НЕКТАРИЙ
Том XLVIII, С. 603-604
опубликовано: 7 июня 2022г.

НЕКТАРИЙ

Нектарий (Трезвинский), еп. Яранский. Фотография. Сер. 20-х гг. XX в.Нектарий (Трезвинский), еп. Яранский. Фотография. Сер. 20-х гг. XX в. (Трезвинский Нестор Константинович; 20.10.1889, с. Яцки Васильковского у. Киевской губ.- 8.09.1937, г. Гурьев Западно-Казахстанской обл. (ныне Атырау, Казахстан)), еп. Яранский. Род. в семье крестьянина, в 3 года взят на воспитание священником. В 1908 г. окончил Киевскую ДС, был послушником в мон-ре, затем прислуживал в церкви с. Яцки. Рукоположен во иерея. В 1911 г. поступил в КДА и в 1915 г. окончил ее со степенью кандидата богословия. В 1914 г. принял монашеский постриг с именем Нектарий в Киево-Печерской лавре. С осени 1915 по осень 1917 г. служил священником 1-го Туркестанского стрелкового полка. В нояб. 1917 г. приехал в Петроград, 9 дек. принят в число братии Александро-Невской лавры с возложением обязанностей чередного иеромонаха. 29 янв. 1918 г. назначен воспитателем певчих Митрополичьего хора, с 6 июня 1918 г. занимал должность библиотекаря мон-ря, с 23 янв. 1919 г. исполнял обязанности письмоводителя в канцелярии Духовного Собора лавры, 27 янв. 1919 г. также назначен уставщиком. 9 апр. 1919 г. указом Синода за «отлично-усердную службу» к Пасхе был награжден золотым наперсным крестом. 20 июня 1919 г. освобожден от канцелярской деятельности с назначением постоянным панихидным иеромонахом на лаврских кладбищах, но при этом оставлен уставщиком. В нач. 1920 г. также исполнял послушание зам. библиотекаря. В марте 1920 - сент. 1921 г. был настоятелем Екатерининского собора в Ямбурге, оставаясь при этом в братии лавры. Впервые арестован в 1919 г., вскоре освобожден. Вновь арестован 1 сент. 1921 г. в Ямбурге по обвинению в антисоветской агитации, заключен в петроградскую тюрьму «Кресты». 8 окт. 1921 г. приговорен Президиумом Петроградской ГубЧК к 1 году принудительных работ с содержанием под стражей. Отбывал срок во 2-м лагере принудительных работ при тюрьме «Кресты». 3 дек. 1921 г. освобожден по амнистии, вернулся в лавру, но в янв. 1922 г. уехал в Киев. Проживал в Киево-Печерской лавре. К осени 1922 г. вернулся в Петроград (находился за штатом). В февр. 1924 г. назначен благочинным монастырей и подворий Петроградской епархии, возведен в сан архимандрита. Состоял в братии Александро-Невской лавры; с февр. по дек. 1924 г. окормлял оставшееся в результате репрессий без руководителей Александро-Невское братство. 16 июня 1924 г. хиротонисан в лавре во епископа Велижского, викария Полоцко-Витебской епархии, назначен временно управляющим епархией. Не смог выехать к месту служения, т. к. дал подписку о невыезде из Ленинграда. В дек. 1924 г. назначен патриархом Московским и всея России свт. Тихоном епископом Яранским, викарием Вятской епархии. Переехал в г. Яранск, резко выступал против обновленческого Собора 1925 г., написал послание к пастве, где называл обновленческое духовенство безблагодатным, а их таинства - не имеющими силы. Арестован 25 мая 1925 г. в Яранске по обвинению в антисоветской агитации. 13 нояб. 1925 г. приговорен Особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам лагерей. Отбывал срок на Соловках, работал рыбаком и сторожем. 7 июня 1926 г. подписал «Памятную записку соловецких епископов». После издания «Декларации» 1927 г. отказался 8 февр. 1928 г. от адм. подчинения заместителю патриаршего местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому; впосл. патриарх Московский и всея Руси), примкнул к иосифлянству в составе викторианской группы (см. священноисп. Виктор (Островидов)) непоминающих, был запрещен в священнослужении, 4 марта 1928 г. смещен митр. Сергием с Яранской кафедры. В лагере участвовал в тайных богослужениях иосифлян. Освобожден с Соловков 20 нояб. 1928 г. по постановлению Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 18 мая 1928 г. с лишением права проживания в 7 крупных городах и Вятке сроком на 3 года.

По рекомендации еп. Виктора (Островидова) в дек. 1928 г. поселился в Казани. Служил тайно, рукополагал священников и диаконов для Вятской епархии и Чувашии, окормлял ок. 50 иосифлянских приходов. Арестован в Казани 30 авг. 1930 г. по обвинению в создании контрреволюционной орг-ции «Истинно православная церковь» (см. Истинно православные христиане) в Татарской АССР. Больше года находился в казанской тюрьме. 26 янв. 1932 г. приговорен Особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 10 годам лагерей. Отбывал срок в Прорвинском лагере Западно-Казахстанской обл. В 1933-1934 гг. написал в лагере неск. посланий к пастве с осуждением деятельности митр. Сергия. В 1-м из них он утверждал: «Наше отхождение от митрополита Сергия имеет в своей основе не какой-либо мелочный каприз или чье-либо оскорбленное самолюбие, а решительное нежелание быть участниками в преступной приспособляемости митрополита Сергия и прочих иерархов к советской власти до допущения самого грубого и бесцеремонного вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви Христовой работников ГПУ. Это вмешательство чуждых элементов в назначения на кафедры епископов и в другие церковные дела не может быть оправдываемо никакими церковными канонами и святоотеческими правилами, тем более, что у нас Церковь отделена от государства. Наша борьба с митрополитом Сергием, этим проводником большевицкого цезаро-папизма - борьба очень почтенная, борьба за правду Божию и Христову и за святую Церковь Православную, преданную за тридцать серебряников безбожникам на поругание и разрушение (ликвидацию)… Я еще при самом своем разрыве с митрополитом Сергием в феврале 1928 года предвидел, что наша борьба с сергианством, хоть и является борьбой за веру Христову, будет долго бессильной и внешне почти безуспешной. Из истории Церкви Христовой видно, что почти все борцы за правду Христову погибали в борьбе и что только после их смерти торжествовало то дело Божие, за которое они боролись. Так будет и в нашей борьбе с сергианством… Словом, хоть наша борьба и свята, но мы пока бессильны. Что касается до меня, то я не надеюсь на освобождение. Я скорее всего погибну и сгнию в лагерях, утешаясь обетованиями Христовыми: «Блаженны изгнанные правды ради, яко тех есть Царство Небесное». Приходится переносить страдания, другого исхода нет, другого решения быть не может. Пребывайте же непоколебимыми, возлюбленные! Для нас жизнь - Христос, а смерть - приобретение (Флп. 1. 21)» (Послания и письма свт. Нектария. 1997). Летом 1937 г. Н. был взят под стражу в лагере. 8 сент. 1937 г. приговорен Особой тройкой УНКВД по Западно-Казахстанской обл. к высшей мере наказания и в тот же день расстрелян и похоронен в г. Гурьеве. В 1981 г. канонизирован РПЦЗ.

Соч.: Послания и письма свт. Нектария // Правосл. жизнь. М., 1997. № 2. С. 16-27; Три письма из лагеря сщмч. Нектария, еп. Яранского // Рус. пастырь. Джорд., 1998. № 30. С. 93-100.
Арх.: Архив УФСБ РФ по Кировской обл. Д. СУ-3930; Архив КГБ Респ. Татарстан. Д. 2-18199. Т. 1; Информ. центр МВД Карелии. Картотека учетных карточек; РГИА. Ф. 815. Оп. 11 - 1919 г. Д. 20; Ф. 796. Оп. 204-1917. Д. 509; Архив УФСБ РФ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-40195.
Лит.: Вестн. Свящ. Синода. 1926. № 7. С. 7; Постановления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Свящ. Синода // ЖМП. 1931. № 5. С. 2; Зайцев И. М. Соловки: Коммунистическая каторга или место пыток и смерти. Шанхай, 1931. С. 98; Польский. Т. 1. С. 168; Т. 2. С. 28-31, 71; Ширяев Б. Неугасимая лампада. Н.-Й., 1954. С. 96; Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви (1917-1945). П., 1977. С. 455, 464, 544, 548, 549, 602, 603; Andreyev I. M. Russia's Catacomb Saints: Lives of the New Martyrs. Platina (Calif.), 1982. P. 18, 63-66, 499, 502; В объятиях семиглавого змия. Монреаль, 1984. С. 102-103; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 29-30; Елевферий (Богоявленский), митр. Доклад… митр. Евлогию (1928 г.): К спору о соловецких епископах / Публ. Н. Струве // Вестн. РХД. 1990. № 158. С. 285-293; Павлов С. П. Биография архим. Гурия. М., 1991. Ркп. С. 2-3; Красный террор в годы Гражданской войны. Лондон, 1992. С. 401; Миклин А. Знакомы ли вам эти имена? // Отечество. Яранск, 1992. 21 марта; Ожегин П. Узник Соловков // Вятский епарх. вестн. 1992. № 5; он же. Гонения на епископов // Там же. № 3; Рукой Патриарха Тихона // Там же; Крестный путь епископов // Там же. 1992. № 7; Иоанн (Снычёв). Церк. расколы. 1993. С. 247; Журавский А. В. Казанская церковь в эпоху гонений. Каз., 1994. С. 19; Резникова И. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 22, 29, 44, 45, 52, 66, 145, 167, 168; Чуков Н., прот. (впосл. митр. Григорий). Один год моей жизни: Страницы из дневника / Публ. В. Антонова // Минувшее. М.; СПб., 1994. Вып. 15. С. 566, 610; Акты свт. Тихона. С. 408, 982; Оппозиция митр. Сергию в Казанской епархии // Правосл. Русь. Джорд., 1995. № 10. С. 9-11; Сухих А., прот. Яранский чудотворец // Вятский епарх. вестн. 1996. № 7; Новый сщмч. Нектарий Яранский // Правосл. жизнь. 1997. № 2. С. 1-6; Казанский период жизни владыки Нектария // Там же. С. 7-15; Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воды слез…». М., 1998. С. 46, 231, 277; Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 7, 53-63, 69, 122, 285, 292, 293, 338, 374; он же. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, 1713-2013. СПб., 2012. Т. 2. С. 503-505; Синодик СПб епархии. 1999. С. 12; Цыпин. История РЦ. С. 129; Монастыри С.-Петербургской епархии. СПб., 2000. С. 38; СПб. мартиролог. 2002. С. 32; Сикорская Л. Е. Сщмч. Нектарий, еп. Яранский: Его приходы и паства в Вятской губернии: Жизнеописания и док-ты. М., 2016.
М. В. Шкаровский
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
  • ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
  • АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
  • АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский