НИКАНДР
Том XLIX, С. 376-388
опубликовано: 1 августа 2022г.

НИКАНДР

Содержание

(Никон; 1507 (?), с. Виделебье - 1581, Никандрова пуст.), прп. (пам. 24 сент., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Новгородских святых), пустынник Псковский.

Житие

Н.- «подвижник замечательный, исключительный не только в истории псковского монашества, но и в истории монашества общерусского», он «напомнил о заветах основателей пустынножития и своею жизнью показал, что даже и высшее их требование уединенного безмолвия не может считаться непосильным подвигом для истинного монаха» (Серебрянский. 1908. С. 306). Источниками сведений о жизни Н. являются Жития преподобного и фольклорные предания, бытующие до наст. времени на Порховской земле. Известны 14 списков Жития, которые разделяются на 6 редакций: Псковскую (80-е гг. XVI в.), Монастырскую (нач. XVII в.), Новгородскую (60-70-е гг. XVII в.), Соборную (80-е гг. XVII в.), Риторическую (кон. XVII в.), Печатную (кон. XVIII в.).

Прп. Никандр Псковский. Эмалевая икона. XIX в. (частное собрание)Прп. Никандр Псковский. Эмалевая икона. XIX в. (частное собрание)

Псковская редакция была создана вскоре после преставления Н., она сохранилась в 2 списках (РГАДА. Собр. МГАМИД. № 145/212 (список Собакина). Л. 213-232 об., XVII в.; РГИА. Синод. № 3693 (Архивный список)). В Архивном списке Житие заканчивается описанием преставления святого, в списке Собакина дополнительно читаются рассказы о 3 прижизненных и посмертном чуде святого - о старце Исаии (Чудо 4). Основным источником сведений для 1-го биографа Н. стали рассказы местных жителей Ивана Долгого, Симеона, Петра Есюкова, Иосифа. Незамысловатые истории, еще не превратившиеся в продуманные и литературно оформленные рассказы, записаны со слов современников святого. Стиль Жития близок к разговорному (автор определяет свое сочинение как «неудобренное»), текст нередко превращается в диалог Н. с его посетителями, искавшими у него духовного утешения. Псковская редакция ближе к типу «народных» Житий, в которых нашла выражение не только стихия народной речи, но и народное мировоззрение. Устным происхождением источников объясняются неточности и противоречия в хронологии Жития. Н. И. Серебрянский отмечал «сочиненность» всех дат (за исключением года преставления Н.- 7090).

Псковская редакция, по мнению Серебрянского (по его терминологии - Первая) известная ему по списку Собакина, была составлена в кон. XVI - нач. XVII в., т. к. в ней повествуется о событиях, которые произошли после смерти царя Иоанна IV Васильевича Грозного (рассказ о старце Исаии, пришедшем в 1584 на место поселения святого и ставшем 1-м монахом и игуменом мон-ря). Житие в Архивном списке, завершающееся описанием погребения Н. в 1581 г., могло быть не только «услышано», но и написано «в царство государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии самодержца». Хотя и Житие по списку Собакина также могло быть написано в 80-х гг. XVI в., но не ранее янв. 1586 (7094) г., поскольку датировки всех событий в Чуде 4 вмещаются в период с 1584 по янв. 1586 г.

В нач. XVII в. создается Монастырская редакция, классическое Житие, соответствующее всем требованиям этого жанра. Монастырская редакция не сохранилась в чистом виде, она реконструируется на основе Новгородской редакции. Ее текст неоднороден: стиль и принципы художественной организации повествования в 7 последних чудесах (4-10), записанных в 1663-1665 гг., совершенно иные, чем в биографической части и в описании первых 3 чудес, что и позволяет предположить, что до редакции 60-70-х гг. существовал еще один вариант Жития - Монастырская редакция. Ее автор создает жизнеописание Н., опираясь на Жития Феодосия Печерского, Гурия и Варсонофия Казанских, Михаила Клопского, причем заимствования из текстов этих Житий есть как в историко-биографической части, так и в описании первых 3 чудес. Во вступлении и в описании истории старца Исаии (здесь - Чудо 1) автор неоднократно упоминает о том, что он знал старца: «Видехом бо калугера…», «якоже от самого оного слышахом исцелевшаго…», «видехом бо мниха безнога ходящя…» (ГИМ. Щук. № 436. Л. 296 об.- 297). И хотя эти фразы читаются во фрагментах, заимствованных из др. Житий, их частое повторение позволяет предположить, что автор действительно видел и знал игум. Исаию, к-рый «пас церковь Божию лета довольна». Сохранилась обельная грамота на монастырские владения, выданная братии и игум. Исаии в дек. 1597 (7106) г. (ПИАМ. Ф. 502 (Никандрова пуст.). № 602). Поэтому создание Монастырской редакции можно датировать 10-20-ми гг. XVII в. Эта редакция по сравнению с Псковской содержит ряд фактических дополнений (указаны место рождения Н.- с. Виделебье, в к-ром находится Никольская ц., имя брата - Арсений, иноческое имя матери - Наталия, названо село, где был избит Н.,- Локоть (Локоты) и др.). Текст Псковской редакции был не только дополнен, но и переработан. В непоследовательном, сбивчивом рассказе Псковской редакции автор Монастырской редакции попытался восстановить причинно-следственные связи, исправить хронологическую последовательность, устранить противоречия. Он был искушенным агиографом. Текст Псковской редакции, сохранивший непосредственные интонации, образность, строй и ритм устной речи, отразивший народные представления об идеальном святом, автор Монастырской редакции превращает в лит. произведение, созданное согласно строгим лит. канонам и отвечающее общепринятому идеалу святости.

Прп. Никандр Псковский с видом Никандровой пуст. Резная икона. 1924 г. Мастер мон. Аполлос (ЦМиАР)Прп. Никандр Псковский с видом Никандровой пуст. Резная икона. 1924 г. Мастер мон. Аполлос (ЦМиАР)

В 60-х гг. XVII в. текст Монастырской редакции дополнился 7 рассказами о чудесах 1663-1665 гг., они отмечены единством в проявлении авторского «я»: повествование ведется от 1-го лица, хотя автор не был участником или свидетелем событий, а только повествователем. Его информаторы - люди высокого социального положения (дворяне, стряпчий и диакон Софийского собора, игумен), почти все они связаны с Новгородом, ни один не назван псковичом. Возможно, рассказы о чудесах были записаны диаконом Софийского собора Петром, об исцелении которого говорится более подробно, чем о др. (Чудо 8). Об изменениях в историко-биографической части Новгородской редакции судить трудно, поскольку каждый из 4 сохранившихся списков имеет свои отличия, в основном сокращения.

В 70-х гг. XVII в. к тексту Новгородской редакции были добавлены еще 3 рассказа о чудесах (вариант с 12 чудесами), при этом никаких изменений в тексте самого Жития сделано не было. Дополнения внесли, вероятнее всего, по инициативе братии и игумена Никандровой пуст. Один из рассказов (Чудо 10) был записан со слов игум. Макария, в рассказе «о погорении церквей» (Чудо 12) повествование ведется от лица игум. Илариона. В 1674-1679 гг. к 12 чудесам были добавлены краткие записи еще о 3 чудесах (вариант с 15 чудесами). К варианту 70-х гг. следует отнести и список из поморского сборника В. О. Ключевского (ГИМ. Музейск. № 1510), хотя он и заканчивается описанием только 3 посмертных чудес, но текст историко-биографической части сходен с редакцией 70-х гг. XVII в.

Специальный текст Жития составили для Собора 1687 г., где он был зачитан. Соборная редакция представлена 2 списками (РГИА. Ф. 834. Синод. № 3786; БАН. Арх. Ком. № 8) и является продолжением Новгородской редакции (вариант с 15 чудесами), в тексте читаются еще 5 дополнительных пространных рассказов о чудесах, последнее из к-рых датируется 1685 г. Кроме того, в списке Археографической комиссии помещено описание переложения мощей и Собора 1687 г. В составлении Соборной редакции принимали участие 2 автора - игум. Никандровой пуст. Евфимий и постриженик и игумен Никандровой пуст., а в 80-х гг. архимандрит Тихвинского мон-ря Макарий. Евфимий записал и литературно отредактировал рассказы о 4 чудесах (об исцелении торгового человека Иоанна Лаптева, дворянина Богдана Лаврова, крестьянина Порфирия). Архим. Макарий был инициатором канонизации Н., он присутствовал на Соборе 1687 г.; ему, вероятнее всего, принадлежит описание обретения и переложения мощей Н. и Собора, с его слов записаны рассказы «о погорении церквей» и о воинах из отряда И. Н. Хованского, собиравшихся ограбить мон-рь. Текст Новгородской редакции, использованный при составлении Соборной редакции, не претерпел существенных изменений: были сделаны небольшие сокращения, вставки в объеме одного-двух слов и стилистические варианты.

К Соборной редакции восходит Риторическая, она известна в одном списке (ПИАМ. Ф. 502 (Никандрова пуст.) № 37, XVII-XVIII вв.), в к-ром текст источника был значительно переработан. Менее всего редакторской правке подвергся раздел с описанием чудес; добавился рассказ об исцелении в 1695 г. Анны Крекшиной, иначе изложены решения Собора 1687 г. Кардинально литературно переработан текст историко-биографической части Жития. Используя источник как канву, автор Риторической редакции не внес никаких фактических дополнений, но создал совершенно иной смысловой и словесный рисунок. Его стиль отличается высокопарностью, он любит сложносоставные слова («небомудренный Павел», «животодыханное здание» и т. д.), длинные вступления к главам, дидактические рассуждения в конце глав. Риторическая редакция - один из примеров «высокого» Жития, составленного согласно самым строгим канонам этого жанра и риторического стиля, соединяющего логичность и последовательность изложения со стилистической сложностью.

В 1799 г. Житие было издано в Синодальной типографии. Значительные отличия текста в этом издании позволяют считать его самостоятельной редакцией. Печатная редакция является сокращением и обработкой Риторической. Многие изменения, сделанные составителем Печатной редакции, свидетельствуют о строгости духовной цензуры в кон. XVIII в., особенно это касается рассказов о чудесах. Некоторые чудеса исключаются либо серьезно перерабатываются, т. к. истории, в них описанные, мало похожи на чудо (напр., прижизненное Чудо - рассказ об Иосифе и о коте). В историко-биографической части Жития исключаются или сокращаются обширные вступления к главам, которые затем объединяются. Кроме того, в Печатной редакции упрощаются образные выражения, смягчаются эмоциональные оценки происходившего, исключаются конкретные детали. Эти существенные смысловые изменения убеждают в том, что текст Жития проходил серьезную духовную цензуру, ее цель - убрать из жизнеописания все, что могло показаться противоречивым, сомнительным и чересчур эмоциональным. Причем небольшие изменения были внесены непосредственно при подготовке рукописи к изданию. Сохранился список, послуживший, вероятно, оригиналом для издания 1799 г. (РГАДА. Ф. 381. Собр. Синодальной типографии. № 260), в нем более 80 исправлений - от одного слова до небольшого предложения. Нередко при правке возвращали текст старших редакций. Так, напр., в Риторической редакции говорится, что Н. преставился спустя 47 лет и 2 месяца после своего последнего пришествия в пустынь, в Синодальном списке исправлено на 32 года и 2 месяца (как в Монастырской и Соборной редакциях).

Биография

Постриг прп. Никандра Псковского. Клеймо иконы «Прп. Никандр Псковский с видом Никандровой пуст.». Рубеж XVIII и XIX вв. (Троицкий собор, Псков)Постриг прп. Никандра Псковского. Клеймо иконы «Прп. Никандр Псковский с видом Никандровой пуст.». Рубеж XVIII и XIX вв. (Троицкий собор, Псков) Год рождения святого - 1507-й (7015) - был вставлен в готовый текст одного из списков Псковской редакции и затем закрепился во всех остальных текстах Жития. Точно известен только год преставления Н.- 1581-й (7090), время нашествия Стефана Батория на Псковскую землю. Согласно этим датам, Н. прожил 75 лет. Но если сложить разные периоды жизни Н., перечисленные в Житии, то они не вмещаются в 75 лет: 15 или 12 лет - 1-е пребывание в пустыни, 15 лет - 2-е пребывание в пустыни после пострижения, 3,5 года жизни в Крыпецком мон-ре, 39 лет и 2 месяца - последнее пребывание в пустыни. Составители новых редакций XVII-XVIII вв. понимали эту противоречивость и пытались ее устранить, следуя логике событий, но не привлекая новых источников. Вряд ли новые датировки, особенно Печатной редакции кон. XVIII в., следует принимать во внимание. Основополагающими при составлении биографии Н. должны стать Псковская и Монастырская редакции, в последней есть ряд фактических дополнений, но при этом необходимо учитывать, что она является обработкой Псковской редакции на основе житийных текстов, посвященных др. святым.

Родители Н., Филипп и Анастасия, были, вероятнее всего, крестьянами. Старший брат Арсений ушел в мон-рь; видимо, после смерти мужа постриглась в монахини с именем Наталия мать Н. В селе была каменная Никольская ц., с детства Никон «прихожаше к церкви и дивляшеся церковному пению и чтению». В Монастырской редакции говорится, что отрок знал о духовных трудах своего односельчанина прп. Евфросина, основателя Елеазаровского мон-ря, а также прп. Саввы Крыпецкого и стремился поклониться их мощам и уподобиться святым в их житии. Будучи еще отроком (в 17 лет, согласно Монастырской редакции), он ушел в Псков и поступил в услужение к торговому человеку Филиппу (впосл. принял монашество с именем Филарет), к-рый отдал его в обучение грамоте некоему диакону. Научившись грамоте, Никон посетил мн. мон-ри в поисках пустынного места для жизни. Вместе с Феодором Ситником он поселился на маленьком островке «в лесе и во мху, меж дороги Псковския и Порховския», в 15 поприщах от г. Порхова. Спустя нек-рое время Никон пришел в Псков, но на молитве он услышал повеление вернуться на прежнее место. В пустыни Никон прожил 15 (или 12, согласно списку Собакина) лет, «питаяся травою пустынною, еже нарицается ужъ, около хижи его растяше» (Житие. 2005. С. 620). В Псковской редакции упоминается о его посещениях Пскова; однажды Н. встретил блж. Николая Саллоса, к-рый предрек ему «страсти пустынныя» (в Монастырской редакции сообщается, что встреча произошла неподалеку от ц. Богоявления в Кстове, в т. н. Среднем городе Пскова).

Прп. Никандр Псковский. Образ на двери жертвенника иконостаса придела прп. Серафима Саровского в Троицком кафедральном соборе Пскова. 1988 г. Иконописец. архим. Зинон (Теодор)Прп. Никандр Псковский. Образ на двери жертвенника иконостаса придела прп. Серафима Саровского в Троицком кафедральном соборе Пскова. 1988 г. Иконописец. архим. Зинон (Теодор)

Некий Филипп (вероятно, тот купец, к-рый отдал буд. подвижника учиться грамоте) внес вклад в Крыпецкий мон-рь за пострижение Никона и Феодора. Подробный рассказ о жизни в Крыпецком мон-ре читается в Монастырской редакции, он составлен по Житию Феодосия Печерского. Покинув мон-рь, Н. вернулся в пустынь, поставил келью и ограду. В Архивном списке Псковской редакции сообщается: «...и созда вмале церковь, и брежением назирая». Также 15 лет длился 2-й период пустынножительства и был наполнен тяжелыми испытаниями: однажды разбойники разграбили келью подвижника, самого Н. избили, «прожгоша ему пазусе», а один из нападавших ударил святого «копейным древомъ». На обратном пути разбойники заблудились в лесу, двое из них вернулись к келье отшельника, отдали все взятое, в т. ч. иконы. Двое же других не захотели возвращаться, «сорвашася с преклада и на Демянке реце и утопоша». После нападения Н. ушел в Крыпецкий мон-рь, где был пономарем и келарем, но затем вновь оставил обитель и 3 с половиной года жил в уединении в 3 поприщах от мон-ря, «питаясь былием». Игумен и братия были недовольны тем, что к Н. шли люди, минуя Крыпецкую обитель, «занеже несть приношения в монастырь», и повелели ему уйти.

Чудо прп. Никандра о некоем стряпчем. Клеймо иконы «Прп. Никандр Псковский с видом Никандровой пуст.». Рубеж XVIII и XIX вв. (Троицкий собор, Псков)Чудо прп. Никандра о некоем стряпчем. Клеймо иконы «Прп. Никандр Псковский с видом Никандровой пуст.». Рубеж XVIII и XIX вв. (Троицкий собор, Псков)

Н. вернулся в пустынь и прожил там 39 лет и 2 месяца (32 года и 2 месяца, согласно Монастырской редакции), из них 15 лет - в полном одиночестве: «...не ведаша его человецы», «и во образ его не видев никаков человек 15 лет». Подвиги отшельника открыл случай. Петр Есюков, житель с. Лодыгина, в погоне за лосем, пришедшим к его двору, углубился на 10 поприщ в лес и увидел во мху отпечатки человеческой стопы. По следам он дошел до небольшой хижины, окруженной частоколом («древоделием»). После того как он трижды произнес молитву, отшельник назвал его по имени. Получив благословение Н., Петр просил его молиться о даровании ему чада, на что подвижник сказал: «Чадо, да будет ти сынъ». Описание последнего периода жизни Н. состоит из рассказов немногих посетителей отшельника. Святой никого не принимал в своей келье, но отправлял всех в «гостинницу», находившуюся неподалеку, у дуба. Дважды в видении Н. являлся прп. Александр Свирский, после чего «избавлен бысть святый от всех сетей вражиих». Н. приходил из пустыни в демянский муж. Рождественский мон-рь, чтобы исповедаться и причаститься, в этой обители за 8 лет до преставления он принял схиму. За год до смерти Н. посетил Петр, диакон Рождественского жен. мон-ря под Порховом. В беседе с ним отшельник сказал, что у него 3 года болели ноги, «а ныне обретох отраду». Когда Петр взглянул на ноги подвижника, то увидел, «яко отпадоша от ногу его голени, токмо обретшимся единым костем». Святой предсказал свою кончину и дал наказ похоронить его «у Благовещения Пречистыя Богородица» (в Архивном списке сказано: «...у Рожества Пречистыя Богородицы»), а также указал, «где взяти местную икону и како храм создати» (в Монастырской редакции уточняется, что святой просил принести икону с погоста «великого чюдотворца Николы на Тишинки» (ныне дер. Тишенка в 20 км от Порхова)). Преставился святой в одиночестве, тело его обнаружил крестьянин из Боровичей Иван Долгий, пришедший за благословением; он обложил тело ветками и прикрыл землей. Списки Житий по-разному определяют день преставления Н.: 24 сент.- Монастырская и все последующие редакции, 26 сент.- Псковская редакция. Жители Порхова, узнав о кончине Н., пошли на его погребение, несмотря на то что вокруг Пскова и Порхова шли военные действия (Псков был осажден войсками Стефана Батория в авг. 1581 - февр. 1582). Успешно миновав отряды Батория, они достигли пустыни. Н. был погребен в праздник Покрова Пресв. Богородицы близ своей кельи, «у дуба». Впосл. над местом погребения Н. диак. Петр поставил ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы. В Житии сохранилось описание облика святого: «Брада же бысть у Никандра долга, а не широка, ровна, руса, сединою вся ровна и бела, подобна Феодосию Печерскому» (Житие. 2005. С. 624).

В. И. Охотникова

Почитание

Почитание святого началось вскоре после его преставления. Первое посмертное чудо рассказывает о старце Исаии, к-рый поселился в пустыни сразу после кончины Н. (когда 2 дек. 1584, как читается в списке Собакина, в пустынь пришел дьячок Андрей, старец Исаия здесь уже жил в полном одиночестве). Пробыв в пустыни 1 год и 6 дней, Андрей, украв у старца монашескую одежду, иконы и книги, бежал. У Исаии болели ноги, и он почти не выходил из кельи. Прежде чем попробовать догнать Андрея, Исаия «поиде к преподобному в церковь и паде на гробницу преподобнаго». Вероятно, речь идет о Благовещенской ц., которую к тому времени уже поставил над погребением Н. диак. Петр (согласно Монастырской редакции, храм был построен в марте 1584). Чудесным образом Исаия догнал Андрея и вернул украденное.

Прп. Никандр Псковский в молении перед иконой «Благовещение Пресв. Богородицы» на фоне Никандровой пустыни. Икона. 2-я пол. XIX в. (Троицкий собор, Псков)Прп. Никандр Псковский в молении перед иконой «Благовещение Пресв. Богородицы» на фоне Никандровой пустыни. Икона. 2-я пол. XIX в. (Троицкий собор, Псков)

По мнению Е. Е. Голубинского, местная канонизация Н. состоялась не позднее 1649-1652 гг. по благословению Новгородского митр. Никона (впосл. патриарх всея Руси), почитавшего святого. В 1652 г. дворянин Яков Муравьёв, бывший в браке бездетным, по обету поставил близ своего двора ц. во имя прп. Никандра; вскоре у него род. сын Игнатий (об этом рассказывает «Чюдо 6» Соборной редакции, к-рое было записано в 1664, на момент записи Игнатию исполнилось 12 лет). В Никандровой пуст. Н. почитался как святой. В «Чюде 4 о погорении раки преподобнаго Никандра» сообщается, что 22 дек. 1663 г. в мон-рь приехал из Москвы дворянин С. И. Бестужев, чтобы совершить молебен у гроба Н. Рака святого стояла в храме Благовещения близ местного образа Пресв. Богородицы. На гробнице находились «образ же преподобнаго Никандра, иже нашит на покрове и на втором покрове написанный (вторым покровом, видимо, названа надгробная ростовая икона.- Е. Р.)». После того как закончился молебен, монахи забыли погасить свечу перед иконой Благовещения, к-рая упала на деревянную гробницу святого. Через 2 дня, в навечерие праздника Рождества Христова, монахи, собравшиеся в храме, увидели следы пожара, но гробница святого и сама церковь не пострадали. До 1673 г. во имя прп. Никандра в пустыни был освящен храм или придел: в Соборной редакции Жития, в «Чюде 12 преподобнаго Никандра о погорении церквей», сообщается, что во время пожара 2 февр. 1673 г. «погорели церкви Святыя Троицы, и Пречистыя Богородицы, и преподобных чюдотворцов Александра Свирского и Никандра пустынножителя» (Охотникова. 2007. С. 634). После пожара над гробом Н. поставили часовню, в к-рой братия служила молебны святому. В 1676 г. архим. Соловецкого мон-ря Макарий (постриженик и игумен Никандровой пуст. в кон. 60-х гг. XVII в.- 1672) обратился к митр. Новгородскому и Великолукскому Корнилию с челобитной о перенесении в строившуюся каменную церковь мощей Н. В мае 1677 г. митрополит ответил, что переложение мощей состоится после того, как от игумена Никандровой пуст. придет сообщение о завершении строительства (РНБ. Солов. № 20/1479 (копии с грамот Соловецкого мон-ря). № 127, см.: Охотникова. 2007. С. 605). В 1687 г. состоялось обретение мощей Н., следов., строительство каменной церкви уже было завершено к этому году. 29 июня того же года по благословению патриарха Иоакима (Савёлова) еп. Тамбовский Леонтий, архимандрит Хутынского монастыря Евфимий, игумен Лисицкого монастыря Герман, ключарь новгородского Софийского собора свящ. Никита освидетельствовали мощи Н.: «...осмотрев, в новый гроб, в теплой священной воде с вином и елеем омывше, постлав белу тафту, со благоговением и с кандилы преложили из стара гроба и, тафтою покрыв, на том же месте, в стене, в землю опустили и землею покрыли и над мощами гробницу каменную устроить при себе велели и простою цкою покрыли и на цку покров с крестом положили...» (Серебрянский. 1908. С. 568). Житие Н. и «новосложную службу» ему митр. Корнилий отправил в Москву «для подлинного ведома и достоверного свидетельства». 7 окт. 1687 г. справщик Печатного двора иеродиак. Карион (Истомин) зачитал на церковном Соборе Житие Н. Патриарх Иоаким повелел «новосложную службу Никандру отложити того ради, что ее складывал монах Андроник не по архиерейскому благословению, и празднество Никандру отставить, а указал пети понахиды, а в день преставления его праздновати Благовещению Пресвятые Богородицы со службою всех святых, такожде и молебствовати Пресвятей Богородице во общую ползу; а аще кто изволить, приложити тут же канон и всем святым» (Там же. С. 569). Житие Н. патриарх отдал архим. Макарию, чтобы тот отвез его в Никандрову пуст., и «велел чести в душевную пользу братии обители сея и всем православным христианом». Голубинский ошибочно считал, что на Соборе 1687 г. патриарх подтвердил местную канонизацию святого. Напротив, как следует из текста Соборной редакции Жития, подвижник был фактически деканонизирован. Вероятно, Голубинский основывался на печатном издании Жития 1801-1805 гг., в котором первоначальный текст «О свидетельстве мощей преподобнаго Никандра Псковского» был существенно изменен: «И понеже свидетельство достоверных мужей обрете истинно, сего ради повеле праздновати день преставления преп. Никандра вкупе с Благовещением Пресвятыя Богородицы, а память септемвриа в 24 день» (Там же). Однако повеление патриарха исполнено не было, Н. по-прежнему почитали в его пустыни как преподобного, продолжалась запись чудес. 9 июня 1697 г. исцелившаяся по молитвам святому Анна Крекшина принесла в мон-рь покров «камчат лазорев с дробницы сребряными и позлащены» и положила на гробницу Н. (Гл. 37 Риторической редакции, см.: Охотникова. 2007. С. 706-707). В Печатной редакции 1799 г. читается дополнительный текст «об исцелении жены от расслабления» в 1796 г. В издании 1801-1805 гг. находится «Чюдо преподобнаго отца нашего Никандра чудотворца, како избави некоего Богдана Лаврова от демонов» (без даты).

В 80-х гг. XVII в. весь мон-рь был отстроен в камне. В Соборной редакции так описывается обновленная обитель: «…поставлены бысть вместо древяных каменные церкви и притворы над гробом преподобнаго Никандра, иконами, и книгами, и служебными ризами, и сосуды исполнися паче прежняго» (Там же. С. 635). В пустыни особенно почитался камень, служивший, по преданию, возглавием святому во время сна. Богомольцы имели обыкновение ходить с камнем на плечах вокруг монастырского храма «в честь и похвалу преподобному Никандру». В Соборной редакции, в «Чюде 3 о возглавнице святаго Никандра», описывается, как некий человек посмеялся над богомольцами и немедленно впал в расслабление; он исцелился только после того, как настоятель обители, игум. Сергий, отслужил водосвятный молебен Н. и Благовещению Пресв. Богородицы и окропил больного водой у гроба святого. В 1735 г. архиеп. Феофан (Прокопович), усмотрев в почитании камня «одно безпутное суеверие», отправил его в Синод для расследования (в архиве Синода это дело хранилось под № 330). 9 апр. 1736 г. Синод постановил: «...означенный камень... среди Невы реки бросить в воду». Но это решение не было исполнено: еще в 1908 г., как свидетельствовал Серебрянский, камень хранился в зале синодального архива в витрине под № XVII (Серебрянский. 1908. С. 171. Примеч. 1). Дата преставления Н. (ошибочная) отмечена в «Книге глаголемой Описание о российских святых»: «Преподобный отец Никандр, пустынник Порховский и Псковский чудотворец, преставися в лето 7030 (1522), месяца сентября в 24 день». В «Верном Месяцеслове всех русских святых» (М., 1903) память святого указана под 24 сент. и под 29 июня - обретение мощей. Канонизация святого подтверждена внесением его имени в Собор Новгородских святых (установлен ок. 1831, возобновлен в 1981) и в Собор Псковских святых, установленный в 1987 г.

Е. В. Романенко

Ист.: Никандру Псковскому чудотворцу: Служба с Житием. М., 1799, 18012, 18023, 18054; Описание о российских святых. С. 161; Жизнь, подвиги и чудеса прп. Никандра пустынножителя, псковского чудотворца // Псковские ЕВ. 1898. № 3. С. 58-64; № 4. С. 77-82; № 5. С. 92-101; № 6. С. 105-110; № 7. С. 121-129; № 8. С. 137-144; № 9. С. 155-161; № 10. С. 169-178; № 11. С. 185-193; № 12. С. 201-209; № 13. С. 217-225; № 14-15. С. 233-248; № 16. С. 257-263; № 17. С. 273-282; Верный месяцеслов. С. 38; Серебрянский Н. И. К истории борьбы с народными суевериями в 1-й пол. XVII в. (из местной старины) // Псковские ЕВ. 1905. № 24. С. 505-508; он же. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 77-78, 170-195, 538-545; Житие Никандра Псковского / Текст, пер., коммент.: В. И. Охотникова // БЛДР. СПб., 2005. Т. 13. С. 618-633, 826-828; Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв.: Исслед. и тексты. Т. 2: Жития прп. Евфросина Псковского, Саввы Крыпецкого, Никандра Псковского. СПб., 2007. С. 505-755.
Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Описание Благовещенской Никандровой пуст. Дерпт, 1821; Иосиф (Баженов), иером. Описание Св.-Благовещенской Никандровой пуст. СПб., 1858; Миротворцев М. Л. Никандрова пуст. // Памятная кн. Псковской губ. на 1861 г. Псков, 1861. Ч. 2. С. 1-34 (То же // Порхов и его уезд: Сб. дорев. публ. / Сост.: Н. Ф. Левин. Псков, 2005. С. 253-286); Жизнь и подвиги прп. отца нашего Никандра, псковского чудотворца. СПб., 1870; Ключевский. Древнерусские жития. С. 331-332; Голубинский. Канонизация святых. С. 132; Зверинский. Т. 2. № 943; Серебрянский Н. И. О редакциях Жития прп. Никандра Псковского. СПб., 1904. (ПДПИ; 157); Каган-Тарковская М. Д., Охотина Н. А. Житие Никандра Псковского // СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 370-374; Каган-Тарковская М. Д. Развитие житийно-биогр. жанра в XVII в.: (жития Адриана и Ферапонта Монзенских, Трифона Вятского, Симона Воломского, Серапиона Кожеозерского, Арсения Новгородского, Никандра Псковского) // ТОДРЛ. 1996. Т. 49. С. 122-132; Клибанов А. И. Духовная культура средневек. Руси: Учеб. для вузов. М., 1996. С. 61-68; Никандрова пуст.: История и современность. Св.-Благовещенская Никандрова пуст., 2015.
В. И. Охотникова

Иконография

Самое раннее описание внешности святого содержится в псковской редакции Жития Н. нач. XVII в.: «Брада же бысть у Никандра долга, а не широка, ровна, руса, сединою вся ровна и бела, подобна Феодосию Печерскому» (РГАДА. Ф. 181. № 45. Л. 213-232). Это описание повторяется в более поздних иконографических подлинниках, напр. в рукописи кон. XVIII в. под 24 сент.: «Подобен Феодосию Печерскому, брада долга, а не широка, сединою вся равна и бела» (БАН. Двинск. № 51. Л. 90 об.). В происходящем из Палеха иконописном подлиннике сводной редакции нач. XVIII в. облик Н. уподоблен внешности сщмч. Власия Севастийского: «…подобием сед, брада аки Власиева, на конце повилась космачками; в схиме, ризы монашеския» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 35). Аналогичный текст - в подлиннике 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 71 об.). В изданном в 1910 г. пособии для иконописцев акад. В. Д. Фартусов так описывает святого: «Седой старец русского типа, лицом худой и приятный, с большой бородой; одежды на нем убогие монашеские, на голове схима. В руках можно писать хартию с его изречением: «Пшеничному полю подобно есть иноческое житие, требует бо частаго дождя слезнаго и великаго трудолюбия: трезвися умом и трудися, аще хощеши сотворити плод обилен, а не терние: потщися быти доброй землею, а не камением, да возможет дати плоды всеянное свыше в сердце твое, и да не изсохнет оно от зноя уныния и небрежения». Или: «Скорблю аз о человеце, иже украде, ибо он сотвори сие по внушению диаволю. Иже много грешит, исполнен есть татьбы греховной». Или: «Сыне, скорбети подобает о христианех, умерших без покаяния во гресех своих»» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 24-25). В кн. «Жизнь и подвиги прп. отца нашего Никандра Псковского чудотворца» (1880. Ч. 1. С. 40-41) имеется следующее дополнение к описанию внешности Н.: «Не излишне здесь сказать нечто о внешнем виде преподобного Никандра: святой был среднего роста, лицо имел благообразное, величественное, бороду несколько длинную, седую».

Самое раннее упоминание об изображениях Н. содержится в его Житии Новгородской редакции 1663-1665 гг. в рассказе о 4-м посмертном чуде (автор редакции упом., что услышал об этом чуде от игум. Исаии): «В навечерие же Рожества Господа нашего Исуса Христа пришедшу игумену и братиям в церковь Пречистыя Богородицы, и абие видеша чюдо преславно и удивления многа исполнено: свеща убо от местнаго образа Пречистыя Богородицы отпала на гроб преподобнаго Никандра, понеже гроб преподобнаго близ бяше местнаго образа Пречистыя Богородицы честнаго ея Благовещения, и абие около гроба преподобнаго Никандра древие и покровы все згореша, образ же преподобнаго Никандра, иже нашит на покрове и на втором покрове написанный, ничим не вредимы, и дски гробныя, и иконы, и вся церковь сохранены быша благодатию Божиею и заступлением Пречистыя Богородицы и молитвами преподобнаго Никандра» (ГИМ. Щук. № 436. Л. 303 об.- 304 об.; Охотникова В. И. Житие Никандра Псковского в редакциях XVII в. // ТОДРЛ. СПб., 2003. Т. 54. С. 483). Т. о., к 1663 г. на гробе Н. находились 2 его изображения: одно - на шитом покрове, другое - писаное, возможно нагробная икона. Далее, в рассказе еще об одном чуде, упоминается икона Н., перед к-рой сами собой зажигались свечи: «...у местных образов Пречистыя Богородицы и преподобнаго Никандра и на лампаде у гроба преподобнаго Никандра, церкви же полне сущи благоухания многа» (ГИМ. Щук. № 436. Л. 304 об.). Т. о., к 1662 г. уже была написана икона с единоличным образом Н., названная в Житии местным образом.

Древнейшим сохранившимся изображением Н. является шитый образ на покрове (ПИАМ), который А. В. Силкин датирует сер. XVII в. (до 1662) и отождествляет с покровом, упоминаемым в Житии (Силкин. 2016. С. 373). Святой представлен в рост (фигура коренастая, приземистая), в традиционных монашеских одеждах: темно-коричневой с холодно-красным оттенком мантии, светло-оливковой рясе, синей схиме с Голгофским крестом и опущенном на плечи синем куколе. У преподобного высокий лоб с большими залысинами и рядом морщин, который обрамляют черные короткие волосы (серебристо-белыми вертикальными линиями, возможно, обозначена проседь), дугообразные брови, смотрящие вверх карие глаза, прямой нос, длинная, спадающая крупными волнистыми прядями и сужающаяся книзу темно-коричневая борода. В изображении лика сделана попытка передать объем с помощью стежков личного шитья, положенных по форме и создающих ощущение округлости; этот прием сочетается с тонкими темными линиями рисунка. Правая рука преподобного с благословляющим жестом, в левой - свернутый свиток. По сторонам серебристого нимба надпись: «СТЫЙ ПРП(д)БНЫ(й) (т)ЦЪ НИКА(н)ДРЛ ПСТЫННЫЙ ЖИТЕЛЬ». Митр. Евгений (Болховитинов) в описании Никандровой пуст. упоминает, что в монастырской ризнице было «7 покровов на гробницу Преподобного, парчевых и шитых» (Евгений (Болховитинов). 1821. С. 26-27).

Прп. Никандр Псковский. Икона. 2-я пол. XVIII в. (собрание Ф. Р. Комарова)Прп. Никандр Псковский. Икона. 2-я пол. XVIII в. (собрание Ф. Р. Комарова)

Единоличные иконы Н. XVII - 1-й пол. XVIII в. неизвестны. Сохранилась икона 2-й пол. XVII в.(?), на к-рой Н. изображен вместе с прмч. Корнилием Псково-Печерским (в святительских одеждах), в рост, на охристом фоне (ПИАМ; под слоем потемневшей олифы). Преподобный (справа) представлен прямолично, с непокрытой головой, у него короткие волосы и прямая борода с проседью до середины груди, одет в длинную коричневую мантию поверх светлой красноохристой рясы, сине-зеленый куколь опущен на плечи; правая рука с благословляющим жестом поднята к груди, в левой - свернутый свиток.

В описи церковного и монастырского имущества Никандровой пуст. за 1808 г. упоминается находившаяся в Благовещенском соборе единоличная икона Н.: «Близ раки на стене образ преподобнаго Никандра ветхой, венец на нем серебеной резной позлащенной, по сторонам онаго две штуки (накладные картуши.- Авт.) серебренные и позлащенные с надписью: преподобный Никандр. А поля на нем и оплечья серебренные басменные поветшалые. Стоит оной образ в киоте резной позлащенной, а местами и посребренной» (ГА Псковской обл. Ф. 416. Оп. 1. № 2. Л. 10 об.). Этот древний образ упоминается и митр. Евгением (Болховитиновым) (Евгений (Болховитинов). 1821. С. 24). Согласно описанию Никандровой пуст. 1880 г., это была ростовая икона, почитаемая чудотворной: «Древний образ во весь рост преподобнаго Никандра в бронзовой позлащенной чрез огонь ризе, в кивоте краснаго дерева. Этот образ признается чудотворным, а потому он особенно всеми чествуется» (Сведения о Св.-Благовещенской Никандровой пуст. 1880. С. 4). Очевидно, эта несохранившаяся древняя монастырская икона была написана в XVII в. Иконография образа, видимо, соответствовала изображению святого на упомянутых иконе 2-й пол. XVII в. и покрове сер. XVII в. из ПИАМ.

В описи 1808 г. упоминается также икона преподобного из придела во имя Н. Благовещенского собора Никандровой пуст.: «Другая церковь приделная во имя преподобнаго Никандра… На левой стороне… образ Пресвятыя Богородицы с предвечным Младенцем писанный на дске красками. Другой преподобнаго Никандра со изображением пустыни (вероятнее, на фоне Никандровой пуст., а не в пустынной местности.- Авт.), на дске писанный красками» (ГА Псковской обл. Ф. 416. Оп. 1. № 2. Л. 12-12 об.). Икона Н. находилась в деревянной ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких кон. XVII в., которая к 1808 г. сильно обветшала: «Пятая церквь деревянная поветшалая во имя преподобных Зосимы и Савватия, отстоящая от монастыря в полуверсте. На левой стороне [иконостаса]… образ преподобнаго Никандра писанные на дске красками» (Там же. Л. 17-17 об.). В той же описи отмечены «образа на дсках писанные, без окладов», среди них - аналойный образ «преподобнаго Никандра в 9 вершков» (Там же. Л. 22 об.).

Наиболее ранней из известных в наст. время единоличных икон Н. является образ 2-й пол. XVIII в. из собрания Ф. Р. Комарова (Русские святые: Избранные иконы из колл. Ф. Комарова. М., 2016. С. 256-259. Кат. 47). На ней преподобный представлен в молении Спасителю, написанному в облачном сегменте. Фигура Н. помещена в правой части иконы вполоборота влево на фоне темно-синего неба с оранжевым заревом у горизонта и пустынной холмистой местности с отдельно стоящими деревьями. У преподобного короткие седые волосы и длинная борода, к-рой он касается правой рукой, иссине-черная мантия со светло-синим исподом, синие ряса и схима с опущенным на плечи куколем. На развернутом свитке в левой руке Н. читается надпись: «Братi мо всхъ молю вы». Над нимбом Н. др. надпись: «Прп(д)бны Никандръ Пстынно Житель». Икона той же иконографии (в зеркальном изводе) под окладом 2-й пол. XIX в. хранится в ПИАМ. Вариацией этой иконографии является гравюра с изображением Н. на фоне пустынной местности на авантитуле кн. «Служба и житие прп. Никандру Псковскому чудотворцу» (М., 1799; М., 1805 - перегравировка). Фигура святого представлена в левой половине листа вполоборота вправо на фоне холмистой местности с деревьями и кустарниками, на 2-м плане - озеро с островком, вдали виднеются руины Порховской(?) крепости. На преподобном традиц. монашеские одежды, схима светлее куколя, откинутого на плечи. У Н. длинные густые волосы, волнами спадающие на плечи, широкая, почти прямая борода; в правой опущенной руке он держит объемную книгу, левую, с четками, прижимает к груди. В верхней части гравюры в облаках - 2 ангела, поддерживающие икону «Благовещение Пресв. Богородицы» - храмовый образ монастырского собора.

Прп. Никандр Псковский. Гравюра. 1799 г. (РГБ)Прп. Никандр Псковский. Гравюра. 1799 г. (РГБ)

В источниках встречаются сведения об иконе, находившейся на раке со св. мощами Н. В описи 1808 г. сказано: «На оной раке верхняя дска кипарисная, на коей изображен образ преподобнаго Никандра, на оном риза сребреная чеканная и позлащенная, на нем таковый же глиткий венец с сиянием, украшенный стразами. У оного венца полотко убрано зелеными просатыми камышками, а на самом венце три желтых камня, в руке преподобнаго Никандра чернем накладной свиток, да по полям оной дски тринатцать штук черневых же» (ГА Псковской обл. Ф. 416. Оп. 1. № 2. Л. 9). Эта икона упомянута и митр. Евгением (Болховитиновым): «…а на кипарисной верхней дске живописная икона Преподобнаго с венцем около главы из каменьев составленным» (Евгений (Болховитинов). 1821. С. 24). Уточняется, что «на кипарисной верхней доске масляными красками изображен преподобный Никандр, с венцем около головы, составленным из каменьев» (Миротворцев. 1861. С. 18). В сведениях о пустыни 1880 г. есть существенное добавление относительно текста в свитке Н.: «…а на кипарисной верхней доске лик Преподобного с венцем около главы, составленым из каменьев… В руке преподобнаго Никандра черневой накладной свиток с следующим изречением: «Братие, ежели хощем свыше стяжать помощь, всячески о добродетели да попечемся, так обо и Святаго Духа благодать получим и нынешнее житие безпечно проводим и будущая блага наследим» (Сведения о Св.-Благовещенской Никандровой пуст. 1880. С. 4-5). Т. к. эта икона на раке не называется в источниках древней и ветхой, можно предположить, что она была написана в то же время, когда была сделана рака - в 1792 г. на средства гр. Н. П. Шереметева. В Никольском соборе Порхова сохранилась икона 2-й пол. XIX в. с образом Н. во гробе (Жизнь и подвиги преподобного отца нашего Никандра Псковского пустынножителя и чудотворца. 2007. С. 201). Судя по скрещенным на груди рукам и закрытым глазам преподобного, она также могла быть надгробным образом.

Прямолично, с тем же текстом на свитке, что и на образе ок. 1792 г. на раке с мощами, Н. изображен на иконах: 2-й пол. XIX в. из ц. Богоявления в с. Подоклинье Порховского р-на Псковской обл. (Жизнь и подвиги преподобного отца нашего Никандра Псковского пустынножителя и чудотворца. 2007. С. 165); рубежа XIX и ХХ вв. из той же церкви и на эстампе на авантитуле кн. «Жизнь и подвиги преподобнаго отца нашего Никандра Псковского чудотворца» (1880); аналогичная по иконографии эстампу фототипия 1883 г., напечатанная в типографии Елеонского и Ко, хранится в ГМИР. Иконография Н. изменилась: на голове святого появился островерхий куколь, закрывающий лоб до самых бровей, широкая схима надета поверх длинной мантии, складки которой лежат на поземе, в правой руке (или на запястье) - четки. На обеих иконах из ц. Богоявления борода Н. доходит до середины груди, однако на эстампе длиннее, с ней сливаются лежащие на плечах длинные седые волосы. На небольшой иконе кон. XIX - нач. ХХ в. (частное собрание) повторяется этот же извод, но без четок, и надпись на свитке не читается.

В том же иконографическом изводе, на фоне своей обители, Н. предстает на иконах 2-й пол. XIX в. (Музей рус. иконы, Москва (см.: «В начале было Слово...». Кат. выст. / Ред и сост.: И. А. Шалина. М., 2013. Кат. № 66. С. 202); Никандрова пуст.). Правая рука святого с четками на пальцах полуопущена (указывает на свиток). На двух иконах вверху помещен образ «Благовещение Пресв. Богородицы», к-рый поддерживают 2 ангела. Очевидно, эти иконы являются списками с одного оригинала (отличия только в колористических оттенках). Еще одна икона Н. этого извода в варианте на фоне леса находится в ц. прп. Варлаама Хутынского на Званице в Пскове. Она написана во 2-й пол. XIX в. (масляная живопись на холсте), правая рука Н. с благословляющим жестом.

Прп. Никандр Псковский с видом Никандровой пуст. Гравюра. Кон. XVIII — нач. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия)Прп. Никандр Псковский с видом Никандровой пуст. Гравюра. Кон. XVIII — нач. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия)

В др. изводе иконографии Н. преподобный представлен в молении на фоне Никандровой пуст. На иконе рубежа XVIII и XIX вв. (ГМИР) святой изображен слева в молитве перед иконой «Благовещение Пресв. Богородицы» (в правом верхнем углу), к-рую поддерживают 2 ангела в облаках, внизу - панорамное изображение 6-угольной в плане Никандровой пуст. На преподобном сине-зеленая ряса и иссиня-черная мантия, поверх которой надета бордовая схима, голову покрывает куколь округлой формы. Тонко прописан лик: прямые брови с выпуклыми надбровными дугами, от уголков больших карих глаз расходятся тонкие морщины, короткий нос, морщины на переносице, впалые щеки, седая раздвоенная борода. Правая рука преподобного поднята с жестом моления к иконе «Благовещение Пресв. Богородицы», на пальцах левой висят четки. За фигурой Н. большое дерево; вверху надпись: «Прп(д) Никандръ чдотворецъ:». Достоверно переданы особенности архитектурного ансамбля обители: на 1-м плане изображена ц. Св. Троицы (1801; возможно, во время строительства), по сторонам от нее расположены 2 братских корпуса, на дальнем плане - каменная колокольня (1792), в центре - 5-главый каменный Благовещенский собор (70-е гг. XVII в.). Слева от него предположительно изображена ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, к-рая в 1798 г. была перенесена к источнику, находившемуся за стенами обители. Небольшое кубическое строение с 4-скатной крышей, завершающейся шпилем,- колодец. На гравюре «План, или изображениие Свято-Никандровския Благовещенския пустыни» 1799 г. (ПИАМ. Ф. 502) уже нет внутри монастырских стен ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и колодца.

В статье М. Л. Миротворцева о Никандровой пуст. приводятся сведения о том, что: «в монастырском журнале во входящих бумагах за 1800 г. под 20 числом ноября собственною рукою Геннадия (архимандрит Никандровой пуст.- Авт.) записано, после пометки о Высочайшем повелении увеличить число монашествующих до 30: «…и удостоен я с Его императорским Величеством час и 8 минут сидеть с ним и говорить удостоен, где я ему Государю и икону Преподобнаго поднес»» (Миротворцев. 1861. С. 14. Сноска 1). Можно предположить, что именно эта икона Н. была подарена архим. Геннадием имп. Павлу I. Скорее всего настоятель обители заказал ее в иконописной мастерской С.-Петербурга (об этом свидетельствуют стилистические особенности иконы). Возможно, написавший этот образ столичный иконописец имел более ранний образец, где еще присутствовала ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Очевидно, образчиком послужила идентичная по изображениям святого, его обители (за исключением фигур монахов) и пейзажа гравюра кон. XVIII - нач. XIX в. (один из оттисков находится в собрании Нововалаамского мон-ря в Финляндии).

На аналогичной по иконографии иконе кон. XVIII - нач. XIX в. из кафедрального Троицкого собора Пскова (опубл. в кн.: Никандрова пуст.: История и современность. Псков, 2005. С. 35) имеются отличия: короткие курчавые волосы святого разделены на прямой пробор, куколь опущен на плечи, правой рукой Н. прижимает к груди Евангелие в золотом окладе. Изображение иконы «Благовещение Пресв. Богородицы», которую поддерживают ангелы, помещено в центре иконы над мон-рем, фигура святого написана справа. Под облаками изображены апостолы Петр и Павел, в честь к-рых в 1807 г. был освящен левый придел Благовещенского собора, т. к. в день их памяти праздновалось обретение мощей Н. Церковь Св. Троицы воспроизведена точнее, чем на иконе из ГМИР. Здесь также изображена ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (возможно, на основе более раннего образца). По углам иконы в круглых клеймах представлены сцены из Жития и чудеса святого. Слева вверху сцена пострижения святого: в интерьере храма Н. в клобуке склоняет голову перед благословляющим его священноиноком. Справа вверху - «Чудо преподобнаго Никандра о некоем стряпчем» (7-е посмертное чудо Н., совершившееся у его раки: Охотникова. 2003. С. 485). В композиции видна икона Н. на раке святого. Слева внизу надпись не сохранилась, поэтому сложно определить, какое конкретно чудо здесь изображено. На 1-м плане на одре лежит больной, за ложем стоит Н., указывая на дверной проем. Так могло быть представлено посмертное чудо явления Н. торговому человеку из Сормы Иоанну Феоктистову, «сыну по прозванию Лаптев», происшедшее в 1680 г., или явление преподобного крестьянину с. Славковичи Порфирию (Там же. С. 558, 562-563). Справа внизу надпись в клейме сохранилась частично: «Чудо преподобнаго Никандра о некоем дво…» («дворянине» или «дворовом человеке»). Исцеляемый сидит на полу возле раки Н. и что-то подносит ко рту. Вкушение у раки описано в чуде исцеления дворового человека кн. К. И. Щербатова по имени Афанасий Григорьев, в 1673 г.: после того как он приложился к гробу святого, взял с него немного земли и, смешав ее со св. водой, выпил, он совершенно выздоровел (Она же. Поздние редакции. 2004. С. 555).

Сохранилась фотография иконы «Прп. Никандр Порховский чудотворец (так! - Авт.) с житием», сделанная ок. 1977 г. одним из сотрудников музея во время экспедиции в Порховский р-н (ПИАМ. Ф. 502. № 11402 (1)). Судя по снимку, икона могла быть написана в нач. ХХ в. В левой части средника - фигура Н. вполоборота вправо в молении Спасителю в облачном сегменте. По сторонам средника расположено по 2 вертикальных житийных клейма, одно горизонтальное - внизу во всю ширину иконы. Сюжеты в клеймах: 1. «Раскаяние грабителей»; 2. «Дьявольское нападение на преподобного»; 3. «Исцеление святым Назария»; 4. «Никандр обращается к Петру с просьбой о погребении, когда наступит его кончина»; 5. «Погребение Никандра жителями Порхова».

Прп. Никандр Псковский с видом Никандровой пуст., с клеймами чудес. Икона. Рубеж XVIII и XIX вв. (Троицкий собор, Псков)Прп. Никандр Псковский с видом Никандровой пуст., с клеймами чудес. Икона. Рубеж XVIII и XIX вв. (Троицкий собор, Псков)

Иконографической редкостью является изображение Н. на иконе-пяднице кон. XVIII - нач. XIX в. (Московский музей - усадьба «Останкино»; см.: Госкаталог РФ. № 9763305): святой показан с четками в руке в молении Иисусу Христу на облаках, на фоне пейзажа, слева от него на переднем плане - колодец-купальня в классицистических формах. Очевидно, икона происходит из собрания гр. Н. П. Шереметева, который делал крупные пожертвования в Никандрову пуст.

Во 2-й пол. XIX в. вид на Никандрову пуст. стали писать не с верхней, а с боковой точки зрения. На иконе из псковского Троицкого собора фигура Н. расположена с правой стороны, на голове преподобного островерхий куколь, схима надета поверх мантии, длинная седая борода раздваивается на конце, правая рука с четками опущена, взгляд обращен к иконе «Благовещение Пресв. Богородицы» в облаках. На рубеже XIX и ХХ вв. создаются небольшие паломнические иконки на золотом или серебряном фоне: обычно Н. с развернутым свитком в руке представлен слева, обитель - справа (НГОМЗ, ЦМиАР). Текст на свитке варьируется: «Сыне скорбети…» (частное собрание), «Братiе, ежели хощемъ свыше стяжать помощь, всячески о добродетели…» (Никандрова пуст.). Судя по стилистике, нек-рые иконы заказывали в конописных селах Владимирской губ. Аналогичные иконы писали и для храмов Псковской и Новгородской губерний. Так, икона этого времени, подобная по композиции образу из Никандровой пуст., но с голубым фоном, находится в ц. прор. Илии в г. Сольцы Новгородской обл. Та же иконография воспроизводится и на хромолитографии кон. XIX - ХХ в. (см.: Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995. Ил. 15 на с. 67). Данный извод сохранялся и в 20-х гг. XX в.: деревянная резная икона Н. того же иконографического извода была изготовлена в 1924 г. мон. Аполлосом (ЦМиАР; см.: Гнутова. 1995. С. 132).

Хромолитография нач. ХХ в. (частное собрание) с поясным изображением Н.- скорее всего сокращенный вариант иконографии святого в молении, где нет ни пустынной местности, ни мон-ря. Н. обращен вправо, взгляд устремлен вверх, откуда исходит луч света.

Среди памятников декоративно-прикладного искусства в иконографическом варианте прямоличного поясного изображения известен только финифтяный образок 2-й пол. XIX в. (частное собрание). Н. представлен в островерхом куколе, правой рукой благословляет, в левой держит раскрытый свиток; вверху надпись: «Пр: Никандръ Пустж». Прямоличное изображение Н. было и в картуше на серебряной раке святого 1792 г. (ГА Псковской обл. Ф. 416. Оп. 1. № 2. Л. 10 об.).

Иконы XIX в. с изображением Н. находятся в действующих церквах Псковской епархии: Иверской Божией Матери дер. Морино Дновского р-на, Покрова Богородицы в пос. Пава Порховского р-на, Покрова Богородицы в дер. Болотово (бывш. погост Знахлицы) Псковского р-на, вмч. Георгия в д. Сысоево Бежаницкого р-на, вмч. Георгия в погосте Камно (ныне дер. Камно Псковского р-на).

Преподобные Никандр и Евфросин Псковские. Икона в окладе. XIX в. (ц. свт. Николая Чудотворца в Виделебье)Преподобные Никандр и Евфросин Псковские. Икона в окладе. XIX в. (ц. свт. Николая Чудотворца в Виделебье)

Н. был изображен на запрестольном выносном кресте, а также на выносных иконах, находившихся в алтаре Благовещенского собора Никандровой пуст.: «Крест мерою в длину 1 арш., шириною 12 и 3/4 вершка с живописным изображением Распятаго Христа Спасителя, Божией Матери, Иоанна Богослова и Господа Саваофа, а на обороте прп. Никандра, обложен вокруг серебряным 84 пробы окладом, с позлащенными венцами, укреплен на бронзовом вызолоченном шаре, ручка медная, вызолоченная. Пожертвован новгородским купцем Еремеевым в 1870 г. По сторонам креста две иконы написанныя на кипарисных досках мерою каждая 1 арш. 3 вершка длины, ширины 13 вершков, на них изображения Благовещения Пресв. Богородицы, прп. Никандра, Благовернаго князя Александра Невскаго, Неопалимой купины и св. Первоверховных Апостол Петра и Павла, обложены серебряными ризами 84 пробы чеканной работы с позлащенными серебряными венцами, поля позлащены червонным золотом; кресты поверх икон осмиконечные из кипариса, позлащенные. Пожертвованы тем же Еремеевым в 1874 г.» (Сведения о Свято-Благовещенской Никандровой пустыни. 1880. С. 18).

Кроме единоличных изображений бытовали иконы, на которых Н. предстоял в паре с др. святым. В Описи 1808 г. на левой стороне главного иконостаса Благовещенского собора отмечен несохранившийся «образ преподобнаго Никандра и Геннадiя патриарха цареградскаго писанны на дске красками» (Опись 1808 г. // ГА Псковской обл. Ф. 416. Оп. 1. № 1. Л. 5 об.; икона не сохр.). Т. к. в 1794-1805 гг. строителем, а затем архимандритом Никандровой пуст. был Геннадий, при к-ром на архимандричьем дворе мон-ря построена ц. свт. Геннадия, патриарха К-польского, то, вероятнее всего, упоминаемая парная икона была написана в период настоятельства архим. Геннадия. Из сохранившихся икон кроме упомянутой самой древней иконы образ Н. в паре с прмч. Корнилием Псково-Печерским (2-й пол. XVII в.(?)); до наст. времени дошли неск. икон 2-й пол. XIX в. с парным изображением Н.: со свт. Митрофаном Воронежским (ПИАМ), 2 иконы с прп. Евфросином Псковским из ц. свт. Николая Чудотворца, на родине этих святых. На одной из икон из дер. Виделебье двое преподобных на фоне темно-синего неба в верхней части и розового ближе к горизонту предстоят образу Спаса Нерукотворного, слева - Н. с молитвенно сложенными руками. На другой иконе, в окладе, преподобные предстоят Спасителю в центральном облачном сегменте. Н. держит возле левого плеча раскрытую книгу с молитвой. На иконе 1-й четв. ХХ в. из ц. Благовещения Пресв. Богородицы в дер. Опоки Порховского р-на Псковской обл. Н. изображен в паре с прп. Иоакимом Опочским (см. в ст. Иоаким Опочский).

Изображение Н. присутствует на упоминавшейся выше гравюре «План, или изображение Свято-Никандровския Благовещенския пустыни» (1799). Фигура преподобного изображена в облаках крайней слева, как и на аналогичной по композиции этой гравюре иконе кон. XVIII - нач. XIX в. в окладе 1804 г. (частное собрание; см.: Русские иконы в собр. М. Де Буара (Елизаветина). М., 2009. С. 135-136, 152-153, 318. Кат. 85).

Образ Н. входит в состав композиции «Собор Псковских святых». На иконе с избранными псковскими чудотворцами посл. трети XIX в. из коллекции Ф. Р. Комарова Н. изображается крайним справа, рядом с прп. Елеазаром. Н. изображен также на иконе «Прп. Никандр Псковский, блгв. кн. Гавриил Псковский и прп. Савва Крыпецкий» кон. XIX - нач. ХХ вв. (ПИАМ), на иконе «Собор Псковских чудотворцев» кон. XIX в. из ц. Св. Духа погоста Толбицы под Псковом.

В списке достопримечательностей Никольской ц. в Маслогостицах (совр. с. Серёдка Псковского р-на) 1885 г. числится Мирожская икона Божией Матери с предстоящими преподобными Никандром и Ефремом Псковскими; на иконе зафиксирована надпись: «В лето 7123 (1675), месяца августа в 14 день, написан бысть сий образ Пресвятой Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, с предвечным Младенцем Ея, Господем Нашим Иисус Христом, с Чудотворныя иконы Мирожския, в церковь св. Николы Чудотворца, во область Псковскую, в весь нарицаемую Мыслогосицы, на поклонение православным христианам... писал сию [икону] Федотко Матвеев» (Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1885. Вып. 10. С. 231). Федот Матвеев был иконописцем Оружейной палаты; упоминаемая икона - самая ранняя из известных работ Федота Матвеева (Кочетков. Словарь иконописцев. С. 412). Изображение на этой иконе Н. предстоящим Богоматери, очевидно, связано с тем, что память святого приходится на день празднования Мирожской иконе Божией Матери.

Прп. Никандр Псковский. Роспись ц. Покрова на Торгу во Пскове. XIX в.Прп. Никандр Псковский. Роспись ц. Покрова на Торгу во Пскове. XIX в.

Н. представлен на иконах с Собором Новгородских святых, поскольку до 1776 г. Порховский у., место подвигов Н., относился к Новгородской губ. На иконе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» 1721 г. из собрания Успенских (ГЭ; см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст. / ГЭ. СПб., 1996. С. 59, 136. Кат. 54) Н. находится в правой группе святых во 2-м ряду снизу, между преподобными Савватием Соловецким и Романом Перекомским. На иконе «Древо Новгородских святых» 1728 г. свящ. Георгия Алексеева (ГТГ) образ Н. размещен в левой группе святых первым на 3-й ветви сверху.

Изображение Н. встречается в составе избранных святых, напр., на иконе кон. XIX в. из ц. вмч. Георгия Победоносца «со Взвоза» вместе с арх. Михаилом, вмц. Варварой и св. бессребрениками Космой и Дамианом. На разработанной в Выголескинской обители иконографии «Образ всех российских чудотворцев», в частности на иконе 1814 г. старообрядческого мастера Петра Тимофеева (ГРМ; см.: Святые земли русской. СПб., 2010. С. 230-231. Кат. 143), Н.- в правой группе святых, последний в 4-м сверху ряду, за прп. Саввой Крыпецким; на образе 1-й пол. XIX в. из моленной на Волковском кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) он - в левой группе преподобных в верхнем ряду, между преподобными Сергием Муромским (Нуромским?) и Макарием Белёвским.

На иконе рус. чудотворцев из Черновицкой обл. (нач. XIX в., НКПИКЗ) преподобный с именем «Никандр Псковский» написан дважды (в предпоследнем ряду справа и в 5-м ряду слева, в островерхом куколе). Необычный иконографический вариант (куколь святого спущен на затылок) имеется на одной из икон с расположенными 4 регистрами фигурами рус. святых кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ; см.: Художественные сокровища Татарстана: Древнерус. искусство. Каз., 2013. С. 32-33).

Образ Н. присутствует также на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. и 50-х гг. XX в. работы мон. Иулиании (Соколовой) (Троицкий собор и ризница ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на их списках кон. XX - нач. XXI в. (альбом эскизов мон. Иулиании - кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в., частное собрание; Н. в округлом куколе). Преподобный изображен 1-м в группе Псковских святых. Между 1959 и 1962 гг. мон. Иулианией были созданы также лицевые святцы рус. святых (частное собрание), куда вошел Н. (со свернутым свитком в правой руке; см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints = Святые Руси / Ed. N. Aldošina. [Jyväskyla], 2000. P. 42).

Прп. Никандр Псковский. Роспись свода вост. подцерковья собора Покрова на Рву. До 1905 г.Прп. Никандр Псковский. Роспись свода вост. подцерковья собора Покрова на Рву. До 1905 г.

Изображения Н. представлены в XIX-XX в. в монументальной живописи. В ц. Покрова на Торгу в Пскове (посл. треть XIX в.) святой изображен в варианте иконографии, восходящей к иконе на раке святого ок. 1792 г.- с таким же текстом на раскрытом свитке. В ц. прп. Варлаама Хутынского на Званице в Пскове (кон. XIX - нач. XX в.) дано поясное прямоличное изображение в круге на арке перед алтарем юж. придела. В росписи вост. подцерковья собора Покрова на Рву в Москве, выполненной маслом к 350-летию закладки собора, отмечавшемуся в 1905 г., на гранях свода написаны русские святые XVI в., где образ Н. (в полукруглом куколе, правой рукой благословляет, в левой держит закрытый свиток) представлен между изображениями прп. Антония Сийского и свт. Германа Казанского; выбор святых здесь отражает взгляды рубежа XIX и XX вв. на политическую и духовную историю эпохи Иоанна IV Грозного.

Н. изображен в одной из композиций в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновления - 70-е гг. XX в., ок. 2010). Н. был изображен в стенописи придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя в Москве (худож. Я. С. Башилов; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч.: Б. Споров] . М., 1996п. С. 81).

Одной из первых икон в ХХ в. стала икона Н. на двери жертвенника иконостаса Серафимовского придела псковского Троицкого собора. Иконы для иконостаса были написаны в 1988 г. архим. Зиноном (Теодором). Н. изображен в молении в 3/4-ном повороте вправо, в паре с ним, на двери диаконника предстоит в молении прп. Серафим Саровский в 3/4-ном повороте вправо, т. о. иконописец приравнивает образ Н. по значению образу Серафима Саровского, во имя которого освящен придел.

В совр. иконописании создаются поясные иконы Н. как с закрытым свитком (напр., икона 2014 г., созданная в Православных мастерских «Русская икона», С.-Петербург; икона рубежа ХХ и ХХI вв. в Троицком соборе Пскова), так и с раскрытым (напр., икона в ц. прп. Никандра Псковского Богородичного Пантелеимонова Щегловского мон-ря в Туле). Пишутся иконы Н. в молении на фоне обители (напр., икона нач. ХХI в. из Никандровского придела ц. прп. Сергия Радонежского в с. Залужье в Пскове). Появляются иконы с новыми иконографическими деталями, напр., для ц. прп. Никандра Псковского Богородичного Пантелеимонова Щегловского монастыря в Туле в нач. ХХI в. была написана икона Н. в молении, на которой святой держит в руках модель этого же храма.

Иконописцами «Православных мастерских «Русская икона»» в С.-Петербурге в 2014 г. написаны 3 житийных образа Н. Первый, краснофонный, с поясным прямоличным изображением Н. в среднике, находится в архимандричьих покоях Никандровой Благовещенской пуст.; в правой руке святой держит крест, левая - ладонью развернута на молящихся. Житийные клейма: 1. «Рождество прп. Никандра»; 2. «Отдание на учение»; 3. «Постриг в Крыпецком монастыре»; 4. «Нападение разбойников»; 5. «Предсказание прп. Никандра Петру у дуба»; 6. «Чудо о медведе»; 7. «Исцеление Назария»; 8. «Явление Александра Свирского»; 9. «Чудо об украденной лошади»; 10. «Постриг в схиму»; 11. «Успение святого»; 12. «Обретение мощей». На 2-й иконе в среднике Н. стоит в молитве перед иконой «Благовещение Пресв. Богородицы» на фоне пустынного пейзажа, в руках у него развернутый свиток. Житийные клейма: 1. «Поучение отрока Никандра»; 2. «Благословение Св. Никандра на пустынножитие»; 3. «Чудо о покаявшихся разбойниках»; 4. «Чудо о волках»; 5. «Чудо о медведе»; 6. «Предсказание прп. Никандра Петру у дуба»; 7. «Нападение злых духов»; 8. «Явление святому прп. Александра Свирского»; 9. «Исцеление Назария»; 10. «Чудо об украденной лошади»; 11. «Успение прп. Никандра»; 12. «Чудо спасения мощей преподобного»; 13. «Чудо спасения от немцев»; 14. «Возрождение Никандровой пустыни». Третья икона, резная, с невысоким рельефом, мастер ориентировался на нагробные рельефные изображения преподобных. Н. представлен во весь рост на синем фоне, правая рука прижата к груди, в левой он держит раскрытый свиток с текстом: «Потщiся быти доброй землею, а не каменiемъ, да не возможетъ дати плоды всеянное свыше въ сердце твое, и да не изсохнетъ оно от зноя унынiя и небреженiя». На широких полях иконы с резным геометрическим орнаментом сделаны вставки литых латунных клейм с низким рельефом: 1. «Благословение прп. Никандра на пустынножитие»; 2. «Чудо о покаявшихся разбойниках»; 3. «Чудо о двух волках»; 4. «Предсказание прп. Никандра Петру у дуба»; 5. «Нападение злых духов»; 6. «Чудо о медведе»; 7. «Явление святому прп. Александра Свирского»; 8. «Исцеление Назария»; 9. «Чудо об украденной лошади»; 10. «Успение прп. Никандра»; 11. «Чудо спасения от немцев». В нижнее поле иконы вставлены 4 хрустальных флакона в виде греч. крестов с водой из целебных источников из Никандровой пуст.

Образ Н. представлен в Соборе Псковских святых на иконах: в Троицком соборе Пскова (1982), в ц. Покрова на Торгу в Пскове (кон. ХХ в.), в ц. Царственных мучеников Никандровой Благовещенской пуст. (нач. ХХI в.).

В 2000 г. была создана деревянная рельефная икона с поясным прямоличным изображением Н. Святой представлен с благословляющим жестом правой руки, в левой он держит раскрытый свиток с надписью: «Сыне скорбети подобает» (Мастер Л. Кирсанов; Порховский краеведческий музей).

В 2015 г. в золотошвейной мастерской «Убрус» (С.-Петербург), была выполнена шитая закладка с образом Н. сходной иконографии, но с др. надписью на свитке: «Пшеничному полю подобно есть иноческое житие». Ок. 2010 г. был создан мозаичный образ Н. в молении на фоне обители, вмонтированный в стену Благовещенского собора Никандровой пуст. Рельефное изображение Н. на постаменте памятника равноап. кнг. Ольге в Пскове выполнено скульптором В. М. Клыковым в 2003 г.

Ист.: Житие Никандра Псковского // РГАДА. Ф. 181. № 45 (публ.: Житие Никандра Псковского / Текст, пер., коммент.: В. И. Охотникова // БЛДР. 2005. Т. 13. С. 618-633); Житие Никандра Псковского // ГИМ. Щук. № 436 (публ.: Охотникова В. И. Житие Никандра Псковского в редакциях XVII в. // ТОДРЛ. СПб. 2003. Т. 54. С. 435-490); Никандру Псковскому чудотворцу: Служба с Житием. М., 1799, 1801, 1802, 1805; Опись церк. и монастырского имущества Никандровой пуст. за 1808 г. // ГА Псковской обл. Ф. 416. Оп. 1. № 2; Евгений (Болховитинов), митр. Описание Благовещенской Никандровой пуст. Дерпт, 1821; Жизнь и подвиги прп. отца нашего Никандра, псковского чудотворца. СПб., 18802; Сведения о Св.-Благовещенской Никандровой пуст. // Жизнь и подвиги прп. отца нашего Никандра Псковского чудотворца. СПб., 1880. Ч. 2. С. 2-18; Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1885. Вып. 10. С. 231; Охотникова В. И. Житие Никандра Псковского: К вопросу о первоначальной редакции жития // ТОДРЛ. 2004. Т. 56. С. 481-500; она же. Поздние редакции Жития Никандра Псковского // Там же. С. 501-565; она же. Житие Никандра Псковского // Она же. Псковская агиография XIV-XVII вв.: Исслед. и тексты. СПб., 2007. Т. 2. С. 505-755.
Лит.: Иосиф (Баженов), иером. Описание Св.-Благовещенской Никандровой пуст. СПб., 1858; М[иротворцев] М. Л. Никандрова пуст.: (Ист.-стат. описание) // Памятная кн. Псковской губ. 1861. Ч. 2. С. 1-34; Гнутова С. В. Резная икона мон. Аполлоса «Никандр Псковский» 1924 г. // Рус. ист. деятели в иконе: Тез. докл. науч. конф., 1988. М., 1995. С. 132; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 455; Т. 2. С. 177-178; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 412; Никандрова пуст.: История и современность. Св.-Благовещенская Никандрова пуст., 2005; Жизнь и подвиги преподобного отца нашего Никандра Псковского пустынножителя и чудотворца. Псков, 2007; Иконописец мон. Иулиания: Посвящ. 30-летию со дня кончины / Авт.-сост.: Н. Е. Алдошина, А. Е. Алдошина. М., 2012. С. 85-87, 93, 100, 102; Силкин А. В. Покров на раку преподобного Никандра Псковского: Исслед. и реставрация // Сохранение культурного наследия: Исслед. и реставрация: Сб. ст. / Сост.: Ф. Ю. Бобров. СПб., 2016. С. 366-378.
О. А. Зверева
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ЕВФРОСИН (Елеазар; ок. 1386-1481), прп. (пам. 15 мая и в Соборе Псковских святых)
  • ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
  • ЕЛИСЕЙ († после 1478), прп., Сумский, Соловецкий (пам. 14 июня, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
  • ЕФРЕМ (Евстафий; † 1486), прп. (пам. 26 сент., 16 мая, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых)
  • ИОАКИМ Опочский, (XV - нач. XVI в.?), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Новгородских святых), игумен
  • ИОСИФ (Санин Иван; 1439 - 1515), Волоцкий, прп. (пам. 9 сент., 18 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)
  • ИРИНАРХ († 1628), прп. (пам. 17 июля, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкий
  • КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых)
  • КИРИЛЛ (1285-1367 (XV-XVI вв.?)), Челмогорский, Каргопольский, прп. (пам. 8 дек., 3 июня - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • КИРИЛЛ (Белый; сер. XV в. - 1532), прп. (пам. 4 февр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых)
  • ЛАЗАРЬ († 8.03.1391 (?)), прп. , Мурманский (Муромский), Олонецкий (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА (в иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея)
  • НИКОДИМ (в миру Никита; † 3.07.1639), прп. Кожеозерский, Хозьюгский, пустынножитель (пам. 3 июля, 5 авг. (местное празднование в день обретения мощей), в Соборе святых Архангельской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов
  • НИЛ (кон. XV в. - 1554), Столобенский, прп. (пам. 7 дек., 27 мая, 26 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых)
  • АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)