НИКИТА
Том XLIX, С. 538-539
опубликовано: 15 августа 2022г.

НИКИТА

Нмч. Никита Нисиросский, с клеймами жития. Икона. 1876 г. (ц. в честь нмч. Никиты на о-ве Нисирос)Нмч. Никита Нисиросский, с клеймами жития. Икона. 1876 г. (ц. в честь нмч. Никиты на о-ве Нисирос)[Греч. Νικήτας] († 1732), нмч. Нисиросский (пам. греч. 21 июня), пострадал на Хиосе. Род. в зажиточной семье на о-ве Нисирос, в сел. Мандракион, в 1716 или 1717 г. Отец Н. занимал важное положение среди жителей острова. Он впал в немилость у турецких властей, был привезен для суда на Родос и, чтобы избежать наказания, отрекся от Христа. Его супруга с детьми тоже переехала на Родос и приняла ислам. Н., к-рый был младшим сыном, получил мусульм. имя Мехмед. Не зная о своем происхождении и первоначальной вере, мальчик проявлял большой интерес к мусульманству. Однажды во время игры он поссорился с тур. детьми, чем вызвал гнев у матери одного ребенка. Женщина обругала Н. словами, к-рыми обычно мусульмане называли христиан. Опечаленный Мехмед пришел к матери, и та рассказала ему, что в прошлом их семья была христианской, а его звали Никита. Тогда отрок решил вернуться к религии своих предков. В 14 лет он приехал на Хиос, пришел в Неа-Мони и рассказал игумену мон-ря все, что с ним произошло. Игумен отправил Н. для получения наставлений к подвизавшемуся в то время в Неа-Мони Макарию, бывш. архиерею Фивейскому. Тот исповедал Н. и совершил над ним миропомазание, чтобы вернуть отрока в лоно Церкви. После этого Н. жил в мон-ре, проводя время в молитве и посте. Стремясь к еще более строгому подвижничеству, он удалился в скит мон-ря (в пещеру основателей Неа-Мони), где познакомился с отшельником Анфимом со Св. Горы и открыл ему свое желание пострадать за Христа. Затем Н. вернулся в обитель, получил благословение отцов на подвиг мученичества и покинул мон-рь. Он пришел в Хору - столицу Хиоса, где у него потребовали заплатить пошлину, к-рая взималась с христиан за переход из одного места в другое. Н. не имел денег, поэтому тур. власти задержали его и оставили под надзором возле кофейни, а сами отправились разыскивать др. нарушителей, чтобы потом всех вместе отвести в тюрьму. В это время мимо проходил знакомый Н.- иерей Даниил, к-рый поздоровался с отроком, назвав его Мехмедом, и удивился тому, что мусульм. подростка арестовали. Н. громко ответил, что он христианин, после чего был тотчас доставлен к аге. На суде отрок смело признал свое отречение от ислама и исповедовал Христа. В течение 10 дней его подвергали жестоким пыткам. Каждый раз возвращаясь в тюрьму после истязаний, Н. отказывался от пищи. Подростка бросили в конюшню, чтобы его затоптали лошади, однако по милости Божией он остался невредим. Когда Н. заперли в темной камере, ее освещало неземное сияние. Затем Н. отдали разъяренной толпе мусульман, к-рые привели мученика на окраину города, к подворью Иверского мон-ря. Там его снова пытались обратить в ислам, но отрок повторял, что он христианин Никита и с этим именем хочет умереть. Много раз его ставили на колени, якобы для казни, надеясь, что юноша испугается и переменит решение. Но Н. был непреклонен. Мученика обезглавили; ему было 15 или 16 лет. Слепые, помазавшие глаза кровью святого, тотчас прозревали. Мусульмане пытались осквернить тело мученика, испачкав его в грязи, но оно оставалось незапятнанным. Тогда останки святого выбросили в море. Некоему христианину удалось отделить палец Н., к-рый он передал в храм св. Виктора на Хиосе. Также на Хиосе в сел. Кофинас в парекклисионе св. Лазаря находится др. частица мощей мученика; глава Н. хранится в Иверском мон-ре на Афоне. На Нисиросе в родном селении Н. была построена церковь в визант. стиле во имя мученика, где также находятся частица его мощей и икона 1876 г., на к-рой изображены Н. и сцены его жизни и мученичества. Афанасий Ивирит, очевидец кончины Н., написал службу в его честь. Никифор, иеродиакон Хиосский, составил жизнеописание мученика.

В «Новом Синаксаристе» иером. Макария Симонопетрского указано, что под Макарием, с которым Н. встречался в Неа-Мони, следует понимать свт. Макария Нотару (пам. греч. 17 апр.), жившего на Хиосе с 1778 по 1805 г. В таком случае мученик был казнен в 1792 г., а не в 1732 г., как обозначено в большинстве источников, и соответственно род. в 1777 или 1778 г.

Ист.: Καρπαθίος Ε. Ι. ῾Ο ῞Αγιος νεομάρτυς Νικήτας ὁ Νισύριος. ᾿Αθῆναι, 1932; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 5. Σ. 262; ΝΜ. 1856. Σ. 121-127; ΝΛ. 1873. Σ. 285; Μακάριος, μητρ., Νικόδημος ῾Αγιορείτης, Νικήφορος, ἱερομόν., ᾿Αθανάσιος ὁ Πάριος. Συναξαριστής νεομαρτύρων. Θεσ., 19963. Σ. 622-630; Μακαρ. Σιμων. Νέος Συναξ. 20092. Τ. 10. Σ. 257-259 (рус. пер.: Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви / Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 5. С. 715-717).
Лит.: Περαντώνης Ι. Μ. Λεξικόν. Νικήτας // ΘΗΕ. Τ. 9. Στ. 473-474; idem. Τ. 3. Σ. 353, 369-376; Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 227; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 353.
А. Н. Крюкова
Рубрики
Ключевые слова
См.также