НИКАРАГУА
Том XLIX, С. 448-460
опубликовано: 9 августа 2022г.

НИКАРАГУА

Содержание

НикарагуаНикарагуа [Республика Никарагуа; испан. República de Nicaragua], гос-во в Центр. Америке. Граничит на севере с Гондурасом, на юге - с Коста-Рикой, на западе омывается Тихим океаном, на востоке - Карибским м. Стране принадлежат многочисленные мелкие острова в Карибском м. Территория - 130,373 кв. км (самая большая по площади страна Центр. Америки). Столица - Манагуа (1,033 млн чел.; оценка на 2016 г.). Крупные города - Леон (169,3 тыс. чел.), Типитапа (127,6 тыс. чел.), Масая (125,8 тыс. чел.), Чинандега (111,3 тыс. чел.). Официальный язык - испанский. Административно-территориальное деление: 15 департаментов и 2 автономных региона. Н.- член ООН (1945), ОАГ (1948), Движения неприсоединения (1979), ЦАИС (1991), Ассоциации карибских гос-в (1994), ВТО (1995), Группы РИО (2000), «Боливарианского альянса для народов нашей Америки - Торгового договора народов» (2007). География. Н. можно поделить на 3 геоморфологических региона: Тихоокеанский, расположенный на юго-западе страны, в Никарагуанской впадине; Центральный, находящийся на Сеговийском нагорье, и Атлантический, или Карибский, протянувшийся от горной области к побережью Карибского м. Самые древние геологические формации находятся в центральной, горной области (Никарагуанское нагорье), представляющей собой систему складчато-сбросовых хребтов. Здесь же самая высокая точка страны - вулкан Моготон (2107 м). Н. находится на границе 2 литосферных плит. Его вулканы входят в Тихоокеанское огненное кольцо. Самый высокий - Сан-Кристобаль (ок. 1745 м). Др. крупные вулканы - Консепсьон (1610 м), Мадерас (1394 м), Момбачо (1345 м). В Н. находится самое крупное по площади (8264 кв. км) пресноводное озеро в Лат. Америке - Никарагуа (Косиболка). Р. Типитапа соединяет его с оз. Манагуа (1035 кв. км). Ранее на их месте находился залив Тихого океана, к-рый был отделен от океана тектоническим поднятием. Образовавшееся озеро разделено надвое потоками лавы. Крупнейшие реки - Рио-Коко, Рио-Гранде-де-Матагальпа, Эскондидо и Сан-Хуан - впадают в Карибское м. На территории страны можно выделить 3 климатические зоны: между озерами Никарагуа и Манагуа и Тихим океаном климат сухой, с малым количеством осадков, температура воздуха в зимние месяцы колеблется в пределах 27-32°C, в летние - 35-40°C; климат центральной горной области более умеренный и влажный; на побережье Карибского м. климат носит тропический характер. Для этой зоны типично наличие сильных осадков, максимальная температура превышает 36°C. Сезон дождей (зима) длится с мая по окт., сухой сезон (лето) - с нояб. по апр. Наибольшее количество осадков выпадает на Москитовом берегу (от 230 до 508 см ежегодно), наименьшее - приходится на Центральное нагорье (от 76 до 229 см). На тихоокеанском побережье годовое количество осадков колеблется от 102 до 152 см.

Население

Население Н.- 6 082 032 чел. (2015); метисы (испано-индейские) составляют 69%, белые - 17, чернокожие (афроникарагуанцы) - 9, индейцы - 5%. По данным переписи 2005 г., индейцы насчитывали 311,7 тыс. чел. На северо-востоке проживают мискито (120,8 тыс. чел.) и родственные им народы матагальпа-какаопера (15,2 тыс. чел.) и сумо (10,5 тыс. чел.), на востоке - гарифона (3,3 тыс. чел.), на юго-востоке - рама (4,2 тыс. чел.; группа чибча), на юго-западе - ото-манге (чоротега-манге - 46 тыс. чел., субтиава - 19,9 тыс. чел.) и науа (никарао - 11,1 тыс. чел.).

По данным на 2014 г., среднегодовой прирост населения составил 1,02%, рождаемость - 18,41 на 1 тыс. чел., смертность - 5,07 на 1 тыс. чел., показатель фертильности - 1,99 ребенка на 1 женщину. Средняя продолжительность жизни - 72,7 года (мужчины - 70,6, женщины - 74,9). В возрастной структуре: 29,4% - в возрасте до 14 лет, 65,8% - от 15 до 64 лет, 4,8% - 65 лет и старше. Средняя плотность населения составляет 47 чел. на кв. км. Доля городского населения - 58,8% (2015).

Государственное устройство

Н.- унитарное государство; форма правления - президентская республика. Действующая конституция страны была принята 19 нояб. 1986 г. (последняя редакция 2014 г.). Президент избирается на 5-летний срок и является главой гос-ва и правительства (Совет министров). Законодательная власть представлена однопалатной Национальной ассамблеей, состоящей из 92 депутатов (90 избираются путем всеобщего голосования; депутатами становятся также президент, правивший предыдущие 5 лет, и кандидат в президенты, набравший наибольшее после победителя количество голосов на последних выборах). Судебную власть возглавляет Верховный суд, судьи которого избираются Национальной ассамблеей по представлению политических партий на 5-летний срок. Крупнейшие политические партии: Сандинистский фронт национального освобождения, Либерально-конституционная партия.

Религия

По данным офиц. переписи 2005 г., большинство населения Н. исповедует католицизм (58,5%). Доля протестантов различных направлений составляет 24,1% (в т. ч. моравианцев - 1,6%, иеговистов - 0,9%), представителей др. религий - 1,6, не исповедующих ни одной религии - 15,8%.

По данным переписей, с сер. XX в. число католиков постепенно сокращается. В 1950 г. 95,8% никарагуанцев принадлежали к Римско-католической Церкви, 4,1% - к различным протестант. орг-циям, 0,1% исповедовали др. религии. В 1995 г. католиками считали себя 72,9% населения, евангелистами - 15,1, моравианцами - 1,5, представителями др. религий - 2, не исповедующими ни одной религии - 8,5%. По оценочным данным на 2015 г., количество католиков в Н. сократилось до 48%, протестантов - увеличилось до 38%, доля представителей др. религий составила 3%, не исповедующих ни одной религии - 11%.

Традиционно моравианцы и англикане сконцентрированы гл. обр. на востоке Н., вдоль атлантического побережья, в то время как католики и представители евангелических деноминаций проживают преимущественно в центральных районах и на западе страны, вдоль тихоокеанского побережья. Религ. принадлежность в Н. часто ассоциируется с конкретной этнической группой. В последние годы наблюдается резкое увеличение евангелических церквей в сельских районах.

Православие

Встреча патриарха Московского и всея Руси Кирилла с послом Никарагуа в РФ Л. А. М. Квадрой. Фотография. 2011 г.Встреча патриарха Московского и всея Руси Кирилла с послом Никарагуа в РФ Л. А. М. Квадрой. Фотография. 2011 г.Правосл. ц. Преображения Господня близ Санта-Фе (департамент Боако). Фотография. 2017 г.Правосл. ц. Преображения Господня близ Санта-Фе (департамент Боако). Фотография. 2017 г. 31 марта 2011 г. в Москве состоялась встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с послом Н. в РФ Л. А. Молиной Куадрой, на которой обсуждалось положение русскоговорящей диаспоры и правосл. населения в Н. и др. странах Лат. Америки. В 2012 г. в Н. насчитывалось ок. 200 православных. В нояб. того же года состоялся визит в страну первоиерарха Русской Православной Церкви за границей митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского, архиепископа Сиднейского и Австралийско-Новозеландского Илариона (Капрала), к-рый открыл в Камоапе правосл. приход в юрисдикции РПЦЗ (Iglesia Ortodoxa Rusa Rocor Nicaragua). Близ Санто-Фе (в 43 км от Боако, в районе Рио-Негро) ведется строительство ц. в честь Преображения Господня. В 2013 г. в Манагуа открыт приход в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в юрисдикции Константинопольской Православной Церкви (Iglesia Ortodoxa en Nicaragua - Patriarcado Ecuménico de Constantinopla).

Римско-католическая Церковь

Кафедральный собор во имя ап. Иакова в Манагуа (Старый собор). 1946 г.Кафедральный собор во имя ап. Иакова в Манагуа (Старый собор). 1946 г. Представлена архиепископством-митрополией Манагуа, к-рому подчинены еп-ства Блуфилдс, Гранада, Леон, Матагальпа, Сьюна, Хинотега, Хуигальпа, Эстели. В Н. насчитывается более 2,65 млн католиков (по данным An. Pont. за 2014 - 6,27 млн католиков в 340 приходах). В 1933 г. образована нунциатура в Н. С 1963 г. действует Епископская конференция Никарагуа, член Епископской конференции Лат. Америки.

Протестантские церкви, деноминации и секты

Англиканская Церковь представлена диоцезом Никарагуа, к-рый входит в состав Англиканской Церкви центрального региона Америки (Iglesia Anglicana de la Región Central de América), являющейся членом Англиканского содружества. В нач. XXI в. англикан в Н. насчитывалось ок. 8 тыс. чел., гл. обр. афроникарагуанцев (70%) и мискито (20%).

Лютеранство представлено Никарагуанской лютеранской церковью «Вера и надежда» (Iglesia Luterana de Nicaragua «Fe y Esperanza»), возникшей в 90-х гг. XX в. (зарегистрирована в 2008) при поддержке Евангелическо-лютеранской церкви в Америке и Лютеранской церкви в Канаде. В 1994 г. вступила во Всемирную лютеранскую федерацию. В наст. время насчитывает ок. 7 тыс. чел. в 35 общинах, большинство к-рых расположено в сев. и зап. частях страны (гл. обр. в городах Сомото и Чинандега). Деятельность церкви сосредоточена на подготовке священников, работе с молодежью, профилактике заболеваний и борьбе с ними, развитии земледелия, предотвращении природных катастроф и ликвидации их последствий.

Моравская церковь в Туапи (муниципалитет Пуэрто-Кабесас). Фотография. Нач. XXI в.Моравская церковь в Туапи (муниципалитет Пуэрто-Кабесас). Фотография. Нач. XXI в.Моравская церковь Никарагуа (Iglesia Morava en Nicaragua) (см. Чешские братья), присутствующая в стране с 1849 г., когда в Блуфилдс прибыли первые моравские миссионеры-немцы, в наст. время насчитывает ок. 200 приходов (83 тыс. чел.). Наибольшее распространение получила на востоке страны, вдоль побережья Карибского м. 96% верующих - чернокожие (вест-индские негры), индейцы мискито, сумо и рама. Раз в 3 года собирается провинциальный синод, к-рый принимает программу развития церкви на ближайшие годы. За ее претворение в жизнь отвечает исполнительный комитет. Церковь содержит школы, колледжи, больницы, теологические образовательные учреждения.

Кальвинизм представлен Христианской реформатской церковью Никарагуа (Iglesia Cristiana Reformada de Nicaragua), возникшей после разрушительного землетрясения 1972 г. в Манагуа в результате работы реформатских волонтеров и миссионеров из Сев. Америки и Мексики, оказывавших помощь пострадавшим. Первая постоянная миссия была направлена в Н. в 1975 г. В 2004 г. церковь насчитывала 8 общин (ок. 200 чел.).

Меннониты представлены неск. орг-циями: Конвенцией евангелических меннонитских церквей в Никарагуа (Convención de Iglesias Evangélicas Menonitas de Nicaragua; 97 общин, 5,8 тыс. чел.), Ассоциацией евангелической миссии братьев во Христе в Никарагуа (Asociación Misión Evangélica de los Hermanos en Cristo en Nicaragua; 114 общин, 3,5 тыс. чел.), Братством евангелических меннонитских церквей в Никарагуа (Fraternidad de Iglesias Evangélicas Menonitas de Nicaragua; 32 общины, 930 чел.). Всего в Н. насчитывается 10,4 тыс. меннонитов (все данные за 2012).

Баптистская конвенция Никарагуа (Convención Bautista de Nicaragua) объединяет ок. 28 тыс. баптистов в 173 общинах (2006). В Манагуа действует баптист. теологическая семинария.

Методисты представлены Евангелической методистской церковью в Никарагуа (Iglesia Evangélica Metodista de Nicaragua), возникшей в 1994 г. при поддержке Объединенной методистской церкви и Методистской церкви Великобритании. В наст. время насчитывает ок. 15 общин.

Движение святости представлено Церковью Назарянина (Iglesia del Nazareno; 75 общин, 6,5 тыс. чел., гл. обр. на западе страны; действует в Н. с 1943 благодаря миссионерам из США), Национальной церковью Назарянина (Iglesia Nacional del Nazareno; 4 общины, 1,4 чел.; в 1973 откололась от Церкви Назарянина), орг-цией «Объединенные братья во Христе» (Hermanos Unidos en Christo; 7 общин, 600 чел.).

Армия спасения официально начала работу в Н. с 2010 г.

Адвентисты седьмого дня, действующие в Н. с нач. XX в., образуют 3 орг-ции в составе Южно- и Центральноамериканской объединенной миссии Межамериканского отд-ния Генеральной конференции: Центральную никарагуанскую миссию (102 общины, 45,3 тыс. чел.), Северо-западную никарагуанскую миссию (119 общин, 68,3 тыс. чел.) и Южную атлантическую никарагуанскую миссию (51 община, 27,4 тыс. чел.) (статистические данные за 2016).

Пятидесятники представлены несколькими орг-циями. Наиболее многочисленная и быстрорастущая из них - Ассамблеи Бога (Asambleas de Dios), ее миссионеры прибыли в Н. из США в 1912 г. В нач. XXI в. их насчитывалось ок. 220 тыс. чел. По данным самой орг-ции, в наст. время в стране ок. 647 тыс. членов в 1164 общинах. Кроме того, в стране действуют: Церковь Бога (Кливленд) (Iglesia de Dios (Cleveland); 280 общин, 40,3 тыс. чел.), Церковь Бога пророчеств (Iglesia de Dios de la Profecía; 177 общин, 23,8 тыс. чел.), Объединенная пятидесятническая церковь (Iglesia Pentecostal Unida; 140 общин, 30 тыс. чел.; унитарии), Церковь четырехугольного Евангелия (Iglesia del Evangelio Cuadrangular; 60 общин, 3 тыс. чел.), Церкви Христа пятидесятнической миссии (Iglesias de Cristo de la Misión Pentecostal; 100 общин, 16 тыс. чел.; латиноамер. пятидесятники; в Н. с 1975). К независимым латиноамериканским организациям пятидесятников-унитариев относят Апостольскую церковь веры во Иисуса Христа (Iglesia Apostólica de la Fe en Cristo Jesús; 4 тыс. чел., гл. обр. мекс. метисы; в Н. с 1949), Свободную апостольскую церковь (Iglesia Apostolica Libre; 11,7 тыс. чел.; в Н. с 1953), Всемирную христианскую церковь (Iglesia Universal Cristiana; 2 тыс. чел., с 80-х гг. XX в.), Никарагуанскую апостольскую церковь (Iglesia Apostolica Nicaragua; 1 тыс. чел.).

Евангелики состоят в неск. организациях. В 1900 г. (по др. данным, в 1890 или в 1901) амер. миссионерами была основана Центральноамериканская евангелическая миссия (Iglesias Evangélical Misión Centroamericana), которая в нач. XXI в. насчитывала ок. 6 тыс. чел. в 70 общинах. От нее в 1955 г. откололась Центральноамериканская евангелическая конвенция (Convención Evangélica Centroamericana; 30 общин, 6,5 тыс. чел.), а в 1965 г.- Национальная евангелическая миссионерская ассоциация (Asociación Misionera Evangélica Nacional; 16 общин, 4 тыс. чел.). Евангелики содержат 2 частных ун-та в Н.

Новоапостольская церковь (с центром в Цюрихе), присутствующая в Н. с 1985 г., имеет ок. 10 общин (1 тыс. чел.).

Церкви Христа (Iglesias de Cristo) имеют в Н. более 20 общин (ок. 6 тыс. чел.), гл. обр. в Манагуа и Масатепе.

Иеговы свидетели впервые прибыли в Н. в 1934 г.; в наст. время в их орг-циях насчитывается 28,6 тыс. чел., объединенных в 485 общинах.

Мормоны в количестве 95,8 тыс. чел. состоят в 109 общинах, в Н. действует 2 миссии (2017). Первые мормоны прибыли в страну в 1953 г. В сент. 1978 г. они покинули Н. в связи с начавшейся гражданской войной. Деятельность мормонов возобновилась во 2-й пол. 80-х гг. XX в. В 1989 г. открыта Никарагуанская миссия в Н. Число верующих тогда составляло 3,5 тыс. чел. К кон. 1990 г. количество мормонов увеличилось до 8 тыс. чел. В нач. XXI в. наблюдается резкое увеличение количества мормонов. Только за последние 5 лет их число возросло более чем в 2 раза.

Иудаизм

В наст. время в Н. проживает ок. 50 евреев. Действует синагога в г. Сан-Хуан-дель-Сур. С 1979 г. местных раввинов нет.

Первые иудеи переселились в Н. из Германии во 2-й пол. XIX в. Их потомки были ассимилированы. После первой мировой войны в Н. стали прибывать иудеи из Европы (гл. обр. из Польши и Венгрии), основавшие здесь общину. Они расселялись преимущественно в Манагуа, а также в Гранаде, Леоне и Чинандеге. С 1935 г. община имела свое кладбище, а с 1964 г.- синагогу в Манагуа. В 1968 г. в Н. проживали 126 евреев, большинство к-рых работали в промышленности или занимались торговлей. В сер. 60-х - нач. 70-х гг. XX в. евр. община достигла процветания. В 1972 г. в Н. насчитывалось ок. 250 евреев. С сер. 70-х гг. XX в. евреи стали покидать страну. Синагога, поврежденная в ходе гражданской войны, была обращена в гос. школу. После 1990 г. часть евреев вернулась в Н.

Ислам

В Н. исповедуют от 1 до 1,5 тыс. чел., гл. обр. сунниты - временные резиденты и натурализованные мигранты и их потомки из Палестины и Ливии. Шиизма придерживаются выходцы из Ирана. Есть небольшое число обращенных местных жителей. Богослужение проводит Исламский культурный центр в Манагуа. В крупных городах (Гранада, Масая, Леон и др.) оборудованы домовые храмы. В 2007 г. в Манагуа открыт Культурный центр никарагуанского ислама (Centro Cultural Islámico Nicaragüense), основной задачей к-рого является распространение мусульм. учения.

Ислам впервые распространился в Н. в кон. XIX в., когда в Лат. Америку стали прибывать эмигранты из Палестины. Ок. 40 палестинских семей поселились и быстро ассимилировались в стране. В 60-х гг. XX в. в Н. направилась 2-я волна эмигрантов с Ближ. Востока, однако это также не привело к созданию устойчивой мусульманской общины. С 80-х гг. XX в. в Н. стали прибывать иранцы-шииты, бежавшие от революции в Иране в 1978-1979 гг. и ирано-иракской войны 1980-1988 гг. В нач. 90-х гг. XX в. в Н. началась эмиграция суннитов из Палестины. В 1999 г. построена 1-я в Н. мечеть. В 2007 г. ее посетил Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, что способствовало международному признанию мусульм. общины в Н. и усилению в ней роли шиитов. В 2009 г. началось строительство 2-й мечети.

Буддизм

В Н. в нач. XXI в. исповедовали ок. 4,7 тыс. чел. (0,1% населения), гл. обр. эмигрировавшие сюда с кон. XIX в. китайцы.

Новые религиозные движения

Адептов Бахаи религии, впервые появившихся в Н. в 40-х гг. XX в., в нач. XXI в. насчитывалось ок. 8,2 тыс. чел. (0,2% населения). В последние десятилетия их количество постоянно увеличивается. В 2006 г. была официально зарегистрирована Церковь сайентологии Никарагуа. В стране присутствуют муниты.

Традиционные верования

Для живущего на берегу лагуны Перлас народа гарифона (черные карибы) характерен синтез индейского и африкан. анимизма с католицизмом. Среди потомков африканцев распространены обеа, миализм, покомания, смешанные с элементами христианства. Часть никарагуанских китайцев исповедует традиц. китайские религии.

Религиозное законодательство

Церковь св. Иоанна Крестителя в Леоне. 1698–1710 гг.Церковь св. Иоанна Крестителя в Леоне. 1698–1710 гг.Католич. ц. Реколлекции в Леоне. 80-е гг. XVIII в.Католич. ц. Реколлекции в Леоне. 80-е гг. XVIII в.Согласно конституции страны, в Н. нет гос. религии (ст. 14). Тем не менее в преамбуле сказано, что Основной закон был издан в т. ч. и от имени «тех христиан, которые, вдохновленные верой в Бога, посвятили себя борьбе за освобождение угнетенных». Конституция гарантирует равенство всех перед законом и запрещает дискриминацию, в т. ч. на основе религ. взглядов (ст. 27), провозглашает свободу совести и вероисповедания (ст. 29), право каждого исповедовать свою религию открыто или в частном порядке, организовывать богослужения, участвовать в них и проповедовать (ст. 69). Никто не освобождается от исполнения закона и своих обязанностей под предлогом религ. верований (ст. 69). Согласно конституции, христ. ценности являются одной из основ никарагуанской нации (статьи 4-5), к ним относят «братскую любовь, мир и согласие в никарагуанской семье, уважение к индивидуальному разнообразию без какой-либо дискриминации, уважение к людям с ограниченными физическими возможностями и предоставление им равных прав, предпочтение бедных» (ст. 5). Образование в Н. светское, но гос-во признаёт право частных образовательных центров преподавать основы религии как дополнительный предмет (ст. 124). В конституции оговаривается особый статус общин Карибского берега, в т. ч. их право сохранять культурную, языковую и религ. идентичность (ст. 180). Религ. орг-ции проходят регистрацию в гос. органах как неправительственные орг-ции (ассоциации или фонды), получая статус юридического лица.

Хотя католицизм не является гос. религией, Римско-католическая Церковь имеет большое влияние на общественную жизнь страны. Католические епископы часто принимают участие в гос. мероприятиях, их мнение по тем или иным политическим и социальным проблемам страны учитывается властями при принятии решений. Католич. Церковь содержит многие образовательные учреждения.

История

Н. с древнейших времен до испанской конкисты (нач. XVI в.)

Одним из ранних доказательств присутствия доисторического человека на территории совр. Н. являются ископаемые следы (т. н. следы в Акауалинке), оставленные в период позднего голоцена (между 232 и 8 гг. до Р. Х.) местными жителями в вулканическом пепле и грязи близ совр. Манагуа.

Петроглифы на о-ве ОметепеПетроглифы на о-ве ОметепеВ I в. до Р. Х. на территории Н. впервые появляются оседлые земледельческие поселения. Выделяют 4 периода эпохи доиспан. земледельческой культуры, названные по характерным приемам оформления керамики: зонный бихромный (350 г. до Р. Х.- 300 г. по Р. Х.); раннеполихромный (300-800) - появление глиняной посуды, украшенной полихромной росписью; среднеполихромный (800-1200) - наивысший культурный расцвет на западе, появление групп искусных ремесленников, возникновение социального расслоения; позднеполихромный (1200-1523) - упадок культуры на территории зап. и юго-зап. областей, усиление связей с Центр. Мексикой. К началу конкисты зап. часть территории Н. была заселена 3 группами народов: никарао, чоротега, чонталь. Науаязычным никарао принадлежала территория, простиравшаяся от оз. Никарагуа на востоке до Тихого океана на западе и до р. Тамариндо на севере. Также в их владении находились 2 расположенных на оз. Никарагуа острова - Ометепе и Сапатера. Резиденция вождя (касика) никарао располагалась в Никараокали (ныне Ривас). Одного происхождения с никарао были оротинано. Им принадлежала территория совр. пров. Гуанакасте и п-ова Никоя (ныне - территория Коста-Рики). Чоротега занимали территорию в центре совр. Н., чонталь жили на склонах Центрального нагорья. Вдоль атлантического побережья обитали племена, принадлежавшие к языковой группе чибча: коробиси, сумо, ульва, рамо, к-рые, как и индейцы чонталь, занимались охотой и собирательством. Никарао и чоротега являлись потомками народов, населявших когда-то земли совр. Мексики, и достигли более высокой ступени развития. Многие племена управлялись не касиком, а группой старейшин, избранных народом. У никарао правил один касик, опиравшийся на поддержку воинов; из их числа он назначал наместников в поселения и провинции. Касик должен был созывать народные собрания для обсуждения его решения.

Религии индейцев были разнообразны. Науаязычные группы верили в легенду о Всемирном потопе, ставшем причиной гибели 1-го поколения людей и животных. Заново создали мир, природу и человека верховный бог Тамагастад и богиня Чипактональ. Эти же группы верили в существование богов-покровителей, отвечавших за конкретную сферу жизни или за атмосферные явления. Были распространены жертвоприношения. На о-ве Сапатера между 800 и 1200 гг. по Р. Х. были созданы каменные изваяния-идолы: фигуры мужчин с нависшими над ними животными, по всей вероятности духами-двойниками, хранителями (нагуалями) изображенных людей. Индейцы верили в бессмертие души, божественную кару и воздаяние по заслугам. Существовала практика исповедей. Исповедника выбирали из одиноких, наиболее уважаемых старцев племени. Обычно индейцы каялись в богохульстве, непочтении к богам и в том, что пропускали религ. празднества. Покаявшемуся назначали наказание (Ayón. 1956. P. 70). Согласно представлениям индейцев, души умерших воинов переселялись к солнцу, где жили Тамагастад и Чипактональ, к-рые называли их сыновьями. Туда же отправлялись души тех, кто повиновались божественной воле, независимо от того, были они воинами или нет. Души грешников отправлялись в мрачное подобие ада, к богу подземного царства Микетантеоту, где они были обречены на вечные мучения. Индейцы строили храмы, перед каждым из к-рых насыпали гору земли в форме пирамиды. Во время совершения жертвоприношений на ее вершину поднимался священник. Женщинам запрещалось входить внутрь храмов, поэтому их уборкой занимались неженатые юноши. В Н. был запрещен брак между близкими родственниками. Строго наказывалась полигамия.

Н. от конкисты до обретения независимости (XVI - сер. XIX в.)

Почтовая марка, посвященная 490-летию открытия Америки. 1982 г.Почтовая марка, посвященная 490-летию открытия Америки. 1982 г. В сент. 1502 г. атлантическая часть Н. была открыта Х. Колумбом. В 1522 г. из Панамы вышла экспедиция под рук. Хиля Гонсалеса Давилы, к-рая исследовала тихоокеанскую часть Н. (совр. территория пров. Ривас), в т. ч. открыла озеро (1523), впосл. названное Никарагуа, и встретила 2 вождества местных племен никарао и чоротега. С никарао испанцы вступили в переговоры и крестили часть индейцев (среди членов экспедиции был католич. капеллан Диего Агуэро), чоротега дали испанцам ожесточенный отпор. В 1523 г. губернатор Панамы Педро Ариас де Авила (Педрариас Давила) санкционировал отправку экспедиции на территорию совр. Н. во главе с Франсиско Эрнандесом де Кордобой, который в 1524 г. основал там неск. поселений, в т. ч. Гранаду и Леон (ныне старейшие колониальные города Н.). На территории совр. Н. и на п-ове Никоя испанцы внедряли систему энкомьенды, подразумевавшую использование труда коренного населения. В том же году в Гранаде францисканцы построили 1-ю в Н. церковь. В 1526 г. де Кордоба, обвиненный в мятеже, был казнен по приказу де Авилы. 16 марта 1527 г. имп. Карл V учредил провинцию Н. с центром в Леоне и назначил губернатором де Авилу, ранее потерявшего контроль над Панамой в ходе междоусобной борьбы конкистадоров. Правление де Авилы, продлившееся вплоть до его смерти (1531), характеризовалось особой жестокостью по отношению к индейцам. 2 мая 1527 г. имп. Карл V, узнав о массовом истреблении коренного населения, подписал седулу, в которой говорилось о назначении регента ц. Девы Марии в Санта-Мария-ла-Антигуа-дель-Дарьен (территория совр. Колумбии) Диего Альвареса Осорио защитником индейцев в Н. 20 апр. 1531 г. папа Климент VII поставил Осорио епископом Н. 3 нояб. 1534 г. булла папы Павла III «Equum reputamus» подтвердила учреждение еп-ства Н., выделенного из еп-ства Панама, и возведение Осорио в сан епископа (вплоть до смерти в 1536 он не был рукоположен). Церковь Пресв. Девы Марии Милосердной в Леоне была объявлена собором. В 1532 г. Бартоломео де Лас Касас, впервые посетивший Н. еще в 1530 г., по просьбе еп. Осорио вместе с 4 др. доминиканцами основал в новой провинции монастырь св. Павла. В 1540 г. в Н. прибыл Франсиско де Мендавия, назначенный новым епископом Н., но через 40 дней после приезда он скоропостижно скончался. В 1542 г. по приказу кор. Кастилии Хуаны I Безумной рядом с собором построена школа для детей касиков. Третьим епископом Н. стал Антонио де Вальдивьесо (1544-1549), к-рый по указу Карла V должен был ввести в стране «Законы Индий» («Новые законы»), принятые в 1542 г. Они ограничивали энкомьенду и должны были облегчить положение индейцев. Деятельность епископа вызвала резкий протест колонизаторов. В 1549 г. он был убит. Обращению индейцев в католицизм способствовали действующие в стране монашеские ордены. Однако процесс христианизации шел медленно, о чем свидетельствует малое количество священников и небольшое число церквей в сер. XVI в. Кроме того, сохранялись напряженные отношения Церкви с колониальными властями.

Католич. ц. св. Франциска Ассизского в Гранаде. Сер. XVI в.(?), 1867–1868 гг., 1885 г.Католич. ц. св. Франциска Ассизского в Гранаде. Сер. XVI в.(?), 1867–1868 гг., 1885 г.В 1542 г. в соответствии с «Новыми законами» была учреждена Королевская аудиенсия пограничных территорий Гватемалы и Никарагуа, которая являлась административно-судебным органом и фактически исполняла функции верховного органа власти. В 1563 г. Н. вошла в юрисдикцию аудиенсии Панамы. В 1569 г. создана аудиенсия Гватемалы, к-рая начала работу в 1570 г. Ею управлял президент, с 1609 г. одновременно он стал выполнять функции губернатора и генерал-капитана.

Кафедральный собор Успения Пресв. Девы Марии в Леоне. Архит. Д. Хосе-де-Поррес Эскивель. 1747 г.— нач. XIX в.Кафедральный собор Успения Пресв. Девы Марии в Леоне. Архит. Д. Хосе-де-Поррес Эскивель. 1747 г.— нач. XIX в.Основные центры испан. колонизации находились в зап. части совр. Н., в то время как вост. часть оставалась гл. обр. неподконтрольной испанцам. Особая роль в истории страны принадлежит территории вдоль атлантического побережья совр. Н. В нач. XVII в. здесь стали появляться первые поселения африканцев, бежавших с терпящих кораблекрушение рабовладельческих кораблей и из принадлежавших Великобритании колоний в Вест-Индии. Постепенно часть африканцев смешалась с местным индейским населением (вероятно, близким к сумо), и в результате был сформирован народ мискито (москито), давший название этому региону - Москитовый берег (согласно др. версии, мискито населяли территорию Н. еще до прихода европейцев). Первыми колонизаторами здесь были англ. пираты, к-рые смогли наладить с местными вождями дружеские отношения. В 1-й пол. XVII в. англичане захватили о-ва Провиденсия (Провиденс) в бассейне Карибского м., у берегов Н. В 1630 г. по инициативе Роберта Рича, гр. Уорика, была основана Компания о-ва Провиденс, которая занималась грабежом принадлежавших испанцам земель и нападением на испан. корабли. В кон. XVII в. под протекторатом Великобритании создано государство Москития. Первый негритянский правитель Москитии был коронован в Лондоне кор. Карлом II под именем Олдмен. В 1786 г. Великобританией и Испанией была подписана Лондонская конвенция, согласно к-рой англичане освободили Москитовый берег. Тем не менее они сохранили влияние на этой территории.

С 1811 г., в период войны за независимость в Лат. Америке (1810-1826), в городах Леон, Масая, Гранада и Ривас начали вспыхивать народные восстания против колониальных властей. Основными требованиями были замена испан. представителей власти коренными жителями, отмена рабства, уменьшение налогов с индейцев. Католич. священники разделились на 2 лагеря: большинство выступило против повстанцев, меньшинство поддержало восставших. 15 сент. 1821 г. глава генерал-капитанства Гватемалы Г. Гайнса провозгласил независимость стран Центр. Америки. Территория Н. вместе с Гватемалой, Сальвадором и Гондурасом вошла в состав Мексиканской империи, просуществовавшей с 1821 по 1823 г. С 1823 по 1838 г., после падения империи, Н. находилась в составе федерации Соединённые провинции Центр. Америки. В 1823 г. Учредительное собрание федерации отменило рабство на всей территории Центр. Америки. Гос-во прекратило существование в ходе гражданской войны 1838-1840 гг. Распад начался с отделения Н. 5 нояб. 1838 г.

В 1839 г. правитель Москитии разрешил британцам вырубку лесов в районе р. Сан-Хуан. Планируя построить межокеанский канал через территорию Н., в 1847 г. брит. правительство направило к Москитовому берегу морской десант, высадившийся в Сан-Хуан-дель-Норте. Город был переименован в Грейтаун. Великобритания вынудила правительство Н. отказаться от прав на Москитовый берег. В 1850 г. США, обеспокоившись ростом брит. влияния в Центр. Америке, заставили Великобританию подписать договор Клейтона-Булвера, по к-рому англичане отказались от притязаний на территорию Н. Но окончательно англичане оставили Москитовый берег, лишь подписав в 1860 г. договор в г. Манагуа, согласно к-рому Великобритания обязалась ликвидировать свою колонию на Москитовом берегу. В 1894 г. Москития стала частью Н.

С 1798 по 1803 г. епископом Н. был Хосе Антонио де ла Уэрта Касо (1741-1803), уделявший большое внимание развитию науки. При нем в колледже-семинарии Сан-Рамон в Леоне были открыты кафедры Свящ. Писания, истории Церкви, а также медицины (в т. ч. хирургии). Их финансирование осуществлялось из личных денежных средств епископа. В годы перемен (1825-1849) епископская кафедра оставалась вакантной. В 1850 г. папа Римский Пий IX издал буллу «Christianae religionis auctor», к-рой учредил еп-ство Сан-Хосе (Коста-Рика), выделив его из состава еп-ства Леон. В 1852 г. был подписан конкордат с Ватиканом, согласно которому гос-во получало право представлять кандидатов на высшие церковные должности.

Н. после обретения независимости

В 1854 г. в Н. началась гражданская война, вызванная противоборством демократов и консерваторов. Находившиеся в Леоне демократы сформировали временное правительство во главе с Ф. К. Санабрией и не признавали законного правительства Ф. Чаморро Переса. Чтобы укрепить свои позиции, демократы прибегли к помощи иностранных наемников. В 1855 г. в Н. прибыла группа американцев во главе с У. Уокером, к-рый, захватив Гранаду, установил контроль над большей частью Н.

Католич. ц. Ксалтева в Гранаде. Сер. XVIII в.(?), 1898 г., 1921 г.Католич. ц. Ксалтева в Гранаде. Сер. XVIII в.(?), 1898 г., 1921 г.Реакция католич. священников на сложившуюся ситуацию была неоднозначной. Среди сторонников Уокера был генеральный викарий еп-ства Гранада Хосе Иларио Эрдосия. 26 февр. 1856 г. новое правительство обратилось к еп-ству Гранада с просьбой о кредите и получило от свящ. Аугустина Вихиля денежные средства и серебро. Стремясь заручиться поддержкой католич. Церкви, Уокер назначил Аугустина Вихиля полномочным представителем Н. в США.

Церковь ап. Петра в Ривасе. 1820 г., 1855–1875 гг.Церковь ап. Петра в Ривасе. 1820 г., 1855–1875 гг.Заявления Уокера о завоевании Центр. Америки были негативно восприняты в соседних странах. 1 марта 1856 г. президент Коста-Рики отклонил предложение об установлении дипломатических отношений и объявил Уокеру войну. 12 июня 1856 г. Уокер организовал фиктивные выборы и провозгласил себя президентом Н. 18 июля Гондурас, Сальвадор и Гватемала подписали договор о союзе «для защиты своего суверенитета и независимости». В дек. коста-риканская армия при поддержке англичан взяла под контроль р. Сан-Хуан, отрезав войска Уокера от подкрепления со стороны США. К сер. 1857 г. ослабленная армия Уокера не могла сопротивляться войскам коалиции. 1 мая 1857 г. при посредничестве амер. капитана Ч. Г. Дэвиса Уокер сдался и был депортирован на родину (в 1860 он был осужден в Гондурасе за пиратство и повешен).

Собор Успения Пресв. Девы Марии в Гранаде. 1888–1972 гг.Собор Успения Пресв. Девы Марии в Гранаде. 1888–1972 гг.С 1857 по 1893 г. у власти находились консерваторы, при которых в стране усилилось влияние США. В 1858 г. была принята конституция, объявлявшая никарагуанцев католич. нацией (ст. 2). В 1862 г. правительство Н. подписало с Ватиканом конкордат, в котором указывалось, что католицизм является офиц. религией Н. За католич. Церковью признавалось право инспектировать учебные заведения и осуществлять цензуру печатных изданий. Правительство должно было оказывать католич. Церкви материальную поддержку в обмен на право выдвигать своих кандидатов на епископские кафедры.

В 1871 г., во время правления Хосе Висенте де ла Куадра-и-Руи Луго (1871-1875), в Н. прибыли 60 изгнанных из Гватемалы иезуитов. Никарагуанское правительство предоставило им убежище без права организации религ. центров или объединений. Несмотря на это, вскоре ими были основаны госпиталь в Ривасе, приход в Гранаде и неск. миссий в городах страны. Активность иезуитов вызвала протест не только среди либеральных групп населения, но и среди наиболее либерально настроенных консерваторов.

Во время президентства П. Х. Чаморро-и-Альфаро (1875-1879) в стране было введено гос. бесплатное образование, установлены телеграфные линии, связавшие главные населенные пункты Н., проведена аграрная реформа: были конфискованы и выставлены на продажу общинные земли индейцев. В 1881 г. 3 тыс. индейцев Матагальпы выступили против местных властей. Пытавшиеся наладить диалог между лидерами восставших и представителями правительства иезуиты были обвинены в дестабилизации обстановки и вскоре высланы из страны. После тяжелых боев войска индейцев были разгромлены.

28 апр. 1893 г. из-за политических противоречий между консерваторами и либералами в Н. произошло вооруженное восстание, к-рое возглавил ген. Х. Савала. К нему присоединились либералы во главе с генералами Р. Кабесасом и Х. С. Селаей. 11 июля они одержали победу, и в 1893 г. правительство Н. возглавил лидер Либеральной партии Селая, сторонник ограничения иностранного вмешательства во внутренние дела Н. и объединения стран Центр. Америки. В 1898 г. Генеральная ассамблея представителей народов Гондураса, Никарагуа и Сальвадора приняла политическую конституцию Соединённых штатов Центр. Америки, но де-факто процесс объединения так и не был завершен, а отношения между бывш. союзниками ухудшились. В 1906 г. по арбитражному решению кор. Испании Альфонса XIII вся спорная территория сев. части Москитового берега была признана территорией Гондураса. 1 марта 1907 г. Н. объявила Гондурасу войну. Первые победы вскоре обернулись поражением - против Н. выступили правительства стран Центр. Америки, Мексики и США. 20 дек. 1907 г. в Вашингтоне был подписан Генеральный договор о мире и дружбе в Центр. Америке.

Во время правления Селаи были проведены реформы, касавшиеся религ. жизни страны: католич. Церковь была отделена от гос-ва, религ. ордены упразднены, а мн. священнослужители изгнаны из Н. Селая аннулировал заключенный с Ватиканом конкордат 1862 г. По новой конституции, принятой в 1893 г., гос-во не могло поддерживать к.-л. одну религию, а также ограничивать свободу культов (ст. 47). Были приняты законы, разрешавшие гражданский брак, развод и светское образование. Целью реформ была модернизация страны для участия в международном рынке труда. Правительство поддерживало появление в стране протестант. деноминаций. Возражавший против подобной политики властей глава никарагуанской католич. Церкви в Н. еп. Ульса-и-Ларриос был выслан в Панаму и пребывал там до своей смерти в 1908 г. Консерваторы организовали Католический союз Никарагуа. Отделение католич. Церкви от гос-ва ухудшило ее экономическое положение, но позволило вернуть утраченный за годы тесного сотрудничества с властью авторитет среди жителей страны.

Против никарагуанского президента выступали также США, недовольные стремлением Селаи ограничить их влияние в стране. 10 окт. 1909 г. ген. Х. Х. Эстрада обвинил Селаю в незаконном обогащении и поднял в Блуфилдсе вооруженный мятеж. Обвиненные правительством Селаи в диверсии 2 гражданина США были схвачены и казнены. 1 дек. 1909 г. госсекретарь США Ф. Нокс направил правительству Н. ноту, известную как «нота Нокса», обвинив Селаю в нарушении демократических принципов, осуществлении репрессивного политического режима и систематическом нарушении Центральноамериканского договора. Под давлением США Селая был вынужден уйти в отставку.

К власти пришел ставленник США Эстрада (1910-1911). Его преемник на посту президента А. Диас (1911-1917, 1926-1929) также был тесно связан с США, что привело к падению его популярности, а позже - к восстанию населения Н. В 1912 г. по просьбе Диаса в страну прибыли американские военные части, оккупировавшие Н. до 1933 г. (были выведены в 1925, в 1927 введены повторно).

В 1912 г. была принята конституция, констатировавшая, что большинство населения страны исповедует католичество, также говорилось о том, что гос-во гарантирует свободу вероисповедания представителям всех религий, если их учение не противоречит христ. закону и общественному порядку. Данное положение вызвало протест Ватикана: апостолический делегат и чрезвычайный легат в Н. Джованни Кальеро в письме министру иностранных дел Н. заявил, что конституционно закрепленное отсутствие государственной религии является шагом к официальному провозглашению в стране атеизма.

В 1914 г. Н. подписало договор Брайана-Чаморро, согласно которому США получили монопольное право на строительство межокеанского канала на территории Н. Контролируемый американцами режим оказывал поддержку католич. Церкви. В страну вернулись францисканские и доминиканские миссионеры. 2 дек. 1913 г. папа Римский Пий X издал буллу «Quum iuxta apostolicum effatum», к-рой учредил архиеп-ство Манагуа и еп-ство Гранада, выделив их из состава еп-ства Леон, а 19 дек. 1924 г. буллой «Animarum saluti» учредил еп-ство Матагальпа, выделив его из архиеп-ства Манагуа.

В 1926 г. в Н. началась национально-освободительная борьба против проамер. режима. В 1927 г. ее возглавил ген. А. С. Сандино. Церковь старалась не вмешиваться в конфликт, ограничившись призывом к сандинистам сложить оружие. Среди открыто поддержавших позицию правительства был еп. Гранады Кануто Рейес-и-Вальядарес, в 1928 г. освятивший оружие солдат амер. батальона для борьбы с силами Сандино. Против амер. оккупации выступал епископ Леона Симеон Перейра-и-Кастельон, опасавшийся широкого распространения протестантизма в стране. 2 янв. 1933 г. вслед. действий сандинистов и международного давления вооруженные части США были вынуждены покинуть Н. 21 февр. 1934 г. Сандино был убит по приказу начальника Национальной гвардии Н. Анастасио Сомосы.

В 1-й пол. ХХ в. в жизни католич. Церкви начинают участвовать массовые орг-ции мирян. Их деятельность носила антилиберальный и антикоммунистический характер. Эти орг-ции выступали против распространения протестантизма в стране. Стремясь противостоять секуляризму, Церковь проповедовала религиозность, основанную на евхаристическом культе, и привлекала народ к участию в церковных праздниках. 31 дек. 1929 - 1 янв. 1930 г. в Леоне был проведен 1-й Национальный евхаристический конгресс Никарагуа.

С 1936 по 1979 г. в стране действовал диктаторский режим семейства Сомоса. С 1936 по 1956 г. у власти находился А. Сомоса. В 1941 г. Н. объявила войну Германии, Италии и Японии, но непосредственно в военных действиях не участвовала. В 1944 г. были установлены дипломатические отношения Н. с СССР. Принятая в 1950 г. конституция подтвердила принцип отделения Церкви от гос-ва, разрешила Церкви владеть недвижимостью и не препятствовала деятельности монашеских орденов. При этом связь президента с Церковью была настолько сильна, что в 1941 г. архиеп. Лескано-и-Ортега в кафедральном соборе в Манагуа провозгласил дочь Сомосы Лилиан «королевой» Национальной гвардии. Во внешней политике продолжалось сотрудничество с США. Был сделан упор на укрепление Национальной гвардии. В 1954 г. между странами было заключено соглашение, по к-рому США предоставляли Н. вооружение, военное снаряжение и технику. В 1956 г. А. Сомоса был убит поэтом Ригоберто Лопесом Пересом во время бала, организованного в честь выдвижения Сомосы кандидатом в президенты на очередной срок. К власти в Н. пришли его сыновья - Луис Анастасио Сомоса Дебайле (1956-1963) и Анастасио Сомоса Дебайле (1967-1972, 1974-1979), к-рые в целом продолжили политику отца. В стране укреплялись позиции католич. Церкви. В годы правления семьи Самоса сложился институт военных капелланов, нек-рые католич. храмы получили статус национальных памятников, предусматривавший предоставление гос. субсидий. В 1960 г. в Н. действовали архиеп-ство и 6 еп-ств, насчитывалось 222 католич. священника (169 протестантских). В 1960 г. в Манагуа иезуитами был основан Центральноамериканский ун-т, ставший 1-м частным вузом в Центр. Америке. В нем преподавали не только богословские, но и светские дисциплины (инженерия, медицина, право и гос. управление). 6 янв. 1961 г. началось вещание Католического радио Никарагуа.

Согласно Конституции 1962 г., в стране могли существовать только Консервативная и Либеральная партии. Остальные находились вне закона. Инакомыслие наказывалось. Жертвы репрессий исчислялись десятками тысяч. Недовольство политикой властей привело к созданию в 1961 г. Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО), который начал вооруженную борьбу против диктатуры. После гибели в 1976 г. ген. секретаря СФНО К. Фонсеки фронт из-за возникших внутренних разногласий разделился на фракции («Длительная народная война», «Пролетарская тенденция» и «Терсеристы»). Несмотря на раскол, ни одна из фракций не перестала бороться против диктатуры и организовывала население для участия в решающей битве против самосистов. В 1979 г. было сформировано Объединенное национальное руководство СФНО, в к-рое входили 9 чел. (по 3 от каждой фракции, включая действующего в наст. время президента страны Х. Д. Ортегу Сааведру).

Э. Карденаль преклоняет колено перед папой Римским Иоанном Павлом II в аэропорту Манагуа. Фотография. 1983 г.Э. Карденаль преклоняет колено перед папой Римским Иоанном Павлом II в аэропорту Манагуа. Фотография. 1983 г.В 1972 г. часть Манагуа была разрушена землетрясением. Военные и правительство использовали международную гуманитарную помощь для собственного обогащения. Это отчасти послужило присоединению значительной части священнослужителей, находившихся под влиянием «теологии освобождения», к борьбе против диктатуры. Из-за нехватки священников в наиболее бедных кварталах страны создавали Низовые христианские общины. Первая подобная орг-ция под рук. Э. Карденаля появилась в стране в 1965 г. Либеральные священники призывали молодых никарагуанцев присоединиться к СФНО. В 1972 г. архиепископ Манагуа, президент Епископской конференции Центр. Америки Мигель Обандо-и-Браво отказался поддерживать режим семейства Сомоса. В пастырских посланиях он подверг критике социальные условия жизни в стране. Был создан Экуменический центр Антонио Вальдивьесо, помогавший тем, кто скрывались от диктаторского режима. Многие священники сражались в рядах СФНО. Более консервативные католики поддерживали правительство и сомосисткую элиту.

Кардинал М. Обандо-и-Браво. Фотография. 10-е гг. XXI в.Кардинал М. Обандо-и-Браво. Фотография. 10-е гг. XXI в.В июле 1979 г. режим Сомосы был свергнут. К власти пришла Правительственная хунта национальной реконструкции, в к-рую вошли СФНО и др. силы демократической направленности. Три священника (Мигель д'Эското, а также братья Фернандо и Эрнесто Карденаль) стали министрами в новом правительстве. Это противоречило положениям Кодекса канонического права, согласно которым католич. священники не имели права занимать гражданские должности. В 1983 г. в преддверии визита папы Римского Иоанна Павла II в Н. сторонами было достигнуто соглашение, по к-рому д'Эското и братья Карденаль не должны были присутствовать на протокольных мероприятиях. Э. Карденаль нарушил данный договор, явившись по настоянию правительства в качестве члена кабинета министров в аэропорт Манагуа и преклонив перед папой колено. Последний заметил, что священнику необходимо уладить с Церковью сложившуюся ситуацию. В 1984 г. решением Римской курии Э. Карденаль был отлучен от Церкви. (Он занимал пост министра культуры до 1989, а затем ушел из политики из-за расхождения во взглядах с Ортегой. В 2014 решение об извержении Э. Карденаля из сана было отменено папой Римским Франциском.)

После прихода сандинистов к власти архиеп. М. Обандо-и-Браво выступал с их резкой критикой, обвиняя в проведении антирелиг. прокоммунистической политики. Руководство католич. Церкви, опасаясь, что сандинисты могут со временем запретить свободное исповедание католицизма, вскоре стало одним из основных внутренних противников нового режима. Позицию Обандо-и-Браво разделял колумбийский кард. Альфонсо Лопес Трухильо, занимавший с 1972 по 1984 г. пост генерального секретаря Конференции латиноамериканских епископов. В 1981 г. католич. движение «Пакс Кристи Интернационалис» обвинило Трухильо в поддержке консервативного сектора католич. Церкви в Н. и в призыве к руководству Церкви занять твердую позицию против сандинистского режима. В апр. 1984 г. никарагуанские епископы опубликовали письмо, в к-ром они призывали сандинистов к примирению с консервативными проамер. фракциями. Они предлагали тем «никарагуанцам, которые с оружием в руках восстали против правительства» перейти к диалогу с руководством страны. В 1985 г. Обандо-и-Браво стал 1-м кардиналом в истории Н.

Кафедральный собор Непорочного Зачатия в Манагуа (Новый собор). Архит. Р. Легорета. 1993 г.Кафедральный собор Непорочного Зачатия в Манагуа (Новый собор). Архит. Р. Легорета. 1993 г.С 1985 по 1990 г. президентом Н. был Ортега. В 1986 г. принята действующая и в наст. время конституция, подтвердившая отсутствие гос. религии и отделение гос-ва от Церкви. В 80-х гг. XX в. против сандинистского режима и правительства Ортеги выступало движение «Контрас». Движение объединяло неск. политических орг-ций, самой влиятельной из к-рых была «Демократическая сила Никарагуа». «Контрас» вооружались и финансировались США, а также консервативными католич. кругами. В 1988 г. при посредничестве кард. М. Обандо-и-Браво между правительством Н. и руководством движения «Контрас» начались переговоры о прекращении боевых действий. Было подписано «Соглашение Сапоа», по к-рому стороны договорились о прекращении огня и проведении политической реформы. На 1990 г. были назначены свободные выборы. В февр. 1990 г. сандинисты проиграли на выборах. Ортега передал власть В. Барриос де Чаморро, возглавлявшей поддерживаемую США коалицию политических партий «Национальный союз оппозиции». После отстранения СФНО от власти движение «Контрас» прекратило вооруженную борьбу.

Придя к власти, Барриос де Чаморро начала осуществлять программу национальной реконструкции, к-рая включала проведение денежной реформы, сокращение численности армии, либерализацию экономики. Благодаря этим действиям в стране понизился уровень инфляции. Барриос де Чаморро улучшила отношения правительства с католич. Церковью: предоставила земли и здания в Манагуа для Католического ун-та, учрежденного в 1992 г. по инициативе кард. М. Обандо-и-Браво, и содействовала возведению Нового собора в Манагуа. В 1992 г. в 2 католич. церквах, в Леоне и Масае, были совершены террористические акты. Организованный кард. М. Обандо-и-Браво марш протеста собрал 5 тыс. чел. и послужил толчком к активным действиям по раскрытию этих преступлений. В 1996 г. состоялся 2-й визит папы Иоанна Павла II в Н. В память об этом событии именем Римского понтифика была названа одна из крупных площадей Манагуа.

На выборах 1996 г. победил кандидат от Либерально-конституционной партии Х. А. Алеман Лакайо, годы правления к-рого были в целом успешными для страны: снизилась инфляция, развивалась инфраструктура, поддержка сельского хозяйства способствовала повышению его производительности. В 1997 г., после провала переговоров правительства с СФНО, президент встретился с М. Обандо-и-Браво и предложил ему участвовать в национальном диалоге.

В окт. 1998 г. над территорией Н. прошел мощный ураган «Митч», жертвами к-рого стали 4 тыс. чел., еще 5 тыс. пропали без вести. Стране был нанесен крупный материальный ущерб, сказавшийся на ее экономике. Католич. Церковь оказывала правительственным силам помощь по доставке всего необходимого жертвам урагана. На выборах 4 нояб. 2001 г. победу одержал представитель Либерально-конституционной партии Энрике Боланьос. Придя к власти, он начал расследование фактов коррупции в правительстве своего предшественника. В 2003 г. Алеман Лакайо был признан виновным в хищениях, растратах и отмывании денег и приговорен к 20 годам лишения свободы (по состоянию здоровья ему было разрешено отбывать срок под домашним арестом).

1 апр. 2005 г. папа Римский Иоанн Павел II отправил архиепископа Манагуа М. Обандо-и-Браво на покой в связи с действующими в каноническом праве возрастными ограничениями. Его преемником стал Леопольдо Хосе Бренес Солорсано.

В 2006 г. на президентских выборах вновь победил Ортега, отношение которого к Церкви изменилось. Еще в 2004 г. он публично попросил прощения за притеснения Церкви со стороны сандинистского режима в 80-х гг. ХХ в., а после победы на президентских выборах обратился к кард. М. Обандо-и-Браво с просьбой отслужить заупокойную мессу по погибшим в вооруженном конфликте в стране. В 2005 г. кардинал присутствовал на католич. бракосочетании Ортеги с Росарио Мурильо Самбраной, а в 2007 г. по предложению президента и с благословения Епископской конференции Никарагуа он возглавил Национальный совет по примирению сандинистов и движения «Контрас». Постепенно страна стала переходить от неолиберализма к «христианской, социалистической, солидарной модели гражданской власти», пропагандирующей ценность человеческой жизни, повышенное внимание к проблемам самых бедных слоев населения и уважение ко всем людям вне зависимости от их пола, расы, этнического происхождения, цвета кожи, идеологических воззрений, социального статуса, уровня дохода. Ортега снова ввел бесплатное образование и здравоохранение. Проводимую им политику одобрил М. Обандо-и-Браво. Несмотря на это, отношения между Ортегой и католич. Церковью оставались напряженными. Католич. епископы Н. выступали против переизбрания Ортеги на 3-й срок и изменения ради этого конституции страны. В 2009 г. Верховный суд Н. разрешил Ортеге переизбраться в 3-й раз. Во время нового срока правления Ортеги началось восстановление отношений с Россией, контакты с к-рой были значительно сокращены в нач. 90-х гг. ХХ в. 17-19 дек. 2008 г. состоялся офиц. визит Ортеги в Москву. В 2011 г. Ортега был переизбран на новый срок. 12 июля 2014 г. состоялся визит Президента РФ В. В. Путина в Н.

История протестантизма

В 1742 г. миссионеры из англикан. Об-ва по распространению Евангелия за границей начали работу с индейцами мискито. В 1767 г. оно назначило Кристиана Фредерика Поста катехизатором и направило его проповедовать на Москитовый берег. Впосл. к нему присоединились неск. капелланов. К 1785 г., когда из-за напряженных отношений с испанцами англикан. миссионеры были вынуждены покинуть Москитовый берег, они успели обратить в свою веру сотни потомков африканцев, индейцев мискито и метисов. Правители Москитии, резиденцией к-рых был Блуфилдс, просили Великобританию прислать капелланов и учителей для местного населения. В 1896 г. в Блуфилдсе была построена 1-я англикан. церковь. В 1896 г. англикан. миссии появились в городах Рама и Грейтаун. В 1935 г. в стране были 2 англикан. церкви и неск. миссий. В Н., как и во всей Центр. Америке, действовала система капелланств, ориентированная прежде всего на духовное окормление иммигрантов и их потомков из Вест-Индии и в меньшей степени - на проповедь среди местного населения. Обращение в англиканство для местных жителей означало также и принятие европ. культуры и образа жизни. В 1947 г. англикан. приходы в Н. перешли в юрисдикцию Протестантской епископальной церкви в США. В 1960 г. в Н. было 11 англикан. церквей и неск. миссий. После Ламбетских конференций 1958 и 1968 гг. была предпринята попытка перейти от системы капелланств к национальной автономной Церкви. В 1964 г. была образована 9-я провинция Протестантской епископальной церкви в США, которая включила диоцезы стран Центр. Америки, в т. ч. Н. В 1967 г. были созданы миссионерские диоцезы, задачей к-рых было не только окормление верующих англикан, но и проповедь англикан. доктрин среди местных жителей стран Центр. Америки. Количество прихожан возросло с 1012 чел. в 1967 г. до 1,8 тыс. чел. в 1978 г. Число церквей увеличилось до 16. В 1982 г. Генеральная конвенция Протестантской епископальной церкви в США подтвердила курс на предоставление провинции полной автономии. В 1997 г. она стала автономной под названием Англиканская Церковь в Центральном регионе Америки и самостоятельным членом Англиканского содружества. В ее состав вошло 5 диоцезов в Центр. Америке (Панама, Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала и Н.).

Моравская церковь появилась в Н. в 1847 г., когда в Блуфилдсе среди различных этнических групп, населявших карибское побережье (потомков африканцев, народов мискито, рама, суму), начали проповедь нем. миссионеры. В 1852 г. в центре Блуфилдса была построена 1-я моравская церковь. В 1899 г. был рукоположен 1-й никарагуанский пастор. В 1916 г., во время первой мировой войны, руководство миссией, базировавшееся в г. Хернхут (Германия), было передано Моравской церкви в США. В 1949 г. состоялось посвящение 1-го никарагуанского епископа. В 1972 г. во главе Моравской церкви в Н. стал никарагуанец по рождению. В 1974 г. она получила полную автономию. Согласно переписи 1995 г., у Моравской церкви в Н. было 52 274 последователя и 144 храма. Моравская церковь активно участвует в экуменическом движении. Вместе с Римско-католической Церковью она подготовила перевод НЗ на язык мискито. В 1999 г. благодаря сотрудничеству Моравской церкви с Библейским об-вом был составлен полный перевод Библии на языки мискито и сумо. В 2004 г. Моравская церковь завершила работу над мискито-испано-англ. словарем.

Моравская церковь в Лагуна-де-Перлас. XX в.Моравская церковь в Лагуна-де-Перлас. XX в.В 50-х гг. XIX в. на о-вах Корн-Айленд (Ислас-дель-Маис), расположенных в Карибском м., к востоку от Блуфилдса, начали миссионерскую деятельность баптисты из Белиза. Они основали там первые баптист. общины и построили церковь. В 1889 г. в Н. проповедь вели баптисты из Ямайки. В 1917 г. в Н. вступили представители Американского баптистского об-ва внутренней миссии: они построили церковь в Манагуа и основали Баптистскую коллегию (Colegio Bautista). В 1932 г. Баптистское миссионерское об-во Ямайки основало церкви в Блуфилдсе и Пуэрто-Кабесасе. Их прихожанами были в основном иммигранты-креолы с Антильских о-вов и с о-вов Ислас-дель-Маис. В 1936 г. была основана Национальная баптистская конвенция. Количество прихожан быстро росло: с 30 чел. в 1917 г. до 1422 чел. в 1940 г. и до 2760 чел. в 1960 г. В 1941 г. баптист. семинария из Сальвадора была переведена в Масаю, в 1951 г.- в Манагуа. Она стала центром баптистов всей Центр. Америки. С 1960 по 1967 г. число баптистов уменьшилось до 1834 чел. Отчасти причиной этому послужило создание в 1960 г. Ассоциации Церквей Христа в г. Масатепе группой мирян в результате их разногласий с пастором. Эта ассоциация вскоре соединилась с Церковью Христа. В 1969 г. в Н. открыло миссию Баптистское библейское содружество США (U. S. Baptist Bible Fellowship).

В 1900 г. в Манагуа начала работать Центральноамериканская евангелическая миссия - внеденоминационная протестант. миссионерская орг-ция с центром в Далласе (шт. Техас), основанная в 1890 г. амер. предпринимателем и библеистом Cайрусом И. Скофилдом. В 1911 г. в Н. существовало 9 церквей Центральноамериканской миссии и 26 общинных центров. В 1958 г. в Гранаде этой орг-цией была построена школа на 58 учеников.

В нач. ХХ в. в Н. появились адвентисты седьмого дня. В 1904 г. были крещены первые представительницы народа мискито. К 1938 г. у адвентистов были церковь и начальная школа на 120 учеников. С 1955 по 1958 г. число прихожан составляло 800 чел., с 1960 по 1966 г. их количество выросло почти вдвое - с 980 до 1834 чел., а в 1978 г. достигло 6 тыс. чел.

До 60-х гг. ХХ в. рост числа протестант. конфессий в Н. был медленным. В 1937 г. в стране существовало 7 деноминаций. К 1965 г. их количество увеличилось до 26. В 1978 г. основными протестант. орг-циями в Н. были: Моравская церковь (12 950 чел.), Ассамблеи Бога (8,5 тыс. чел.), общины адвентистов (6073 чел.), Церковь Бога (5250 чел.), Баптистская конвенция (4659 чел.), Баптистская международная миссия (3040 чел.).

В период нахождения у власти семейства Сомоса протестант. орг-ции в основном воздерживались от критики правящего режима. Действовавшая в то время конституция гарантировала свободу вероисповедания, т. о., протестант. орг-ции имели возможность продолжать свою миссионерскую работу, строить церкви и привлекать в свои ряды верующих. Власти в свою очередь ограждали их от нападок католич. фанатиков, выступавших против проведения протестантами мероприятий в общественных местах.

В сер. 90-х гг. XX в. основными протестант. орг-циями в Н. были Ассамблеи Бога (603 общины, 65 315 чел.), Моравская церковь (144 общины, 52 274 чел.), Церковь Бога (Кливленд) (363 общины, 21 308 чел.), Объединенная евангелическая пятидесятническая миссия (273 общины, 19,2 тыс. чел.).

12 авг. 2016 г. издано постановление «Механизмы облегчения организованного и безопасного въезда и выезда из Никарагуа представителей Церквей, деноминаций и конгрегаций», которое вызвало резкое недовольство протестант. орг-ций. Документ обязывал эти орг-ции получать разрешение на въезд в страну миссионеров в Мин-ве управления с указанием их личных данных: имени, возраста, рода занятий, религ. принадлежности, национальности, а также даты и времени въезда и выезда, графика передвижения по стране и т. д. Запрос рассматривался в течение 7 дней. Правительство имело право запретить миссионерам въезд в Н. В числе причин принятия данного постановления были названы вопросы безопасности страны. В сент. 2016 г. между властями Н. и лидерами протестант. орг-ций было подписано соглашение об упрощении въезда в страну миссионеров, после чего ситуация нормализовалась.

Лит.: Rosenblat Á. La población indígena y el mestizaje en América. B. Aires, 1954. Vol. 1; Ayón T. Historia de Nicaragua desde los tiempos más remotos hasta el año de 1852. Madrid, 1956. T. 1; Лещинер Р. Е. Никарагуа. М., 1965; Леонов Н. С. Очерки новой и новейшей истории стран Центр. Америки. М., 1975; Sinclair J. H. Protestantism in Latin America: A Bibliographical Guide. Pasadena (Calif.), 19762; Fe cristiano y revolución sandinista en Nicaragua. Managua, 1979; Григулевич И. Р. Церковь и олигархия в Лат. Америке (1810-1959). М., 1981; Dussel E. D. A History of the Church in Latin America: Colonialism to Liberation. Grand Rapids (Mich.), 1981; World Christianity. Monrovia (Calif.), 1981. Vol. 4: Central America and the Caribbean / Ed. C. L. Holland; Nelson W. M. El Protestantismo en Centro América. Miami, 1982; Stoll D. Fishers of Men or Founders of Empire?: The Wycliffe Bible Translators in Latin America. [L.], 1982; idem. Is Latin America turning Protestant?: The Politics of Evangelical Growth. Berkeley; Los Ang., 1990; Belli H. Breaking Faith: The Sandinista Revolution and Its Impact on Freedom and Christian Faith in Nicaragua. Westchester (Ill.), 1985; Historia General de la Iglesia en América Latina / Ed. E. Dussel. Salamanca, 1985. T. 6: América Central; Perez Brignoli H. Breve historia de Centroamérica. Madrid, 1985; Prien H.-J. Historia del Cristianismo en América Latina. Salamanca, 1985; Arellano J. E. Breve historia de la Iglesia en Nicaragua, 1523-1979. Managua, 19864; Gary O. G. Iglesia Católica y revolución en Nicaragua. México, 1986. Vol. 1: De la conquista a la liberación, 1503-1979; Bradstock A. Saints and Sandinistas: The Catholic Church in Nicaragua and Its Response to the Revolution. L., 1987; Hofmann M. Bolivien und Nigaragua: Modelle einer Kirche im Aufbruch. Münster, 1987; Lancaster R. N. Thanks to God and the Revolution: Popular Religion and Class Consciousness in the New Nicaragua. N. Y., 1988; Renouf R. Anglicismo en Nicaragua 1745-1985 // Anglican and Episcopal History. Austin (Tex.), 1988. Vol. 57. N 4. P. 368-396; Williams P. J. The Catholic Church and Politics in Nicaragua and Costa Rica. Pittsburhg, 1989; Bastian J.-P. Historia del Protestantismo en América Latina. México, 1990; Dodson M., O'Shaughnessy L. N. Nicaragua's Other Revolution: Religious Faith and Political Struggle. Chapel Hill (N. Car.), 1990; Альперович М. С., Слёзкин Л. Ю. История Лат. Америки (с древнейших времен до нач. ХХ в.). М., 19912; Kirk J. M. Politics and the Catholic Church in Nicaragua. Gainesville (Florida), 1992; История Лат. Америки, 70-е гг. XIX в.- 1918 г. М., 1993; История Лат. Америки, 1918-1945. М., 1999; Marín-Guzmán R. A Century of Palestinian Immigration into Central America: A Study of Their Economic and Cultural Contributions. San José, 2000; Holy Saints and Fiery Preachers: The Anthropology of Protestantism in Mexico and Central America / Ed. D. James, A. R. Sandstrom. Westport (Conn.), 2001; Ibarra Rojas E. Fronteras étnicas en la conquista de Nicaragua y Nicoya: Entre la solidaridad y el conflicto, 800 d. c.- 1544. San José, 2001; Historia del istmo centroaméricano. San José, 2002. 2 vol.; История Лат. Америки, 2-я пол. ХХ в. М., 2004; Марчук Н. Н., Ларин Е. А., Мамонтов С. П. История и культура Лат. Америки. М., 2005; Kott J., Streiffert K. Nicaragua. N. Y., 2005; Ларин Е. А. Всеобщая история: Латиноамер. цивилизация. М., 2007; Гуляев В. И. Древние цивилизации Америки. М., 2008; Строганов А. И. Лат. Америка в ХХ в. М., 20082; Пакин А. В. Лидерство и власть у науа на юж. границах Месоамерики в период испан. конкисты XVI в. (Гватемала, Сальвадор, Никарагуа) // Ойкумена. Владивосток, 2012. № 3. С. 33-44; Kusumo F. I. Islam en America Latina. [México], 2013. 3 t.; Платошкин Н. Н. Сандинистская революция в Никарагуа: Предыстория и последствия. М., 2015.
Н. Е. Расторгуева
Рубрики
Ключевые слова
См.также