НОВОСОЛОВЕЦКАЯ ВСЕЛУЦКАЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ
Том LI, С. 699-701
опубликовано: 9 марта 2023г.

НОВОСОЛОВЕЦКАЯ ВСЕЛУЦКАЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ

Содержание
Церковь во имя Св. Троицы. 1728–1753 гг. Фотография. Нач. XX в.Церковь во имя Св. Троицы. 1728–1753 гг. Фотография. Нач. XX в.

находилась на о-ве Вселуцком (ныне Зосима и Савватия (др. названия - Малосоловецкий, Божье Дело)) на оз. Вселуг, в окрестностях Осташковских слобод (с 1770 Осташков, ныне Тверской обл.), в 35 км от истока Волги. Основана в 1701 г.

Кон. XVII - нач. XX в.

Основатель пустыни - мон. Иоиль (в миру Иоанн, в схиме Иона) (1660-1740) - род. в дер. Жилино Новоторжского у. С ранних лет стремился к служению Богу и в 1689 г. принял постриг в Могилёвской Успенской пуст. Новоторжского у. Однако, «ища больших подвигов и безмолвного служения Богу», он удалился из Успенской пуст. «сперва в леса, окружавшие эту обитель, потом, для большего удобства к уединенному подвижничеству,- на необитаемый и удаленный от жилищ человеческих» о-в Вселуцкий. Земли острова принадлежали кн. И. П. Шаховскому, который сначала приказал своим крестьянам изгнать Иоиля, но после личного общения с ним разрешил ему «жить на острове сколько... разсудится», а позднее передал ему остров «в совершенное владение» (при этом в 1767 отмечалось, что Н. В. п. находится на крепостной земле умершего ген.-майора кн. Н. А. Шаховского - внука кн. И. П. Шаховского) (Успенский. 1865. С. 2-3, 25).

Церковь во имя Св. Троицы. 1997 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.Церковь во имя Св. Троицы. 1997 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.

В связи с тем, что к мон. Иоилю «приходили многие, искавшие общения с ним в молитвах и подвигах», он обратился в 1701 г. в Патриарший казенный приказ за разрешением построить на острове деревянную ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы с приделом во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и основать монашескую пустынь с общежительным уставом. Разрешение было получено, а мон. Иоиль назначен строителем новой обители. Прихожане и паломники называли пустынь «Божье Дело».

Н. В. п. постоянно испытывала недостаток средств, поэтому уже с 20-х гг. XVIII в. предпринимались попытки ее упразднить или приписать к др. мон-рям. Указом Московской духовной дикастерии от 22 янв. 1725 г. повелевалось объединить пустынь и Селижаровский во имя Святой Троицы мужской монастырь. Неизвестно, было ли это решение реализовано. Высочайшим указом от 6 февр. 1727 г. предписывалось малобратственные обители не уничтожать, и Н. В. п. продолжила самостоятельное существование. В 50-х гг. XVIII в. пустынь из-за недостатка средств и частой смены настоятелей пришла в упадок, иногда оставалась вовсе без настоятеля, периодически (в случаях отъезда с острова строителя и отсутствия др. иеромонахов) богослужения не совершались. В нач. 20-х гг. XX в. Н. В. п. была закрыта.

После 1764 г. Н. В. п. планировалось упразднить и обратить в приходскую церковь. Однако это оказалось невыполнимой задачей в связи с отсутствием на острове и ближайших прибрежных территориях соответствующего количества жителей для создания прихода. Кроме того, местные землевладельцы соглашались отписать земельные владения, на к-рых находилась обитель и ее поселье Перегородня, церкви только при условии сохранения мон-ря (Там же. С. 6). В 1765 г. Н. В. п. была приписана к Ниловой Столобенской в честь Богоявления пустыни и оставалась приписной вплоть до своего закрытия. В 1765-1772 гг. в Н. В. п. периодически посылали иеромонахов из Ниловой пуст., с 1772 г. для «лучшего присмотра» был назначен постоянно живший в пустыни иеромонах. В 1780-1781 гг. дворяне Осташковского у. и нек-рые жители Осташкова предпринимали безуспешные попытки вернуть Н. В. п. статус самостоятельной обители. Не позднее кон. XIX в. сложилась традиция проведения крестного хода вокруг острова 8 авг.- в день перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. В нач. 20-х гг. ХХ в. Н. В. п. была закрыта.

Настоятели и братия

Преемником мон. Иоиля в качестве строителя Н. В. п. стал иером. Герасим (1740-1751), после к-рого за 7 лет сменилось не менее 5 строителей. В 1758-1760 гг. строителем Н. В. п. был бывш. строитель Житина осташковского в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» монастыря Иларион. Последним строителем самостоятельной пустыни стал иером. Ниловой пуст. Вассиан (1761-1765). В 1772 г. недолгое время управляющим Н. В. п. был иеромон. Ниловой пуст. Елпидифор (Чередеев), впосл. игумен старицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря и Селижаровского Троицкого монастыря. Важную роль в развитии обители сыграл управлявший ею в 1809-1825 гг. иеродиак. Пармен, при к-ром были расширены земельные владения Н. В. п., перестроен придел преподобных Зосимы и Савватия монастырской церкви.

Численность братии Н. В. п. в разные годы колебалась: 14 насельников (1730), 8 (1744), 5 монахов и 3 трудника (1762), после приписки к Ниловой пустыни - 8-10 насельников, в сер. XIX в.- 26 иноков.

Материальное обеспечение

Н. В. п. со времени возникновения было в целом недостаточным и поддерживалось гл. обр. вкладами и пожертвованиями частных лиц. На о-ве Вселуцком мон-рь имел 2 огорода и сенокос. В 1734 г. Н. В. п. получила от С. И. Квашниной (2 доли) и майора В. Я. Безобразова (1 доля) пустошь Перегородню, где было основано монастырское поселье. До 1763 г. обитель владела также дворовой землей в Осташковских слободах близ ц. Воскресения Христова, пожалованной осташковским приставом Т. М. Нагибиным (в 1763 продана строителем Вассианом его потомку - И. И. Нагибину). В 1804 г. И. С. и А. А. Жеребцовы пожертвовали мон-рю пожню Б. Халуи, в 1812 г. С. Г. и И. Г. Квашнины передали также пожню М. Халуи. В 1807 г. Е. Н. Тулубьева пожаловала монастырю пустошь Попенково близ оз. Пено, в 1811 г. И. Я. Бауэр - пустоши Б. и М. Кречетово; в 1814 г. П. Я. Корбутовский - пустошь Изсады при р. Жукопе у сельца Гришина, где позднее основано монастырское поселье Иссадиха, в 1818 г. А. А. Ельчанинова - пустошь Максимовскую близ р. Волги, где позднее основано монастырское поселье Максимово. В 1819 г. П. В. Крюкова передала Н. В. п. пустошь М. Кочу при дер. Орлинке, где было устроено поселье и заведено хлебопашество. Все указанные земли (свыше 1119 га) были закреплены за Н. В. п. имп. Александром I Павловичем, к-рому 12 июля 1820 г., во время его визита в Осташков, иеродиак. Пармен представил на утверждение документы на владение ими. Позднее владения Н. В. п. расширились и к нач. XX в. составляли свыше 1846 га земли. Кроме того, Н. В. п. принадлежали рыбные ловли в оз. Вселуг, реках Волге и Жукопе (в районах земельных владений обители). монахи также получали доход с вкладных билетов на поминовение: П. И. Челищева в 1250 р. ассигнациями (1812), А. С. Мавриной в 200 р. ассигнациями (1830), С. В. Понафидина в 500 р. ассигнациями (1846). С 1834 г. ежегодно братии поступало 200 р. ассигнациями от Осташковского общественного банка Савина по воле его учредителя - осташковского купца 1-й гильдии, коммерции советника К. А. Савина.

В Н. В. п. хранились мн. святыни, переданные в обитель частными лицами, в т. ч. икона преподобных Зосимы и Савватия в серебряном вызолоченном чеканном окладе с частицами мощей (вклад П. А. Ельчаниновой 1783 г.), Донская икона Божией Матери в серебряном вызолоченном чеканном окладе (вклад И. М. Голенищевой-Кутузовой 1818 г.), икона Воскресения Христова в серебряном чеканном окладе с частицами ризы Пресв. Богородицы, мощей св. Иоанна Предтечи, вмц. Варвары, мч. Иоанна Воина и прав. Артемия Веркольского (вклад В. С. Понафидина 1838 г. по своей дочери схимон. Марии), икона Покрова Пресв. Богородицы в серебряном чеканном окладе (вклад А. В. Подчертковой 1843 г.). В обители также хранились серебряный вызолоченный потир (вклад кнг. И. С. Щербатовой), напрестольное печатное Евангелие (1841) в полном серебряном вызолоченном чеканном окладе с клеймовыми изображениями из финифти (вклад московского купца, потомственного почетного гражданина, коммерции советника Н. П. Синебрюхова 1846 г.). Как святыня в Н. В. п. почитался поясной портрет основателя обители мон. Иоиля, поскольку на протяжении XVIII-XIX вв. сложилось его почитание как местного святого.

Архитектура

Первая деревянная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы с приделом во имя святых Зосимы и Савватия была построена, вероятно, во 2-й пол. XVII в., перевезена на остров из неизвестного населенного пункта, но вскоре обветшала. В 1728 г. мон. Иоиль подал прошение о разрешении построить вместо ветхой деревянной каменную ц. во имя Св. Живоначальной Троицы с 2 приделами (Там же. С. 9). Разрешение было утверждено указом Синодального казенного приказа от 23 марта 1728 г. За неимением достаточных средств строительство храма растянулось более чем на 20 лет: правый придел Покрова Пресв. Богородицы освящен 2 дек. 1738 г., левый, во имя преподобных Зосимы и Савватия,- в 1748 г. игуменом Ниловой пуст. Михаилом, а главный престол - 6 февр. 1753 г. Над зап. входом в церковь была устроена каменная колокольня (к сер. XIX в. на ней имелось 10 колоколов, самый большой весил свыше 704,3 кг). Под алтарем находилось захоронение основателя обители. В 1774 г. проведен ремонт храма, при котором был полностью перестроен и расширен Покровский придел, новое освящение главного престола и придела совершил 1 окт. того же года игумен Ниловой пустыни Феодосий (Буйков). В 1776 г. благодаря финансовой помощи осташковского купца Т. Пимешкова был возобновлен и вновь освящен игум. Феодосием придел во имя преподобных Зосимы и Савватия (в 1819 вновь перестроен и расширен).

Тябловый иконостас главного престола и иконы местного ряда были современны постройке храма. Иконостас придела преподобных Зосимы и Савватия устроен в 1819 г., придела Покрова Пресв. Богородицы - ок. 1826 г. Оба они были вызолочены червонным золотом: 1-й только по резьбе, 2-й сплошь.

В 40-50-х гг. XVIII в. на зап. стороне левого придела храма построена каменная хлебня, просуществовавшая до 1819 г., когда она была переведена в отдельный каменный флигель на сев. стороне обители. В 1799 г. вокруг Н. В. п. возведена каменная ограда с 4 башнями по углам и круглой башней, имевшей вид часовни, над св. воротами. К сер. XIX в. в Н. В. п. существовали также 2 каменных одноэтажных корпуса (настоятельские и братские кельи) и деревянный одноэтажный братский корпус, а за оградой имелся деревянный дом для паломников.

20-е гг. XX в.- 2018 г.

После закрытия Н. В. п. братия создала иноческую трудовую коммуну «Божье Дело», в к-рую вступили мн. насельники Ниловой Столобенской пуст., в т. ч. схиигум. Михаил. Викарий Тверской епархии еп. Осташковский Гавриил (Абалымов) жил здесь после освобождения из тверской тюрьмы с кон. 1927 г. В 1929 г. коммуна была расформирована. В 30-40-х гг. XX в. все здания и др. сооружения Н. В. п. разрушены, в 1947 г. взорвана Троицкая ц., кирпич вывозили на баржах для использования в строительстве в соседних деревнях.

Возобновление церковной жизни на о-ве преподобных Зосимы и Савватия произошло в 1996 г. Указом архиепископа Тверского и Кашинского Виктора (Олейника; впосл. митрополит) от 18 июня 1996 г. настоятелем Троицкого храма «острова Божье Дело о. Вселуг» был определен свящ. Валентин Цвелёв. Тем же указом ему по совместительству поручена служба в ц. свт. Николая Чудотворца в дер. Волговерховье Осташковского р-на Тверской обл. (28 дек. 1999 там открыт Волговерховский во имя равноапостольной княгини Ольги женский монастырь). Первоначально на острове был установлен деревянный крест, у которого совершались молебны, в 1996-1997 гг. существовала палаточная церковь, в которой проходили богослужения. В 1997 г. плотниками Вятской кустарной мастерской (рук. и архит. С. А. Селюнин) построена деревянная ц. Живоначальной Троицы - точная копия храма во имя ап. Андрея Первозванного на Б. Заяцком о-ве Соловецких о-вов. Т. о. была отмечена духовная связь между Н. В. п. и Соловецким в честь Преображения Господня мужским монастырем. В 1997 г. восстановлена традиция крестного хода вокруг острова 21 авг., в день перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. В 1999 г. по инициативе прихода и движения «Славянские ключи» был организован крестный ход по 3 слав. рекам - Волге, Днепру и Зап. Двине, приуроченный к 2000-летию Рождества Христова. С 2000 г. ежегодно совершается крестный ход по Волге, от истока до границы Тверской обл. На острове построены дом для паломников и летняя трапезная.

Арх.: ГАТвО. Ф. 476. Оп. 1. Д. 308 (1846), 1759 (1915); РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2056 (1910-1915).
Лит.: Озерецковский Н. Я. Путешествие на оз. Селигер. СПб., 1817; Успенский В. П. Описание Новосоловецкой Вселуцкой пуст., иначе называемой Божье Дело // Памятная книжка Тверской губ. на 1865 г. Тверь, 1865. Отд. 3. С. 1-27; Барсегян Т. В. Земля Истока: Очерки культуры Верхневолжья. М., 2001. С. 140-143; она же. Нилова пуст.: Монастырь и мир. М., 2005. С. 205-207; она же (Барсегян-Куксинская) Нилова пуст.: Монастырь и мир. М., 2017. С. 286-293, 353-356; Божье Дело. [г. Видное, Моск. обл.], 2002. № 1. С. 1-3; Божье Дело: Буклет. Б. м., б. г.; Берг Е. А. Божье Дело // Моск. ж. 2009. № 7. С. 50-53.
А. П. П., Н. П. Цвелёва
Рубрики
Ключевые слова
См.также