НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том L, С. 663-664
опубликовано: 19 декабря 2022г.

НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Содержание
Николаевский Непоротовский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в.Николаевский Непоротовский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в.

(Николаевский Непоротовский мон-рь «Галиц») (Черновицкой и Буковинской епархии УПЦ), находится в урочище Монастырь, к северо-востоку от с. Галица Сокирянского р-на Черновицкой обл. (Украина).

XII - кон. XVIII в.

Изучение истории Н. Ч. м. осложняет полное отсутствие письменных источников о нем до 2-й пол. XVIII в. По мнению археолога Б. А. Тимощука, обитель возникла не позднее XII в. (Тимощук. 1984. С. 84) рядом с пограничным древнерус. г. Кучелмин, к-рый исследователь отождествил с городищем в урочище Галица на берегу р. Каютин, близ ее впадения в Днестр (Там же. С. 85). Это отождествление в 2000-х гг. было поддержано археологом С. В. Пивоваровым. Основной монастырский пещерный комплекс (по подсчетам Б. Т. Ридуша, включает 21 помещение; см. Рiдуш. 2000. С. 110) располагается на правом склоне Галицкого оврага (схему см.: Там же; Мандзяк. 2016. С. 299). Площадь самых маленьких помещений бывших часовен и кладовых составляет 2×2 м и до 2 м в высоту, хозяйственные помещения и кельи достигают размеров 3×3,5 м и до 3,5 м в высоту (Рiдуш. 2000. С. 114). Пещерный храм занимал наиболее значительное помещение (4×8 м и 3,5 м в высоту), поднятое на 3 м выше келий, в к-рое вела каменная лестница, в нем сохранились остатки штукатурки на стенах и фрагменты крупных деревянных балок; портал храма был выложен каменной кладкой (Там же. С. 115). Первоначально и вплоть до 1-й четв. XIX в. пещерный храм и весь мон-рь, вероятно, имели посвящение св. Георгию Победоносцу (Щеглов. 1898. С. 509).

Неподалеку от основного монастырского комплекса располагались еще неск. пещер. К востоку от него, примерно в 50 м, расположена т. н. пещера пустынника (ширина 4,2 м, длина 4,5 м) с выдолбленной в скале гробницей и нишей в сев.-вост. части помещения (возможно, служила алтарем). В этой пещере были обнаружены осколки глиняной посуды, датируемые XV-XVI вв. Напротив основного монастырского комплекса, на левом склоне Галицкого оврага, исследовались 3 пещеры. На скале между ними и в одной из пещер были обнаружены изображения крестов различного вида и размера, отдельных букв и знаков. По иконографии некоторые изображения относятся исследователями к периоду не позднее XIII-XIV вв. (Рiдуш. 2000. С. 118, 125). В скальной стенке к западу от монастырского комплекса был исследован 3-нефный грот (длиной 44 м, глубиной 5,6 м, в среднем нефе высота стен достигает 5,6 м). На юж. стене среднего нефа вырезаны 17 изображений крестов, на вост. стене расположена прямоугольная полуниша для установки иконы. В гроте обнаружены осколки керамики XVI-XVIII вв. (Там же. С. 118).

По мнению А. С. Мандзяка, в сер. XVIII в. обитель именовалась «Высокий скит» (в румынских источниках - «Schitului Nalt», «Schitul Nalt») (Мандзяк. 2016. С. 300). 4 авг. 1758 г. митр. Проилавский, Томаровский, Хотинский, всего побережья Дунайского и Днестровского и всея Ханской Украины Даниил вручил грамоту и благословил на служение там иеродиак. Александра (Уреке) (Там же). В кон. XVIII в. обитель была разорена турками и опустела (Щеглов. 1898. С. 509).

XIX -XXI вв.

В 1801 г. попытку возродить мон-рь под названием скит Галица предпринял иером. Анатолий (Здоичевский), однако он не сумел наладить монастырскую жизнь. Нестроения в обители (самовольные отлучки монахов, пьянство и т. д.) привели к тому, что в 1809 г. решением экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии митр. Гавриила (Банулеску-Бодони) Н. Ч. м. был закрыт.

Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в с. Непоротове. Фотография. 10-е гг. XXI в.Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в с. Непоротове. Фотография. 10-е гг. XXI в.

В 1809-1816 гг. в связи с тем что пожаром была уничтожена Димитриевская ц. в с. Непоротове местный причт вплоть до постройки нового здания храма проводил богослужения в пещерном храме. В кон. 10-х гг. XIX в. попытку возродить скит предпринял некий игум. Серафим, однако в результате конфликта с причтом Димитриевской ц. он покинул обитель ранее 1820 г. (Мандзяк. 2016. С. 303). В 20-х гг. XIX в. сложилась традиция ежегодного крестного хода от храма с. Непоротова до пещерной церкви, связанная с тем, что 9 мая 1820 г., в день перенесения в Бари мощей свт. Николая Чудотворца, трое рыбаков на Днестре увидели над бывш. мон-рем огненный крест (Рiдуш. 2000. С. 112). Они рассказали о знамении священнику с. Непоротова Тимофею Ивановичу Марецкому, который и организовал 1-й крестный ход до пещерной церкви. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. пещерная церковь, освященная уже во имя арх. Михаила, числилась приписной к Димитриевской (с 1892 Свято-Анастасиевской) ц. с. Непоротова и открывалась в определенные дни, в частности 9 мая, во время ежегодного крестного хода. В 1889 г. пещерный комплекс посетил еп. Балтский Димитрий (Самбикин). В 1903 г. по распоряжению еп. Кишинёвского и Хотинского (впосл. митр.) Иакова (Пятницкого) были выделены средства на реставрацию пещерного храма, в 1904-1905 гг. провели реставрацию, устроили новый иконостас и престол, освященный во имя свт. Николая Чудотворца. В 1906-1915 гг. пещерный комплекс неоднократно посещал известный бессарабский церковный историк и археолог В. Г. Курдиновский.

После вхождения Бессарабии в состав Румынии активную деятельность по возрождению местных монастырей вел еп. Хотинский Виссарион (Пуя). В 1924 г. по его распоряжению обитель была возрождена как скит Галица, в 1925 г. туда прибыли первые 4 монаха из Рудянского во имя Святой Троицы мужского монастыря, располагавшегося в с. Рудь Сорокского жудеца. Настоятелем обители 7 сент. 1926 г. был утвержден иером. Антоний (Греку), к-рого в 1928 г. сменил иером. Протерий (Писаренко) (Мандзяк. 2016. С. 308). Постановлением от 26 апр. 1928 г. еп. Виссарион объявил сбор добровольных пожертвований для продолжения функционирования монастыря. Полученные средства позволили в том же году провести работы по его благоустройству. К 1930 г. в Н. Ч. м. проживали 2 монаха и 7 послушников. В 1936-1937 гг. проведены значительные работы по реконструкции церкви: она была сильно расширена, был заменен иконостас, сооружена башня-звонница. Во 2-й пол. 30-х гг. XX в. число братии увеличилось до 12 чел. В 1937 г. в праздновании главного храмового праздника обители принял участие еп. Хотинский Тит (Симедря).

Когда были получены известия о передаче Бессарабии СССР (июнь 1940), иером. Даниил (Гроапе) вывез часть имущества и архив мон-ря в Румынию. В 1940-1941 гг. скит был закрыт. После возвращения Бессарабии под контроль Румынии во время Великой Отечественной войны скит был вновь открыт осенью 1941 г. Туда прибыли 3 монаха, а в нач. 1942 г.- еще несколько насельников. По данным 1942-1943 гг., братия составляла 13-15 чел., возглавлял мон-рь иером. Паисий (Спиней). Перед освобождением Бессарабии Красной Армией в результате Ясско-Кишинёвской наступательной операции большинство насельников летом 1944 г. покинуло обитель.

В 1944 г., когда советские власти проводили инвентаризацию имущества Н. Ч. м., был увезен и впосл. утрачен иконостас Михайловской ц. В кон. 1944 г. в скиту поселился иеродиак. Иосиф (Левицкий), который в апр. 1945 г. обратился к еп. Черновицкому и Буковинскому Феодосию (Ковернинскому) с прошением принять его в молитвенное общение с Московским Патриархатом РПЦ и официально назначить в скит Галица. В нояб. 1945 г. Иосиф (Левицкий) был рукоположен во иерея и назначен священником Михайловской ц. (в 1946-1949 гг. состоял сторожем мон-ря). 19 февр. 1947 г. еп. Феодосий утвердил решение о переезде в скит Галица 18 сестер Галайковского Преображенского жен. мон-ря во главе с Верой (Магаляс), однако монахини отказались от переезда в Галицу, и в июне 1947 г. Вера (Магаляс) покинула скит. В 1948 г. была предпринята попытка перевода в Галицу 26 монахинь упраздненного Успенского жен. мон-ря Белокриницкой иерархии в Белой Кринице, однако они также отказались от переезда в скит. 1 окт. 1949 г. решением еп. Черновицкого и Буковинского (впосл. архиеп.) Андрея (Сухенко) иером. Иосиф (Левицкий) был запрещен в священнослужении, а в 1950 г. покинул скит. В 1949-1957 гг. должность сторожа мон-ря занимал псаломщик Анастасиевской ц. с. Непоротова Ф. Кривой, в 1950-1954 гг. в скиту также проживал послушник Митрофан (Войтенко). В нач. 50-х гг. XX в. Н. Ч. м. был приписан к Крещатицкому во имя апостола Иоанна Богослова мужскому монастырю. В 1953 г. в результате обрушения скальной породы серьезно пострадали строения обители, в частности были полностью разрушены фасадные стены, пристроенные к пещерам, их остатки местные жители разобрали на кирпич. В 1957 г. обитель закрыли.

В 1999 г. пещерный комплекс посетили архиеп. Черновицкий и Буковинский (ныне митр. Киевский и всея Украины) Онуфрий (Березовский) и архим. (ныне еп. Черновицкий и Буковинский) Мелетий (Егоренко) совместно с монахами Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавры и Крещатицкого мон-ря, а также несколькими сельскими священниками. В марте того же года монахи Крещатицкого мон-ря приняли решение возродить обитель, тогда же в Галицу прибыли первые насельники. Решением Синода УПЦ от 28 дек. 1999 г. Непоротовский пещерный Свято-Николаевский муж. мон-рь «Галиц» был открыт, настоятелем назначен игум. Амвросий (Доник; с 2007 архимандрит). Мон-рю переданы 5 га земли в его окрестностях. Были проведены работы по восстановлению храма свт. Николая Чудотворца, к 2003 г. освящен храм во имя прп. Антония Великого, благоустроены территория, келейные и хозяйственные корпуса. К 2017 г. в монастыре проживали ок. 15 монахов и неск. послушников. В Черновцах на территории городской больницы № 3 мон-рь ведет строительство больничного храма во имя вмч. Пантелеимона.

Лит.: Афанасьев-Чужбинский А. С. Поездка в Юж. Россию. СПб., 1863. Ч. 2: Очерки Днестра. С. 197-199; Г[аницкий] М. Бессарабская старина: 4. Скит Галица // Кишинёвские ЕВ. 1881. № 1. Отд. неофиц. С. 10-12; Щеглов Д. Об упраздненных мон-рях Бессарабии // Там же. 1898. № 16. Отд. неофиц. С. 506-515; Праницкий Д., свящ. Старинный церк. памятник // Там же. 1903. № 19. Отд. неофиц. С. 506-508; Тимощук Б. О. Давньоруська Буковина (X - 1-а пол. XIV ст.). К., 1984; Пивоваров С. В., Чеховський I. Г. На Днicтрi на «Оукраинь Галичской»: (Мат-ли та дослiдження Днiстровськоï комплексноï археол.-етнографiчноï експедицiï ЧДУ в с. Галиця Сокирянського р-ну Чернiвецькоï обл.). Чернiвцi, 2000; Рiдуш Б. Т. Непоротiвський (Галицький) печерний мон-р: Стан та перспективи дослiдження // Питання стародавньоï та середньовiчноï iсторiï, археологiï й етнологiï: Зб. наук. ст. Чернiвцi, 2000. Т. 1. С. 108-127; Яремчук С. С. Православна Церква на Буковинi у радянську добу: (Державно-церковнi взаємини). Чернiвцi, 2004; Сергий (Печерский). «И на сем камне Я создам Церковь Мою…»: Кр. история Непоротовского Свято-Николаевского муж. пещерного мон-ря. Черновцы, [б. г.]; Мандзяк О. С. Православна Церква на Сокирянщинi. Б. м., 2016.
А. П. П.
Рубрики
Ключевые слова
См.также