НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ МОРСКОЙ СОБОР
Том L, С. 649-657
опубликовано: 15 декабря 2022г.

НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ МОРСКОЙ СОБОР

Никольский Морской собор в Кронштадте. 1903–1913 гг. Архит. В. А. Косяков. Фотография. 2009 г.Никольский Морской собор в Кронштадте. 1903–1913 гг. Архит. В. А. Косяков. Фотография. 2009 г.

в Кронштадте (Якорная пл., 1), главный храм Российского флота, выдающийся памятник архитектуры визант. стиля. Идея строительства в Кронштадте храма-памятника «чинам флота, погибшим при исполнении служебного долга», была связана с 200-летием русского флота. 15 окт. 1896 г. главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Н. И. Казнаков представил управляющему Морским мин-вом предварительные план и смету на сооружение каменного собора, которому следовало стать «не только местом молитвы, но и памятником, ибо Кронштадт есть колыбель русского флота». Их составил гражданский инженер В. П. Шаверновский. 9 дек. идея строительства была одобрена имп. Николаем II, 11 дек. было утверждено предложение Казнакова отвести под собор место на Якорной пл., где ранее находился склад старых якорей. 17 марта 1897 г. последовало Высочайшее разрешение на сбор пожертвований на строительство. Морское ведомство постановило ежегодно отчислять на сооружение собора 1/4 процента от жалованья, столовых денег и морского довольствия. Конкурсы на проект собора 1897 и 1898 гг. оказались безуспешны, хотя был премирован проект В. В. Суслова. Казнаков обратился с просьбой о составлении проекта к проф. А. О. Томишко, и один из его вариантов был Высочайше утвержден. Однако по инициативе ген.-адмирала вел. кн. Алексея Михайловича и адмирала С. О. Макарова, главного командира Кронштадтского порта, проект Томишко 5 июня 1900 г. оставлен императором «без исполнения». Морской технический комитет 7 окт. 1900 г. единогласно остановился на кандидатуре архит. проф. Василия А. Косякова. В Морском мин-ве был высоко оценен и его проект Николаевского собора в Либаве (1899, ныне Лиепая, Латвия). Начальник Главного управления кораблестроения и снабжения контр-адмирал В. П. Верховский удостоверил, что Косяков в Либаве «отнесся к делу весьма доброжелательно и делает все от него зависящее, чтобы удешевить постройку» (Исакова, Шкаровский. 2004. С. 159). Собор явился наиболее значимой работой Косякова (проектные чертежи зодчего находятся в Гос. архитектурно-строительной академии, С.-Петербург). В отделке и расчетах принимали участие братья Косякова - Владимир и Георгий. 16 апр. 1901 г. один из вариантов эскизного проекта был утвержден комитетом.

Имп. Николай II с семьей на освящении собора. Фотография. 1913 г.Имп. Николай II с семьей на освящении собора. Фотография. 1913 г.

1 сент. 1902 г. прав. Иоанн Кронштадтский отслужил молебен на начало строительства в присутствии главного командира порта вице-адмирала Макарова, 8 мая 1903 г. был совершен чин закладки в присутствии императора, имп. Марии Феодоровны и вел. князей. Прав. Иоанн одним из первых пожертвовал деньги на строительство собора (700 р.) и подписал соответствующее обращение, опубликованное в газ. «Котлин». Уже будучи неизлечимо больным, он посетил строящийся храм и в телеграмме имп. Николаю II писал, что «удивился его красоте, размерам, архитектуре, смелости и высокому художественному вкусу архитектора» (Источник живой воды: Жизнеописание св. прав. отца Иоанна Кронштадтского / Сост.: Н. И. Большаков. СПб., 1999р. С. 807). Детальный план чистовой отделки собора, представленный Косяковым, Высочайше одобрен 19 авг. 1908 г. Стоимость строительства, отделки и оборудования собора составила 1955 тыс. р., из них 1675 тыс. р. выделено из казны и 280 тыс. р. составили отчисления служащих Морского ведомства и частных лиц. Освящение храма-памятника состоялось 10 июня 1913 г. в присутствии имп. Николая II (к-рый ранее, 28 июля 1909, побывал на стройке) и вел. кн. Кирилла Владимировича. Его совершил протопресв. Георгий Шавельский в сослужении с благочинным морских церквей сщмч. Алексием Ставровским и прот. Иоанном Моревым. Приделы собора были посвящены: северный - апостолам Петру и Павлу (ап. Петр - покровитель основателя флота имп. Петра), южный - прп. Иоанну Рильскому, небесному покровителю св. Иоанна Кронштадтского. В 1913 г. на Якорной пл. перед храмом установлен памятник адмиралу Макарову работы скульптора Л. В. Шервуда.

Казанская икона Божией Матери. Мозаика сев. портала собора. Фотография. 2009 г.Казанская икона Божией Матери. Мозаика сев. портала собора. Фотография. 2009 г.

Проектируя собор, Косяков специально посетил К-поль для ознакомления с архитектурой храма Св. Софии и повторил его композицию (купольная базилика) с иным соотношением частей. Храм высотой 70,6 м с гигантским центральным куполом диаметром 26,7 м стал главной архитектурной доминантой Кронштадта, организующей пространственно-планировочную структуру города. Величественный главный купол виден со всех точек Невского фарватера. План храма близок к овалу. С востока и запада расположены по 3 полукупола-конхи: центральный большой и 2 малых. Центральный барабан прорезан 32 окнами в аркатурно-колончатом поясе. Западный фасад акцентирован крупномасштабным порталом, по сторонам к-рого - 2 ризалита, завершенные башнями-звонницами. Три арки портала оформлены парными гранитными колоннами с визант. капителями, над ними в центральной арке - парные терракотовые головки ангелов, в отделке использованы элементы романской архитектуры. Северный и южный фасады украшены высокими арками и круглыми окнами-«иллюминаторами» площадью 52 м с витражами (окна были выполнены Северным стекольно-промышленным об-вом, витражи - в мастерской братьев М. и А. Франк; в советское время утрачены). Окна фланкированы ризалитами, завершенными башнями (аналогичными тем, к-рые расположены на зап. фасаде). Башни боковых и зап. фасада увенчаны шлемовидными позолоченными куполами. Центральный купол храма, покрытый алюминием, украшен тисненым позолоченным орнаментом из якорей и спасательных кругов, оплетенных канатами, входные дубовые двери - бронзовыми накладными пластинами с изображением якорей и дельфинов. В отделке фасадов применены облицовочный желтый кирпич и гранит (основные мотивы - арочки и колонки).

Фасады декорированы мозаиками мастерской Фроловых, работавших и в Либавском соборе, и майоликовыми фризами (орнаментальные панно; фигуры архангелов, фланкирующие большие окна, и символы евангелистов были уничтожены в советское время; ныне воссозданы). Майолика выполнена в мастерских П. К. Ваулина и И. И. Гельдвейна. Эскизы для наружных изображений написал Ф. Р. Райлян. Над боковыми порталами главного входа находятся мозаичные иконы святых, в честь к-рых освящены центральный престол и приделы: слева - апостолов Петра и Павла, справа - свт. Николая и прп. Иоанна Рильского; над сев. порталом - Казанский образ Божией Матери (реставрирован), над юж. порталом - образ свт. Митрофана Воронежского (ныне полностью воссоздан). В. А. Фроловым по эскизам М. М. Васильева выполнены мозаики притвора-часовни на сюжеты Жития свт. Николая Чудотворца. В медальонах помещены изображения рус. св. князей - Владимира, Бориса, Глеба и кнг. равноап. Ольги. Мозаики часовни близки, как и мн. др. художественные элементы убранства собора, к «васнецовскому» стилю (реставрированы и частично воссозданы). Часовня освещалась лампадой в виде 3-мачтового корабля.

Свт. Николай Чудотворец на I Вселенском Соборе. Мозаика В. А. Фролова по эскизу М. М. Васильева в притворе собора. 1913 г. Фотография. 2009 г.Свт. Николай Чудотворец на I Вселенском Соборе. Мозаика В. А. Фролова по эскизу М. М. Васильева в притворе собора. 1913 г. Фотография. 2009 г.

Центральный купол собора покоится на 4 массивных пилонах, опираясь на паруса и подпружные арки. Его внутренняя высота - ок. 52 м. Подкупольное пространство вмещает 3 тыс. чел. Наос с 3 сторон окружен аркадами 1-го уровня и хоров в северном и южном нефах. Открытые галереи 2-го яруса, как и в к-польском соборе Св. Софии, визуально увеличивают и без того грандиозное пространство храма. В отделке использован разноцветный искусственный мрамор, капители колонн галерей выполнены в технике металлического литья.

Художественное убранство собора сочетало черты визант. стиля и элементы академической и древнерусской традиций, «романского» средневековья и раннего Возрождения, европ. модерна. Резной 4-ярусный, 3-частный, единый для 3 приделов иконостас был создан Н. А. Поповым по проекту Василия и Георгия Косяковых в визант. стиле из белого мрамора с мозаичными (на софитах порталов и по праздничному ряду) и бронзовыми вставками. Колонны были выполнены из красного мрамора, в декоре применялись горный хрусталь (розетки для икон на царских вратах, вставки в венчающий «гребень», подвески центрального креста), яшма и родонит (тумбы основания, порталы, «карниз» над пророческим рядом). Фигурные капители колонн отлиты из бронзы, киоты икон над диаконскими дверями - из серебра. Иконы написаны маслом на меди А. В. Троицким, одним из авторов росписи Новочеркасского Вознесенского собора (Лимаренко К. Х. Войсковой соборный храм в г. Новочеркасске. К., 1904). Резная «кафедра проповедника» из белого мрамора на сев. солее декорирована лазуритом, красными порфиром и мрамором. Декор включал изображения виноградной лозы, рыб, кипарисов, венчающую скульптуру орла. Император преподнес ляпис-лазурь стоимостью 16 тыс. р. для внутренней отделки помещений. От канонерской лодки «Храбрый» (командир - капитан 1-го ранга Петров) были пожертвованы 2 тыс. р. на серебряный запрестольный крест.

Спас Вседержитель в конхе алтарной апсиды (худож. М. М. Васильев) и Благовещение Пресв. Богородицы (худож. К. С. Петров-Водкин) на алтарных пилонах. 1913 г. Фотография. 2016 г.Спас Вседержитель в конхе алтарной апсиды (худож. М. М. Васильев) и Благовещение Пресв. Богородицы (худож. К. С. Петров-Водкин) на алтарных пилонах. 1913 г. Фотография. 2016 г.

Росписи силикатными красками А. В. Кейма и темперой были самостоятельной работой по отношению к замыслу Косякова. Главный купол и паруса, центральные подпружные арки, зап. центральная конха и малые зап. паруса, цокольный этаж не расписали. Стенопись выполнили преимущественно М. М. Васильев (на внутренних сводах, на хорах и в алтаре), к-рый имел опыт работ по росписи правосл. храмов в Ревеле (ныне Таллин), Ницце, во Флоренции, в Бухаресте, К. С. Петров-Водкин и А. В. Троицкий. Петров-Водкин в письме от 27-28 апр. 1913 г. сообщал, что ему поручено написать композицию «Благовещение» на алтарных пилонах собора (Петров-Водкин К. С. Письма. Статьи. Выступления. Док-ты. М., 1991. С. 162). Изображение Божией Матери близко к изображению на картине Петрова-Водкина «Богоматерь «Умягчение злых сердец»» (1914-1915, ГРМ). В конхе центрального алтаря расположена огромная фигура Спасителя на престоле в васнецовской стилистике. Справа и слева от нее - частично сохранившиеся изображения вселенских и русских святителей и ниже - 10 оплечных фигур св. диаконов и апостолов от 70 в медальонах в ранневизант. духе. В нижней части вост. стены центральной апсиды изображена сцена Евхаристии. В алтаре сев. придела представлены образы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста (вост. простенок), Григория Богослова, Афанасия Александрийского (сев. простенок); юж. придела - Киевские и Московские святители Петр, Алексий (вост. простенок), Иона, Филипп (юж. простенок). В своде центрального вост. купола - композиция «Спас Еммануил с архангелами», в простенках барабана - изображения праотцев и пророков. На сводах боковых конх алтаря изображены: в сев. конхе - композиция «Великий вход», в юж. малом своде - композиция «Вынос плащаницы». В простенках барабанов боковых куполов - святители (сев. барабан), апостолы и святые (юж. барабан), среди к-рых свт. Николай Чудотворец, апостолы Петр, Павел, Андрей Первозванный с равноапостольными кн. Владимиром и кнг. Ольгой, равноап. царь Константин, мч. Меркурий Смоленский. На малых вост. парусах с севера на юг изображены сцены «Явление Христа в Эммаусе», «Явление Ангела женам-мироносицам», «Явление Христа Марии Магдалине», «Уверение Фомы». Под центральным малым барабаном расположен фриз, составленный из фигур трубящих ангелов, в центре - Агнец, возлежащий на престоле. В росписи алтаря значительное место занимают орнаменты из изображений геометризованных крыльев херувимов и птиц (на эти мотивы ориентировались совр. живописцы при росписи главного купола вокруг центральной полуфигуры Христа Пантократора).

На сводах и в простенках барабанов малых зап. полукуполов представлены сюжеты из кн. Бытие, посвященные Адаму и Еве, а также изображения животных и птиц. В центральной части зап. стены помещены композиции «Страшный Суд», «Шествие праведников в рай», «Лоно Авраамово». В середине всей росписи, в витраже над входом, изображен Христос с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Предтечей, в нишах обходных галерей изображены 8 чудес свт. Николая, связанных с Русью и морской тематикой.

В отделке мраморного пола (в оправе из медной проволоки) также присутствует морская тематика - мозаичные изображения каракатиц, медуз, рыб, корабликов, а также имеющие символическое значение павлины, цапля, изловившая змею, орел, поймавший зайца. На фирме Оловянишниковых были отлиты 17 колоколов собора (7 больших весом 16 610, 4726, 2494, 1568, 544, 208, 144 кг и 10 малых, вместе весивших 421 кг), в отливке по Высочайшему повелению (1905) использованы старые пушки из Кронштадтского порта. Колокола были подняты на звонницы 29 июля 1907 г. Проекты деталей наружного и внутреннего убранства (1908), утвари, хоросов (главного на 588 ламп и боковых на 266 и 176 ламп) и светильников выполнены Косяковым при участии его брата Георгия. Хоросы и светильники исполнило товарищество Хлебникова, систему электрического освещения - «Всемирная компания электричества». Одна лампада была изготовлена на средства офицеров крейсера «Дмитрий Донской». Косяков осуществил и благоустройство Якорной пл. (1913) с установкой чугунной ограды с изображениями якорей и трезубцев.

Стены нижней галереи собора отделаны высокими плитами из цветного мрамора, на к-рых по всему периметру храма были помещены 130 черных мраморных досок с именами ок. 1 тыс. погибших в боях и при исполнении служебного долга, умерших от ран в 1695-1910 гг. офицерских чинов Морского ведомства (флотских корпусов, адмиралтейских, гражданских и медицинских чинов, гардемарин без различия вероисповедания), буквы высечены и позолочены. Были оставлены места для имен будущих героев. В списках в хронологическом порядке указывались фамилии, имена и отчества офицеров, их звания, даты и обстоятельства гибели. Для нижних чинов по каждому сражению приводилось общее число павших и раненых. По поручению Морского мин-ва ген. А. С. Кротков, историк флота, разработал принципы включения имен в список, утвержденные протоколом Комитета по строительству Морского собора от 27 окт. 1909 г., и сам перечень. Кротков считал необходимым указывать количество раненых офицеров и нижних чинов для некоторых боев XVIII-XIX вв., поскольку «в то время раненые нижние чины редко выживали из-за недостатка медицинской помощи и судовых условий». На 2 досках из белого мрамора в алтаре были высечены 14 имен погибших судовых священников, из которых 9 пали в русско-япон. войну (было заготовлено 20 досок); указаны сан, имя, фамилия (если известна), для имен иеромонахов - мон-рь.

Здание собора принадлежало Морскому мин-ву и находилось в ведении протопресвитера военного и морского духовенства. Настоятелем служил прот. Василий Иванович Погодин. В состав причта в 1917-1918 гг. входил сщмч. Григорий Иванович Поспелов (с июня 1913 служил в соборе в сане диакона, с 15 окт. 1917 по 2 апр. 1918 - 3-м священником). Члены причта также преподавали Закон Божий в городских учебных заведениях и работали в благотворительных Кронштадтском отделении Об-ва попечения о бедных военного и морского духовенства, Кронштадтском Свято-Троицком об-ве трезвости (свящ. Григорий с июня 1917 являлся руководителем этого многотысячного об-ва) и др. 7 марта 1917 г. в соборе состоялось отпевание жертв Февральской революции, в т. ч. морских офицеров, расстрелянных мятежниками в овраге у стен храма.

В описи имущества собора (1919) значилось неск. сотен предметов церковной утвари, икон, облачений и т. п. В Музее Морского собора, расположенном в галереях 2-го этажа, хранились Евангелие 1754 г. в зеленом бархатном окладе с серебряными накладками, иконы в память погибших судов («Лефорт») и пожертвованные в экипажи или на суда, 4 модели храма, модель памятника адмиралу Макарову, модель Богоявленской ц., историческая реликвия - золотой крестик в футляре из слоновой кости, 3 адмиральских флага, 14 Андреевских знамен флотских экипажей, металлическая лопатка для закладки храма, колокол, альбом с фотографиями церемоний закладки и освящения собора и др. памятные вещи. Находившиеся в храме хоругви стоимостью 1450 р. были изготовлены на средства г. Кронштадта.

С июня 1913 г. Кронштадтские собор и деревянный Богоявленский Морской собор (1861-1862, архит. Ф. И. Трапезников) имели общий причт. В ведении прихода также находились 3 приписные часовни: деревянная, построенная в нач. 60-х гг. XIX в. вблизи Богоявленской ц., др. деревянная, возведенная в 1858 г. на средства купца И. Осетрова за С.-Петербургскими (Петроградскими) воротами и перенесенная в 1903-1904 гг. за городские стены, а также каменная церковь у С.-Петербургских ворот, построенная в 1903-1904 гг., к 200-летию Кронштадта, по проекту автора собора архит. Косякова в русском стиле. 15 окт. 1917 г. на углу Бочарной и Богоявленской улиц была устроена и в том же году освящена деревянная ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Свято-Троицкого об-ва трезвости, приписная к собору и Богоявленской ц.

Отпевание жертв Февральской революции в Никольском Морском соборе. Фотография. 1917 г.Отпевание жертв Февральской революции в Никольском Морском соборе. Фотография. 1917 г.

В февр. 1918 г. институт морского духовенства был ликвидирован и собор перешел в подчинение епархиального архиерея - сщмч. Вениамина (Казанского), митр. Петроградского и Гдовского. Собор «национализирован» в янв. 1918 г. 7 марта 1919 г. собор был передан по договору в пользование новообразованному приходу. В общем списке прихожан собора и Богоявленской ц. в марте 1919 г. было указано 946 чел., в значительной части - из военнослужащих. Средства на 1 янв. 1919 г. составляли 68 007 р., в т. ч. 46,2 тыс. р.- в процентных бумагах, к-рые вскоре были реквизированы. В 1919 г. церковный дом на углу Б. Екатерининской и Бочарной улиц (впосл. ул. Советская, д. 1) перешел в ведение городских властей, и члены причта с семьями были вынуждены покинуть квартиры. 2 окт. 1926 г. Совет народных комиссаров РСФСР подтвердил национализацию дома.

В соответствии с постановлением Совета народных комиссаров Союза коммун Северной обл. от 7 авг. 1918 г. закрыли обе гимназические и ряд др. домовых церквей в Кронштадте. При этом часть имущества 2 из них (блгв. кн. Александра Невского 200-го пехотного Кронштадтского полка и свт. Николая Чудотворца при муж. гимназии им. имп. Александра II) была передана в Николаевский собор. После закрытия в февр. 1920 г. храма свт. Николая Чудотворца при Морском манеже в собор передали большую часть икон (в т. ч. 3 образа свт. Николая в серебряных ризах), в собор перешел служить бывш. настоятель церкви, ученик прав. Иоанна Кронштадтского свящ. Николай Иванович Ложкин.

В дек. 1918 г. скончался прот. Василий Погодин, в янв.-июле 1919 г. настоятелем храма был прот. Виктор Васильевич Плотников (впосл. Венедикт, епископ Кронштадтский, в 1924-1925 управлявший Петроградской епархией, в 1937 расстрелян). При нем 2 июня 1918 г. в соборе служил молебен свт. патриарх Тихон. С 3 июля 1919 по февр. 1920 г. обязанности настоятеля исполнял свящ. Василий Матвеевич Братолюбов, в кон. февр. настоятелем был назначен прот. Павел Иванович Виноградов. В мае 1920 г. на освящение бокового придела собора в Кронштадт в сопровождении прот. Виктора Плотникова и председателя епархиального совета прот. сщмч. Михаила Чельцова приехал митр. сщмч. Вениамин. После освящения придела владыка и его спутники были арестованы ЧК за якобы незаконное пребывание в городе лишний день, но на следующий день отпущены. Также временно арестованному свящ. Павлу Виноградову запретили жить в Кронштадте, и он вынужден был уехать из города. После этого обязанности настоятеля до марта 1921 г. вновь исполнял свящ. Василий Братолюбов.

Кронштадтскую землю называли «российской Голгофой»: здесь осенью 1918 г., в период красного террора, были расстреляны, в частности, протоиереи священномученики Философ Орнатский и Алексий Ставровский. В 1920-1921 гг. в Кронштадте происходило закрытие всех приходских правосл. храмов, не занимавших отдельно стоявших зданий. Лишь госпитальные храмы после утраты собственного прихода были приписаны к Богоявленской ц. и собору и т. о. просуществовали до 1923-1924 гг. Якорную пл. переименовали в пл. Революции.

Интерьер Никольского Морского собора. Фотография. 2016 г.Интерьер Никольского Морского собора. Фотография. 2016 г.

Во время гражданской войны на куполе собора разместили наблюдательный пункт. 13-15 июня 1919 г., когда артиллерия кораблей и береговой охраны города обстреливала восставшие форты «Красная Горка», «Серая Лошадь», «Обручев» и тральщик «Китобой», с купола велась корректировка огня. В дни Кронштадтского восстания, 5 марта 1921 г., на куполе оборудовали наблюдательный пункт восставшие. Хотя священнослужители и прихожане не имели отношения к установке этого пункта, после подавления восстания 6 чел. были арестованы ВЧК «из-за непринятия мер к снятию наблюдательного пункта»: священники Василий Братолюбов и Николай Ложкин, а также сторожа храма А. В. Драгунов, А. И. Михненко, служитель С. М. Угрюмов и председатель приходского совета И. Ю. Деркаченко. Священников и председателя «двадцатки» расстреляли, остальных отправили на 5 лет в лагерь. Кроме того, 25 марта был арестован и 29 марта расстрелян прот. сщмч. Григорий Поспелов (со 2 апр. 1918 он служил настоятелем прихода Скорбященской ц. при Свято-Троицком об-ве трезвости, приход распоряжением Петроградского епархиального начальства в марте 1918 получил самостоятельность). Мн. священники и миряне были высланы из города как «неблагонадежные элементы».

В апр. 1921 г. настоятелем собора стал прот. Иосиф Антонович Чепик (до 1927). Из собора и Богоявленской ц. 6 раз изымались церковные ценности (2, 13 марта, 2 и 22 апр., 22 и 23 мая 1922) общим весом 17 пудов 28 фунтов - 99 серебряных риз с икон, 19 напрестольных крестов, 16 чаш, 12 сосудов, 10 ковчегов, серебряные оклады с Евангелия, 16 серебряных венков с памятника адмиралу С. О. Макарову и т. д.

Фрагмент юж. хор. Акварель. Проект архит. В. А. Косякова. Иллюстрация из ж. «Зодчий». 1903. № 32Фрагмент юж. хор. Акварель. Проект архит. В. А. Косякова. Иллюстрация из ж. «Зодчий». 1903. № 32

Значительная часть приходов Петроградской епархии не признала власть обновленческого ВЦУ и вошла в созданную в авг. 1922 г. т. н. Петроградскую автокефалию, в т. ч. и приход Николаевского собора. После разгрома Петроградской автокефалии в марте 1923 г. к обновленцам отошли и кронштадтские храмы. Но уже в окт. 1923 г. собор вернулся в юрисдикцию свт. Тихона.

Серьезной проблемой являлся дорогостоящий ремонт здания, пострадавшего от обстрелов при подавлении восстания 1921 г. Несмотря на частично проведенные работы, в акте осмотра собора (1928) отмечались «дефекты» на крыше, пробитой осколками, и отсутствие стекол. Все ремонтные работы оплачивали прихожане. К сер. 20-х гг. XX в. в подвальном помещении собора были устроены 2 церкви, в одной из к-рых был установлен небольшой дубовый иконостас с 4 иконами, в другой - более высокий с 21 иконой. В них совершали богослужения и хранили часть инвентаря. После осмотра помещений 14 сент. 1926 г. гос. комиссия постановила запретить службы в нижних храмах, в кон. 1927 г. храмы «ликвидировали».

31 окт. того же года по требованию органов советской власти начался процесс разделения единой приходской общины Николаевского собора и Богоявленской ц., завершенный 28 марта 1927 г. При этом большинство прихожан ранее единой общины, свыше 250 чел., вошли в состав прихода Богоявленской ц. К ней же приписали все 3 часовни. В июне 1930 г. была снесена деревянная часовня у Ленинградских (Петроградских, С.-Петербургских) ворот, в 1933 г. снесли и 2-ю деревянную часовню, вблизи Богоявленской ц. Уцелела лишь каменная часовня у совр. С.-Петербургских ворот, возвращенная РПЦ и отреставрированная в 2004 г. к 300-летию Кронштадта.

Юж. хоры Никольского Морского собора. Фотография. Между 1913 и 1916 гг.Юж. хоры Никольского Морского собора. Фотография. Между 1913 и 1916 гг.

С 6 апр. 1927 г. обязанности настоятеля исполнял прот. Сергий Иванович Георгиевский, с 23 мая того же года последним до закрытия настоятелем собора служил прот. Михаил Митрофанович Кравченко (в 1925 г. окончил в Ленинграде Высшие богословские курсы). В нояб. 1927 г. трибунал приговорил председателя «двадцатки» собора Александра Андреевича Балихина к 2,5 годам лишения свободы за «халатное отношение к церковному имуществу и к обязанностям председателя» (непредоставление вовремя отчетных документов). В 1928-1929 гг. община собора не поминала за богослужением заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и представителей советской власти.

В нач. 1928 г. городская администрация изъяла из собора и отправила на переплавку 2 колокола весом 400 и 64 кг, 4 бронзовые люстры, 90 подсвечников и висячих лампад (1600 кг), в нач. 1929 г. были вывезены для нужд портовой электростанции Кронштадта трансформатор и др. электроприборы. Число прихожан превышало 300 чел., и в сент. 1928 г. приходской совет пригласил 2-го священника - прот. Александра Арсеньевича Сергиевского, но он прослужил лишь около года.

Спас Нерукотворный. Мозаика В. А. Фролова по эскизу М. М. Васильева в люнете над зап. входом в собор. Фотография. 2016 г.Спас Нерукотворный. Мозаика В. А. Фролова по эскизу М. М. Васильева в люнете над зап. входом в собор. Фотография. 2016 г.

В нач. 1929 г. у кронштадтских властей появились планы устройства в соборе Дома культуры и городского кинотеатра. 1 июня президиум Леноблисполкома, рассмотрев ходатайство Управления от помощника коменданта Кронштадтской крепости по гражданской части, вынес постановление о закрытии храма и передачи здания для использования в культурно-просветительных целях. Приходской совет обратился во ВЦИК, прося пересмотреть решение, однако 25 сент. 1929 г. Президиум ВЦИК утвердил закрытие и разрешил использование собора в «культурных целях». Фактическое закрытие собора состоялось 14 окт. Богатое имущество собора в течение 2 лет уничтожалось, продавалось (в т. ч. за границу) и раздавалось. В Андреевский собор передали 19 антиминсов и 2 мирницы. Имущество собора по оценочной описи (ок. 2 тыс. предметов утвари, мебели, облачений, оборудования, книг и проч. на сумму 39 389 р., в т. ч. и памятные доски) в основном перешло в ведение Гос. фонда. 2 февр. 1930 г. специальная комиссия приняла решение о передаче имущества адм. отделу, Рудметаллоторгу, Центроархиву, Госбанку и в Музейный фонд. 11 февр. того же года 42 предмета, в т. ч. Андреевские знамена и модель собора, передали Центральному военно-морскому музею рабоче-крестьянской Красной Армии, 49 предметов достались 19 февр. ГРМ для планируемой выставки «Изобразительное искусство и война», в т. ч. Евангелие 1754 г., Евангелие в серебряном переплете с 5 эмалевыми медальонами, 4 ковчежца с мирницей в виде гробницы с сенью и в виде купольной церкви, 2 металлических венца в визант. стиле, картина «Вид старой Богоявленской церкви в Кронштадте», малая модель Морского собора, икона «Успение Божией Матери» в серебряной ризе кон. XVIII в., образ в память гибели рус. моряков у мыса Скаген в 1818 г. кисти проф. живописи Иванова. Две фотографии - «Отпевание жертв Февральской революции в Кронштадтском Морском соборе 7 марта 1917 г.» и «Император Александр II в гробу» - передали ленинградскому Музею революции. Серебряные церковные ценности (70 предметов) общим весом 42,9 кг и несколько золотых колец стали собственностью Северо-западной областной конторы Госбанка. Церковные книги первоначально предназначались для Гос. публичной б-ки, но 12 марта ее представитель решил, что «по содержанию» они не представляют ценности для б-ки и подлежат передаче в книжный фонд. 1 сент. 1930 г. большая часть книг и документов из архива собора (1713 кг) была передана в Городскую комиссию «по сбору бумажного лома». Материал, относящийся к постройке собора,- чертежи, планы, проектно-сметная документация, часть моделей и т. п.- передали военно-строительному отделу Главного военного порта Балтийского моря. 4 сент. 8 предметов, в т. ч. 3 иконы, достались Кронштадтскому районному совету Союза воинствующих безбожников для планируемого антирелигиозного музея; некоторые вещи получил особый отдел ОГПУ морских сил Балтийского м.

Никольский Морской собор и памятник адмиралу С. О. Макарову. Фотография. Ок. 1914 г.Никольский Морской собор и памятник адмиралу С. О. Макарову. Фотография. Ок. 1914 г.

14 февр. 1930 г. на площади перед собором были устроены антирелиг. демонстрация и митинг, после которых с собора сбросили колокола и подняли красные флаги. Были переплавлены 16 из 17 колоколов храма. Большой колокол на правой звоннице оставили, чтобы оповещать город о химической тревоге. В авг. был уничтожен иконостас, 7 позолоченных крестов сбросили с собора в окт. того же года. Позже работниками Морского завода была смыта позолота с рельефных орнаментов главного купола и куполов 2 звонниц, закрашены или заштукатурены мозаичные иконы и росписи внутри собора. Все 150 памятных досок были сняты со стен галерей и уничтожены; неск. досок были переданы в Военно-морской музей, но и там они в 1970 г. были списаны; впосл. утрачены.

В 1931-1932 гг. собор приспособили (по проекту архит. С. О. Овсянникова) под кинотеатр «Нью-Стар», названный затем именем Максима Горького (в народе - «Максимка»). На куполе вместо креста предлагали установить звезду или статую В. И. Ленина с вытянутой рукой по направлению к морю, как бы приглашавшего в СССР заграничных рабочих (Крестьянинов В. Я. Кронштадт: Крепость, город, порт. СПб., 2014. С. 64). На месте уничтоженного мраморного иконостаса повесили белый матерчатый экран. Ряды кресел, установленных в центральном нефе, отделяла от подкупольного пространства, образуя нечто вроде низкого потолка, огромная звезда из красной ткани, находившаяся на месте главного паникадила. Она поддерживалась красными полотнищами, закрепленными на боковых галереях над колоннами 2-го яруса. Нек-рые помещения собора были использованы под склады или пустовали. В 1939 г. решением Совнаркома СССР здание было передано Балтийскому флоту для размещения Дома офицеров.

Концертный зал в Никольском Морском соборе. Фотография. 50-е гг. XX в.Концертный зал в Никольском Морском соборе. Фотография. 50-е гг. XX в.

В начале Великой Отечественной войны на вершине купола был оборудован и действовал до снятия блокады наблюдательный и корректировочный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. В собор попало неск. нем. снарядов: 3 с юго-вост. стороны пробили купол и разорвались внутри здания, с северной - снаряд ударил в восьмигранник основания купола, на полу в этой части собора сохранился след от неразорвавшейся бомбы, пробившей купол в 1943 г. В подвальное помещение перенесли звездные часы из Пулковской астрономической обсерватории. Верующие Кронштадта в сер. 40-х гг. XX в. несколько раз ходатайствовали о возвращении храма Церкви, но Ленгорисполком 15 июля 1947 г. отклонил их просьбы.

В 1953-1954 гг. были выполнены сложные работы в целях использования большого внутреннего пространства собора для киноконцертного зала гарнизонного Военно-морского клуба. Подвесной потолок, оборудованный для сокрытия подкупольного пространства, значительно ухудшил акустику в зале, на нем по эскизам худож. А. В. Трескина изобразили батальные сцены. На месте иконостаса построили театральную сцену, в аркадах галерей 2-го яруса - балкон. На стенах поместили росписи на военно-морские темы, люстра с 300 лампами с потолка освещала зал, в к-ром одновременно могли присутствовать 1200 чел. 22 февр. 1955 г. состоялось открытие клуба Кронштадтской крепости. В 1978-1989 гг. в храме работал Матросский клуб. На хорах и сев. галерее 2-го яруса в кон. 70-х гг. XX в. был создан и 8 мая 1980 г. открылся филиал Центрального военно-морского музея - музей «Кронштадтская крепость» (7 залов).

В нач. 90-х гг. XX в. большая часть собора была временно передана переехавшему из г. Лиепая в Кронштадт театру Балтийского флота, но в правой галерее 1-го этажа освятили престол, и в праздничные и некоторые воскресные дни, по соглашению с администрацией Дома офицеров, причт собора Владимирской иконы Божией Матери во главе с прот. Святославом Мельником (к-рый позднее стал 1-м настоятелем возрождаемого Никольского собора) начал совершать богослужения. Здание состояло на балансе Морской инженерной службы и находилось в пользовании кронштадтского Дома офицеров. Был разработан «Проект воссоздания памятных досок Кронштадтского Морского собора с именами моряков, погибших за Родину» (Е. В. Исакова) и подготовлена историко-архитектурная документация для полной реставрации храма. Согласно Указу Президента РФ от 20 февр. 1995 г. № 176 и по постановлению Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 527 собор стал объектом культурного наследия федерального значения. В комплекс включены также ограда с фонарями (1913-1914, архит. В. А. Косяков) и сад (1911-1914, садовый мастер Э. Г. Гильбих).

Свт. Николай Чудотворец и прп. Иоанн Рильский. Мозаика В. А. Фролова по эскизу М. М. Васильева. 1913 г. Фотография. 2009 г.Свт. Николай Чудотворец и прп. Иоанн Рильский. Мозаика В. А. Фролова по эскизу М. М. Васильева. 1913 г. Фотография. 2009 г.

В 2000-х гг. начались реставрационные работы. В 2002 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил возрождение Морского собора в Кронштадте. В 2003 г. встал вопрос о передаче собора С.-Петербургской епархии. В 2004 г. на главном куполе собора был вновь установлен крест. 19 дек. 2005 г. в соборе отслужили 1-ю литургию. В 2007 г. он был передан на баланс Центрального военно-морского музея. Однако ремонтные работы были проведены не во всем соборе, разрушение продолжалось. В 2009 г., после того как значительно увеличились трещины в стенах и куполе, здание собора было признано аварийным и требующим срочной реставрации. По решению Правительства РФ начались работы по возрождению собора. Были созданы Общественно-попечительский совет и Международный благотворительный фонд «Кронштадтский Морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца» (под патронатом С. В. Медведевой). В 2009 г. собор был заключен в специальный защитный саркофаг из армированной пленки.

Освящение Никольского Морского собора Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Фотография. 2013 г.Освящение Никольского Морского собора Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Фотография. 2013 г.

29 мая 2010 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил собор и принял участие в заседании Общественно-попечительского совета по возрождению храма в центральном нефе собора. В тот же день храм посетил патриарх К-польский Варфоломей. Патриарх Кирилл совершил 1-ю патриаршую литургию в соборе 20 нояб. 2010 г. и освятил крест на куполе. Правый придел храма было решено посвятить св. Иоанну Кронштадтскому, алтарь в крипте, где будут трапезная, приемная и покои патриарха,- прп. Иоанну Рильскому. Ход работ находился под надзором Комиссии по художественному убранству Морского собора, возглавляемой еп. (ныне архиеп.) Гатчинским Амвросием (Ермаковым) (заместитель - председатель епархиального архитектурно-художественной комиссии проф. архим. Александр (Фёдоров)), в ее состав вошли преимущественно специалисты из Ин-та им. И. Е. Репина АХ. Проект реставрации и воссоздания иконостаса выполнен коллективом «Моспроект-2» под рук. А. Н. Оболенского и А. О. Самойлова (иконы написаны в мастерских «Ковчег» и «Ставрос», Ярославль); проект убранства и росписи - под руководством художников Н. В. Нужного (ООО «Вифания»), Н. Селивёрстова и К. Константинова (в 2011-2013 работали более 200 живописцев). Помимо реставрации и реконструкции исторической живописи выполнены новые росписи в тех частях здания, где их не было. Созданные в основном по образцу мозаик мон-ря Осиос Лукас в Греции, они включают богатый орнаментальный декор, имитируют фактуру мозаики, представляют образы Спасителя, композиции на темы праздников, фигуры ангелов и др. Своды трапезной покрыты изображениями райских птиц, якорей, виноградных лоз, в медальонах - виды российских храмов и монастырей. Были выполнены более 300 эскизов для икон в технике перегородчатой эмали для главных дверей и хоросов. Воссозданы в традиц. свинцово-паечной технике витражи в подлинных металлических оконных рамах на стекле амер. и германского производства: «Распятие с предстоящими» с сев. стороны и «Чудесный улов» с южной - в окнах 1-го яруса, «Деисус» - в зап. окне (2012, А. И. Яковлев, Ю. И. Зенин). Колокола отлиты на воронежском колокололитейном заводе им. В. Анисимова. За работы в соборе 27 марта 2014 г. золотые медали РАХ были вручены А. Н. Оболенскому, Н. В. Нужному, А. О. Самойлову. К святыням собора относятся частицы мощей свт. Николая, прп. Сергия Радонежского, прмц. вел. кнг. Елисаветы и инокини Варвары, свт. Иннокентия Иркутского (в новонаписанной житийной иконе), прав. Феодора (Ушакова), а также иконы Божией Матери «Державная» и свт. Николая.

19 апр. 2012 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин малого освящения собора в присутствии Президента РФ Д. А. Медведева, с 29 апр. в соборе начались регулярные богослужения. Собор был полностью восстановлен к весне 2013 г. 28 мая того же года, к столетию его освящения, Патриарх Кирилл и Патриарх Иерусалимский Феофил совершили чин Великого освящения и отслужили Божественную литургию. На следующий день, 29 мая 2013 г., Синодом было принято решение придать собору статус ставропигиального. 30 апр. 2014 г. Патриарх Кирилл назначил настоятелем архим. Алексия (Ганьжина). Собор вновь стал главным храмом русского флота, местом постоянной молитвы о павших в сражениях за Родину моряках и центром института флотского духовенства. 30 июля 2017 г. в рамках празднования дня Военно-Морского Флота России литургию в Никольском соборе совершил Патриарх Кирилл, в тот же день храм посетил Президент РФ В. В. Путин. 7 дек. 2017 г. собор посетил патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II. В храме проводятся торжественные церемонии ВМФ: выпуск офицеров (17 июня 2017), принятие присяги курсантов (6 февр. 2016, 7 авг. 2017, 4 февр. 2018), освящение знамен кораблей; в соборе служат панихиды по воинам, погибшим в «горячих точках».

Арх.: РГА ВМФ. Ф. 409. Оп. 2. Т. 1. Д. 2151; Ф. 417. Оп. 2. Д. 668; Оп. 6. Д. 222; Ф. 427. Оп. 3. Д. 117, 118, 177, 400, 469, 620, 782, 860; РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 8932, 10306. Ч. 2; Оп. 10. Д. 83. Оп. 14. Д. 203; ЦГИА СПб. Ф. 285. Оп. 13. Д. 6, 22, 29; Оп. 14. Д. 2, 3; Оп. 15. Д. 29; Оп. 16. Д. 9; Оп. 17. Д. 2; Оп. 29. Д. 1, 2, 10; Архив УФСБ РФ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. П-68522, П-77463; ГАСУ. Науч. б-ка; Исакова Е. В. Правосл. храмы и часовни Кронштадта: Ист. сведения. СПб., 1997 // Архив КГИОП Администрации С.-Петербурга; она же. Проект воссоздания памятных досок Кронштадтского Морского собора с именами моряков, погибших за Родину. 1998 г. // Там же.
Лит.: Морев И., свящ. Кронштадтская Морская Богоявленская ц.: Ист. очерк // ВВД. 1892. № 13. С. 393-397; № 14. С. 433-447; № 15. С. 462-474; № 17. С. 530-544; Барановский Г. В. Морской собор в Кронштадте: Проект гражд. инженера Вас. А. Косякова // Изв. Об-ва гражд. инженеров. 1903. № 1/2. С. 117-124; [Косяков В. А.] К проекту Морского собора для г. Кронштадта // Зодчий. 1903. № 9. С. 119-120. Табл. 12-15; Морской собор в Кронштадте, 1903-1913. Кронштадт, [1913]; Тимофеевский Ф. А. Кр. ист. очерк 200-летия г. Кронштадта. Кронштадт, 1913; Фрески М. М. Васильева в Кронштадтском Морском соборе // Солнце России. СПб., 1913. № 32. С. 1-4; Цитович Г., свящ. Храмы армии и флота. Пятигорск, 1913; Столпянский П. Н. Ист.-обществ. путев. по Кронштадту. СПб., 1923; Горохов В. А., Крестьянинов В. Я. Кронштадтский Морской собор. СПб., 1997; Кутейникова Н. С. Мозаика. СПб., 1997; Морской собор в Кронштадте: [Сб.] / Сост.: А. П. Шумский. М., 1998; Исакова Е. В., Шкаровский М. В. Храмы Кронштадта. СПб., 2004, 20132; они же. Морской собор в Кронштадте. СПб., 2012; Савельев Ю. Р. «Византийский стиль» в архитектуре России: 2-я пол. ХIХ - нач. ХХ в. СПб., 2005; Гамлицкий А. В. Роспись Кронштадтского Морского собора (1913, 2011) // XI Филёвские чт.: Тез. науч. конф. 24-26 дек. 2012 г. М., 2012. С. 11-14; он же. Взаимодействие визант. стиля и стиля модерн в росписи Кронштадтского Морского собора // Мат-лы междунар. конф. «Русский модерн». М., 2014. С. 3-22; Самойлов А. О. Свято-Никольский Морской собор: Иконостас. М.; Кронштадт, 2012; Кронштадский Морской собор во имя свт. Николая Чудотворца. СПб., 2013; Кириченко Е. И. Архитектор Василий Косяков. М., 2016.
Прот. Александр Берташ, М. В. Шкаровский
Рубрики
Ключевые слова
См.также