НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ИЗМАИЛЬСКИЙ КРЕПОСТНОЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том L, С. 644-647
опубликовано: 15 декабря 2022г.

НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ИЗМАИЛЬСКИЙ КРЕПОСТНОЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. 1841 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. 1841 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.

(Одесской епархии УПЦ), находится в г. Измаиле Одесской обл. (Украина). Точное время основания неизвестно, упоминается с сер. XVII в. как метох. Вероятно, на месте буд. обители в XVI в., при молдав. правителе Петру IV Рареше, был выстроен храм во имя свт. Николая Чудотворца (Nistor. 2002. Р. 29). Поскольку 1-е известное в истории упоминание г. Измаила датируется 1542 г. (ранее на его месте находилась средневек. генуэзская крепость), церковь могла быть сооружена во 2-й период правления Рареша, между 1541 и 1546 гг. По грамоте патриарха К-польского Иоанникия II Линдиоса от 2 июня 1648 г. приходскому Николаевскому храму, на тот момент относившемуся к юрисдикции Проилавской и Измаильской митрополии, разрешалось перейти в ставропигию К-польского Патриархата со статусом метоха (в подчинение афонскому мон-рю Каракал). При этом было поставлено условие, что святогорская обитель направит в этот храм иеромонаха и иеродиакона. За это К-польский Патриархат ежегодно получал 40 литров икры и 100 яиц от общины храма (Actele bisericii Sfântul Nicolae din Ismail // Melchisedec (Ştefãnescu), ep. Chronica Huşilor şi a Episcopiei cu aseminea numire dupre documentele Episcopiei şi alte monumente ale terei. Bucur., 1869. P. 152-156; Documente privitoare la istoria românilor. 1915. Vol. 14/1. P. 193-194).

В нояб. 1643 г. соседний с Николаевской ц. храм в честь Успения Пресв. Богородицы Иерусалимского Патриархата получил ставропигиальный статус, к-рый утвердил патриарх К-польский Парфений I (Actele bisericii Sfântul Nicolae din Ismail // Melchisedec (Ştefãnescu), ep. Chronica Huşilor şi a Episcopiei cu aseminea numire dupre documentele Episcopiei şi alte monumente ale terei. Bucur., 1869. P. 170-173). В документе упоминается, что Успенская ц. состоит под патронатом «великого чашника» Георге Лупу - брата Василе Лупу, господаря Молдавского княжества в 1634-1653 гг. В мае 1651 г. Измаил посетил келарь Троице-Сергиева мон-ря иером. Арсений (Суханов), упомянувший о каменной церкви в Измаиле, построенной воеводой Василе Лупу. Известно, что правитель Лупу стремился перенести резиденцию митрополита Проилавского и Измаильского из Брэилы (Проилавы) в Измаил. Он же построил в 1640 г. храм в соседнем г. Килия.

Между 1643 и 1648 гг. на нижнем Дунае основана Брэиловская и Измаильская митрополия. Резиденция митрополита оставалась в Брэиле, хотя Измаил и был 2-й кафедрой. Только с 1751 по 1770 г. и с 1774 по 1789 г. резиденция находилась в Измаиле, но не при Николаевской ц., а при главном правосл. храме крепости Измаил XVII-XVIII вв.- кафедральном соборе св. Параскевы (не сохр.), к-рый, согласно планам 1770 и 1771 гг., располагался на городской площади, в 96 м на северо-запад от совр. Монастырской арки.

Первое упоминание метоха Св. Гроба при Успенском храме в Измаиле относится к 1699 г., когда синодальной грамотой патриарха К-польского Каллиника II Акарнана был подтвержден статус метоха в Измаиле как ставропигии Иерусалимского Патриархата. В грамоте также указано, что такое положение согласовано как с патриархом Иерусалимским Досифеем II Нотарой, так и с господарем Валахии Константином Брынковяну (1654-1714) (Documente privitoare la istoria românilor. 1915. Vol. 14/1. P. 322). Поскольку Успенский храм в документе упоминается как новопостроенный, есть все основания полагать, что его восстановил (на месте старой церкви) именно Константин Брынковяну, известный строитель церквей и мон-рей. Следующее упоминание о метохе Св. Гроба при Успенском храме относится к 27 авг. 1706 г., когда патриарх К-польский Гавриил III сообщал игумену метоха (не названному по имени), что последнему с братией предписывается ежегодно поставлять 10 ведер черной икры для патриарха Иерусалимского, а Брэиловской епархии патриарх предлагал игумену платить дань рыбой, а не икрой (Ibid. P. 376-377). Из документа следует, что уже в 1706 г. при Успенском храме существовала обитель.

Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. 1852 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. 1852 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.

В 1769 г. русский путешественник Клейман, описывая крепость Измаил, сообщал, что «крепость была слабоукрепленной, но в ней находилось два монастыря - Успенский и Николаевский». Но на плане Измаила 1770 г. указан только один мон-рь, расположенный на берегу Дуная, посреди молдав. части Измаила, что территориально соответствует расположению совр. Успенского храма. 12 дек. 1771 г. командующий рус. армией в Молдавии гр. П. А. Румянцев-Задунайский и начальник Измаильского гарнизона ген.-майор О. А. Вейсман фон Вейсенштейн выдали игумену Успенской обители Иакову с братией т. н. открытый лист. Согласно грамоте, мон-рь получал право распоряжаться своей недвижимостью; также обители разрешалось пользоваться ежегодным жалованьем в размере 300 р., отпускавшимся на нужды обители Иерусалимским Патриархатом (Коломойцов. 1912). Но в 1774 г. по Кючюк-Кайнарджийскому миру крепость Измаил возвращена Османской империи.

12 дек. 1790 г., после штурма Измаильской крепости суворовскими войсками, в Николаевской ц. был отслужен благодарственный молебен. Начиная с 1790 г. документы упоминают о существовавшем при Николаевском храме метохе ясского Трехсвятительского мон-ря, к-рый ввиду начавшейся кампании постепенного упразднения подворий зарубежных обителей в крае стал самостоятельным епархиальным мон-рем свт. Николая, подчиненным Молдово-Влахийской дикастерии. Одновременно продолжал существовать и соседний с ним Успенский мон-рь.

В 1811 г. протоиерей Аккерманского цинута Феодор Молявинский, окормлявший храмы города в первые годы после присоединения Измаила к России, сообщал, что Н. И. м. и Успенскому мон-рю принадлежит ок. 40 лавок, но документы о недвижимом имуществе частично утрачены после взятия Измаильской крепости российскими войсками, поэтому возникла необходимость составить опись этих имений и «обратить их в пользу Молдово-Влахийской экзаршеской дикастерии» (цит. по: Щеглов. 1898. С. 806-807). Ктитором обители до 1812 г. был монах ясского Трехсвятительского мон-ря Иоанн Бэрбиерул; после его бегства из Измаила ктитором стал местный житель Константин Грек.

Первая опись Н. И. м., сделанная 1 апр. 1813 г. новоназначенным благочинным Измаильского городского окр. прот. Никитой Гризяном и старостами, фиксирует упадок обители: ее окружали ветхие каменные стены, за к-рыми находились 33 деревянные кельи, покрытые камышом или черепицей, здесь проживали только ясский иером. Иосиф и 2 священника, в остальных кельях - купцы. На территории Измаильской крепости по ул. Греческой Н. И. м. принадлежали 9 деревянных лавок, где либо проживали купцы, либо квартировали офицеры. Для окормления греч. населения крепости в штат обители указом еп. Бендерского и Аккерманского Димитрия (Сулимы) 29 янв. 1815 г. был назначен свящ. Петр Леонис, переселившийся из Греции.

После объединения в 1818 г. Измаила с соседним новопостроенным г. Тучковом из района крепости на новую территорию города переехала часть населения. Монахи Н. И. м. тоже просили дикастерию позволить им переехать в новопостроенную часть Измаила, но получили отказ. В 1819 г. через суд благодаря поддержке митр. Кишинёвского и Хотинского Гавриила (Банулеску-Бодони) Н. И. м. добился возвращения земельных угодий, захваченных светскими лицами. В том же году Успенский монастырь, пришедший в окончательный упадок, стал приписным к Н. И. м. В 1841 г. на пожертвование (8 тыс. р.) патриарха Иерусалимского Афанасия V в Успенском мон-ре была построена новая каменная Успенская ц. В 1852 г. в Н. И. м. рядом со старым был построен новый кирпичный Никольский храм; вскоре старую церковь снесли и на ее месте поставили небольшую часовню (не сохр.). В 1834 г. близ колонии Сатунов (ныне с. Новосельское Ренийского р-на) был построен приходский храм сщмч. Ферапонта, еп. Кипрского (в честь спасения имп. Николая I Павловича во время перехода рус. войск через Дунай, происшедшего, по преданию, в день памяти сщмч. Ферапонта, 27 мая 1828). В 1857 г. при храме был открыт монастырский скит.

В 1859 г. в рамках проводимой политики секуляризации церковных имений господарь Соединённых княжеств Молдовы и Валахии Александру Йоан Куза закрыл Никольский и Успенский мон-ри. С присоединением в 1878 г. Бессарабии к России Н. И. м. был восстановлен как Крепостной Успенский мон-рь, построены 2 каменных келейных корпуса, трапезная. Фактически территории Н. И. м. и существовавшего до 1859 г. Успенского мон-ря, к-рые ранее были разграничены высокой каменной стеной, объединили. В состав Н. И. м. вошел также новый участок - т. н. Крестовоздвиженское отд-ние Крепостного мон-ря, включавшее бывш. приходский храм - Крестовоздвиженский собор у Киликийских ворот Измаильской крепости, перестроенный из тур. мечети и освященный в 1810 г. Главной достопримечательностью этого храма стали установленные на звоннице в его дворе 8 колоколов (дар имп. Николая I Павловича), крупнейший из них весил 140 пудов. В 1909 г. Крестовоздвиженский храм был капитально отремонтирован и реконструирован. В нем были установлены мраморные мемориальные доски в честь ген.-майора С. Тучкова, а также прот. Феодора Молявинского (освятил храм в 1810), прот. Никиты Гризяна (настоятель в 1810-1813), прот. Иосифа Михайлова (настоятель в 1813-1840), прот. Петра Струковского (настоятель в 1840-1857) и прот. Иосифа Гризяна (настоятель с 1857).

С янв. 1910 г. Крепостной мон-рь был местом пребывания епископов Измаильских, викариев Кишинёвской епархии. В 1910-1912 гг. отреставрированы Никольский и Успенский храмы, увеличена численность монахов. Инициатором возрождения обители стал архиеп. Кишинёвский и Хотинский сщмч. Серафим (Чичагов), к-рый в докладах в Синод подчеркивал, что в условиях усиления в Юж. Бессарабии старообрядческого движения и прорумын. настроений, а также распространения сектантства именно Успенский мон-рь должен стать опорой рус. Православия и государственности в крае. При архиеп. Серафиме число братии возросло до 46 чел. В 1910-1913 гг. на территории обители построена архиерейская резиденция. Последний еп. Измаильский Дионисий (Сосновский) за отказ присоединиться к Румынской Православной Церкви депортирован властями Румынии в 1918 г. на территорию СССР, где был убит большевиками под Киевом.

В 1924 г. в Н. И. м. была перенесена из г. Четатя-Албэ (ныне Белгород-Днестровский) резиденция епископа Четатя-Албского и Измаильского - главы новой епархии. Здесь был освящен зимний домовый Покровский храм, а также открыт епархиальный церковно-исторический музей, в организации к-рого принял участие крупнейший румын. историк Николае Йорга; в 1936 г. музею присвоен гос. статус. В 1935 г. по инициативе еп. Четатя-Албского и Измаильского Дионисия (Ерхана) при обители открыли приют для детей-сирот. Одновременно на той же территории действовал Крестовоздвиженский храм в статусе приходского, настоятелем в 1923-1945 гг. являлся клирик гагаузского происхождения свящ. Николай Чакир. В 1934 г. Ферапонтовский скит Н. И. м. был преобразован в жен. мон-рь, в котором постоянно проживали 12 насельниц. В 1937 г. мон-рю принадлежали 25 га, а Ферапонтовской обители - 35 га земли.

К мон-рю был также приписан Параскевинский муж. скит с ц. во имя прп. Параскевы Сербской (1934), построенный землевладельцем М. Чумаком между селами Фуратовка и Николаевка (ныне Саратского р-на). До 1947 г. в скиту проживали 5 монахов. Последними настоятелями скита были игум. Феофан (Шалле; 1947-1948) и игум. Маркелл (Имеш; 1948-1949). Под давлением властей в 1947-1949 гг. число насельников уменьшилось до 3 чел. По требованию уполномоченного еп. Измаильский и Болградский Анатолий (Бусел) распорядился перевести братию в Рождество-Богородичный женский мон-рь с. Александровка Болградского р-на. 16 июня 1949 г. Одесский облсовет принял решение о закрытии Фуратовского скита, его здания вскоре были снесены.

В 1841-1943 гг. в Н. И. м. проживали более 20 монахов. К авг. 1944 г. советские войска освободили Измаил от румын. фашистов; Успенский храм пострадал от военных действий, а почти все монахи обители бежали в Румынию. В течение неск. лет в Измаил приехали 8 монахов из др. епархий, однако новым насельникам не позволили проживать на территории крепости, поэтому для них был обустроен фактически нелегальный мон-рь при Измаильском архиерейском подворье (Покровском кафедральном соборе) в новой части города.

В 1945 г. в Н. И. м. уже проживали 11 монашествующих (среди них - только 3 иеромонаха: Иларий (Коссу), Маркелл (Имеш) и Филарет (Касиян)), а также 2 несовершеннолетних послушника, вскоре выдворенные властями из обители (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 645). После войны в обители остались неповрежденными только Никольский храм, братский корпус (16 келий) и глиноземный сарай; уцелели также архиерейский дом с зимней ц. во имя вмч. Димитрия Солунского и Крестовоздвиженский храм, где сохранялась «суворовская» мемориальная доска, посвященная участникам Измаильской битвы. Успенский храм в ходе боев получил трещины, также пострадали расположенные близ него бывш. игуменский дом и 2-й братский корпус (28 келий), занятые Дунайской флотилией под складские помещения. Обитель имела 14 га земли, но при этом была обязана также обрабатывать подсобное хозяйство Дунайской флотилии. В обитель заселили неск. семей моряков флотилии.

В нояб. 1946 г. под давлением властей еп. Измаильский и Болградский Максим (Бачинский; † 1953) решил перевести братию в Параскевинский скит близ с. Фуратовка Бородинского (ныне Саратского) р-на. Архиерей ссылался на потерю мон-рем былого духовного значения и на то, что насельники не могут проживать в обители в условиях, когда в нее заселили светских лиц - на территории бывш. Измаильской крепости возник целый поселок для моряков Дунайской флотилии и их семей. После упразднения мон-ря еп. Максим планировал разместить в здании братского корпуса загородный архиерейский дом, хотя уполномоченный по делам РПЦ в Измаильской обл. М. Колосенко уже разработал план по изъятию у Церкви зданий бывш. обители. В нач. 1947 г. еп. Максим, настаивавший на немедленном упразднении мон-ря без согласования с Московской Патриархией и Украинским Экзархатом РПЦ, по жалобам духовенства был временно отстранен от управления епархией и отозван в Москву. Эти события оттянули закрытие обители до лета 1947 г., когда почти вся братия во главе с настоятелем иером. Феофаном (Шалле) переехала в Параскевинский скит. Вместо обители была образована приходская община Никольского храма, настоятелем стал иером. Иларий (Коссу) - единственный клирик, который не переехал в Фуратовку (ЦГАВО. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 68. Л. 212). В 1947 г. были снесены все постройки Ферапонтовской обители.

Община была вынуждена освободить храм по требованию властей в нояб. 1948 г., церковное имущество перевезли в киевский в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь. Иером. Иларий был переведен клириком в домовую архиерейскую бесприходную церковь Измаила. Уполномоченный Колосенко и чиновники Измаильского облисполкома предлагали немедленно снести все здания обители, а на территории бывш. монастырской усадьбы построить Суворовское уч-ще. Однако уполномоченный Совета по делам РПЦ при Совете Министров УССР П. С. Ходченко распорядился иначе. В 1947 г. поврежденная во время боев Успенская ц. была обследована Комиссией по делам архитектуры при Совете Министров УССР и внесена в список памятников архитектуры республиканского значения. Также в 1947 г. в здании Успенского храма открыт Измаильский исторический музей А. В. Суворова.

Утверждение 14 окт. 1948 г. Советом Министров УССР положения об охранных зонах вокруг памятников архитектуры стало поводом для немедленного закрытия и близлежащего Николаевского монастырского храма. В 1973 г. здание бывш. Крестовоздвиженского собора обители было реконструировано под тур. мечеть в целях «воссоздания исторического облика крепости» и для формирования посвященной Измаильской битве 1790 г. диорамы; над ним установили полумесяц. В Никольском храме в 1984 г. открыли Музей истории религии и атеизма, просуществовавший до нач. 90-х гг. ХХ в. Успенский храм, в котором с 1974 г. находился один из выставочных залов, впосл. пришел в упадок из-за отсутствия ремонта. Монастырские келейные корпуса были разобраны.

25 апр. 1995 г. Одесский облсовет передал УПЦ Николаевскую и Успенскую церкви. 27 марта 2002 г. установлена традиция совершать крестный ход от кафедрального Покровского собора Измаила до Н. И. м. в день празднования Феодоровской иконе Божией Матери, чтимая копия к-рой была принесена в Измаил из Москвы. Этим же крестным ходом от центра Измаила до крепости верующие пронесли 6-метровый поклонный крест, привезенный с Соловков и 21 авг. 2001 г. освященный патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Крест установили рядом с Николаевским храмом в память о рус. воинах, погибших при штурме тур. крепости Измаил.

25 сент. 2002 г. Николаевский и Успенский приходы преобразованы в Н. И. м. Одесской епархии. Главной святыней обители является чтимая икона Божией Матери «Избавительница». На территории обители освящена купель при источнике во имя священноисп. Луки (Войно-Ясенецкого). В 2009 г. на месте бывш. Параскевинского скита построен приходский храм во имя св. Параскевы Сербской.

Ист.: Documente privitoare la istoria românilor / Ed. E. de Hurmuzaki. Bucur., 1915. Vol. 14: Documente greceşti privitoare la istoria românilor. Pt. 1: (1320-1716); Documente turceşti privind istoria României. Bucur., 1976. Vol. 1.
Лит.: Щеглов Д. Измаильские мон-ри // Кишинёвские ЕВ. 1898. № 24. Отд. неофиц. С. 806-813; Галкин М. С. Измаил и его военно-ист. памятники. Од., 1902; Коломойцов П. Т. Ген.-лейтенант С. А. Тучков, основатель нынешнего г. Измаила: (Биогр. очерк). Од., 1908; он же. Бывш. крепость Измаил и ее памятники. Киш., 1912; Мовчан Б. Я. Памятники рус. архитектуры в Измаильской обл. // Архит. наследство. М., 1959. Вып. 9. С. 201-208; Бачинська О. А. Украïнське населення придунайських земель XVIII - поч. XX ст.: (Заселення i економiчне освоєння). Од., 2002; Nistor I. I. Istoria românilor. Bucur., 2002. Vol. 1.
В. Г. Пидгайко
Рубрики
Ключевые слова
См.также