НИКОПОЛЬСКАЯ И ПРЕВЕЗСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
Том LI, С. 55-57
опубликовано: 17 января 2023г.

НИКОПОЛЬСКАЯ И ПРЕВЕЗСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

Содержание
Ворота рим. крепости НикопольВорота рим. крепости Никополь

Элладской Православной Церкви [Греч. Ιερά μητρόπολις Νικοπόλεως και Πρεβέζης], охватывает территорию совр. греч. подобласти Превеза (историческая обл. Эпир). Глава Н. и П. м. с 6 окт. 2012 г.- митр. Хризостом (Цирингас). Престол митрополитов Н. и П. м. находится в храме Св. Троицы (построен в 1979-2000) в с. Пападатон. В митрополии действуют 2 муж. мон-ря - прор. Илии в Илиовуни и Св. Троицы в Лекаце, а также 2 женских - вмч. Димитрия Солунского в Залонго и мон-рь в честь иконы Панагии Филиппиады. Н. и П. м. является одной из древнейших церковных кафедр Греции. В течение большей части ее истории епископский престол находился в Никополе. Однако в средние века город пришел в упадок и кафедра надолго прекратила свое существование. В иерархии К-польской Церкви земли бывш. митрополии входили в состав Навпактской митрополии до 1829 г., затем до 1881 г. подчинялись митрополии Арты. С 1881 г. митрополия воссоздана как Н. и П. м. Ее фактическим центром стал г. Превеза, куда после исчезновения Никополя переместился центр округи. После вхождения Эпира в состав Греции митрополия была переведена под юрисдикцию Элладской Церкви в числе ряда др. епархий Новых земель.

Никополь

(Лат. Nicopolis; греч. Νικόπολις - «город победы»), древний и средневек. город, основан имп. Августом Октавианом в честь победы римлян над егип. флотом Марка Антония и Клеопатры VII в морской битве у мыса Акций в 31 г. до Р. Х. Город расположен на том месте, где во время войны находился полевой лагерь Августа. Никополь первоначально заселен греками - выходцами из окрестных областей Эпира, Акарнании и Этолии - и был провозглашен свободным полисом. В самой высокой точке города, там, где, по преданию, стоял шатер Августа, поставлен памятник победе, украшенный рострами уничтоженных вражеских кораблей. В память о победе в Никополе ежегодно проводились Акцийские игры. Во II в. по Р. Х. Никополь стал столицей рим. пров. Эпир. При имп. Адриане, в 125 г., Никополь получил статус всеэллинского полиса. На рубеже III и IV вв., после адм. реформы имп. Диоклетиана, Никополь стал столицей пров. Ст. Эпир.

Римский нимфей близ зап. ворот НикополяРимский нимфей близ зап. ворот Никополя

О присутствии христиан в Никополе известно уже в апостольский век. Подробности возникновения местной общины неизвестны, однако св. ап. Павел в Послании к Титу писал, что провел зиму в Никополе (см.: Тит 3. 12). Достоверные сведения о епархии Никополя появились лишь в IV в. Еп. Илиодор принял участие в Сардикийском Соборе 343 г., еп. Донат - во Вселенском III Соборе в Эфесе. Еп. Аттик - участник 2-го Эфесского Собора 449 г. и Вселенского IV Собора в Халкидоне 451 г. На обоих Соборах Аттик придерживался мнения большинства. Еп. Евгений в 458 г. подписал документ с осуждением убийства сщмч. Протерия, архиеп. Александрийского (451-457), монофизитами. В V в., с завершением процесса формирования церковной иерархии, кафедра Никополя получила статус митрополии в составе диоцеза Иллирик и вошла в юрисдикцию Римской Церкви. Еп. Алкисон из Никополя известен как участник церковно-политической борьбы в нач. VI в. Он поддерживал контакты с палестинскими монахами (Evagr. Schol. Hist. eccl. II 5; III 31, 33), в 516 г. участвовал в К-польском Соборе. Из-за связей еп. Алкисона с иерархами, поддерживавшими «Энотикон», римский престол на некоторое время разрывал с ним отношения, однако спустя краткое время литургическое общение между Никополем и Римом было восстановлено, что подтвердил своим письмом папа Римский св. Гормизд (Horm., papa. Ep. 18). Еп. Иоанн возведен на кафедру в 516 г. и также был принят в общение папой (Ibid. 17). В тот период митрополия Никополя находилась в прямом подчинении Риму и епископы поддерживали переписку с папами, минуя митрополию Иллирика в Фессалонике. Таким же образом спустя столетие еп. Андрей вел переписку с папой свт. Григорием I Великим (Greg. Magn. Reg. epist. 68, 70). Из письма папы Гонория I от 625 г. известно, что в то время в Никополе скончался еп. Сотирих и на кафедре папа утвердил еп. Ипатия (Honorius I, papa. Ep. 8 // PL. 80. Col. 478). Еп. Дометий в VI в. известен только по раскрытой археологами мозаичной надписи в одной из городских базилик.

В 474 г. Никополь был разграблен вандалами. В 551 г., в ходе завоевательных кампаний имп. св. Юстиниана I, город пострадал от набега остготов во главе с Тотилой. После этого нападения имп. Юстиниан вложил значительные средства в восстановление города (Procop. De aedif. IV 1). С началом активного расселения славян на Балканском п-ове, в кон. VI в., упоминания о Никополе почти полностью пропали. В то время Н. пришел в упадок; большая часть территории, а также построек античной эпохи была заброшена. В 30-х гг. VIII в., с появлением движения иконоборчества в Византии, произошел разрыв отношений между К-полем и Римом. В это время все церковные кафедры Иллирика, в т. ч. Никополь, по решению визант. имп. Льва III Исавра были переведены в юрисдикцию К-польской Церкви. Вероятно, с этими событиями связана утрата Никополем статуса митрополии. В VIII-X вв. Никополь упоминается в источниках лишь как архиепископия. Кафедра Никополя продолжала существовать еще неск. столетий. Еп. Анастасий участвовал во Вселенском VII Соборе в 787 г. Неск. местных иерархов в VII-X вв. известны по сохранившимся печатям. После X в. сведений о местной церковной кафедре более нет. Во 2-й пол. IX в. была образована визант. военная фема Никополь (Никополиты), однако ее центр находился в Навпакте. Последнее упоминание о Никополе относится к 1040 г., когда жители города выступили против визант. властей на стороне восставших болгар Петра Деляна. Вероятно, вскоре после этого крепость была окончательно покинута жителями.

Мозаичный пол базилики А (еп. Дометия). 2-я — 3-я треть VI в.Мозаичный пол базилики А (еп. Дометия). 2-я — 3-я треть VI в.

Сохранились развалины античного Никополя, к-рые изучаются археологами. В раннерим. эпоху (I-II вв.) было построено большое число общественных зданий: 2 театра, гимнасий, стадион, акведук. Согласно Светонию, в Никополе Август заложил 2 главных храма - в честь Нептуна и Марса. Здесь же им был расширен храм Аполлона, стоявший на месте города ранее (Suet. Aug. 96). Городские стены с башнями построены, вероятно, в посл. четв. V в., после набега вандалов, ремонтировались в сер. VI в. Стены образуют форму сегмента четверти окружности с прямым углом, направленным на запад. Они охватывают только часть территории античного Никополя; мн. важные общественные здания, в т. ч. театры, оказались за их пределами. На городской территории исследованы 5 христ. базилик. Базилика A была 3-нефной, посвящена св. Димитрию Солунскому, построена во 2-й - 3-й трети VI в. еп. Дометием. Имя епископа упоминается в одной из надписей среди многочисленных сохранившихся напольных мозаик. Базилика B (базилика еп. Алкисона) находится в сев. части Никополя, была построена между сер. V в. и 516 г. Это крупнейший храм Никополя, вероятно бывший кафедральным. Базилика была 5-нефной, имела большой атриум, в котором сохранились напольные мозаики. Одна из мозаик находится в диаконнике и содержит надпись, в которой упоминается местный еп. Алкисон. Базилика С находилась у сев. стены города, также была 3-нефной; построена в посл. четв. VI в. Базилика D, 3-нефная; построена в кон. V - 1-й четв. VI в. В ней также сохранились напольные мозаики. Еще одна большая базилика исследована в сев. части города, рядом с базиликами А и B.

Превеза

(Греч. Πρέβεζα), город в 6 км к югу от Никополя (численность населения 20 тыс. чел.), морской порт. Возник в средние века как рыбацкая деревня. Происхождение названия скорее всего связано с общеславянским словом «перевоз» (значительную часть местного населения в средние века составляли славяне). Впервые в письменных источниках Превеза упоминается в 1292 г. В то время город был захвачен визант. войском и флотом имп. Андроника II Палеолога. В 1477 г. Превеза вошла в состав Османской империи. В течение ряда столетий город и порт служили одной из главных византийских, а затем и тур. гаваней на западе Греции. Основным оборонительным укреплением города был замок Бука, контролировавший выходы из гавани. В этом районе Ионического м., близ Превезы, неоднократно сталкивались турецкий и европейские флоты, оспаривавшие господство в центральной части Средиземного м. В 1538 г. близ Превезы произошло морское сражение, в к-ром тур. флот Хайраддина Барбароссы одержал верх над флотом европ. Священной лиги. В 1684-1701 гг. Превеза была захвачена венецианцами, но затем возвращена туркам; вновь перешла под власть Венеции в 1717 г. С этого времени в городе возрастает влияние Римско-католич. Церкви. Главная мечеть Превезы внутри крепости была перестроена в католич. храм св. ап. Андрея Первозванного. В 1798 г. Превеза вошла в состав владений Французской республики, но французы ее быстро потеряли. 12 окт. 1798 г. в битве при Никополе их соединение было уничтожено тур. войском Али-паши. С 1801 г. Превеза вновь вошла в состав Османской империи, была центром санджака. В 1912 г. освобождена греками в ходе 1-й Балканской войны.

Вид Превезы. Иллюстрация из кн. Ollier E. Cas-sell’s Illustrated History of the Russo-Turkish war. L.; P.;, N. Y.; Melbourne, 1890. Vol. 1. P. 325Вид Превезы. Иллюстрация из кн. Ollier E. Cas-sell’s Illustrated History of the Russo-Turkish war. L.; P.;, N. Y.; Melbourne, 1890. Vol. 1. P. 325

В наст. время Превеза - наиболее крупный город на территории Н. и П. м. Будучи центром православной митрополии, Превеза - место особенного почитания нескольких святых. Как основатель христ. общины почитается св. ап. Павел. Покровителем Превезы является св. Харалампий (пам. 10 февр.). Важнейший святой этих мест - св. равноап. Косма Этолийский. В Н. и П. м. почитаются также жившие в этих местах свт. Алкисон (пам. греч. 28 сент.), нмч. Христос (пам. греч. 5 авг.) и др.

Известные древние епископы и митрополиты Никополя

Илиодор (343), Донат (431), Аттик (446-451), Евгений (458), Алкисон (посл. треть V в.- 516), Иоанн (516-517), Дометий (2-я - 3-я треть VI в.), Андрей (595-603), Сотерих, Ипатий (625), Иоанн (VII-VIII вв.), Анастасий (787), Василий (VIII-IX вв.), Лев (VIII-IX вв.), Даниил (858-867, 877-886), Антоний (IX-X вв.).

Митрополиты Н. и П. м. Нового времени

Амвросий (1881-1885), Иероним (5 авг. 1885 - 1890), Иоаким (14 янв. 1890 - 1891), Неофит VIII (1 авг. 1891; вскоре возведен на К-польский Патриарший престол), Константин (1 февр. 1892 - 1896), Гавриил (1 авг. 1896 - 16 окт. 1899), Косма (19 окт. 1899 - 14 сент. 1901), Дорофей (19 сент. 1901 - 1908), Нафанаил (1908-1910), Иоаким (Валасиадис; 1910-1936), Андрей (Мантудис; 1936-1952), Стилиан (Корнарос; 1952-1980), Мелетий (Каламарас; 1 марта 1980 - 21 июня 2012); Хризостом (Цирингас; с 6. окт. 2012).

Лит.: Le Quien. OC. T. 2. Col. 133-138; Pauly, Wissowa. Bd. 17. Hbd. 33. Sp. 511-518; Pelekanides J. St. Die Symbolik des frühchristlichen Fussbodenmosaiken Griechenlands // ZKG. 1940. Bd. 59. S. 114-124; Kitzinger E. Studies in Late Antique and Early Byzantine Floor Mosaics: 1. Mosaics of Nikopolis // DOP. 1951. Vol. 6. P. 81-122; ΘΗΕ. Τ. 9. Σ. 543-549; Darrouzès. Notitiaе; Soustal P., Koder J. Nikopolis und Kephallenia. W., 1981. (TIB; 3); Nikopolis: Proc. of the I Intern. Symposium / Ed. I. Chrysos. Preveza, 1987; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 473; ODB. Vol. 3. P. 1485; Δίπτυχα. 2016. Σ. 791-795.
И. Н. Попов
Рубрики
Ключевые слова
См.также