006; Турилов А. А. К уточнению объема и состава древнейшего слав. оригинального гимнографического корпуса в древнерус. рукописной традиции (на мат-ле минейных служб) // Старобългарска лит-ра. София, 2006. Кн. 35/36. С. 29-31; То же // Он же. Slavia Cyrillomethodiana: Источниковедение истории и культуры южных славян и Древней Руси. Межславянские культурные связи эпохи средневековья. М., 2010. С. 72-74, 83-84; Škoviera А. Svätí slovanskí sedmopočetníci. Brat., 2010; 1100 години од упокоjувањего на св. Наум Охридски: Зб. на трудови од Меѓународ. науч. симпозиум. Охрид, 2011; Свети Наум Охридски и словенската духовна, културна и писмена традициjа: Зб. на трудови од Меѓународ. науч. Собир. Скопjе, 2011; Преславска книжовна школа. Шумен, 2012. Т. 12: Мат-ли от Международ. симпозиум «Св. Наум - дело, съратници и последователи»; Nagy M. Ohridi Szent Naum magyarországi kultusza: Mint az etnikai identitás megőrzésének megnyilatkozása. Bdpst, 2013.
Д. И. Полывянный, Д. Чешмеджиев, К. Иванова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВЕРКИЙ († ок. 167, или 190, или 195), еп. г. Иераполь, равноап. (пам. 22 окт.)
  • АНГЕЛАРИЙ ОХРИДСКИЙ (1-я пол. IX в. - после 885 г. ), ученик и сподвижник святых равноапостальных Кирилла и Мефодия, св. равноап. (пам. 27 июля)
  • БОРИС († 907), св. равноап. кн. (852-889), креститель Болгарии
  • ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых)
  • ГОРАЗД († после 886), равноап., исп. (пам. 27 июля)
  • ЕЛЕНА (между 248 и 257 - после 327/8, ранее 337), равноап. (пам. 21 мая, пам. зап. 18 авг.)