НЕКТАРИЙ И ФЕОФАН
Том XLVIII, С. 607-608
опубликовано: 8 июня 2022г.

НЕКТАРИЙ И ФЕОФАН

Преподобные Нектарий и Феофан Метеорские. Роспись кафоликона мон-ря Варлаама в Метеорах. XIX в.Преподобные Нектарий и Феофан Метеорские. Роспись кафоликона мон-ря Варлаама в Метеорах. XIX в.[Греч. Νεκτάριος καὶ Θεοφάνης] (XV-XVI вв.), преподобные Метеорские (пам. греч. 17 мая), основатели Варлаама мужского монастыря во имя Всех святых в комплексе Метеорских монастырей, расположенного на скале высотой 373 м в 11 км от г. Каламбака. Главными источниками сведений о жизни Н. и Ф., в т. ч. об основании ими мон-ря Варлаама, служат их собственные произведения: «Завещание» (BHG, N 2286; издано С. Лампросом - Λάμπρος Σπ. Π. Συμβολαὶ εἰς τὴν ἱστορίαν τῶν μονῶν τῶν Μετεώρων // Νέος ῾Ελληνομνήμων. 1905. Τ. 2. Ν 1. Σ. 107-111) и автобиография (BHG, N 2287; Ibid. Σ. 98-107). Сохранилось также анонимное Похвальное слово Н. и Ф. (ВHG, N 2288; Ibid. Σ. 121-130).

Н. и Ф. были родными братьями и происходили из знатного янинского (г. Янина, Греция) рода Апсарадов (οἱ ᾿Αψαράδες). Юноши получили блестящее образование, но отклонили все варианты светской карьеры. Их призванием стало монашеское служение. Они удалились на один из островов Янинского оз. (ныне Памвотида) и стали подвизаться там под руководством известного в округе старца Саввы (см. в ст. Савва Янинский, местночтимый святой (пам. греч. 3 февр.)). У него они научились основам аскетической жизни, к-рых придерживались в дальнейшем: Н. и Ф. не употребляли в пищу масла, во время строгих постов ели через день, а Ф. до конца жизни носил вериги. Через некоторое время братья были рукоположены во иереи. Под окормлением старца Саввы они прожили 10 лет, а после кончины наставника отправились на Св. Гору Афон, чтобы получить совет относительно своей дальнейшей жизни. К-польский патриарх свт. Нифонт II, к-рый в то время пребывал в мон-ре Дионисиат (см. в ст. Дионисия преподобного монастырь во имя Иоанна Предтечи), посоветовал Н. и Ф. вернуться в свой мон-рь в Янину и продолжить следование заветам старца. Патриарх прибавил, что если для братьев возникнет к.-л. препятствие, то надо не сопротивляться ему, а перейти в др. место.

По возвращении братья узнали, что светские владельцы монастырской земли предъявили им денежные претензии, требуя плату в обмен на право собственности. Желая избегнуть мирской судебной суеты и помня совет свт. Нифонта, Н. и Ф. покинули мон-рь старца Саввы и перешли в др. место на том же острове, где попытались основать новую обитель (1507), получив от патриарха права на создание в этой местности ставропигиального мон-ря. На новом месте Н. и Ф. построили 2 церкви: во имя Иоанна Предтечи и во имя свт. Николая. При ц. во имя свт. Николая поселились 3 сестры Н. и Ф., туда же стали перебираться и др. родственники, желавшие вести монашескую жизнь. Однако и там светские власти не оставили в покое иноков, чиня всяческие препятствия их начинанию.

Следуя совету свт. Нифонта, братья с глубокой печалью оставили остров на Янинском оз. и отправились в крупнейший монашеский центр того времени - Метеоры (1511).

Сначала Н. и Ф. провели 7 лет на т. н. столпе Предтечи. В 1518 г. они перешли на скалу Варлаама, названную в честь инока, к-рый жил там раньше (XIV в.), и построили ц. во имя Трех святителей на развалинах часовни, созданной еще при Варлааме. Вскоре к ним стали собираться ученики, и в 1542 г. на скале Варлаама подвизалось уже ок. 30 монахов. Для проживания такого количества людей требовались возведение келий, хозяйственных построек и организация снабжения мон-ря продукцией сельского хозяйства; все эти планы были осуществлены под рук. Н. и Ф. В своем «Завещании» братья призывали иноков к сплочению и согласию между собой.

В 1541-1542 гг. был воздвигнут большой храм во имя Всех святых. В автобиографии, написанной Н. и Ф., они сообщают, что собор был построен за 20 дней, а материалы, необходимые для постройки, собирались и поднимались на скалу в течение 22 лет.

В 1544 г. Ф., тяжело болевший несколько месяцев, почувствовал, что пришел час его кончины. В его келье собралась вся братия мон-ря, и иноки стали читать отходные молитвы, в это время в небе появилась яркая звезда. Когда Ф. преставился, звезда погасла. Н. мирно скончался в 1550 г. Мощи братьев-подвижников находятся в гробницах в юго-вост. углу нартекса храма.

В календарь РПЦ память преподобных Н. и Ф. не включена.

Ист.: BHG, N 2286-2288, 2445.
Лит.: Θεοτέκνη Μητσικώστα, μοναχή. Στό βράχο τῆς ἰσάγγελης πολιτείας: Οἱ ἅγιοι κτίτορες τοῦ Βαρλαάμ / ῾Ιερὰ Μονὴ ῾Αγ. Πάντων-Βαρλαάμ. Μετέωρα, 1977; Τούρτα Α. Νεκτάριος καί Θεοφάνης οἱ ᾿Αψαράδες καί ἡ Μονή τοῦ Προδρόμου στό Νησί τῶν ᾿Ιωαννίνων // ᾿Ηπειρωτικά Χρονικά. 1980. N 22. Σ. 66-88; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 346; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви / Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 5. С. 233-235.
О. Н. А.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • НЕОФИТ ЗАТВОРНИК (ок. 1134 - † вскоре после 1214 (?)), прп. (пам. греч. 12 апр., 27 и 28 сент., пам. кипрская 24 янв.), церковный писатель, богослов, агиограф, хронист, основатель мон-ря
  • НИКИТА, ИОАНН И ИОСИФ (XI в.), преподобные Хиосские (пам. греч. 20 мая), основатели мон-ря Неа-Мони
  • АВКСИВИЙ прп. (пам. греч. 28 или 29 апр.)
  • АВРААМ (VI в.), еп. Эфесский, прп. (пам. греч. 28 окт.)
  • АВРААМ ЛАТРИЙСКИЙ прп. (пам. греч. 26 или 24 марта)
  • АГАПИЙ прп. Ватопедский (пам. греч. 1 или 15 марта)
  • АГАПИЙ прп. Вифарский (пам. греч. 19 или 20 мая)
  • АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.)