НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ» ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том XLIX, С. 359-363
опубликовано: 28 июля 2022г.

НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ» ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Нижнетагильской и Невьянской епархии Екатеринбургской митрополии), находится в г. Н. Тагил Свердловской обл. По местному преданию, в 1855 г. настоятель Отенского монастыря близ Новгорода архим. Израиль установил на месте будущей обители крест, положив в его основании камни, привезенные из Иерусалима. В 1864-1883 гг., возможно рядом с крестом, близ р. М. Кушва на средства купца И. И. Сергеева была построена и 20 окт. 1883 г. освящена кирпичная ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Основу храма составляет четверик со срезанными углами, перекрытый пологим куполом. С востока к четверику примыкает прямоугольный в плане алтарь, крытый на 2 ската, а с запада - уступчатый по высоте притвор. Углы объемов отмечены пилястрами. Фасады украшены арочными и прямоугольными окнами, обрамленными наличниками. Основание купола декорировано профилированными кокошниками с килевидным завершением.

Церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (1883) и Вознесения Господня (1913). Фотография. 10-е гг. ХХI в.Церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (1883) и Вознесения Господня (1913). Фотография. 10-е гг. ХХI в.

В июле 1883 и в марте 1884 г. вдова М. В. Навзорова († до 1904) и др. жительницы пос. Нижнетагильский Завод и окрестных деревень подали на имя еп. Пермского Ефрема (Рязанова) прошение об основании при Скорбященской ц. женской общины. В 1884 г. Навзорова с 14 сестрами писала, что «общество первой части Нижнетагильского завода» готово уступить для обители 2 дес. земли близ Скорбященского храма. Одновременно Навзорова просила возбудить ходатайство перед владельцем местных заводов П. П. Демидовым (1839-1885), кн. Сан-Донато, о разрешении построить на указанном месте обитель, причем добавляла, что никакого пособия для строительства сестры не требуют. Об устроении общины в Пермскую консисторию писал и благочинный 2-го Верхотурского округа прот. Иоанн Флавианов (1827-1913), служивший в нижнетагильском Введенском храме, к которому первоначально была приписана Скорбященская ц. В сент. 1884 г. Навзорова с 8 женщинами просила епархиальное начальство разрешить возведение построек для предполагаемой обители, а также сообщила, что Входо-Иерусалимское сельское общество Нижнетагильского завода с разрешения кн. Демидова отводит близ Скорбященского храма 2 дес. земли для «заведения» жен. общины. Пермская консистория отклонила это прошение из-за отсутствия у сестер достаточных средств к существованию (только 2 из 14 просительниц имели собственное торговое дело, 3 были домовладелицами), однако указом от 28 сент. 1884 г. позволила основать на отведенном месте женскую богадельню. Наставником и 1-м духовным руководителем сестер стал прот. И. Флавианов, предложивший насельницам общежительный устав жен. Бородинской общины (см.: Бородинский во имя Нерукотворного образа Спасителя женский монастырь), составленный митр. Московским и Коломенским свт. Филаретом (Дроздовым). Первоначально в богадельне проживало 14 чел., к 1892 г.- 25 (3 вдовы и 22 девицы), в 1901 г.- 65 чел.

В 1885 г. из с. Воскресенского (Шиловка) Верхотурского у. Пермской губ. был перевезен деревянный дом со службами, пожертвованный крестьянкой М. Е. Белоусовой. К осени в собранном на территории богадельни доме поселились сестры. 13 дек. того же года Навзорова вновь безуспешно обратилась в Екатеринбургскую епархию с прошением об учреждении общины. Она писала, что сестры уже построили себе помещение для проживания, а многие тагильчане готовы оказывать им материальную помощь (Нечаева. 2007. С. 474). В 1892 г. в распоряжении богадельни помимо храма находилось 2 двухэтажных дома, а к 1901 г. было построено еще 2. Имелись надворные постройки, конюшня, коровник. На средства, пожертвованные наследницей строителя Скорбященского храма вдовой М. А. Колчиной, территория богадельни была обнесена оградой.

В сент. 1893 г. Навзорова вместе со старшей сестрой Феозвой Константиновной Крузе (1857-1932?) просила еп. Екатеринбургского и Ирбитского Афанасия (Пархомовича) благословить преобразование богадельни в общину и, кроме того, ходатайствовала о назначении начальницей обители мон. Ерементианы, насельницы екатеринбургского в честь Тихвинской иконы Божией Матери (Новотихвинского) монастыря (для ознакомления сестер с правилами монастырского общежития). Но и это прошение осталось «без движения». К янв. 1895 г. богадельне были пожертвованы «в полное и вечное пользование»: 6 дес. пахотной земли в юго-вост. квартале по Невьянской дороге; сенокосное угодье по р. Ежевке (14 и 1/4 дес.); 7 дес. пахотной земли по р. Вязовке. К 1 апр. 1897 г. богадельня имела 5966 р. 23 к., имущество на 5290 р. 50 к.; доходы от хлебопашества и сенокошения составляли ок. 1071 р., а также «по разным статьям» - 2013 р. 53 к.

В нач. 1897 г. при богадельне была открыта жен. церковная школа грамотности, в к-рую приняли 14 девочек. Учительницей была одна из сестер. К окт. 1901 г. специально для школы на средства общины (3414 р. 50 к.) было построено 2-этажное каменное здание с калориферным отоплением. Первым заведующим и законоучителем школы был свящ. Николай Воецкий, служивший во Введенском храме. Обучение девочек было настолько успешным, что по ходатайству священника с 1 сент. 1902 г. школа была преобразована в церковноприходскую. В ней обучались 44 чел. Ученицы, родители к-рых имели средства на дальнейшее обучение, затем поступали в Павло-Анатольевскую жен. гимназию, открытую в 1903 г., а нек-рые - в Екатеринбургское епархиальное жен. училище. В 1909 г. за успехи в преподавании учительница А. Рыбакова была награждена серебряной медалью «За усердие» на Александровской ленте для ношения на шее. Попечителем Скорбященской школы долгие годы являлся купец А. А. Железнов, 8 лет состоявший старостой храма. В 1901 г. он выделил на достройку здания школы 350 р. (по др. сведениям - 300 и 369 р.). Затем он ежегодно, даже после переезда в Екатеринбург, а потом в Златоуст, жертвовал 30-45 р. на награды лучшим ученицам и материальную поддержку учителей. За деятельность в качестве старосты и попечителя школы Железнов получил архипастырское благословение с выдачей свидетельства, его последователь Я. Е. Семёнов в 1913 г. пожалован серебряной медалью «За усердие» на Владимирской ленте для ношения на шее. Особенностью школы было обучение девочек церковному пению по нотным книгам. Они могли переписать ноты и петь по ним на 3 голоса всенощное бдение и Божественную литургию. Регенты монастырского хора А. Егорова и А. Курочкина обучались нотной грамоте именно в школе, поступив в богадельню в 7-летнем возрасте. Хор мон-ря являлся лучшим в Нижнетагильском Заводе и принимал участие в торжественных событиях, в т. ч. и в архиерейских богослужениях.

10 нояб. 1900 г. на имя еп. Екатеринбургского и Ирбитского Иринея (Орды) поступило прошение от старших сестер богадельни Феозвы Крузе, Татьяны Деевой, Анны Евстафьевой о преобразовании богадельни в жен. общину. Согласно собранным духовной консисторией сведениям и документам (крепостным актам, приговорам и др.), к 1901 г. в богадельне проживало 65 насельниц, к-рыми управлял совет старших сестер под руководством местного благочинного и приходских священников Введенского храма. Сестры занимались хлебопашеством, скотоводством, огородничеством, рукоделием, переплетом книг, а также читали Псалтирь по усопшим. На территории богадельни, расположенной в ограде Скорбященской ц., имелись 4 дома, в т. ч. каменный, деревянные баня, погреб, амбар, конюшня, коровник, каретник, кладовая, кирпичный сарай. Все недвижимое имущество оценивалось в 16550 р. Помещения богадельни, по отзывам благочинного, для 60-65 сестер «весьма достаточны».

30 окт. 1901 г. еп. Ириней представил в Синод прошение о преобразовании богадельни в жен. общину. Указ Синода от 14/31 марта 1902 г. определил: «Существующую в Нижнетагильском заводе Верхотурского уезда, при Скорбященской кладбищенской церкви, богадельню преобразовать в женскую общину с наименованием ее Скорбященскою, с таким числом сестер, какое община в состоянии будет содержать на свои средства». Екатеринбургское епархиальное начальство на основании этого указа 1 июня 1902 г. уведомило местного губернатора и предписало благочинному мон-рей 2-го округа архим. Арефе в один из воскресных или праздничных дней совершить открытие общины, а после окончания литургии зачитать указ Синода и отслужить благоденственный молебен с крестным ходом вокруг обители. 16 июня 1902 г. архим. Арефа торжественно открыл общину в присутствии всех сестер, нижнетагильского духовенства и местных жителей. 17 июня под председательством архим. Арефы начальницей общины была избрана Феозва Крузе, казначеей - Т. Я. Деева. В авг.-сент. 1902 г. Скорбященская ц. с церковными и причтовыми капиталами, ризницей и утварью была официально передана общине. 2 мая 1903 г. в Скорбященском храме еп. Сарапульский Михей (Алексеев) постриг Ф. Крузе в монашество с именем Мария, Т. Дееву постриг 15 февр. 1905 г. настоятель Верхотурского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря игум. Евгений (Кибардин).

В 1904 г. еп. Екатеринбургский и Ирбитский Владимир (Соколовский-Автономов)? объезжая епархию, посетил и пос. Нижнетагильский Завод, познакомился с бытом насельниц, к-рые удостоились его благожелательного отзыва и обещания ходатайствовать перед Синодом об учреждении мон-ря. 17 мая 1904 г. Синод учредил при общине вакансию священника, временно (до 12 нояб. 1904) им был назначен иерей Михаил Бирюков, а позднее в Н. С. м. служил иерей Всеволод Черепанов, с 1910 г. являвшийся помощником благочинного 3-го округа Верхотурского у. Екатеринбургской епархии. С 25 июля 1913 г. вакансия священника была свободна. С 6 сент. 1914 г. монастырским священником стал сын В. Черепанова - Леонид Черепанов (впосл. еп. Ставропольский и Кубанский Лев).

Игум. Мария (Крузе). Фотография. 1909 г.Игум. Мария (Крузе). Фотография. 1909 г.

23 окт. 1904 г. община по ходатайству еп. Владимира от 12 июня того же года была переименована в Скорбященский общежительный жен. монастырь. Настоятельницей была назначена мон. Мария (Крузе), 15 авг. 1909 г. в Крестовой ц. Екатеринбурга возведенная в сан игумении. Только одна из первых сестер - М. И. Бородина, пришедшая в общежитие в 1884 г.,- дождалась офиц. учреждения мон-ря и монашества. 14 февр. 1905 г. в Скорбященской ц. постриг Бородиной с именем Миропия совершил настоятель Верхотурского мон-ря игум. Евгений (Кибардин).

26 мая 1905 г., в день торжественного открытия монастыря, еп. Екатеринбургским Владимиром (Соколовским-Автономовым) был заложен, а 9 дек. 1913 г. еп. Митрофаном (Афонским) освящен собор в честь Вознесения Господня (архитектор - главный губ. инженер Е. И. Артёмов). Правый придел во имя свт. Николая Чудотворца и прав. Симеона Верхотурского освящен 31 мая 1915 г. еп. Серафимом (Голубятниковым), дата освящения левого - во имя прп. Серафима Саровского - неизвестна. Собор построен из кирпича, поставлен на подклет. Четверик основного объема увенчан 5 луковичными главами на цилиндрических широко расставленных барабанах. Причем центральный барабан значительно шире и выше остальных. С востока к четверику примыкает сложной формы алтарная часть, состоящая из 3 апсид. С запада основной объем продолжен притвором, на к-ром, вероятно, предполагалось поставить колокольню. Декоративное убранство фасада чрезвычайно богато. Основания малых барабанов декорированы «плетением» кокошников. Лопатки, выведенные по краям, имеют постаменты с огранкой рустом, вертикальный ряд ширинок и завершение треугольным кокошником. Между лопатками - тройное окно, обрамленное аркатурой на фигурных, перехваченных дыньками колонках. Храм возведен из кирпича, который обжигали сами монахини на небольшом заводике в районе Корабельного мыса. Уральское Горное управление предоставило 400 куб. саж. дров для обжига кирпича.

К 1910 г. в Н. С. м. проживала 101 насельница, в т. ч. игум. Мария, 3 монахини, 7 послушниц; 30 сестер несли послушание в белошвейной мастерской, 6 - в живописной, 3 - в переплетной, 8 - в цветочной, 5 - в портняжной, 3 - в чеботарной, 2 - в чулочной, 3 - в ткацкой, 6 - в одеяльной; 6 сестер неустанно, по очереди, читали Псалтирь, остальные занимались др. хозяйственными делами. В переписи 1913 г. числилось 140 насельниц, в т. ч. 3 монахини и 41 рясофорная послушница. В летнее время кроме полевых работ в обязанность сестер входило также изготовление кирпича (300 тыс. штук в год). В обители имелись портняжная, сапожная, кузнечно-столярно-слесарная мастерские. В 1908 г. на кустарной и сельскохозяйственной выставке-ярмарке Верхотурского земства белошвейные и золотошвейные изделия сестер обители были награждены медалями. При Н. С. м. числилось 7 дес. усадебной земли, 16 дес.- сенокосной, 20 дес.- пахотной, 20 дес.- земли, арендуемой для кирпичного производства. Доходы мон-ря за 1910 г. составили: за чтение Псалтири по умершим - 1390 р. 7 к., от «рукодельных работ» - 1747 р. 4 к., от продажи кирпича - 691 р. 50 к., от продажи молочных продуктов, сена и скота - 380 р. 5 к., просфор - 128 р. 63 к.; за «места для могил и катафалка» - 659 р. 55 к.; пожертвования - 655 р. и проценты с капитала - 305 р. 40 к.

Во время первой мировой войны Н. С. м. взял на попечение 36 девочек-сирот, к-рые воспитывались и учились в монастырской школе. В 1913 г. «за благочестиво-иноческое житие и весьма полезные труды, заботы по благоустроению общины и постройке нового каменного храма» решением Синода игум. Мария была награждена золотым наперсным крестом. В 1919 г., когда у власти на Урале были белогвардейцы, «во внимание к весьма полезному и ревностному исполнению обязанностей настоятельницы при трудностях переживаемого времени» епархиальные власти представили ее к благословению иконой Всемилостивейшего Спаса (Там же. С. 477-478).

В нояб. 1920 г., после установления в Н. Тагиле советской власти, монастырь был закрыт. Послушницы зарегистрировались как сельскохозяйственная коммуна «Улей», но она просуществовала один год; монахини, как лишенные избирательных прав, в нее не входили. 30 нояб. 1921 г. постановлением уездного земотдела коммуна была реорганизована в кооператив, ликвидированный 10 янв. 1922 г. Большинство насельниц вернулись в родные деревни, несколько сестер остались жить в Н. Тагиле.

С нояб. 1920 г. на территории Н. С. м. располагался Екатеринбургский концентрационный лагерь № 2. Первоначально 420 чел., обвиненные в саботаже, спекуляции и др. преступлениях, содержались в монастырских зданиях. Большая группа заключенных, осужденная за участие в тамбовском восстании и шпионаже, прибыла летом 1921 г. Заключенные работали в мастерских, прачечной и хлебопекарне, ранее принадлежавших обители, а также в городе по заявкам учреждений и орг-ций. Тяжелые условия, антисанитарная обстановка и скудное питание привели к высокой смертности в лагере. За весь период существования концлагеря там отбывали наказание 1036 чел. (среди них 17 представителей духовенства), с окт. 1921 по июнь 1922 г. умерли 265 чел. В одной из двух книг регистрации заключенных указано 542 чел., из них 253 с пометой «умер». Только в янв. 1922 г. на монастырском кладбище было похоронено 75 чел. Случаи побегов заключенных привели к тому, что в 1921 г. в концлагере была введена «круговая порука»: при побеге одного заключенного расстреливали пятерых. Решением Губернского подотдела от 15 марта 1922 г. Нижнетагильский лагерь стал филиалом Екатеринбургского концентрационного лагеря № 1; 1 июля 1922 г. был окончательно закрыт.

Во время размещения концлагеря на территории Н. С. м. оба храма были закрыты и обнесены проволочным заграждением, изгнаны неск. монахинь, проживавших в подклете Вознесенского храма. Но 4 янв. 1921 г. прихожане добились разрешения исполкома открыть Скорбященский и Вознесенский храмы и совершать в них богослужение. 16 янв. 1921 г. на общем приходском собрании настоятелем Вознесенской ц. был избран свящ. Леонид Черепанов, благочинный 4-го благочиннического округа Н. Тагила. В совет восстановленного прихода помимо Черепанова вошли игум. Мария и казначея мон. Валентина. Старостой прихода стал Я. Е. Семёнов, в прошлом щедрый благотворитель мон-ря, строитель 2-этажного каменного здания, в к-ром располагались богадельня, больница и странноприимный дом.

Летом 1922 г., после закрытия концлагеря, территория Н. С. м. перешла в распоряжение уездного отдела народного образования. Тагильский педагог И. В. Яшников инициировал создание на территории обители Детского городка (школы-коммуны для пролетарских детей-сирот), который 5 дек. 1922 г. был открыт. Но руководство и коллектив городка считали недопустимым соседство с церковным приходом. 3 февр. 1923 г. на заседании Нижнетагильского горсовета было решено передать Детскому городку монастырские церкви. 30 марта того же года постановили храмы «немедленно закрыть, возбудить ходатайство на продажу церковной утвари и имущества, деньги потратить на Детский городок».

В 30-х гг. XX в. Детский городок был преобразован в Нижнетагильский детский дом № 1. В 30-80-х гг. пришли в негодность все надворные постройки мон-ря, жилые дома для монахинь и послушниц, ограда и колокольня. Особенно пострадал Скорбященский храм: была разрушена колокольня до уровня 1-го яруса, снесен исторический купол, утрачена маковка под крестом на барабане, изменен вид притвора. В храме устроили б-ку и комнату для кружков. В 50-60-х гг. XX в. на юж. стороне апсиды был прорублен дверной проем, сооружены межэтажное перекрытие и антресоли на 2-м этаже, что привело к изменению исторического интерьера и архитектурного стиля храма. В это же время на вост. фасаде храма были заложены кирпичом оконный проем 1-го этажа, боковые оконные проемы апсиды 2-го этажа; на юж. и сев. фасадах заложены парные арочные оконные проемы притвора. В период с 1920 по 1980 г. Вознесенский собор утратил исторический портал, большой и малые купола и малые угловые барабаны.

В февр. 1932 г. в Н. Тагиле были арестованы 10 монахинь в числе группы из 180 чел., к-рым предъявили обвинение в создании контрреволюционной «поповско-монашеской организации». 7 сент. того же года были осуждены на 3 года ссылки в Казахстан сестры Прасковья Гагарина, Мария Декунова, в Зап. Сибирь - Марфа Суворова. Игум. Мария, после закрытия монастыря проживавшая в частном доме в Н. Тагиле, также подверглась допросам. Ее судьба после 20 мая 1932 г. неизвестна. Служивший в обители прот. Всеволод Черепанов в 1924-1927 гг. отбывал ссылку в Верх-Исетском Заводе Свердловского окр. и умер 11 апр. 1936 г. в Н. Тагиле.

С нач. 90-х гг. XX в. в храмах монастыря, переданных РПЦ, ведутся восстановительно-реставрационные работы. Первая Божественная литургия была отслужена 15 мая 1994 г. прот. Геннадием Брагиным, а 1-м настоятелем прихода стал его сын, свящ. Иоанн Брагин.

9 июня 1998 г. по решению Синода Н. С. м. был открыт, настоятельницей назначена мон. Кирилла (Суворова; † 2011), возведенная в сан игумении. В Скорбященской ц. служили свящ. Владимир Чудинов, прот. Георгий Потеев, священники Евгений Самойлов и Алексий Исмагилов. С дек. 2011 г. по благословению еп. Нижнетагильского и Серовского Иннокентия (Яковлева) настоятельницей является игум. Мария (Сташевская), прибывшая вместе с 3 сестрами из Киржачского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы женского монастыря. К нояб. 2017 г. в обители проживали 8 сестер.

Среди святынь Н. м.- икона и частицы мощей благоверных кн. Петра и кнг. Февронии Муромских, иконы вмц. Варвары и мц. Татианы с частицами мощей, образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Нижнетагильская), на к-рой Пресв. Богородица изображена в райском саду с предстоящими преподобными Серафимом Саровским, Сергием Радонежским, свт. Николаем Чудотворцем и прав. Симеоном Верхотурским.

Лит.: Павловский С. Г. Нижне-Тагильский Скорбященский жен. мон-рь // Екатеринбургские ЕВ. 1905. Отд. неофиц. № 10. С. 305-320; № 11. С. 345-356; Денисов. С. 666; Булгаков С. Настольная книга для священно-церковнослужителей. М., 1993p. Ч. 2. С. 1448-1449; Нечаева М. Ю. Первые тагильские монахини Мария Навзорова, Феозва Крузе, Татьяна Деева // Нижний Тагил в лицах: Обществ. деятели Тагила XIX - нач. ХХ в. Н. Тагил, 1998. С. 67-79; она же. Скорбященский жен. мон-рь // Рус. мон-ри: Урал. М., 2007. С. 470-479; Ефанов А. В. Судьба Нижнетагильского Скорбященского жен. мон-ря при советской власти // Тагильский край в панораме веков. Екат., 1999. С. 87-91; он же, авт.-сост. Богоизбранный Тагил, или о Скорбященском мон-ре. Н. Тагил, 2007; Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екат., 2001; Свод памятников истории и культуры Свердловской обл. Екат., 2008. Т. 2: Свердловская обл.; Чемезова В. А. От скорби к радости: История нижнетагильского Скорбященского жен. мон-ря. Н. Тагил, 2014; она же. Плоды шиповника: Докум. исслед. Н. Тагил, 2016; Лапина О. К. Храмы Нижнего Тагила. Н. Тагил, 2015.
Д. Б. К.
Рубрики
Ключевые слова
См.также