НЕКТАРИЙ ЭГИНСКИЙ
Том XLVIII, С. 610-617
опубликовано: 19 ноября 2021г.

НЕКТАРИЙ ЭГИНСКИЙ

Содержание

[греч. Νεκτάριος Αιγίνης] (1.10.1846 - 8.11.1920), свт. (пам. 9 нояб.), митр. Пентапольский. Н. Э. (в миру Анастасий Кефалáс) род. в г. Силиврия (Вост. Фракия) в благочестивой бедной семье. Отец - Димос (Димосфен; род. ок. 1805) был моряком. Согласно семейному преданию, род Кефаласов переселился в Силиврию из Эпира. Мать - Василики́ Балу́, в девичестве Триандафиллидис, уроженка Силиврии из образованной семьи. Второе имя - Балу является жен. вариантом муж. имени Баласис; в некоторых источниках мать Н. Э. названа Марией (напр.: Амвросий (Фонтрие). 1998. С. 18). Родители Н. Э. поженились в 30-х гг. XIX в.; кроме Анастасия, к-рый был 5-м ребенком в семье, имели еще 6 детей: Димитрия, Григория и Хараламбоса, Смарагду, Севасту и Мариору. Двухэтажный дом Д. Кефаласа, построенный ок. 1840 г., был снесен в 1976 г. (в Свято-Троицком мон-ре на Эгине хранится камень от дома Кефаласа, привезенный туда 31 авг. 1988; в настоящее время на месте дома располагается многоквартирное здание).Свт. Нектарий Эгинский. Портрет 2013 г. с фотографиии 1908 г. Худож. А. Н. МироновСвт. Нектарий Эгинский. Портрет 2013 г. с фотографиии 1908 г. Худож. А. Н. Миронов

В детстве Анастасий любил слушать и повторять 50-й псалом, особенно слова: «...научу беззакония путем Твоим и нечестивые к Тебе обратятся» (Пс 50. 15). Когда мальчику было ок. 7 лет, он сделал тетрадь, чтобы записывать «словеса Божии». После посещения церкви ребенок мог пересказать на память всю проповедь. Часто он сооружал дома амвон и, изображая священника, произносил проповедь. Первичное образование (в объеме начальной и неполной средней школы) святой получил в родном городе, где его прозвали Анастасий Простец (Амвросий (Фонтрие). 1998. С. 20).

В 1860 г. для продолжения обучения Анастасий отправился в К-поль, хотя у него не было средств, т. к. к тому времени его отец ослеп и не мог работать (Там же. С. 21). Согласно преданию, капитан судна не хотел пускать на борт пассажира без билета, однако был вынужден это сделать, поскольку корабль никак не мог сдвинуться с места (Там же. С. 21). По другим сведениям, во время проверки билетов за Анастасия заплатил племянник известного предпринимателя Яниса (Иоанна) Хоремиса (Димитракопулос. 2012. С. 25). В К-поле юноша неск. лет проработал на табачном складе. Пребывая в крайней бедности, он однажды написал письмо Иисусу Христу с просьбой послать ему необходимые вещи. Это послание случайно увидел и прочел богатый торговец, живший неподалеку от Анастасия. Он отправил юноше крупную сумму денег, и тот смог купить одежду и обувь. Однако хозяин Анастасия решил, что он украл вещи, и выгнал его с работы. Торговец объяснил хозяину в чем дело, после чего с юноши были сняты обвинения (Амвросий (Фонтрие). 1998. С. 23-25). Анастасий собрал множество изречений из Свящ. Писания, творений отцов Церкви и философов, переписывал их на табачной бумаге и т. о. распространял среди покупателей. Впосл. эти выписки вошли в книгу «Сокровищница духовных и любомудрых речений» (др. перевод: «Кладезь священных мыслей»; изд. в 1895-1896). Однажды на Рождество Христово он отправился на корабле в Силиврию, на море начался шторм, но по молитве Анастасия корабль невредимым вошел в порт (Там же. С. 25-27). По сведениям С. Димитракопулоса, чудо произошло, когда Анастасий находился на рыбачьей лодке вместе с отцом и одним из братьев. Он трижды перекрестился и привязал парус своим поясом, чем и спас всех. Вернувшись домой, отец Анастасия сказал супруге, что их сын станет святым (Димитракопулос. 2012. С. 26-27). Согласно М. Мелиносу, это событие произошло накануне Рождества 1866 г., во время плавания из К-поля в Силиврию (Мелинос. 1995. С. 18), но в таком случае отец и брат вряд ли могли быть в лодке с Анастасием.

По мнению архим. Хризостома I (Пападопулоса), в 1866 г. Анастасий попытался переехать в Афины, но из-за политических беспорядков вскоре вернулся в К-поль. Другие биографы считают, что переезд из К-поля в Афины состоялся по крайней мере 2 годами раньше. В К-поле Александр Триандафиллидис, родственник по материнской линии, взял Анастасия на работу воспитателем в школу Иерусалимского подворья в Фанаре. Анастасий преподавал в младших классах и одновременно учился в старших (Харалампий (Василопулос). 2001. С. 10). Вероятно, к этому же периоду относится его паломничество на Св. землю. Согласно преданию, во время путешествия случился шторм и корабль, на к-ром был Анастасий, оказался в опасности. Тогда он стал молиться, затем снял с себя крест, к-рый ему подарила бабушка, и, привязав к поясу, трижды окунул в воду. Тотчас море утихло, но крест утонул. Корабль шел дальше, при этом все слышали странный стук за бортом. По прибытии в порт судно осмотрели и обнаружили крест Анастасия (Харалампий (Василопулос). 2001. С. 9). По сведениям Димитракопулоса, крест упал в море, когда Анастасий наклонился, чтобы разглядеть пятно на воде. Тотчас послышались частые и тяжелые удары в подводную часть корабля. Встревоженный капитан, узнав, в чем дело, приказал остановить судно и выловить крест (Димитракопулос. 2012. С. 26).

Свт. Нектарий Эгинский. Икона. 1958 г. (собор Св. Троицы Троицкого мон-ря на о-ве Эгина)Свт. Нектарий Эгинский. Икона. 1958 г. (собор Св. Троицы Троицкого мон-ря на о-ве Эгина)Проработав в школе Иерусалимского подворья ок. 2 лет, Анастасий в возрасте 20 лет уехал на о-в Хиос, куда, как пишет Димитракопулос, перебрались к тому времени и его родители (Там же. С. 28). Там он работал школьным учителем в сел. Литион и проповедовал в церкви (в сельской б-ке до 1968 хранилась рукопись его 1-й проповеди, другие погибли во время землетрясения 22 марта 1881). На Хиосе и в К-поле Анастасий изучал творения отцов Церкви, а также античных классиков.

В 1873 г. Анастасий уступил должность учителя своему брату, Хараламбосу, и ушел послушником в монастырь Неа-Мони на Хиосе. Через 3 года (7 нояб. 1876) он принял монашеский постриг с именем Лазарь. Кроме обычных послушаний он был секретарем и учителем в школе при монастыре. Лазарь посетил Парос и побывал в Лонговардской обители, где познакомился с прп. Арсением (1800-1877, канонизирован в 1967, пам. греч. 31 янв.). Часто ездил в скит Св. отцов на Хиосе и получил от старца Пахомия Ареласа (1840-1905) наставления в монашеской жизни (Харалампий (Василопулос). 2001. С. 10). Сохранились 2 письма Лазаря старцу Пахомию - от 15 мая 1902 г. и от 23 июня 1903 г.

Свт. Нектарий Эгинский. Икона. 1984 г. Иконописец мон. Иосия (Новый скит на Афоне)Свт. Нектарий Эгинский. Икона. 1984 г. Иконописец мон. Иосия (Новый скит на Афоне)15 янв. 1877 г. в кафедральном храме мучеников Мины, Виктора и Викентия мон. Лазарь был рукоположен митр. Григорием Хиосским в иеродиакона с именем Нектарий. На Хиосе Н. Э. прошел курс в гимназии, но из-за землетрясения 22 марта 1881 г. ему пришлось сдавать выпускные экзамены при лицее Варвакион в Афинах (аттестат получил 4 нояб. 1881). По сведениям архим. Харалампия (Василопулоса), Янис Хоремис отправил Н. Э. в Афины на собственные средства, чтобы тот смог закончить гимназию (Харалампий (Василопулос). 2001. С. 11). Тогда же Н. Э. был зачислен в Афинский национальный ун-т на богословский и философский фак-т.

В нач. июля 1881 г. Н. Э. отправился в Александрию, чтобы представиться патриарху Александрийскому Софронию IV (1870-1899), имея при себе 2 рекомендательных письма - от титулярного еп. Сионского Григория (Фотиноса) и от преподавателя Хиосской гимназии Константина Проиоса (оба письма от 3 июля 1881). По сведениям архим. Харалампия, Н. Э. имел также рекомендательное письмо от Яниса Хоремиса (Харалампий (Василопулос). 2001. С. 11). Софроний принял Н. Э. радушно и обеспечил ему финансовую поддержку для обучения в Афинском ун-те. Также Н. Э. получал материальную помощь от братьев Яниса, Демосфена и Микеса Хоремисов. Впосл. они поддерживали литературно-издательскую деятельность владыки, скупая крупные партии его книг.

28 окт. 1885 г. Н. Э. защитил дипломную работу по богословию (диплом выдан 13 нояб. 1885 и в наст. время хранится в келье святого на Эгине). Во время учебы или ранее Н. Э. овладел франц. языком; также он знал латынь. Параллельно с занятиями в ун-те служил диаконом в церквах св. Ирины и в честь иконы Божией Матери «Всецарица», кроме того, исполнял обязанности иерокирикса (священнопроповедник - штатная должность в Элладской Церкви).

В кон. нояб. 1885 г. Н. Э. отбыл в Александрию, 23 марта 1886 г. рукоположен патриархом Софронием во пресвитера в храме прп. Саввы. 6 авг. возведен в звание «великого архимандрита и духовника», определен на служение в качестве секретаря при Патриаршем представительстве в Каире под начало митр. Ливийского Игнатия. Сохранилось 2 письма (от 7 авг. и 13 сент. 1886) патриарха Софрония митр. Фиваидскому Матфею (Валлинакису; † 7 нояб. 1888), в к-рых говорится об этих событиях. Н. Э. произносил проповеди не только в Каире, но и в Александрии, Эз-Заказике, Порт-Саиде и в других городах, подолгу исповедовал, помогал нуждавшимся, заботился о больных и престарелых, которые состояли на церковном попечении в больницах и богадельнях Ст. Каира, ремонтировал храмы, писал и издавал книги. Согласно письму патриарха Софрония митрополиту Фиваидскому от 9 нояб. 1886 г., Н. Э. обновил здание и внутренние помещения каирского Патриаршего представительства. В др. письме патриарха, от 16 авг. 1887 г., говорится, что Н. Э. отыскал в подвалах Георгиевского храма «около 50 древних икон величайшей ценности», отреставрировал их и поместил в домовой церкви Патриаршего представительства. Также известно, что в 1888 г. Н. Э. организовал среди верующих сбор пожертвований, на которые Е. Арменопулос заново расписал кафедральный собор Патриаршего представительства во имя свт. Николая в квартале Хамзави. В 1886-1888 гг. на переднем дворе храма св. Марка, в квартале Харат-эр-Рум, при содействии Н. Э. было устроено 17 помещений для нищих.

Свт. Нектарий Эгинский, со сценами из Жития. Икона. 1992 г. (собор Св. Троицы Троицкого мон-ря на о-ве Эгина)Свт. Нектарий Эгинский, со сценами из Жития. Икона. 1992 г. (собор Св. Троицы Троицкого мон-ря на о-ве Эгина)15 янв. 1889 г. Н. Э. был избран митрополитом Пентапольским. Хиротония была совершена в каирском храме свт. Николая патриархом Софронием и епископами - бывш. Керкирским Антонием и Синайским Порфирием I. Став митрополитом, Н. Э. исполнял все прежние обязанности, при этом испытывая материальные сложности, т. к. не получал жалованья и не имел к.-л. постоянных доходов.

Деятельность Н. Э. вызвала зависть и неприязнь со стороны синаитов и личного окружения патриарха Софрония. Недоброжелатели оклеветали Н. Э. перед Софронием как сеющего смуту и намеревающегося занять Александрийский престол. Кроме того, были распространены слухи о безнравственности Н. Э. В результате Софроний в сопровождении митр. Фиваидского Германа прибыл в Каир и официально отстранил Н. Э. от заведования патриаршей канцелярией, но позволил ему проживать в здании представительства и питаться в общей трапезной (указ от 3 мая 1890). Н. Э. было позволено совершать требы, но запрещалось въезжать без особого разрешения в Ст. Каир и в др. города Египта. 11 июля 1890 г. патриарх подписал в Александрии указ о выдворении Н. Э. за пределы Египта. Офиц. причиной названа неспособность Н. Э. «освоиться с климатом Египта». Владыка, возможно, хотел увидеться с патриархом Софронием, однако их встреча не состоялась. Афонский иеромон. Иоаким (Специерис; 1858-1943), составитель 2-го по времени (1929) жизнеописания Н. Э., утверждал, что он, покидая Египет, простился с патриархом, однако Димитракопулос считает, что это маловероятно (Димитракопулос. 2012. С. 80-81).

Н. Э. уехал в Грецию, о чем говорится в его письме от 1902 г. патриарху Александрийскому Фотию. Удаление Н. Э. из Египта не изменило его титула «Пентапольский». Несмотря на причиненную Софронием обиду, Н. Э. и впосл. испытывал к нему уважение и признательность за прежние благодеяния (Димитракопулос. 2012. С. 87). Владыка прибыл в Афины в авг. 1890 г., первое время жил в квартале Неаполис при церкви свт. Николая в Пефкакии и терпел крайнюю нужду. Хотел удалиться на Афон или на Парос, где находилось подворье Неа-Мони, однако Дамаскин, митр. Патрасский и Элидский, убедил Н. Э. остаться в Афинах, чтобы проповедями приносить людям пользу. 27 окт. 1890 г. владыка написал прошение Синоду Элладской Церкви о предоставлении ему к.-л. церковной должности. 5 нояб. Синод высказался за назначение Н. Э. иерокириксом в ном, где имелась вдовствующая епархия (Димитракопулос. 2012. С. 116). Однако в Мин-ве по делам Церкви и народного просвещения возникли сложности в этом вопросе, поскольку Н. Э. не являлся подданным Греческого королевства (Вост. Фракия, где род. Н. Э., оставалась под властью Турции). По просьбе Синода мэр Афин Тимолеон Филимонас выдал владыке справку о том, что он - греч. гражданин (Димитракопулос. 2012. С. 119-120). Лишь 12 февр. 1891 г. король подписал указ о назначении Н. Э. проповедником на Эвбею благодаря стараниям буд. мэра Афин Михаила Меласа, к-рого Н. Э., опечаленный отказом министра, случайно встретил в Мин-ве по делам Церкви (по сведениям архим. Харалампия, за Н. Э. перед министром вступился священник по имени Мелас (Харалампий (Василопулос). 2001. С. 16)).

Н. Э. прибыл на Эвбею в марте 1891 г. Как иерокирикс нома он отвечал за церковную проповедь в Халкидской архиепископии, включавшей столицу Эвбеи - Халкиду и Ксирохорион (ныне Истиея) с островами Скиатос и Скопелос (всего 103 прихода), а также в Каристийской епископии (епархия Каристия с о-вом Скирос (см. ст.: Каристийская и Скиросская митрополия) - 67 приходов). В Халкидской архиепископии Н. Э. трудился с начала и до конца марта 1891 г., затем с 15 дек. 1891 г. до начала осени 1892 (за исключением неск. дней в июле, когда находился на Скиросе) и с кон. февр. до нач. авг. 1893 г. Постоянная резиденция Н. Э. была в Халкиде. Высказывалось мнение о том, что в первые дни служения в Халкиде у него возникли сложности, спровоцированные александрийскими недоброжелателями (Димитракопулос считает это предположение маловероятным (Димитракопулос. 2012. С. 125)). Клевета сопровождала Н. Э. и там, прихожане на первой же проповеди выразили свою неприязнь к владыке. Лишь к 3-му воскресенью обстановка нормализовалась, когда в Афины пришло письмо, подписанное 900 христианами Каира, к-рые весьма сожалели об отъезде Н. Э. из их города. После получения письма из Афин в Халкидскую митрополию был направлен специальный представитель патриарха; он довел до сведения прихожан, что Н. Э. стал жертвой наговоров и ему следует оказать должное внимание (Харалампий (Василопулос). 2001. С. 14-18). Известно, что Христофор, архиеп. Халкидский, не позволял владыке совершать богослужения. После его смерти в янв. 1892 г. епископская эпитропия и люди из ближайшего окружения покойного чинили Н. Э. препятствия и также не допускали его к служению в храме. В нач. февр. 1892 г. Н. Э. обратился в Синод за разрешением священнодействовать. О том же ходатайствовали перед Синодом и верующие (Димитракопулос. 2012. С. 125-130). С кон. мая по июль 1892 г. он объехал острова Скопелос, Скиатос и Скирос, а также посещал Ксирохорион. 13 мая 1892 г. получил циркуляр от Синода, обязавший его предоставить отчет о деятельности за год с приложением 2 проповедей, произнесенных в 1891 г. Н. Э. подготовил отчет (без проповедей; не сохр.) и отправил его в епископскую эпитропию Халкиды. Члены эпитропии составили донесение Синоду от 23 мая 1892 г., в к-ром отмечались факты «самочинного» архиерейского служения Н. Э. и его стремление занять Халкидскую кафедру, и приложили его к отчету владыки. Рассмотрев донесение 12 июня 1892 г., Синод предписал Н. Э. впредь заручаться разрешением эпитропии на священнослужение и напомнил ему о необходимости представить 2 проповеди. Получив ответ из Синода, 9 июля 1892 г. Н. Э. написал прошение об отставке, которое было отклонено. 18 марта 1893 г. последовало разрешение Синода «священнодействовать там, куда будет приглашен, кроме хиротоний, хиротесий и освящений» (Димитракопулос. 2012. С. 140-141). В это время Н. Э. ездил в Лимни и в мон-рь Галатаки (предположительно по распоряжению Синода) для расследования дела монастырского юрисконсула Л. Караханиса (Димитракопулос. 2012. С. 143).

Свт. Нектарий Эгинский. Икона. XXI в. (мон-рь Раду Водэ в Бухаресте)Свт. Нектарий Эгинский. Икона. XXI в. (мон-рь Раду Водэ в Бухаресте)В Каристийской епископии Н. Э. служил с 27 марта по 15 дек. 1891 г., неск. дней в июне 1892 г., с нач. осени 1892 до кон. февр. 1893 г., с авг. до 11 сент. 1893 г. Посетил Аливерион (прибыл 29 марта 1891), затем отправился в Кими. Там освятил приходской храм св. Георгия в Паралии, в сел. Монодрион в храме Небесных Сил бесплотных совершил хиротонию Георгия (Кехриса). Также посетил сел. Айос-Лукас, в нач. июня 1892 г. побывал на Скиросе (Димитракопулос. 2012. С. 144-148).

В нач. марта 1892 г. пришло внезапное распоряжение о переводе Н. Э. в ном Лакония. После того как жители Эвбеи возмутились указом, вышло новое постановление от 26 марта того же года, отменявшее перевод.

4 авг. 1893 г. Синод принял решение «ради духовных причин» перевести Н. Э. в Фтиотидскую архиепископию и Фокидскую епископию. Основным местом пребывания Н. Э. стала Ламия, куда святитель прибыл 30 сент. 1893 г. Он прожил там 8 месяцев, совершал богослужения, объехал города Амфиса, Аталанди, Домокос, Галаксидион. После зимней поездки 1893/94 г. Н. Э. серьезно заболел.

1 марта 1894 г. греч. король подписал указ о назначении Н. Э. директором ДС им. братьев Ризари (Ризарийская семинария, или Ризарион). Рассматривая кандидатуру владыки, правительство Греции запросило сведения о нем у дипломатического агента в Александрии И. Грипариса. В отчете от 28 янв. 1894 г. Грипарис отметил, что поначалу деятельность Н. Э. вполне удовлетворяла патриарха Софрония, но затем патриарх стал высказывать недовольство «его склонностью к своевольным и независимым действиям», которые были расценены как непослушание. Сам Грипарис считал, что в Египте владыка стал жертвой интриг (Димитракопулос. 2012. С. 95-97). Случайно узнав через 14 месяцев об отзыве Грипариса, Н. Э. написал 11 марта 1895 г. письмо патриарху Софронию и выразил свое недоумение по поводу явной клеветы. Сведения о реакции патриарха не сохранились; возможно, на этом переписка Софрония с Н. Э. прекратилась (Димитракопулос. 2012. С. 97-98). Архим. Амвросий (Фонтрие) сообщает о том, что на назначение Н. Э. директором семинарии повлияла греч. кор. Ольга, которая познакомилась со святителем и впосл. стала его духовной дочерью (Амвросий (Фонтрие). 1998. С. 60). Официальное вступление в должность директора Ризарийской семинарии состоялось 13 марта 1894 г. Н. Э. управлял семинарией 14 лет. Всякий раз, узнав о серьезном проступке семинариста, он усиливал молитву и налагал на себя строгий пост. Это действовало на воспитанников сильнее любого наказания и вызывало их искреннее раскаяние. В письме от 4 июня 1894 г. премьер-министру Х. Трикупису Н. Э. отметил актуальные проблемы семинарии и предложил меры по их решению (Димитракопулос. 2012. С. 176). Н. Э. не гнушался физического труда, в т. ч. занимался уборкой мест общественного пользования; благоустроил семинарский сад. По мысли владыки, главным элементом в деле образования должна была стать напряженная литургическая жизнь. Усилиями Н. Э. Ризарийская семинария превратилась в мощный центр духовной жизни, где читали лекции известные ученые.

Заведуя Ризарионом, Н. Э. служил и проповедовал в храмах Афинской митрополии, устраивал духовные беседы для приходских клириков. Часть денег, получаемых за службы или жертвуемые митрополитом Афинским, он тратил на помощь нуждавшимся семинаристам и бедным прихожанам. Оставшиеся средства использовал на издание книг, бо́льшую часть к-рых он раздавал бесплатно, а впосл.- на восстановление Свято-Троицкого мон-ря на Эгине и на содержание монахинь и их родителей. В июле 1894 г. Н. Э. провел неск. дней в Кими. В 1895 г. владыка стал председателем комиссии по сбору пожертвований для погорельцев г. Синопа. 18 окт. 1904 г., во время общенародной панихиды по «македонскому воителю» П. Меласу († 13 окт. 1904), в кафедральном соборе Афин «ризариты» (педагоги и семинаристы) организовали сбор пожертвований для населения Македонии. 21 мая 1905 г. в домовом храме семинарии отслужили панихиду по «иже в Македонии павшим». Н. Э. был членом ученого об-ва (силлога) «Анапласис», преподавал в учрежденных под его эгидой светских школах, публиковал статьи в одноименном журнале. Участвовал в деятельности правосл. об-ва «Три святителя», к-рое в мае 1906 г. избрало Н. Э. своим почетным членом. Владыка являлся постоянным членом Историко-этнографического об-ва и об-ва поощрения церковного искусства (в 1905 был избран членом его правления). Часто бывал на Иерусалимском подворье в Афинах. Афинские архиереи приглашали Н. Э. на конференции, в своих докладах он затрагивал социально значимые проблемы. Благотворительные организации и об-ва («Объединение малоазиатских греков», «Христианское об-во» и др.) обращались к Н. Э. за помощью и избирали его своим почетным председателем. По просьбе Н. Э. меценат Андреас Сингрос выделил 5 тыс. фунтов стерлингов на обустройство с. Литион на Хиосе. Н. Э. организовал сбор пожертвований, к-рые отправил в Литион.

В период управления Ризарийской семинарией владыка переписывался с Пахомием Ареласом; в это время началась его дружба с Анфимом, митр. Вифлеемским, и с его учеником И. Специерисом.

Летом 1898 г. Н. Э. посетил Афон, имея при себе рекомендательную грамоту К-польского патриарха Константина V. Побывал во мн. мон-рях, каливах, келлиях, скитах и исихастириях Св. Горы, участвовал в богослужениях. В исихастирии братства Данилеев в Катунакиях познакомился со старцем Даниилом Катунакийским († 1929) и впосл. вел с ним переписку. Н. Э. посылал в исихастирий книги и деньги, заказывал там иконы. Особые отношения сложились у Н. Э. со старцем Иеронимом Симонопетрским (1871-1957), к-рый очень ценил владыку, неск. раз навещал его в Афинах, а затем посетил и на Эгине. Близкое знакомство Н. Э. с жизнью святогорцев помогло ему впосл. устроить Свято-Троицкий мон-рь на Эгине. Летом 1896 г. он провел 2 месяца в мон-ре в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» на Поросе.

В 1899 г. умер Александрийский патриарх Софроний и мн. греки из Египта предложили Н. Э. выставить свою кандидатуру на Патриарший престол. Он согласился, но затем снял ее, поняв, что клирики поддерживают Фотия (Харалампий (Василопулос). 2001. С. 22).

В авг. 1899 г. Н. Э. в К-поле нанес офиц. визит К-польскому патриарху Константину V, посетил храмы и Иерусалимское подворье. Затем он отправился в Силиврию, поклонился образу Божией Матери Силиврийской, побывал на могиле близких. К тому времени в живых оставалась его младшая незамужняя сестра Мариора, к-рая пребывала в Афинах († 26 мая 1900); отец скончался между 1885 и 1891 гг. (родители Н. Э., ранее перебравшиеся на Хиос, вернулись в Силиврию не позднее 1877). Н. Э. всегда помогал родным: в февр. 1903 г. погасил долг матери, полностью взял на себя расходы по обучению племянника в Ризарийской семинарии, затем устроил его работать на биржу.

В июле 1901 г. владыка побывал на Тиносе, поклонился иконе Божией Матери «Мегалохари», посетил там митр. Анфима Вифлеемского. В кон. июля того же года приехал на Скирос и участвовал в престольном празднике мон-ря св. Параскевы (26 июля).

К лету 1904 г. неск. благочестивых девиц, собравшихся вокруг Н. Э., утвердились в намерении вступить на иноческий путь и стали искать подходящий мон-рь. 10 сент. 1904 г. Н. Э. в сопровождении 3 буд. монахинь прибыл на Эгину. Когда пароход с владыкой показался на горизонте, стоявший у пристани 15-летний юноша Спирос Алифандис упал наземь и, корчась, стал кричать о прибытии пентапольца, «который спасет Эгину». Сойдя на берег и узнав о случившемся, Н. Э. исцелил одержимого (Димитракопулос. 2012. С. 228). Утром владыка вместе с мэром Эгины Н. Паппасом и Феодосием, игум. мон-ря Хрисолеондисса, осмотрел свою буд. обитель, к-рая находилась в полуразрушенном состоянии. По преданию, здесь подвизалась прп. Афанасия Эгинская († 850). Монастырь был официально упразднен в период правления баварцев. От средневек. ансамбля уцелели наружная стена, храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и 2 кельи, где в 1904 г. проживали на подаяния верующих 3 монахини. В то время по молитвам Н. Э. жители Эгины избавились от засухи, которая до прибытия святого продолжалась 3 года. В окт. 1904 г. Н. Э. встретился с Афинским митр. Феоклитом и, получив его согласие, благословил своих духовных чад поселиться на Эгине. «Духовная община дев» (Τὸ ῾Ιερὸν Παρθενών) была устроена на началах общежития. Первыми на остров прибыли Хрисанфа и Екатерина (впосл. монахини Ксения, ставшая 1-й игуменией мон-ря, и Касиана). Насельниц ожидали трудности и лишения: они спали на голой земле; чтобы заработать денег на пропитание занимались рукоделием (вязали чулки). Н. Э., как мог, финансово помогал буд. монахиням, заботился об их здоровье. Он снабдил общину частицами Честного Креста и мощей святых, богослужебными и душеполезными книгами. Церковные службы в общине совершались приходскими иереями и иеромонахами мон-ря Хрисолеондисса.

В 1907 г. Халкидская и Каристийская кафедра осталась без епископа и эвбейцы обратились в Синод с просьбой поставить в ее главе Н. Э. Однако это ходатайство не было удовлетворено и новым епископом назначили Хрисанфа, игумена Галатакийского мон-ря (Димитракопулос. 2012. С. 157-158).

В нач. 1908 г. самочувствие Н. Э. значительно ухудшилось. 7 февр. того же года он подал прошение об отставке с поста директора Ризарийской семинарии. Прошение было подписано 24 марта, однако Н. Э. занимал должность до назначения нового директора (16 апр.). С кон. апр. того же года жил на Эгине, 12 лет окормлял обитель. Между 1904 и 1920 гг. на личные средства владыки построили храм во имя Св. Троицы (освящен 2 июня 1904), неск. келий, кухню, трапезную, кладовую, гостиницу, дом, где проживали Н. Э. и особо важные гости. На деньги нескольких монахинь и пожертвования мирян выстроены остальные кельи, выкопаны резервуары для дождевой воды. Основная территория обители, являвшаяся муниципальной собственностью, была передана в дар мон-рю по решению городского совета. Особое внимание Н. Э. уделял разведению сада. Как простой иерей, он совершал все чинопоследования, окормлял сестер, численность к-рых к концу его жизни достигла 38. Н. Э. попытался восстановить в своей обители институт диаконисс, за что его обвиняли в «нововведениях» (Амвросий (Фонтрие). 1998. С. 126-127). При жизни Н. Э. Свято-Троицкий мон-рь не получил официальной регистрации от церковных и гос. властей. Владыка неск. раз направлял письма в Мин-во по делам Церкви, Синоду и Афинскому митр. Феоклиту с просьбой утвердить его обитель либо как «монастырь во имя Святой Троицы», либо как «духовно-религиозную общину дев», но рассмотрение этого дела все время откладывалось (Димитракопулос. 2012. С. 250-260). Официально мон-рь был зарегистрирован 31 марта 1924 г.; 6 июля 1930 г. обители предоставлена адм. самостоятельность. Др. испытанием, постигшим владыку, стало обвинение в безнравственности, к-рое выдвинула против него жительница Эгины по имени Ирина (по др. версии - Лазуря (Амвросий (Фонтрие). 1998. С. 109)), занимавшаяся торговлей свечами. Она подала жалобу на Н. Э. в прокуратуру Пирея за то, что он якобы имел любовную связь с ее дочерью Марией. Судебный уполномоченный прибыл на Эгину и устроил допрос Н. Э., при этом вел себя грубо и непочтительно. После того как девушку осмотрели 2 врача в Афинах и признали девственницей, с Н. Э. были сняты обвинения, а Ирину осудили за клевету и выслали на Скиатос. На Эгине Н. Э. помогал малоимущим островитянам; в 1904 г. он подарил эгинцам ок. 5 тыс. деревьев.

После ухудшения здоровья Н. Э. 2 янв. 1920 г. составил завещание. Предчувствуя кончину, владыка в кон. авг. 2 недели усердно молился в мон-ре Хрисолеондисса перед чудотворным образом Божией Матери. Храм свт. Нектария Эгинского близ Троицкого мон-ря на о-ве Эгина. 1994 г.Храм свт. Нектария Эгинского близ Троицкого мон-ря на о-ве Эгина. 1994 г. На обратном пути, по свидетельству сопровождавших его монахинь Афанасии, Евфимии и Агапии (Нектарии), он благословил остров и предрек свою скорую смерть. 20 сент. 1920 г. Н. Э. приехал в Афины и был помещен в больницу «Аретеион». Проходил лечение, как простой монах,- в общей палате 3-го разряда для неимущих. После преставления тело святого тотчас замироточило. Тогда же совершилось чудо: от нижней рубашки Н. Э., положенной на соседнюю кровать, исцелился парализованный. 11 часов тело пролежало в палате, затем 2 часа находилось в больничном храме. Перед отправлением на Эгину открытый гроб с телом Н. Э. был установлен в ц. Живоначальной Троицы в Пирее, от него исходило неземное благоухание. Верующие, приехавшие проститься с владыкой, видели, что его лицо было покрыто каплями мира, пропитавшими также волосы и бороду. Из эгинского порта гроб несли на руках до Свято-Троицкого мон-ря, при этом он казался необычайно легким. Когда иеромон. Савва (впосл. прп. Савва Калимносский († 1948; пам. 7 апр.)) хотел возложить на покойного епитрахиль и омофор, Н. Э. наклонил голову. Отпевание и похороны были совершены 10 нояб. Могила святого находилась возле сосны, посаженной в этом месте мон. Афанасией (Мурцис), после того как ей был глас с неба. Через полгода захоронение вскрыли для установки каменной плиты. Останки святого источали миро и совершенно не подверглись тлению. При последующих вскрытиях могилы (в 1924, 1925, в 1-й пол. 30-х гг. XX в. и позднее) мощи Н. Э. также оставались нетленными почти до 1953 г., когда (2 сент.) было совершено их перенесение, которое возглавил Прокопий, митр. Идрский, Спецский и Эгинский.

Часовня свт. Нектария на месте его первого захоронения на о-ве ЭгинаЧасовня свт. Нектария на месте его первого захоронения на о-ве ЭгинаЧерез неск. месяцев после кончины Н. Э. иером. Савва написал икону святого (утеряна). В 1932 г. гимнограф Герасим из скита св. Анны на Афоне составил богослужебное последование (впосл. было дополнено каноном и неск. раз переиздавалось). Торжественное богослужение в день кончины Н. Э. впервые было совершено в Афинах в 1945 г. в церкви в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и с тех пор ежегодно повторялось. С 1950 г. в этот день оно совершалось и в храме свт. Николая. На Эгине торжественная служба 9 нояб. впервые была проведена в 1946 г., повторялась в 1947 и 1948 гг., с 1949 г. этот день стал всенародным праздником. В 1961 г. Н. Э. был причислен к лику святых К-польским Патриархатом (деяние № 260 от 20 апр.); 10 нояб. того же года останки владыки были перенесены в кафедральный собор Свято-Троицкого мон-ря. Первое офиц. празднование дня памяти Н. Э. состоялось 3-6 нояб. 1961 г. на Эгине. С того же времени празднуется день перенесения мощей святого (3 сент.).

Н. Э. почитали как святого уже при жизни. Известны многочисленные исцеления, изгнания бесов и др. чудеса по молитвам святителя. При жизни он не раз помогал жителям Эгины: избавлял от засухи, кротов, посылал улов рыбакам и т. д. (подробнее см.: Мелинос. 1995; Амвросий (Фонтрие). 1998. С. 113-118). После канонизации почитание Н. Э. широко распространилось по всему миру. В Греции и за ее пределами во имя Н. Э. освящены многочисленные мон-ри и храмы. В 1994 г. рядом со Свято-Троицким мон-рем на Эгине был освящен один из самых больших в Греции храмов во имя Н. Э. (обитель имеет др. название - мон-рь св. Нектария).

Глава и частица мощей свт. Нектария Эгинского в приделе свт. Нектария собора Св. Троицы Троицкого мон-ря на о-ве ЭгинаГлава и частица мощей свт. Нектария Эгинского в приделе свт. Нектария собора Св. Троицы Троицкого мон-ря на о-ве ЭгинаОсновная часть мощей Н. Э. (глава, помещенная в серебряный кивот в виде митры, и др. останки) находится в парекклисионе Троицкого собора одноименного мон-ря на Эгине. Др. частицы мощей хранятся на Св. Горе (в исихастирии братства Данилеев, передана туда в 1977; здесь же: монашеская скуфья - прислана в 1921 игум. Ксенией и дары святого - антиминс и книги), во мн. городах Греции и за ее пределами.

Н. Э. почитается как покровитель духовных учебных учреждений; в его честь проводятся международные научные конференции (напр., в 1996 на Эгине).

Соч.: Δέκα Λόγοι ἐκκλησιαστικοὶ διὰ τὴν Μεγάλην Τεσσαρακοστήν. ᾿Αθῆναι, 1885 [Десять проповедей на Великую Четыредесятницу]; Λόγος ᾿Εκκλησιαστικός, ἐκφωνηθεὶς ἐν τῷ ναῷ τοῦ ῾Αγίου Νικολάου ἐν Καΐρῳ τῇ Α´ Κυριακῇ τοῦ Τεσσαρακονθημέρου. ᾿Αλεξάνδρεια, 1886 [Слово на 1-е воскресенье Великой Четыредесятницы, произнесенное в храме св. Николая в Каире]; Δύο λόγοι ᾿Εκκλησιαστικοί: Α´. Εἰς τὴν Κυριακὴν τῆς ᾿Ορθοδοξίας, ἤτοι περὶ πίστεως; Β´. Περὶ τῆς ἐν τῷ κόσμῳ ἀποκαλύψεως τοῦ Θεοῦ, ἤτοι περὶ θαυμάτων. Κάιρον, 1887 [Две проповеди: [1] На неделю Православия, или о вере. [2] Об Откровении Божием в мире, или о чудесах]; Λόγοι περὶ ἐξομολογήσεως. Κάιρον, 1887 [Слова об исповеди]; Περὶ τῶν ῾Ιερῶν Συνόδων καὶ ἰδίως περὶ τῆς σπουδαιότητος τῶν δύο πρώτων Οἰκουμενικῶν Συνόδων. ᾿Αλεξάνδρεια, 1888 [О священных Соборах и в особенности о важнейших первых двух Соборах Вселенских]; Περὶ τῶν καθηκόντων ἡμῶν πρὸς τὸ ῞Αγιον Θυσιαστήριον. Κάιρον, 1888 [О наших обязанностях перед св. алтарем]; Περὶ τῆς ἐν τῷ κόσμῳ ἀποκαλύψεως τοῦ Θεοῦ. Κάιρον, 1888. ᾿Αθῆναι, 18922 [Об Откровении Божием в мире]; Λόγος ἐκφωνηθεὶς ἐν τῷ ᾿Αχιλλοπουλείῳ Παρθεναγωγείῳ κατὰ τὴν ορτὴν τῶν Τριῶν ῾Ιεραρχῶν. ᾿Αλεξάνδρεια, 1889 [Слово на праздник Трех святителей, произнесенное в женской гимназии Ахиллопулоса]; Λόγος περὶ τῆς πρὸς τὸ ῞Αγιον Θυσιαστήριον προσελεύσεως. ᾿Αλεξάνδρεια, 1889 [Слово о приступании к святому алтарю]; Αἱ Οἰκουμενικαὶ Σύνοδοι τῆς τοῦ Χριστοῦ ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 18922 [Вселенские Соборы Христовой Церкви (расширенный вар-т книги 1888 г. «О Священных Соборах...»); Τὰ ἱερὰ μνημόσυνα. ᾿Αθῆναι, 1892 [О совершаемом у нас церк. поминовении]; ῾Υποτύπωσις περὶ ἀνθρώπου. ᾿Αθῆναι, 1893 [Набросок о человеке]; Περὶ ἐπιμελείας ψυχῆς. ᾿Αθῆναι, 1894 [О возделывании души (11 бесед)]; Μελέτη περὶ τῶν ἀποτελεσμάτων τῆς ἀληθοῦς καὶ ψευδοῦς μορφώσεως. ᾿Αθῆναι, 1894 [Рассуждение о плодах истинного и ложного просвещения]; ῾Ιερῶν καὶ φιλοσοφικῶν λογίων θησαύρισμα. ᾿Αθῆναι, 1895-1896. 2 τ. [Сокровищница духовных и любомудрых речений]; ῾Ομιλίαι περὶ τοῦ θείου χαρακτῆρος καὶ τοῦ ἔργου τοῦ Σωτῆρος ἡμῶν ᾿Ιησοῦ Χριστοῦ. ᾿Αθῆναι, 1895 [Беседы о Божестве и действии Спасителя нашего Иисуса Христа]; Ποιμαντικαὶ ῾Ομιλίαι. Α´. Περὶ τῆς πολιτείας τοῦ ἱεροῦ κλήρου κατὰ τοὺς Πατέρας τῆς ᾿Εκκλησίας // ῾Ιερὸς Σύνδεσμος. ᾿Αθῆναι, 1895-1896; Β´. ῾Η ἀγωγὴ τῶν παίδων καὶ αἱ μητέρες // Ibid. 1895 [Пастырские беседы: [1] О поведении духовенства на основании отцов Церкви. [2] Воспитание детей и матери]; ᾿Επικαὶ καὶ ἐλεγειακαὶ γνῶμαι τῶν μικρῶν ῾Ελλήνων ποιητῶν. ᾿Αθῆναι, 1896 [Изречения малых эллинских поэтов, эпических и элегических]; Μάθημα Χριστιανικῆς ᾿Ηθικῆς. ᾿Αθῆναι, 1897 [Христианское нравственное учение (расширенный вар-т: Χριστιανικὴ ᾿Ηθικὴ τῆς Ορθοδόξου ᾿Ανατολικῆς ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 1920 [Христианское нравственное учение Православной Восточной Церкви])]; Τίνες οἱ λόγοι τῆς μήνιδος τῶν Δυτικῶν κατὰ τοῦ Θωτίου // Θρακικὴ ᾿Επετηρίς. ᾿Αθῆναι, 1897. Τ. 1. Σ. 43-47 [Несколько инвектив западных [церк. писателей] против Фотия]; Μάθημα Ποιμαντικῆς. ᾿Αθῆναι, 1898 [Наука пастырства]; ᾿Ορθόδοξος ῾Ιερὰ Κατήχησις. ᾿Αθῆναι, 1899 [Православный катехизис]; Χριστολογία. ᾿Αθῆναι, 1901 [Христология]; Μελέτη περὶ ἀθανασίας τῆς ψυχῆς καὶ περὶ τῶν ἱερῶν μνημοσύνων. ᾿Αθῆναι, 1901 [Рассуждение о бессмертии души и о церк. поминовении усопших]; Περὶ τοῦ τὶς ἡ ἀληθὴς ρμενεία περὶ τῆς ρήσεως τοῦ ἀποστόλου Παύλου̇ ἡ δὲ γυνὴ νὰ φοβῆται τὸν ἄνδρα // ᾿Ανάπλασις. ᾿Αθῆναι, 1902. Αριθ. 255. Σ. 1621-1622 [О том, каково истинное толкование речения ап. Павла: «А жена да боится мужа»]; Εὐαγγελικὴ ῾Ιστορία δι᾿ ἁρμονίας τῶν κειμένων τῶν ἱερῶν Εὐαγγελιστῶν Ματθαίου, Μάρκου, Λουκᾶ καὶ ᾿Ιωάννου. ᾿Αθῆναι, 1903 [Евангельская история в виде согласования текстов св. евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна]; Προσευχητάριον Κατανυκτικόν. ᾿Αθῆναι, 1904, 19142 [Книга умилительных молитвословий (Просевхитарион)]; Μελέτη περὶ τῆς Μητρὸς τοῦ Κυρίου τῆς ῾Υπεραγίας Θεοτόκου καὶ ᾿Αειπαρθένου Μαρίας. ᾿Αθῆναι, 1904 [Рассуждение о Матери Господа Пресв. Богородице и Приснодеве Марии]; Μελέτη περὶ τῶν ῾Αγίων τοῦ Θεοῦ. ᾿Αθῆναι, 1904 [Рассуждение о святых Божиих]; Μελέτη περὶ μετανοίας καὶ ἐξομολογήσεως. ᾿Αθῆναι, 1904 [Рассуждение о покаянии и исповеди]; Μελέτη περὶ τοῦ μυστηρίου τῆς Θείας Εὐχαριστίας. ᾿Αθῆναι, 1904 [Рассуждение о Таинстве Божественной Евхаристии]; Τὸ γνῶθι σαυτόν. ᾿Αθῆναι, 1905 [Познай самого себя] (расширенный вар-т: Τὸ γνῶθι σαυτὸν ἤτοι μελέται θρησκευτικαὶ καὶ ἠθικαὶ εἰκονίζουσαι τὸν θρησκευτικὸν καὶ ἠθικὸν χαρακτῆρα τοῦ ἀνθρώπου καὶ τὴν εἰκόνα τῆς ψυχῆς ὡς ἐν κατόπρῳ ἰνδαλματίζουσαι. ᾿Αθῆναι, 19622 [Познай самого себя, или религ. и нравственные рассуждения, показывающие, словно в зеркале, религ. и нравств. характер человека, а также его психолог. образ]); ῾Ιστορικὴ μελέτη περὶ τῶν διατεταγμένων νηστειῶν. ᾿Αθῆναι, 1905 [Историческое исследование об установленных постах]; Θεοτοκάριον, ἤτοι προσευχητάριον μικρόν, ᾿Αθῆναι. 1905, 19072 [Феотокарион, или Малая книга молитвословий]; ῾Ιερατικὸν ᾿Εγκόλπιον. ᾿Αθῆναι, 1907 [Духовный путеводитель]; Ψαλτήριον τοῦ προφητάνακτος Δαυίδ ἐντεταμένον εἰς μέτρα κατὰ τὴν τονικὴν βάσιν / μετὰ ρμηνευτικῶν σημειώσεων ὑπὸ Νεκταρίου Κεφαλά. ᾿Αθῆναι, 1908 [Псалтирь пророка Давида с разъяснениями Нектария Кефаласа]; Τριαδικόν. ᾿Αθῆναι, 1909 [Триадикон]; Κεκραγάριον τοῦ θείου καὶ ἱεροῦ Αὐγουστίνου, ἐπισκόπου ῾Ιππῶνος. ᾿Αθῆναι, 1910. 2 τ. [Взывание ко Господу божественного и святого Августина]; Μελέτη ἱστορικὴ περὶ τῶν αἰτίων τοῦ σχίσματος. Περὶ τῶν λόγων τῆς διαιωνίσεως αὐτοῦ καὶ περὶ τοῦ δυνατοῦ ἤ ἀδυνάτου τῆς νώσεως τῶν δύο ᾿Εκκλησιῶν, τῆς ᾿Ανατολικῆς καὶ Δυτικῆς. ᾿Αθῆναι, 1911-1912. 2 τ. [Историческое исследование причин схизмы: О причинах многовекового ее сохранения и о том, возможно или нет соединение двух Церквей, Восточной и Западной]; Μελέται δύο: Α´. Περὶ Μιᾶς, ῾Αγίας, Καθολικῆς καὶ ᾿Αποστολικῆς ᾿Εκκλησίας; Β´. Περὶ τῆς ῾Ιερᾶς Παραδόσεως. ᾿Αθῆναι, 1913 [Два рассуждения: [1] О Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви; [2] О Священном Предании]; ῾Ιστορικὴ μελέτη περὶ τοῦ Τιμίου Σταυροῦ. ᾿Αθῆναι, 1914 [Историческое исследование о Честном Кресте]; Μελέται περὶ τῶν Θείων Μυστηρίων. ᾿Αθῆναι, 1915 [Рассуждения о Божественных Таинствах]; Περὶ ᾿Εκκλησίας // ῾Εβδομηκονταπενταετηρὶς τῆς Ριζαρείου ᾿Εκκλησιαστικῆς Σχολῆς, 1844-1919. ᾿Αθῆναι, 1920. Σ. 334-339 [О Церкви // Семьдесят пять лет Ризарийской духовной семинарии, 1844-1919]; ῾Η Θεία Λειτουργία τοῦ ῾Αγίου καὶ ἐνδόξου ᾿Αποστόλου καὶ Εὐαγγελιστοῦ Μάρκου. ᾿Αθῆναι, 1955 [Божественная литургия святого славного апостола и евангелиста Марка]; Περὶ ὅρκου. ᾿Αθῆναι, 1956 [О клятве]; Θεοτοκάριον: Ωδαί και ύμνοι προς την Υπεραγίαν Θεοτόκον. Καστέλιον, 1967 [Теотокарион: Песнопения и гимны в честь Пресвятой Богородицы]; Κατηχητικαὶ ᾿Επιστολαὶ πρὸς τὰς μαναχὰς ῾Ιερᾶς Μονῆς ῾Αγίας Τριάδος Αἰγίνης. ᾿Αθῆναι, 1984 [Назидательные письма монахиням Свято-Троицкой обители на Эгине]; Θρησκευτικαὶ Μελέται, ᾿Αθῆναι, 1986 [Душеполезные размышления]; ᾿Ανέκδοται ἐπιστολαὶ πρὸς τὸν γέροντα Παχώμιο / Εκδ. Β. Γιαννακόπουλος. ᾿Αθήναι, 1992 [Неизданные письма к старцу Пахомию]; Περὶ Μεσαίωνος καὶ Βυζαντιακοῦ ῾Ελληνισμοῦ. Αθήνα, 19942 [О Средневековье и греко-византийской культуре]; Απαντα. Αθήναι, 2005. 6 t. [Собрание сочинений]. Н. принадлежат гимнограф. сочинения - напр., гимн Пресв. Богородице (переведен на рус. яз.).
Изд.: Εὐγένιος (Βούλγαρις). Σχεδίασμα περὶ ἀνεξιθρησκείας ἤτοι περὶ ἀνοχῆς τῶν τεροθρήσκων / Εκδ. Ν. Κεφαλάς. ᾿Αλεξάνδρεια, 1890 [Евгений (Булгарис). Начертание о веротерпимости]; Βάμβας Ν. Θυσικὴ Θεολογία καὶ Χριστιανικὴ ᾿Ηθική / Εκδ. Ν. Κεφαλάς. ᾿Αλεξάνδρεια, 1893 [Неофит Вамвас. Естественное богословие и христианская этика]; Μελετίου Πηγᾶ. Δύο ἐπιστολαί / Εκδ. Ν. Κεφαλάς // Αναπλασις. ᾿Αθῆναι, 1893. Τ. 6. Σ. 1930-1932 [Мелетий Пигас. Два послания]; ᾿Αντιόχου μοναχοῦ τῆς Λαύρας τοῦ ἁγίου Σάββα, Πανδέκτης τῶν Θεοπνεύστων ῾Αγίων Γραφῶν / Εκδ. Ν. Κεφαλάς. ᾿Αθῆναι, 1906 [Антиоха, монаха Лавры св. Саввы, Пандекты богодухновенных Священных Писаний].
Лит.: ᾿Αβιμέλεχ (Μπονάκη), μον. Βιογραφία Μητροπολίτου Πενταπόλεως ἐν μακαρίᾳ τῇ λήξει Σεβασμιωτάτου Νεκταρίου. Βόλος, 1921; Σπετσιέρης Ι. Βιογραφικὴ σκιαγραφία τοῦ ἐν ῾οσίοις ᾿Αειμνήστου Πατρὸς ἡμῶν καὶ Ποιμενάρχου Νεκταρίου, Μητροπολίτου πρ. Πενταπόλεως. ᾿Αθῆνα, 1929; ΘΗΕ. 1966. Τ. 9. Σ. 273-274; Χαράλαμπος (Βασιλόπουλος), αρχ. ῾Ο ῞Αγιος Νεκτάριος. ᾿Αθήναι, 19757 (рус. пер.: Харалампий (Василопулос), архим. Свт. Нектарий Эгинский: Жизнеописание, акафист / Пер. с новогреч.: Н. Николау. Серг. П., 2001); Ενισλείδης Χ. ῾Ο Πενταπόλεως ῞Αγιος Νεκτάριος. ᾿Αθήναι, 1980; Μελινός Μ. Μίλησα με τον ´Αγιο Νεκτάριο: Συνεντεύξεις με 30+1 ανθρώπους που τον γνώρισαν. ᾿Αθήναι, 1987. Τ. 1; 1989. Τ. 2 (рус. пер.: Мелинос М. Я говорил со св. Нектарием: Интервью с людьми, знавшими св. Нектария / Пер. с новогреч. Н. Г. Николау. Серг. П., 1995); Γιαννακόπουλος Β. ῞Αγιος Νεκτάριος Πενταπόλεως ὁ Διευθυντὴς τῆς Ριζαρείου ᾿Εκκλησιαστικὴς Σχολής, ὁ Παιδαγωγός, ὁ Θεολόγος. ᾿Αθήναι, 1995; Χατζηγεώργιος Μ. ´Αγιος Νεκτάριος Πενταπόλεως: Η επίσκεψή του στη Σύρο στην Αγία Παρασκευή και άλλα κείμενα-μαρτυρίες. Αθήνα, 1996; ´Αγιος Νεκτάριος - ´Αγιος Δανιήλ Κατουνακιώτης: Δύο μεγάλες μορφές του αιώνος μας. / Επ. πρωτ. Θεόδωρος Ζήσης. ´Αγιον ´Ορος, 1997; Χονδρόπουλος Σ. ῾Ο ἅγιος τοῦ αἰώνα μας (ὁ ὅσιος Νεκτάριος Κεφαλᾶς): ᾿Αφηγηματικὴ βιογραφία. ᾿Αθήνα, 1997 (англ. пер.: Chondropoulos S. St. Nektarios: The Saint of Our Century / Transl. P. Los, A. Los. Athens, 20093); Οι πρώτες βιογραφίες του Αγίου Νεκταρίου, μητρ. Πενταπόλεως του εν Αιγίνη / Επ. Μ. Χατζηγεώργιος. Αθήνα, 1998; Амвросий (Фонтрие), архим. Свт. Нектарий Эгинский: жизнеописание. М., 1998; ῾Ο γυναικεῖος μοναχισμὸς καὶ ὁ ῞Αγιος Νεκτάριος: Πρακτικὰ Διορθοδόξου μοναστικοῦ συνεδρίου ἐπὶ τῇ κατονπεντηκονταετηρίδι (1846-1996) ἀπὸ τῆς γεννήσεως τοῦ ἁγίου Νεκταρίου. ᾿Αθῆναι, 1998; ῞Αγιος Νεκτάριος; ὁ πνευματικός, ὁ μοναστικός, ὁ ἐκκλησιαστικὸς ἡγέτης: Πρακτικὰ Διορθοδόξου Θεολογικοῦ ἐπιστημονικοῦ συνεδρίου ἐπὶ τῇ κατονπεντηκονταετηρίδι (1846-1996) ἀπὸ τῆς γεννήσεως τοῦ ἁγίου Νεκταρίου. ᾿Αθῆναι, 2000; Δημητρακόπουλος Σ. ῾Ο ἅγιος Νεκτάριος Πενταπόλεως: ῾Η πρώτη ἅγια Μορφὴ τῶν καιρῶν μας. ᾿Αθήνα, 2000 (рус. пер.: Димитракопулос С. Нектарий Пентапольский - святой наших дней / Пер. с новогреч.: Ю. C. Терентьев. Саратов, 2012); Ζήση Θ., πρωτοπρ. ῾Ο ῞Αγιος Νεκτάριος ὡς διδάσκαλος. Θεσ., 2000; Μακαρ. Σιμωνοπετρ. Νέος Συναξ. Τ. 3. Σ. 103-108; Нектарий (Зиомболас), архим. Жизнь и деятельность св. Нектария / Пер. с новогреч.: игум. Илия (Жуков). С. Задорожье (Ивановская обл.), 2006; Nectaria (McLees) mon. Saint Nectarios of Pentapolis: The Aegina Years // Road to Emmaus: A J. of Orthodox Faith and Culture. 2010. Vol. 11. N 3 (42). P. 3-21; Синаксарь: Жития св. Правосл. Церкви / Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 2. С. 124-129; Ανδρουλιδάκη-Πετράκη Ρ., Πετράκης Ε. Ο ´Αγιος Νεκτάριος ως εκκλησιαστικό διοικητικό στέλεχος: Γραμματέας και Πατριαρχικός Επίτροπος Πατριαρχείου Αλεξανδρείας, Μητροπολίτης Πενταπόλεως, Διευθυντής Ριζαρείου, Ιδρυτής Ιεράς Μονής Αγίας Τριάδος Αιγίνης. Ηράκλειο, 2011.
А. Н. Крюкова

Гимнографическое творчество

Н. Э. представлено 4 сочинениями: «Феотокарион», «Псалтирь...», «Триадикон» и «Кекрагарион...» - ритмизованными парафразами известных церковных песнопений. В «Триадиконе» и гл. обр. в «Феотокарионе» присутствуют композиции в популярной форме пятнадцатисложника (в т. ч. широкоизвестный гимн «῾Αγνὴ παρθένε δέσποινα»). «Феотокарион» начинается с 11-сложных двустиший, к-рые уподобляются по метрической схеме отдельным сочинениям прп. Иоанна Дамаскина. В рукописях и изданиях указаны способы исполнения поэтических сочинений Н. Э.: в визант. певч. традиции или в западноевроп. стиле. Значительное количество песнопений «Феотокариона» сочинено согласно известным самоподобнам церковной музыки; певчий должен следовать соответствующему указанию (1-й «славник» Пресв. Богородицы поется на 1-й глас, на образец «Ангел вопияше» (Δοξάζω σε, παρθένε; см.: Χαλδαιάκης. 1994. Σ. 355-394), др. сочинение распевается на 4-й плагальный глас по образцу «О преславного чудесе» (Χαῖρε, παναγία δέσποινα), на тот же глас распет также 8-песенный канон, основанный на ирмосах «Колесницегонителя фараона» (Χαῖρε, παρθένε παναγία). Для мелодического содержания др. группы песнопений Н. Э. характерно сходство с западноевроп. муз. традицией, что соответствует муз. вкусам того периода. Так, за 10 лет до публикации этих сочинений Н. Э. в К-поле было распространено подобное сочинение протопсалта Великой ц. Иакова Навплиотиса, в к-ром есть фрагмент - гимн-моление ко Пресв. Богородице (см.: Ναυπλιώτης Ι. Θόρμιγξ, ἤτοι συλλογὴ σμάτων καὶ ᾠδῶν.... Κωνσταντινούπολος,1894. Σ. 6), имеющий сходство по мелодическому содержанию с более поздним сочинением Н. Э. Т. о., исходя из примечаний самого Н. Э., можно сделать вывод о его выборе между 2 стилями - «нецерковным» и «церковным». Для 1-го Н. Э. представляет, как образец, новые собственные сочинения, 2-й подразумевает следование определенным указаниям и исполнение гимнографического песнопения соответствующим образом: на мелос подобна или на определенный глас. Н. Э. обозначил 2 характерных личных песнопения («Евангелие Божественной Любви»), устная традиция к-рого была сохранена монахинями Свято-Троицкого мон-ря на Эгине и распета по образцу др. 6 песней «Феотокариона», и «῾Ικετήριοι ᾿Ωδαὶ πρὸς τὸν Κύριον ἡμῶν ᾿Ιησοῦν Χριστόν»; песнопения, как отмечено в пояснении, «написаны согласно «Δέσποινα Δέσποινα Μῆτερ» из «Феотокариона» и поются на глас 3-й βαρύς и 4-й плагальный» (Θεοτοκάριον. 1905. Σ. 177-179).

Лит.: Χαλδαιάκης Α. Δύο χειρόγραφα τοῦ Θεοτοκαρίου τοῦ ἁγίου Νεκταρίου // Θεολογία. 1994. Τ. 65. Σ. 355-394; Η μουσικότης του Αγίου Νεκταρίου // Ο Εφημέριος. Αθήνα, 1995. Τευχ. 13. Σ. 313-316; idem. Ο ´Αγιος Νεκτάριος και η αγάπη του για την ποίηση και τη μουσική. Αθήνα, 1998; idem. ῾Ο Πενταπόλεως Νεκτάριος Κεφαλᾶς: ἕνας μουσικώτατος ἅγιος τοῦ ἐκπνέοντος αἰῶνός μας // Θεοδρομία. 1999. Τ. 1. Τεῦχ. 3. Σ. 37-52; idem. ´Αγιος Νεκτάριος ὁ μελωδὸς ἱεράρχης // ῾Η Αἰγιναία. 2001. Τεῦχ. 4. Σ. 70-75.
А. Халдеакис
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНАТОЛИЙ (кон. IV в.-458), Патриарх К-польский (с 449), свт. (пам. 3 июля, пам. греч.7 июля, 20 нояб.)
  • АРТЕМОН (Артемий; I в.), еп., свт. (пам. 24 марта, греч. 22 марта)
  • АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293)
  • АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ (ок. 295 - 373), еп. Александрийский (с 328 г.), свт. ( пам. 18 янв., 2 мая)
  • ВАРСИС († 378), еп. Эдесский, свт. (пам. 25 авг., сир. 12 янв., греч. 15 окт., зап. 30 янв.)
  • ГЕННАДИЙ I (ок. 400 - 20.11.471), патриарх К-польский, свт. (пам. 31 авг., пам. греч. 17 и 20 нояб.)
  • ГЕОРГИЙ I (ок. 776–820/21), архиеп. Митилинский, свт., исп. (пам. 7 апр.)
  • ГЕОРГИЙ II (763–845/46), архиеп. Митилинский, свт. (пам. 16 мая, пам. греч. 1 февр. )
  • ГЕРАСИМ II ПАЛЛАДА († 1714), патриарх Александрийский (1688 - 1710), свт. (пам. 15 янв.)
  • ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая)
  • ГРИГОРИЙ архиеп. Кипрский., свт. (пам. 4 марта, пам. греч. 4 или 5 марта)
  • ГРИГОРИЙ (331/5 - ок. 394), еп. Нисский, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 10 янв.)