НЕВМАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Том XLVIII, С. 495
опубликовано: 30 мая 2022г.

НЕВМАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Вид церковного монодического распева, в котором преобладают короткие мотивы, приходящиеся на отдельные слоги распеваемого текста. Количество звуков, охватывающих 1 слог в Н. с., разными исследователями определяется по-разному - как правило, 2-4 звука на слог, реже - больше (такой мелодический элемент мог обозначаться термином невма, отсюда название данного стиля). Т. о., Н. с. занимает промежуточное положение между силлабическим стилем и мелизматическим стилем. Н. с. характерен для традиц. богослужебной музыки христ. Церквей и Востока и Запада.

У католиков рим. обряда в григорианском пении невматически распеваются мн. антифоны и гимны оффиция (напр., антифоны вечерни на Успение Пресв. Богородицы, гимны «Veni creator spiritus», «Ut queant laxis», «Pange lingua» и др.); встречаются и невматические антифоны мессы (напр., интроит «Gadeamus omnes in Domino», причастный антифон (communio) «Dicit Dominus»). Н. с. также отмечается в умеренно орнаментированной средневек. паралитургической музыке, напр. в кантигах кор. Португалии Диниша I и в нек-рых (монодических) лаудах.

С. Н. Лебедев

В древнерус. певч. искусстве формулы Н. с. встречаются в различных певч. книгах (Стихирарях минейных и триодных, Ирмологиях, Октоихах, Минеях и Триодях) (Лозовая. 2015. С. 5). Чаще всего он используется в непраздничных песнопениях Стихираря и в Ирмологии, а также в Обиходе. Степень распетости текста идентифицируется по певческим книгам, нотированным доступными для транскрипции видами нотации. Т. о., определение Н. с. связано с толкованием знаков нотации.

В визант. традиции систематизация стилей согласно распетости текста была описана только в XIX в. (см.: Χρύσανθος ἐκ Μαδύτων. Θεωρετικὸν μέγα τῆς μουσικῆς. Τεργέστη, 1832. Σ. 178-181). Н. с. соответствует т. н. краткий ирмологический тип мелоса. Н. с. ряда формул, записанных знаками больших ипостасей, вызывает сомнения у исследователей, которые сопоставляют их с интерпретацией тех же элементов нотации в период распространения аналитической нотации Нового метода (см.: Αλεξάνδρου. 2010).

Лит.: Harrán D. Word-Tone Relations in Musical Thought: from Antiquity to the 17th Cent. Neuhausen; Stuttg., 1986. (Musicological Studies and Documents; 40); Yudkin J. Music in Medieval Europe. Englewood Cliffs (N. J.), 1989; Бароффьо Дж. Ранние формы христианского пения // Исторический атлас средневек. музыки / Рус. пер. и ред.: С. Н. Лебедев. М., 2016. С. 20-21; Казо-Ковальская Е. «Диалекты» григорианского хорала // Там же. С. 38-41.
Лит.: Αλεξάνδρου Μ. Εξηγήσεις και μεταγραφές της βυζαντινής μουσικής. Θεσ., 2010; Лозовая И. Е. Столповой знаменный распев (2-я пол. XV-XVII в.): Формульная структура. М., 2015.
И. В. Старикова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения
  • АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада
  • АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах
  • АЛЬТ название певческого голоса и исполняемой им партии