НИКИТСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том XLIX, С. 590-591
опубликовано: 23 августа 2022г.

НИКИТСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Собор мон-ря вмч. Никиты. Ок. 1300 г.Собор мон-ря вмч. Никиты. Ок. 1300 г.

[Македон. Никитски манастир] (Свети Никита в с. Чучер), недействующий, во имя вмч. Никиты, Скопской епархии непризнанной правосл. миром Македонской Православной Церкви. Расположен на склоне Црна-Горы рядом с с. Чучер-Сандево, между селами Горняни и Баняни близ г. Скопье (Республика Македония). Об истории Н. м. сохранились крайне скудные сведения. Было высказано предположение, что Н. м. возник между кон. X и кон. XII в., наиболее вероятно усилиями серб. жупана Немани (см. Симеон Мироточивый) в 1183-1192 гг. (см.: Марковић. 2015). Монастырский храм возвел серб. кор. Милутин ок. 1300 г. рядом с фундаментом древней церкви. После апр. 1299 г. Милутин дал обители грамоту, которую не позже кон. авг. 1300 г. подтвердил визант. имп. Андроник II. Между июлем 1307 и маем 1308 г. Милутин передал Н. м. во владение пиргу (пристани) Хрусия, принадлежавшей сербскому мон-рю на Афоне Хиландар. Не позже 29 окт. 1321 г. Н. м. перешел под непосредственное управление хиландарского настоятеля. В 1484 г., во времена османского владычества, был перестроен.

Успение Богородицы. Роспись ц. вмч. Никиты Никийского мон-ря в Скопье. До 1316 г.Успение Богородицы. Роспись ц. вмч. Никиты Никийского мон-ря в Скопье. До 1316 г.

Ранее мон-рь владел нивами, лугами, занимался сельских хозяйством. В день памяти вмч. Никиты жители окрестных деревень устраивали в обители праздничные трапезы и ярмарку. На монастырском дворе сохранились римские надгробия, перенесенные из Скупи (ныне Скопье), а также несколько монашеских могил, в т. ч. рус. мон. Панкратия († 6 февр. 1949), бывш. насельника Валаамского мон-ря, поселившегося здесь после Октябрьской революции.

После второй мировой войны имущество Н. м. было национализировано, а монастырский комплекс стал действовать как культурно-исторический объект. В последнее десятилетие за монастырскими зданиями следит местный житель, часть бывш. келий сдается в аренду. Богослужения проводятся по большим правосл. праздникам.

Небольшая церковь Н. м. возведена из камня и кирпича и в плане представляет вписанный крест с куполом. Фасады украшены кирпичными аркадами и орнаментами. Практически полностью (с небольшими поновлениями) сохранились фрески (ок. 1320), авторами к-рых были знаменитые мастера Михаил Астрапа и Евтихий: свои подписи они оставили на щите вмч. Феодора Тирона, образ к-рого находится в нижней зоне на юж. стене. Один из них расписывал сев. часть церкви, другой - южную: граница их работы проходит посередине композиций «Причащение апостолов» в алтаре и «Успение Пресв. Богородицы» на зап. стене. Иконографическая программа ограничена сюжетами самых главных христ. праздников и образами наиболее почитаемых святых. Несложные иконографические изводы говорят о том, что мастера следовали выверенной программе росписи, приспособенной для церкви небольших размеров. В 1-й, нижней зоне представлены святые в рост (выделяется образ покровителя храма вмч. Никиты на сев. стене), во 2-й зоне - монументальные композиции «Исцеление молодой женщины», «Исцеление юноши от водянки», «Христос и самарянка», «Изгнание торговцев из храма» и т. д., в 3-й зоне - сцены страданий Христа. Надписи сделаны на греч. и слав. языках. Во время османского владычества фрески были повреждены и в 1484-1486 гг. подправлены.

Фрески в купольном пространстве (Пантократор, с избранными святыми) относятся к XIX в. Иконы иконостаса, как и 2 храмовых образа, написал в 1846-1847 гг. Димитр (Дичо) Зограф. Икона Богородицы «Одигитрия» (ок. 1320), некогда бывшая частью иконостаса, ныне отделена от него. У амвона лежит «камень любви», к-рый, согласно легендам, считается чудотворным. В монастырский комплекс также входят жилые корпуса и небольшая колокольня (XIX).

Лит.: Месеснел Ф. Живопис цркве Св. Никиты у Скопскоj Црноj Гори // Годишњак Скопског филозофског фак-та. Скопjе, 1930. Књ. 1. С. 139-152; Millet G. La peinture du Moyen Âge en Yugoslavie: (Serbie, Macédoine et Monténégro). P., 1954. Fasc. 1. Pl. 31-53. P. 11-12, 16; Hallensleben H. Die Malerschule des Königs Milutin. Giessen, 1963. P. 29-30, 54-56, 121-127; Hamann-Mac Lean R., Hallensleben H. Die Monumentalmalerei in Serbien und Makedonien vom 11. bis zum Frühen 14. Jhr. Giessen, 1963. P. 31-32. Pl. 26-28. Abb. 221-224; Миљковиќ-Пепек П. Делото на зографите Михаило и Еутихиj. Скопjе, 1967. С. 22-23, 51-56, 188-190; Споменици за средновековната и поновата историjа на Македониjа. Скопjе, 1975. Т. 1; Джурич В. Византийские фрески: Средневек. Сербия, Далмация и слав. Македония. М., 2000. С. 145-146, 383; Стоjановски-Цоjче Б. Факти за скопското Црногорие. Скопjе, 2004; Христиjански споменици. Скопjе, 2008; Димитрова Е. Седум споменици на културата во Скопjе и Скопско. Скопjе, 2009. С. 22-35; Ангеловска-Панова М. Македонски цркви и манастири. Скопjе, 2015. С. 102-106; Марковић М. Св. Никита код Скопља: Задужбина краља Милутина. Београд, 2015.
М. Ангеловска-Панова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БИГОРСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ действующий, один из основных духовных центров Македонии
  • КАЛИШТА ставропигиальный жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Македонской Православной Церкви, непризнанной др. правосл. Церквами
  • КАРПИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (Республика Македония)
  • КИЧЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ жен. (первоначально мужской), в честь Благовещения Пресв. Богородицы, Дебарско-Кичевской епархии не признанной Поместными Православными Церквами Македонской Православной Церкви