НЯМЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Том LII, С. 184-187
опубликовано: 20 апреля 2023г.

НЯМЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Содержание
Нямецкая икона Божией Матери в окладе. XIV в. (Нямецкий мон-рь, Румыния)Нямецкая икона Божией Матери в окладе. XIV в. (Нямецкий мон-рь, Румыния)

(празд. 26 июня), чудотворный процессионный, запрестольный двусторонний образ (на обороте - вмч. Георгий Победоносец) XIV в., один из древнейших в Румынии. Со времени своего перенесения из Византии Н. и. находится в Нямецком в честь Вознесения Господня мужском монастыре (за исключением короткого периода, когда в XIX в. она была сокрыта от турок); по месту пребывания в этом мон-ре она и получила название «Нямецкая». Известна также под наименованиями «Молдавская» - по стране, в которой прославилась, и «Лиддская» - по легендарному месту происхождения.

Источники и сказание о чудесах

Одним из ранних письменных источников, куда вошло сообщение о чудесах от иконы, является сочинение архим. Иоанникия (Галятовского) «Небо новое» (1665). К 1723 г. относятся первые сведения о происхождении иконы, оставленные митрополитом Молдавским Георгием IV (1722-1729). Этот документ не сохранился, но был воспроизведен в пространной истории Н. и., к-рую собрал воедино в 1859 г., используя в т. ч. рукописи монастырского архива, духовник мон-ря схиархим. Андроник (Попович-Баденский). В своей работе он также опирался на сведения из кн. «Чудеса Пресв. Богородицы» иером. Агапия Ландоса Критянина (3-я ч. кн. «Спасение грешников» (῾Αμαρτολῶν σωτηρία), Venice, 1641), опубликованной на румын. языке в типографии Нямецкого мон-ря в 1847 г.; это издание примечательно тем, что в него были включены дополнения.

В сборнике о чудесах Пресв. Богородицы архим. Иоанникий (Галятовский) описывает последовательно 2 чуда от Н. и., и оба касаются необыкновенного поведения иконы во время процессий: икона «кланяется низко до земли», опускаясь и поднимаясь, так что священники или архиереи не в силах удержать ее в руках (Чудо 42); икона, вырвавшись из рук, сама по воздуху перенеслась и встала над амвоном, а затем, пройдя через царские врата, обошла престол и остановилась за ним - на своем привычном месте (Чудо 43). Очевидно, основанием для включения рассказа об иконе в сочинение архим. Иоанникия (Галятовского) стало современное ему 2-е чудо, пришедшееся, как сообщает автор, на время правления молдав. господаря Георге Штефана (1653-1658). Впрочем, сам архим. Иоанникий (Галятовский) икону не видел (доказательство тому - допущенные иконографические неточности при описании оборотной стороны). Есть вероятность, что источником его информации был занимавший влиятельное положение при дворе Георге Штефана буд. рус. дипломат Н. Г. Спафарий (Милеску-Спэтарул; 1636 - между 1708 и 1714) - он бывал в Нямецком мон-ре, где изучал его архивы. Имя Спафария, как и дату чуда, происшедшего в период правления Георге Штефана - 17 февр. 1655 г., удостоверяет в своем сообщении митрополит Молдавский Георгий IV. Согласно ему, появление Н. и. в Молдавском княжестве пришлось на время правления господаря Александру I Доброго (1400-1432) и связано с визант. имп. Иоанном VIII Палеологом. После смерти отца, имп. Мануила II (21 июля 1425), Иоанн возвращался в К-поль из поездки по Зап. Европе, чтобы стать полноправным правителем Византии, и держал путь через Молдавское княжество. Там его встретил господарь Александру I Добрый и сопроводил до Килийской крепости на Дунае. В качестве благодарности стране, в которой буд. император увидел «людей мудрых и благочестивых», он по вступлении на престол оказал ее правителю Александру I Доброму, Церкви (в лице митр. Молдавского Иосифа) и народу особые милости. Так, среди даров императора упоминается в т. ч. икона Божией Матери, на обороте к-рой изображен вмч. Георгий Победоносец. Митр. Георгий IV свидетельствует о том, что сам видел в Нямецком мон-ре хранившиеся там императорские хартии о дарованиях. Т. о., согласно сообщению митрополита, икона могла прибыть в Молдавское княжество в период между 1425 и 1432 гг.

Нямецкая икона Божией Матери. XIV в. (Нямецкий мон-рь, Румыния)Нямецкая икона Божией Матери. XIV в. (Нямецкий мон-рь, Румыния)

Если архим. Иоанникий (Галятовский) рассказывает об иконе, не приводя ее отдельного названия, то спустя 2 столетия автор молдав. редакции книги Агапия Ландоса Критянина в дополнительных сведениях (Чудо 74) именует ее «Римская» и «Лиддская», а также специально останавливается на пересказе предания о Лиддской (Римской) иконе Божией Матери как предыстории Н. и. Схема повествования, воспроизведенная схиархим. Андроником (Поповичем-Баденским) в части, предуведомляющей чудеса, полностью совпадает со схемой сказания о Лиддской иконе (раннехрист. нерукотворный образ на столбе в базилике в г. Лидде; создание с него списка в VIII в. свт. Германом I, патриархом К-польским; перемещения этого списка из К-поля в Рим и снова в К-поль, где он был поставлен в Халкопратийском храме). В отличие от др. икон с той же предысторией (см. ст. Тихвинская икона Божией Матери) упоминание г. Лидды в случае Н. и. может носить программный характер, а именно - через изображение на обороте иконы вмч. Георгия, жившего в этом городе. Связь Н. и. с Лиддской иконой сохраняется и в наст. время благодаря установлению единого дня празднования иконам, считающимся ее списками,- 26 июня.

Схиархим. Андроник (Попович-Баденский) помимо суммирования информации предшественников дал описание 18 чудес от Н. и.: первые 2 - чудеса во время процессий (с ошибками, т. к. автор не был знаком с изначальным текстом в «Небе новом»); 3-е чудо связано с попыткой еретиков найти в иконе тайник с серебром, к-рый якобы служит причиной странных передвижений иконы, однако «разоблачить» чудотворный образ не удалось, поскольку орудие вандалов сломалось, оставив в иконной доске кусок металла; чудеса с 4-го по 7-е приходятся на 1779-1794 гг.- время игуменства в Нямецком мон-ре прп. Паисия Величковского и связаны с этим святым (старец получил утешение от Н. и. после вынужденного ухода со Св. Горы Афон (Чудо 4), он засвидетельствовал чудотворность иконы перед турком, к-рый намеревался, но не смог вывезти икону из мон-ря (Чудо 5), по благословению преподобного после молитв перед Н. и. у одной бездетной пары родилось долгожданное дитя (Чудо 6), а ребенок др. семейной пары был исцелен от падучей болезни (Чудо 7); чудеса 8 и 9 - участие иконы в жизни мон-ря во время споров и тяжб между 1816 и 1821 гг.; Чудо 10 - сокрытие Н. и. от турок в период с 3 июня 1821 г. до 28 окт. 1822 г. на Русской горе (на этом месте ныне находится скит Старой иконы Божией Матери) и преображение лика Пресв. Богородицы на иконе после ее обретения; далее - 3 чуда исцелений: от болезни крови (Чудо 11), хромого (Чудо 12), расслабленного (в 1835; Чудо 13); оправдание в 1839 г. несправедливо осужденного архим. Неонила (Чудо 14); благополучное разрешение вопроса, связанного с претензиями боярина Й. Катарджу на владения мон-ря (1839-1840; Чудо 15); защита местности от холеры в 1847 г. (Чудо 16); исцеление глаз ослепшего мон. Иегудиила в 1854 г. (Чудо 17); чудесное возвращение похищенных от иконы драгоценных привесов (подвесок) в 1856 г. (Чудо 18).

В рус. сб. «Солнце Пресветлое», раннем рукописном своде чудотворных икон Божией Матери (нач. XVIII в.- МГУ НБ. № 293. Л. 120 об.- 121 об.; копия - ГИМ. Муз. № 42. Л. 134 об.; в обеих рукописях - без гравюры), икона впервые фигурирует с наименованием «Молдавская». Составитель сборника предпочел в выборе названия более широкий топографический принцип, хотя его единственный источник сведений об этой иконе архим. Иоанникий (Галятовский) упоминает и конкретное место нахождения Н. и.: «...образ Пресвятой Богородицы в земле Молдавской, в монастыре Нямецком». В тексте указана фантастическая дата обретения образа - 491 г., в качестве дня празднования фигурирует 21 марта, а в кратком сказании 2 чуда объединены в одно, совершившееся во время процессии на храмовый праздник Вознесения Господня (земной поклон и самостоятельное передвижение иконы по храму, где она встала в алтаре).

Иконография

Честная глава прп. Симеона Дивногорца в кафоликоне Нямецкого мон-ря. Фото: pra-voslavie.ruЧестная глава прп. Симеона Дивногорца в кафоликоне Нямецкого мон-ря. Фото: pra-voslavie.ru

Иконография лицевой стороны иконы с образом Божией Матери относится к типу «Одигитрия» с Младенцем Христом на левой руке и принадлежит к варианту этого изображения, сложившемуся в X-XI вв.,- варианту наиболее репрезентативному, где положение голов Матери и особенно Сына близко к фронтальному (на Н. и. голова Божией Матери немного склонена к Младенцу), а взоры устремлены на молящегося. В левой руке Богомладенца - свиток, отведенной в сторону правой Он благословляет. В верхних углах Н. и.- полуфигуры ангелов с покровенными руками. Этот вариант иконографии, как восходящий к почитавшейся в К-поле в храме Одигон чудотворной иконе «Одигитрия», известен во мн. списках (на Руси к нему относится близкая по иконографии к Н. и. Смоленская икона Божией Матери). Торжественность и в то же время скорбность образам придает красный цвет нимбов. Над правым плечом Богоматери видны следы посвятительной надписи, воспроизведенной с нек-рыми искажениями на окладе (1844-1845; сплошной, серебро с позолотой, драгоценные камни) на лицевой стороне иконы: «Δέ(ησις) τοῦ δούλου τοῦ Θ(εο)ῦ (?) Πέτρο» («Молитва раба Божия Петра…»). На оборотной стороне представлен вмч. Георгий Победоносец в редком для св. воинов варианте иконографии - сидящим на престоле. В его правой руке копье, левой святой опирается на меч, острие к-рого обращено вниз. Оборотая сторона иконы не закрыта окладом, серебрянная накладка (1845) имеется лишь на округлом с белым оттенком предмете у кисти левой руки вмч. Георгия, над мечом. По мнению болг. исследователя Г. Р. Парпулова, это изображение сфунгато (запеканки, пирога), фигурирующего в одном из посмертных чудес святого (Parpulov. 2018). В благодарность за помощь вмч. Георгия ребенок положил на алтарь в храме во имя этого святого испеченный матерью сфунгато. Пирог был настолько ароматен, что неск. купцов, зашедших помолиться, взяли его себе. Однако они не смогли выйти из храма, пока каждый не пожертвовал святому по золотой монете. На эти деньги жители смогли восстановить разрушавшийся храм вмч. Георгия. Сохранность на иконе надписи на греч. языке справа от образа вмч. Георгия позволила Парпулову указать на источник строк, вдохновивший неизвестного автора стихотворного посвящения св. воину, а именно на визант. поэта Мануила Фила († ок. 1345) (см.: Ibidem). Надпись не только возвеличивает святого, но и блестяще отражает замысел и схему иконографии. Согласно расшифровке Парпулова, текст представляет собой 4 поэтических двенадцатисложника и читается следующим образом: ῾Υπερκαθεθες ἐν σχολῇ, μάρτυς, πόνων τὸν ἐνθάδε λαὸν ὡς ἀμνοὺς βλέπεις. ῞Ινα κα τοὺς βλάπτοντας συστέλληις φόβῳ, δοκεῖς ἀπειλεῖν̇ εὐπρεπές γὰρ τὸ ξίφος («О мученик, сидя и отдыхая от своих трудов, ты взираешь на собравшихся здесь как на агнцев. А чтобы сковать страхом всех тех, кто желает зла, ты как будто бы угрожаешь, ведь твой меч величествен.» - перевод Л. В. Луховицкого). Серебряная накладка на сфунгато не скрывает участка, в к-рый нечестивцы вонзили металлическое острие, там и оставшееся, думая, что необычное движение Н. и. во время процессий вызвано спрятанным в ней серебром (см. Чудо 3). Поведение иконы во время крестных ходов так же, как и иконография ее лицевой стороны, напоминают о к-польской «Одигитрии» - описание вторничных процессий с этой святыней оставил в 1348/49 г. или ок. 1350 г., в частности, Стефан Новгородец: «Одному человеку поставят икону на плечи стоймя, а он руки распрострет… и по площади бросает его туда и сюда, и вертит его в разные стороны, а он даже не понимает, куда его икона носит. Потом другой подхватит ее, и с тем бывает так же, а затем и третий, и четвертый» (Хождение Стефана Новгородца // БЛДР. Т. 6. С. 35; Parpulov. 2018).

Живописный слой на обеих сторонах Н. и. достаточно хорошей сохранности, что позволяет оценить ее стилистические особенности (существенные утраты по нижнему краю являются показателем активной процессионной жизни иконы). Исследователь Н. и. архим. Лука (Дьякону) датирует ее XIV в. (Luca (Diaconu). 2008); Парпулов на основании надписи на лицевой стороне предполагает, что донатором являлся молдав. кн. Петру (1367-1368; молдав. господарь Петру I Мушат (ок. 1375 - ок. 1391)), но подтверждений этому в наст. момент нет (Parpulov. 2018). Приемы личного письма указывают на то, что икона могла быть создана в К-поле во 2-й пол. XIV в. (ср. иконы: 2-сторонняя - «Панагия «Одигитрия». Св. Николай Чудотворец», 3-я четв. XIV в., Византийский музей, Родос; 2-сторонняя - «Панагия «Одигитрия», с двунадесятыми праздниками. Этимасия», 2-я пол. XIV в., Византийский музей, Афины, и др.).

Изображения и списки

Вмч. Георгий Победоносец на троне. Оборот Нямецкой иконы. XIV в. (Нямецкий мон-рь, Румыния)Вмч. Георгий Победоносец на троне. Оборот Нямецкой иконы. XIV в. (Нямецкий мон-рь, Румыния) В наиболее раннем рус. своде чтимых образов Божией Матери - раме к Владимирской иконе мастера И. Дорофеева (1722, частное собрание) нет иконы с названием «Нямецкая», или «Молдавская». Отсутствует изображение и в цикле гравюр Богородичных образов работы Г. П. Тепчегорского (1713-1714). Образ с подписью «Молдавская» появляется в своде икон Божией Матери ок. 2-й пол. XVIII в.: без обозначения дня празднования - на 8-листовой гравюре «Изображение 130 икон Богородицы», упомянутой Д. А. Ровинским в собраниях Олсуфьева (2-я пол. XVIII в.) и б-ки АН (ок. 1801) (Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. № 1216. С. 477- 479, под № 124); с указанием празднования 13 марта - на 4-листовых гравюрах «Изображение 132 икон Богородицы» 1830 г. (Там же. № 1217. С. 479-483, под № 129) и «Изображение 160 икон Божией Матери» работы выпускника имп. АХ Е. Н. Долгова (1800-1847) (Там же. №1218. С. 483-485, под № 21). По наблюдению Н. И. Комашко, иконография Молдавской иконы соответствует иконографии Мателикийской иконы, впервые награвированной Тепчегорским в 1722 г.

Как Нямецко-Молдавская в публикациях с кон. XIX в. фигурируют сама икона и ее список - «точная копия», подаренная молдав. князем одному из представителей рода Чертковых. Судя по сопровождающим публикации изображениям, икона не могла быть написана ранее 1844-1845 гг., поскольку ее иконография воспроизводит детали, свойственные не живописи этого образа, а его окладу (парящие фигуры ангелов с крестоообразно сложенными на груди руками, картуш с надписью о молении Петра и т. д.) (см.: Снессорева. 1898. Ил. на с. 195; Поселянин. Ил. на с. 389). В то же время И. Д. Чертков (1797-1865) в тексте на обороте иконы сообщает, что список принадлежал его матери Е. С. Чертковой (урожд. Тевяшевой; 1770-1827) и находился в Воронеже в домовом храме семьи, за престолом, а затем был вложен им в ц. Рождества Христова слободы Михайловка Богучарского уезда Воронежской губ. Год передачи иконы в Михайловку в надписи отсутствует; согласно С. И. Снессоревой, это произошло в 1846 г. (Снессорева. 1898). Еще одна надпись на обороте, видимо, являлась переводом с молдав. языка текста, расположенного на лицевой части образа: «Достоверное изображение чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, которое находится во святом монастыре, именуемом Нямецким (Нямцулы) на земли Молдавской, прислана от благочестивейшего Константинопольского Императора Андроника Палеолога Александру Воеводе страны Молдавской в 6907 (1399) году» (Там же). Этот текст с альтернативной версией дарения Н. и. свидетельствует о том, что к 40-м гг. XIX в. сообщение митр. Молдавского Георгия IV, оставленное чуть более столетия назад (1723), как таковое не фигурировало или было искажено; сама же версия не соответствует историческим реалиям, поскольку к началу господарства Александру Доброго в 1400 г. имп. Андроник IV Палеолог уже скончался († 1385), а Андроник V Палеолог (1400-1407), если учитывать приведенный в надписи на иконе год, еще не родился.

Арх.: Andronic (Popovici), mon. Istorie pentru icoana cea făcătoare de minuni a Maicii Domnului, care se află în mănăstirea Neamşu şi pentru minunile ce s-au făcut, 1859 (manuscris) // Arhiva de Stat, Chişinău. F. 2119. Inv. 3. Unitatea de păstrare nr. 45.
Ист.: Иоанникий Галятовский, иером. Небо новое з новыми звездами сотворенное, то есть Преблагословенная Дева Мария Богородица з чудами Своими. Львов, 1665. Л. 77-77 об.; Могилёв, 16994. Л. 120 об.- 121 об.
Лит.: Снессорева С. Земная жизнь Пресв. Богородицы. СПб., 18982. С. 195; Поселянин Е. Богоматерь. С. 388-389; Iorga N. Cea mai veche icoană din Moldova, care însă nu e veche // Bul. Comis. monumentelor istorice. Bucur., 1931. An. 24. Fasc. 67. P. 29-30; idem. Les arts mineurs en Roumanie. Bucarest, 1934. T. 1. P. 8; idem. Istoria vieţii bizantine. Bucur., 1974. P. 564; Ivan I., diac., Porcescu S., preot. Mănăstirea Neamţ. Iaşi, 1981. P. 166-172; Costea C. Un exemplar de artă paleologă în România // An. Inst. de istorie şi arheologie «A. D. Xenopol». Iaşi, 1989. An. 26. N 1. P. 381-392; Efremov А. Icoane româneşti. Bucur., 2003. P. 73-74, 76, 173-174 (Not. 6), 199 (Сat. 61) (с библиогр.); Luca (Diaconu), arhim. Icoana Maicii Domnului de la mănăstirea Neamţ - cea mai frumoasă operă bizantină de tip Hodighitria conoscută // Cinstirea sfintelor icoane în Ortodoxie: Retrospectivă istorică, momente cruciale de stabilire a teologiei icoanei şi de criză majoră. Iaşi, 2008. P. 276-313; idem. Icoana bizantină a Maicii Domnului de la mănăstirea Neamţ. Iaşi, 2010; Parpulov G. R. The Miraculous Icon of the Neamţ Monastery // Rev. Roumaine d'Histoire de l'Art. Sér. Beaux-Arts. 2018 (в печ.).
Э. В. Шевченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также