НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том L, С. 635-636
опубликовано: 14 декабря 2022г.

НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. 1886–1887 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. 1886–1887 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.

(Покровской епархии Саратовской митрополии), находится в пос. Монастырском Пугачёвского р-на Саратовской обл. Первоначально мужской. Основан, вероятно, во 2-й пол. XVIII в. как старообрядческий скит в излучине р. Б. Иргиз выходцем с Ветки (совр. Белоруссия) священноиноком Пахомием (подробнее см. Иргизские монастыри). Наиболее достоверным годом устроения обители исследователи считали 1764-й (Добротворский. 1857. № 2. С. 384; Попов. 1866. С. 51) или 1762-й (Соколов. 1888. С. 37).

В обители, первоначально называвшейся Пахомиевым Средним скитом, была сооружена деревянная часовня во имя свт. Николая Чудотворца. После возведения при настоятеле Антонии одноименного деревянного 19-главого храма с колокольней (1788-1790) скит стал называться Средненикольским. К 1800 г. были построены также деревянные теплая ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1798-1799) и 40 келий; территорию обители с 3 сторон окружала деревянная ограда с 4 воротами, имелись монастырский хутор и пчельник (Соколов. 1888. С. 89-90; Наумлюк. 2009. С. 44).

Согласно статистическому описанию 1827-1828 гг., на территории мон-ря (486 саж.) находились 58 деревянных келий, крытых тесом и драньем, одна братская, келарня, пекарня, кладовая, 2 хлебных амбара, 3 сарая, 2 конюшни и колодец. Поблизости располагался монастырский хутор с 2 кельями и 4 сараями. В одной версте от мон-ря находился пчельник с кельей, омшаником и 60 ульями пчел. При Н. Ч. м. имелись также кирпичная кузница с одним горном и мельница. В хозяйстве насчитывалось 20 волов, 17 дойных коров, лошади. По генеральному межеванию 1801 г. монастырь получил «в вечное владение» 1653 дес. земли, в т. ч. 410 дес. 1668 кв. саж. пашни, 166 дес. 1660 кв. саж. сенокоса, 437 дес. 61 кв. саж. леса (Лебедев. 1911. С. 5-7). К кон. 1833 г. в обители проживало более 250 чел.

Указом Саратовской духовной консистории от 6 февр. 1837 г. скит был обращен в единоверие и преобразован в Средненикольский муж. общежительный мон-рь 3-го класса. Процесс присоединения обители к единоверию длился с февр. по март того же года в присутствии саратовского губернатора А. П. Степанова (1781-1837) при участии военной и пожарной команд, т. к. насельники оказывали решительное сопротивление переходу в единоверие. В марте 1837 г. Н. Ч. м. возглавил архим. Зосима, прибывший из Высоковского единоверческого мон-ря Костромской губ. 28 авг. того же года сгорели 23 кельи и хозяйственные постройки, обитель пришла в упадок.

31 авг. 1843 г. Н. Ч. м. был преобразован в женский, в него перевели принявших единоверие насельниц соседней упраздненной Покровской обители, а также сестер Максаковского единоверческого мон-ря Черниговской губ. Первой настоятельницей (1843-1862) стала бывш. максаковская насельница инокиня Евфросиния (Ерёмина), затем мон-рь возглавляли игум. Асенфая (Кудинова), мон. Капитолина (Пантелеймонова), игумении Маргарита (Тихонова), Серафима (Саблина), в 1910-1917 гг. обителью управляла Августа (Афанасьева). В 40-х гг. XIX в. в Н. Ч. м. проживало ок. 40 чел., к 1914 г.- 98 чел., в т. ч. 2 игумении и 19 мантийных монахинь. В 1914 г. в обители служили 2 священника и диакон, проживавшие в отдельных деревянных домах. В 1893-1895 гг. в Н. Ч. м. служил диакон (впосл. священник) Феодор Павлович Ушаков (род. в 1864), убитый красноармейцами 23 июня 1918 г. в с. Питерка Новоузенского у. Самарской губ., в день праздника Св. Троицы.

Келейный корпус. Нач. XX в. Фотография. 10-е гг. XXI в.Келейный корпус. Нач. XX в. Фотография. 10-е гг. XXI в.

В 1851 г. Николаевский у. Саратовской губ., в к-ром находилась обитель, вошел в состав новообразованной Самарской губ. В Н. Ч. м. было воздвигнуто 2 церкви. К 1861 г. деревянная Покровская ц. обветшала, и в 1871 г. на ее месте поставили деревянную на каменном фундаменте часовню для чтения Псалтири. В 1864 г. в перестроенном каменном здании ризницы был освящен теплый Покровский храм. В 1886 г. деревянная холодная Никольская ц. была перестроена и 31 мая 1887 г. освящена. При ней воздвигли 4-ярусную деревянную, обшитую тесом колокольню (высота с крестом 12 саж.). Также в Н. Ч. м. имелись 2 деревянных 2-этажных корпуса и 9 одноэтажных корпусов, в одном из которых размещалась больница на 5 чел. В 1891 г. в мон-ре было открыто училище для детей из окрестных сел. В 1893 г. в нем обучались 12 девочек, находившихся на полном содержании обители. При Н. Ч. м. имелись каменная кузница, ветряная мельница с 2 поставами и кирпичный завод. В Самаре было построено монастырское подворье с деревянным домом, флигелем и хозяйственными службами.

В ризнице Н. Ч. м. хранились 5 Евангелий, напечатанных при царе Михаиле Феодоровиче.

В 1918 г. Н. Ч. м. был закрыт. С февр. 1918 по янв. 1920 г. все постройки и имущество мон-ря находились в ведении Николаевского уездного земельного отдела. В Никольском храме устроили зернохранилище. Постановлением Пугачёвского уездного исполкома от 11 февр. 1920 г. здания Н. Ч. м. были переданы в распоряжение уездного отдела народного образования, в Никольской ц. размещен клуб. Трудоспособные монахини были мобилизованы на различные работы, часть сестер трудилась на молочной ферме. Монастырский фруктовый сад перешел в ведение райсобеса. В 1922 г. были муниципализированы помещения подворья в Самаре. В 1929 г. разобрали Покровский храм, из кирпича выстроили силосную башню для хранения зерна. С 1930 г. на территории Н. Ч. м. располагалась колхозная бригада. В одном из бывш. монастырских зданий был основан опорный пункт «Международная объединенная помощь революции». По первым буквам этих слов колхозное поселение получило название МОПР. В 2008 г. Саратовская областная дума приняла решение о переименовании пос. МОПР в пос. Монастырский.

В 1997 г. прихожане Воскресенского храма г. Пугачёва начали восстановление Никольской ц. пос. МОПР. 26 нояб. 1998 г. Мин-вом юстиции Саратовской обл. был зарегистрирован приход. При храме, на территории бывш. мон-ря, образовалось сестричество.

По благословению патриарха и Синода 28 дек. 2000 г. при Никольском храме был учрежден женский мон-рь, настоятельницей определена по представлению архиеп. Саратовского и Вольского Александра (Тимофеева) монахиня Севастиана (Власова; впосл. игумения). Восстановлены 2-этажный кирпичный келейный корпус (нач. XX в.), трапезная (нач. XX в.), ограда, построена баня. 20 сент. 2008 г. еп. Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин) в сослужении игуменов Евфимия (Митрюкова) и Амвросия (Волкова) и др. совершил чин освящения Никольской ц. и первую Божественную литургию в ней. 17 апр. 2010 г. еп. Лонгин передал в храм частицу мощей прп. Сергия Радонежского. 22 нояб. 2014 г. еп. Покровский и Николаевский Пахомий (Брусков) совершил великое освящение небольшого храма-часовни в честь Покрова Пресв. Богородицы (2013-2014). 28 окт. 2016 г. наместник московского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери ставропигиального мужского монастыря еп. Егорьевский Тихон (Шевкунов) передал в дар обители ковчег с частицей мощей свт. Николая Чудотворца. В мон-ре проживает ок. 15 насельниц.

Ист.: Рыков Ю. Д. Новонайденная Повесть о разорении иргизского Средне-Никольского мон-ря в 1837 г. // Старообрядчество в России (ХVII-ХХ вв.). М., 1999. [Вып. 1]. С. 301-313.
Лит.: Добротворский И. М. Ист. сведения об иргизских мнимо-старообрядческих мон-рях до обращения их к единоверию // ПС. 1857. Ч. 1. № 2. С. 376-481; № 3. С. 519-590; Попов Н. И., изд. Ист. очерки беглопоповщины на Иргизе в 1762-1866 гг.: Старообр. мон-ри. М., 1866. (Сб. для истории старообрядчества; Т. 2. Вып. 4); Дубакин Д. Н. Иргизские раскольничьи мон-ри. Самара, 1882; Соколов Н. С. Раскол в Саратовском крае. Саратов, 1888. С. 109-203; Лебедев А. А. Мат-лы для истории раскола в Поволжье: Кр. очерк истории Иргизских раскольнических мон-рей. Саратов, 1910; он же. К истории старообрядчества на Иргизе. М., 1911; Мон-ри Самарского края (XVI-XX вв.) / Сост.: B. C. Блок, К. А. Катренко. Самара, 2002. С. 97-112; Каргин Ю. Старообрядцы на Иргизе // Рус. мон-ри: Ср. и Ниж. Волга. М., 2004. С. 418-425; Полозов С. П. Из истории прииргизского старообрядчества XVIII-XIX вв. // Вопросы музыкознания и муз. образования. Новокузнецк, 2004. Вып. 3. С. 19-38; Феоктистов А. А. Св.-Никольский жен. мон-рь близ г. Пугачёва (Николаевска) // Рус. мон-ри: Ср. и Ниж. Волга. М., 2004. С. 408-417; Наумлюк А. А. Центр старообрядчества на Иргизе: появление, деятельность, взаимоотношения с властью. Саратов, 2009. С. 4-93; Полозова И. В. Иргизские и черемшанские мон-ри и их роль в жизни саратовского старообрядчества // Изв. Саратовского ун-та. Сер.: История. Саратов, 2013. Т. 13. Вып. 1. С. 102-109.
Д. Б. К.
Рубрики
Ключевые слова
См.также