НЕОФИТ
Том XLVIII, С. 695-697
опубликовано: 14 июня 2022г.

НЕОФИТ

[ас-Сакизи (Хиосец), ар-Руми (Грек); араб.     ( )] (1-я четв. XVII в., о-в Хиос - 1685, Латакия), патриарх Антиохийский (нояб. 1672-1681). По происхождению грек, племянник Антиохийского патриарха Евфимия III ас-Сакизи (1635-1647). Для вост. духовенства Нового времени были свойственны сильные клановые связи, каждый архиерей стремился окружить себя родственниками и земляками. Евфимий призвал к себе с Хиоса племянника и сделал его диаконом. Патриарх Макарий III аз-Заим (1647-1672), вступивший на Антиохийскую кафедру после Евфимия, сохранял тесные контакты с хиосскими греками и относился к Н. благосклонно. 15 апр. 1661 г. Макарий рукоположил Н. в митрополита Хамы.

Могущество клана аз-Заим, возглавлявшегося Макарием, который стремился передать Патриаршество по наследству в рамках своего рода, вызывало недовольство ряда церковно-политических группировок сирийских христиан. После смерти в 1669 г. сына Макария, архидиак. Павла Алеппского, патриарх стал готовить себе в преемники старшего сына Павла, Хананию (Ананию). 12 июня 1672 г. Макарий скончался, по слухам, отравленный своими недоброжелателями из дамасской христианской общины. 2 июля 1672 г. приверженцы покойного патриарха при помощи османского паши Дамаска организовали возведение на Патриаршество младшего внука Макария, 20-летнего Кирилла аз-Заима (см. Кирилл V). Похоже, уже после этого архиереи - противники клана аз-Заим, собравшись в Бейруте, избрали Н. местоблюстителем Антиохийского престола и обратились к Синоду К-польской Церкви с просьбой поставить достойного первосвятителя на Антиохийскую кафедру. Скорее всего, кандидатура Н. как буд. Антиохийского патриарха была заранее согласована с Фанаром. Возможно, в избрании Н. сыграло главную роль его греч. происхождение, позволявшее противникам клана аз-Заим рассчитывать на поддержку со стороны К-польского престола. Участники Собора в грамоте, датированной 28 авг., опротестовали избрание Кирилла, как не достигшего канонического возраста и занявшего кафедру при содействии светских властей, и призвали К-польский Синод избавить от нестроений Антиохийский Патриархат.

В прежние годы в Антиохийской Церкви не раз происходили расколы, когда соперничавшие патриархи обращались за поддержкой к К-польскому престолу. Однако в 1672 г. часть сирийских архиереев впервые озвучила идею о праве Фанара самостоятельно избирать Антиохийских патриархов. В К-польском Синоде к кон. XVII в. тоже укрепились представления о вселенском статусе К-польского престола и его праве вмешиваться в дела др. поместных Церквей. В нояб. 1672 г. в К-поле прошел Собор под председательством 2 патриархов - К-польского Дионисия IV Серогланиса и Иерусалимского Досифея II Нотары. У Досифея, проезжавшего незадолго до этого из Палестины в К-поль через Дамаск, сложилось крайне неблагоприятное впечатление о молодом патриархе Кирилле. Собор принял решение о низложении Кирилла и избрал на его место Н.

Н. прибыл в Сирию с султанским бератом на Патриаршество. Кирилл, однако, не торопился уступать власть. Поддержка богатой халебской общины и контроль над казной Патриархата позволили ему поехать в К-поль и перекупить Фанар и Высокую Порту. Молодой патриарх был снова утвержден в сане. Тогда Н. еще раз приехал в столицу и тоже получил офиц. подтверждение своих полномочий. Антиохийская Церковь раскололась: оба патриарха поочередно получали султанские бераты, занимали престол, отлучали друг друга, а также архиереев, клириков и мирян, поддерживавших соперника.

Если на стороне Кирилла стояли христ. общины Халеба и отчасти Дамаска, то Н., как представляется, опирался прежде всего на прибрежные епархии. За годы Патриаршества Н. рукоположил архиереев на кафедры Триполи, Латакии и Бейрута (в последнем случае, впрочем, не по собственному выбору, а под давлением влиятельного маронитского шейха Абу Науфаля Хазина, правителя Кесруана), т. е. очевидно, что именно Н. контролировал эти города и пользовался поддержкой местных христ. общин. Известны вклады Н. в мон-рь Баламанд под Триполи, что опять же предполагает связи с монастырской братией (Al-makhua t. 1994. N 84, 93, 98). В колофоне одной из баламандских рукописей, датированной окт. 1678 г., сообщается о присутствии в мон-ре его бывш. игум. Саввы, который был смещен с этого поста патриархом Макарием III в 1660 г. и несомненно принадлежал к числу непримиримых противников рода аз-Заим (ИВР РАН. В 1217. Л. 276 об.). Периодически Н. распространял власть на Дамаск и Халеб: известна жалоба 1677 г. халебских мирян мусульманским кади на незаконные поборы Н. (Masters. 2001. P. 83-84).

Постепенно Кирилл стал одерживать верх. По ходатайству халебских христиан местные власти 3 сент. 1678 г. признали его законным патриархом. При этом в своей петиции халебцы жаловались на невежество Н. в церковно-канонических вопросах и незнание им араб. языка, что не соответствовало действительности. Поставление Н. Бейрутского митр. Макария (ок. 1678-1679) произошло в то время, когда Кирилл считался законным патриархом и пребывал в Дамаске, а Н. укрывался в Триполи. Ресурсы Халеба, видимо, и решили исход противостояния патриархов. В борьбе за Патриаршество Н. не только истратил все свои средства, но и вошел в долги на сумму 20 тыс. киршей и не имел возможности расплатиться. В итоге в 1681 г. он отказался от претензий на Патриарший престол при условии передачи ему в кормление вакантной Лаодикийской епархии (Латакии) и уплаты всех его долгов Кириллом.

Н. переехал в Латакию не позже конца осени 1681 г., т. к. именно там его ученик, диак. Абд аль-Масих, 16 нояб. закончил переписывать литургическую рукопись, которую заказал ему «господин Неофит ас-Сакизи, патриарх Антиохийский» (Al-makhua t. 1994. N 93). Н. продолжал называть себя Антиохийским патриархом без добавления «бывший» и по-прежнему скреплял свои документы патриаршей печатью. Именно так оформлена его вакуфная запись на книге, пожертвованной им в Баламандский мон-рь 27 апр. 1682 г. (Ibid. N 84). Похоже, это «двоевластие» побудило рус. посольство дьяка Прокопия Возницына, добивавшееся у вост. патриархов реабилитации патриарха Никона, на всякий случай взять «прощательные» грамоты у обоих антиохийских первосвятителей - «прежнего Неофита патриарха» и «антиохийского Кирилла нового патриарха». Обе грамоты датированы маем 1682 г. (РГАДА. Ф. 52/1. 1683 г. Ед. хр. 2. Л. 37-56).

Н. скончался зимой или весной 1685 г. На престол Латакии Кирилл V возвел Игнатия, диакона покойного экс-патриарха, что свидетельствует о стремлении Кирилла поддерживать мирные отношения со сторонниками Н.

Ист.: Brayk M. Al-haqa 'iq al-wa fiya f ta'rkh baa riqat al-kansa al-ana kiyya = [Полная истина об истории патриархов Антиохийской Церкви]. Bayru t, 2006. P. 156-157 (рус. пер.: [Михаил Брейк.] Список Антиохийских патриархов / Пер.: еп. Порфирий (Успенский) // ТКДА. 1874. № 6. С. 443-444); (?)lsquo;Abdalla h ibn Trad. Mukhtasar ta'rkh al-asa qifa al-ladhn raqu  martabat ri'a sat al-kahanu t al-djalla f madnat Bayru t = [Краткая история епископов, восходивших на высокую архиерейскую кафедру г. Бейрута]. Bayru t, 2002. P. 35 (рус. пер.: Сказание о Сирийской унии / Пер.: еп. Порфирий (Успенский) // ТКДА. 1874. № 9. С. 449; Крымский А. Е. Из рукописной бейрутской церк. летописи XVI-XVIII вв. // Древности Восточные. М., 1907. Т. 3. Вып. 1. С. 33-34 (отд. паг.)); Митрополиты и епархии православной Антиохийской Церкви в описании Патриарха Макария III аз-За'има (1665 г.) / Предисл., пер. и коммент.: К. А. Панченко // ВЦИ. 2012. № 1/2 (25/26). С. 116-157; Atanasie III (Dabbas), patr. Istoria Patriarhilor de Antiohia / Publ., trad. V. Radu, C. Karalevsky // BOR. 1931. T. 49. P. 158; Al-makhua t al-‘arabiyya f al-adyira al-urthu dhuksiyya al-ana kiyya f Lubna n = [Арабские рукописи в мон-рях правосл. Антиохийского Патриархата в Ливане]. [Bayru t], 1994. Vol. 2.
Лит.: Соколов И. И. Церковные события в Сирии в конце XVII и в начале XVIII в. // СИППО. 1912. Т. 23. Вып. 3. С. 312-346; Masters B. Christians and Jews in the Ottoman Arab World: The Roots of Sectarianism. Camb., 2001. P. 83-84; Панченко К. А. Ближневост. Православие под османским владычеством: Первые три столетия, 1516-1831. М., 2012. С. 203-204, 302-304; он же. К истории Антиохийской Православной Церкви кон. XVII в.: Патриарший престол и клановая солидарность // ВЦИ. 2016. № 1/2 (41/42). С. 159-196.
К. А. Панченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также