ОБЩЕСТВО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНСТВА НА КАВКАЗЕ
Том LII, С. 310-312
опубликовано: 19 мая 2023г.

ОБЩЕСТВО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНСТВА НА КАВКАЗЕ

Содержание

(9 июня 1860 - между 1917 и 1920).

Создание О. в.

В кон. 50-х гг. XIX в., после окончательного присоединения Кавказа к Российской империи, в регионе начался новый этап миссионерской деятельности: стало очевидным, что работа Осетинской духовной комиссии (ОДК) не отвечает интересам российской политики на Кавказе. Основными целями нового об-ва, возникшего по инициативе наместника на Кавказе А. И. Барятинского (1856-1862), должны были стать укрепление пошатнувшейся веры горцев, распространение Православия среди языческого населения и обращение мусульман. В составлении устава и решении организационных вопросов участвовали также члены Синода митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский Исидор (Никольский), митр. Московский Филарет (Дроздов) и экзарх Грузии Евсевий (Ильинский).

9 июня 1860 г. имп. Александр II Николаевич утвердил устав О. в. Покровительницей об-ва стала супруга императора имп. Мария Александровна, правление об-ва располагалось в Тифлисе. Работу О. в. выполнял временный комитет под упр. Барятинского. Членом об-ва мог стать любой человек, платящий взнос. В зависимости от суммы членам присваивали разряд: 1-й - почетный член О. в. (единовременный взнос 2,5 тыс. р. или ежегодный 250 р.); 2-й - действительный член О. в. (1,5 тыс. р. или 150 р.); 3-й - член-сотрудник О. в. (500 р. или 50 р.); 4-й - член-ревнитель О. в. (50 р. или 20 р.). Для членов О. в. был учрежден Знак св. Нины (крест на лиловой ленте), приравненный к основным наградам Российской империи: члены 1-го разряда получали золотой с терновыми ветвями зеленого цвета на белой эмали (носили на шее), 2-го - золотой с белой эмалью (носили на шее; илл. см в ст. Знаки нагрудные церковные), 3-го - серебряный с эмалью (носили на груди), 4-го - серебряный без эмали (носили на груди).

Знак св. Нины 4-го разряда. Серебро. Аверс. Реверс. Фото: https://nagrada.moscowЗнак св. Нины 4-го разряда. Серебро. Аверс. Реверс. Фото: https://nagrada.moscow29 янв. 1865 г. в устав об-ва были внесены изменения и дополнения. Председателем Совета О. в. стал наместник на Кавказе, заместителем - экзарх; в состав Совета входили 6 чел., к-рых назначал председатель. Члены 1-го разряда стали вносить ежегодный взнос в размере 500 р., 2-го - 250 р., 3-го - 100 р. и 4-го - 20 р.

10 февр. 1885 г. имп. Александр III Александрович утвердил новый устав. Председателем О. в. стал экзарх, наместник был удален от дел. Миссионеры О. в. должны были проповедовать не только среди народов Сев. Кавказа, но и среди населения груз. провинций Тушети, Пшави, Хевсурети, Саингило и Сванети, в к-рых Православие некогда было широко распространено, но со временем подверглось значительному воздействию язычества, а также груз. исторических провинций Абхазия и Самцхе-Джавахети, где население в результате завоевания этих территорий османами было обращено в мусульманство.

При создании О. в. были учтены ошибки, допущенные в работе ОДК. Миссионерами теперь могли стать только выпускники духовных школ. С этой целью в Тифлисской ДС было создано отд-ние подготовки духовных лиц для миссионерской деятельности. Кроме того, О. в. должно было обеспечить безопасность миссионеров. От них требовалось хорошее знание языка, истории и обычаев того народа, среди представителей которого им надлежало проповедовать. Вместе с рус. духовенством в работе О. в. активно участвовало и грузинское (подробнее об основании О. в. см. в разд. «Миссионерская деятельность Грузинского Экзархата» в ст. Грузинский Экзархат Русской Православной Церкви).

Деятельность О. в.

Церковь во имя вмч. Георгия в с. Калдахвары (Абхазия), выстроенная обществом. Фото: Альбом. 1910. С. [71]Церковь во имя вмч. Георгия в с. Калдахвары (Абхазия), выстроенная обществом. Фото: Альбом. 1910. С. [71]

С целью подготовки проповедников в горных районах при Тифлисской и Ставропольской духовных семинариях были открыты классы, где преподавали языки горских народов (Платонов. 1910. С. 106). Первая школа О. в. была открыта в 1863 г. в Даллагкау. В 1864-1871 гг. количество школ, находящихся в ведении О. в., колебалось от 30 до 40, в них училось свыше 1 тыс. детей. В 1870 г. на строительство школ подобного типа было потрачено более 33 тыс. р. (НА Грузии. Ф. 493. Д. 93. Л. 4). Особое внимание О. в. уделяло образованию женщин: были основаны 3 жен. школы (1-я - в 1863 во Владикавказе), в к-рых помимо духовных дисциплин девушки изучали домоведение, занимались рукоделием и др. В 1906/07 уч. г. действовали 85 принадлежавших О. в. школ: 18 - во Владикавказской епархии на Сев. Кавказе; 50 - в Карталино-Кахетинской (Грузинской) епархии (в т. ч. 9 - в Душети, 9 - в Тианети, 5 - в Закатальском окр., 4 - в Эриванской губ., 2 - в Елизаветпольской губ., одна - в Карсской обл., 2 - в Бакинской губ. и др.); 7 в Имеретинской епархии (все в Сванети); одна - в Гурийско-Мингрельской епархии; 8 - в Сухумской епархии (Списки учителей и законоучителей по школам за 1906-1907 г. // Отчет... за 1906-1907 гг. 1909. С. 136-193).Церковь во имя свт. Николая в с. Астара (ис-торическая груз. пров. Саингило, ныне на территории Азербайджана), выстроенная обществом. Фото: Альбом. 1910. С. [16]Церковь во имя свт. Николая в с. Астара (ис-торическая груз. пров. Саингило, ныне на территории Азербайджана), выстроенная обществом. Фото: Альбом. 1910. С. [16]

Были созданы отд-ния О. в. во Владикавказе, в Гурии, Мегрелии, Абхазии, Туш-Пшав-Хевсурети, Аджарии. С целью улучшения работы О. в. 19 окт. 1895 г. в Тифлисе при содействии сщмч. Ермогена (Долганёва) было основано Епархиальное миссионерское духовно-просветительское братство, к-рое занималось культурно-просветительской работой; в 1905 г. создано Епархиально-миссионерское братство при 1-й тифлисской миссионерской ц. во имя арх. Михаила, председателем стал прот. С. Городцов (впосл. митр. Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов)).

В 1906-1907 гг. О. в. принадлежало 119 приходов: 60 - в Карталино-Кахетинской епархии (в т. ч. 7 - в Тушинском благочинии, 11 - в Пшаво-Хевсурском, 4 - в Ингилойском, 15 - в Джавском, 7 - в Ортевском, 6 - в Кобийском, 5 - в Ахалцихском, 5 - в Эриванском благочинническом окр.); 40 - в Сухумской епархии; 19 - в Имеретинской епархии (Ведомость о приходах и причтах Об-ва за 1906-1907 гг. // Там же. С. 3-58).

Церковь в с. Хуло (Аджария, Грузия), выстроенная обществом. Фото: Альбом. 1910. С. [60]Церковь в с. Хуло (Аджария, Грузия), выстроенная обществом. Фото: Альбом. 1910. С. [60]Одним из наиболее ярких проповедников О. в. был еп. Имеретинский свт. Гавриил (Кикодзе). С 14 мая по 4 июня 1868 г. он при помощи переводчиков проповедовал среди абхазов и др. горцев, в результате его миссии приняли крещение 6 тыс. абхазов. Также миссионерскую деятельность в Абхазии вели грузинские священники В. Жордания, Д. Мачавариани, Н. Киртадзе, К. Топуридзе и др. Особое значение имел основанный в 1875 г. близ Сухума рус. монахами афонского Русского великомученика Пантелеимона монастыря с целью активизации миссионерской деятельности в Абхазии Новоафонский во имя апостола Симона Кананита мужской монастырь.

В течение 14 лет среди осетин проповедовал еп. Владикавказский Иосиф (Чепиговский), к-рого называли «апостолом Осетии»; еп. Иосиф уделил много внимания переводу Свящ. Писания на осетинский язык. С 1864 по 1893 г. в лоно Православия вернулось 4118 осетин; в 1889-1899 гг.- 93 старообрядца; в 1890-1899 гг.- 116 сектантов; в 1869-1892 гг. было крещено 115 ингилойцев; в 1867 г.- 16 хевсуров; в 1864-1868 гг.- 161 кистин; в 1867-1899 гг.- 3304 ассирийца (Гаджиев. 2006. С. 217). Большой вклад в миссионерскую деятельность внес инспектор школ О. в. архим. Амвросий (Кавкасидзе; 1849-1896). 1 марта 1890 г. он был избран членом О. в. и проповедовал в мусульманских и полуязыческих поселениях Зап. Грузии (Абхазия, Самурзакано, Сванети, Ахалцихский у., Самцхе-Джавахети, Артвинский и Батумский округа). В 1891 г. др. миссионеру были переданы Артвинский и Батумский округа, в 1892 г. еп. Сухумскому Агафодору (Преображенскому) - Самурзакано и Абхазия, в 1895 г. архим. Леониду (Окропиридзе; впосл. католикос-патриарх всей Грузии) - Ахалцихский у.

Важную роль в развитии Православия в Саингило сыграл уроженец края выпускник Тифлисской ДС свящ. Тарасий Иваницкий, к-рый в 1894-1899 гг. проповедовал среди ингилойцев, а также среди населения азербайджанских и лезгинских сел. С 1899 г. миссионерская деятельность в Саингило была поручена инспектору школ О. в. Е. Миминошвили, вместе с ним работали благочинный церквей Саингило свящ. Иродион Окропиридзе и назначенный миссионером в 1902 г. свящ. Аполлон Иваницкий. Благодаря миссионерской деятельности из среды ингилойцев в 80-90-х гг. XIX в. вышли известные культурные и научные деятели Грузии И. Булулашвили, Г. Джанашвили, К. Тархнишвили, М. Г. Джанашвили и др., священники Д. Джанашвили и М. Кулошвили. Миссионерскую деятельность в Аджарии вели прот. Симеон Кикодзе, исп. Амвросий (Хелая; впосл. католикос-патриарх всей Грузии), свящ. Евфимий Талаквадзе и др.

В 1910 г. в Тифлисе торжественно отмечали 50-летие О. в. Были изданы отражающие деятельность О. в. труд (Платонов. 1910) и фотоальбом (Альбом церквей. 1910), посвященный церквам и приходским школам, основанным О. в. Было выявлено, что в течение 50 лет благодаря миссионерской деятельности О. в. было крещено 33 547 чел.

После самопровозглашения автокефалии Грузинской Православной Церкви 12 марта 1917 г. созданное Временное правление прекратило связь с О. в. Архивные материалы фонда О. в. (НА Грузии. Ф. 493) позволяют установить, что с 1918 г. делопроизводство О. в. не велось; вместе с тем в фонде содержатся документы до 1920 г., имеющие отношение к О. в.

Деятельность О. в. в Абхазии

- см. разд. «Просвещение Абхазии» в ст. Грузинский Экзархат Русской Православной Церкви.

Деятельность О. в. в Самцхе-Джавахети, Саингило и Аджарии

- см. разд. «Присоединение к России и просвещение юго-восточных и юго-западных областей Грузии» в ст. Грузинский Экзархат Русской Православной Церкви О церковной истории Саингило см. в ст. Курмухская епархия.

Деятельность О. в. в Туш-Пшав-Хевсурети и Сванети

В горных регионах Сев. Грузии христианство проповедовали в древности, однако местное население сохраняло приверженность язычеству. По инициативе О. в. с 1865 г. в Туш-Пшав-Хевсурети стали открываться школы, преподавателями и миссионерами в к-рых были груз. духовные лица. Были построены или возобновлены церкви в Тианети, Шатили, Дартло, Барисахо, Рошке, Аракиели; при них стали действовать школы. Также школы открыли в Панкиси, где проживали переселенные из Чечни кистинцы. В 90-х гг. XIX в. значительный вклад в миссионерскую деятельность в Туш-Пшав-Хевсурети внес инспектор О. в. архим. Леонид (Окропиридзе). В 80-90-х гг. XIX в. О. в. открыло церковноприходские школы в Сванети (в Местии, Ушгули, Мулахи и др.); миссионерскую деятельность здесь вели уроженцы края прот. Виссарион Нижарадзе, свящ. Иоанн Маргиани и др.

Председатели О. в.:

наместники на Кавказе кн. А. И. Барятинский (1860-1862), вел. кн. М. Н. Романов (1863-1882), кн. А. М. Дондуков-Корсаков (1882-1885); экзархи Грузии архиепископы Павел (Лебедев; 29 сент. 1885 - 29 сент. 1887), Палладий (Раев; 1887-1892), сщмч. Владимир (Богоявленский; 1892-1898), Флавиан (Городецкий; 1898-1901), Алексий (Опоцкий; 1901-1905), Николай (Налимов; 1905-1906), Никон (Софийский; 1906-1908); временно исполняющий обязанности председателя еп. Бакинский Григорий (Вахнин; 28 мая 1908 - дек. 1909); экзархи Грузии архиепископы Иннокентий (Беляев; 1909-1913), Алексий (Молчанов; 1913-1914), Питирим (Окнов; 1914-1915), Платон (Рождественский; 1915-1917).

Арх.: Об-во восстановления правосл. христианства на Кавказе // НА Грузии. Ф. 493. 1771 д., 1860-1920 гг.
Ист.: Отчет Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе за 1864-1880, 1885-1901, 1906-1907, 1910-1913 гг. Тифлис, 1865-1884, 1903-1909, 1913-1915; Альбом церквей и школ Об-ва и народностей Кавказа. Тифлис, 1910; Платонов А. И. Обзор деятельности «Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе» за 1860-1910 гг. Тифлис, 1910.
Лит.: Кирион III (II) (Садзаглишвили), католикос-патриарх. Краткий очерк истории Груз. Церкви и Экзархата за XIX ст. Тифлис, 1901; Хуцишвили М. Социально-полит. положение Груз. Церкви в XIX-XX вв. Тб., 1987 (на груз. яз.); Цверава В. Миссионерская деятельность Груз. Экзархата в XIX в. Кутаиси, 2003 (на груз. яз.); Гаджиев Д. Миссионерская деятельность Правосл. Церкви на Сев. Кавказе в XVIII-XIX вв. // ХЧ. 2006. № 26. С. 188-224; Бубулашвили Э. Из истории деятельности «Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе» // Вопросы новой и новейшей истории. Тб., 2008. Вып. 1. С. 256-266 (на груз. яз.).
Э. Бубулашвили
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)
  • «АНТИРЕЛИГИОЗНИК» ежемесячн. атеистич. журнал Центр. совета Союза воинст. безбожников СССР, 1926-1941 гг.
  • АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)
  • АНТОНИЙ митр. Галицкий († 1391/92)