НОВОТОРЖСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ БОРИСА И ГЛЕБА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том LI, С. 727-736
опубликовано: 15 марта 2023г.

НОВОТОРЖСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ БОРИСА И ГЛЕБА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Содержание
Новоторжский Борисоглебский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в.Новоторжский Борисоглебский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в.

(Тверской епархии Тверской митрополии), расположен в Торжке. Основан в XI в.

Время основания

До начала археологических исследований в 1989 г. ранняя история Н. Б. м. оставалась во многом неопределенной, что связано прежде всего с отсутствием прямых упоминаний о мон-ре в рус. летописях. Существует лишь неск. косвенных упоминаний: в Новгородской III летописи XVII в. под 1015 г. встречается имя прп. Ефрема Новоторжского, традиционно считающегося основателем монастыря (НовгорЛет. 1879. С. 176); в летописных рассказах об осаде и взятии ханом Батыем Торжка в 1238 г.- «чинъ черноризьскыи» (НПЛ. С. 76, 288); в описании разорения Торжка вел. Тверским блгв. кн. Михаилом Александровичем в 1372 г. отмечается, что «погоре всь град; и церкви три каменыя, и деревянныа вся, и монастыреве», упоминаются также «чернци и черницы» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 299). В Отводном списке Новоторжских земель 1476 г. есть сведения о «Борисоглебской земле» (АСЭИ. Т. 3. № 20. С. 36).

Независимо от памятников агиографии во 2-й пол. XVII в. в писцовых материалах и актовых источниках предпринимались попытки разрешить вопрос о времени основания обители. Так, в писцовой и межевой книге Торжка 1686 г. указывалось: «…Борисоглебской монастырь, а в нем церковь соборная каменная святых страстотерпцев Бориса и Глеба... а строение та церковь преподобнаго отца нашего Ефрема архимандрита новоторжского чюдотворца, а в которых годех и при которых великих князех та церковь строена, и про то архимандрит Тарасий з братьею сказали, не помнят» (Писцовые и переписные книги. 2014. С. 166). В жалованной грамоте 1693 г. основание мон-ря отнесено к XI в.: «…Борисоглебской де их м(о)н(а)ст(ы)рь построен преподобны(м) отцем нашим Ефремом чюдотворцем лет с шесть сот и болши…» (Грамоты. 1903. С. 27-28). Абсолютные даты, связанные с основателем обители прп. Ефремом Новоторжским, появились в т. н. новом Житии прп. Ефрема, составленном, по мнению Н. Ф. Дробленковой, «вероятно, в 1572 г., в связи с «обретением» (11 июня) и перенесением мощей Ефрема» (Дробленкова. 1987. С. 149). В многочисленных списках Жития (БАН. 17.5.3; ГИМ. Увар. № 105; ТГОМ. ТвМ.ПК-1879 и др.) приводятся 2 даты: 1015 г.- гибель ростовского кн. Бориса Владимировича, после к-рой Ефрем ушел в район Торжка, и 1053 г.- кончина Ефрема в основанном им Н. Б. м. (ошибочными датами смерти преподобного следует считать 1015 и 1035). Дата основания Н. Б. м. (1038) впервые была предложена в 1811 г. архим. Амвросием (Орнатским; впосл. епископ; см.: ИРИ. Ч. 3. С. 417-423). Эту дату следует считать условной, хотя она и утвердилась в агиографической лит-ре. Не исключено, что она была выведена арифметическим путем (1053 - 1015 = 1038).

Все эти обстоятельства привели к тому, что в дореволюционной историографии сосуществовали 2 полярные т. зр. о времени основания Н. Б. м. А. П. Ратшин, митр. Макарий (Булгаков), В. В. Зверинский, Н. П. Барсуков, Л. И. Денисов относили основание обители прп. Ефремом Новоторжским к 1-й пол. XI в. (Малыгин. 2014. С. 413). Одновременно по поводу существования Н. Б. м. в XI в. скептически высказывались В. О. Ключевский, давший весьма резкую оценку главному источнику по ранней истории мон-ря («Житие Ефрема Новоторжского сохранилось в поздней и плохой редакции, которая состоит из бессвязного ряда статей и всего менее говорит о жизни Ефрема» - см.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 335), и Е. Е. Голубинский, который, хотя и внес Н. Б. м. в список древнейших рус. мон-рей, тем не менее считал, что Ефрем Новоторжский жил «гораздо позднее первой половины XI в.» (Голубинский. История РЦ. 1881. Т. 1. С. 637).

В советской и новейшей российской историографии дискуссия о времени основания Н. Б. м. продолжилась. Издатели «Повести временных лет» под рук. Д. С. Лихачёва отметили учреждение мон-ря Ефремом «Новоторженином», указав, однако, не традиционный 1038, а 1030 г. (ПВЛ. С. 471). М. Н. Тихомиров считал, что «сказочность жития Ефрема доказывается уже тем, что Борис и Глеб не были канонизированы... когда Ефрем будто бы построил в их честь монастырь» (Тихомиров. 1956. С. 386). Общепризнанной датой офиц. канонизации князей является 1072 г., хотя существуют т. зр. об их канонизации ок. 1050 г. (Поппэ. 1996. Р. 477), во 2-й пол. 40-х гг. XI в. (Назаренко А. В. Борис и Глеб // ПЭ. Т. 6. С. 49) и даже в 30-х гг. XI в. (Ранчин. 2017. С. 478).

Для разрешения вопроса об основании Н. Б. м. необходимо обратить внимание на 2 обстоятельства, касающиеся канонизации князей Бориса и Глеба и их почитания в Новгородской епархии, в состав к-рой до 1764 г. входил Торжок. Во-первых, имена св. князей не были включены в месяцеслов Остромирова Евангелия (Парамонова. 2003. С. 252. Примеч. 117), переписанного для новгородского посадника Остромира в 1056-1057 гг. (Янин. 2003. С. 70-71). Во-вторых, при офиц. канонизации князей в 1072 г. в Вышгороде не присутствовал Новгородский епископ (Древнерусские княжеские жития. С. 73-74). Отсутствие еп. Феодора на офиц. канонизации, вопреки мнению А. Поппе об отдаленности Новгорода от Вышгорода (Поппэ. 1995. С. 46), следует объяснять тем, что в Новгородской епархии к этому времени князья-мученики уже почитались как святые.

Т. о., для 1-й пол. XI в. посвящение обители в Торжке князьям Борису и Глебу выглядит весьма сомнительным вопреки Житию прп. Ефрема Новоторжского. Решение вопроса о первоначальном посвящении обители предложил Малыгин: данные об основании Н. Б. м., имевшиеся в погибшем после 1316 г. древнейшем Житии прп. Ефрема Новоторжского, могли сохраниться в Службе прп. Ефрему, передававшейся через литургическую практику до кон. XVI в. (Малыгин. 2007. С. 120; 2014. С. 414-415). В «Повести о разорении Торжка» упоминается, что «не по многих летех [после разорения Н. Б. м. в февр. 1316.- Авт.] …благоискуснии мужие града Торшку преподобному чюдотворцу Ефрему составиша службу, ею же преподобный славится и доныне…» (Будовниц. 1960. С. 451, 2-я редакция «Повести...»). В списках 2-й пол. XVII в. Службы прп. Ефрему содержится важнейшая информация: «Преподобне отче и богоносне Ефреме… церковь прекрасну страстотерпцемъ христовымъ Роману и Давыду воздвиглъ еси и обитель составилъ еси, и в неи трудолюбно подвизася…» (ТГОМ. ТвМ. КП-1879. Л. 10-10 об., 15, 25; ГАТвО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 457. Л. 14 об.). Становится очевидным, что Ефрем Новоторжский в 1-й пол. XI в. основал мон-рь во имя патрональных св. князей Бориса и Глеба - Романа Сладкопевца и Давида Псалмопевца. Т. о., первоначально мон-рь в Торжке был Романодавидовским, а, вероятно с 1072 г., стал именоваться Борисоглебским.

О глубокой древности Н. Б. м. свидетельствуют и еще 2 обстоятельства. Мон-рь расположен всего в 200 м от напольных укреплений Новоторжского кремля, и он единственный из 9 городских монастырей, существовавших на рубеже XVI и XVII вв., плотно окружен домонг. культурным слоем посадов. Археологическая (курганная, языческая) топография окрестностей Торжка свидетельствует о ранней христианизации данного региона - в радиусе 12-25 км от Торжка не зафиксировано ни одного языческого курганного могильника XI-XII вв. (Малыгин. 2014. С. 416).

XII в.- 1927 г.

XII век стал периодом расцвета обители. Для реконструкции истории Н. Б. м. этого времени было выдвинуто предположение по поводу интерпретации шитой надписи («Сия полица положена бысть в церковь Святых великих новоявленных мученик Бориса и Глеба благоверным христолюбивым князем Егорьем Васильевичем») на палице (набедреннике), хранившейся в обители в XVII-XIX вв., как свидетельстве возможного вклада в мон-рь ростово-суздальского кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого в 1148 г. (Малыгин. 1990. С. 13-14). Такая интерпретация встретила возражения А. С. Преображенского, по мнению к-рого палица попала в Н. Б. м. лишь в нач. XVII в., а первоначально являлась вкладом сына вел. кн. Московского Василия II Васильевича Тёмного, дмитровского кн. Юрия (Георгия) Васильевича, в дмитровский во имя святых Бориса и Глеба мужской монастырь (Преображенский. 2010. С. 183-184, 187-188, 191-192, 194-195, 197-198). Однако подобная интерпретация сомнительна в связи с обозначением св. Бориса и Глеба в надписи «новоявленными». Самое позднее употребление этого термина по отношению к Борису и Глебу отмечено под 1327 г. в Софийской I (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 400) и Псковской III (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 90) летописях. Во 2-й пол. XV в. термин «новоявленные» по отношению к первым русским святым вряд ли мог быть применен. К кон. XII в. в Н. Б. м. возведен каменный храм.

XIII-XIV века стали периодом разорений и упадка обители. Для реконструкции ее средневек. истории важными стали извлечение из позднего Жития прп. Ефрема и публикация «Повести о разорении Торжка» И. У. Будовницем (Будовниц. 1960). Он убедительно доказал, что «Повесть...» написана между 1319 и 1372 гг. и включена в позднее Житие прп. Ефрема, чтобы разъяснить, почему ко времени написания Жития не сохранилось существовавшего когда-то более древнего Жития, из-за отсутствия к-рого составителю нового Жития приходилось получать сведения «от тоя обители от настоятеля, и от древних старец и от искусных людей града Торжка» (Там же. С. 40). В «Повести...» присутствуют свидетельства почитания Ефрема Новоторжского в XIV в. и существования до 1316 г. в Н. Б. м. святыни («сокровища») - «сущего» («истинного») «писания» о его «житии и о прихождении» (Там же. С. 44). Разграбил Н. Б. м. и увез в Тверь как военный трофей древнее Житие прп. Ефрема, судя по «Повести...», почитавшийся в Тверском княжестве после 1318 г. и канонизированный в 1549 г. как общерус. святой тверской блгв. кн. Михаил Ярославич. Этот факт оказался крайне неудобным в истории рус. агиографии: с XIX в. активно высказывалась т. зр., согласно к-рой мон-рь ограбил не Михаил Ярославич в февр. 1316 г., а его внук - блгв. вел. кн. Михаил Александрович в 1372 г. (см., напр.: Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 2. С. 452. Примеч. 333); пытаются подменить события 1316 г. событиями 1372 г. и совр. исследователи (Викторов. 2008. С. 67-68; Гадалова. 2015). Однако эти попытки следует считать абсолютно несостоятельными, т. к. в «Повести...» фигурирует дата 6823 (1315/16) г., упоминаются кн. Афанасий, брат московского кн. Георгия (Юрия) Данииловича, пожар в Твери в 1316 или 1318 г., отмечается «пленение князя Михаила» в Орде и т. п., что не совпадает с событиями 1372 г. (Малыгин. 2010. С. 49). В «Повести...» представлена картина упадка Н. Б. м. после разорения Торжка в февр. 1316 г. Об истории обители в XV в. свидетельств практически нет.

В XVI в. Н. Б. м. пережил новый период расцвета. Судя по духовной грамоте Ф. Н. Лавровского (1546), задолго до офиц. канонизации прп. Ефрема Новоторжского обитель именовалась «монастырем Святых чюдотворцев Бориса и Глеба и святого чюдотворца Ефрема». Не позднее 1572 г. в монастыре была введена архимандрития (Строев. Списки иерархов. Стб. 454). Обитель посещал царь Иоанн IV Васильевич Грозный. В 1572 г., при проезде через Торжок архиеп. Новгородского Леонида, была вскрыта гробница прп. Ефрема и обретены его мощи, в одном гробу с ними находилась глава св. страстотерпца Георгия Угрина; в Н. Б. м. было составлено новое Житие прп. Ефрема. В сер. 80-х гг. XVI в., при митрополите Московском и всея Руси Дионисии (1581-1587), в Торжке установлено местное празднование дня памяти прп. Ефрема (28 янв.) и дня обретения его чудотворных мощей (11 июня), составлена Служба ему (Дробленкова. 1987. С. 149).

В 1606 г. Н. Б. м. разорен польско-литов. отрядами, 25 янв. 1609 г. во Введенской ц. обители вместе с братией был сожжен архим. прмч. Константин Новоторжский (Д. И. Карманов относил это событие к 1606, см.: Карманов Д. И. Собр. соч., относящихся к истории Тверского края. Тверь, 1893. С. 139), управлявший обителью с 1600 г.

П. Д. Малыгин

В 1671 г. грамотой патриарха Московского и всея Руси Иоасафа II архим. Евстафий и его преемники получили право служения на ковре (Илиодор. 1861. С. 155-156). 11 июля 1677 г. в Борисоглебском соборе монастыря были обретены мощи прп. Аркадия Новоторжского, ученика и келейника прп. Ефрема (Там же. С. 17-18; Колосов. 1913. С. 46-47).

С 1722 г. при Н. Б. м. действовала школа (Чичкина. Образоват. учреждения. 1997. С. 37), к-рая находилась под патронатом архимандритов обители и, возможно, размещалась в монастырских строениях (прекратила существование не позднее 1749). Большой урон обители нанес пожар 1742 г. В 1744 г. по благословению архиеп. Новгородского Амвросия (Юшкевича) архимандриты Н. Б. м. получили право на ношение палицы во время священнослужения (Илиодор. 1861. С. 156-157).

В 1764 г. Н. Б. м. отнесен к мон-рям 2-го класса, а в июне того же года передан из Новгородской епархии в Тверскую. С 1772 до 1825 г. в обители размещалось Новоторжское ДУ (Чичкина. Образоват. учреждения. 1997. С. 39). В 1785 г. обитель посетила имп. Екатерина II, положившая начало масштабной перестройке монастырского комплекса, в значительной мере изменившей его облик. В 1891 г. в мон-ре открыта церковноприходская школа в выстроенном специально для нее деревянном 2-этажном здании. Согласно постановлению Временного правительства, в сент. 1917 г. это здание передано Новоторжскому городскому самоуправлению.

В сент. 1918 г., после покушения на В. И. Ленина и убийства М. С. Урицкого, в Торжке местная ЧК произвела аресты заложников из числа бывш. дворян, купцов, интеллигенции и священства (в их число попал и настоятель Н. Б. м. архим. Симон). С окт. 1918 г. настоятельские кельи были заняты Новоторжским отделом социального обеспечения под богадельню. В янв. 1919 г. Новоторжская ЧК провела обыск в Н. Б. м., рассчитывая найти там оружие (Она же. Вскрытие мощей. 1997. С. 26-27). В связи с настойчивыми требованиями властей 5 февр. того же года состоялось вскрытие мощей Новоторжских святых. При нем присутствовали 45 представителей от волостей, помощник начальника новоторжской милиции, 2 представителя от губисполкома, врач В. Фрей, председатель уездного исполкома советов П. И. Ананьин, архим. Симон, свящ. Константин Критский (Там же. С. 27). Кроме того, присутствовали ок. 1 тыс. чел. любопытствующих, к-рые допускались в Борисоглебский собор группами. До 12 февр. мощи преподобных Ефрема и Аркадия находились на всеобщем обозрении. Несмотря на обнаруженную при вскрытии тленность останков, паломничество к ним продолжалось до 30-х гг. XX в. (Там же. С. 27). В 1920 г. было учреждено Новоторжское вик-ство Тверской епархии, вновь поставленный викарий еп. сщмч. Феофил (Богоявленский; впосл. архиепископ) проживал в Н. Б. м. Весной 1922 г. в обители, как и в др. храмах Торжка, прошло изъятие церковных ценностей. 3 дек. 1924 г. скончался архим. Симон, возглавлявший мон-рь с 1913 г., после чего в 1925 г. управление обителью взял на себя вернувшийся из ссылки еп. Феофил. В том же году в Н. Б. м. был размещен инвалидный дом. Весной-летом 1927 г. была закрыта Введенская ц., братский корпус забрали под хозяйственные нужды, монахи обители были распущены, что означало фактическую ликвидацию Н. Б. м.

Настоятели и братия

Первым известным настоятелем Н. Б. м. после прп. Ефрема являлся игум. Тихон, на имя к-рого 30 янв. 1535 г. была дана жалованная тарханно-несудимая грамота вел. кн. Московского Иоанна IV Васильевича Грозного (Грамоты. 1903. С. 9-10). Наиболее деятельными настоятелями обители были архимандриты Мисаил (50-е гг. XVI в.- 1588), Иона (Волков; 1609-1634), Евстафий (1669-1678), Тарасий (1682-1695), Адриан (1745-1756). При архимандритах Макарии (1783-1791), Мисаиле (1791-1795) и Евгении (Романове; 1795-1799) был возведен и освящен новый Борисоглебский собор, значительный вклад в украшение обители внесли архимандриты Никанор (1800-1818) и Антоний (1864-1887).

Нек-рые из настоятелей Н. Б. м. были рукоположены во архиереев, среди них: Сергий (Велтахов), настоятель обители (1680-1682; в 1682-1702 архиеп. Тверской и Кашинский); Иоиль (Вязьмитин, Вязьмитянин), настоятель монастыря (1700-1701; в 1708-1712 еп. Ладожский, викарий Новгородской епархии); Кирилл (Флоринский), настоятель Н. Б. м. (1765-1768); Евгений (Романов; в 1800-1811 еп. Костромской и Галичский); Христофор (Эмаусский), настоятель обители (1849-1850).

Численность братии обители известна с 1-й пол. XVII в.: к 1624/25 г. в мон-ре подвизались архимандрит, келарь, казначей и «десеть человек старцов» (Писцовые и переписные книги. 2014. С. 25); к 1686 г. в обители проживали 3 черных священника и ок. 30 чел. братии (Там же. С. 187), в 1915 г.- настоятель, 6 иеромонахов и 6 послушников (Бочкарёва. 2002. С. 109).

Мн. представители братии пострадали в период репрессий 20-30-х гг. XX в., среди них - прославленные в лике святых: управлявший нек-рое время обителью архиеп. сщмч. Феофил (Богоявленский), иером. прмч. Владимир (Загреба); расстрелянные еп. Вениамин (Троицкий), иеромонахи Павел (Кобяков) и Леонтий (Чистяков), иеродиак. Иринарх (Морозов); сосланные иеромонахи казначей обители Модест, Василий (Кожин), Иероним (Коровашкин), Палладий (Тырымов), монахи Иоанн (Кононов), Николай (Орлов), диак. Иаков Соколов (Лопатина Н. А. За Христа пострадавшие в 1920-30-е гг. монахи, священнослужители и служители Новоторжского Борисоглебского мон-ря // Краевед. альманах. 2004. С. 29-40).

Материальное обеспечение

Первым сохранившимся документом о материальном обеспечении мон-ря является подтвердительная жалованная тарханно-несудимая грамота царя Василия Иоанновича Шуйского от 24 июня 1610 г., подтверждавшаяся царями Михаилом Феодоровичем (25 февр. 1614) и Феодором Алексеевичем (21 авг. 1677); в грамоте 1610 г. приведено содержание жалованной тарханно-несудимой грамоты от 30 янв. 1535 г., к-рая в дальнейшем подтверждалась (с дополнительными пожалованиями) царями: Феодором Иоанновичем (5 июля 1587), Борисом Феодоровичем Годуновым (8 сент. 1599) и Лжедмитрием I (1605 или 1606) (Грамоты. 1903. С. 10-15).

Крестовоздвиженская часовня в Торжке. 1-я пол. 80-х гг. XVIII в. Архит. Н. А. Львов. Фотография. 10-е гг. XXI в.Крестовоздвиженская часовня в Торжке. 1-я пол. 80-х гг. XVIII в. Архит. Н. А. Львов. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Грамотой царя Феодора Иоанновича от 16 окт. 1587 г. архим. Мисаилу с братией передавались «дрягильская и рукознобная» пошлины (весовые таможенные пошлины) в Торжке (Там же. С. 12-13). Грамотой царя Михаила Феодоровича от 16 авг. 1628 г. мон-рю были переданы рыбные ловли «на Тверце» (Там же. С. 19).

Помимо собственной подмонастырской слободки, отдельных земельных владений в Торжке и ближайших окрестностях к Н. Б. м. в кон. XVI - кон. XVII в. отошли земли приписанных к нему новоторжских церквей и мон-рей. По указу царя Феодора Иоанновича 1589 г. к Н. Б. м. были приписаны запустевшая ц. Иоакима и Анны (подтверждено Новгородским митр. Киприаном (Старорусенковым) в 1634 - см.: Там же. С. 33) и принадлежавшие ей «в Торжку старинное церковное место с кладбищем», земли в Дорогощской волости Новоторжского у. (пустошь, «что была Замцова», селище Лучкино, пустошь Полунёва, селище Онишкино) (Там же. С. 36, 46). Ранее 1624/25 г. к Н. Б. м. была приписана ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в торговых рядах в Торжке (сгорела в 1742), к-рой принадлежала пустошь, «что была деревня Смердова» в Загорской вол. Новоторжского у. (Там же. С. 36). По указу царя Михаила Феодоровича за Н. Б. м. были закреплены земли ц. Иоанна Богослова (находилась на месте совр. одноименной церкви, освященной в 1782), включавшие 5 пустошей в Новоторжском у. в Дорогощской вол. (пустошь, «что была дер. Чернушкино»; Офремова) и в Пашкинской вол. (Медведково; пустошь, «что была дер. Медведково»; пустошь, «что была дер. Барышкина») (Там же. С. 35).

Еще с 1599 г. архимандриты Н. Б. м. «ведали и строили» Симеоновский муж. мон-рь в Жалинской вол. близ Торжка (ныне дер. Семёновское Торжокского р-на). Грамотой царя Михаила Феодоровича от 30 авг. 1615 г. он был снова поручен им, в 1637 г. получил самостоятельность, в 1644 г. по прошению строителя Арсения (Тархова) вновь приписан к Н. Б. м. (Там же. С. 34, 40-41). Владение землями этой обители Н. Б. м. было подтверждено царскими грамотами 1659 и 1689 гг. Симеоновскому мон-рю принадлежали: подмонастырская слободка, земли по берегу р. Тверцы от устья р. Дорогощи (ныне Дорогощин), земли в Новоторжском у.: в Жалинской вол. (пустошь, «что была дер. Мунёво (М. Муниха)»; пустоши Б. и М. Маргини, Бортникова, Вахино, Жаворонково, Заболотье, Саница, Хотенкова, половина селища Кобылинские Нивы, селища Бородино и Груздево), в Дорогощской вол. (пустошь, «что была дер. Безгачиха»; пустоши Дубровки, Исаково на р. Сукромле, Малинница, Мудруева, селища Белозёрово и Голишино), в Упирвицкой вол. (пустошь, «что была дер. Дрищева»; пустоши Ерейкино и Словково на р. Рочайне, пустошь Нивки Заручавьева, великое селище на ручье Жаворонок), в Спасской вол. (пустошь, «что была дер. Горки Фитины» на р. Тверце; пустошь Обакуниха, пожни перевозные под деревнями Исаевой и Юриной, пожня Рогозиха) (Там же. С. 36-39). В нач. XVIII в. Симеоновский мон-рь и его владения были отписаны от Н. Б. м., а сам Симеоновский мон-рь обращен в приходскую церковь.

Грамотой от 12 марта 1690 г. к Н. Б. м. был приписан новоторжский Рождества Христова муж. мон-рь (окончательно упразднен в 1764), владевший слободкой Соминкой, мельницей на р. Тверце, двором в Торжке, землями в Новоторжском у. (погост Обудово, деревни Осташков и Селище; в Спасской вол.- дер. Юрьева и полудеревня Свинники) (Там же. С. 51-52).

Грамотой от 20 марта 1693 г. к Н. Б. м. был приписан Удомельский Иоанно-Богословский (Троицкий-Богословский) муж. мон-рь в Новгородском у. в Бежецкой пятине (окончательно упразднен в 1764; ныне Удомельско-Богословский погост Удомельского городского окр. Тверской обл.), владевший рыбными ловлями в озерах Удомля и Песьво, пустошью, «что была дер. Бачюрина», и пашнями на берегу оз. Удомля, пустошами Артемьевой и Муравьёвой у оз. Песьво (Там же. С. 28).

Грамотой митр. Новгородского Корнилия от янв. 1690 г. Н. Б. м. были переданы земля новопостроенной ц. во имя апостолов Петра и Павла в Жалинской вол. на р. Тверце, а также пустошь, «что было сельцо Селиострово» на ручье Жаворонок, и селище, «что была пустошь Корманово» (Там же. С. 2).

Частные вклады и земельные пожалования в Н. Б. м. известны с сер. XVI в. В 1546 г. по духовной грамоте Ф. Н. Лавровского обители отошла дер. Гумнище (Рубцов. 1905. С. 23), в 1568 г. жена кн. И. С. Ростовского Аграфена Семеновна (урожд. Лыкова) дала «г Борису-Глебу в монастырь полтора рубля» (АФЗХ. Ч. 2. № 332. С. 350). Вероятно, в сер. XVII в. во владение Н. Б. м. перешли земли воеводы в Торжке (1646/47-1651) дворянина московского И. С. Урусова - сельцо Раменье, деревни Скрылева и Замошье со всеми угодьями в Горицкой волости Новоторжского у. (см.: Грамоты. 1903. С. 16, 25). В архиве обители хранились царские жалованные грамоты И. С. Урусову на эти земли 1614 и 1631 гг.). Среди крупных жертвователей и вкладчиков обители в XVII в.- воевода в Торжке (1655) И. И. Урусов, боярин И. Д. Милославский, кн. Н. И. Одоевский, промышленник Д. А. Строганов, С. В. Чириков, дьяки С. Остолопов и Г. Парфеньев, М. А. Стрешнева, М. М. Луговская.

К 1764 г. обители принадлежали 2232 крестьянина муж. пола (Краевед. альманах. 2004. С. 6).

После секуляризации церковных имуществ 1764 г. Н. Б. м. утратил большую часть своих владений. Ему было установлено гос. «жалованье» по штату мон-ря 2-го класса. Тем не менее в XIX - нач. XX в. в мон-ре существовал фруктовый сад (Илиодор. 1861. С. 172), мон-рь имел 2 огорода на своей территории и один за городом; пахотная, сенокосная и лесная земли в пустошах Тарасково, Ламоново, Шаклово, Дорогощи, Выдропужско-Раменской, в Раменском «отхожем» саду (свыше 250 га) сдавались в аренду, как и рыбные ловли на оз. Серменок в Осташковском у. (приносили до 120 р. серебром ежегодно) (Краевед. альманах. 2004. С. 6). Обитель владела 2 мельницами - мукомольной близ Торжка и Нектарьевской на р. Тьме в Тверском у. (с нее получали доход до 1 тыс. р. в год - см.: Илиодор. 1861. С. 173). Основной доход в XIX - нач. XX в. мон-рь получал в виде указных процентов с капитальных сумм в кредитных билетах, пожертвованных благотворителями (в т. ч. гр. А. А. Орловой-Чесменской): к нач. 60-х гг. XIX в. по 20 билетам - до 15 тыс. р. серебром (Там же).

В XIX - нач. XX в. мон-рю принадлежали 2 часовни в Торжке. Одна из них была выстроена над колодцем в обители (1811-1812) и к 60-м гг. XIX в. была упразднена (Там же. С. 46). Вторая, в центре Торжка, первоначально представляла собой «публичный колодец» (Баталова, Касапенко. 1981. С. 28). Небольшое круглое периптериальное сооружение, перекрытое двойным куполом (Будылина, Брайцева, Харламова. 1961. С. 135), было построено, по всей видимости, в 1-й пол. 80-х гг. XVIII в. по проекту архит. Н. А. Львова (Баталова, Касапенко. 1981. С. 28). Основную часть ротонды окружала легкая колоннада из 12 колонн. Ротонда имела четкое размещение дверных и оконных проемов через один интерколумний от оси входов (Там же. С. 31). Оконные проемы были 3 размеров, не считая полуциркульных проемов барабана, и были перекрыты, как и дверные проемы, прямыми клинчатыми кирпичными перемычками. Стены за колоннами членились соответственно ритму колонн прямоугольными нишами. Стройность силуэта достигалась особенным построением двойного купола, при котором верхний свод с барабаном опирался не на стены ротонды, а непосредственно на нижний свод большого диаметра (Будылина, Брайцева, Харламова. 1961. С 136). Завершали здание световой барабан и, вероятно, флюгер. Здание обладало определенным пропорциональным строем и тонким соотношением отдельных членений. Основной купольный свод ротонды, перекрывающий зал диаметром 6 м, имел в вершине 2-метровый проем, раскрывающийся в подкупольное пространство барабана диаметром 4 м. Через невидимые из зала проемы барабана свет падал на сферическую поверхность верхнего купола с иллюзорной росписью, изображавшей небо, и отражался в зале (Баталова, Касапенко. 1981. С. 32). На нижнем куполе по контрасту с «небом» были написаны «материальные» элементы свода - кессоны, розетки, что подчеркивало воздушность живописи вверху. Вероятно, в 1803 г. здание «публичного колодца» было обращено в часовню (Там же. С. 28), освященную в честь Воздвижения Честного Креста Господня. В 1807 г. она была передана Н. Б. м., а в 1814 г. подверглась серьезной перестройке: колоннада, вероятно первоначально деревянная, была перестроена в кирпиче, стены помещения заново оштукатурены и покрыты тонким слоем розового стюка, пол и солея выложены изразцовой плиткой, живопись нижнего купола переписана (Там же. С. 27, 28, 31). В праздник Воздвижения Честного Креста Господня (14 сент.) к часовне совершался крестный ход. В 1888 г. на средства купца Е. В. Вавулина часовня расширена, в 1889 г. заново расписана, увеличен и вновь вызолочен иконостас (Колосов. 1913. С. 70-71). В 1903-1906 гг. на средства Е. М. Грачёвой-Голузиной часовня была перестроена и обращена в церковь во имя святых Константина и Елены (закрыта в нояб. 1929): с сев. стороны ротонды в приделах галереи были устроены притвор и над ним звонница, с юга сделана пристройка для размещения алтаря, в подземной части ротонды устроен калорифер (Баталова, Касапенко. 1981. С. 27; Краевед. альманах. 2004. С. 28).

Библиотека

Сведения о ее составе достаточно скудны. После многочисленных разорений обители вплоть до нач. XVII в. в 1624/25 г. она насчитывала всего 12 книг (7 печатных и 5 рукописных) (Писцовые и переписные книги. 2014. С. 24). Однако уже к 1686 г. в ней насчитывалось свыше 130 книг, из них свыше 30 рукописных (Там же. С. 183-185). Среди печатных в б-ке Н. Б. м. хранились «Требник» Петра (Могилы) (1646), «Триодь Цветная» (1670) и др., среди рукописных - «Трефолой» и сочинение Аввы Дорофея (вклады архим. Ионы 1613 и 1627 гг.), Синодик (1682, с включением текста Синодика 1613 г.), «Жизнеописание прп. Ефрема» (1685), то же с текстом службы и описанием чудес прп. Ефрема (1682; вклад Г. Ханева; позднее приписаны сказания о перенесении и переложении св. мощей прп. Ефрема в 1690, об «исцелении Новоторжской женки Евдокии» в 1691, об обретении и перенесении мощей прп. Аркадия в 1677), то же, но без службы преподобному писца обители Артемия Поповцева (кон. XVII в. (Колосов. 1913. С. 92-95).

Архив

Архив Н. Б. м. также постоянно страдал от разорений обители, поэтому в нем не сохранилось документов ранее нач. XVII в. В мон-ре хранилось 9 подлинных грамот: 7 царских (1610, 1614, 1628, 1631, 1689, 1690, 1693) и 2 митрополичьи (1690, 1695). В наст. время основной комплекс документов обители хранится в ГАТвО (Ф. 185).

Святыни и достопримечательности

Главными святынями монастыря на протяжении столетий являлись мощи ее основателя - прп. Ефрема Новоторжского, его ученика и келейника - прп. Аркадия Новоторжского, а также покоившаяся в одном гробу с мощами прп. Ефрема глава св. Георгия Угрина.

11 июня 1690 г. мощи прп. Ефрема вместе с главой св. Георгия Угрина были переложены из каменного гроба в деревянную раку, обитую бархатом, пожертвованную царем Петром I (в 1717 обложена серебром) (Илиодор. 1861. С. 11-12, 59-60; Колосов. 1913. С. 49-50, 85-86). В 1798 г. для мощей по чертежам Н. А. Львова была изготовлена новая серебряная рака (Илиодор. 1861. С. 12; Колосов. 1913. С. 51); деревянную позднее поместили в ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя (в 1847 на средства новоторжского купца 1-й гильдии А. А. Тетюхина над ней сооружена сень; см.: Илиодор. 1861. С. 60). В 1874 г. новоторжскими купцами 1-й гильдии, потомственными почетными гражданами Штанковскими сооружена новая серебряная рака с гробницей и бронзовой сенью (по рис. худож. С. Ф. Верховцева), в которую мощи были торжественно переложены 11 июня 1874 г. (Колосов. 1913. С. 52-53).

В 1690 г. был установлен ежегодный крестный ход 11 июня из Преображенского собора и всех церквей Торжка в Н. Б. м. по случаю переложения мощей прп. Ефрема, в дек. 1864 г. последовало разрешение на обнесение во время этого крестного хода раки со св. мощами прп. Ефрема вокруг Борисоглебского собора.

После обретения мощей прп. Аркадия Новоторжского в 1677 г., находившихся в Борисоглебском соборе, под папертью у зап. дверей, на правой стороне (Там же. С. 46-47), они были помещены в паперти собора у сев. дверей. В июле 1785 г. при копании бута для постройки нового собора был открыт склеп, где находились мощи прп. Аркадия. 14 авг. того же года с разрешения Синода, последовавшего 18 июля, они были перенесены в новый склеп, а в 1798 г. деревянный гроб с мощами прп. Аркадия был поставлен в каменный гроб, в к-ром до 1690 г. пребывали мощи прп. Ефрема, после чего гроб с мощами прп. Аркадия был помещен в склеп с левой стороны собора (Илиодор. 1861. С. 18-19; Колосов. 1913. С. 47-48).

При разборе старого Борисоглебского собора был обнаружен клад с деревянными богослужебными предметами, сокрытие к-рого было отнесено к моменту постройки собора и связано с именем прп. Ефрема (Илиодор. 1861. С. 64-67; Колосов. 1913. С. 83-85). Предметы стали святынями Н. Б. м., среди них - потир (исправлен и позлащен на средства тверского купца В. В. Королёва), дискос (позлащен на средства новоторжского купца С. В. Мишурина), лжица, 2 блюдца и серебряная звездица, а также архимандричья шапка из зеленого шелка с опушкой из белого горностая и «подложенная зеленою тафтой», архимандричий посох (приписывались прп. Ефрему).

Среди наиболее значимых икон монастыря: икона Божией Матери «Одигитрия», с чудесами и явлениями (1538), икона Христа Спасителя с изображениями на полях преподобных Ефрема Новоторжского, Макария Калязинского, Нила Столобенского и св. мц. Параскевы Ржевской (кон. XVI или нач. XVII в.), образ Христа Спасителя (нач. XVII в.), икона св. князей страстотерпцев Бориса и Глеба и св. равноап. кн. Владимира (не позднее 1624), икона со сценами чудес и обретения мощей прп. Ефрема (1712) (Колосов. 1913. С. 90-91).

В обители хранились 2 палицы XVII в. (Там же. С. 92), многочисленные богослужебные сосуды сер. XVII в., облачения (Писцовые и переписные книги. 2014. С. 170-183) и др. Из 6 напрестольных Евангелий наиболее ценными были Евангелие 1640 г., Евангелие 1658 г. с 5 серебряными клеймами и Евангелие 1689 г. в чеканном серебряном окладе с финифтяными клеймами (Колосов. 1913. С. 89-90). Среди серебряных крестов выделялись крест 2-й пол. XVII в. и серебряный позлащенный крест 1782 г., созданный на средства архим. Н. Б. м. (1778-1783) Палладия (Там же. С. 90). Имп. Екатерина II пожаловала обители покров на мощи прп. Ефрема, «три покрова на престолы нового Борисоглебского собора, покров на жертвенник и ризу с епитрахилью» (Там же. С. 87).

В 1786 г. архиеп. Тверской Иоасаф (Заболотский) установил ежегодные крестные ходы из Н. Б. м. в Преображенский собор Торжка (6 янв. и 1 авг.); 18 июня проводился крестный ход из Преображенского собора Торжка в мон-рь.

А. П. П.

Архитектура

Борисоглебский собор. 1785–1789 гг. Архит. Н. А. Львов. Фотография. 10-е гг. XXI в.Борисоглебский собор. 1785–1789 гг. Архит. Н. А. Львов. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Первоначально, в XI в., все постройки обители были деревянными. Прп. Ефремом Новоторжским была возведена деревянная церковь во имя святых Романа Сладкопевца и Давида Псалмопевца, к-рая, вероятно ок. 1072 г., получила посвящение во имя святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба. В кон. XII в. в обители возвели каменный собор (26,3×20,6 м) с высокохудожественными фресками, выявленный в ходе археологических раскопок 1989, 1991-1993 гг. под рук. П. Д. Малыгина. Судя по размерам и сортаменту плинфы, храм был построен смоленскими мастерами (Малыгин, Салимов, Зайцев. 2003) и расписан также смоленскими живописцами (определение Л. И. Лифшица). Связывать постройку собора мон-ря со смоленской бригадой, к-рая в 1207 г. возвела храм Параскевы Пятницы на Торгу в Новгороде (Раппопорт. 1994. С. 69), нет достаточных оснований, т. к. монастырский собор изобиловал плинфами со знаками, что не характерно для новгородского храма. Судя по лекальной плинфе и иконографическим источникам, собор можно отнести к башнеобразным храмам с примыкающими к 3 порталам притворами, типичным для смоленского зодчества 2-й пол. XII в.

В 1577 г. юж. притвор собора был снесен, а на его месте сооружен придел во имя прп. Ефрема Новоторжского; в 1589 г. к сев. притвору был пристроен придел во имя святых Иоакима и Анны (Илиодор. 1861. С. 21; Колосов. 1913. С. 59; Писцовые и переписные книги. 2014. С. 166-167), что было связано с припиской к обители и последующим упразднением одноименной запустевшей церкви в Торжке.

П. Д. Малыгин

В 60-70-х гг. XVII в. проводились работы по перестройке и ремонту приделов собора: прп. Ефрема - в 1669-1672 гг., святых Иоакима и Анны - в 1676-1677 гг. (Салимов. 2009. С. 46). К сер. 60-х гг. XVIII в. собор обветшал и требовал серьезного ремонта, еп. Тверской Гавриил (Петров) даже опасался обрушения храма, о чем сообщал в Коллегию экономии (Там же. С. 47). Спустя почти 20 лет было принято решение о разборе старого собора, при этом новоторжцы приняли на себя обязательство сделать это «своими трудами» и на собственные средства (Илиодор. 1861. С. 28; Колосов. 1913. С. 61). С 16 авг. по 20 нояб. 1784 г. собор был разобран. Древний иконостас был перенесен в храм, построенный в 1717 г., но не освященный до 1786 г., нек-рые образа установили в теплой Введенской ц., оставшиеся, кроме иконы св. Бориса и Глеба, проданы в 1789 г. в погост Спас-Есеновичи Вышневолоцкого у. (ныне с. Есеновичи Вышневолоцкого р-на Тверской обл.; см.: Илиодор. 1861. С. 31).

9 июня 1785 г. состоялась торжественная закладка нового собора, краеугольный камень в его основание заложила лично имп. Екатерина II (Колосов. 1913. С. 63-64). Собор был возведен в 1785-1789 гг. по проекту архит. Н. А. Львова (Илиодор. 1861. С. 32; Колосов. 1913. С. 63-64; Димитрий (Самбикин). 1903. С. 6). В 1785-1788 гг. императрица передала на строительство собора 22 750 р. ассигнациями, всего же на постройку было потрачено до 50 тыс. р. Наблюдение за строительством осуществлял Львов, а в его отсутствие - новоторжский архит. Ф. И. Буци.

Центрический, квадратный в плане собор Львов разместил близ вост. прясла ограды Н. Б. м., проходящей по береговому откосу. Он строился из кирпича на известковом растворе, фундаменты были сложены из грубо отесанного камня, наружные детали выполнены из белого камня. Подчиняя композицию собора градостроительному началу, Львов разработал его вост. фасад в виде монументального портика, не выделяя алтаря, а сев. сторону обратил к городу строгим 6-колонным портиком; аналогичный портик оформил и юж. сторону собора (Будылина, Брайцева, Харламова. 1961. С. 124). Внутреннее пространство здания формируют 4 пилона, паруса и подпружные арки, образующие высокое центральное подкупольное пространство, окруженное кольцевой галереей. Угловые восьмигранники завершаются поверх кровли двойными купольными сводами с 4 малыми главками, к-рые вместе с главным куполом создают традиц. тип 5-главого собора. Выделение главного зап. входа Львов осуществил при помощи монументальной трактовки портика. Две лестницы, ведущие на хоры, и зап. ложи собора образуют на фасаде выступы входа с лоджией и 2 колоннами. Внутри, над входной частью, разместились хоры, поддерживаемые колоннами. Чтобы хорошо осветить храм, Львов высоко поднял подпружные арки над остальными более низкими объемами. Впечатление легкости создают и удлиненные пропорции больших арок со вписанными в них малыми арками, к-рые связывают всю композицию интерьера с масштабом человека (Там же. С. 124-125). В 1790-1792 гг. В. Л. Боровиковским были написаны 37 икон для иконостаса собора (Савельев. 1992. С. 107-108); он был создан по плану, одобренному в 1789 г. Тверским еп. Тихоном (Малининым; впосл. архиепископ) и установлен в соборе в 1793 г. Из 37 икон 35 попали в центральный иконостас, а 2 - в придельные.

Торжественное освящение собора состоялось 11 июня 1796 г.: центральный престол по традиции получил посвящение князьям страстотерпцам Борису и Глебу, правый - прп. Ефрему Новоторжскому, левый - вмц. Екатерине.

В 1839-1840 гг. в соборе проведены ремонтные работы, устроен новый иконостас (сохранивший 31 икону кисти Боровиковского, см.: Там же. С. 109), внутренние колонны и стены оштукатурены под мрамор, чугунный пол заменен деревянным. Переделки несколько нарушили первоначальную стройную пропорцию колонн и цветовую гамму интерьера. Храм был вновь освящен архиеп. Тверским (впосл. митрополит) Григорием (Постниковым) 11 июня 1841 г., при этом левый придел во имя вмц. Екатерины был переосвящен во имя прп. Аркадия Новоторжского. В 1876 г. усердием новоторжского купца 1-й гильдии, потомственного почетного гражданина Н. К. Штанковского, главный престол собора устроен из серебра (Колосов. 1913. С. 67).

Церковь в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм, старейшая сохранившаяся в Н. Б. м., существовала в обители не позднее XVI в. В 1609 г. (по др. данным, в 1606) деревянная постройка была сожжена польско-литов. войсками. К 1624/25 г. церковь уже была возобновлена, однако не совсем ясно в камне или в дереве (Писцовые и переписные книги. 2014. С. 23, 24). Исходя из описания колокольни, более предпочтительным представляется 2-й вариант. По всей видимости, в камне храм был перестроен в нач. 70-х гг. XVII в., на колокольне к 1686 г. находились «часы старые» (Там же. С. 181). В 1833 г. последовала новая перестройка, при этом бывш. алтарь был обращен в пономарскую комнату, одна часть церкви - в алтарь, а другая, с трапезной,- собственно в церковь (Илиодор. 1861. С. 42-43). В том же году храм был вновь освящен. В 1879 г. усердием Н. К. Штанковского на левой стороне храма был устроен придел во имя святых Иоакима и Анны (освящен в том же году), а также сооружено новое крыльцо. В 1887 г. в храме была проведена новая система отопления (Колосов. 1913. С. 68).

В 1717 г. в обители был возведен еще один храм, долгое время остававшийся неосвященным. После переноса в него в 1784 г. иконостаса старого Борисоглебского собора храм в 1786 г. был освящен архим. Макарием по благословению архиеп. Тверского Иоасафа (Заболотского) в честь Входа Господня в Иерусалим (Илиодор. 1861. С. 44).

В 1683/84 г. в обители были выстроены каменные св. ворота с церковью Воздвижения Креста Господня с приделами: правым - во имя ап. Иоанна Богослова и левым - во имя свт. Николая Чудотворца (Писцовые и переписные книги. 2014. С. 183). Большую роль в украшении храма сыграл дьяк Б. Остолопов (Там же. С. 183). Во время крупных строительных работ в обители в кон. XVIII - нач. XIX в. храм был разобран, на его месте в 1804-1811 гг. возведена церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя с колокольней, освященная 27 авг. 1811 г. и ставшая важнейшей доминантой архитектурного ансамбля обители. Характерные для творчества Львова особенности заставляют мн. специалистов связывать проект с его именем (Будылина, Брайцева, Харламова. 1961. С. 137); строился храм-колокольня под наблюдением новоторжского архитектора-подрядчика Ф. Ананьина (согласно новейшим исследованиям Н. А. Лопатиной, Ф. Ф. Ананьин). Первый ярус представляет собой церковь, а 2 верхних - колокольню, увенчанную бельведером-ротондой. В основе плана - квадрат с примыкающими к нему по оси с запада на восток полукруглыми апсидами. Четверик колокольни с 4 сторон оформлен фронтонными завершениями; 4 угловые, круглые в плане, башенки восьмерика 2-го яруса с полуциркульными окнами между ними подготовляют переход к башенной части здания. На колокольне были установлены часы с часовым и получасовым боем. В сер. XIX в. на колокольне находилось 13 колоколов (Илиодор. 1861. С. 46), к 1918 г.- 11 колоколов, из к-рых крупнейшим был Благовестник, трижды заменявшийся после постройки новой колокольни (в 1824-1835 весом 447 пудов 30 фунтов (свыше 7,3 т), в 1848-1849 - 662 пуда 30 фунтов (свыше 10,8 т), с 1851 - 529 пудов 10 фунтов (свыше 8,6 т) - см.: Никаноров, Старостенков. 1997. С. 34).

В 1717 г. в Н. Б. м. был возведен 2-этажный каменный настоятельский корпус. В 1809-1811 гг. по проекту Ф. Ананьина на средства Н. Б. м. и на пожертвования духовенства Торжка и Новоторжского у. в створе монастырской стены рядом с колокольней было выстроено каменное 2-этажное здание для Духовного правления и Новоторжского ДУ (с 1825 - Странноприимный дом). В 1818-1819 гг. расширены существовавшие с XVII в. братские кельи, к к-рым был пристроен новый 2-этажный корпус. Особенностью этого комплекса является ротонда, пристроенная к прямому углу старого здания. Также на территории обители существовал одноэтажный каменный флигель для монастырских служб, а за территорией - конюшенный и скотный дворы.

Вплоть до 1-й пол. XVIII в. стены и башни мон-ря были деревянными. Существующие стены и башни возведены в сер. 30-х - сер. 40-х гг. XVII в. (Илиодор. 1861. С. 166; Колосов. 1913. С. 79). Исключение составляет Свечная (Библиотечная) башня, строительство к-рой было обусловлено постепенным разрушением фундаментов существовавшей на этом месте с XVII в. башни из-за сложных гидрогеологических условий. Проект башни был разработан новоторжским городским архит. С. И. Гребенщиковым (Бочкарёва. 2010. С. 62) и утвержден 4 сент. 1868 г. (Там же. С. 65). Во время строительства в проект, вероятно, были внесены изменения, в частности усложнено завершение постройки: вместо деревянного шпиля - усеченный шатер с ложными окошками и слуховыми проемами, увенчанный шатром с крестом. Строительство башни завершилось не позднее 1874 г. (Там же). На 1-м этаже в ней располагалась свечная лавка, на 3-м, по всей видимости,- б-ка (Там же. С. 63, 64).

1927-1993 гг.

После фактического закрытия мон-ря и отъезда из Торжка еп. Феофила в 1927 г. Входоиерусалимская ц. и братский корпус были переданы под валяльную мастерскую, склады и общежитие. В том же году мон-рь посетила экспедиция этнологического ф-та 1-го МГУ, которая зафиксировала наличие в Борисоглебском соборе икон кисти В. Л. Боровиковского (Петров. 1997. С. 29). На заседании президиума Новоторжского городского совета от 9 янв. 1930 г. рассматривался вопрос о закрытии собора и ц. Нерукотворного образа Спасителя. Вероятно, с нач. 1931 г. здания обители постепенно занимал льносовхоз им. Молотова. К лету того же года в Н. Б. м. действовал только Борисоглебский собор (Бочкарёва. 2002. С. 110). 30 июня Новоторжский городской совет выдал разрешение на проведение собрания верующих собора, к-рое состоялось 2 июля. На нем было принято решение о «сдаче собора» «ввиду невозможности продолжения службы в храме, находящемся на территории льнозавода», при условии получения разрешения на перенос мощей преподобных Ефрема и Аркадия с их раками, гробницами и балдахинами в Благовещенскую (Михаило-Архангельскую) ц. Торжка (Там же). 3 июля исполком городского совета разрешил перенос мощей, назначив его на 6 июля 1931 г. Вместе с мощами из Борисоглебского собора был перенесен ряд икон и реликвий (в т. ч. св. крест с лампадами, иконы Нерукотворного образа Спасителя, св. князей страстотерпцев Бориса и Глеба и блгв. кн. Владимира, «Введение во храм Пресвятой Богородицы»; комплект предметов, приписывавшихся прп. Ефрему Новоторжскому, комплект стеклянных богослужебных сосудов, Евангелия и др. книги, а также облачения, необходимые для проведения служб). После этого Борисоглебский собор был закрыт для богослужений, в нем разместилась сельскохозяйственная школа при льносовхозе (до 1933). В 1931-1932 гг. с колокольни Н. Б. м. были сняты все колокола: Благовестник был сброшен и разбит на куски (Петров. 1997. С. 29), а остальные колокола сданы в контору «Металлолом». Наряду с сельскохозяйственной школой, валяльной мастерской и общежитием на территории Н. Б. м. также действовали деревообделочные мастерские артели «2-я пятилетка» (до 1933) и располагался склад кожевенного завода.

С сер. 30-х гг. XX в. в зданиях монастыря разместилась воинская часть, накануне Великой Отечественной войны там помещались авиационные военные склады. В нач. 1936 г., по воспоминаниям В. Е. Клочковой, раки с мощами преподобных Ефрема и Аркадия были увезены из закрывавшейся Благовещенской (Михаило-Архангельской) ц. в неизвестном направлении (Бочкарёва. 2002. С. 110). В 1942-1943 гг. на территории мон-ря был образован лагерь для военнопленных. Решением горисполкома Торжка от 19 июля 1944 г. комплекс обители был передан пересыльному пункту Управления НКВД для «размещения столярного производства и контингента заключенных». 9 авг. 1944 г. на базе сапоговаляльной фабрики была образована исправительно-трудовая колония № 4 (с 1947 отдельный лагерный пункт № 101, позднее вновь исправительная колония). Вероятно, с нач. 50-х гг. XX в. и до 1955 г. Борисоглебский собор использовался как склад зерна объединения «Заготзерно», позднее также как склад. В 70-х гг. XX в. в мон-ре были начаты реставрационные работы: в 1972-1975 гг. отреставрирована надвратная церковь-колокольня, с 1982 г. велись работы по внешней реставрации Борисоглебского собора. В 1975-1976 гг. была отреставрирована с возвращением исходных форм Крестовоздвиженская часовня, ставшая одним из архитектурных символов Торжка. После вывода в 1982 г. с территории Н. Б. м. исправительной колонии, там разместился лечебно-трудовой профилакторий № 2.

Решениями Тверского областного исполкома от 15 июля 1987 г. и исполкома Торжокского городского совета от 18 авг. 1987 г. здания монастыря планировалось передать и приспособить под учреждения социально-культурного назначения. Постановлением Совета министров РСФСР от 24 мая 1988 г. был образован Всероссийский историко-этнографический музей в Торжке, в связи с чем отреставрированы здания Духовного правления и Духовного училища (Странноприимный дом), Свечная башня и участок монастырской ограды (сев., юж. и частично вост. прясла), главы Введенской и Входоиерусалимской церквей (Лопатина Н. Слово редактора // Краевед. альманах. 2004. С. 2). После вывода ЛТП музей разместился в бывш. Странноприимном доме.

1993-2018 гг.

В 1993 г. было принято решение о совместном использовании комплекса Н. Б. м. музеем и РПЦ. Согласно ходатайству Тверского и Кашинского архиеп. Виктора (Олейника; впосл. митрополит), определением Синода от 2 окт. 1993 г. был открыт Н. Б. м., наместником назначен игумен Вассиан (Кураев) (с 2001 архимандрит). Священноархимандритом обители является митрополит Тверской и Кашинский. Первоначально службы совершались в кладбищенской ц. Иоанна Богослова, ставшей подворьем монастыря. В 1995 г. братия смогла переселиться на территорию обители. В том же году монастырь посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В дек. 1997 г. монахам была передана Введенская ц., 1-я служба в храме состоялась 24 июня 1998 г., в день памяти прп. Ефрема Новоторжского. Братия насчитывала 5 чел. в 1995 г., 11 чел.- в 2003 г. В 2001 г. мон-рю возвращена Крестовоздвиженская часовня. 31 марта 2009 г. архим. Вассиан (Кураев) был освобожден от обязанностей наместника, им стал архим. Даниил (Могутнов). Однако менее чем через год архим. Даниил подал архиеп. Виктору прошение об освобождении от занимаемой должности. Указом архиеп. Виктора от 30 марта 2010 г. архим. Даниил был освобожден от служения в Н. Б. м., почислен за штат и запрещен в священнослужении c формулировкой «за самовольное оставление монастыря», что было подтверждено решением Синода РПЦ от 31 мая 2010 г. Новым наместником в тот же день назначен иером. Арсений (Леонов). В 2010 г. при Н. Б. м. создан Миссионерско-просветительский отдел, при монастыре действуют воскресная школа, православная библиотека, монахи обители факультативно проводят в школах занятия по Закону Божию. 10 февр. 2018 г. в обитель передан обнаруженный в ходе ревизии Путевого дворца в Твери частицу мощей прп. Ефрема Новоторжского.

Ист.: НовгорЛет; Грамоты Новоторжского муж. Борисоглебского мон-ря. Тверь, 1903; Рубцов М. К материалам для церк. и бытовой истории Тверского края в XV-XVI вв. Старица, 1905. Вып. 2: Док-ты Троице-Сергиевской Лавры на земельные владения в пределах Тверского края; Древнерусские княжеские жития / Подгот. текстов, пер. и коммент.: В. В. Кусков. М., 2001; Повесть временных лет / Подгот. текста, пер., ст. и коммент.: Д. С. Лихачёв; ред. В. П. Адрианова-Перетц. СПб., 19962; Житие прп. Ефрема Новоторжского: Из фонда «Редкая книга» Тверского гос. объединенного музея / Науч. ред.: П. Д. Малыгин. Тверь, 2011; Писцовые и переписные книги Торжка XVII - нач. XVIII в. / Сост.: И. Ю. Анкудинов, П. Д. Малыгин. М., 2014. Ч. 1.
Лит.: Илиодор, иером. Ист.-стат. описание г. Торжка. Тверь, 1860; он же. Ист.-стат. описание Новоторжского Борисоглебского мон-ря. Тверь, 1861. Торжок, 2006р; [Димитрий (Самбикин), архиеп.]. Мон-ри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. Тверь, 1903; Колосов И. М. Новоторжский Борисоглебский мон-рь. Тверь, 19133; Будовниц И. У. Повесть о разорении Торжка в 1315 г. // ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 446-451; Будылина М. В., Брайцева О. И., Харламова А. М. Архитектор Н. А. Львов. М., 1961; Баталова А. Л., Касапенко А. Ф. Общественный водоем XVIII в. в Торжке // Архит. наследство. М., 1981. Вып. 29. С. 27-32; Дробленкова Н. Ф. Житие Ефрема Новоторжского // СККДР. 1987. Вып. 1. С. 148-150; Малыгин П. Д. Древний Торжок (ист.-археол. очерки). Калинин, 1990; он же. Из ранней истории распространения христианства на территории Тверской обл. // Вестн. ТвГУ. Сер.: История. 2007. Вып. 1. С. 117-133; он же. О Михаиле Тверском - политике и святом // Точка зрения. Тверь, 2010. № 7. С. 44-50; он же. О времени основания Новоторжского Борисоглебского мон-ря // Русь в IX-XII веках: общество, государство, культура. М.; Вологда, 2014. С. 413-420; Малыгин П. Д., Салимов А. М. Архит.-археол. исследование собора Борисоглебского мон-ря в Торжке // Памятники истории и культуры В. Поволжья. Н. Новг., 1991. С. 243-255; Савельев В. Новоторжский иконостас В. Л. Боровиковского // Тверская старина. 1992. № 1. С. 107-110; Раппопорт П. А. Строительное производство Др. Руси (X-XIII вв.). СПб., 1994; Поппэ А. О зарождении культа свв. Бориса и Глеба и о посвященных им произведениях // RM. 1995. Vol. 8. N 1. P. 21-68; он же. Митрополиты и князья Киевской Руси // Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 19962. С. 442-499. (Subs. Byzantinorossica; 1); Никаноров А. Б., Старостенков С. А. Из истории благовестников Новоторжского Борисоглебского мон-ря // Сб. науч. тр. ВИЭМ. Торжок, 1997. Вып. 1. С. 34-35; Петров О. В. Борисоглебский мон-рь в XX в.: История в устных восп. // Там же. С. 28-30; Чичкина И. В. Вскрытие мощей Новоторжских святых в 1919 г. // Там же. С. 25-28; она же. Образовательные учреждения духовного ведомства в Торжке (XVIII - нач. XX в.) // Там же. С. 37-39; Бочкарёва И. А. Антицерковная кампания в Торжке в 1920-1930 гг. // «И свет во тьме светит…»: Сб. науч. тр. ВИЭМ. Торжок, 2002. С. 106-126; она же. Свечная башня Борисоглебского мон-ря: К истории строительства // Новоторжский сб. Торжок, 2010. Вып. 3. С. 62-65; Малыгин П. Д., Салимов А. М., Зайцев А. А. К изучению плинфы собора Борисоглебского мон-ря в Торжке // Архит.-археол. семинар: Из истории строительной керамики средневек. Вост. Европы. СПб., 2003. С. 85-92; Парамонова М. Ю. Святые правители Лат. Европы и Др. Руси: Сравн.-ист. анализ вацлавского и борисоглебского культов. М., 2003; Янин В. Л. Новгородские посадники. М., 20032; Краеведческий альманах. Торжок, 2004. № 4: Мат-лы по истории Новоторжского Борисоглебского мон-ря; Викторов В. В. Житие прп. Ефрема Новоторжского в фондах НИОР РГБ // Зап. ОР РГБ. М., 2008. Вып. 53. С. 61-68; Салимов А. М. Древний собор Борисоглебского мон-ря в Торжке // Academia: Архитектура и строительство. М., 2009. № 3. C. 45-53; Преображенский А. С. «Полица властелинская»: О неизв. лицевой палице 3-й четв. XV в. и иконографии рус. епигонариев // Церк. шитье в Др. Руси: Сб. ст. памяти Л. Д. Лихачёвой. М., 2010. С. 183-234; Гадалова Г. С. К вопросу о походе под Торжок вел. кн. Михаила Ярославича Тверского в 1316 г.: (Текстол. анализ Жития прп. Ефрема Новоторжского) // ДРВМ. 2015. № 4(62). С. 30-34; Ранчин А. М. О формировании почитания святых Бориса и Глеба и времени их канонизации // Русь эпохи Владимира Великого: Гос-во, Церковь, культура. М.; Вологда, 2017. С. 455-478.
П. Д. Малыгин, А. П. П.
Рубрики
Ключевые слова
См.также