НИКОЛАЙ
Том L, С. 322-328
опубликовано: 22 ноября 2022г.

НИКОЛАЙ

Члены Государственного Совета от духовенства: Арсений (Стадницкий), архиеп. Новгородский, Николай (Зиоров), архиеп. Варшавский, Никон (Рождественский), еп. Вологодский, с протоиереями. Фотография. 10 мая 1912 г. (ЦАК МДА)Члены Государственного Совета от духовенства: Арсений (Стадницкий), архиеп. Новгородский, Николай (Зиоров), архиеп. Варшавский, Никон (Рождественский), еп. Вологодский, с протоиереями. Фотография. 10 мая 1912 г. (ЦАК МДА)

(Зиоров Михаил Захарович; 21.05.1851, г. Новомиргород Елисаветградского у. Херсонской губ.- 20.12.1915, г. Петроград), архиеп. Варшавский и Привислинский, член Гос. совета Российской империи. Род. в семье полкового священника, прославившегося в Севастопольскую кампанию, прот. Захарии Михайловича Зиорова (1816-1884). Начальное образование получил в Дворянском уч-ще в г. Златополь (ныне в черте Новомиргорода). В 1865 г. поступил в Одесскую ДС, к-рую окончил 2-м по разрядному списку. По результатам приемных экзаменов в МДА был 4-м, учился на историческом отд-нии, в 1875 г. окончил академию 1-м по разрядному списку. Среди его товарищей по курсу был В. А. Соколов (позже профессор МДА). К 100-летию академии Н. опубликовал воспоминания о годах обучения в ней, рекомендованные в 1915 г. Синодом для б-к духовно-учебных заведений (Мои воспоминания о МДА. Варшава, 1914). Из профессоров он выделял Е. В. Амфитеатрова, В. Д. Кудрявцева-Платонова, П. С. Казанского, архим. Михаила (Лузина; впосл. епископ Курский и Белгородский), А. Ф. Лаврова (см. ст. Алексий (Лавров-Платонов), архиепископ Виленский), Н. И. Субботина, Е. Е. Голубинского, В. Н. Потапова, а из начинающих преподавателей - В. О. Ключевского и А. П. Лебедева. В продолжение первых 3 курсов М. Зиоров прислуживал в алтаре ректору А. В. Горскому. В 1875 г., во время ревизии МДА архиеп. Макарием (Булгаковым), он прочитал пробную лекцию «О Башкине и Косом». В стенах МДА слушал выступления митр. Иннокентия (Вениаминова), С. М. Соловьёва и Вл. С. Соловьёва, Н. П. Аксакова, Ю. Ф. Самарина, М. П. Погодина, Н. П. Гилярова-Платонова и др. «Нас интересовали особенно славянофилы. В то время среди студентов Московской Дух. Академии было развито славянофильское направление» (Мои воспоминания о МДА. 1914. С. 20). Студентам разрешалось ездить в Москву: М. Зиоров бывал в опере, в Румянцевском музее, в Кремле, в соборах и дворцах. В праздничные дни посещал дом инспектора МДА С. К. Смирнова. Академическую традицию пения в Прощеное воскресенье стихир «Да воскреснет Бог» по пасхальному чину, восходящую, по преданию, к прп. Сергию Радонежскому, он впосл. вводил везде, где служил. Всю жизнь хранил книгу И. Канта «Критика чистого разума», к-рой его наградили на академическом акте в честь выпуска курса.

М. Зиоров написал по курсу В. О. Ключевского реферат «О Земских Соборах в России», за канд. соч. «О католицизме и протестантизме и их влиянии на цивилизацию западно-европейских народов» он получил отлично у проф. Д. Ф. Касицына. По воспоминаниям, Горский советовал ему писать магист. диссертацию. Касицын предложил тему «О янсенизме» и обещал снабдить «надлежащими выписками» из соч. «Августинус» Корнелия Янсения, к-рое планировал найти в европ. б-ках. Горский рекомендовал исследовать историю Утрехтской Церкви как основу возникшего старокатолицизма, Тридентский собор, богословие Луиса де Молины, времена блж. Августина и ересиарха Пелагия. «Со смертию о. ректора (с 11 на 12-е окт. 1875) закончился период славы и величия Московской Духовной Академии, Филаретовского периода!» (Там же. С. 24). Когда Касицын сообщил Н. о безрезультатности поисков сочинения Янсения в Риме и в Женеве, Н., бывший к тому времени уже преподавателем Рязанской ДС, «бросил все написанное в горевшую печь» (Там же. С. 24).

10 окт. 1875 г. М. Зиоров стал учителем Свящ. Писания, затем гражданской истории Рязанской ДС. По отзыву В. М. Скворцова, выпускника этой семинарии (1880), он был выдающимся учителем, любимым учениками, произносил «яркие, живые, полные захватывающего содержания лекции и речи при мастерском произношении», отличался «профессорской» начитанностью и эрудицией, обоснованностью суждений «в духе школы любимых московских профессоров Горского и Голубинского Феодора» и оказал «огромное развивающее и воспитывающее влияние на учеников» (Памяти высокопреосв. Николая. 1916. С. 4), в т. ч. и на будущих ректора Московского ун-та М. К. Любавского, проф. Киевского ун-та прот. П. Я. Светлова (1882), проф. МДА А. П. Шостьина (1881). Также в числе воспитанников Н. были будущие проф. МДА М. М. Тареев (1887) и проф. СПбДА Д. П. Миртов (1887). По признанию Н., в Рязани он «впервые узнал дух истинно-русского человека и научился любить все русское так, как прежде и не думал!» (Несколько поучений и речей. 1898. С. 78). Сохранились 2 его речи этого периода - перед панихидой по историку С. М. Соловьёву, отслуженной ректором прот. В. И. Гаретовским 7 окт. 1879 г., и при прощании с воспитанниками семинарии (Там же. С. 67-75, 76-81).

30 сент. 1883 г. М. Зиоров назначен и. о. инспектора Вологодской ДС, помимо инспекторских обязанностей преподавал историю Церкви. Серьезное внимание уделял чтению, познакомил семинаристов с рядом журналов, в т. ч. с ж. «Вера и разум». По воспоминаниям одного из воспитанников Вологодской ДС (в числе их был Н. Н. Глубоковский), он умел развивать самодеятельность семинаристов, «вносил во все оживление... будил нашу энергию, отличаясь сам любовью к труду, желал, чтобы и мы не теряли золотое время, запасаясь знаниями и во всеоружии таких знаний бодро и убежденно вступали в жизнь». Завел керосиновые лампы вместо свеч, много внимания уделял семинарскому саду, был «пионером… по украшенью зеленью как церкви ко дню Св. Пасхи, так особенно семинарского зала» и ввел ряд новшеств, свидетельствующих о его заботе о семинаристах и их быте.

8 нояб. 1885 г. переведен инспектором в Могилёвскую ДС. В 1886 г. в семинарии проводились преобразования по новому Уставу 1884 г., по к-рому вводились должности помощников инспектора, воспитателей и духовника. В 1886 г. начались протесты семинаристов против новых порядков. По отзыву ревизора (1887), Зиоров приучал воспитанников к аккуратности, исполнительности, ввел дежурства и др. меры, направленные на благоустройство семинарии, и «сам Зиоров работал до изнеможения, не щадя сил и здоровья, самоотверженно отдаваясь делу и служа для своих помощников примером неустанного надзора за воспитанниками и разумного, благотворного воздействия на них» (Наречение и хиротония. 1891. С. 1375-1376). Инспектор просил перевести его в др. город, однако был назначен и. о. ректора и 25 сент. 1887 г. в Крестовой церкви архиерейского дома еп. Могилёвским Сергием (Спасским; впосл. архиепископ Владимирский) пострижен в монашество. 27 сент. в могилёвском кафедральном соборе св. Иосифа Обручника рукоположен во диакона, 1 окт. в Покровской ц.- во иерея. По определению Синода от 28 окт., 12 нояб. 1887 г. назначен ректором Могилёвской ДС и 22 нояб. возведен в сан архимандрита (Могилёвские ЕВ. Могилёв, 1887. № 34/35. С. 317). Монашество Н. принял «не без душевной борьбы и три раза откладывал день своего пострига» (Памяти Высокопреосв. Николая. 1916. С. 4). В речи к воспитанникам семинарии причины беспорядков Н. характеризовал так: «У нас очень мало было религиозности, в церковном - в лучшем смысле этого слова; мы учились в богословской школе, но жили как-то не по богословски; вот и явились результатом всего этого эгоизм, взаимная вражда, отсутствие единодушия, согласия, доверия, искренности, взаимного уважения и пр.» (Несколько поучений и речей. 1898. С. 84). К лету 1888 г. жизнь семинарии нормализовалась. При прощании с воспитанниками (18 июня 1889) Н. признал, что причина смуты отчасти была в его «ревности не всегда по разуму» (Там же. С. 89).

Николай (Зиоров), еп. Алеутский и Аляскинский. Фотография. 90-е гг. XIX в. (коллекции М. Винокурова, Гос. б-ка Аляски, Джуно, США)Николай (Зиоров), еп. Алеутский и Аляскинский. Фотография. 90-е гг. XIX в. (коллекции М. Винокурова, Гос. б-ка Аляски, Джуно, США)

Определением Синода от 24-26 мая 1889 г. Н. был назначен ректором Тифлисской духовной семинарии, считавшейся в то время «неспокойной». В числе недостатков ее воспитанников Н. называл плохую посещаемость уроков и служб, склонность к чтению недозволенных книг и отсутствие «чувства легальности, долга» или того, что есть закон, при котором не все возможно, что хочется (Там же. 1898. С. 110). В качестве примера развитого «чувства легальности» Н. приводил школьное воспитание в Англии, к-рое формирует характер нации. Н. ввел правила для семинаристов. По поручению экзарха Грузии архиеп. Палладия (Раева; впосл. митрополит С.-Петербургский) заботился об открытии церковноприходских школ, в 1888 г., положив в основу систему Н. И. Ильминского, разрабатывал систему преподавания для начальных церковных школ, которая успешно действовала на Кавказе 12 лет. Свой педагогический опыт Н. впосл. использовал в Америке, в Варшавской епархии, о своих успехах рассказывал в Гос. совете при обсуждении вопроса о языке преподавания в начальных инородческих школах (Речь в Государственном Совете о гос. языке в начальных инородческих школах // Варшавские беседы и речи. 1913. Вып. 5. С. 7-8). 16 сент. 1890 г. открыл церковноприходскую школу при тифлисской ц. Кашвети, в 1891 г.- тифлисскую дидубийскую церковноприходскую школу. При открытии образцовой 2-классной церковноприходской школы в тифлисском в честь Преображения Господня монастыре 28 окт. 1890 г. Н. говорил о необходимости заниматься в монастырях не только хозяйственной, но и просветительской деятельностью. «Для монахов после молитвенных подвигов школьное дело - это самое благородное и душеспасительное занятие. Жить не для себя только, но и для блага других; трудиться не для своего только спасения, но и для спасения ближних,- это должно быть священною обязанностью и непременным долгом не для белого только духовенства, но и для черного монашествующего» (Речь при открытии образцовой церковно-приходской школы в тифлисском Преображенском монастыре // Несколько поучений и речей. 1898. С. 122-123). Н. был председателем братства ап. Андрея Первозванного, цензором проповедей духовенства г. Тифлиса, с 1889 г.- членом Общества восстановления православного христианства на Кавказе, редактором «Духовного вестника Грузинского Экзархата». Дружил с археологом Д. З. Бакрадзе и меценатом кн. И. Г. Амилахвари. 31 дек. 1889 г. Н. постриг в монашество кн. Б. П. Туркестанова (см. Трифон (Туркестанов), архиеп. Дмитровский; Речь, сказанная иноку Трифону (в мире кн. Б. Туркестанову) после обряда пострижения // Несколько поучений и речей. 1898. С. 103-105). В 1891 г. Н. вызвали в С.-Петербург для священнослужения.

7 сент. 1891 г. Н. утвержден епископом Алеутским и Аляскинским (см. ст. Алеутская и Североамериканская епархия РПЦ), 29 сент. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа (Наречение и хиротония. 1891). В февр. 1892 г. Н. прибыл в Нью-Йорк. Перед его назначением на Алеутскую кафедру в Синоде обсуждался вопрос о закрытии Алеутской миссии и об объединении всех храмов Америки в отдельное благочиние при одной из сибирских епархий. По отзыву Н., «наша миссия, в последние два десятилетия… была как бы в «летаргическом сне»» (Пашковский Ф., свящ. 1901). Благодаря заступничеству митр. Новгородского и С.-Петербургского Исидора (Никольского) и обер-прокурора К. П. Победоносцева «Америке дан был еще раз самостоятельный архипастырь в лице Преосвящ. Н. Его деятельность должна была решить вопрос о том, существовать или не существовать Американской епархии. И владыка Н. решил этот вопрос блестяще» (Там же). Н. вспоминал, что первые годы в Америке были тяжелым и смутным временем. «Каждая почта приносила массу писем, полных оскорблений, клеветы и угроз! В местных газетах печатались разные небылицы и неправдоподобные слухи. Приходилось не только днем быть всегда настороже, но наипаче ночью, дрожа за свою жизнь и целость церковного имущества» (Там же).

Чтобы узнать о положении дел в епархии, Н. решил ее объехать, начав с самых дальних пунктов. С собой взял походный ящик с антиминсом, запасными Св. Дарами, миром и необходимыми принадлежностями для таинств. В первое путешествие (с 23 мая по 4 авг. 1892) он проехал до 12 тыс. верст, посетил о-ва Уналашку, Св. Георгия (о-ва Прибылова), Унгу, Кадьяк, п-ов Кенай, г. Якутат, г. Ситку, сел. Киллисну, г. Джуно и др. (Из моего дневника. 1893). В 1893 г. Н. почти 5 месяцев (с 14 апр.) находился в разъездах по континентальной Америке и занимался организацией новых приходов. На Всемирной выставке в Чикаго 5 июня 1893 г. при открытии рус. отдела он отслужил молебен с водосвятием, 9 июня освятил отдел Ведомства учреждений имп. Марии Феодоровны (Там же. С. 55-56). В 1894 г. Н. решил не принимать участия в религ. конгрессе в Чикаго, хотя получил приглашение (Там же).

Столетие со дня основания правосл. миссии в Сев. Америке торжественно отмечалось 25 сент. 1894 г. во всех приходах Американской миссии. К 1896 г. она насчитывала от 25 тыс. до 50 тыс. православных (алеуты, эскимосы, кенайцы, колоши, креолы, русские, сербы, черногорцы, греки, болгары, румыны), 25 приходов и миссий, свыше 70 часовен, 2 миссионерских уч-ща с приютами в Ситке и Уналашке, школы грамотности и церковноприходские школы почти во всех приходах. Миссия имела 3 благочиния (округа): Ситкинское, Уналашкинское и Нью-Йоркское. Богослужение велось большей частью на славянском, но также и на др. языках и наречиях (Несколько сведений об епархии // Амер. Правосл. вестн. 1896. № 1). Одним из главных направлений деятельности Н. была забота о развитии церковных школ, что осложнялось недостатком материальных средств. В 1893 г. его попечением открыты церковноприходская школа и приют для сирот и бедных на о-ве Уналашка на 20 чел. (Кедровский А. свящ. Крассов Г. Краткие сведения об Уналашкинской двухклассной церковно-приходской школе, детском приюте // Там же. 1897. № 24. С. 527-533). С 1893 г. церковноприходская смешанная школа существовала в Ситке, 15 июля 1897 г. при ней были открыты приют на 10 мальчиков, а также 2-классная церковноприходская школа - по предложению Н. ее назвали Иннокентиевской (Устав церковно-приходских приютов и школ Православно-русской миссии в Америке // Там же. № 3. С. 78-82). Н. считал необходимым открыть в епархии школу для подготовки миссионеров. В 1895 г. в Миннеаполисе была куплена земля, к кон. 1896 г. построено 3-этажное здание. 18-30 авг. 1897 г. начались занятия в школе (46 учеников). Торжественное открытие школы и приюта состоялось 1 окт., в престольный праздник Миннеаполисского прихода. Приют был рассчитан на 12 казеннокоштных и 5 платных мест для мальчиков. Перед возвращением в Россию, в 1898 г., Н. передал школе свою б-ку. Впосл. он вспоминал: «У меня в Америке были школы эскимосские, алеутские, индианские; были в школах арабчата, греки, сербы: одинаково за два года дети изучали не только русский, но и английский язык, а на Аляске и местные алеутские и эскимосские наречия» (Варшавские беседы. 1913. Вып. 5. С. 8).

В мае-окт. 1895 г. Н. ездил в Россию, по пути посетил Берлин. 27 авг. 1895 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры рукоположил во священника сщмч. Иоанна Кочурова, к-рый стал настоятелем Владимирской ц. в Чикаго. На обратном пути Н. неск. дней провел в Лондоне, где 20 окт. выступил в правосл. храме (Тридцать речей и три послания. 1896. С. 117-119), 23 окт. на заседании Англо-русского лит. об-ва призвал православных и англикан. богословов создать богословское об-во с целью сближения их Церквей (Там же. С. 120).

В 1895 г. в епархии было открыто Православное об-во взаимопомощи, в к-рое вошли церковные братства приходов вост. штатов, в 1897 г. в об-во входило 19 братств. Почетным председателем стал Н., председателем - российский генконсул А. Э. Оларовский, секретарем - свящ. Александр Хотовицкий. При нек-рых приходах (в Ситке, Уналашке, на о-ве Св. Павла и др.) открыты об-ва трезвости. В 1896 г. была основана епархиальная типография в Нью-Йорке, в к-рой печатались книги и брошюры на русском, английском и местных языках - алеутском, квихнахско-кускоквимском и др., много брошюр было издано к 100-летию Американской миссии. К 100-летию (26 авг. 1897) со дня рождения свт. Иннокентия (Вениаминова) были изданы молитвы на алеутском, квихнахском и колошском языках, приготовлены к печати тексты литургии и всенощного бдения на алеутском языке, история Ветхого и Нового Завета на колошском языке, Огласительное поучение на квихнахском (Амер. правосл. вестн. 1898. № 1. С. 30). По инициативе Н. с 1 сент. 1896 г. стал выходить «Американский православный вестник», в к-ром публиковались материалы по истории Русской духовной миссии в Америке, статьи и документы о старокатолич. движении, материалы об Англиканской Церкви, о соединении Церквей и проч. Наиболее важные статьи печатались на русском и английском языках. С 1897 г. стала выходить газ. «Свет» для возвращенных из унии в Православие русинов. В марте 1897 г. Н. учредил в епархии цензурный комитет, 16 нояб. освятил в Сан-Франциско обновленный кафедральный собор.

Служение Н. в Америке сопровождалось массовым присоединением к Православию эмигрантов-русинов, ростом числа приходов, особенно на Аляске и п-ове Ситке. Н. приходилось самому не только проповедовать, но и совершать требы, исповедовать и даже готовить просфоры.

Важным достижением Н. стало введение 25 янв. 1894 г. новых штатов для приходов и учреждений Алеутской епархии. Но ввиду роста с каждым годом числа приходов, открытия школ и проч. он вновь попросил Синод выделить дополнительные штаты. Ходатайство было удовлетворено 6 янв. 1897 г. для вновь образованных в 1894 г. приходов в Миннеаполисе, на аляскинских о-вах Св. Павла, Св. Георгия, на р. Кускокуим, в с. Нучек, в г. Джуно, а также в городах Пилькес, Питтсбург, Чикаго, Нью-Йорк и др., для Ситкинской, Уналашкинской, Миннеаполисской школ, для архиерейского хора. Также Н. попросил выделить средства из российской казны на церковное строительство в Канаде и поднял вопрос о возведении храмов в Нью-Йорке и Чикаго (Пашковский Ф., свящ. 1901. С. 1302).

В 1896 г., узнав обстоятельства перехода в католичество черногорской кнж. Елены, Н. отослал черногорскому кн. Николе I Петровичу (см. в ст. Петровичи-Негош, династия черногорских правителей) пожалованный им в 1894 г. орден Даниила 1-й степени (Амер. правосл. вестн. 1896. № 5. С. 70-71).

В 1897 г., с 10 мая по 3 авг., Н. совершил третье путешествие по Аляске, проехав за 85 дней ок. 13 тыс. км (Грепачевский. 1897). Н. проверял, верны ли сведения о захватах церковной земли, защищал перед местными чиновниками права правосл. населения и земельной собственности правосл. Церкви. Осенью 1897 г. он поставил эти вопросы перед Федеральным правительством в Вашингтоне, заявив о протесте против нарушения пунктов Трактата 1867 г. о передаче Аляски. Все бумаги с пояснительным письмом Н. были направлены российскому посланнику Э. К. Коцебу в Вашингтон.

В мае 1897 г., представляясь президенту США У. Мак-Кинли, Н. выразил озабоченность состоянием дел с правосл. населением на Аляске. 2 сент. и 27 нояб. 1897 г. он направил президенту записки, в к-рых отмечал, что положение правосл. населения на Аляске и Алеутских о-вах «со времени передачи оных русским правительством Северо-американскому федеральному правительству нельзя назвать удовлетворительным; напротив, оно представляется теперь крайне печальным во всех отношениях». От имени христ. населения Аляски Н. просил назначить хороших администраторов, возвратить незаконно захваченные церковные земли, оградить население от его хищнической эксплуатации торговыми и неторговыми компаниями и от насилия со стороны сектантских миссионеров, не назначать учителями в публичные школы с православными учениками инославных пасторов и проч. Перед возвращением в Россию Н. направил 3-е послание (5 окт. 1898), в котором настаивал на том, что «Аляска нуждается в коренной реформе во всех отношениях» (Послания Николая к амер. президенту У. Мак-Кинли: 2/12 сент. 1897, 27 нояб. 1897, 5 окт. 1898 г. // Американские проповеди. 1902. Вып. 1. С. 88-89, 107-110, 128-131). В «Американском православном вестнике» было опубликовано неск. статей, посвященных положению правосл. населения Аляски и подписанных инициалами М. З., очевидно мирского имени Н. (Как это все согласить с принципами Американской Конституции? // Амер. правосл. вестн. 1897. № 11. С. 196-205; Доколе? // Там же. № 17. С. 347-348; Пример возмутительного насилия и беззакония: (Письмо в редакцию) // Там же. № 23. С. 480-483).

В 1897 г. Н. встретился в Сан-Франциско с приезжавшими в Японию архим. Сергием (Страгородским; впосл. митрополит) и иером. Андроником (Никольским; впосл. архиепископ Пермский; Андроник [Никольский], иером. Миссионерский путь в Японию: (Путь от Рима до Японии) // ПС. 1899. Нояб. С. 607-614). Отрывки из писем «японского миссионера» печатались в «Американском православном вестнике» (1898. № 16. С. 489-490; № 19. С. 561-562; № 24. С. 690-692).

Из-за ухудшегося состояния здоровья Н. неоднократно просил перевести его в др. епархию. Указом Синода от 14-30 сент. 1898 г. он был назначен епископом Таврическим и Симферопольским (см. ст. Симферопольская и Крымская епархия). 6 дек. 1898 г. в Сан-Франциско в кафедральном соборе состоялись проводы Н., 11 дек. прибыл его преемник - еп. Тихон (Беллавин). 12 дек. Н. покинул Сан-Франциско. По дороге посетил Миннеаполис, Чикаго, Питтсбург, 19 дек. прибыл в Нью-Йорк. На пути в Россию ок. 10 дней Н. провел в Италии. В 20-х числах янв. 1899 г. прибыл в С.-Петербург. 31 янв. 1899 г. участвовал в хиротонии архим. Михаила (Ермакова) во епископа Новгород-Северского, в тот же день имел аудиенцию у имп. Николая II. 2 февр. выехал из С.-Петербурга. Переезд из Америки в Крым Н. описал в письмах свящ. А. Хотовицкому (Письма свящ. А. Хотовицкому // Амер. правосл. вестн. 1899. № 4. С. 124-126; № 8. С. 218-220).

18 февр. Н. прибыл в Симферополь. Он часто посещал крымские мон-ри-киновии, основанные свт. Иннокентием (Борисовым) с целью устроить в Крыму рус. Афон. В сент. 1901 г. при материальной поддержке Н. была открыта церковноприходская школа при Корсунском иконы Божией Матери монастыре, 7 окт. 1901 г. он освятил храм в Алешковском Успенском жен. мон-ре, 31 окт. 1904 г.- в Кизилташском во имя святителя Стефана Сурожского мужском монастыре. Н. придавал большое значение школьному образованию и воспитанию в семье, много внимания уделял духовным и светским учебным заведениям, часто посещал их, в своих выступлениях поднимал злободневные темы.

По предложению Н. в Симферополе с 1901 г. в летнее время организовывали учительские курсы. Обращаясь к слушателям, Н. говорил о великой роли народного учителя, который вместе со священником составляет «в приходе ту силу - умственную и нравственную, которою держится духовный рост не только русской деревни, но и всей России» (Беседы, поучения. 1902. Вып. 1. С. 141-145). Летом 1903 г. в с. Б. Знаменка Мелитопольского у. Таврической губ. Н. открыл единоверческую второклассную школу, 26 марта 1902 г.- первые ясли в Симферополе. Он призывал к устроению в деревнях народных больниц и аптек, говорил о желательности иметь в селах народных врачей и акушерок, хорошие школы, б-ки и читальни. Боролся с распространением сектантства, особенно в войсках. В Таврической ДС открыл кафедру татар. языка и обличения мусульманства. 31 дек. 1900 г. ввел традицию встречать Новый год в храме. 15 дек. 1900 г. широко отмечалось 100-летие архиеп. Херсонского Иннокентия (Борисова), в целях увековечения памяти к-рого Н. пожертвовал 1 тыс. р. на учреждение стипендии им. свт. Иннокентия для одного из воспитанников 6-го класса Таврической ДС, «обнаружившего любовь к проповедничеству» (утверждена Синодом 13 марта 1901).

18 сент. 1902 г. Херсонесский монастырь посетил имп. Николай II с супругой и вел. кн. Михаилом Николаевичем (Посещение Их Имп. Величеством Херсонесского мон-ря, братского кладбища в г. Севастополе и Бахчисарайского Успенского скита // Таврические ЕВ. 1902. № 19. С. 1150-1160). Н. показывал почетным гостям археологические раскопки Херсонеса и рассказывал об истории края. Также он регулярно принимал высших церковных и светских лиц, находившихся в Крыму на отдыхе.

В янв.-мае 1903 г. Н. присутствовал в Синоде. 6 марта 1903 г. подал ходатайство (31 марта удовлетворено) о разрешении ежегодно совершать в кафедральном соборе Симферополя с целью увековечения в народной памяти обороны Севастополя 1854 г. в навечерие Великой субботы последование св. елеосвящения по составленному архиеп. Херсонским Иннокентием чину (Шведов М. Чинопоследование елеосвящения, совершенное в навечерие Великой Субботы в г. Симферополе // Там же. 1904. № 8. С. 566-576). 6 июня прибыл в Симферополь. 30 нояб. 1903 г. Н. в Одессе участвовал в хиротонии архим. Феодосия (Олтаржевского) во епископа Елисаветградского (Там же. № 24. С. 17-36). Во время русско-япон. войны Н. призывал забыть сословную рознь и личные счеты, не просить принятия конституции и не чинить бунта, а каяться в грехах и молиться: «Доселе историческая роль России была защитить себя и спасти других…» (Речь в дворянском собрании при молебне по случаю Японской войны // Там же. 1904. № 5. С. 305-308).

Указом Синода от 26-30 марта 1905 г. Н. назначен архиепископом Тверским и Кашинским. 5 апр. он попрощался с духовно-учебными заведениями Симферополя, но 8 апр. подал в Синод прошение о невозможности принять новое назначение и был уволен на покой с назначением местопребывания на Ялтинском подворье Таврического архиерейского дома. 20 апр. отбыл в Ялту (Речь… при прощании с Таврическою паствой // Там же. 1905. № 9. С. 642). В Ялте прожил более года, служил в Воскресенской ц. В сб. «Ялтинские беседы и речи» (СПб., 1907) вошли 40 речей и бесед Н., сказанных им с 8 мая 1905 по 26 июля 1906 г. и посвященных национальному самомнению и пустосвятству, аскетизму, лицемерию и зависти, патриотизму и др. 27 июня 1906 г. Н. был избран в Гос. совет от монашествующего духовенства, 26 июля отбыл в С.-Петербург.

В Гос. совете Н. выступал редко, но его выступления всегда производили яркое впечатление. Сохранились публикации (Варшавские беседы и речи. 1909-1915. 7 вып.) его выступлений по законопроектам: о старообрядческих общинах (Речь на 48 заседании совета по старообрядческому вопросу. СПб., 1910), о переходе из одного вероисповедания в другое (1911), о расширении прав женщин (К законопроекту о расширении прав женщин. СПб., 1912), о праздничном отдыхе служащих в торгово-промышленных заведениях (1912), при обсуждении законопроекта «Об отпуске из Государственного Казначейства средств на вознаграждение преподавателей иноверных исповеданий и старообрядцев в некоторых военных училищах» (1913). Активное обсуждение в печати и обществе вызвало выступление Н. от 4 нояб. 1911 г. по законопроекту о свободной пропаганде иноверческих и сектантских учений, в к-ром он высказался против предоставления им свободы проповеди, за отклонение законопроекта и передачу его Церковному Собору (Речь в Гос. Совете по поводу законопроекта о переходе из одного вероисповедания в другое // ПрибЦВед. 1911. № 48. С. 2035). По убеждению Н., «идет уравнение истины с заблуждением», «сознательно или бессознательно, я не знаю, но св. Русь хотят, видимо, и разрусить и расправославить» (Варшавские беседы. 1912. Вып. 4. С. 54). Фантазийным, беспочвенным и антихристианским Н. назвал проект (1911) о сокращении праздников и неприсутственных дней, который предполагал сделать рабочими дни Преображения и Вознесения Господня, четверга, пятницы и субботы Страстной седмицы, Успения и Рождества Пресв. Богородицы, Воздвижения Честного и Животворящего Креста, Покрова Божией Матери, Казанской иконы Божией Матери, свт. Николая Чудотворца, св. апостолов Петра и Павла (Там же. С. 65-75). При обсуждении вопроса о гос. языке в начальных инородческих школах (1912) он выступил против ведения преподавания в начальных школах только на родном языке, ссылаясь на свой опыт в Грузии и Америке (Там же. 1913. Вып. 5. С. 7-10). 20 нояб. 1913 г. выступил за отклонение законопроекта военного ведомства о выделении средств на содержание иноверных законоучителей в военно-учебных заведениях (Там же. 1913. Вып. 6. С. 75-77).

5 апр. 1908 г. назначен архиепископом Варшавским и Привислинским (см. Варшавская епархия). 5 мая приехал в Варшаву и вступил в управление епархией. Продолжал оставаться членом Гос. совета, приезжал в С.-Петербург на время летних и зимних сессий совета: в 1912 г. был переизбран в совет от монашествующего и белого духовенства. Первоочередным своим делом в Варшавской епархии считал возвращение в правосл. Церковь униатов Сувалкской губ., перешедших в католичество после манифеста 17 окт. 1905 г. Во время путешествия по Сувалкской губ. Н. обнаружил, что «православные люди мало знают свою веру и ее отличие от католицизма и других исповеданий» (Там же. 1909. Вып. 1. С. 59-60). Впосл. ежегодно посещал бывшие униат. приходы, призывал создавать братства. По его убеждению, школьный вопрос был одним из «жгучих вопросов последнего времени» (Там же. 1913. Вып. 6. С. 17-21, 28-32, 32-35), поэтому он часто выступал в различных учебных заведениях, как духовных, так и светских - немецких, еврейских, литовских и польских, в дни начала занятий, в праздники, при выпуске и говорил об отношении науки к религии, обязанности посещать храм, предостерегал от увлечений философией и стихиями мира сего и проч. Заботился об открытии народных школ, изыскивал средства на их содержание и поощрял труд учителей (материально и почетными наградами). Был попечителем Варшавского ДУ, для детей беднейших слоев населения открыл приюты при варшавских храмах Марии Магдалины, Успенском, Вольском и в некоторых губернских городах. По ходатайству Н. Свято-Троицкое братство, заботившееся о правосл. сиротах от смешанных браков, было принято под высочайшее покровительство.

Благодаря настойчивости Н. в мае 1912 г. состоялось освящение кафедрального собора в Варшаве, 20 мая главный придел во имя св. блгв. кн. Александра Невского (см. Александра Невского собор в Варшаве) освятил митр. Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий), 27 мая Н. освятил юж. придел во имя свт. Николая, а 3 июня - сев. придел во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия. Во время первой мировой войны часто служил в полковых церквах. Н. завершил дело по продаже принадлежавшего архиерейскому дому участка земли, находившегося на Иерусалимских аллеях в Варшаве (за миллион рублей), половину этой суммы он направил на строительство зданий для ДУ и причта Александро-Невского собора, проценты с др. половины расходовались на содержание различных епархиальных учреждений (Памяти высокопреосв. Николая. 1916. С. 6).

Н. часто говорил о состоянии совр. общества, об отношении к Церкви, о свободе совести, о церковных реформах и о мирянах, к-рые хотят подчинить себе Церковь. Выражал сожаление по поводу того, что «нынешние радетели преобразований в Церкви русской заботятся не столько об этой духовно-нравственной стороне в жизни приходов, сколько об устроении из них маленьких парламентов, в которых господствовать должны не нравственные начала христианства, а правовые нормы современного строя социальной жизни» (Варшавские беседы. 1915. Вып. 7. С. 21-22). Свою т. зр. на взаимоотношения Церкви и гос-ва Н. высказал в речи на день рождения наследника цесаревича мч. Алексия Николаевича (30 июля 1914 г.): «Отдельные члены Церкви, даже и целые народности, могут отпадать от нее, повреждаясь в вере; но вся Церковь, целокупность верующих всех времен и всех народов, никогда не упразднится» (Там же. С. 48). После смерти ген.-губернатора Варшавы Г. А. Скалона (1 февр. 1914), по вероисповеданию лютеранина, Н. разрешил служить по нему панихиды и поминать на литургии (Там же. С. 5-6).

Слова, речи и беседы Н. публиковались в «Варшавском епархиальном листке». 175 его бесед и речей, в т. ч. 7 речей, произнесенных в Гос. совете, вошли в сб. «Варшавские беседы и речи» (СПб., 1909-1915. 7 вып.): 1-й выпуск посвящен памяти проф. МДА В. Д. Кудрявцева-Платонова, 2-й - митр. Исидору (Никольскому), 3-й - обер-прокурору К. П. Победоносцеву, 4-й - прав. Иоанну Кронштадтскому, 5-й - богослову А. А. Кирееву, 6-й - архиеп. Владимирскому Сергию (Спасскому), 7-й - И. Д. Татищеву. Н. оказывал СПбДА и МДА щедрую денежную помощь, особенно на формирование их б-к. В 1910 г. он пожертвовал б-ке СПбДА адресованные ему письма ген. А. А. Киреева по вопросу о соединении старокатоликов с РПЦ, а позже - свой дневник (за последние 20 лет) и 2 тыс. р. на его издание. 300 р. он выделил в качестве премии за магистерское сочинение по старокатолич. вопросу, к-рое «должно обнимать всю историю старокатоликов со времени возникновения до настоящего времени», и копию с расписки Лжедмитрия I, данной воеводе Ю. (Е). Мнишеку (Пожертвование Высокопреосв. архиеп. Николая // Варшавский епарх. листок. 1910. № 19. С. 261).

После объявления Германией войны России (19 июля 1914), 21 июля, Н. направил в Синод и Гос. совет заявление, что останется в Варшаве «на божественной страже, пока не закончатся военные действия» (Варшавские беседы. 1915. Вып. 7. С. 41-42). В сент. 1914 г., когда линия фронта приблизилась к Варшаве, Н. отказался покинуть город. Его личный пример вдохновлял правосл. население и беженцев. 25 июля 1914 г. он утвердил доклад о необходимости объединения всех рус. благотворительных об-в в Варшаве для оказания помощи обездоленным, уже 1 авг. начало работу Попечительство о бедных (председатель прот. Т. П. Теодорович). Под рук. Н. открылись дешевые или бесплатные столовые для беженцев, приюты для детей и бездомных, летние колонии (лагеря). Н. часто посещал и исповедовал раненых. К лету 1915 г. большая часть Варшавской епархии была занята герм. войсками, 16 священников (из 90), 4 (из 34) диакона, 9 (из 76) псаломщиков епархии находились в герм. лагерях. Варшавская епархия практически перестала существовать (Варшавская епархия в 1915 г. // Варшавский епарх. листок. 1916. № 1. С. 9-10). 14 июня Н. вместе с духовенством получил приказ варшавского генерал-губернатора кн. П. Н. Енгалычева покинуть город. Н. не согласился и обратился за советом в Синод, но в ответ получил указ ехать в Петроград: местом его пребывания Синод назначил Преображенское синодальное подворье в Петрограде. 27 июня 1915 г. в Крестовой ц. Варшавы Н. последний раз обратился к пастве: «Я оставляю Варшаву не по доброй воле, нуждою… Меня заставляют оставить ее» (Там же. 1915. № 15. С. 186). Епархиальное духовенство, консистория, духовные уч-ща выехали 5 июля, 22 июля Варшава была занята нем. войсками.

Отъезд крайне тяжело отразился на состоянии здоровья Н. Он вызвал из Москвы своего викария еп. Иоасафа (Каллистова; впосл. архиепископ Крутицкий), к-рый 8 нояб. причастил его Св. Таин, а 9 нояб. совершил над ним соборование (Памяти Высокопреосв. Николая. 1916. С. 7-8).

Указом Синода от 21 дек. митр. Петроградскому Питириму (Окнову) было поручено распорядиться о погребении Н. Тем же указом временное управление Варшавской епархией было возложено на еп. Иоасафа (Каллистова). Погребение состоялось по специально разработанному церемониалу (Там же. 1916). 22 дек. торжественная процессия перенесла тело покойного в Александро-Невскую лавру. Большая часть духовенства города шествовала по 2 в ряд, по старшинству, начиная с младших. За протоиереями несли панагию, архиерейский наперсный крест, митру и архиерейский жезл Н., далее шли певчие Исаакиевского собора, за ними иеродиаконы, иеромонахи, митрофорные протоиереи и архимандриты, преосвященные и духовник с Евангелием в окружении 2 диаконов с кадилами. Проходя мимо храмов, процессия останавливалась для совершения литии с чтением Евангелия. По углам катафалка псаломщики несли 4 подсвечника, по сторонам шли 2 диакона с рипидами и 2 иподиакона с дикирием и трикирием. У ворот лавры шествие встретила братия во главе с митр. Сергием (Страгородским). Погребение состоялось 23 дек. на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Н. был почетным членом КазДА (1896), МДА (1903), СПбДА (1910), ИППО (дек. 1896) и многих общественных и благотворительных организаций, награжден орденом блгв. кн. Александра Невского (1903) и орденом блгв. кн. Александра Невского с бриллиантовыми украшениями (1912), бриллиантовым крестом для ношения на клобуке (1910), орденом равноап. кн. Владимира 1-й степени (1915) и др.

Соч.: Из письма преосвящ. Николая Алеутского и Сан-Францисского от 8/20 мая. СПб., 1892; Из моего дневника: Путевые заметки и впечатления во время путешествия по Аляске и Алеутским островам. СПб., 1893; О предполагаемой перемене юлианского календаря на григорианский в Православной Церкви // Амер. правосл. вестн. N. Y., 1896. № 7. С. 108-111; Тридцать речей и три послания. Н.-Й., 1896; Проповеди. Н.-Й., 1897; Несколько поучений и речей, сказанных во время служения в семинариях Рязанской, Могилёвской и Тифлисской. Н.-Й., 1898; Американские проповеди, с приложением пяти посланий. Симферополь, 1902. 3 вып.; Беседы, поучения, слова и речи. Симферополь, 1902-1905. 2 вып.; Ялтинские беседы и речи, 1905-1906 гг. СПб., 1907; Варшавские беседы и речи. СПб., 1909-1915. 7 вып.; Беседы и речи. СПб., 1910; Имп. Александр Благословенный и его время. СПб., 1912; Мои воспоминания о МДА: (К столетнему юбилею). Варшава, 1914.
Арх.: Archiwum Główne Akt Dawnych w Warszawie. Zespół N 466: Kancelaria arcybiskupa warszawskiego Nikołaja, 1908-1915.
Библиогр.: Печатные труды архиеп. Николая // Варшавский епарх. листок. 1915. № 19. С. 234.
Лит.: Наречение и хиротония ректора Тифлисской ДС архим. Николая во еп. Алеутского и Аляскинского // ЦВ. 1891. № 40. С. 1375-1376; Путешествие Преосв. Николая // Амер. правосл. вестн.1896. № 2. С. 30; № 3. С. 41-42; № 4. С. 61-63; № 6. С. 93-100; Грепачевский П. Путешествие Его Преосв. Николая, еп. Алеутского и Аляскинского, по Аляске // Там же. 1897. № 22. С. 460-465; № 23. С. 484-494; № 24. С. 519-526; Протопопов А. Путешествие Его Преосв. Николая, еп. Алеутского и Аляскинского, по Северной Америке: Открытие Миннеаполисской миссионерской школы // Там же. № 5. С. 159-164; Путешествие Его Преосв. Николая, еп. Алеутского и Аляскинского, по Северной Америке // Там же. № 4. С. 122-134; № 6. С. 193-206; Вилат, архиеп. Открытое письмо Преосв. Николаю, еп. Русской Православной Церкви в Сан-Франциско // Там же. 1898. № 10. С. 325-327; Пашковский Ф., свящ. Ко дню десятилетия Архиерейского служения Преосв. Николая, еп. Таврического и Симферопольского // Таврические ЕВ. Симферополь, 1901. № 22. С. 1297-1302; Руководственные резолюции Его Преосв. Николая, еп. Таврического и Симферопольского // Там же. 1903. № 22. С. 1491-1496; А. В. Литературные труды Высокопреосв. Николая // Там же. 1909. № 15. С. 167-179; Архиеп. Варшавский Николай // Таврический Церк.-обществ. вестн. Симферополь, 1916. № 1/2. С. 15-17; Памяти Высокопреосв. Николая, архиеп. Варшавского и Привисленского // Варшавский епарх. листок. 1916. № 1. С. 4-9; Дубровский А., свящ. Православная Церковь в Польше // ЖМП. 1971. № 1. С. 45-48; Георгий (Грязнов), игум. Архиеп. Варшавский и Привислинский Николай (Зиоров): К 125-летию со дня рождения // ЖМП. 1976. № 12. С. 66-70; Сокол К. Г. Русская Варшава. М., 2002; Mironowicz A. Kościół prawosławny na ziemiach polskich w XIX i XX w. Białystok, 2005. S. 58-59.
Т. А. Богданова, А. Миронович
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
  • АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
  • АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
  • АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский