НЕОФИТ VIII
Том XLVIII, С. 715-717
опубликовано: 27 июня 2022г.

НЕОФИТ VIII

Неофит VIII, патриарх К-польский. Фотография. 1893 г.Неофит VIII, патриарх К-польский. Фотография. 1893 г. (Иоаким Папаконстантину) (1832, сел. Кюпкёй, ныне г. Проти, Греция - 18.07.1909, о-в Андигони (ныне Бургаз, Принцевы о-ва, Турция)), патриарх К-польский (27 окт. 1891 - 25 окт. 1894). Род. в семье священника Драмской митрополии Константина Папаконстантину и его супруги Маргариты. Через неск. дней после рождения Иоакима его семья переехала в близлежащее сел. Родоливос (ныне город). В 1839-1848 гг. Иоаким проходил начальное обучение в мон-ре Икосифинисса (Косиница, близ совр. г. Проти, к юго-западу от г. Драма) у своих родственников-монахов. Его 1-м учителем стал мон. Антоний (впосл. митрополит Меленикский). Затем Иоакима отправили для продолжения образования в центральную греческую школу г. Алистрати, где он обучался 3 года. В 1851 г. поступил в Богословскую школу на о-ве Халки. Во время обучения Иоакима схоларх Константин Типальдос постриг его в монашество с наречением имени Неофит. Вскоре состоялась диаконская хиротония Н. В 1858 г. окончил Халкинскую школу и стал 2-м после Иоакима IV (1884-1886) ее выпускником, занявшим К-польскую кафедру. После окончания образования работал учителем греч. языка в школе Алистрати, затем перебрался в Ниссу. В течение 3 лет выполнял обязанности секретаря митр. Струмицкого Иерофея. Затем под рук. И. фон Дёллингера прошел 2-летний курс обучения в Мюнхенском ун-те, хорошо освоил нем. язык. В связи со смертью своего покровителя диак. Мелетия Н. прервал обучение и вернулся на родину. Там он служил архидиаконом и секретарем митр. Амасийского Софрония, а затем был рукоположен им во пресвитера и возведен в сан архимандрита. 25 нояб. 1867 г. избран епископом Элефтеруполиса, который находился на территории Драмской митрополии.

В 1872 г. Собор в К-поле признал неканоничным создание султанским правительством Болгарского Экзархата, который должен был стать самоуправляемой структурой в составе Константинопольской Православной Церкви. Экзарх Анфим I и ряд др. болг. архиереев были отлучены от Церкви (подробнее см. в статьях Болгарская Православная Церковь, Константинопольские Соборы). Среди отлученных - митр. Филиппопольский (Пловдивский) Панарет, кафедру к-рого занял Н. После смерти патриарха К-польского Иоакима II (5 авг. 1878) Н. стал одним из 3 кандидатов на Патриарший престол, на к-рый, однако, был избран Иоаким III (1878-1884, 1901-1912). 4 июля 1880 г. Н. назначили митрополитом Адрианопольским; в янв. 1886 г. по причине болезни он удалился на Афон. 7 марта 1887 г. Н. был избран митрополитом Пелагонийским, 1 авг. 1891 г. перемещен на кафедру Никополя и Превезы в Эпире.

После смерти патриарха Дионисия V (12 авг. 1891) Н. прибыл в К-поль, чтобы принять участие в выборах нового предстоятеля. На Соборе, открывшемся 20 окт. 1891 г., присутствовали 75 делегатов, 24 из к-рых являлись убежденными сторонниками Иоакима III, ранее покинувшего престол (причиной этого было несогласие патриарха с бератом, изданным Портой, к-рый ограничивал права церковного суда). Из избирательного списка, включавшего 18 кандидатов, Порта вычеркнула 5 имен, в т. ч. имя весьма популярного в церковной среде митр. Ираклийского Германа, который был известен как убежденный борец за прономии (правовые привилегии Церкви). Герман выдвинул кандидатуру Н., желая противопоставить его Иоакиму, причем Н. узнал об этом не сразу. В случае избрания Н. митр. Герман мог рассчитывать на фактическое управление К-польской Церковью. Среди делегатов, принявших решение поддержать Н., были не только прямые сторонники митр. Германа, но и враждебные по отношению к бывш. патриарху Иоакиму члены Синода. Греческое правительство через своих дипломатических представителей в Османской империи первоначально стремилось содействовать избранию Германа, однако, убедившись в тщетности этих попыток, стало поддерживать Иоакима. Тем не менее на 1-м этапе выборов Иоаким получил лишь 6 голосов из 15 и не вошел в число кандидатов, из к-рых был произведен окончательный выбор. Наибольшее число голосов получили митрополиты Никопольский Н., Митилинский Константин и Велеградский Дорофей. В результате партия «иоакимистов» была нейтрализована, а патриархом избрали Н., который ввиду такого неожиданного поворота событий даже хотел отказаться от Патриаршества. Тем не менее вскоре он изменил свое мнение, поскольку вступление на К-польскую кафедру давало ему возможность примирить враждующие церковные партии.

Мин-во иностранных дел Российской империи положительно восприняло избрание Н. Нового патриарха посетил посол А. И. Нелидов, который в депеше, направленной в С.-Петербург, дал высокую оценку личным качествам Н., а также высказал сомнение в том, что он будет всецело следовать линии митр. Германа. По мнению Нелидова, Н. вскоре предстояло столкнуться с необходимостью выбора: управлять Церковью самостоятельно или оставить кафедру. При этом митр. Герман действительно стремился контролировать действия Н., что существенно ограничивало самостоятельность последнего. На предстоятеля оказывали давление националистически настроенные круги к-польских греков, а также греч. дипломаты. Н. осознавал собственную неопытность в церковно-политических вопросах, что побудило его прибегнуть к помощи советников, одним из которых стал агент Русского об-ва пароходства и торговли Г. П. Беглери, к-рый был связан с семьей Н. Патриарх способствовал активизации отношений между К-польской Церковью и РПЦ. Был разрешен конфликт между братией Илии пророка мужского скита и мон-рем Пантократор на Св. Горе Афон, погашен долг К-польского подворья в Москве.

Через нек-рое время вновь участились случаи нарушения тур. правительством прав Церкви, что вынудило Н. подать протест, состоявший из 14 пунктов, к-рые включали как традиц. требования относительно неприкосновенности личности священнослужителей, церковной собственности, так и неприятие вмешательства Порты в ситуацию вокруг Болгарского Экзархата. Несмотря на поддержку российских дипломатов, Н. так и не успел приобрести полную самостоятельность. В янв. 1894 г. состав Синода К-польской Церкви обновился: Порта настояла на удалении из него митр. Ираклийского Германа, а также 3 др. архиереев. Патриарх включил в Синод 2 своих сторонников, однако в целом состав этого органа был для него неблагоприятным. В сент. 1894 г. завершила свою работу комиссия, составившая документ с изложением позиции К-польской Церкви относительно Болгарского Экзархата, который предполагалось разослать др. автокефальным Церквам. Нелидов стремился предотвратить отправку этого послания, что вызвало обвинения в адрес России, к-рая якобы не желала оказывать помощь Восточной Церкви. К этому времени Н. фактически не имел к.-л. власти в К-польском Патриархате, однако последовавший новый патриарший кризис отсрочил отправку документа. 25 окт. 1894 г. Синод потребовал отставки Н., поводом для этого стала нерешительность патриарха в деле противодействия болг. иерархам.

После низложения Н. жил в собственном доме на о-ве Андигони. Современники единодушно свидетельствовали о том, что Н. всегда, в т. ч. во время патриаршего служения, вел строгий и нестяжательный образ жизни. Россия оказывала финансовую помощь бывш. патриарху. Так, 21 мая 1896 г. Нелидов обратился к гос. контролеру Т. И. Филиппову с просьбой исходатайствовать для Н. денежное пособие. Похоронен Н. на о-ве Халки.

Лит.: ЦВ. 1891. № 47. С. 737-738; Γεδεών. Πίνακες. Σ. 671; Соколов И. И. К-польская Церковь в XIX в.: Опыт ист. исслед. СПб., 1904. Т. 1. С. 389-390, 679-683; ΘΗΕ. Τ. 9. Σ. 411-412; Герд Л. А. К-поль и Петербург: Церк. политика России на правосл. Востоке (1878-1898). М., 2006. С. 77-83, 420-427.
Л. А. Герд
Рубрики
Ключевые слова
См.также