НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ГОРНАЛЬСКИЙ БЕЛОГОРСКИЙ
Том L, С. 627-630
опубликовано: 13 декабря 2022г.

НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ГОРНАЛЬСКИЙ БЕЛОГОРСКИЙ

Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. 1865 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. 1865 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.

МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Курской епархии Курской митрополии), находится в с. Горналь Суджанского р-на Курской обл. Основан иеромонахами Феодосием, Лаврентием, Кесарием, Памвой и старцем Никодимом, в авг. 1671 г. переселившимися из разоренного татарами и «воровскими людьми» Дивногорского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря. На правом крутом берегу р. Псёл на белых меловых утесах братия построила кельи. В 1672 г. указом патриарха Московского и всея Руси Иоасафа II на имя митр. Белгородского и Обоянского Мисаила († 1684) мон-рь был официально учрежден (грамота опубл.: ИРИ. Ч. 5. С. 74-77). В том же году царь Алексей Михайлович пожаловал обители земли, а также «книги, ризы, сосуды и всякую церковную утварь» (Антошечкина. 2006. С. 225-226). По преданию, дивногорские монахи принесли с собой икону свт. Николая Чудотворца, во имя которого в 1688 г. в Н. Г. м. была освящена небольшая теплая деревянная церковь. Первый настоятель - иером. Феодосий.

Одним из благотворителей Н. Г. м. стал полковник Сумского казацкого полка стольник Андрей Герасимович Кондратьев († 1708), передавший братии земли и леса по р. Псёл, в окрестностях городов Суджа и Мирополье, а в 1688 г.- мельницу на р. Псёл, под с. Вел. Рыбица, с работниками. Насельники жили от продажи извести, вырабатываемой из мела монастырской горы. На вырученные деньги были построены деревянные колокольня, ограда с 2 въездными воротами, большой летний храм в честь Преображения Господня.

Угловая башня. Фотография. 10-е гг. XXI в.Угловая башня. Фотография. 10-е гг. XXI в.

В 1726 г. еп. Белгородский и Обоянский Епифаний (Тихорский; † 1731) передал настоятелю (1726-1744) игум. Самуилу (Ленийскому) «в доброе смотрение» суджанскую во имя св. Иоанна Предтечи муж. пуст., предоставив право выбирать наместника-строителя. В 1734 г. архиеп. Досифей (Богданович-Любимский; † 1736) назначил игум. Самуила ректором Харьковского коллегиума, а настоятелем Н. Г. м.- иером. Герасима. Однако в 1725 г. игум. Самуил вновь возглавил обитель. В 1736 г. он был назначен присутствующим в Белгородской духовной консистории. В 1739 г. архиеп. Белгородский и Обоянский Петр (Смелич) поручил игум. Самуилу надзор за духовенством г. Мирополье и окрестных сел. Между тем хозяйство Н. Г. м. приходило в упадок, соседи-помещики присвоили себе некоторые монастырские владения. Так, судья Семен Кондратьев завладел мельницей на р. Псёл, отставной полковник Романов - землями по р. Гуйва, сенокосными лугами и рощами. Постройки Н. Г. м. ветшали: в 1733 г. упала колокольня, в Преображенском храме стало опасно служить. Деревянные здания решили разобрать, а из строительного материала соорудить часовню на монастырском кладбище, в ней разместить и старые иконостасы. В янв. 1744 г. игум. Самуил написал прошение об увольнении от должности, сообщив, что «за глубочайшею своею старостию и дряхлостию, к тому ж и за болезнию, монастырь содержать и в чинимых монастырю от смежных владельцев обидах и разорениях защищать и оборонять не может» (цит. по: Там же. С. 231).

Н. Г. м. возглавляли иером. Исаия (Думинский), а с янв. 1745 г.- иером. Иоасаф (Новосельский), к-рый начал судебные тяжбы о возвращении мон-рю земель и угодий. В 1749 г. указом еп. Белгородского и Обоянского свт. Иоасафа (Горленко) настоятелем Н. Г. м. стал игум. Рафаил (Мокренский), префект Харьковского коллегиума, в 1752 г.- игум. Филарет, в 1759 г.- архим. Матфей (Млодзинский?), в 1769 г.- архим. Гавриил (Спичинский), в 1773 г.- деятельный иером. Наркис (Сергиевский; † 1780), при к-ром был построен деревянный храм в честь Преображения Господня. В 1780 г. Н. Г. м. возглавил строитель Курской Коренной в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни игум. Константин (Савурский; † 1785), при котором были построены пекарня, просфорня, колокольня, новая ограда со св. воротами, а на месте старого Никольского храма - кирпичная трапезная церковь (1781-1784).

В 1770 г. в заштатной обители проживали 16 монашествующих, в 1777 г.- 11, в 1783 г.- 9 чел. Ежегодно в Н. Г. м. направлялось по неск. ссыльных - как священнослужителей, так и мирян. Напр., в 1777 г. здесь жили Иван Кулик и Иосиф Паралич (Палич?), присланные из Запорожской Сечи «на покаяние» за убийство во время ссоры казаков с однодворцами Алексеевской слободы. По ведомости 1770 г., в монастырской дер. Горналь, на хуторах Прикольском и Ивашковском, на суджанской и миропольской мельницах насчитывалось 80 крестьянских дворов, а подданных муж. пола - 315 чел. Самый большой доход Н. Г. м. получал от продажи добываемой в горах извести и изготовленного на собственном заводе кирпича; также прибыль приносили фруктовые сады, бахчи и пасека. Монахи сдавали в аренду рыбные ловли, держали скот, особенно много было рабочих волов. В 1781 г. игум. Константин сообщал в епархию, что Н. Г. м. «как ныне, так и впредь содержаться может без всякой нужды» (Там же. С. 228). К 1785 г. обитель располагала 1255 дес. земли; подмонастырская слобода Горналь состояла из 44 крестьянских дворов. От кошелькового сбора доход был небольшим и собирался гл. обр. во время монастырского праздника в дни памяти свт. Николая Чудотворца, в т. ч. 11 мая, когда в обители открывалась ярмарка.

В 1785 г., при игум. Оресте (Флоринском), Н. Г. м. был закрыт, Преображенский храм обращен в приходский, Никольская ц., кельи и др. постройки разобраны на кирпич, к-рый продали с аукциона помещику с. Рождественского Л. П. Тимченко. Ярмарку перевели в слободу Юнаковку Сумского у. Самые ценные предметы утвари и реликвии перенесли из Н. Г. м. в белгородский Николаевский мон-рь, остальные - в приходские церкви Миропольского у. К нач. XIX в. на территории бывш. обители стояли деревянные Преображенская ц., кельи и ограда с небольшими 4-угольными башнями. В Подмонастырской слободе было 44 крестьянских двора, в к-рых проживали 159 мужчин и 157 женщин (ИРИ. Ч. 3. С. 470).

Сохранилось описание Преображенской ц.: «...пол каменный из разноцветных плит, иконостас прочной и красивой архитектуры с неглубокой резьбой. В западном притворе иконы ярких и свежих красок. Другой иконостас греческого письма». Главной святыней храма являлся чтимый список Пряжевской иконы Божией Матери, выполненный на полотне (высота 1 аршин 3 вершка, ширина 13 вершков). Согласно надписи на задней стороне образа, в 1792 г. икона обновилась «с сохранением в неприкосновенности ликов Богоматери и Младенца». После закрытия Н. Г. м. «по показанию окрестных жителей в бывшем монастырском храме стали совершаться чудесные явления. Несмотря на то, что после богослужения свечи аккуратно тушились, на утро некоторые из них находили горящими. Это повторялось много раз, пока не была обретена Пряжевская икона». По преданию, накануне закрытия мон-ря живописец Иван Федорович Белый услышал некое повеление «свыше», чтобы он обновил икону, написанную на полотне, скатанную в трубку и спрятанную за иконостасом, но лики на иконе должны оставаться нетронутыми. Белый исполнил повеление (Белогорская Николаевская пуст. 1912. С. 8-13).

Пряжевская икона Божией Матери. Фотография. 10-е гг. XXI в.Пряжевская икона Божией Матери. Фотография. 10-е гг. XXI в.

В 1858 г., после молебна перед иконой, к-рый отслужил приходский свящ. Андрей Вороновский, исцелился от «слабости всего организма и болезни ног» суджанский купец Косма Иванович Купреев († 3 марта 1869). В благодарность он решил украсить образ серебряной ризой, а также восстановить Н. Г. м. на свои средства. В ответ на прошение купца Высочайшим повелением от 24 авг. 1863 г. мон-рь был учрежден с наименованием Белогорская Николаевская пустынь. В 1859 г. первыми ее насельниками стали Косма Купреев (мон. Киприан) и его сыновья, Федор (мон. Филарет) и Владимир (мон. Венедим, иеросхим. Владимир), пожертвовавшие обители 13,5 дес. земли, каменные лавки и 2 дома в Судже, салотопильный завод, пасеку и все свое хозяйство стоимостью 35 тыс. р.

Первый настоятель возобновленного мон-ря игум. Нестор в рапорте 1864 г. Курской духовной консистории писал, что «на поклонение Пряжевской иконе Божией Матери ходили окрестные и дальние жители не в малом количестве, получая помощь и утешение», «приходские священники совершали пред этой иконой молебствия во всякое время года» (Там же. С. 9). В обители был построен небольшой каменный храм свт. Николая Чудотворца (1865), с 2 сторон охваченный келейными корпусами на полуподвалах, а также каменный 5-главый 3-престольный Преображенский собор (1888-1893) в неовизант. стиле с 4-ярусной колокольней и теплой ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1869-1870) - четверик, завершенный невысоким куполом, с трапезной.

Пряжевский образ Божией Матери находился в иконостасе правого придела Преображенского храма, а зимой - в теплой Покровской ц. По субботам перед ним служили соборный молебен с акафистом. По благословению Синода с 1867 г. ежегодно после праздника Вознесения Господня совершался крестный ход с иконой в города Мирополье и Суджа, а также в слободы и селения Суджанского у.: Гончарную Гору, Заолешенку, Замостье, Русское Поречное, Черкасское Поречное, Казачью Локню, Мартыновку, Пушкарное и Конопельку. В Судже существовала монастырская Александро-Невская часовня. 13 сент. крестным ходом святыня возвращалась в обитель. Др. крестный ход был установлен в память спасения имп. Александра III Александровича и его семьи при крушении поезда 17 окт. 1888 г.: со вторника Фоминой недели икона 13 дней пребывала в селах и деревнях Суджанского у.: в Вел. и М. Рыбице, Груновке, Бариловке, Васильевке, Даниловке, Осоевке, Сенном и Криничном.

Др. святыней Н. Г. м. являлась «древняя» икона свт. Николая Чудотворца (высота 1 аршин 7 вершков, ширина 13 вершков), по преданию, принесенная основателями из Дивногорской обители. Летом она находилась в иконостасе левого придела Преображенского храма, зимой - в Покровской ц. По четвергам перед ней служили соборный молебен с акафистом святителю. Накануне 6 дек. и 6 мая икону переносили в Никольскую ц. В обители хранился резной кипарисовый крест с частицами мощей афонских святых прп. Нила и прмч. Акакия Нового. После кончины иеросхим. Владимира (Купреева) в мон-ре хранились 2 его иконы. В одной из них помещены частицы мощей сщмч. Климента, папы Римского, преподобных Симеона Юродивого, Иоанна Постника, Ксенофонта и Марии и чад их - Аркадия и Иоанна; в другой «под воскомастикой» - частицы мощей вмч. Пантелеимона, вмц. Анастасии Узорешительницы, мучениц Параскевы, Агафии, Василисы, Марины, прп. Макрины и частица Креста Господня.

Возможно, летом 1877 г. Н. Г. м. посещал Ф. М. Достоевский, отдыхавший вместе с семьей близ Мирополья, на хуторе М. Прикол. В 1905 г. в Н. Г. м. проживали 41 монах, послушник и 58 чел. на испытании. Обитель владела 255 дес. земли. С момента 2-го открытия Н. Г. м. настоятелями были архимандриты: Нестор - с 1863 г., Агапит - с 1890 г., Иоанн - с 1903 г., Пимен - с 1905 г., Мелитон - с 1908 г.

В 1922 г. Н. Г. м. был закрыт, но насельники некоторое время продолжали проживать на территории мон-ря, а также в меловых пещерах, сохраняя чудотворную Пряжевскую икону. После 1937 г. в упраздненном мон-ре разместили колонию для малолетних преступников, а позже - школу-интернат для детей-сирот. Покровский храм был отдан клубу, Преображенский и Никольский храмы разобраны на кирпич.

Митр. Курский и Рыльский Ювеналий (Тарасов) не раз ставил вопрос о передаче Церкви комплекса зданий мон-ря. Первое богослужение в возвращенной обители он совершил 19 дек. 2001 г., в день памяти свт. Николая Чудотворца.

Восстановлены храмы, братский и настоятельский корпуса. Среди святынь обители - чудотворная Пряжевская икона Божией Матери, ковчег с 84 частицами мощей Киево-Печерских святых, ковчег с частицей мощей свт. Иоасафа Белгородского, ковчег с частицами мощей преподобных старцев Оптинских. В 2008 г. архиеп. Конотопский и Глуховский Лука (Коваленко) передал мон-рю 9 частиц мощей преподобных старцев Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни. В июне 2002 г. возобновлена традиция крестных ходов с Пряжевской иконой в с. Мирополье Краснопольского р-на Сумской обл. (Украина). Начиная с 2014 г. крестный ход на территорию Украины отменен, вместо этого икону приносят в храм в честь Рождества Пресв. Богородицы в с. Гуеве Суджанского р-на, а затем доставляют автотранспортом в Свято-Троицкий храм г. Суджи. День празднования иконы - 8-я суббота после Пасхи.

С 2002 г. при Н. Г. м. работает швейная мастерская, в которой изготавливают богослужебные облачения. Монастырь имеет подворье в г. Курске.

К марту 2018 г. в Н. Г. м. проживали настоятель игум. Питирим (Плаксин) и 20 насельников.

Ист.: ОДДС. Т. 1. № 682. Стб. 724-725.
Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 470; Ч. 5. С. 72-78; Ч. 6. С. 333-334; ВОИДР. 1857. Кн. 25. Смесь. С. 40, 42; Субботин Н. И. Упраздненный Николаевский Белогорский мон-рь. СПб., 1862; Дмитрюков А. И. Городища и курганы в Суджанском и Рыльском уездах // Тр. Курского губ. стат. комитета. 1863. Вып. 1. С. 506-508; Зверинский. Т. 2. С. 152, 221; Вержбицкий Т. И. Ист. заметки о г. Судже и его уезде // Памятная книжка Курской губ. 1894. Отд. 2. С. 91-99 (отд. паг.); Златоверховников Н. И. Памятники старины и нового времени и др. достопримечательности Курской губ. Курск, 1902; Лебедев А. С. Белогородские архиереи и среда их архипастырской деятельности. Х., 1902; Денисов. 1908. С. 357; Белогорская Николаевская пустынь и ее святыни: Кр. ист. очерк. Курск, 1912; Цапенко М. П. По западным землям Курским и Белгородским. М., 1976; Арцыбашева Т. Н. Курский край и монастырская культура. Курск, 1998; Антошечкина О. А. Горнальский Свято-Николаевский муж. монастырь // Рус. мон-ри: Юг России. М., 2006. С. 222-235.
Д. Б. К.
Рубрики
Ключевые слова
См.также