НЕОБЩИННИКИ
Том XLVIII, С. 639-645
опубликовано: 9 июня 2022г.

НЕОБЩИННИКИ

Течение в разных согласиях старообрядчества, появившееся после публикации 17 окт. 1906 г. закона «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» (закон разрешал регистрацию общины, если в ней было не менее 50 прихожан, достигших 25 лет). Н. являлись противниками регистрации старообрядческих приходов. Основная причина несогласия с регистрацией - нежелание добровольно входить в отношения с властью, несмотря на опасность потерять права, полученные по указу «Об укреплении начал веротерпимости» (17 апр. 1905). Недовольство также вызывали прописанные в законе значительные полномочия светской администрации при регистрации старообрядческих общин, при утверждении руководителей и при разрешении строительства храмов.

Н. появились почти во всех старообрядческих согласиях. У старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию, закон об общинах сначала не вызвал протеста. И последователи Московской архиепископии, и неокружники (см. в ст. «Окружное послание» 1862 г.) (на соборе в нояб. 1907 под председательством неокружнического Московского еп. Иова (Борисова)) признали новые правила. Впервые протест против общин был высказан в 1907 г. на соборе неокружников в с. Зуеве Владимирской губ. (ныне г. Орехово-Зуево Московской обл.). Собор призвал неокружников не принимать общин, поскольку в законе об общинах он усмотрел противоречие канонам. Еп. Иов был против этого собора и не присутствовал на нем. Так в среде неокружников оформился раздор Н.

Установка креста на сторообрядческом храме на Лужнецкой улице в Москве. Фотография. 1906 г.Установка креста на сторообрядческом храме на Лужнецкой улице в Москве. Фотография. 1906 г.

Во главе раздора встал инок Геннадий (Герасим Онуфриевич Завалов), по его фамилии одна из ветвей Н. стала называться заваловцами. К Геннадию примкнули 3 священника, вскоре за ними последовал неокружнический Богородский еп. Даниил, бывш. наместник Иова, увлекший за собой неокружнических епископов Пафнутия Саратовского и Мефодия (Соколова) Балтского (впосл. к ним присоединились неокружнические епископы Иона Казанский и Филарет Московский). В февр. 1908 г. Н. собрали в Зуеве собор, на к-ром решили, что «принявшие общину» должны покаяться, а те, кто не покаются, подлежат отлучению и проклятию. В ответ еп. Иов собрал 15 мая 1908 г. в Москве примирительный собор, на котором примирения не получилось, епископы Даниил и Мефодий были запрещены и отлучены. Со стороны этих епископов последовали аналогичные решения в отношении Иова. Фактически раздор Н. был результатом борьбы за власть в неокружнической иерархии между Иовом и поставленным им себе в преемники Даниилом. Несмотря на провозглашение неприятия общин, епископы Даниил, Мефодий и Иона имели при своих храмах 4 зарегистрированные общины, о чем еп. Мефодий сказал на соборах 9 и 13 окт. 1911 г.: «Отцы и братья, простите меня за то, что при Куреневских монастырях имею две общины».

Инок Геннадий объявил всех неокружнических епископов - Иова и необщиннических епископов - еретиками и создал свое об-во. После его смерти лидеры заваловцев - священники Куркин и Петр Маков († 2 апр. 1909) - также не признавали необщиннических епископов, т. к. те только на словах отрицали общины. Есть сведения, что еп. Даниил изъявил согласие перейти к заваловцам через покаяние. В дер. Давыдово Богородского у. Московской губ. (ныне Орехово-Зуевского р-на Московской обл.), где жил еп. Даниил, 5 мая 1913 г. должен был собраться съезд Н. для присоединения Даниила. Однако из-за отсутствия разрешения, которого и не могло быть у Н., отрицавших контакты с властями, собрание не состоялось. Община в Давыдове не имела регистрации до сер. ХХ в., вслед. чего была закрыта. Заваловцам принадлежало 3 храма в Московской губ.: в дер. Сорокино близ ст. Мытищи, в честь Успения Пресв. Богородицы в дер. Печатники (ныне в черте Москвы) (снесен перед Олимпиадой 1980 г., ранее был переоборудован в пивной бар), моленная инока Геннадия (Москва, 2-я Хапиловская, д. 9, снесена до 1968).

Не стремились к регистрации неокружники в Казанской губ. В наиболее густо населенном неокружниками Свияжском у. было зарегистрировано всего 2 общины.

Н. были среди беглопоповцев. На нижегородском съезде беглопоповцев 15-19 мая 1908 г., проводившемся при деятельном участии и на средства нижегородского промышленника-старообрядца Н. А. Бугрова, мнения относительно регистрации общин разделились. Противники регистрации считали, что можно иметь общину духовную, но не гражданскую. Защитники указа об общинах полагали, что регистрация общин сплотит разъединенную старообрядческую церковь. По результатам голосования победило общинное движение.

Попытки прекратить раздор среди беглопоповцев неоднократно предпринимались на всероссийских съездах согласия, многое делал в этом направлении совет братства во имя свт. Николы. В мае 1912 г. на съезде в Вольске Саратовской губ. было решено: «Противообщинников считать сынами нашей церкви... Открытие общин оставить на усмотрение каждого прихода; священников же и мирян, созывающих собрание против общин, съездов и совета братства и вносящих разделение в нашей церкви, признавать раздорниками». Примирение сторонников общин с Н. состоялось на 5-м всероссийском съезде беглопоповцев, прошедшем 16-18 июля 1917 г. в Москве; из Н. на съезде присутствовал свящ. И. Ястребов с прихожанами.

Беглопоповцы-Н. имели храм в честь Казанской иконы Богородицы в доме Е. К. Лубковой в Москве (Лужнецкая ул. (ныне ул. Бахрушина), д. 25) и храм в с. Коломенском (ныне в черте Москвы). В нач. 30-х гг. XX в. оба храма были закрыты (1-м в февр. 1930 закрыли Казанский храм в Москве), после чего Н. стали проводить нелегальные богослужения. В нач. 50-х гг. XX в. богослужения совершали Сергей Ермолаев в доме на Серпуховском шоссе и наставник Григорий Лыков в Коломенском. Обе нелегальные моленные были закрыты к 1955 г. после жалоб главы беглопоповцев Иоанна (Калинина). В кон. ХХ в. беглопоповцы-Н. жили в Вольске.

Большинство урало-сибирских часовенных (см. ст. Часовенное согласие) были Н. 29-30 янв. 1912 г. на съезде (соборе) часовенных, ежегодно проходившем в дер. Куторок, ок. 300 участников постановили считать наставников зарегистрированных общин «ересиархами», мирян принимать в «необщинное лоно» по 3-му чину - с проклятием «общинной ереси». С Н. активно полемизировал начетчик А. Т. Кузнецов (24 окт. 1879 - 7 июня 1938), участвовавший в издании ж. «Уральский старообрядец» (выходил с 1915), где широко обсуждалась эта тема. Старообрядческий писатель-беспоповец А. К. Килин называл своих единоверцев «староверы-беспоповцы, не приемлющие общин». По его рассказам, предки «не записывались в часовни» и категорически отвергли указ об общинах 1906 г. В собрании Килина сохранилось сочинение, полностью посвященное критике закона об общинах,- «Послание инока Григория с братиею» (28 июля 1928). Автор разбирает закон постатейно, его возмущает, что старообрядцы, признавшие законодательство об общинах, приняли «не от Христа, но от антихриста (властей.- Е. А.) именовати себя не христианами, а старообрядцами». Автор приводит «целый облак» противоречий между законом 1906 г. и Свящ. Писанием.

У поморцев также были сомнения в отношении закона 1906 г., особенно остро дискуссии проходили в поволжских общинах. На 1 янв. 1912 г. в Самарской губ. жили 20 882 поморца-брачника, из них не объединившихся в общины было 19 410 чел., имелось 26 незарегистрированных духовных лиц (были зарегистрированы 10 поморских общин, 9 настоятелей). В дер. Самодуровке Хвалынского у. (ныне с. Белогорное Вольского р-на Саратовской обл.) 13 сент. 1916 г. прошло собрание, посвященное выбору нового настоятеля, а также обсуждению позиции Т. А. Худошина, к-рый был сторонником регистрации; обсуждалась возможность совместной молитвы с общинниками. Малочисленное сообщество Н. существовало в Белогорном до 2-й пол. ХХ в.

Закон 1906 г. вызвал острую полемику среди федосеевцев, особенно в Москве и в Поволжье, прежде всего в казанской общине, что привело к разделению согласия на Н. и тех, кто подчинились закону об общинах. Наряду с возражениями против закона, к-рые выдвигались др. согласиями, федосеевцы-Н. высказали протест против ведения в общине метрических книг. На 1 янв. 1912 г. в Самарской губ. жили 1460 федосеевцев, объединившихся в общины не было, действовали 7 незарегистрированных духовных лиц, имелось 8 моленных и богадельня.

Для утверждения мира в федосеевском согласии много сделал Е. Е. Егоров, участвовавший в соборах, посвященных вопросам регистрации общин; соборы прошли дважды в Казани (1908), дважды в с. Воскресенском Саратовской губ. (1913 и 1915), на ст. Середа у Г. К. Горбунова. В марте 1907 г. московские федосеевцы зарегистрировали общину на Преображенском кладбище. В связи с этим событием развернулась полемика в переписке между Т. И. Илларионовым, сформулировавшим причины, по к-рым христиане не могут принимать общины, узаконение брака, решение вопросов общим голосованием, утверждение губернатором духовных отцов, и Р. И. Кистановым, утверждавшим, что в зарегистрированной общине при Преображенской обители вера и все церковные уставы соблюдаются неуклонно. После ожесточенных споров сторонники общин примирились с Н., к-рые сохранились в согласии как отдельное сообщество. 8 сент. 1917 г. открылся всероссийский съезд федосеевцев под председательством духовного отца Василия Егоровича из Псковской губ., на съезде присутствовало 111 чел., от Н. председателем был выбран инок Паисий (из Москвы). Одним из пунктов повестки было примирение приемлющих общины и Н. Примирение состоялось на позициях Н. в день закрытия съезда, 11 сент. С таким разрешением конфликта были несогласны многие видные московские федосеевцы - сторонники регистрации общин, в частности присутствовавший на съезде Егоров (РГБ. Ф. 98. К. 11. № 61. Л. 328-332 об.).

Съезд филипповцев в Москве в марте 1908 г. признал закон об общинах противоречащим их религ. учению, поскольку закон был проникнут «началами контроля, опеки и вмешательства властей в духовный распорядок».

Неохотно регистрировали общины спасовцы (см. ст. Спасово согласие). Только 2 сообщества среди 6 тыс. последователей этого согласия в Казанской губ. получили юридический статус. Две общины получили регистрацию у неск. тысяч спасовцев в Самарской губ.

Ист.: Один из многих: Нижегородский съезд от 15-19 мая и старообрядческая Церковь // Церковь. 1908. № 24. С. 842; Свод законов Российской империи. СПб., 1912. Кн. 1. T. 2. С. 201-206; Самодуровка Саратовской губ. // Щит веры. Саратов, 1916. № 9. С. 32; Коровин П. П. Беспристрастное суждение об учреждении старообрядческих общин. М., 1918. С. 7-30; [Кистанов Р. И.]. Письмо от друга к другу. Б. м., б. г.
Лит.: Необщинники // Вургафт, Ушаков. Старообрядчество. 1996; Клюкина Ю. В. Источники о свободе вероисповедания старообрядцев Урала в нач. ХХ в.: (1905-1917 гг.) // Уральский сб. История, культура, религия. Екат., 2001. Вып. 4. С. 42-58; она же (Клюкина-Боровик Ю. В.). Старообрядцы-часовенные Урала в кон. ХIХ - нач. ХХ в. [Электр. ресурс - lai.igni.urfu.ru]; Агеева Е. А. Сибирское наследие в собр. Московского ун-та // Древнерусское наследие в Сибири. Новосиб., 2008. Т. 1. С. 87-90; Латыпов И. Р. «Десятилетие свободы» (1905-1907 гг.) для старообрядцев Казанской губ. // Вестн. Екатеринбургской ДС. 2011. Вып. 2. С. 222-229; Будкина И. Г. История старообрядчества в Самарской губ. Ч. 4: 1905-1917 гг. [Электр. ресурс - samstar-biblio.ucoz.ru].
Е. А. Агеева
Рубрики
Ключевые слова
См.также