НИЖНИК
Том XLIX, С. 366-367
опубликовано: 29 июля 2022г.

НИЖНИК

Указание для книжника в певч. рукописи «Демественник». 2-я четв. XVII в. (РГБ. Ф. 37. № 364. Л. 37)Указание для книжника в певч. рукописи «Демественник». 2-я четв. XVII в. (РГБ. Ф. 37. № 364. Л. 37) (Низовщик), исполнитель партии низа в многоголосном строчном или демественном пении. В певч. рукописях термин встречается в Демественнике 2-й четв. XVII в., содержащем партию низа многоголосного демества (РГБ. Ф. 37. № 364. Л. 37, 39, 73 об.). В многоголосном Обиходе псковского происхождения 1675 г. термин «нижник» вынесен в заголовки троестрочных всенощной и литургии («таже нижник запевает/починает» - БАН. Собр. Н. Ф. Романченко. № 18. Л. 17, 214 об.).

Оба вида древнерус. многоголосного пения активно развивались в главных хорах страны - государевых певчих дьяков и патриарших певчих. В материалах, связанных с функционированием хора государевых певчих дьяков (расходные книги Казенного приказа, опись нотной б-ки царя Феодора Алексеевича), встречаются их имена, сведения о служебных обязанностях и доходах, описание формы одежды. Интерес представляют названия исполнителей разных партий безлинейного многоголосия, данные о структуре хора и его функционировании, описание деятельности опытных певцов по обучению малолетных певчих и по переписыванию и исправлению певч. книг. Также важны т. н. показания вологодских архиерейских певчих за 1666 г. В древнерус. хоре - певческой станице - обязательно числились исполнители всех партий демественного и строчного многоголосия: помимо Н.- еще путник, вершник, демественник. В станицу обычно входило от 4 до 6 чел., чаще всего 5. Большинство певчих владели неск. голосами партитуры, напр. путем и низом. Самые опытные певцы, обучавшие младших певчих, знали все голоса партитуры. Если при исполнении троестрочия и демества в станице был «лишний» певчий, то он удваивал путь. С. Г. Зверева упоминает «низовщика» большой (главной) станицы Ивана Фёдорова в 1613-1618 гг., возглавлявшего пение на правом клиросе, «нижника» «другой» (2-й) станицы Ивана Прокопьева (Прокофьева) Конюховского, перешедшего в сент. 1647 г. в большую станицу. 30 нояб. 1635 г. в кремлевской домовой ц. Нерукотворного образа Спаса на Сенях «большой демественный перенос» (херувимскую песнь) пели 5 дьяков 1-й станицы: вершник Иван Семёнов, демественник Семен Иванов, «большой путник» Конан Фёдоров, «другой путник» Василий Никитин и «нижник» Конюховский.

Лит.: Протопопов В. В. Нотная б-ка царя Федора Алексеевича // ПКНО, 1976. М., 1977. С. 119-133; Белоненко А. С. Показания архиерейских певчих XVII в. // ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 320-328; Зверева С. Г. Государевы певчие дьяки после «смуты» (1613-1649) // ГДРЛ. 1989. Сб. 2. С. 355-382; Парфентьев Н. П. Профессиональные музыканты России XVI-XVII вв. Челябинск, 1991.
Л. В. Кондрашкова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств
  • АЛЛЕМАНОВ Дмитрий Васильевич (1867-1928), свящ., композитор, исследователь церк. пения, педагог
  • АЛЛИЛУИАРИЙ изменяемая часть Божественной литургии, песнопение, предваряющее чтение Евангелия
  • АЛЬТ название певческого голоса и исполняемой им партии